ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
1. Теоретические основы исламского банкинга 6
1.1. Сущность и принципы функционирования исламского банкинга 6
1.2. Классификация и виды инструментов, используемых в исламском
банкинге 12
1.3. Основные отличия между исламской и традиционной банковской
деятельностью 26
2. Практика реализации исламского банкинга в мировой экономике 32
2.1. Анализ развития исламского банкинга в мусульманских и не
мусульманских странах 32
2.2. Анализ и перспективы развития исламского банкинга в России 41
2.3. Эффект от развития исламского банкинга в России 50
3. Пути развития исламского банкинга в российской экономике 68
3.1. Факторы, сдерживающие развитие исламского банкинга 68
3.2. Рекомендации по совершенствованию исламского банкинга в
российской экономике 81
3.3. Необходимые условия для развития исламского банкинга в РФ 89
Заключение 99
Список использованных источников
1. Теоретические основы исламского банкинга 6
1.1. Сущность и принципы функционирования исламского банкинга 6
1.2. Классификация и виды инструментов, используемых в исламском
банкинге 12
1.3. Основные отличия между исламской и традиционной банковской
деятельностью 26
2. Практика реализации исламского банкинга в мировой экономике 32
2.1. Анализ развития исламского банкинга в мусульманских и не
мусульманских странах 32
2.2. Анализ и перспективы развития исламского банкинга в России 41
2.3. Эффект от развития исламского банкинга в России 50
3. Пути развития исламского банкинга в российской экономике 68
3.1. Факторы, сдерживающие развитие исламского банкинга 68
3.2. Рекомендации по совершенствованию исламского банкинга в
российской экономике 81
3.3. Необходимые условия для развития исламского банкинга в РФ 89
Заключение 99
Список использованных источников
Исламский банкинг в частности, как и исламские финансы в целом за последние десятилетия перестали быть явлением, свойственным только для мусульманских стран. Исламские банки, исламские страховые компании, исламские ценные бумаги стали неотделимой частью финансового системы многих западных стран.
Сложно представить исламские финансы без банковской системы, полноценно функционирующей согласно принципам шариата. Однако, как показывает мировая практика, есть примеры успешного сосуществования в одной взятой даже не мусульманской стране классического и исламского банкинга.
Ярким примером служит Великобритания, где исламские финансы успешно применяются, начиная с 1982 года. А полноценный исламский банк был учрежден в 2004 году.
На сегодняшний день шаги в развитии исламского банкинга предпринимаются с разных сторон: начиная от частных лиц и заканчивая крупными государственными корпорациями. Цели каждый преследует свои, результат пока не достигнут.
Актуальность магистерской диссертации заключается в том, что в нашей стране большое количество мусульман, которым необходимо иметь возможность пользоваться финансами в частности и экономикой в целом, свободными от ростовщичества.
Которые целенаправленно отказываются от использования классических финансов, где в той или иной степени присутствуют элементы ростовщичества.
Тем самым в стране появляется денежная масса, не задействованная в экономике, использование которой, в свою очередь, даст существенную поддержку экономическому росту, так как по сравнению с классическим использованием финансов, методы и инструменты исламского банкинга способствуют увеличению масштаба и влияния финансового сектора страны по отношению к экономике и стимулируют привлечений инвестиций именно в реальный сектор экономики.
Научная новизна выбранной темы определяется достаточно низкой степенью изученности практического применения исламского банкинга в реалиях российской экономики, что позволяет автору в ходе исследования предложить пути развития исламского банкинга в России, а также оценить эффективность от его внедрения.
Объект исследования - исламский банкинг.
Предмет исследования - внедрение и адаптация исламского банкинга к российским условиям финансово-кредитной деятельности.
В связи с этим целью исследования является предложение эффективных путей развития исламского банкинга в Российской Федерации.
Для достижения поставленной выше цели в рамках работы необходимо будет решить ряд взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и принципы функционирования исламского банкинга;
- представить классификацию и виды инструментов, используемых в исламском банкинге;
- выявить основные отличия между исламской и традиционной банковской деятельностью;
- проанализировать практику реализации исламского банкинга в мировой экономике;
- провести анализ развития исламского банкинга в мусульманских и не мусульманских странах;
- представить анализ и перспективы развития исламского банкинга в России;
- определить эффект от развития исламского банкинга в России;
- выявить пути развития исламского банкинга в российской экономике;
- представить факторы, сдерживающие развитие исламского банкинга;
- определить рекомендации по совершенствованию исламского банкинга в российской экономике;
- выявить необходимые условия для развития исламского банкинга в РФ.
Методической основой данного исследования являются работы
отечественных и зарубежных авторов в области исламской экономики и банковского дела.
Методологической основой исследования в магистерской диссертации послужили следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция. А также, здесь используется такой метод исследования, как сравнение.
Теоретической значимостью магистерской диссертации является получение информации о новом курсе развития экономики, который развивается благодаря направлению исламского банкинга.
В частности, особой значимость является роль банков в развитии и поддержания курса исламской экономики. Что касается практической значимости исследования, то здесь необходимо отметить, что была предложена модель развития исламской экономики в России и оценена ее эффективность.
В состав магистерской диссертации входит введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы. Также в работу включены таблицы, рисунки и формулы.
Сложно представить исламские финансы без банковской системы, полноценно функционирующей согласно принципам шариата. Однако, как показывает мировая практика, есть примеры успешного сосуществования в одной взятой даже не мусульманской стране классического и исламского банкинга.
Ярким примером служит Великобритания, где исламские финансы успешно применяются, начиная с 1982 года. А полноценный исламский банк был учрежден в 2004 году.
На сегодняшний день шаги в развитии исламского банкинга предпринимаются с разных сторон: начиная от частных лиц и заканчивая крупными государственными корпорациями. Цели каждый преследует свои, результат пока не достигнут.
Актуальность магистерской диссертации заключается в том, что в нашей стране большое количество мусульман, которым необходимо иметь возможность пользоваться финансами в частности и экономикой в целом, свободными от ростовщичества.
Которые целенаправленно отказываются от использования классических финансов, где в той или иной степени присутствуют элементы ростовщичества.
Тем самым в стране появляется денежная масса, не задействованная в экономике, использование которой, в свою очередь, даст существенную поддержку экономическому росту, так как по сравнению с классическим использованием финансов, методы и инструменты исламского банкинга способствуют увеличению масштаба и влияния финансового сектора страны по отношению к экономике и стимулируют привлечений инвестиций именно в реальный сектор экономики.
Научная новизна выбранной темы определяется достаточно низкой степенью изученности практического применения исламского банкинга в реалиях российской экономики, что позволяет автору в ходе исследования предложить пути развития исламского банкинга в России, а также оценить эффективность от его внедрения.
Объект исследования - исламский банкинг.
Предмет исследования - внедрение и адаптация исламского банкинга к российским условиям финансово-кредитной деятельности.
В связи с этим целью исследования является предложение эффективных путей развития исламского банкинга в Российской Федерации.
Для достижения поставленной выше цели в рамках работы необходимо будет решить ряд взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и принципы функционирования исламского банкинга;
- представить классификацию и виды инструментов, используемых в исламском банкинге;
- выявить основные отличия между исламской и традиционной банковской деятельностью;
- проанализировать практику реализации исламского банкинга в мировой экономике;
- провести анализ развития исламского банкинга в мусульманских и не мусульманских странах;
- представить анализ и перспективы развития исламского банкинга в России;
- определить эффект от развития исламского банкинга в России;
- выявить пути развития исламского банкинга в российской экономике;
- представить факторы, сдерживающие развитие исламского банкинга;
- определить рекомендации по совершенствованию исламского банкинга в российской экономике;
- выявить необходимые условия для развития исламского банкинга в РФ.
Методической основой данного исследования являются работы
отечественных и зарубежных авторов в области исламской экономики и банковского дела.
Методологической основой исследования в магистерской диссертации послужили следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция. А также, здесь используется такой метод исследования, как сравнение.
Теоретической значимостью магистерской диссертации является получение информации о новом курсе развития экономики, который развивается благодаря направлению исламского банкинга.
В частности, особой значимость является роль банков в развитии и поддержания курса исламской экономики. Что касается практической значимости исследования, то здесь необходимо отметить, что была предложена модель развития исламской экономики в России и оценена ее эффективность.
В состав магистерской диссертации входит введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы. Также в работу включены таблицы, рисунки и формулы.
В работе были представлены основные тенденции и перспективы развития исламского банкинга в Российской Федерации, также было описано современное состояние исламской банковской системы, рассмотрев основные ее особенности. В настоящее время в более чем 60 странах мира функционируют около 350 исламских банков, на 11 стран Азии и Ближнего Востока приходится 88% совокупных активов, которые, начиная с 2008 года, демонстрируют двухзначный стабильный рост.
В работе были представлены основные инструменты исламского банкинга. Выявлены характерные черты исламского банкинга, отличающие его от традиционной банковской системы.
В работе была охарактеризована деятельность всех российских организаций, связанных с оказанием исламских банковских услуг с 1997 года по апрель 2017 года, а также инициативы по развитию исламского банкинга федерального и регионального уровня. На федеральном уровне наиболее интересна деятельность «Сбербанка», специальная рабочая группа которого в настоящее время разрабатывает для себя исламские банковские услуги на базе договоров мушарака, мудараба и мурабаха. Несмотря на то, что эта деятельность носит лишь подготовительный характер, она положительно влияет на образ исламских финансов в России, поскольку «Сбербанк» рассматривает исламский банкинг с точки зрения экономической целесообразности. На региональном уровне интерес представляет деятельность глав Татарстана, Р. Н. Минниханова, и Чечни Р. А. Кадырова, способствующих разными путями развитию исламского банкинга в республиках.
Что касается ныне действующих российских учреждений, оказывающих исламские банковские услуги, то этот небольшой рынок представлен шестью организациями: ТМИК, ФД «Амаль» (Казань); ФД «Масраф», ТНВ «ЛяРиба- Финанс», ТНВ «Саада» (Махачкала); Московским Индустриальным Банком (Москва). По оценкам специалистов эти организации имели совместно с ЦПБ до его закрытия около 1,5 млрд. рублей годового оборота, около 100 млн. рублей активов, около 500 млн. рублей привлеченных средств и предоставляют примерно 50 рабочих мест.
Безусловно, эти организации не являются исламскими банками, наиболее близок к мировой практике был ЦПБ, поскольку он работал в форме «исламского окна» в традиционном банке. Остальные вышеперечисленные учреждения (кроме МИБ) по своей сути являются небольшими исламскими финансовыми организациями. Однако они все сумели адаптировать некоторые исламские банковские продукты (в основном, это мурубаха, иджара, мушарака) к нынешним российским условиям, завоевать определенный сегмент клиентов.
В работе были рассмотрены различные аспекты регулирования публично - правовых и частноправовых отношений банков в РФ применительно к исламским банкам. Таким образом, по результатам анализа, можно отметить, что деятельность учреждений, оказывающих исламские банковские услуги должна оформляться в правовом поле в качестве деятельности банков - кредитных организаций, поскольку подобные учреждения аккумулируют и распределяют денежные средства, а, значит, играют крайне важную роль в экономической системе страны и нуждаются в контроле ЦБ РФ.
Помимо этого, только в такой правовой форме исламские финансовые организации смогут самостоятельно проводить расчетно-кассовые операции, пока им приходится ввести расчеты через традиционные банки, что ставит их в рискованное положение. Ярким примером является закрытие Центра Партнерского Банкинга в Казани после года работы, что произошло после отзыва лицензии у традиционного банка «Татагропромбанка», филиалом которого являлся ЦПБ.
При разработке публично-правового регулирования деятельности исламских банков законодателю необходимо будет учесть рекомендации AAOIFI и IFSB, разрабатывающих основные принципы регулирования исламской банковской деятельности.
Вторая значительная проблема частноправового регулирования - банковские счета в исламских банках. По российскому законодательству за пользование денежными средствами клиентов банки выплачивают процент, что не соответствует основополагающим принципам исламских финансов. Тем не менее, представляется, что эту проблему можно избежать, путем запрета в договорах банковского счета на выплаты процентов за использование денежных средств.
В работе были представлены перспективы развития нормативно-правовой базы исламской банковской деятельности. Во-первых, для создания надлежащей нормативно-правовой базы законодателю необходимо будет снять ограничения на осуществление сделок по договору мурабаха. Во-вторых, необходимо будет внести изменения в налоговое законодательство, поскольку нынешнее налоговое регулирование ставит потенциальные исламские банки в неравные условия с традиционными, делая их совершенно неконкурентоспособными. В-третьих, необходима фиксация в нормативных актах понятийного аппарата исламского банкинга, а также обязательства наличия в исламских банках Шариатских наблюдательных советов, которые бы контролировали исламскую банковскую деятельность на соответствие нормам шариата.
В нынешних условиях существующие исламские финансовые организации не разовьются и не смогут удовлетворить обусловленный макроэкономической ситуацией интерес к исламскому банкингу. Об открытии новых инвестиционных каналов и возможностей можно говорить только с появлением полноценных исламских банков. Для этого потребуется решение ряда вопросов: помимо создания соответствующей нормативно-правовой базы и единых стандартов для ШНС, потребуется развитие рынка сукук и такафуля, открытие направлений подготовки специалистов в ВУЗах, разработка программного обеспечения для работы исламских банков и проведение просветительской работы среди населения по вопросам исламских финансов.
В работе были представлены основные инструменты исламского банкинга. Выявлены характерные черты исламского банкинга, отличающие его от традиционной банковской системы.
В работе была охарактеризована деятельность всех российских организаций, связанных с оказанием исламских банковских услуг с 1997 года по апрель 2017 года, а также инициативы по развитию исламского банкинга федерального и регионального уровня. На федеральном уровне наиболее интересна деятельность «Сбербанка», специальная рабочая группа которого в настоящее время разрабатывает для себя исламские банковские услуги на базе договоров мушарака, мудараба и мурабаха. Несмотря на то, что эта деятельность носит лишь подготовительный характер, она положительно влияет на образ исламских финансов в России, поскольку «Сбербанк» рассматривает исламский банкинг с точки зрения экономической целесообразности. На региональном уровне интерес представляет деятельность глав Татарстана, Р. Н. Минниханова, и Чечни Р. А. Кадырова, способствующих разными путями развитию исламского банкинга в республиках.
Что касается ныне действующих российских учреждений, оказывающих исламские банковские услуги, то этот небольшой рынок представлен шестью организациями: ТМИК, ФД «Амаль» (Казань); ФД «Масраф», ТНВ «ЛяРиба- Финанс», ТНВ «Саада» (Махачкала); Московским Индустриальным Банком (Москва). По оценкам специалистов эти организации имели совместно с ЦПБ до его закрытия около 1,5 млрд. рублей годового оборота, около 100 млн. рублей активов, около 500 млн. рублей привлеченных средств и предоставляют примерно 50 рабочих мест.
Безусловно, эти организации не являются исламскими банками, наиболее близок к мировой практике был ЦПБ, поскольку он работал в форме «исламского окна» в традиционном банке. Остальные вышеперечисленные учреждения (кроме МИБ) по своей сути являются небольшими исламскими финансовыми организациями. Однако они все сумели адаптировать некоторые исламские банковские продукты (в основном, это мурубаха, иджара, мушарака) к нынешним российским условиям, завоевать определенный сегмент клиентов.
В работе были рассмотрены различные аспекты регулирования публично - правовых и частноправовых отношений банков в РФ применительно к исламским банкам. Таким образом, по результатам анализа, можно отметить, что деятельность учреждений, оказывающих исламские банковские услуги должна оформляться в правовом поле в качестве деятельности банков - кредитных организаций, поскольку подобные учреждения аккумулируют и распределяют денежные средства, а, значит, играют крайне важную роль в экономической системе страны и нуждаются в контроле ЦБ РФ.
Помимо этого, только в такой правовой форме исламские финансовые организации смогут самостоятельно проводить расчетно-кассовые операции, пока им приходится ввести расчеты через традиционные банки, что ставит их в рискованное положение. Ярким примером является закрытие Центра Партнерского Банкинга в Казани после года работы, что произошло после отзыва лицензии у традиционного банка «Татагропромбанка», филиалом которого являлся ЦПБ.
При разработке публично-правового регулирования деятельности исламских банков законодателю необходимо будет учесть рекомендации AAOIFI и IFSB, разрабатывающих основные принципы регулирования исламской банковской деятельности.
Вторая значительная проблема частноправового регулирования - банковские счета в исламских банках. По российскому законодательству за пользование денежными средствами клиентов банки выплачивают процент, что не соответствует основополагающим принципам исламских финансов. Тем не менее, представляется, что эту проблему можно избежать, путем запрета в договорах банковского счета на выплаты процентов за использование денежных средств.
В работе были представлены перспективы развития нормативно-правовой базы исламской банковской деятельности. Во-первых, для создания надлежащей нормативно-правовой базы законодателю необходимо будет снять ограничения на осуществление сделок по договору мурабаха. Во-вторых, необходимо будет внести изменения в налоговое законодательство, поскольку нынешнее налоговое регулирование ставит потенциальные исламские банки в неравные условия с традиционными, делая их совершенно неконкурентоспособными. В-третьих, необходима фиксация в нормативных актах понятийного аппарата исламского банкинга, а также обязательства наличия в исламских банках Шариатских наблюдательных советов, которые бы контролировали исламскую банковскую деятельность на соответствие нормам шариата.
В нынешних условиях существующие исламские финансовые организации не разовьются и не смогут удовлетворить обусловленный макроэкономической ситуацией интерес к исламскому банкингу. Об открытии новых инвестиционных каналов и возможностей можно говорить только с появлением полноценных исламских банков. Для этого потребуется решение ряда вопросов: помимо создания соответствующей нормативно-правовой базы и единых стандартов для ШНС, потребуется развитие рынка сукук и такафуля, открытие направлений подготовки специалистов в ВУЗах, разработка программного обеспечения для работы исламских банков и проведение просветительской работы среди населения по вопросам исламских финансов.
Подобные работы
- ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ЕГО
ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исламский банкинг
Магистерская диссертация, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Исламский банкинг и его интеграция в мировой финансовый
рынок
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Исламский банкинг и его интеграция в мировой финансовый рынок
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исламский банкинг и его интеграция в мировой финансовый рынок
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
ИСЛАМСКАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Исламский банкинг и его интеграция в мировой финансовый рынок
Магистерская диссертация, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 5620 р. Год сдачи: 2017 - Кредитно--финансовые организации в исламской экономической модели развития
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016



