Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ дошкольников к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Работа №32469

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
607
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие готовности к обучению в школе в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Личностный компонент готовности детей к обучению в школе .. 16
1.3 Психолого-педагогические условия формирования личностной
готовности детей к школе 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 30
2.1 Выявление исходного уровня личностной готовности старших
дошкольников к обучению в школе 30
2.2 Реализация работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению посредством создания
психолого-педагогических условий 42
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 50
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. Начало обучения в школе - очень важный момент в жизни каждого ребенка, которая сопровождается переменами в его образе жизни и в отношении с окружающими. Ребенок переходит от свободной игровой деятельности к учебной, носящей обязательный характер и требующий от него сосредоточенности, ответственности, исполнительности и дисциплинированности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из первостепенных задач ставится подготовка детей к школьному обучению и обеспечения преемственности между дошкольным и начальным ступенями образования [47, с. 10].
Понятие готовность к школе включает в себя определенный уровень психического развития ребенка, необходимого для успешного начала обучения и адаптации ребенка к школе [5, с. 301].
Особое место в вопросе готовности к школе уделяется развитию личностной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.
В психолого-педагогической теории и практике личностный аспект готовности к школе отражен в работах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Л.А. Венгера и других.
Однако не все результаты изучения данной проблемы являются однозначными, а иногда даже носят противоречивый характер. Имеется множество малоразработанных аспектов, требующих дальнейшего, более глубокого изучения в силу большого практического значения данного вопроса.
Ведь именно от выявления сущности понятия личностной готовности, разработки способов её формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания дошкольников, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе.
В связи с этим очень актуальным встает вопрос о необходимости своевременной диагностики и организации педагогической работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально доказать
эффективность применения специально созданных психологопедагогических условий в формировании личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретическую основу проблемы формирования личностной готовности детей к обучению в школе;
2. Выявить и охарактеризовать исходный уровень личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению;
3. Разработать и реализовать план работы по формированию личностной готовности детей к обучению в школе;
4. Проанализировать эффективность работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования: процесс формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Предмет исследования: совокупность психолого-педагогических
условий, направленных на формирование у старших дошкольников личностной готовности к обучению в школе.
Гипотеза: мы предположили, что формирование личностной
готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе зависит от созданных в дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогических условий, а именно:
1. Использование эффективных форм и методов работы с детьми;
2. Создание в дошкольном учреждении предметно-пространственной развивающей среды;
3. Организация взаимного сотрудничества с родителями (законными представителями) по вопросу подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Нами были использованы следующие методы исследования:
- Теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- Эмпирическое исследование с помощью методик: «Беседа о школе» Т. А. Нежновой и «Изучение школьной мотивации» М. Р. Гинзбурга;
- Количественный анализ результатов эмпирического исследования с использованием методов математической статистики.
Методологическую основу исследования составили работы А. Анастази, А. Бине, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова, Е.Е. Кравцовой и других о сущности и составных компонентах готовности детей к обучению в школе, а также труды Н.М. Яковлевой, В.И. Андреева, А.Я. Найна, Б. В. Куприянова, М. В. Зверевой, С.А. Дыниной, Н.В. Ипполитовой по разработке проблемы психолого-педагогических условий.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты практической части исследования, разработанный план работы, конспекты занятий и рекомендации могут быть использованы в построении педагогической работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Апробация исследования: по результатам проведенной работы были опубликованы две статьи: «Личностная готовность детей к школе в условиях детского сада» в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Совершенствование методологии познания в целях развития
База исследования: МБДОУ Муслюмовский детский сад общеразвивающего вида «Кубэлэк» Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, теоретическая и практическая части, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе приводится теоретический анализ литературы по теме исследования, раскрывается сущность понятия школьной зрелости, ее составные компоненты, и психолого-педагогические условия формирования личностной готовности к школе.
Вторая глава посвящается эмпирическому исследованию и состоит из трех этапов. Первый, констатирующий этап направлен на выявления уровня личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе. На втором, формирующем этапе осуществляется разработка и апробация плана работы по формированию личностной готовности к школе. На третьем, контрольном этапе, проводится повторная диагностика старших дошкольников и определяется результативность проделанной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Готовность детей к школе является очень актуальной проблемой современности, от решения которой зависит успешность процесса обучения, и как следствие судьба детей, их настоящее и будущее.
Цель нашей работы заключалась в исследовании эффективности влияния специально созданных психолого-педагогических условий на формирование личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что под готовностью к школьному обучению понимается такой уровень психического развития ребенка, который необходим для полноценного усвоения учебной программы и адаптации ребенка к школе. Готовность к школьному обучению выступает как многокомпонентное, комплексное образование, включающая в себя эмоционально-волевую, интеллектуальную, социально-психологическую и личностную готовность.
Личностный компонент характеризуется сформированностью у ребенка внутренней позиции школьника, его стремлением пойти в школу, выполнять новые обязанности, связанные с ролью ученика, и получать знания. Выделяют учебно-познавательные, социальные, игровые, позиционные, оценочные и внешние мотивы учения. Они выстраиваются в иерархическую последовательность, и от того какой мотив преобладает, зависит успешность обучения ребенка в школе.
Развитие личностной готовности к школе предусматривает поддержание и развитие познавательных интересов детей, воспитание положительного отношения к школе, к уроку, к учителям, формирование умения работать в коллективе.
Практическая часть исследования была направлена на проверку эффективности психолого-педагогических условий в формировании личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Исследование проходила на базе МБДОУ «Кубэлэк» Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан. Были сформированы две группы, экспериментальная и контрольная, по 22 старших дошкольника в каждой из них.
Для выявления уровня личностной готовности детей к обучению в школе нами были применены методики: Т.А. Нежновой «Беседа о школе», и М.Р. Гинзбурга «Изучение школьной мотивации». Анализ обобщенных результатов показал необходимость организации целенаправленной работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
В связи с этим мы создали в экспериментальной группе специальные психолого-педагогические условия: организовали уголок будущего
школьника, уголок для родителей и разработали календарно-тематический план работы по формированию у старших дошкольников личностной готовности к школе.
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов исследования позволили выявить значительную динамику в формировании личностной готовности детей экспериментальной группы к обучению в школе, и незначительную - у детей контрольной группы.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждена: специально созданные в
дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогические условия благотворно влияют на формирование личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.



1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2017. - 208 с.
2. Барабанова М.С. Проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе / М.С. Барабанова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 1-3. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/741/ (дата обращения: 17.01.2019).
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - 4-е изд., перераб. и дополн. - СпБ.: Питер, 2008. - 398 с.
4. Борисова Н.Ф. Преемственность в работе детского сада и школы
как условие успешной адаптации детей к школьному образованию / Н.Ф. Борисова, Г.С. Айрумян // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 462-464. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/76/13078/ (дата
обращения: 11.01.2019).
5. Веракса Н.Е. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 564 с.
6. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для
бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 510 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во Юрайт, 2018. - 199 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblio-online.ru/bcode/415101 (дата обращения: 26.11.2018).
8. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М.: Академический проект, 2015. - 256 с.
9. Галеева А.Р. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста / А.Р. Галеева, Л.В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №12.2. - С.187-188.
10. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. МещеряковаЗамогильная. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 253 с.
11. Гаязова Л.Р. Психологическая готовность дошкольника к
обучению / Л.Р. Гаязова // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 49-52. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/149/41604/ (дата
обращения: 27.12.2018).
12. Грабал В. Мотивация достижения и развитие в процессе учебной деятельности / В. Грабал. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидов в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2013. - 456 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - 6-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.
14. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / Е.В. Доценко - 2-е изд., перераб. и дополн. - Волгоград: Учитель, 2013. - 297 с.
15. Зайкова Е.В. Об исследовании мотивационной готовности детей к обучению в школе / Е.В. Зайкова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 34. - С. 100-106.
16. Зимакова Л.Н. Обзор проблемы готовности детей к обучению в школе / Л.Н. Зимакова // Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2014. - № 2. - С. 49-52.
17. Зимина М.А. Исследование психологической готовности детей к обучению в школе / М.А. Зимина // Молодой ученый. - 2016. - №21. - С. 813815. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/125/34515/ (дата обращения: 24.01.2019).
18. Кисова В.В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников / В.В. Кисова // Фундаментальные исследования. - 2013. - №8. С.14-16.
19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 414 с.
20. Колчанова И.В. Особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / И.В. Колчанова, Л.А. Кананчук // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 1 (4). - С. 39-41.
21. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие / О.Б.Конева. - Челябинск: ЮУрГУ, 2010. - 32 с.
22. Коржук Е.Л. Педагогические условия формирования личностной готовности ребенка к обучению школе / Е.Л. Коржук // Наука. Образование. Личность. -2014. - Т. 2. - С. 55-59.
23. Костикова В.Е. Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе / В.Е. Костикова, О.В. Черкасова // Молодой ученый. - 2016. - №15.1. - С. 18-21. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/119/33083/ (дата обращения: 08.02.2019).
24. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 264 с.
25. Кубарева Л. А. Формирование психологической готовности к
школьному обучению в условиях дошкольного обучения / Л. А. Кубарева, Ю. В. Морозова // Молодой ученый. - 2017. - №34.1. - С. 38-41. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/168/45493/ (дата обращения:
08.02.2019) .
26. Кузнецова А.Ю. Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе / А.Ю. Кузнецова, Е.П. Денисенко, Г.С. Ткаченко // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 447-449. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/141/39575/ (дата обращения: 15.02.2019).
27. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
28. Лаврентьева М.В. Современные аспекты подготовки детей к школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. - 2015. - № 7. - С. 24-32. [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36694 (дата обращения:
26.02.2019) .
29. Максимова С.М. Психолого-педагогические условия формирования готовности к школе / С.М. Максимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 25
27. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10973/ (дата обращения: 19.01.2019).
30. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для
академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
31. Митичева Т.И. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе / Т.И. Митичева, Я.А. Шадрина // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С.700-703. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/136/38144/ (дата обращения: 19.01.2019).
32. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 656 с.
33. Нижегородцева Н.В. История и современное состояние проблемы готовности к обучению / Н.В. Нижегородцева // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. - С. 216-223.
34. Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика / Н.О. Пичугина. - М.: Научная книга, 2017. - 742 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ