Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование наглядно-образных приёмов при изучении слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе

Работа №33050

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость3500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
816
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 9
1.1 Принципы разработки комплектов наглядных пособий в методике русского языка 9
1.2 Классификация наглядных методов обучения 20
1.3 Виды наглядных средств и их роль в эффективности обучения 28
1.4 Принципы и содержание словарной работы в начальных классах 32
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ В ИЗУЧЕНИИ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ……………………………………………………………….40
2.1 Констатирующий эксперимент 40
2.2 Формирующий эксперимент 42
2.3 Контрольный эксперимент 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59


ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса является одной из задач совершенствования образования. Концепция модернизации образования предъявляет новые социальные требования к системе образования и, в частности, к подготовке учащихся в начальной школе, в которой закладывается фундамент для дальнейшего образования.
В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Социальные запросы, предъявляемые сегодня школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является потребность использования новых технологий в обучении, новых форм проведения интересных занятий, которые развивали бы речь, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность у учащихся младших классов. Здесь особое значение следует уделить принципу наглядности, в основе которого лежат определенные соотношения чувственного и логического в процессе обучения.
Принцип наглядности, как один из основных принципов обучения, в современной дидактике понимается шире как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Это, в свою очередь, означает расширение сферы их применения.
Большие возможности для использования наглядности имеют уроки русского языка в начальных классах. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Это достигается при широком использовании наглядных средств на всех этапах обучения.
Благодаря «живому созерцанию» человек познает внешние характеристики окружающих его предметов, событий и процессов. Такое познание становится возможным, прежде всего благодаря соответствующим образом ориентированному созерцанию, т.е. наблюдению, а также различного рода оценкам.
Совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов. Или их моделей, а также в представлении им определенных явлений, событий или процессов с соответствующим объяснением называют демонстрацией.
Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений или процессов. В итоге, они быстрее и полнее познают те фрагменты действительности, которые являются предметами демонстрации; собирая наглядный материал, они получают возможность перейти к словесной формулировке соответствующих обобщений.
Правильно подобранные и умело включенные в систему используемых учителем методов и организационных форм обучения дидактические средства облегчают реализацию принципа наглядности. Благодаря этому они не только улучшают условия непосредственного познания действительности учащимися, но и дают материал в форме впечатлений и наблюдений, на который опираются косвенные познания, мыслительная деятельность, а так же различные виды практической деятельности..........................


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При подготовке квалификационной работы была определена цель исследования: изучение особенностей принципа наглядности в преподавании русского языка и их влияние на эффективность изучения слов с непроверяемыми написаниями.
Для достижения цели были решены ряд задач:
- изучен теоретический опыт применения наглядных средств в обучении младших школьников;
- определена роль наглядности в улучшении восприятия изучаемого материала;
- рассмотрены возможности некоторых видов средств наглядности, изложены общеметодические основы их использования и пояснить конкретные методические варианты;
- разработаны материалы для младших школьников с применением наглядных средств обучения и методические рекомендации по их применению в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка.
Проанализировав психолого- педагогическую и лингво- методическую литературу, изучив опыт учителей начальных классов, мы убедились, что современная дидактика исходит из необходимости широкого оснащения педагогического процесса и предусматривает создание средств, ориентированных на разные виды восприятия, разные способы подачи материала, разные организационные формы работы с ним.
Обучение – это процесс двусторонней активности. Эти виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.
Методы обучения являются и исторической, и социальной категорией, так как они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Реформируются учебные учреждения, меняется содержание образования, вслед за этим меняются и способы деятельности обучающих и обучающихся.
Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».
В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, эффективности познавательной деятельности школьников является наглядность.
Принцип наглядности, как один из основных принципов обучения, в современной дидактике понимается шире как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Это, в свою очередь, означает расширение сферы их применения.
Школьная практика подтверждает эффективность применения таких наглядностей, которые четко выражают существенные стороны изучаемого явления, свободны от излишних деталей, мешающих детям сначала вычленить, а потом сгруппировать признаки, обобщение которых лежит в основе данного понятия.
Полезны и такие наглядности, в которых образные изображения сочетаются со схематичными, что облегчает движение мысли ученика от конкретного к абстрактному. ...................



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. Н.С. Рождественного, Г.А. Фомичевой. - М.: Просвещение, 1977. – 323 с.
2. Аномович, Е.А. Русский язык в начальных классах. / Е.А. Аномович. - М.: Просвещение, 2005. – 255 с.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. – 257 с.
4. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. / Г.А.Бакулина. - М.: Владос, 2001. - 142 с.
5. Бельдина, Е. В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями [Текст] // Начальная школа. 2002. № 1. С.32.
6. Бессчастная, Е.И. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа. 1999. № 8. С.64.
7. Богоявленский, Д.Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики // Вопросы психологии. 1978. №4. С.23.
8. Богуславская, Н.Е., Купинос, В.И., Куровалова, А.Ю. Методика развития речи на уроках русского языка. / Н.Е.Богуславская, В.И. Купинос, А.Ю. Куровалова. - М.: Просвещение, 1991. – 352 с.
9. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. / З.М. Богуславская. - М.: Владос, 2011. - 207 с.
10. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры на уроках русского языка. / З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова, - М.: Просвещение, 1991. – 230 с.
11. Бурмако, В.М. Русский язык в рисунках. / В.М. Бурмако.–М.: Просвещение,1991. – 185 с.
12. Волина, В.В. Веселая грамматика. / В.В.Волина. – М.: Знание, 1995. – 233 с.
13. Гавриленко, А.С. Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе // Социальная сеть работников образования.2015. URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2015/12/09/obobshchenie-opyta-uchitelya-nachalnyh (дата обращения: 12.11.2019)
14. Гордеев, Э.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями [Текст] // Начальная школа. 1995. № 1. С.13.
15. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. /- М.: Линка-Пресс, 2003. – 176с.
16. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. – 412 с.
17.Жинкин, Н. Механизмы речи. / Н. Жинкин.- М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958 г. - 370 с.
18. Жиренко, О.Е. Словарная работа: рабочая тетрадь. 2 класс. / О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2013. – 57 с.
19. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. / Л.В. Занков. – М.: ГУПИ МП РСФСР, 1960. – 312 с.
20. Занков, Л.В. Обучение и развитие. / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1990. – 361 с.
21. Зверева, М.В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся [Текст] //Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С.23.
22. Зельманова, Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. Пособие для учителя. / Л.М.Зельманова. – М.: Просвещение, 1984. – 236 с.
23. Зиновьева, Т. И., Курлыгина О. Е., Трегубова Л. С.Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. / Т. И.Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. - М.: Академия, 2007. – 304 с.
24. Клементьева, Т.Б. Русский язык с удовольствием./ Т.Б. Клементьева. - М.: Русский язык, 2007. – 207 с.
25. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий. / А.К. Колеченко - СПб.: КАРО, 2002. —368 с.
26. Коменский, Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. Т.1./ Я.А. Коменский – М.: Прогресс, 1982. – 405с.
27. Конкина, Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа. 2004. № 7. С.19.
28. Кострюкова, Е.А. Словарные слова [Текст] // Начальная школа. 2014. №1. С.40.
29. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения./ В.С. Кукушин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 476 с.
30. Куулар, С.Б. Сборник материалов с игровыми и творческими заданиями для развития речи учащихся начальных классов // Сайт для учителейkopilkaurokov.ru.2016.URL:http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/sbornikmatierialovsighrovymiitvorchieskimizadaniiamidliarazvitiiariechiuchashchikhsianachalnykhklassov (дата обращения: 12.11.2019)
31. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Избранные психологические произведения. Т.1./ А.Н. Леонтьев – М.: Просвещение, 1983. – 512 с.
32. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения./ И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
33. Лозинская, Г.П. Русский язык…Это интересно! / Г.П. Лозинская. – М.: Просвещение, 1997. – 195 с.
34. Мали, Л.Д. Уроки развития речи во втором классе. / Л.Д. Мали – М.: АСТ, 2006. – 192 с.
35. Маркина, Е.Н. Опыт работы «Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка» // Социальная сеть работников образования. 2012. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/09/11/opyt-raboty-intellektualnoe-razvitie-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 5.11.2019)
36. Мельникова, С.М. Словарная работа 1 -4 классы. / С.М. Мельникова – М.: ВАКО, 2013. – 240 с.
37. Моисеев, А.И. К вопросу о наглядности преподавания [Текст] // Русский язык в школе. 1978. №5. С. 15.
38. Нечаева, Н.В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». / Н.В.Нечаева.– Самара: Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 240 с.
39. Образцова, Л.Н. Конкурс грамотеев [Текст] // Школьные игры и конкурсы. 2014. №6. С.10.
40. Панина, Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения. / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.
41. Погодина, А.Р. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций [Текст] // Начальная школа. 2010. № 13. С.22.
42. Рождественский, Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. /Н.С. Рождественский. – М.: Просвещение, 1979. – 452 с.
43. Ронгинская, С.Б. Удивительный русский язык (сборник дидактических игр по русскому языку) // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2013. URL: http://festival.1september.ru/articles/583927/ (дата обращения: 09.11.2019).
44. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» /Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Академия, 1997. – 707 с.
45. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
46. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы. Учебное пособие./ М.Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 1982. – 304 с.
47. Славин, А.В. Наглядный образ в структуре познания./А.В. Славин. – М.: Просвещение, 1989. – 213 с.
48. Смирнов, С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии./ С.А.Смирнов. - М.: Академия, 2000. — 512 с.
49. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе. / А.В. Текучев. -М.: Просвещение, 1980. – 240с.
50. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. В 6-ти т. / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика. 1989г. – 528 с.
51. Ходякова, Л.В. Живопись на уроках русского языка. / Л.В. Ходякова – М.: Флинта-Наука, 2000. – 157 с.
52. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. / Т.И. Шамова – М.: Знание, 1979. – 96 с.
53. Шестопалова, Е.А. Словарная работа [Текст] // Начальная школа. 2014. №4. С.60.
54. Шкатова, Л.А. Задачник по русскому языку. / Л.А. Шкатова – Челябинск, 1996. – 257 с.
55. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Г.И. Щукина — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
56. Яковлева, В.И. Слово о словарном слове./ В.И. Яковлева - М.: Просвещение, 1989. – 281 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ