Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры
в кросскультурных условиях ведения бизнеса 7
1.1. Сущность, функции и виды организационной культуры управления 7
1.2. Методыформирования организационной культуры управления 15
1.3. Особенности формирования организационной культуры
в кросскультурныхпрепринимательских условиях 20
2. Анализ организационной культуры управления (на примере
“Оптика-Онлайн”) 28
2.1. Общая характеристика деятельности организации 28
2.2. Анализ организационной структуры управления 32
2.3. Исследование особенностей организационной культуры управления в ООО “Оптика-Онлайн”37
3. Направления развития организационной культуры ООО “Оптика-Онлайн” в кросскультурных условиях ведения
бизнеса 43
3.1. Рекомендации по формированию кросскультурных компетенций
персонала организации 43
3.2. Рекомендации по обеспечению информационной прозрачности
компании в кросскультурных условиях 48
3.3. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию
организационной культуры 52
Заключение 59
Список использованных источников 64
Приложения
Обеспечение достаточно высокого уровня социально-экономической эффективности и роста конкурентоспособности современных компаний различных форм собственности и видов экономической деятельности непосредственно зависит от качества организационной культуры управления. Эффективная организационная культура управления в значительной степени формирует условия для повышения уровня социальной идентификации сотрудников и собственной компании, роста уровня лояльности персонала развитию организации, снижению показателя текучести кадров и, как следствие, в долгосрочной перспективе повышению уровня общей производительности труда в организации.
В целом, понятие организационной культуры управления является достаточно комплексным и многоаспектным. Организационная культура включает в себя устойчивые неформальные внутриорганизационные нормы и правила поведения, традиции, обычаи, особенности взаимоотношений в организации как горизонтального, так и вертикального плана. Проблемы организационной культуры современных компаний различного профиля исследуются, помимо современной теории управления, в рамках методического инструментария социологии и психологии.
Актуальным направлением организационной культуры современных компаний являются кросскультурные коммуникации. Такого рода коммуникации включают в себя как внутренние, так и внешние взаимодействия между представителями различных этносов, представителей разных возрастных, социальных и иных групп. Соответственно, качество кросскультурных коммуникаций также является одним из объектов современной теории и практики управления организациями.
При этом особенно важным процесс формирования рациональной организационной культуры управления является для современных крупных торговых сетей, в первую очередь осуществляющих розничную торговлю потребительскими товарами. Например, в современных сетях торговли оптическими товарами для физических лиц достаточно актуальной является проблема не только рациональных внутрифирменных коммуникаций, но и организации и осуществления коммуникативных взаимодействий с разными группами пользователей очков, линз и прочей продукции. Важной является и проблема неразглашения персоналом такого рода торговых сетей конфиденциальных данных, связанных с состоянием зрения отдельных пациентов.
Проблемами рационализации организационной структуры управления и совершенствования кросскультурных коммуникаций в системе организационного развития занимались такие отечественные и зарубежные исследователи, как М. Армстронг, А.П. Балашов, А.В. Большов, И.В. Грошев, Г.Н. Исаев, В.Л. Макаров, Е.М. Рогова, А.Л. Рыжко, О.Г. Тихомирова, Г. Хакен, С.А. Шапиро и другие ученые.
Объектом исследования выступает организационная культура управления, как один из значимых факторов обеспечения эффективности социально-экономического развития современных компаний. Предметом исследования являются направления совершенствования организационной культуры ООО“Оптика-Онлайн”, реализуемые в рамках кросскультурных условий ведения бизнеса.
Цель исследования состоит в рассмотрении теоретических положений и разработке научно-практических рекомендаций по развитию организационной культуры управления в современных кросскультурных условиях ведения бизнеса. В рамках цели работы выделены и решены следующие основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования и развития организационной культуры управления;
- выделить специфику основных видов организационной культуры управления современными компаниями;
- произвести анализ основных направлений трансформации организационной культуры в рамках кросскультурных условия ведения бизнеса;
- произвести анализ тенденций финансово-экономического развития ООО “Оптика-Онлайн”;
- рассмотреть особенности, достоинства и недостатки организационной культуры управления ООО “Оптика-Онлайн”;
- обосновать рекомендации по совершенствованию организационной культуры управления ООО “Оптика-Онлайн” в кросскультурных условиях ведения бизнеса;
- оценить эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию организационной культуры ООО“Оптика-Онлайн”.
В процессе исследования были использованы такие методы анализа, как исследование специальной литературы по проблемам управления организационной культурой и развития кросскультурных коммуникаций, финансовый анализ, исследование организационной структуры управления, метод экспертного оценивания, расчет стоимости компании методом чистых активов.
Во введении работы показана актуальность проблемы управления организационной культурой в целом и актуальность рационального менеджмента организационной культуры в условиях современных кросскультурных коммуникаций, показана степень разработанности данной научной проблемы, аргументированы объект и предмет исследования, систематизированы цель, задачи и методы осуществления квалификационной работы.
В первой главе исследования рассмотрены основные теоретические и методические аспекты управления организационной культурой современных компаний в контексте кросскультурных условий ведения бизнеса. Во второй главе осуществлено исследование деятельности ООО“Оптика-Онлайн”, выделены особенности организационной структуры управления данной торговой сети, рассмотрены достоинства и недостатки существующей организационной культуры. В третьей главе обоснованы рекомендации по совершенствованию организационной культуры управления ООО “ОптикаОнлайн” в рамках кросскультурных условий ведения бизнеса, осуществлена оценка эффективности разработанных мероприятий.
В заключении работы систематизированы основные выводы по вопросам теории и практики управления организационной культурой и специфике менеджмента данного процесса в условиях современных кросскультурных коммуникаций. Список использованных источников, которые в той или иной степени были изучены при подготовке и написании исследования, содержит 52 наименования. В Приложении приведены основные положения устава исследуемой торговой сети, а также формы ее финансовой отчетности за 2016 - 2018 г.г.
Организационная культура управления представляет собой систему норм, правил, внутриорганизационных традиций, отношений персонала к организации, социальной идентификации, оказывающих влияние на производительность труда и эффективность развития компании. Показана взаимосвязь организационной культуры с различными видами экономического потенциала современного предприятия.
Систематизированы основные примеры компаний РФ, для которых типичными являются тоталитарная, авторитарная, демократическая или смешанная организационная культура управления. Произведен сравнительный анализ вклада организационной культуры в формирование средней стоимости компаний экономики Российской Федерации и ряда государств и регионов мира.
Нами рассмотрены основные методы формирования организационной культуры управления современных компаний, такие как создание и развитие организационной культуры силами самой организации, привлечение услуг специализированных консалтинговых фирм или использование бенчмаркинга передового опыта компаний - отраслевых лидеров в части менеджмента организационной культуры. Систематизированы основные достоинства и недостатки каждого из указанных методов.
В современной теории управления кросскультурность рассматривается в качестве системы ментальных различий между различными представителями организационных групп, обусловленных как различиями в объективных демографических параметрах, так и разным восприятием ключевых социальных ценностей. Нами рассмотрены особенности таких основных типов кросскультурных различий, характерных для современных организаций, как этническая кросскультурность, кросскультурность в зависимости от факторов места рождения, возраста, социальной дифференциации, возможных устойчивых различий в социально-
политических взглядах. Кросскультурные коммуникации могут иметь вместо как в процессе взаимодействия между различными группами персонала организации, так и при организации и осуществлении экономических отношений компании с потребителями, например находящимися в других странах.
Показано, что кросскультурность в сфере внутриорганизационных коммуникаций может иметь как положительные, так и негативные черты. Определенные положительные функции кросскультурных коммуникаций состоят в обогащении организационной культуры различными новыми элементами, во взаимопроникновении различных ценностных платформ отдельных социальных групп. Вместе с тем, достаточно существенными могут быть и негативные эффекты для организационной культуры, проявляющиеся, в первую очередь, в том, что кросскультурные различия могут стать значимым фактором внутриорганизационных конфликтов. Выделены основные направления влияния общей организационной культуры на преодоление основных возможных кросскультурных конфликтов.
Нами рассмотрены основные тенденции эволюции регионального рынка оптики для физических лиц. Так, в 2016 - 2017 г.г. рынок оптической продукции для населения РТ вошел в стадию насыщения, а в 2018 г. имело место даже некоторое (на 4,9 процентных пункта) снижение емкости исследуемого рынка. По нашему мнению, основной причиной сокращения емкости рынка оптической продукции региона стало снижение реальных денежных доходов населения и, соответственно, величины платежеспособного спроса.
Выделены основные особенности финансово-экономического развития ООО “Оптика-Онлайн” в 2016 - 2018 г.г. Показано, что достаточно негативными тенденциями данного периода являлись некоторое сокращение уровня рентабельности продаж оптической продукции на отраслевом рынке г. Казани, а также устойчивый рост текучести кадров компании, затрудняющий в т.ч. и эффективное воспроизводство ее организационной культуры.
Организационная структура управления ООО “Оптика-Онлайн” является линейно-функциональной. Можно выделить следующие недостатки реализации функций управления исследуемой торговой сети, затрудняющие реализацию его организационного потенциала и прогрессивное формирование организационной культуры управления: отсутствие финансового отдела, что затрудняет рациональность процесса финансового менеджмента организации; недостаточная реализация отделом кадров ООО “Оптика-Онлайн” функций по развитию и совершенствованию компетенций персонала и рационализации системы менеджмента организационной культуры;неразвитость в организационной структуре управления функции стратегического планирования целей и приоритетов деятельности на региональном рынке оптики в средне- и долгосрочной перспективе.
Показана эволюция элементов организационной культуры управления ООО “Оптика-Онлайн” в 2010 - 2019 г.г. от выраженно тоталитарного типа к авторитарному с элементами демократического стиля организационной культуры в таком достаточно динамично развивающемся секторе исследуемой торговой сети, как онлайн-продажи. Систематизированы основные проблемы развития организационной культуры исследуемой торговой сети.
Количественное исследование организационной культуры управления ООО “Оптика-Онлайн” произведено в 2019 г. с использованием инструментария анонимного экспертного оценивания. Согласно усредненной экспертной оценке, наиболее эффективными элементами организационной культуры управления ООО “Оптика-Онлайн” являются общий психологический климат в трудовом коллективе и внутренние кросскультурные коммуникации. Вместе с тем, наименее эффективным в ООО “Оптика-Онлайн” является такой элемент организационной культуры, как “обратная связь” персонала: руководство организации достаточно слабо учитывает мнение низовых звеньев сотрудников в процессе управления. Кроме того, в организации недостаточно эффективно развиты производственное наставничество и корпоративные праздники.
Предлагается осуществить модернизацию организационной культуры управления ООО “Оптика-Онлайн” от существующего в настоящее время авторитарного типа к смешанному типу, интегрирующему элементы как авторитарного, так и, в определенной степени, демократического стилей управления. В рамках такого типа организационной культуры будут иметь место более существенные возможности по реализации принципа “обратной связи” в процессе управления, более активном участии низовых звеньев персонала в разработке и принятии управленческих решений по наиболее актуальным направлениям развития исследуемой торговой сети.
Разработаны такие рекомендации по совершенствованию организационной культуры управления и развитию кросскультурных коммуникаций торговой сети ООО “Оптика-Онлайн”, как организация дообучения персонала татарскому языку и основам разговорного английского языка, внедрение системы внутрикорпоративного обучения, повышение интенсивности и разнообразия корпоративных праздников за счет организации, внедрение в штат компании должности профессионального психолога, оказывающего на безвозмездной основе услуги не только сотрудникам ООО “Оптика-Онлайн”, но и членам их семей.
Актуальным атрибутом развития организационной культуры современных компаний, в том числе торговых сетей, в современных кросскультурных условиях ведения бизнеса является обеспечение информационной прозрачности компаний. Одним из значимых элементов информационной прозрачности, в свою очередь, является формирование этического кодекса бизнеса, который в ООО “Оптика-Онлайн” в настоящее время отсутствует. Разработаны основные направления этического кодекса бизнеса данной торговой компании.
Произведена укрупненная оценка стоимости затрат на рационализацию организационной культуры управления и совершенствование кросскультурных коммуникаций ООО “Оптика-Онлайн”. Суммарные затраты составили 1842 тыс.руб. в год. Для исследования эффективности их величина была сопоставлена со средним приростом стоимости компании в результате фактора организационной культуры, определенным по данным статистических исследований. При этом стоимость ООО “Оптика-Онлайн” была оценена методом чистых активов. Вероятный прирост стоимости компании под влиянием совершенствования организационной культуры управления составит 648 тыс.руб., а срок окупаемости мероприятий по ее рационализации, соответственно, 2.81 года, что вполне допустимо.
Эффективность мероприятий по совершенствованию организационной культуры управления ООО “Оптика-Онлайн” была также исследована на основании экспертного оценивания сотрудников компании. Суммарная экспертная оценка предлагаемой модернизированной организационной структуры управления ООО “Оптика-Онлайн” составила 43,6 экспертных балла (против 32,3 баллов по существующей в настоящее время организационной культуре). Тем самым, в соответствии с экспертным подходом, эффективность модернизации организационной культуры управления торговой сетью, в том числе в направлении совершенствования системы кросскультурных коммуникаций, составила 134,9%.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: Бек, 2018. 228 с.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. М.: Альпина Паблишер, 2018. 174. С.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2018 г. // Российская газета. - 2018. - №212. - С. 1 - 2.
Книги, монографии
4. Альберт М., Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2016. - 672 с.
5. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ.- М.: Армада, 2015. - 358 с.
6. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент. - М.: Из-во РУДН, 2011. - 144 с.
7. Балашов А.П. Организационная культура. - М.: Инфра-М, 2016. -280 с.
8. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. /Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 2017.
9. Большов А.В. Менеджмент: теория и практика. - Казань: Из-во КФЭИ, 1997.
10. Галиновский А.В. Организационная культура управления. - М.: Инфра-М, 2018. - 284 с.
11. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М., 2000.
12. Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Организационная культура. - М.: Юнити, 2018. - 320 с.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Нижний Новгород, 2016. - 271 с.
14. Журавлев П.В., Карташов С.А. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: Экзамен, 2014. - 152 с.
15. Забирова Л.М. Стратегическое управление персоналом
организации. - М.: Lambert, 2012. - 280 с.
16. Исаев Г.Н. Предпринимательство в
информационной сфере. - М.: КноРус, 2018. - 320 с.
17. История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. - М.: Инфра-М, 2000.
18. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Олимп-бизнес, 2016. 486 с.
19. Лейбенстайн Х. Аллокативная
эффективность в сравнении с “Х-эффективностью”/ Теорияфирмы. - СПб.:Экономическаяшкола, 2015. - 348 с.
20. Ливингстон Дж. Как все начиналось. Apple, PayPal, Yahoo и еше двадцать историй известных стартапов глазами их основателей. М.: Эксмо, 2014.
21. Лопатников Л.И. Экономико
математический словарь. - М.: Дело, 2016. - 520 с.
22. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Экономика знаний. - М.: Экономика, 2018.
23. Мельник А.Н., Садриев А.Р., Лукишина Л.В., Маруфи М. Санкционное давление: направления трансформации процессов управления инновационным развитием отечественной экономики. - М.: Из-во КФУ, 2018. - 240 с.
24. Рогова Е.М. Организационная культура управления. М.: Изд. Дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2017. - 380 с.
25. Российская экономика: проблемы и
перспективы. - М.: Из-во Института экономической политики, 2018. - 568 с.
М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2018.
27. Россия и страны мира: статистический ежегодник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2018. - 518 с.
28. Рыжко А.Л. Организационные коммуникации. - М.: Юрайт, 2018. - 356 с.
29. Салихов Б.В. Интеллектуальный капитал организации: сущность, структура и основы управления. - М.: Дашков и К, 2008. - 340 с.
30. Сенаторов А.А. Битва за подписчиков “вКонтакте”. - М.: Альпина диджитал, 2018.
31. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. - М.: Инфра-М, 2017. - 152 с.
32. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. - М.: КомКнига, 2005
33. Шапиро С.А. Организационная культура. - М.: КноРус, 2017. - 348 с.
34. Шинкевич А.И., Кудрявцева С.С., Шинкевич М.В. Институциональное обеспечение накопления интеллектуального капитала в экономике знаний. - Казань: Из-во КНИТУ,
2012. - 126 с.
Авторефераты диссертаций
35. Непомнящий А.В. Организационная культура как фактор повышения эффективности деятельности организации: Автореф. дис. к.э.н. - Новосибирск, 2011. - 24 с.
36. Сафоновский С.Б. Организационная культура: Автореф. дис. к.ф.н.
- Ростов-на-Дону, 2016. - 22 с.
Материалы периодической печати
37. Ахметов А.Б. Проблемы кросскультурных коммуникаций в современном пространстве организационного развития // Маркетинг взаимодействия в инновационной экономике: материалы межд. научн.-практ. конф. - Спб.: Из-во СПГУЭиФ, 2018. - С.47 -48.
38. Дихтярь А.Б. Кросс-культурные стили управления персоналом организации // Вестник ГУУ. - 2012. - №8. - С.85 - 88.
39. Локтионова Ю.Н., Харченко Е.В. Эффективность развития информационного обеспечения деятельности предпринимательских структур // Социальные науки. 2017. №3. С.41 - 44.
40. Масленникова А.Ю., Лапаева М.Г. Интеллектуальное предпринимательство: признаки и направления развития // Вестник ОГУ. - 2014. - №14. - С.258 - 262.
41. Поболь А.И. Принципы рационального формирования организационной культуры управления // Труды Минского института управления и предпринимательства. - 2017. - №3. - С.106 - 112.
42. Полещенко К.Н., Верхогляд Е.В. Интеллектуальное предпринимательство: понятийный и образовательный аспекты // Вестник Омского университета. - 2011. - №2. - С.334 - 338.
43. Родионов Е.Б. Роль и значение культурных особенностей в развитии организаций // Проблемы маркетинга и менеджмента. - 2018. - №12. - С.71 - 72.
44. Солтицкая Т.А. Кросскультурные аспекты управления персоналом // Вестник СпГУ. Менеджмент. - 2002. - №4. - С.45 - 57.
45. Степанова Т.Е. Интеллектуальная собственность как актив предпринимательской деятельности // 1Международная научно-практическая конференция “Роль и значение интеллектуальной собственности в инновационном развитии экономики”. - Хмельницкий, 2009. - С.61 - 63.
46. Сушков В.В. Проблемы совершенствования кроскультурных коммуникаций // Проблемы экономики и управления. - 2018. - №7. - С.51 - 52.
47. Якимов А.В. Направления влияния кросскультурных различий на эффективность современных организаций // Вопросы экономики и управления. - 2018. - №7. - С.31 - 33.
48. Conley J.P. Blockchain and the Economics of Crypto-tokens and Initial Coin Offerings // Vanderbilt University Department of Economics Working. - 2017. - June.
49. Ismagilova G.N., Danilina E.I., Gafurov I.R., Ismagilov R.I., Safiullin L.N. Asymmetric information and consumer demand // Asian Social Science. 2014. №11.
Электронные ресурсы
50. Хофстед Г. Организационная культура.
Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-
firmy/organizacionnaya-kultura.html (дата обращения 14.02.2019).
51. Материалы Министерства
промышленности и торговли Республики Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mpt.tatarstan.ru (дата обращения 13.04.2019).
52. Управленческая отчетность ООО “Оптика-Онлайн’’