Введение 3
Глава 1 Мультимедиа 7
1.1 Понятие мультимедиа 7
1.2 Виды мультимедийных технологий 9
1.3. Основные направления развития современных мультимедийных технологий 11
Глава 2. Аппаратно-программные средства мультимедиа систем 17
2.1. Компьютерная графика 18
2.1.1 Растровая графика 22
2.1.2 Векторная графика 27
2.2 Программные средства для создания и обработки изображений 27
2.2.1 Растровые графические редакторы AdobePhotoshop и его
возможности 28
2.2.2 Векторные редакторы 43
Глава 3. Разработка электронного образовательного ресурса
«Разработка мультимедийных продуктов» 45
3.1 Создание Пояснении 46
3.2 Создание Лекции 47
3.3 Создание Глоссарий 48
3.4 Содержание ЭОР «Разработка мультимедийных продуктов» 49
Заключение 56
Список литературы
Актуальность исследования. В настоящее время одним из основных направлений развития современного образования является активное внедрение в электронное обучение.
Электронное обучение - это форма организации учебного процесса, предполагает использование различных типов информации, содержащейся в базах данных, используемых для реализации образовательных программ, и обеспечения их обработки в классе. Поддержка информационных технологий, технических средств, а также информации и телекоммуникаций. Сети. Все это обеспечивает передачу этой информации через каналы связи, облегчает взаимодействие участников учебного процесса.
Казанский федеральный университет внедряет технологии онлайн и дистанционного обучения для повышения эффективности учебного процесса и производительности научно-исследовательской работы студентов и преподавателей. Использование активных методов обучения и профессиональных навыков, а также индивидуализация школьных траекторий.
Внедрение технологий электронного обучения и дистанционного обучения в учебный процесс требует неотложного развития ресурсов электронного обучения. Для решения этой проблемы система обучения использует экспериментальную платформу для создания и тестирования дистанционных курсов - сайт для разработчиков образовательных курсов и учебных дисциплин https://do.kpfu.ru/course/view.php?id=4009 [21].
Система электронного обучения KФУ базируется на программу LMS MOODLE - система управления обучением. Эта программа является одной из самых популярных платформ электронного обучения в мире.
Как показывает опыт на базе LMS MOODLE, можно сформировать и создать электронные образовательные ресурсы, которые обеспечивают модульную структурирования содержания, изменчивость представления информации и интерактивность гибкости учебного процесса и индивидуализацию обучения.
В соответствии с требованиями учебного стандарта Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования к условиям реализации программы по направлению 44.03.04. «Профессиональное обучение» (по отраслям) (уровень бакалавриата), «Электронное информационное и образовательное среда организации включает все виды тренинговых и оценочных процедур для результатов учебного обучения, которые позволяют использовать электронное обучение и технологии дистанционного обучения».
Одним из шагов для удовлетворения всех этих требований является создание электронных образовательных ресурсов в дисциплинах программы и использования их в качестве электронной среды для реализации дисциплин и научно-исследовательскую работу обучающихся.
В Елабужском институте Казанского федерального университета готовят бакалавров по направлению 44.03.04. «Профессиональное обучение» (по отраслям) изучает учебная дисциплина под названием «Разработка мультимедийных продуктов». Эта дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла, которая осваивается студентами на четвертом 4 курсе (8 семестр) их обучения.
Освоение дисциплины «Разработка мультимедийных продуктов» направлена на изучение основных категорий теории математической статистики, изучение методов и моделей статистических исследований, а также на получение практических навыков для современных компьютерных программ [21].
Цель исследования: разработка в системе электронного обучения КФУ образовательного ресурса «Разработка мультимедийных продуктов».
Задачи:
изучение и анализ научной информации по теме исследования;
освоение технологии работы в среде LMS MOODLE; проектирование структуры электронного образовательного ресурса и наполнение его конкретным учебным содержанием;
разработка учебно-методических материалов (лекции, практические задания для самостоятельной работы студентов, методические рекомендации, глоссария);
разработка контролирующих материалов (вопросы для самоконтроля, тестовые задания, вопросы к экзамену);
размещение материалов ЭОР «Разработка мультимедийных продуктов» на сайте http://do.kpfu.ru.
Объект исследования: создание электронных образовательных ресурсов.
Предмет исследования: разработка электронного образовательного ресурса «Разработка мультимедийных продуктов» и размещение его на сайте http://do.kpfu.ru.
Методы исследования. Используется метод проектирования и создания электронных образовательных ресурсов в среде LMS MOODLE [19].
Значимость работы:
- изложены основы технологии создания электронных образовательных ресурсов в среде LMS MOODLE;
- спроектирована структура электронного образовательного ресурса «Разработка мультимедийных продуктов»;
- разработан контент электронного образовательного ресурса «Разработка мультимедийных продуктов»;
- рассмотрены возможности использования электронного образовательного ресурса «Разработка мультимедийных продуктов» в учебном процессе.
Структура и объём работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Текст изложен на 58 страницах, включая формулы и таблицы. Список литературы содержит более 21 наименований.
Современные технологии электронного обучения предоставляют множество способов передачи знаний, форм и методов преподавания. Оптимальное сочетание традиционных и электронных форм обучения позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Электронный образовательный ресурс «Разработка мультимедийных продуктов» предназначен для электронного сопровождения очного курса дисциплины с применением элементов дистанционных образовательных технологий.
ЭОР полностью охватывает предусмотренные учебным планом компоненты изучаемой дисциплины: лекции, лабораторные работы, систему контроля знаний, самостоятельную работу.
Для содержания электронного образовательного ресурса по дисциплине «Разработка мультимедийных продуктов» разработаны учебно-методические, дополнительные и контролирующие материалы в электронном виде. Всего подготовлено 8 конспектов лекций; создан глоссарий, включающий более 120 терминов; подготовлено 14 заданий для самостоятельной работы; создан банк тестовых заданий, содержащий 30 вопросов; разработано 8 вопросов для текущего контроля знаний и 35 вопросов для экзамена.
Электронный образовательный ресурс «Разработка мультимедийных продуктов» размещен в электронной системе КФУ по адресу: URL: https://do.kpfu.ru/course/view.php?id=4009
В настоящее время электронный образовательный ресурс проходит процедуру экспертизы.
По результатам исследования, проведенного при выполнении выпускной квалификационной работы, был сделан доклад «Создание электронного образовательного ресурса по дисциплине «Разработка мультимедийных продуктов» на Итоговой студенческой научно-практической конференции КФУ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ЭОР при изучении дисциплины Разработка мультимедийных продуктов». Использование электронного образовательного ресурса при изучении дисциплины «Разработка мультимедийных продуктов» дополняет традиционный учебный процесс преимуществами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
• предоставляет быстрый доступ ко всем учебно-методическим и дополнительным материалам в электронном виде,
• способствует эффективной организации самостоятельной работы обучающихся,
• позволяет проводить оперативный дистанционный контроль результатов обучения,
• создает возможность удаленного интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
1. Александров, Д. В. Инструментальные средства информационного менеджмента. CASE-технологии и распределенные информационные системы учеб. пособие для студ. вузов / Д. В. Александров; Университетская библиотека онлайн (ЭБС). - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 225 с.
2. Андерсен, Б. Б. Мультимедиа в образовании : специализированный учебный курс / Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. - Москва : Дрофа, 2007. - 224 с.
3. Андреев, В. О чем надо помнить при разработке пользовательского интерфейса [Электронный ресурс]: памятка по эргономике для разработчика / В. Андреев. - URL: http://www.usability.ru/Articles/instmction.htm (Дата обращения 10.04.2019)
4. Анисимова Т.И. Организация самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционного обучения // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 747-750.
5. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - Москва : Филинъ, 2003. - 616 с.
6. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.
7. Борзенко, А. Программное обеспечение для мультимедиа / Андрей Борзенко // Компьютер - Пресс. - 1995. - № 2. - 48 с.
8. Бройдо, В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации : учебник / В. Л. Бройдо. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 703 с.
9. Ветлугина, И. М. Теоретические основы информационного моделирования: учебное пособие / И. М. Ветлугина. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 256 с.
10. Вихман, В. В. Мультимедиа технологии: электронно - методический комплекс: учебное пособие / В. В. Вихман. - Новосибирск: НГТУ, 2008. - 200 с.
11. Вязьминов, В. Физиологические основы восприятия [Электронный
ресурс]/В. Вязьминов. URL: http://www.webimg.ru/node/171 (Дата
обращения 12.05.2019).
12. Григорьев, С. Г. О разработке учебника «Информатизация образования» / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования» - 2005. - № 1. с. - 62-66
13. Гуле, А. Видео и компьютер. Воспроизведение видео на компьютере. 2004 [Электронный ресурс] / А. Гуле. - URL: http://www.ixbt.com/divideo/videoplayback.shtml (Дата обращения 05.04.2019).
14. Гусева, Е. Н. Информатика: учеб. пособие / Е. Н. Гусева;
Университетская библиотека онлайн (ЭБС) - Москва: Флинта, 2011. - 260 с.
15. Джамбруно, М. Трехмерная графика и анимация / Марк Джамбруно. - 2е изд. - Москва: Вильямс, 2002. -528 с.
16. Жук Ю. А. Мультимедийные технологии [Электронный ресурс] : учеб. пособие: самост. учеб. электрон. изд. / Ю. А. Жук; Сыкт. лесн. ин-т. - Электрон. дан. - Сыктывкар : СЛИ, 2012. URL: http://62.182.30.44/ft/301- 000285.pdf (Дата обращения 12.05.2019).
17. Исаев, Г. Н. Информационные технологии: учеб. пособие / Г. Н. Исаев; Университетская библиотека онлайн (ЭБС) - Москва: Омега-Л, 2012. - 464 с.
18. Кирмайер, М. Мультимедиа / М. Кирмайер. - СПб.: BHV, 1994. -185 с.
19. Клыгина, Е. В. Гипертекст и мультимедиа технологии: мультимедийное обучающее электронное издание / Е. В. Клыгина. - Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. -559 с.
20. Любимова Е.М., Галимуллина Э.З. Обучение преподавателей вузов разработке и внедрению электронного обучения на платформе MOODLE. Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 2. Том 12. - Одесса:
КУПРИЕНКО, 2013 - с. 181-184
21. Электронный образовательный ресурс «Разработка мультимедийных продуктов» URL: https://do.kpfu.ru/course/view.php?id=4009 (Дата обращения
10.05.2019)