Введение 2
1. Теоретические аспекты развития конгрессного туризма 5
1.1. Конгрессный туризм как сегмент туристического рынка 5
1.2. Конференц-услуги в отеле как часть конгрессного туризма 13
2. Исследование деятельности отеля «Ногай» на рынке туризма г. Казани 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика отеля «Ногай» 25
2.2. Оценка маркетинговой деятельности и организации конгресс-услуг отеля
«Ногай» 35
3. Пути совершенствования оказания конгресс-услуг отеля «Ногай» 51
3.1. Разработка предложений по совершенствованию организации конресс-
услуг отеля «Ногай» 51
3.2. Оценка эффективности разработанных предложений 61
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложения
Актуальность темы исследования заключается в том, что глобализация мировой экономики и связанная с этим интенсификация деловых, научных и культурных связей сделали деловой туризм одним из ведущих туристских направлений в крупных городах. Основными предпосылками развития конгрессного туризма в Казани являются рост инвестиций в экономику города, увеличение объёмов промышленного производства и торговли, появление новых субъектов малого предпринимательства. Несомненно, развитие конгрессного туризма будет положительно влиять на развитие столицы Республики Татарстан, и способствовать созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
Конгресс-туризм - это наиболее перспективная и высокорентабельная отрасль туризма. В международном туристском обмене составляет 20%. Этот вид туризма позволяет свести к минимуму сезонные колебания туристских потоков и обеспечить круглогодичную загрузку средств размещения и развлечения, предполагая проведение на их базе семинаров, конгрессов, симпозиумов, выставок, а также прием деловых партнеров и инвесторов.
Важной особенностью конгресс-туризма является то, что он тесно взаимодействует с гостиничным бизнесом. При крупных отелях создаются конгресс-холлы, оборудованные бизнес-центрами, конференц- и банкетными залами, выставочными площадями, транспортными службами.
Конференц-услуги - услуги, предоставляемые гостиницами или иными средствами размещения клиентам в сфере конгрессного туризма. Такие услуги включают в себя: предоставление конференц-залов, всей необходимой аппаратуры, питания, трансфера.
Степень разработанности темы. Вопросы развития конгрессного туризма достаточно широко освещены в литературе. При написании работы были использованы труды таких авторов, как: Х. Анн, Е.Н. Артемова, Е.А. Балашова, В.А. Василенко, Ю.В. Волков, Н.О. Володоманова, М.А. Морозов, А.Н. Умнов, В.В. Иванов, А.Я. Пасмуров и др.
Объект исследования - конгрессный туризм.
Предмет исследования - направления развития конгрессного туризма в Татарстане.
Цель: разработка путей совершенствования развития конгрессного туризма в Татарстане на примере деятельности гостиничного комплекса «Ногай».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать конгрессный туризм как сегмент туристического рынка;
- рассмотреть конференц-услуги в отеле как часть конгрессного туризма;
- дать организационно-экономическую характеристика гостиницы «Ногай»;
- оценить маркетинговую деятельность и организацию конгресс-услуг гостиницы;
- разработать предложения по совершенствованию организации конресс- услуг гостиницы;
- оценить эффективность разработанных предложений.
Методологической основой исследования являются методы системного и предметно-логического анализа, статистические методы, экономико-математического моделирования.
Практическая значимость исследования: данное исследование, и, в частности, разработанная в его рамках программа развития конференц-услуг гостиницы может быть использована другими предприятиями сферы гостеприимства, оказывающими услуги по организации деловых мероприятий, что позволит добиться развития конгресс-туризма в регионе в целом.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития конгрессного туризма, а также состояние индустрии встреч в Республике Татарстан. Во второй главе проводится исследование деятельности гостиничного комплекса «Ногай» на рынке туризма г. Казани. В третьей главе предлагаются пути совершенствования оказания конгресс-услуг.
В заключение приведены основные выводы по результатам проделанной работы.
Конгрессный туризм - это относительно новое направление туристической отрасли. Деловые поездки позволяют не только путешествовать, но и обрастать новыми связями, приобретать навыки в процессе участия в обучающих программах.
Эксперты прогнозируют, что высокие темпы роста общемировых расходов на деловые поездки сохранятся до 2020 года. По оценкам экспертов, инвестиции в ивент индустрию дают 5-7-кратный сопряженный экономический эффект в таких смежных секторах, как транспорт и торговля, рестораны и гостиницы, полиграфия и реклама, создают десятки тысяч новых рабочих мест.
По данным ICCA, каждый участник конгресса тратит в среднем $736 в день. Это в три раза больше, чем обычный турист. Индустрия деловых встреч приносит крупным городам в четыре раза больше средств, чем организация других массовых мероприятий.
Г. Казань входит в Топ-5 рейтинга событийного потенциала российских регионов. Общее соотношение проведенных конференций в гостиницах г. Казань с проживанием составило 33%, без проживания - 67%. Был сделан вывод, что увеличение доли конференций с проживанием в гостиницах содержит большой потенциал для увеличения прибыли как гостиниц, так и республики в целом.
Конференции - широкомасштабные совещания, нередко сопровождаемые экспозициями или выставками. Организация конференц-услуг в отеле или гостинице имеет ряд преимуществ:
- возможность организовать питание для участников конференций, семинаров и другого рода бизнес-мероприятий (завтрак, обед, ужин, кофе- брейк, фуршет, банкет);
- удобство для иностранных граждан, или граждан приехавших с далеких городов, им гораздо проще добраться до конференц-зала из своих номеров;
- в отеле существует услуга трансфера от аэропорта и ж/д вокзала;
- в современных конференц-залах, кроме удобной мебели присутствует вся необходимая техника и канцелярские товары.
Гостиничный комплекс «Ногай» располагает развитой инфраструктурой, поэтому обеспечивает клиентам полный комплекс услуг, чтобы они могли чувствовать себя в путешествии «как дома».
Организационная структура гостиницы «Ногай» является линейнофункциональной по принципу своего построения и сильно централизованной. При такой структуре управления каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке процесса.
Объем выручки гостиницы «Ногай» имеет тенденцию к снижению в результате снижения количества гостей. В целом проведенный анализ выявил удовлетворительное состояние гостиничного предприятия.
Для организации конгресс-услуг в гостинице «Ногай» имеется:
1. Конференц-зал «Ногай». Современный и удобный конференц-зал с возможностью трансформации пространства: можно использовать полностью или разделить на три модуля. Площадь 90 м2, до 100 участников.
2. Конференц-зал «Тукай». Зал является памятником архитектуры. Интерьер конференц-зала воссоздан по образу помещения, в котором собирался писательский клуб Габдуллы Тукая.
3. Зал переговоров. Удобно для проведения деловых встреч, переговоров, а также семинаров или тренингов для небольших групп. Площадь 35 м2, до 22 участников.
Основные критерии, по которым производится сегментация потребителей конференц-услуг, это: категория бизнес-поездок, страна из которой они приезжают, потребности, степень активности потребления услуги, класс предпочитаемых помещений, профессиональный статус, время пребывания в гостинице.
Для совершенствования оказания конгресс-услуг гостинице «Ногай» предлагается:
1) приобретение и установка современных систем видео- и аудиооборудования для конференц-залов;
2) внедрение услуги синхронного перевода при организации конгрессуслуг;
3) участие в развитии конгрессного туризма в Татарстане;
4) создание на базе отеля экскурсионного бюро.
Целесообразность внедрения разработанных предложений подтверждается тем, что экономический эффект от их проведения составит рост продажи дополнительных услуг. Таким образом, проведенные расчеты показали, что все разработанные предложения являются экономическими целесообразными, поскольку приведут к увеличению прибыли гостиницы «Ногай», а кроме того, будут способствовать увеличению известности гостиницы на рынке конгрессного туризма.
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ (редакция от
04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Консультант Плюс - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462 (дата обращения: 4.02.2019)
2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
21.07.2014 № 522 «Об утверждении Государственной программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] / Электронный фонд. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/412383352 (дата обращения: 4.02.2019)
3. Приказ Минкультуры России от 11.07.2014 N1215 «Об утверждении
порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» [Электронный ресурс] / Косультант Плюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122445/eb35abe46d67bcd9e0d 9449b4df1161e3ccf47fb/ (дата обращения: 5.02.2019)
Стандарты
4. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» - М.: Стандартанформ, 2014. - 5 с.
5. ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» - М.: Стандартанформ, 2014. - 5 с.
6. ГОСТ Р 53423-2009 - Туристские услуги. Гостиницы и другие
средства размещения туристов. Термины и определения от - 01.03.2009, с изменениями и дополнениями от - 18.05.2011 // «Общероссийский
классификатор стандартов» - 01.07.2010 - № 7 - ст.1154.
7. ГОСТ Р 56780-2015 Услуги средств размещения. Бизнес-услуги. Общие требования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200127461 (дата обращения: 4.02.2019)
Книги, монографии
8. Анн, Х. К. Маркетинг. Учебник для ВУЗов (3-е изд) / Х. Анн. - СПб: Питер, 2015 - 736 с.
9. Артемова, Е.Н. Основы гостеприимства и туризма: учебное пособие / Е.Н. Артемова. - Орёл: ОрёлГТУ, 2015. - 104 с.
10. Балашова, Е.А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса / Е.А. Балашова. - М.: Вершина, 2016. - 176 с.
11. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме.: учебное пособие/ Безрутченко Ю.В.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 233 c.
12. Вакуленко, Р.Я. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Р.Я. Вакуленко. - М.: Логос, 2015 - 320 с.
13. Василенко, В.А. Основы теории и практики спортивно-событийного туризма: монография / В.А. Василенко. - СПб.: Наука, 2016. - 242 с.
14. Волков, Ю.В. Технология гостиничного обслуживания: учебник / Ю.В. Волков. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 384 с.
15. Володоманова, Н.О. Международные стандарты обслуживания для предприятий гостиничной индустрии / Н.О. Володоманова, М.А. Морозов, А.Н. Умнов. - М.: Талер, 2017 - 232с.
16. Глухов, С.Г. Менеджмент предприятия гостеприимства. Учебник / С.Г. Глухов - М.: Новое Знание, 2016. - 243с.
17. Иванов, В.В. Гостиничный менеджмент. Учебник / В.В. Иванов - М.: ИНФРА-М, 2016. - 384 с.
18. Индустрия встреч как драйвер развития экономики: региональный аспект. - М.: Фонд «Росконгресс». 2018. - 84 с.
19. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по
туризму за 2017 год. - Казань, 2018. - 55 с.
20. Паратов, Е.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Е.М. Паратов. - СПб.: Питер, 2016. - 359 с.
21. Пасмуров, А.Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку Event-менеджмент / А.Я. Пасмуров. - СПб.: Питер, 2015. - 195 с.
22. Петров, О.В. Экономика предприятия / О.В. Петров. - СПб.: Питер, 2017. - 401 с.
23. Петрова, Е.Р. Экономика туризма / Е.Р. Петрова. - СПб.: Питер. - 2017. - 321 с.
24. Скобкин, С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе / С.С. Скобкин. - М.: Юристъ, 2015. - 304 с.
25. Титов, А.В. Экономика предприятия / А.В. Титов. - СПб.: Питер, 2017. - 391 с.
26. Ускова, Т.В. Социально-экономический ресурс туризма / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. - 182 с.
Печатная периодика
27. Адельшин, А.А. Туристский потенциал Республики Татарстан / А.А. Адельшин // Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - №7. - С.134- 137.
28. Бебрис, С. О. Упущенные перспективы / С. Бебрис // Отель. - 2017. - №9. - С. 47-52.
29. Бердникова, О.А. Анализ и динамика показателей развития туристской отрасли на примере Республики Татарстан / О.А. Бердникова, С.Е. Иванов // Век качества - 2015. - №1. - С. 73-76.
30. Бритвина, Е. Е. Туризм в Казани - больше, чем туризм / Е. Бритвина // Аргументы недели. - 2015. - №47. - С.8.
31. Елеусизова, Ж. К. Какое значение имеют конгрессы для гостиниц. Обслуживание конгрессного рынка / Ж. Елеусизова // Академия гостеприимства. - 2018. - №8. - С. 17-22.
32. Круглова, И. В. Деловой туризм как важный сегмент туристического рынка / И. Круглова // Туристический бизнес. - 2017. - №4. - С. 41-46.
33. Назарова, В.А. Бизнес-отель как часть инфраструктуры делового туризма / В.А. Назарова // Царскосельские чтения. - 2017. - №9. - С. 318-322.
34. Николаев, В.Е. Организационные структуры управления / В.Е. Николаев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - №9. - С. 19-24.
35. Серегина, В.В. Развитие делового туризма в России / В.В. Серегина // Российское предпринимательство. - 2017. - №8. - С. 11-18.
36. Ступаков, Н В. Конференц-зал - больше денег хороших и больших? / Н.В. Ступаков // Парад Отелей. - 2015. - №3. - С. 45-49.
37. Сизова Д.А. Бизнес-планирование в туризме.: учебное пособие/ Сизова Д.А. М.: Российский новый университет, 2017.— 144 с.
38. Чернобородов, А. Н. Лучше больше да лучше / А. Чернобородов // Эксперт. - 2016. - №37. - С. 20-26.
Электронные ресурсы
39. Анализ ситуации в сфере туризма в республике Татарстан
[Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». - Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-26-
262010/item/326-2011-03-25-11-34-56 (дата обращения: 4.04.2019)
40. Исследования и аналитика [Электронный ресурс] / Сайт ВНИЦ. - Режим доступа: http://rnc-consult.ru (дата обращения: 5.04.2019)
41. Как оборудовать бюджетный конференц-зал [Электронный ресурс] / Портал о кино, ТВ и радио. - Режим доступа: https://tvkinoradio.ru/article/article513-kak-oborudovat-byudzhetnij-konferenc-zal (дата обращения: 8.04.2019)
42. Новости [Электронный ресурс] / Сайт EventMB. - Режим доступа: http://event-mbs.ru/news.html (дата обращения: 4.04.2019)
43. Сайт гостиничного комплекса «Ногай» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://hotelnogai.ru/restaurants/guteelefant (дата обращения:
8.04.2019)
44. Сайт отеля «Европа». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://europe-ru.ru/ (дата обращения: 7.04.2019)
45. Сайт отеля «Максим Горький» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gorkyhotel.ru/ (дата обращения: 7.04.2019)
46. Система онлайн-бронирования отелей [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://www.booking.com/hotel/ru/nogai.ru.html#tab-reviews (дата
обращения: 4.04.2019)
47. Стоимость аренды оборудования для синхронного перевода [Электронный ресурс] / Официальный сайт Бюро переводчиков «Альфа». - Режим доступа: http://www.alfa-perevod.ru/arenda-oborudovaniya/oborudovanie- sinkhronnogo-perevoda (дата обращения: 8.05.2019)
48. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.slovarozhegova.ru. (дата обращения: 5.04.2019)
49. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ushakovdictionary.ru (дата обращения: 5.04.2019)
50. 26-я Московская международная туристическая выставка 12-14 марта
2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mitt.ru/ru-
RU/exhibitors/benefits.aspx (дата обращения: 8.05.2019)
51. ICCA Events [Электронный ресурс] / Официальный сайт International Congress and Convention Association - Режим доступа: https://www.iccaworld.org/ (дата обращения: 5.04.2019)