ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5
1.1. Продуктивная деятельность как одна из ключевых идей ФГОС СОО 5
1.2. Механизмы организации продуктивной деятельности в образовательном
процессе 10
1.3. Организация продуктивной деятельности на уроке математики 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 21
2.1. Организация опытно - экспериментальной работы 21
2.2. Реализация опытно - экспериментальной работы 26
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по организации
продуктивной деятельности учащихся на уроке математики 30
2.4. Проектирование дистанционного курса для магистров педагогического
отделения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные тенденции развития образования ставят центральной задачей развитие творческого потенциала учащегося. Выработка механизмов для реализации учащимися продуктивной, качественной деятельности на уроке становиться одной из важнейших задач современного образования, направленного на самореализацию ребенка не только в учебе, но в дальнейшей жизни. Математика, как средство развития познавательных умений учащихся, обогащает учащихся такими умениями как анализ, синтез, логические рассуждения, аргументирование и др. В то же время из-за большого числа школьных математических задач, направленных на стимулирование репродуктивных действий, данный потенциал математики в полной мере не реализуется. Считаем важным, обратить пристальное внимание на организацию обучения математике с позиции оценивания продуктивной и репродуктивной деятельности, чтобы в полной мере организовать гармоничное развитие предметных и метапредметных умений учащихся в соответствии с ФГОС СОО.
Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день проблема формирования опыта продуктивной деятельности у учащихся старших классов является недостаточно разработанной и требует методически правильного подхода к организации.
Объект исследования: учебно-образовательный процесс в среднем общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: продуктивная деятельность учащихся на уроке математики.
Цель: изучить возможности организации продуктивной деятельности на уроке математики в старшей школе в соответствии с ФГОС СОО.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать методы и приёмы организации продуктивной деятельности на уроках математики.
3. Выделить методические особенности организации продуктивной деятельности уроке математике.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по организации продуктивной деятельности на уроке математике в соответствии ФГОС СОО и проанализировать ее результаты.
Экспериментальной базой исследования выступили учащиеся 10 «Г» класс «Лицей № 177» Ново-Савиновского района города Казани. Сроки исследования: 11.02.2019 - 23.03.2019.
Для решения поставленных цели и задач исследования использовались теоретические (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседы, тестирования, эксперимент) методы и методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может использоваться учителями математики в их деятельности как руководство к организации продуктивной деятельности.
В рамках данного исследования была обоснована важность оценки уровней усвоения учащимися материала; приведена классификация задач по
В.П.Беспалько; проведена работа по оцениванию уровня усвоения учащимися по теме «Методы решения тригонометрических уравнений», опытно - экспериментальная работа по организации продуктивной деятельности в 10 «Г» классе лицея № 177 на уроке математики и разработан дистанционный курс «Как повысить КПД (коэффициент продуктивной деятельности)» для учителей и студентов. Данное исследование проводилось в соответствие с теорией образовательных целей таксономии Б.Блума и уровней усвоения
В.П.Беспалько, показано применение теоретических основ в современном школьном образовании.
Перед самим исследованием была изучена соответствующая литература (книги, статьи), проанализирован задачный материал УМК по математике, изученный опыт российских учителей по введению продуктивного подхода, реализации ФГОС и принципов таксономии Б.Блума в обучении.
В результате опытно-экспериментальной работы был проведён количественный и качественный анализ полученных данных, который свидетельствует о положительной динамике в развитии умений решать задачи продуктивного уровня. Разработан дистанционный курс для обучения будущих и действующих преподавателей проектированию продуктивной деятельности учащихся на уроках математики.
Данное исследование будет полезно для преподавателей школы и студентов педагогических направлений.
1. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. [Текст]: задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) /
А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Л.И. Звавич и др.; под ред. А.Г. Мордковича. - 4-е изд., испр. - М. : Мнемозина, 2007. - 336 с.
2. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы [Текст]: учеб. для
общеобразовательных учреждений: базовый уровень/[Ш.А.Алимов,
Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва и др.] - 18-е изд., - М. : Просвещение, 2012. - 464
с.
3. Ахметова Н.М. Применение таксономии блума
на уроках математики в средней школе
для формирования универсальных учебных действий. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https: //infourok.ru/primenenie-taksonomii-bluma-na-
urokah-matematiki-v-sredney-shkole-dlya-formirovaniya-universalnih-uchebnih- devstviy-3503654.html (дата обращения: 16.05.19)
4. Баранова Е.В., Менькова С.В., Миронова С.В. Практикум по методике обучения математике: компетентностный и системно-деятельностный подходы: Учебно-методическое пособие. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. - 104 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]. М.: Педагогика, 1989. — 192 с. — ISBN 5-7155-0099-0.
6. Бухлова Н.В. Продуктивная деятельность на уроках языка и литературы в контексте развития филологической одарённости обучающихся. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36474681 (дата обращения: 14.05.2019).
7. Геометрия 10-11 классы: учеб.для общеобразоват.учреждений: базовый и профильный уровни/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.].
8. Грызина Т.Н. Формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36642679 (дата обращения:10.05.2019).
9. Гудкова Т.В. Методика организации проектного обучения как основа формирования образных представлений по истории отечественной культуры xvii-xviii веков [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34992717 (дата обращения: 12.04.2019).
10. Залилова Р.Ш. Применение ТСО на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24039291 (дата обращения:11.05.2019).
11. Зуева С.В. Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23922434 (дата обращения:14.05.2019).
12. Исмаилов Г.М., Минеев В.Е., Бодрова А.Ш., Исмаилова С.С. Развитие творческого потенциала личности на уроках технологии. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34954698 (дата обращения: 10.05.2019).
13. Клинова М.Н. Продуктивные задания при обучении химии в 8
классе как одно из средств формирования и развития универсальных учебных действий. [Электронный ресурс]/Режим доступа:
https://e.lanbook.com/reader/iournalArticle/71927/# 1 (дата обращения:14.04.2019).
14. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. [Текст]: Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. - 4-е изд., доп. - М. : Мнемозина, 2007. - 424 с. : ил.
15. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс (профильный уровень) [Текст]: методическое пособие для учителя / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. - 2-е изд., стер. - М. : Мнемозина, 2010. - 239 с. : ил.
16. Павлуцкая Н.М. Обучение решению физических задач посредством организации продуктивной познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]/Режим доступа: https: //elibrary.ru/item.asp?id=11914647 (дата обращения: 04.05.2019).
17. Пойа Д. Как решать задачу [Текст]. М.: Учпедгиз. 1959 г.- 209 с.
18. Пушникова О.В. Организация самостоятельной продуктивной
деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов (из опыта работы учителя литературы многопрофильного лицея забгу)[Электронный ресурс]/Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=27270605 (дата обращения:10.05.2019).
19. Савельева Н.В. Педагогический проект на тему "развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС". [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29720584 (дата обращения: 25.04.2019).
20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие[Текст] / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
21. Солодовникова С.Ю. Эффективные формы и приемы на уроках русского языка и развития речи в рамках реализации ФГОС. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23922258 (дата обращения:
26.05.2019) .
22. Тестов В.А. Использование потенциала математических задач для
развития мышления учащихся // Развивающий потенциал математического образования: школа-вуз: коллективная монография / Соликамский
государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «ПГНИУ»; - Соликамск: СГПИ, 2015. - С. 28-39.
23. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]: Ожегов Сергей
Иванович, 2008-2017/Режим доступа:
http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9429 (дата обращения: 15.11.18).
24. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки
Российской Федерации/Режим доступа: кйр://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 20.11.18).
25. Шакирова, Л. Р. Задачи репродуктивного и продуктивного уровней усвоения по теме «Окружности и многоугольники» / Л. Р. Шакирова, М. В. Фалилеева // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации: материалы II Междунар. науч.-практической конф. - Вологда: ИП Киселёв А.В., 2017. - С. 291 - 294.
26. Шакирова Л.Р., Фалилеева М.В. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ // Наука и школа: общероссийский научно-педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 47
53.
27. Яновская Н. Б. Концепция продуктивного обучения как основа развития личности посредством создания рефлексивно направленной образовательной среды // Ярославский педагогический вестник - 2014 - № 3 - Том II. - С. 147-150.