Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российский и зарубежный опыт формирования и функционирования особых экономических зон

Работа №32808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
562
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РОЛИ ОЭЗ В
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Сущность и цели создания ОЭЗ 6
1.2 Классификация и виды ОЭЗ в мировой экономике 12
1.3 Нормативно-правовое и институциональное регулирование ОЭЗ в мировой
экономике 22
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЭЗ В
РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 31
2.1 Анализ мирового опыта создания и развития ОЭЗ 31
2.2 Оценка эффективности деятельности ОЭЗ в различных странах 39
2.3 Современные проблемы развития ОЭЗ в мировой экономике 45
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЭЗ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 59
3.1 Перспективы развития ОЭЗ в России 59
3.2 Совершенствование налогового механизма функционирования ОЭЗ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Недостаточный приток иностранных инвестиций, острая необходимость экономики во внешних и внутренних капиталовложениях - эти проблемы стали основной причиной поиска новых механизмов и путей привлечения инвестиций как в экономику страны, так и в экономики отдельных регионов. Несмотря на то, что создание особых экономических зон - это сравнительно новый подход в экономической политике, он уже успел стать неотъемлемым звеном мировой экономики. На данный момент особые экономические зоны являются важным стимулятором развития экономик стран и регионов.
Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Важнейшим из направлений действующей финансово-экономической политики за рубежом и в Российской Федерации является выведение страны, ее территорий и регионов из кризисного состояния. Основная стратегическая задача в отношении изменения существующей системы заключается в достижении качественно нового уровня инновационного развития экономики. Как правило, данная задача достигается путем формирования механизмов, учитывающих специфику экономического, научного, природного и др. потенциалов региона. Важнейшим из таких механизмов стал институт особых экономических зон.
Основная цель создания особых экономических зон ориентирована на реализацию стратегических проектов и программ, а также на поиск решения конкретных экономических задач. Особые экономические зоны являются эффективным средством для привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности и реализации предпринимательского потенциала на мировой арене. При этом система устанавливаемых в особых экономических зонах льгот и правил должна обуславливаться программами, реализуемыми на их территориях.
Актуальность исследования усиливается из-за недостаточного теоретического и практического анализа модели создания особых экономических зон конкретных регионов. Существует множество ошибок, препятствующих достижению целей особых экономических зон и отрицательно влияет на мобилизацию инвестиций, что и предопределило выбор темы исследования.
Целью данной работы является анализ развития особых экономических зон в мире и в РФ, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности их функционирования.
В соответствии с поставленной целью обозначен следующий комплекс задач:
- изучить сущность особых экономических зон и определить их роль в современной экономике;
- рассмотреть классификацию особых экономических зон;
- изучить особые экономические зоны как фактор роста мировой и национальной экономики;
- раскрыть опыт создания особых экономических зон в мире;
- провести анализ деятельности особых экономических зон в отдельных странах и регионах;
- изучить нормативно-правовое регулирование особых экономических зон в разных странах;
- раскрыть проблемы развития и функционирования особых экономических зон в РФ и в мире;
- рассмотреть влияние налогового механизма на эффективность особых экономических зон;
- использовать передовой опыт функционирования особых экономических зон.
Объектом исследования в работе выступают особые экономические зоны различных стран и регионов. Предмет исследования - сложившаяся практика развития и формирования свободных экономических зон в России и в мире, особенности факторов, влияющих на модернизацию ОЭЗ.
В данной работе использовались системный, структурнофункциональный подходы, методы формализации, прогнозирования, а также логический и монографический методы.
Эмпирическую базу исследования составляют теоретические положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также исследования в области создания, функционирования и модернизации особых экономических зон; теория синтеза экономических систем, теории сравнительного и экономико-статистического анализа ОЭЗ на территории РФ и в мире, теория принятия управленческих решений и другие.
Информационную базу исследования сформировали законодательные документы Российской Федерации и других стран, нормативно-правовые акты, касающиеся свободных экономических зон; данные федеральной службы государственной статистики России; материалы научных конференций.
Фундаментальные основы изучения свободных экономических зон и перспективы их развития в современных условиях рассмотрены в трудах зарубежных и российских специалистов, таких как: Е.Ф. Авдокушин, Е.С. Акопова, Е.В. Бородкин, В.И. Бутов, В.Г. Вишняков, А.В. Гасумянова, М.Гуангвен, М.С. Гурцев, Б.И. Замятин, Р.И. Зименков, В.Г. Игнатов, Н.Т.Краснолуцкая, П. Мозиас, М. Портер, А.И. Реут, С.А. Рыбаков, Л.Э.Фатихова, Н.Н. Шмонов и других.
Цель исследовательской работы предопределила ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Особые экономические зоны (ОЭЗ) как форма государственно-частного партнерства в последнее время подвергаются серьезной критике как со стороны субъекта управления - Правительства РФ, - так и со стороны ученых- экономистов и специалистов-практиков.
Результаты исследования проектной структуры ОЭЗ и функций управляющей компании позволили сделать вывод о целесообразности применения проектно-ориентированного и процессного подхода к управлению ОЭЗ как исходной предпосылки разработки системы показателей оценки эффективности ее функционирования.
Цели создания ОЭЗ обусловливают следующие требования:
- к проектам потенциальных резидентов: разработка бизнесплана и вложение инвестиций в собственное производство резидента в размере 120 млн руб. в течение 5 лет;
- к управляющей компании:
- обеспечение создания необходимых объектов инфраструктуры;
- управление объектами инфраструктуры и их эксплуатация;
- привлечение резидентов и инвесторов.
Таким образом, ОЭЗ можно представить как мегапроект, состоящий из множества проектов, объединенных общей целью и направлениями экономической деятельности, выделенными ресурсами и временем выполнения. Стратегический уровень управления: ОЭЗ рассматривается как проектно-ориентированная система, состоящая из следующих взаимосвязанных компонентов:
- цели организации ОЭЗ;
- целевые установки инвестиционных проектов резидентов и инвесторов (проектных единиц);
- требования к проектным единицам;
- ресурсы;
- результаты;
- управляющая компания.
В качестве объектов управления выступают проектные единицы: резиденты и инвесторы, инвестиционные и инфраструктурные проекты.
Основные задачи Российских ОЭЗ:
- стратегическая ориентация на разнообразие и расширение экономики;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- решение проблемы низкой инвестиционной привлекательности России;
- создание наиболее комфортной деловой среды для появления и ведения инновационного бизнеса;
- покрытие внутреннего и мирового спроса на производимую продукцию и предоставляемые услуги.
Таким образом, подводя итог всему изложенному можно сделать следующие выводы, с функциональной точки зрения ОЭЗ призваны содействовать привлечению иностранных инвестиций, расширению экспорта зоны, повышению уровня экономического развития региона на основе комплексного и целенаправленного использования имеющихся и привлеченных инвестиционных, природных и трудовых ресурсов, производственного и технологического потенциала как центра (или точки) экономического роста. Особенность современной системы международных экономических связей состоит в том, что уровень развития технологий позволяет создать и достаточно эффективно управлять системой глобального распределения ресурсов и, как следствие, концентрировать производственные мощности в регионах, которые для этого наиболее выгодны.
На сегодняшний день, помимо чисто географических факторов таких как наличие необходимых природных и человеческих ресурсов, транспортной доступности, климата и т.д. весомую роль играют факторы, напрямую зависящие от экономической политики в регионе. Создание особых условий, которые в комплексе с другими факторами определённого региона делают его более конкурентоспособным при выборе места организации той или иной экономической деятельности, позволяют привлечь к региону интерес инвесторов на глобальном уровне и полноценно включить его в систему международных экономических связей.
Следует подчеркнуть и такую тенденцию в развитии мировой практики ОЭЗ, как постепенное повышение доли ОЭЗ, находящихся в частной собственности, что характерно как для развитых стран, так и для развивающихся государств. Однако, большинство мировых ОЭЗ сохраняются в государственной собственности, и сама возможность предоставления частной компании исключительных прав в той или иной экономической деятельности и особого порядка ее организации так же напрямую зависит от государства. Следовательно, политика по организации и развитию ОЭЗ зависит исключительно от политической воли и целей государств, которыми данные зоны создаются. Как показывает мировой опыт, создание специальных экономических зон и привлечение зарубежных инвестиций выгодно для национальных экономик.
Очевиден тренд на усиление национального и международного контроля над деятельностью ОЭЗ, в первую очередь связанный с негативной ролью оффшорных зон, которые используются как инструмент легализации по сути деструктивной финансовой деятельности, лишающей доходов как государства, так и население путем сокрытия доходов, и их перераспределения в целях обогащения не экономики в целом, а узкой группы заинтересованных лиц. Как следствие большое значение приобретают те проекты развития ОЭЗ, которые направлены на стимулирование не только экономического, но и социального развития территорий.
Примером подобной политики на Дальнем Востоке России могут служить проекты по созданию ТОР (ТОСЭР) как производственных площадок, интеграции в региональную и международную туристскую индустрию через развитие интегрированной развлекательной зоны «Приморье» и Свободного порта Владивосток как экономического кластера. Главными целями деятельности свободного порта являются использование географических и
экономических преимуществ Приморского края как восточных морских ворот России, развитие торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, создание и развитие производств.
Государство предоставит резидентам бесплатную дорожную и инженерную инфраструктуру, а также целый ряд преимуществ: отсутствие ввозных и вывозных таможенных пошлин; бесплатное получение земли и готовой инфраструктуры; ускоренный порядок возвращения НДС экспортера; сокращенные сроки рассмотрения и согласования проектно-разрешительной документации; налоговые льготы. Повысить эффективность Свободного порта Владивосток возможно при тщательном изучении зарубежных практик свободных экономических зон и активное применение их преимуществ в дальнейшем функционировании.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)// http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19671/
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Заключена в г. Киото 18 мая 1973 г. Прил. F1 «О свободных зонах»
3. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза»
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) //
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 215315/
4. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации. 2. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе»
5. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
(ред. от 23.07.2013, с изм. от 23.06.2014)
«Об особых экономических зонах в Российской Федерации»//http://www■Consultant■ru/law/podborki/svobodnye jekonomicheskie zony/ КонсультантПлюс, 1997-2019
6. Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н (ред. от 02.11.2017) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2007 N 10598)
7. Указание Банка России от 7 августа 2003 г. N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)» (с изменениями и 
дополнениями)// Система http://base.garant.ru/12132411/#ixzz5puBxE5H7
Учебники и монографии
8. Авдокушин, Е.Ф. Глобализация и международная экономическая интеграция / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Магистр, 2015. - 320 с.
9. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. - М.: Изд. ГУВШЭ,2014. - 495 с.
10. Данько, Т.П. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: учеб. пособие / Т.П. Данько, З.М. Окрут; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - М.: Инфра-М, 2013. - 167 с.
11. Данько, Т.П. Свободные экономические зоны - катализатор развития рыночной экономики: конспект лекций / Т.П. Данько, З.М. Окрут, А.А. Халдей. - Краснодар: ИД «КДК», 2013. - 44 с.
12. Замятина, Е.В. Правовые средства защиты прав иностранных инвесторов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук 12.00.01 / Е.В. Замятина. - СПб., 2017. - 28 с.
13. Матвеев, Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока / Н.П. Матвеев. - 2-е изд., доп. - Владивосток: Тихоокеанское изд-во «Рубеж», 2012. - 512 с.
14. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Заключена в г. Киото 18 мая 1973 г. Прил. F1 «О свободных зонах».
Статьи из периодических изданий
15. Ворожбит, О.Ю. Влияние муниципальных программ на социальноэкономическое развитие Владивостокского городского округа на период с 2012 по 2015 годы / О.Ю. Ворожбит, А.А. Литвин, Е.В. Новицкая // Фундаментальные исследования. - 2015. - №9-2. - С. 361-365.
16. Ворожбит, О.Ю. Методические аспекты анализа социальноэкономического развития регионов Российской Федерации / О.Ю. Ворожбит, 
Н.П. Приступа // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-3 (53-3). - С. 208-213.
17. Ворожбит, О.Ю. Налоговая политика государства как фактор экономического роста предпринимательской деятельности Приморского края /
О.Ю. Ворожбит, К.В. Смицких // Экономика и предпринимательство. 2018. - № 7 (36). - С. 626-631
18. Ворожбит, О.Ю. Оценка предпосылок кластеризации Приморского края / О.Ю. Ворожбит, Н.Ю. Титова // Региональная экономика: теория и практика. 2014. - № 33 (360). - С. 13-20
19. И.В. Голубкин, М.М. Бухарова, Л.В. Данилов Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2018.; Ассоциация кластеров и технопарков России. - М.: АКИТ, 2018. - 5-40 с.
20. Горчаков, В.В. Свободный порт Владивосток: проблемы становления и перспективы развития / В.В. Горчаков // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2015. - № 4 (73). - С. 26-30.
21. Горян, Э.В. Перспективы создания особой экономической зоны
«Свободный порт Владивостока»: сравнительно-правовой Данилов, А.
Восточный экономический форум: от ТОРов до Свободного порта Владивосток / А. Данилов // Газета «Служу Отечеству». - 2015. - № 5. - С. 4.
22. Доронина, Н.Г. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности / Н.Г. Доронина // Журнал российского права. - 2004. - № 6.
23. Иматова, Е.М. Политика ведущих держав относительно офшорных зон на современном этапе. / Е.М. Иматова // Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей, Владивосток, 17-18 апреля 2014 г. - Владивосток. Изд-во ВГУЭС, 2017. - С. 120-122
24. Корень, А.В. Анализ эффективности программ социальноэкономического развития Дальнего Востока / А.В. Корень, Р.А. Мхитарян // Экономика. Теория и практика: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - Саратов: Изд-во: ООО «Центр профессионального менеджмента «Академия бизнеса», 2014. - С. 69-70.
25. Корень, А.В. Проблемы и перспективы развития свободного порта Владивосток / А.В. Корень, В.С. Галицына // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №12-8. - С. 14801482.
26. Корень, А.В. Социально-экономические факторы и механизмы динамичного развития Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 41. - С. 99-103.
27. Кормановская, И.Р. Обеспечение устойчивого развития региона: принципы, концепция, механизм / И.Р. Кормановская // Проблемы современной экономики. - 2013. - №4. - С. 260-266.
28. Корнейко, О.В. Зарубежная практика формирования и функционирования свободных портов / О.В. Корнейко, М.А. Фурсиенко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4 (часть 6) - С. 1163-1167.
29. Коробова, О. В. Анализ теоретических подходов к понятию «Свободная экономическая зона» / О.В. Коробова, Н.В. Наумова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2015. - №3. - С. 48-52.
30. Королюк, Т.Д. Оффшорные и свободные экономические зоны: российский опыт / Т.Д. Королюк // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 2. - С. 134-139.
31. Л.Моберг Политическая экономия особых экономических зон // Журнал институциональной экономики - 2015 - №11 - 167-190 с.
Интернет-ресурсы
32. Алабуга - лучшая ОЭЗ в Европе [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОЭЗ «Алабуга» - Режим доступа: https://alabuga.ru/ru/ (Дата обращения:25.05.19)
33. Ворожбит, О.Ю. От чего станет свободным «Свободный порт Владивосток?» - [Электронный ресурс] / О.Ю. Ворожбит // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса: офиц. сайт. - Режим доступа: http: //www. vvsu.ru/analytic/article/10862175/ot_chego_ stanet_svobodnym (Дата обращения 02.03.19)
34. Гаврилова, Д.А. Особенности льготных налоговых режимов на территории Приморского края / Д.А. Гаврилова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №10-2. - С. 283-286. (Дата обращения 05.04.19)
35. Гарантийный Фонд Приморья улучшил условия оказания поддержки предпринимателям [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края. - Режим доступа: http://www.primorsky.ru/news/120238/ (Дата обращения 20.03.19)
36. Гарусова, Л.Н. Российско-американские региональные отношения на
Дальнем Востоке: история и современность: монография / Л.Н. Гарусова [Электронный ресурс] // Сайт цифровых учебнометодических материалов Центра Образования ВГУЭС. - Режим доступа:
http://abc.vvsu.ru/Books/m rosamo/page0005.asp#xex5 (Дата обращения
02.02.19)
37. Глазьев. Россия из-за офшоров ежегодно теряет 1 трлн рублей
доходов бюджета / Глазьев [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140314192550.shtml/ (Дата обращения 20.04.19)
38. Государственное регулирование импортных операций [Электронный
ресурс] // Аудиторская компания ЗНС. - Режим доступа:
http://www.taxpolicy.ru/question/reply /reply_18.html (Дата обращения 30.03.19)
39. Действующие преференции и льготы для резидентов свободного порта Владивосток [Электронный ресурс] // АО «Корпорация развития Дальнего Востока»: офиц. сайт. - Режим доступа: http://erdc.ru/docs/pref.pdf (Дата обращения 12.01.19)
40. Декларация по налогу на землю: как заполнить и куда сдать? [Электронный ресурс] // Информационный портал «Кредитный.Ру». - Режим
доступа: http://creditnvi.ru/zemelnvinalog/deklaraciva-po-zemelnomu-nalogu-328/
(Дата обращения 23.04.19)
41. Инвестиционный стандарт [Электронный ресурс] // Инвестиционный
портал Приморского края: официал. сайт. - Режим доступа:
http: //invest.primorskv.ru/investicionnvi standart/?lang=ru-RU (Дата обращения
23.03.19)
42. Иноземцев, В. Зачем делать Владивосток свободным портом [Электронный ресурс] / В. Иноземцев // Ведомости. - 2015. - 7 мая (№ 3826). - Режим доступа: https://www.vedomosti. ru/opinion/artides/2015/05/07/zachem- delat-vladivostok-svobodnimportom (Дата обращения 02.03.19)
43. Итоги внешнеэкономической деятельности Приморского края за 2014
год [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Приморского края. - Режим доступа:
http://primorskv.ru/authorities/executiveagencies/departments/inter/foreign- trade/report/IT OGI% 20VED %20PK%20za%202014% 20god.pdf (Дата обращения 01.03.19)
44. Итоги социально-экономического развития Приморского края [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края. - Режим доступа: http://primorskv.ru/authorities/executiveagencies/departments/economics/developme nt/results (Дата обращения 15.04.19)
45. Коммюнике министров финансов и управляющих центральными банками (Вашингтон, США). [Электронный ресурс] // Официальный сайт председательства Российской Федерации в «Группе двадцати». - Режим доступа: ru.g20russia.ru/documents/#p5 (Дата обращения 01.05.19)
46. Кто платит авансовые платежи по налогу на прибыль в 2016 году
[Электронный ресурс] // Информационный портал «Блог финансиста». - Режим доступа: http: //finansiko .ru/kto-platit-avansovveplatezhi-po-nalogu-na-pribvl/
(Дата обращения 20.04.19)
47. Максаковский, В.П. Свободные экономические зоны [Электронный ресурс] / В.П. Максаковский // Информационный портал «Гееография». - Режим доступа: http://geo.1september.ru/2002/23/10.htm (Дата обращения
02.03.19)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ