Введение 3
Глава 1. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений старших дошкольников 7
1.1. Понятие о межличностных отношениях 7
1.2. Особенности межличностных отношений у старших дошкольников.. ..12
1.3. Формирование межличностных отношений у старших дошкольников
посредством сюжетно-ролевой игры 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования межличностных отношений у старших дошкольников 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных
отношений у старших дошкольников 40
2.3. Анализ результатов исследования 43
Выводы по второй главе 52
Заключение 55
Список литературы 56
Приложения
Актуальность исследования. Проблематика, связанная с формированием межличностных отношений старших дошкольников, является частью более широкой проблемы - привлечения к культурным ценностям социума. Эта проблема рассматривается сегодня как одна из центральных в педагогике. Задача педагогики - разработка педагогических технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс формирования межличностных отношений старших дошкольников в условиях ДОУ. Конструктивное умение построить межличностные отношения является показателем культуры личности в целом.
Л.В. Епишина [10], С.В. Знаменская [15], А.А. Максимова [31] отмечают, что значение этих исследований для решения современных педагогических проблем состоит в том, что они дают возможность, с одной стороны, более целостно представить межличностные отношения как предмет педагогического исследования, а с другой - осмыслить педагогические проблемы в контексте проблематики умения строить эти отношения. Вместе с тем, сфера, которая обозначается понятием «межличностные отношения», остается неопределенной. Недостаточно обоснованными являются также теоретико-методологические основы формирования межличностных отношений старших дошкольников.
Сфера межличностных отношений старших дошкольников - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, межличностные отношения старших дошкольников приобретают особую значимость. Именно в межличностных отношениях человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому межличностные отношения - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникативной культуры.
Формирование межличностных отношений можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития человека, например дошкольника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. Это обусловлено тем, что педагогический процесс является по своей сути процессом, предполагающим взаимодействие между социальными институтами (научными, образовательными, культурно-просветительскими), педагогами, родителями, детьми с целью воспитания и обучения подрастающего поколения.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между недостаточностью разработок теоретико-методологических основ формирования межличностных отношений старших дошкольников и значимостью межличностных отношений в развитии дошкольников, и тем, что формирование межличностных отношений старших дошкольников в первую очередь связано с предупреждением «коммуникативных проблем», о которых много говорится сегодня.
Цель исследования - выявить особенности формирования межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетноролевой игры.
Объект исследования: межличностные отношения старших дошкольников.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование межличностных отношений старших дошкольников будет проходить эффективно при условии:
- если использовать сюжетно-ролевые игры в воспитательно-образовательном процессе;
- разработанные игры будут соотвествовать индивидуально - возрастным особенностям дошкольников;
- привлечь к организации и проведению сюжетно-ролевых игр родителей.
Для конкретизации цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и выявить принципы и особенности формирования межличностных отношений старших дошкольников;
2. Выбрать организационно-методическое обеспечение способствующее формированию межличностных отношений старших дошкольников;
3. Организация опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей формирования межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников;
- наблюдение, беседа, тестирование,
- опытно-экспериментальная работа.
Методологической основой исследования является теория игры в дошкольном возрасте (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.Ф.Лесгафт), теоретические основы общения детей со взрослыми (М.И.Лисина); подходы педагогов в области оптимизации общения (А.А.Ухтомский), идеи гуманной педагогики (В.А. Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, М. Монтессори и др.).
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что раскрыта психолого-педагогическая сущность межличностных отношений старших дошкольников и определении педагогических условий по формированию межличностных отношений старших дошкольников в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе данного исследования предложен комплекс сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в работе воспитателя и специалистов ДОУ.
База исследования: МДОБУ детский сад комбинированного вида №30 «Улыбка». В исследовании принимали участие старшие дошкольники. Педагогический эксперимент проводился с согласия родителей.
Структура работы: работа состоит из одной теоретической и из одной опытно-экспериментальной главы, выводов, заключения, информационных источников, приложений.
Трудности в межличностных отношениях являются одной из сложных проблем в психологии. Очень важно, чтобы коммуникативные способности были сформированы, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие затруднения в процессе межличностных отношений.
Изучение данной проблемы обнаруживается в работах многих психологов, но она остается актуальной и по сей день. Так появившиеся у отверженного ребенка отрицательные особенности, в связи с особой «способностью» дошкольного возраста определить все дальнейшие формирования личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и далее в последующей трудовой деятельности. Поэтому необходимо своевременная ранняя работа с детьми дошкольного возраста.
В значительной степени наше исследование опиралось на работы Я.Л. Коломинского, Е.О.Смирновой, М.И.Лисиной, Т.А. Репиной и др., в которых рассмотрены различные аспекты общения детей дошкольного возраста.
Нами была дана и раскрыта общая характеристика межличностных отношений в дошкольном возрасте. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом межличностных отношений становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.
1. Абашина Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание.- 2015. - № 10.- C.20-26.
2. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец - М.: МИРРА, 2016. - 269с.
3. Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе
общения со взрослыми у детей дошкольного возраста - М.: ВНПЦПО, 2014. - 258с.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: МИРРА, 2016. - 428с.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: СФЕРА, 2014. -399с.
6. Возрастная психология: учеб.пособие для студ. учреждений
высш. проф. образования / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 336 с.
7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2016. - 272 с.
8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Риторика, 2014. - 389с.
9. Дубровина, И.В. Практическая психология образования /И.В. Дубровина. - СПб.: ЛУЧиКо, 2016. - 592 с.
10. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Педагогика. - №8. - 2016. - С.26-32.
11. Жиенбаева Н.Б., Тугулбаева А.К. Роль межличностных
отношений в психологическом развитии // Молодой ученый. - 2018. - №11. - С. 119-121.
12. Завражнов В.В., Чагина М.В. Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений со сверстниками // Молодой ученый. - 2017. - №49. - С. 424-426.
13. Запорожец А.В. Общение как проблема общей психологии. - М.: Просвещение, 2016. - 287с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: КРОНА-ПРЕСС,
2015. - 407с.
15. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. Ставрополь: СГУ, 2014. 351с.
16. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. - СПб.: НОВЬ,
2016. - 227с.
17. Игры - обучение, тренинг, досуг.../ Под ред. В.В. Петрусинского. В 4 кн. М.: Просвещение, 2014. 194с.
18. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: ВИНПЦПО, 2014. 204с.
19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск: ПАЛЕСКА, 2016. - 232с.
20. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников // Ребёнок в детском саду. - 2016. - №7. - С. 84 - 87.
21. Краткий психологический словарь. / Под общей ред.
А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского /ред.-составитель Л.А. Карпенко. - М.: Словис, 2014. - 437с.
22. Лежнева Л.И. Научим детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2016. № 9. с.35-41.
23. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под редакцией Лисиной М.И. - М.: ПРЕССА, 2015. - 180с.
24. Лисина М.И. Проблемы и задачи изучение общения дошкольников со сверстниками. - М.: ТЕРРА-НОВА, 2014. - 266с.
25. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск: ПАЛЕСКА, 2016. - 269с.
26. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии // Под ред. М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 2014. 331с.
27. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М.: Воронеж: ПРОТОС, 2015. 297с.
28. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей возрастной и педагогической психологии / Под редакцией Давыдова В.В. - М.: ХРОНОС, 2014. - 197с.
29. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. Минск: Палеска, 2016. 311с.
30. Лысюк Л.Г. Различные планы взаимодействий детей в игровой деятельности. М.: Терра-НОВА, 2014. 269с.
31. Максимова А.А. Учим детей общаться: 6-10 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016. 289с.
32. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений у детей с использованием наглядности. М.: Псков. ПГПУ, 2015. 188 с.
33. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 2016. 229с.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебное пособие /
В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2015. - 608 с.
35. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. М.: Педагогика, 2014. 227с.
36. Панферов В.Н. Психология человека. - М.: ИТОС+, 2014. - 312с.
37. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2016. 317с.
38. Парыгин Д.Б. Анатомия общения. - М.: РОДОС, 2015. - 358с.
39. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Кн.1: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Терра-Книга, 2015. - 311 с.
40. Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. - 6-е изд. - М.: Спектр+, 2016. - 217 с.
41. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: ПРЕССА, 2014. - 302с.
42. Савонько, А.П. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку людьми / А.П. Савонько.- М.: Протос, 2017. -356 с.
43. Самоукина, Н.В. Игры, в которые играют...Психологический практикум / Н.В. Самоукина. - М.: Феникс, 2016. - 128 с.
44. Сироткин Л.Ю. Развитие и воспитание / Л.Ю. Сироткин, А.Н. Хузиахметов. - Казань: Китап, 2014. - 211 с.
45. Соковнин В.М. О природе человеческого общения: опыт
философского анализа. - М.: МЕНЗУН, 2014. - 146с.
46. Холмогорова В., Смирнова Е. Средний и старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - с.77-79.
47. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под.ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Прима, 2016. - 306 с.
48. Целенко З.С. Общение старших дошкольников в условиях совместной деятельности. - М.: ИФФТИ, 2015. - 386с.
49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М.: ПИРИНЕИ, 2016. - 478с.
50. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - Воронеж: СВЕТ, 2014. - 567с.