Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Историческая личность в трудах отечественных ученых как фактор антропологического подхода в историческом образовании

Работа №32467

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
555
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения исторической личности 6
1.1 Антропологический подход как тенденция современной отечественной науки 7
1.2. Историческая личность и роль масс в истории как проблема
исторической науки 16
1.3. Рассмотрение личности Н.С. Хрущева с помощью психологической
антропологии 23
1.4. Личностные характеристики Н.С. Хрущева в трудах советских -
российских историков и публицистов 31
1.5. Политическая деятельность Н.С. Хрущева в оценках отечественных
ученых и публицистов 40
Глава 2. Методологический аспект. Образ Н.С. Хрущева в школе 54
2.1. Личность исторического деятеля Н.С. Хрущева в школьных учебниках
по «Истории России» 56
2.2. Изучение исторической личности на уроках истории 72
2.3 Задания ЕГЭ по истории и олимпиадные задания 96
Заключение 109
Список литературы 112
Приложение 1 Термины 116
Приложение 2 Тесты 118
Приложение 3 Элективный курс


Вхождение в XXI в. и жизнь в первом десятилетии нового столетия привнесла существенные изменения в научные взгляды и тенденции. Получили развитие новые направления развития исторической науки. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современной науке происходит процесс гуманизации, человек ставится на пьедестал наук, и как следствие изучение роли личности в истории является как никогда востребованным. Рассмотрение исторической личности Н.С. Хрущева в трудах отечественных ученых дает представление о различных точках зрения ученых при наделении исторического деятеля личностными характеристиками и при оценке значимости данной личности. Таким образом, актуальность комплексного раскрытия представленности исторической личности Н.С. Хрущева в трудах российских историков и публицистов, а также в школьных учебниках предоставляет сведения о значении личностного аспекта в оценке исторического периода оттепели.
Объектом исследования является изучение исторической личности как фактора антропологического подхода в историческом образовании.
Предметом исследования является историческая личность Н.С. Хрущева в трудах отечественных ученых. В связи с этим, цель данного исследования состоит в рассмотрении оценок отечественными учеными личностных черт конкретной исторической личности и политической деятельности, как следствие проявления ее интенциональности.
В соответствии с целью исследования задачи исследования определены следующим образом:
- рассмотреть труды советских и современных ученых, в которых раскрывается историческая личность Н.С. Хрущева с указанием личностных оценок и политической деятельности;
- провести анализ исторической личности Н.С. Хрущева методами исторической и психологической антропологии;
- проанализировать учебники по истории России за 9 и 11 классы и рассмотреть, как в них подается информация об Н.С. Хрущеве как историческом деятеле;
- проанализировать задания ЕГЭ по истории на предмет представленности в них заданий по исторической личности.
Теоритическую базу исследования составили работы по исторической антропологии В. Феллера «Введение в историческую антропологию», В. Алексеева «Историческая антропология», Б. Могильницкого «Антропологический поворот в свете антитезы макро- и микроисторических подходов» и прочих; психологической антропологии по труду С. Лурье «Психологическая антропология»; пособие М. Ерохиной «Историческая личность. Современная методика изучения».
Рассмотрены труды Ю. Аксютина «Н.С. Хрущев. Материалы к биографии», Е. Спицына «Россия - Советский Союз. 1946 - 1991», Р. Медведева «Н.С. Хрущев. Политическая биография», С. Хрущева «Пенсионер Союзного значения», М. Прозуменщикова «Н.С. Хрущев. Два цвета времени» и других.
Проанализированы учебники по Истории России: А. Данилова, Л. Косулиной, М. Брандта «История России» для учащихся 9 - классов; А. Левандовского, Ю. Щетинова и С. Мироненко «История России» для 11-х классов и прочие; детская энциклопедия «История России для детей и взрослых» В. Соловьева.
Чтобы достичь поставленную цель и задачи, были применены следующие методы:
1. критический анализ научно-теоретической литературы;
2. сравнительно-сопоставительный метод;
3. интерпретационный метод.
Научная новизна исследования состоит в проведении историографического анализа трудов не только советских, но и современных отечественных ученых на предмет раскрытия в них личности Н. Хрущева и его политической деятельности, а также проведении анализа личности Н. Хрущева с помощью психологической антропологии.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении образа исторической личности Н.С. Хрущева в отечественной историографии. Причем рассматриваются труды советских и современных историков, а также публицистов, это помогает увидеть различие во взглядах и трактовках событий периода оттепели. Разительная противоположность в оценках является результатом смены политических ориентиров. Отмечу, что история и политика неделимы, поэтому с особой осторожностью требуется давать оценку деятелям и событиям. Полученные результаты можно будет использовать в практической деятельности в процессе составления новых учебников по истории; проектировании заданий ЕГЭ по истории; составлении материалов по исторической личности Н.С. Хрущева.
Во введении обоснованы актуальность, цели, задачи, новизна исследования, а также теоретическая и практическая значимость работы. Исследование состоит из двух глав, каждая глава включает по три параграфа, затем следует список литературы и дополнительные материалы, вошедшие в приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проделанной работы стоит отметить, что цель исследования была достигнута, поставленные задачи, включающие рассмотрение трудов советских и российских ученых по исторической личности Н.С. Хрущева; проведение анализа личности Н.С. Хрущева с помощью психологической антропологии; проведение анализа по учебникам для 9-х классов по истории России и рассмотрение заданий ЕГЭ по истории на предмет представленности в них заданий по историческим личностям можно считать реализованными.
В ходе исследования было рассмотрено как оценивают личность Н.С. Хрущева и его политическую деятельность В. Аксютин, Е. Спицын, Р. Медведев, Ф. Бурлацкий, А. Бовин, О. Волобуев, С. Кулешов, А. Аджубей, Е. Зубкова, А. Пыжиков. Представители советской науки и публицистики стали стремительно издавать свои работы по данному лидеру лишь в перестроечный период. Было замечено сравнение периода оттепели с ситуацией в конце 1980х гг. в СССР. Отметим, в данный период, советские историки в целом дают положительную оценку деятельности Н. Хрущева, основной заслугой ему ставят освобождение из концлагерей тысяч заключенных. Недаром Семичастный сказал: «-Жизнь тогда резко переменилась. Люди почувствовали: в доме открыли окна, стало легче дышать...» [Комсомольская жизнь №7] Видение исторической личности Н. Хрущева современниками разнится в оценках. Сегодня единого мнения по оценке деятельности Хрущева среди российских историков нет. В современной историографии ситуация отлична от советской, историки поделились на два лагеря и дают противоположную оценку периоду второй половины 1950-х и начала 1960-х гг. Историки и публицисты имеющие либеральные политические предпочтения, такие как Р. Медведев, Е. Зубкова и пр.- положительно оценивают деятельность Н.С. Хрущева на посту Первого Секретаря ЦК КПСС; другие же - Е. Спицын, В. Соловьев и др.- напротив полагают неуместность такого лидера, акцентируют внимание на политических промахах Никиты Сергеевича.
При рассмотрении личности Н. Хрущева с помощью психологической антропологии было произведено раскрытие системы образов данной личности: «образ зла» и «образ поля действия»; раскрытие влияния социального коллектива внутри которого формировалась личность, как стартового фактора в формировании интенционального мира Н.С. Хрущева.
В комплексе, собранные в первой главе работы факты, а также возможности исторической и психологической антропологии, позволяют
Проведенный анализ учебников по истории России в 9-х классах рассмотрел учебники двух коллективов авторов, которые выдержали несколько переизданий, последнее из которых идет со знаком ФГОС на обложке. Учебники, написанные разными авторами сравнивались между собой по содержанию, а также последующие переиздания сопоставлялись с ранними. Причем основной акцент делался на раскрытии в параграфах исторической личности Н.С. Хрущева, т.е. освещение его политической деятельности и личностных характеристик.
Разобранные во втором параграфе аспекты изучения исторических личностей в формате заданий по единому государственному экзамену и олимпиадных заданий для школьников дают возможность получить представление о значении роли личности в современной исторической науке. Наличие большого количества разновидностей заданий позволяют прорабатывать историческую личность разнопланово, например, рассмотреть родословную предков или же подумать над топонимикой областей и селений, названных в честь исторического деятеля, здесь есть масса интересных вариантов заданий по историческим личностям.
Проведенное исследование является актуальным, так в современной науке происходит процесс гуманизации образования и становление человека на пьедестал наук, работа предоставляет сведения об оценке исторической личности Н.С. Хрущева в трудах отечественных ученых и публицистов, а также информацию раскрытии исторических личностей в условиях современной школы.



1. Алексеев В.П. Историческая антропология. - М.: Высшая школа, 1979 г., 4 -65 с.
2. Аксютин Ю.В. Н.С. Хрущев. Материалы к биографии. - М.: Издательство политической литературы, 1989 г., - 3 - 53 с.
3. Аджубей А.А. Те десять лет. - М.: Советская Россия, 1989 г. - 89 - 99 с.
4. Аджубей А. Крушение иллюзий. М., 1991, 44 - 47 с.
5. Аксютин Ю.В., Пыжиков A.B. Постсталинское общество: проблема лидерства и трансформации власти. - М.: Изд-во «Научная книга», 1999г., 56-59 .
6. Анискевич A.C. Массы и лидеры в условиях перехода от диктатуры к демократии // Вестник МГУ, 1992, № 2.
7.. Арон Р. Этапы развития политической мысли. - М.: Прогресс, 1993 г., 353
- 359 с.
8. .Барсуков H.A. Оборотная сторона «оттепели» // Кентавр, 1993, № 4.
9.. Боярский Ф.Ф. Н.С. Хрущев в Казахстане. - К.: Казахское государственное издательство, 1961 г. - 34 с.
10. Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобщему анализу. - М.: РАУ, 1992, 142 с.
11. Бовин А. Иного не дано. - М.: Прогресс, 1988 г, 534 - 538 с.
12. Браун П., Редигер Г., Макдэниел. Запомнить все. - М.: Альпина Паблишер, 2015 г., 27 с.
13. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. О Хрущеве, Андропове и не только о них. - М.: Политиздат, 1990 г. - 24 - 39 с.
14. Бурлацкий Ф. Философия лидера // Вопросы философии, 1982, №12.
112
15. Бурлацкий Ф.М. Хрущев и его советники красные, черные, белые. -М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002 г., 76 с.
16. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования, 1988, № 5.
17. Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М. - 1991 г.:
18. Волобуев С.А. Борьба за политическое лидерство в 20-е годы // Вестник высшей школы, 1990, № 3.
19. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ в. - М.: Просвещение, 2000 г. - 261 - 269 с.
20. Данилов А.А., Косулина Л.Г., М.Ю. Брандт, История России. ХХ в. - М.: Просвещение, 2013 г. - 259- 280 с.
21. Гайффуллина Р.Р. Комикс: визит Н.С. Хрущева в США. - М.: Самиздат, 2017 г. - 1 - 4 с.
22. Головко А.В. Супермобильный справочник. История. - М.: Эксмо, 2013 г. - 186 - 190 с.
23. Г ефтер М. Судьба Хрущева. История неусвоенного урока // Октябрь, 1989, № 1.
24. Данилов A.A., Пыжиков A.B. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы.- М.: РОССПЭН, 2001 г., „.с.
25. Дурдин Д.М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения//Политические исследования, 1999, № 1.
26. Зубкова Е.Ю. Послевоенное общество: политика и повседневность. - М.: РОССПЭН, 1999 г., „.с.
27. Онишко Л.П. Изучение личности исторического деятеля в школьном курсе истории. - О.: ВЛАДОС, 2012 г., 11-15 с.
28. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. Левада Ю., Шейнис В. 1953-1964: почему тогда не получилось // Московские новости, 1988, № 18.
113
29. Кирьян М.М. Великая Отечественная Война 1941 - 1945. Словарь- справочник. - М.: Издательство политической литературы, 1988 г., 485 с.
30. Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. - М.: Просвещение, 2008 г., 75 - 76 с.
31. Клоков В.А. ЕГЭ 2017 история. Тематические тренировочные задания. - М.: ЭКСМО, 2017 г., 5 - 71 с.
32. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2001 г., 271 - 300 с.
33. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История Россия. 11 класс. - М.: Просвещение, 2013 г., 272 - 281 с.
34. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. - М.: ЭКСМО, 2007 г., 849 с.
35. Лурье. С.В. Психологическая антропология. - М.: Академический проект4, 2000 г., 5-29 с.
36. Медведев P.A. Н.С. Хрущев. Политическая биография // Дружба народов, 1989, № 7.
37. Медведев М.И. Политическое лидерство как объект социального познания. - М.: РАУ, 1991 г., 47 с.
38. Медведев Р. Н.С. Хррущев. Политическая биография. - М.:
39. Пономарев М.В. История Россиии. ЕГЭ 2008. Тематические Тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2008 г., 102 - 111 с.
40. Пыжиков A.B. Коллизии «хрущевской оттепели». М., 1997. Пыжиков A.B. Опыт модернизации советского общества в 19531964 годах: общественно-политический аспект. - М., 1998 г., 103 - 104 с.
41. Пыжиков A.B. Политические преобразования в СССР (50-60 годы- М : Полит. Издат.,1999 г., 55 - 56 с.
42. Прозуменщиков. М.Ю. Н.С. Хрущев. Два цвета времени. - М., Демократия, 2009 г., 15 - 98 с.
43. Сидорова Л.А. Оттепель в исторической науке. -М.: Памятники исторической мысли, 1997 г., 4-6 с.
44. Спицын. Е.Ю. Россия-Советский Союз. 1946-1991 гг. - М., Концептуал, 2016 г., 60 -165 с.
45. Соловьев В. История Россиии для детей и взрослых. - М., Белый город, 2006 г., 383 - 391 с.
46. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе— М.: Владос, 2000 г., 4 - 102 с.
47. Ремизов А. Ленин в октябре. //Дилетант - 2017. - № 022. - С. 76 -77.
48. Трофимов М.И. Политическое лидерство // Социально-политические науки, 1991 г.№ 12. - С. 22.
49. Фазылов М. О поездке Н. С. Хрущева в США. -К.: Алма-Ата. 1959, 6 - 14 с.
50. Феллер В.В. Введение в историческую антропологию. - М.: КНОРУС, 2005 г., 9 - 35 с.
51. Хрущев Н.С. Доклад XIX съезду партии об изменениях в Уставе ВКП(б) 10 октября 1952 года. - М., 1952 г.
52. Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад XX съезду КПСС. 25 февраля 1956 года // Известия ЦК КПСС, 1989, № 3.
53. Хрущев С. Пенсионер Союзного значения- М.: Новости, 1991 г., 85 - 134 с.
54. Хрущев С. Рождение сверхдержавы: книга об отце. - М.: Время. 2003 г. , 47 - 102 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ