Введение................................................................................................................... 3
1. Теоретические аспекты изучения транспортной системы города ................. 7
1.1 Понятие транспортной системы, ее содержание и основные принципы .... 7
1.2 Организационная и нормативно-правовая база управления транспортной
системой города....................................................................................................... 10
1.3 Методы оценки транспортной системы города ............................................. 16
2. Практические аспекты анализа функционирования транспортной системы
городов-миллионников ПФО................................................................................. 22
2.1 Сравнительная характеристика транспортных систем городовмиллионников Приволжского федерального округа........................................... 22
2.2 Оценка эффективности функционирования транспортной инфраструктуры в
городах-миллионниках Приволжского федерального округа............................ 49
2.3 Анализ реализации программ развития транспортной системы в городахмиллионниках ПФО ................................................................................................ 53
3. Перспективы развития систем управления транспортом в городахмиллионниках Приволжского федерального округа........................................... 61
3.1 Зарубежный опыт управления транспортной системой города................... 61
3.2 Основные проблемы развития транспортных систем городов .................... 63
3.3 Повышение эффективности управления транспортными системами в
городах-миллионниках Приволжского федерального округа............................ 66
Заключение .............................................................................................................. 72
Список использованных источников .................................................................... 76
Приложения
В современных условиях практически невозможно представить город без
общественного транспорта. Городской пассажирский транспорт – это
кровеносная система любого мегаполиса, доставляющая пассажиров на работу,
учебу, социально-значимые места или рекреационные сооружения.
От того, как функционирует эта система, зависит, насколько быстро
жители города смогут добраться из одной точки в другую, выбрав наиболее
оптимальный маршрут при минимальной затрате собственных средств.
Состояние транспорта и уровень развития транспортной системы имеет
очень важное значение для города. Согласно Федеральному закону от
06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного
значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении
автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов
поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая
создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест),
осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных
дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также
осуществление иных полномочий в области использования автомобильных
дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.1
Городская транспортная система выполняет несколько важных задач:
• внутренняя грузовая логистика;
• пассажирские перевозки;
• участие в процессе производства.
Это обусловливает актуальной эффективного управления транспортной
системой на конкретной территории.
Успешный рост городов невозможен без системы городского
пассажирского транспорта, поэтому важно, чтобы города имели развитую
1 Федеральный закон от 06. 10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019).4
транспортную инфраструктуру. С помощью городской транспортной системы
происходит не просто удовлетворение спроса населения на транспортное
обслуживание, но и экономическое развитие.
Несмотря на то, что транспортные системы не участвуют в создании
экономических благ, они обеспечивают доставку сырья и других необходимых
ресурсов и компонентов, которые являются необходимым базисом для создания
экономических продуктов и развития экономики в целом.
Проблематикой транспортных систем в разное время занимались такие
видные отечественные деятеля науки, как Гузенко А.В, Булавина Л.В., Пугачев
И.Н., Шуравина Е.Н., Гукетлев Ю.Х., Ткачева Я.С, Эльдарханов Х.Ю.,
Пояркова К.Е. В их научных трудах исследовались общетеоретические
вопросы, основные проблемы в развитии городского транспорта,
совершенствование транспортных систем и зарубежный опыт развития
городского транспорта. Несмотря на то, что отечественные и зарубежные
ученые постоянно занимаются этой проблемой, она до сих пор не теряет свою
актуальность.
В частности, Пояркова К.Е. исследовала проблемы управления
транспортной системой города и выявила, что среди проблем транспортных
систем городов одной из ключевых в настоящий момент для России является
нормативно-правовая база, а также доказывала, что грамотная и полноценная
правовая база – это основа успеха транспортной политики.
Проблемы и перспективы развития городского пассажирского транспорта
мегаполиса изучала Гузенко А.В. Она считает, что нормальное
функционирование городского пассажирского транспорта важно для развития
социальной и производственно-экономической сферы любого города. Также
Гузенко отмечает, что в связи с ростом и развитием города увеличивается
нагрузка на общественный транспорт, неизбежно возникают проблемы,
связанные с оказанием транспортных услуг населению.
Объектом выпускной квалификационной работы являются транспортные
системы городов-миллионников Приволжского федерального округа.5
Предметом выпускной квалификационной работы является процесс
управления транспортной системой в городах-миллионниках Приволжского
федерального округа.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить проблемы
функционирования транспортной системы изучаемых городов, предложить
пути их решения на основе анализа транспортной системы городовмиллионников.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• рассмотреть теоретическую базу транспортной инфраструктуры, ее
основные понятия и принципы;
• проанализировать нормативно-правовую базу регулирования
муниципальных транспортных систем;
• рассмотреть методы оценки транспортных систем города;
• провести сравнительный анализ транспортных систем городовмиллионников Приволжского федерального округа;
• оценить эффективность управления транспортными системами в
городах-миллионниках Приволжского федерального округа;
• проанализировать программы развития транспортных систем в
городах-миллионниках ПФО;
• рассмотреть зарубежный опыт управления транспортной системой
города;
• обозначить основные проблемы развития транспортных систем
анализируемых городов;
• предложить пути повышения эффективности транспортной
инфраструктуры в городах-миллионниках Приволжского
федерального округа.
Эмпирическая база исследования – стратегии и муниципальные
программы развития транспортных систем исследуемых городов, официальные
статистические данные, авторские публикации в периодических журналах,6
труды отечественных ученых, посвященные исследованию проблем
организации транспортной инфраструктуры в городах.
В выпускной квалификационной работе использовались методы анализа
монографий и научных статей, компаративный анализ функционирования
транспортной системы городов-миллионников ПФО, в том числе анализ
обеспеченности и эффективности транспортной инфраструктуры города с
помощью коэффициентов соотношения грузовых и пассажирских перевозок,
коэффициента Энгеля и коэффициента Успенского.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав
основной части, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава содержит теоретические аспекты изучения городской
транспортной системы: понятия и основные принципы функционирования
транспортной системы города, нормативно-правовая база, обеспечивающая
организацию и реализацию транспортной политики, а также методы
исследования эффективности транспортных систем городов с использованием
коэффициентов.
Во второй главе приводятся практические аспекты изучения городских
транспортных систем: проводится сравнительный анализ транспортных систем,
а также проводится оценка эффективности управления транспортными
системами в городах-миллионниках ПФО.
Третья глава посвящена зарубежному опыту управления городскими
транспортными системами, основным проблемам развития транспортных
систем в выбранных городах, а также путям повышения эффективности
управления транспортными системами в городах-миллионерах Приволжского
федерального округа с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Система городского пассажирского транспорта играет важную роль в
обеспечении жизни российских мегаполисов, в решении широкого круга
вопросов, связанных с проблемами его формирования и функционирования.
Успешный рост и развитие городов невозможен без развития инфраструктуры
городского пассажирского транспорта, призванной удовлетворять ежедневные
потребности населения в перемещениях к месту работы и в поездках, не
связанных с профессиональной деятельностью.
В различных научных трудах встречается несколько определений
городского пассажирского транспорта:
– «городской вид транспорта, выполняющий регулярные перевозки
пассажиров по установленным и фиксированным на длительный период
времени маршрутам, известным населению»;
– «многофункциональную транспортную систему, которая объединяет
различные виды транспорта и осуществляет движение по территории города и
ближайшей пригородной зоне»;
– «функционирующую на территории города и в некоторых случаях за
её пределами устойчивую, развивающуюся систему перевозок пассажиров в
соответствии с социально-экономическими концепциями и планированием
жизнеобеспечения города».
Основная роль пассажирского транспорта - экономия времени,
затраченного на перемещение населения в черте города. Использование
общественного транспорта позволяет увеличить мобильность современного
жителя мегаполиса.
Однако с ростом городов и городского пассажирского транспорта
происходит увеличение транспортной активности населения, что является
следствием увеличения нагрузки на систему общественного транспорта.
Например, к таким нагрузкам можно отнести высокий уровень
автомобилизации населения, существенное загрязнение окружающей среды
выхлопными газами и острая нехватка парковочных мест. Помимо прочего, в
условиях экономической нестабильности и сокращения объемов73
финансирования городской транспорт оказывается не в состоянии справиться с
постоянным увеличением объемов перевозок пассажиров и сохранением
требуемого уровня качества.
Из анализа транспортной системы городов-миллионников
Приволжского федерального округа можно сделать вывод, что транспортное
обслуживание населения осуществляется наземными видами транспорта:
городскими автобусами, троллейбусами, трамваями, автобусами особо малой
вместимости (маршрутками) и легковыми автомобилями (индивидуальными,
ведомственными, таксомоторами); в некоторых исследуемых городах также
существует метрополитен.
На основе проведенного сравнительного анализа и математических
подсчетов, была составлена общая ось обеспеченности городов-миллионников
Приволжского федерального округа транспортной инфраструктурой. Таким
образом, были определены территории с развитыми и развивающимися
городскими транспортными системами.
На данный момент транспортным системам исследуемых городов
необходима модернизация парка транспортных средств. Это позволит
значительно повысить качество обслуживания пассажиров и увеличить
экономические показатели работы транспортной системы. Новые транспортные
средства будут обладать большей надежностью, следовательно, увеличится
срок службы подвижного состава, что особо актуально в российских условиях.
Важно также будет проводить мониторинг сроков службы транспортных
средств и, в соответствии с ним, правильно рассчитывать амортизационные
издержки, чтобы своевременно производить техническое обслуживание или
замену подвижного состава, чтобы устаревшие модели транспортных средств
не являлись магнитом, притягивающим дорожно-транспортные происшествия,
так как это негативно сказывается на репутации общественного транспорта в
целом.
Следует обратить внимание и на то, что переход автобусного парка на
новое экологически безопасное топливо (компримированный газ), как это,
например, заложено в Стратегии социально-экономического развития74
городского округа Уфа, может существенно снизить уровень выбросов вредных
веществ.
Обозначенные в третьей главе проблемы функционирования городского
пассажирского транспорта в городах-миллионниках ПФО требуют
комплексного подхода к их решению, так как система общественного
транспорта имеет важное значение для развития городов, она удовлетворяет
потребность населения в перемещениях в пределах определенной территории
при минимальных затратах времени и определённой степени комфорта.
Надежная транспортная сеть позволяет увеличить транспортную
доступность населения и улучшить показатели, характеризующие эффективную
работу городского общественного транспорта в целом.
В настоящее время в транспортной сфере существует немало проблем,
которые оказывают серьезное воздействие на функционирование всей
транспортной системы и на взаимодействие с другими отраслями экономики:
1. Отсутствие эффективной нормативно-правовой базы.
2. Износ основных фондов.
3. Увеличение количества пробок и заторов на дорогах.
4. Нехватка парковочных мест.
Пути эффективного решения проблем транспортных систем городов:
• совершенствование нормативно-правовой базы и методов
государственного регулирования и муниципального управления
городским общественным транспортом;
• обновление подвижного состава;
• снижение количества пробок на дорогах в рамках разгрузки
дорожных систем;
• снижение количества автомобилей личного пользования и
увеличение спроса на услуги городского общественного транспорта;
• организация парковочных мест для краткосрочной и долгосрочной
стоянки автомобилей.75
Важно сознавать, что совершенствование функционирования городского
общественного транспорта в исследуемых городах является необходимым
условием для дальнейшего роста и развития территорий. Увеличение жителей
городов неизбежно приводит к увеличению и количества пассажиров,
пользующихся услугами городского транспорта. На этом фоне возрастает и
число владельцев личных автомобилей. Игнорирование этих и других проблем
транспортных систем городов, непринятие адекватных и своевременных мер в
сложившейся ситуации приведут к тому, что транспортные системы городов
будут только деградировать.
Эффективная организация управления транспортной системой должна
быть ориентирована на снижение влияния негативных факторов, учет
интересов пассажиров, как одних из основных участников дорожного
движения, а также учет интересов предприятий-перевозчиков, чтобы
впоследствии достичь желаемого уровня качества предоставляемых услуг.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
(ред. от 21.07.2014)
2. Федеральный закон от 06. 10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(ред. от 01.05.2019).
3. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007
N 16-ФЗ (последняя редакция)
4. Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок
пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным
электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 17.07.2015 N 220-
ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и
городского наземного электрического транспорта» от 8.11.2007 N 259-ФЗ
(последняя редакция)
6. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030
года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
22.11.2008 года N 1734-р)
7. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23 (ред. От
14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы
расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009
N 112 (ред. От 28.04.2015) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и
багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим
транспортом»
9. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 (ред. от
14.03.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта
Российской Федерации»77
10. Мартынова Ю.А. Анализ опыта проектирования рациональных
маршрутных сетей городского пассажирского транспорта [Текст]. Интернетжурнал «Науковедение», 2014
11. Мальчикова А.Г. Организация логистических потоков в системе
городских пассажирских перевозок [Текст]: Изд- во СПбГУЭФ, 2000. 18 с
12. Гукетлев Ю. С.,Ткачева Я. С., Гкетлев Э. Ю. «Зарубежный опыт
развития городского общественного транспорта» [Текст]
13. Основные задачи и функции Министерства транспорта Российской
Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/236878 – свободный.
14. Эльдарханов Х.Ю. Логистика: управление городским
грузодвижением [Текст]. Тамбов: Грамота, 2008. - 143 с.
15. Элементы транспортной системы города. [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://megapredmet.ru/1-67849.html – свободный.
16. Управление в городском хозяйстве [Текст]: учебное пособие / под
ред. Р.Ж. Сираждинова. – М.: КНОРУС, 2009. – 352с
17. Теоретические основы муниципального управления городским
транспортом [Текст]. – Вологодский государственный университет.
18. Рахматуллина А,Р. Повышение качества услуг городского
общественного транспорта [Текст]. – Самара. Самарский государственный
экономический университет, 2014 г.
19. Пояркова К.Е., Соломатин Н.Н. Основные проблемы в развитии
городского пассажирского транспорта [Текст].
20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://gsk.ru/ - свободный
21. Ваксман С.А.Аудит транспортных систем городов и стадийность
планирования и проектирования их развития // Социально-экономические
проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /
Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) науч.практ.
конф. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2007. - С.12-2078
22. Елисеев С.Ю., Максимов В.В. Государственно-частное партнерство
в транспортном секторе. Зарубежный опыт // ВКСС Connect. – 2008. – № 2. – С.
8–12.
23. К вопросу об оценке эффективности логистических систем
городских пассажирских перевозок /Красникова Д.А., Евсеева А.А., Сухова
И.А. //Вестник развития науки и образования. 2014. № 2. С. 167-171.
24. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация движения в
городе: учебник для вузов. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 2012. –
232 с.
25. Коробейников Е. Транспортная стратегия Лондона. Urban Urban.
[Электронный ресурс]. URL: http://urbanurban.ru/2011/12/16/londontransportstrategy/ (дата обращения: 01.05.2019).
26. Мирзаянц Г.Ю. Отечественный и зарубежный опыт
финансирования управления дорожными отраслями // МИТС – Наука:
междунар. науч. вестник. – 2008. – № 2. – С. 21–23.
27. Муравьева Н. А., Николаев И. С., Казбаев М. Х. Анализ проблем
управления городскими транспортными системами // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 35. – С. 86–90.
28. Николин В.И. Автотранспортный процесс и оптимизация его
элементов. – М.: Транспорт, 2008. – 192 с.
29. Павлов И.И. Общий курс транспорта: учеб. пособие. – Тверь: Издво ТГТУ, 2012. – 104 с.
30. Пугачев И.Н. Комплексный подход к развитию и повышению
эффективности функционирования транспортных систем городов: сб. ст. //
Дороги и мосты. – 2011. – № 1. – С. 20–37.
31. Пугачёв И.Н., Лопашу В.В. Социально-экономические проблемы
развития транспортных систем городов и зон их влияния /Научные
материалы XIII международной (шестнадцатой екатеринбургской) науч.практ.
конф. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2012. - С. 105-111
32. Пугачёв И.Н., Шпаков В.Н. Проблемы развития автомобильного
транспорта и дорожной составляющей транспортной системы России –79
проблемы безопасности дорожного движения // Известия Самарского научного
центра Российской академии наук. Специальный выпуск: «Перспективы и
направления развития транспортной системы», 2016. С. 135-140.
33. Рекомендации по модернизации транспортной системы городов /
ЦНИИП градостроительства. – М., 2011.
34. Селиверстов, Я.А. Особенности построения системы городского
транспортно-логистического мониторинга [Текст] / А.Л. Стариченков, Я.А.
Селиверстов // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ» № 1/2015.С. 29-36.
35. Транспортный комплекс/ А.С. Зорин, В.И. Бережной, И.И. Морков.
– М.: Финансы и статистика, 2012. – 185 с.
36. Хомченко А.Н. Осинцев Н.А. Ресурсоэкономичность транспортных
систем городов // Современные проблемы транспортного комплекса России.
2012. № 2. С. 134-139.
37. Зубец А. Ж. Анализ обеспеченности городов-миллионников России
транспортной инфраструктурой / Вестник Московского университета имени С.
Ю. Витте: Экономика и управление, 2016 г.
38. Федоров Н.В., Рожков М.С. Система поддержки принятия решений
и задачи моделирования парковки транспорта, МГГУ, 2011 г.
39. Владимиров С.Н. Транспортные заторы в условиях мегаполиса /
Известия МГТУ, 2014 г.
40. Цыбульский А.И., Кобзев А.Ю. Проблемы организации и
перспективы развития паркинга в городах, 2018 г.
41. Гузенко А.В. Развитие го