ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ дошкольников к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие готовности к обучению в школе в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Личностный компонент готовности детей к обучению в школе .. 16
1.3 Психолого-педагогические условия формирования личностной
готовности детей к школе 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 30
2.1 Выявление исходного уровня личностной готовности старших
дошкольников к обучению в школе 30
2.2 Реализация работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению посредством создания
психолого-педагогических условий 42
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 50
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие готовности к обучению в школе в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Личностный компонент готовности детей к обучению в школе .. 16
1.3 Психолого-педагогические условия формирования личностной
готовности детей к школе 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 30
2.1 Выявление исходного уровня личностной готовности старших
дошкольников к обучению в школе 30
2.2 Реализация работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению посредством создания
психолого-педагогических условий 42
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 50
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Начало обучения в школе - очень важный момент в жизни каждого ребенка, которая сопровождается переменами в его образе жизни и в отношении с окружающими. Ребенок переходит от свободной игровой деятельности к учебной, носящей обязательный характер и требующий от него сосредоточенности, ответственности, исполнительности и дисциплинированности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из первостепенных задач ставится подготовка детей к школьному обучению и обеспечения преемственности между дошкольным и начальным ступенями образования [47, с. 10].
Понятие готовность к школе включает в себя определенный уровень психического развития ребенка, необходимого для успешного начала обучения и адаптации ребенка к школе [5, с. 301].
Особое место в вопросе готовности к школе уделяется развитию личностной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.
В психолого-педагогической теории и практике личностный аспект готовности к школе отражен в работах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Л.А. Венгера и других.
Однако не все результаты изучения данной проблемы являются однозначными, а иногда даже носят противоречивый характер. Имеется множество малоразработанных аспектов, требующих дальнейшего, более глубокого изучения в силу большого практического значения данного вопроса.
Ведь именно от выявления сущности понятия личностной готовности, разработки способов её формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания дошкольников, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе.
В связи с этим очень актуальным встает вопрос о необходимости своевременной диагностики и организации педагогической работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально доказать
эффективность применения специально созданных психологопедагогических условий в формировании личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретическую основу проблемы формирования личностной готовности детей к обучению в школе;
2. Выявить и охарактеризовать исходный уровень личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению;
3. Разработать и реализовать план работы по формированию личностной готовности детей к обучению в школе;
4. Проанализировать эффективность работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования: процесс формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Предмет исследования: совокупность психолого-педагогических
условий, направленных на формирование у старших дошкольников личностной готовности к обучению в школе.
Гипотеза: мы предположили, что формирование личностной
готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе зависит от созданных в дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогических условий, а именно:
1. Использование эффективных форм и методов работы с детьми;
2. Создание в дошкольном учреждении предметно-пространственной развивающей среды;
3. Организация взаимного сотрудничества с родителями (законными представителями) по вопросу подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Нами были использованы следующие методы исследования:
- Теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- Эмпирическое исследование с помощью методик: «Беседа о школе» Т. А. Нежновой и «Изучение школьной мотивации» М. Р. Гинзбурга;
- Количественный анализ результатов эмпирического исследования с использованием методов математической статистики.
Методологическую основу исследования составили работы А. Анастази, А. Бине, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова, Е.Е. Кравцовой и других о сущности и составных компонентах готовности детей к обучению в школе, а также труды Н.М. Яковлевой, В.И. Андреева, А.Я. Найна, Б. В. Куприянова, М. В. Зверевой, С.А. Дыниной, Н.В. Ипполитовой по разработке проблемы психолого-педагогических условий.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты практической части исследования, разработанный план работы, конспекты занятий и рекомендации могут быть использованы в построении педагогической работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Апробация исследования: по результатам проведенной работы были опубликованы две статьи: «Личностная готовность детей к школе в условиях детского сада» в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Совершенствование методологии познания в целях развития
База исследования: МБДОУ Муслюмовский детский сад общеразвивающего вида «Кубэлэк» Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, теоретическая и практическая части, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе приводится теоретический анализ литературы по теме исследования, раскрывается сущность понятия школьной зрелости, ее составные компоненты, и психолого-педагогические условия формирования личностной готовности к школе.
Вторая глава посвящается эмпирическому исследованию и состоит из трех этапов. Первый, констатирующий этап направлен на выявления уровня личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе. На втором, формирующем этапе осуществляется разработка и апробация плана работы по формированию личностной готовности к школе. На третьем, контрольном этапе, проводится повторная диагностика старших дошкольников и определяется результативность проделанной работы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из первостепенных задач ставится подготовка детей к школьному обучению и обеспечения преемственности между дошкольным и начальным ступенями образования [47, с. 10].
Понятие готовность к школе включает в себя определенный уровень психического развития ребенка, необходимого для успешного начала обучения и адаптации ребенка к школе [5, с. 301].
Особое место в вопросе готовности к школе уделяется развитию личностной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.
В психолого-педагогической теории и практике личностный аспект готовности к школе отражен в работах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Л.А. Венгера и других.
Однако не все результаты изучения данной проблемы являются однозначными, а иногда даже носят противоречивый характер. Имеется множество малоразработанных аспектов, требующих дальнейшего, более глубокого изучения в силу большого практического значения данного вопроса.
Ведь именно от выявления сущности понятия личностной готовности, разработки способов её формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания дошкольников, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе.
В связи с этим очень актуальным встает вопрос о необходимости своевременной диагностики и организации педагогической работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально доказать
эффективность применения специально созданных психологопедагогических условий в формировании личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретическую основу проблемы формирования личностной готовности детей к обучению в школе;
2. Выявить и охарактеризовать исходный уровень личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению;
3. Разработать и реализовать план работы по формированию личностной готовности детей к обучению в школе;
4. Проанализировать эффективность работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования: процесс формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Предмет исследования: совокупность психолого-педагогических
условий, направленных на формирование у старших дошкольников личностной готовности к обучению в школе.
Гипотеза: мы предположили, что формирование личностной
готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе зависит от созданных в дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогических условий, а именно:
1. Использование эффективных форм и методов работы с детьми;
2. Создание в дошкольном учреждении предметно-пространственной развивающей среды;
3. Организация взаимного сотрудничества с родителями (законными представителями) по вопросу подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Нами были использованы следующие методы исследования:
- Теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- Эмпирическое исследование с помощью методик: «Беседа о школе» Т. А. Нежновой и «Изучение школьной мотивации» М. Р. Гинзбурга;
- Количественный анализ результатов эмпирического исследования с использованием методов математической статистики.
Методологическую основу исследования составили работы А. Анастази, А. Бине, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова, Е.Е. Кравцовой и других о сущности и составных компонентах готовности детей к обучению в школе, а также труды Н.М. Яковлевой, В.И. Андреева, А.Я. Найна, Б. В. Куприянова, М. В. Зверевой, С.А. Дыниной, Н.В. Ипполитовой по разработке проблемы психолого-педагогических условий.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты практической части исследования, разработанный план работы, конспекты занятий и рекомендации могут быть использованы в построении педагогической работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Апробация исследования: по результатам проведенной работы были опубликованы две статьи: «Личностная готовность детей к школе в условиях детского сада» в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Совершенствование методологии познания в целях развития
База исследования: МБДОУ Муслюмовский детский сад общеразвивающего вида «Кубэлэк» Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, теоретическая и практическая части, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе приводится теоретический анализ литературы по теме исследования, раскрывается сущность понятия школьной зрелости, ее составные компоненты, и психолого-педагогические условия формирования личностной готовности к школе.
Вторая глава посвящается эмпирическому исследованию и состоит из трех этапов. Первый, констатирующий этап направлен на выявления уровня личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе. На втором, формирующем этапе осуществляется разработка и апробация плана работы по формированию личностной готовности к школе. На третьем, контрольном этапе, проводится повторная диагностика старших дошкольников и определяется результативность проделанной работы.
Готовность детей к школе является очень актуальной проблемой современности, от решения которой зависит успешность процесса обучения, и как следствие судьба детей, их настоящее и будущее.
Цель нашей работы заключалась в исследовании эффективности влияния специально созданных психолого-педагогических условий на формирование личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что под готовностью к школьному обучению понимается такой уровень психического развития ребенка, который необходим для полноценного усвоения учебной программы и адаптации ребенка к школе. Готовность к школьному обучению выступает как многокомпонентное, комплексное образование, включающая в себя эмоционально-волевую, интеллектуальную, социально-психологическую и личностную готовность.
Личностный компонент характеризуется сформированностью у ребенка внутренней позиции школьника, его стремлением пойти в школу, выполнять новые обязанности, связанные с ролью ученика, и получать знания. Выделяют учебно-познавательные, социальные, игровые, позиционные, оценочные и внешние мотивы учения. Они выстраиваются в иерархическую последовательность, и от того какой мотив преобладает, зависит успешность обучения ребенка в школе.
Развитие личностной готовности к школе предусматривает поддержание и развитие познавательных интересов детей, воспитание положительного отношения к школе, к уроку, к учителям, формирование умения работать в коллективе.
Практическая часть исследования была направлена на проверку эффективности психолого-педагогических условий в формировании личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Исследование проходила на базе МБДОУ «Кубэлэк» Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан. Были сформированы две группы, экспериментальная и контрольная, по 22 старших дошкольника в каждой из них.
Для выявления уровня личностной готовности детей к обучению в школе нами были применены методики: Т.А. Нежновой «Беседа о школе», и М.Р. Гинзбурга «Изучение школьной мотивации». Анализ обобщенных результатов показал необходимость организации целенаправленной работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
В связи с этим мы создали в экспериментальной группе специальные психолого-педагогические условия: организовали уголок будущего
школьника, уголок для родителей и разработали календарно-тематический план работы по формированию у старших дошкольников личностной готовности к школе.
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов исследования позволили выявить значительную динамику в формировании личностной готовности детей экспериментальной группы к обучению в школе, и незначительную - у детей контрольной группы.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждена: специально созданные в
дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогические условия благотворно влияют на формирование личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Цель нашей работы заключалась в исследовании эффективности влияния специально созданных психолого-педагогических условий на формирование личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что под готовностью к школьному обучению понимается такой уровень психического развития ребенка, который необходим для полноценного усвоения учебной программы и адаптации ребенка к школе. Готовность к школьному обучению выступает как многокомпонентное, комплексное образование, включающая в себя эмоционально-волевую, интеллектуальную, социально-психологическую и личностную готовность.
Личностный компонент характеризуется сформированностью у ребенка внутренней позиции школьника, его стремлением пойти в школу, выполнять новые обязанности, связанные с ролью ученика, и получать знания. Выделяют учебно-познавательные, социальные, игровые, позиционные, оценочные и внешние мотивы учения. Они выстраиваются в иерархическую последовательность, и от того какой мотив преобладает, зависит успешность обучения ребенка в школе.
Развитие личностной готовности к школе предусматривает поддержание и развитие познавательных интересов детей, воспитание положительного отношения к школе, к уроку, к учителям, формирование умения работать в коллективе.
Практическая часть исследования была направлена на проверку эффективности психолого-педагогических условий в формировании личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Исследование проходила на базе МБДОУ «Кубэлэк» Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан. Были сформированы две группы, экспериментальная и контрольная, по 22 старших дошкольника в каждой из них.
Для выявления уровня личностной готовности детей к обучению в школе нами были применены методики: Т.А. Нежновой «Беседа о школе», и М.Р. Гинзбурга «Изучение школьной мотивации». Анализ обобщенных результатов показал необходимость организации целенаправленной работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
В связи с этим мы создали в экспериментальной группе специальные психолого-педагогические условия: организовали уголок будущего
школьника, уголок для родителей и разработали календарно-тематический план работы по формированию у старших дошкольников личностной готовности к школе.
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов исследования позволили выявить значительную динамику в формировании личностной готовности детей экспериментальной группы к обучению в школе, и незначительную - у детей контрольной группы.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждена: специально созданные в
дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогические условия благотворно влияют на формирование личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019



