Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие готовности к обучению в школе в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Личностный компонент готовности детей к обучению в школе .. 16
1.3 Психолого-педагогические условия формирования личностной
готовности детей к школе 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 30
2.1 Выявление исходного уровня личностной готовности старших
дошкольников к обучению в школе 30
2.2 Реализация работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению посредством создания
психолого-педагогических условий 42
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 50
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Начало обучения в школе - очень важный момент в жизни каждого ребенка, которая сопровождается переменами в его образе жизни и в отношении с окружающими. Ребенок переходит от свободной игровой деятельности к учебной, носящей обязательный характер и требующий от него сосредоточенности, ответственности, исполнительности и дисциплинированности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из первостепенных задач ставится подготовка детей к школьному обучению и обеспечения преемственности между дошкольным и начальным ступенями образования [47, с. 10].
Понятие готовность к школе включает в себя определенный уровень психического развития ребенка, необходимого для успешного начала обучения и адаптации ребенка к школе [5, с. 301].
Особое место в вопросе готовности к школе уделяется развитию личностной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.
В психолого-педагогической теории и практике личностный аспект готовности к школе отражен в работах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Л.А. Венгера и других.
Однако не все результаты изучения данной проблемы являются однозначными, а иногда даже носят противоречивый характер. Имеется множество малоразработанных аспектов, требующих дальнейшего, более глубокого изучения в силу большого практического значения данного вопроса.
Ведь именно от выявления сущности понятия личностной готовности, разработки способов её формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания дошкольников, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе.
В связи с этим очень актуальным встает вопрос о необходимости своевременной диагностики и организации педагогической работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально доказать
эффективность применения специально созданных психологопедагогических условий в формировании личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретическую основу проблемы формирования личностной готовности детей к обучению в школе;
2. Выявить и охарактеризовать исходный уровень личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению;
3. Разработать и реализовать план работы по формированию личностной готовности детей к обучению в школе;
4. Проанализировать эффективность работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования: процесс формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Предмет исследования: совокупность психолого-педагогических
условий, направленных на формирование у старших дошкольников личностной готовности к обучению в школе.
Гипотеза: мы предположили, что формирование личностной
готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе зависит от созданных в дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогических условий, а именно:
1. Использование эффективных форм и методов работы с детьми;
2. Создание в дошкольном учреждении предметно-пространственной развивающей среды;
3. Организация взаимного сотрудничества с родителями (законными представителями) по вопросу подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Нами были использованы следующие методы исследования:
- Теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- Эмпирическое исследование с помощью методик: «Беседа о школе» Т. А. Нежновой и «Изучение школьной мотивации» М. Р. Гинзбурга;
- Количественный анализ результатов эмпирического исследования с использованием методов математической статистики.
Методологическую основу исследования составили работы А. Анастази, А. Бине, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова, Е.Е. Кравцовой и других о сущности и составных компонентах готовности детей к обучению в школе, а также труды Н.М. Яковлевой, В.И. Андреева, А.Я. Найна, Б. В. Куприянова, М. В. Зверевой, С.А. Дыниной, Н.В. Ипполитовой по разработке проблемы психолого-педагогических условий.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты практической части исследования, разработанный план работы, конспекты занятий и рекомендации могут быть использованы в построении педагогической работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Апробация исследования: по результатам проведенной работы были опубликованы две статьи: «Личностная готовность детей к школе в условиях детского сада» в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Совершенствование методологии познания в целях развития
База исследования: МБДОУ Муслюмовский детский сад общеразвивающего вида «Кубэлэк» Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, теоретическая и практическая части, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе приводится теоретический анализ литературы по теме исследования, раскрывается сущность понятия школьной зрелости, ее составные компоненты, и психолого-педагогические условия формирования личностной готовности к школе.
Вторая глава посвящается эмпирическому исследованию и состоит из трех этапов. Первый, констатирующий этап направлен на выявления уровня личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе. На втором, формирующем этапе осуществляется разработка и апробация плана работы по формированию личностной готовности к школе. На третьем, контрольном этапе, проводится повторная диагностика старших дошкольников и определяется результативность проделанной работы.
Готовность детей к школе является очень актуальной проблемой современности, от решения которой зависит успешность процесса обучения, и как следствие судьба детей, их настоящее и будущее.
Цель нашей работы заключалась в исследовании эффективности влияния специально созданных психолого-педагогических условий на формирование личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что под готовностью к школьному обучению понимается такой уровень психического развития ребенка, который необходим для полноценного усвоения учебной программы и адаптации ребенка к школе. Готовность к школьному обучению выступает как многокомпонентное, комплексное образование, включающая в себя эмоционально-волевую, интеллектуальную, социально-психологическую и личностную готовность.
Личностный компонент характеризуется сформированностью у ребенка внутренней позиции школьника, его стремлением пойти в школу, выполнять новые обязанности, связанные с ролью ученика, и получать знания. Выделяют учебно-познавательные, социальные, игровые, позиционные, оценочные и внешние мотивы учения. Они выстраиваются в иерархическую последовательность, и от того какой мотив преобладает, зависит успешность обучения ребенка в школе.
Развитие личностной готовности к школе предусматривает поддержание и развитие познавательных интересов детей, воспитание положительного отношения к школе, к уроку, к учителям, формирование умения работать в коллективе.
Практическая часть исследования была направлена на проверку эффективности психолого-педагогических условий в формировании личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Исследование проходила на базе МБДОУ «Кубэлэк» Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан. Были сформированы две группы, экспериментальная и контрольная, по 22 старших дошкольника в каждой из них.
Для выявления уровня личностной готовности детей к обучению в школе нами были применены методики: Т.А. Нежновой «Беседа о школе», и М.Р. Гинзбурга «Изучение школьной мотивации». Анализ обобщенных результатов показал необходимость организации целенаправленной работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
В связи с этим мы создали в экспериментальной группе специальные психолого-педагогические условия: организовали уголок будущего
школьника, уголок для родителей и разработали календарно-тематический план работы по формированию у старших дошкольников личностной готовности к школе.
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов исследования позволили выявить значительную динамику в формировании личностной готовности детей экспериментальной группы к обучению в школе, и незначительную - у детей контрольной группы.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждена: специально созданные в
дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогические условия благотворно влияют на формирование личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2017. - 208 с.
2. Барабанова М.С. Проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе / М.С. Барабанова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 1-3. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/741/ (дата обращения: 17.01.2019).
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - 4-е изд., перераб. и дополн. - СпБ.: Питер, 2008. - 398 с.
4. Борисова Н.Ф. Преемственность в работе детского сада и школы
как условие успешной адаптации детей к школьному образованию / Н.Ф. Борисова, Г.С. Айрумян // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 462-464. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/76/13078/ (дата
обращения: 11.01.2019).
5. Веракса Н.Е. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 564 с.
6. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для
бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 510 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во Юрайт, 2018. - 199 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblio-online.ru/bcode/415101 (дата обращения: 26.11.2018).
8. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М.: Академический проект, 2015. - 256 с.
9. Галеева А.Р. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста / А.Р. Галеева, Л.В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №12.2. - С.187-188.
10. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. МещеряковаЗамогильная. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 253 с.
11. Гаязова Л.Р. Психологическая готовность дошкольника к
обучению / Л.Р. Гаязова // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 49-52. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/149/41604/ (дата
обращения: 27.12.2018).
12. Грабал В. Мотивация достижения и развитие в процессе учебной деятельности / В. Грабал. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидов в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2013. - 456 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - 6-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.
14. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / Е.В. Доценко - 2-е изд., перераб. и дополн. - Волгоград: Учитель, 2013. - 297 с.
15. Зайкова Е.В. Об исследовании мотивационной готовности детей к обучению в школе / Е.В. Зайкова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 34. - С. 100-106.
16. Зимакова Л.Н. Обзор проблемы готовности детей к обучению в школе / Л.Н. Зимакова // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2014. - № 2. - С. 49-52.
17. Зимина М.А. Исследование психологической готовности детей к обучению в школе / М.А. Зимина // Молодой ученый. - 2016. - №21. - С. 813815. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/125/34515/ (дата обращения: 24.01.2019).
18. Кисова В.В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников / В.В. Кисова // Фундаментальные исследования. - 2013. - №8. С.14-16.
19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 414 с.
20. Колчанова И.В. Особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / И.В. Колчанова, Л.А. Кананчук // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 1 (4). - С. 39-41.
21. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие / О.Б.Конева. - Челябинск: ЮУрГУ, 2010. - 32 с.
22. Коржук Е.Л. Педагогические условия формирования личностной готовности ребенка к обучению школе / Е.Л. Коржук // Наука. Образование. Личность. -2014. - Т. 2. - С. 55-59.
23. Костикова В.Е. Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе / В.Е. Костикова, О.В. Черкасова // Молодой ученый. - 2016. - №15.1. - С. 18-21. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/119/33083/ (дата обращения: 08.02.2019).
24. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 264 с.
25. Кубарева Л. А. Формирование психологической готовности к
школьному обучению в условиях дошкольного обучения / Л. А. Кубарева, Ю. В. Морозова // Молодой ученый. - 2017. - №34.1. - С. 38-41. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/168/45493/ (дата обращения:
08.02.2019) .
26. Кузнецова А.Ю. Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе / А.Ю. Кузнецова, Е.П. Денисенко, Г.С. Ткаченко // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 447-449. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/141/39575/ (дата обращения: 15.02.2019).
27. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
28. Лаврентьева М.В. Современные аспекты подготовки детей к школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. - 2015. - № 7. - С. 24-32. [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36694 (дата обращения:
26.02.2019) .
29. Максимова С.М. Психолого-педагогические условия формирования готовности к школе / С.М. Максимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 25
27. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10973/ (дата обращения: 19.01.2019).
30. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для
академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
31. Митичева Т.И. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе / Т.И. Митичева, Я.А. Шадрина // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С.700-703. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/136/38144/ (дата обращения: 19.01.2019).
32. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 656 с.
33. Нижегородцева Н.В. История и современное состояние проблемы готовности к обучению / Н.В. Нижегородцева // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. - С. 216-223.
34. Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика / Н.О. Пичугина. - М.: Научная книга, 2017. - 742 c.