Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №32437

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
603
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Личностно-ориентированный подход к обучению как педагогическая
проблема 7
1.2 Основные характеристики личностно-ориентированного урока
иностранного языка 13
1.3 Условия реализации личностно-ориентированного подхода при
обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе 18
Выводы по главе 1 21
Глава 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 23
2.1 Особенности формирования умений иноязычной монологической
речи на младшей ступени средней общеобразовательной школы 23
2.2 Способы реализации личностно-ориентированного обучения
монологическому высказыванию на французском языке 27
2.3 Ролевая игра как способ реализации личностно-ориентированного
подхода в обучении монологической речи на младшей ступени средней общеобразовательной школы (описание опытного обучения) 39
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 1 59
Приложение 2 60


Актуальность исследования. В процессе обучения детей и наблюдения за ними педагог может задаться вопросом о возможности работать одновременно с классом в целом и с каждым обучающимся отдельно на одном и том же уроке. Такая необходимость возникает вследствие того, что каждый ученик имеет индивидуальные особенности. По этой причине современный педагог ощущает необходимость в обращении к личностно-ориентированному обучению.
Под личностно-ориентированным обучением понимается тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты. Целью такого образования является развитие личности, индивидуальности и неповторимости учащегося. В процессе обучения учитываются ценностные ориентации и структура убеждений детей, а отношения учитель-ученик организуются на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Новые стандарты образования требуют от педагога создания творческой обстановки на уроках, где педагог должен выступать организатором и координатором учебного процесса, направлять деятельность в нужное русло, при этом учитывать индивидуальные способности каждого ученика. Усиливается интерес теории воспитания и дидактики к личности ученика, формируются такие важные педагогические понятия, как «траектория развития личности», указывающее на самобытность жизненного пути каждого и признание индивидуальности и неповторимости личности. Современная парадигма образования ориентирует образовательные учреждения на реализацию личностно-ориентированного обучения, она стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования.
Личностно-ориентированное образование призвано организовать единую для всех, но разнородную среду, в которой каждый ученик смог бы проявить себя, без страха ошибиться и быть отвергнутым. По мнению доктора психологических наук, профессора И.С. Якиманской задачу создания такой образовательной среды следует решать посредством личностно-ориентированного урока. Его основная цель заключается в обращении к каждому ученику, независимо от его успеваемости, стремление, в первую очередь, видеть перед собой учащегося, а не материал, с которым предстоит работать. Данный тип урока направлен на реализацию следующих задач: с одной стороны, сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний, а с другой - находить пути включения каждого ученика в процесс обучения, используя его индивидуальные особенности. Таким образом, изучение данного вопроса является актуальным, так как применение его на практике может значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена существующим противоречием между тем, что концепция личностно-ориентированного образования отвечает современным социальным и педагогическим запросам, и тем, что способы реализации этой концепции в процессе обучения иностранным языкам остаются недостаточно разработанными.
В целях более глубокого изучения проблемы реализации личностно-ориентированного подхода при обучении монологическому высказыванию на французском языке, в рамках данного исследования мы ограничились младшей ступенью обучения в средней общеобразовательной школе (далее - СОШ).
Объект исследования - процесс обучения монологическому высказыванию на французском языке в СОШ.
Предмет исследования - способы реализации личностно-ориентированного подхода при обучении монологическому высказыванию на французском языке учащихся младшей ступени СОШ.
Целью работы является разработка способов реализации личностно-ориентированного подхода при обучении монологическому высказыванию на французском языке в СОШ.
Задачи исследования:
1) выявить основные характеристики личностно-ориентированного обучения и условия его реализации при обучении иностранным языкам;
2) определить основные способы реализации личностно-ориентированного обучения монологическому высказыванию на французском языке в СОШ;
3) разработать и апробировать в опытном обучении задания с элементами ролевых игр как способ реализации личностно-ориентированного подхода при обучении французскому языку на младшей ступени СОШ.
Методологическую базу исследования составили труды таких учёных как А.А. Деркач, Н.Е. Кузовлева, Т.Н. Максимова, Е.И. Пассов, М.Ф. Стронин, С.Ф. Щербак, И.С. Якиманская, педагогов-практиков С.В. Беляковой, Н. Василишина, Т.Н. Копытиной, Павловой Е.А. и др.
При исследовании данной темы были использованы методы критического анализа научно-методической литературы, общенаучные методы (анализ, синтез), метод педагогического наблюдения, опытное обучение.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
заключаются в обобщении педагогических знаний по проблеме исследования и опыта реализации личностно-ориентированного подхода при обучении иностранным языкам в СОШ, в определении содержания и специфики обучения младших школьников французскому языку на основе использования личностно-ориентированного обучения.
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования результатов данной работы в учебном процессе в младшей школе, на семинарах и лабораторных занятиях по методике преподавания иностранного языка.
Этапы исследования:
1. изучение научного материала по проблеме исследования, постановка цели и задач исследования;
2. анализ и обобщение научных данных;
3. разработка способов реализации личностно-ориентированного подхода при обучении монологическому высказыванию на французском языке в СОШ;
4. опытное апробирование заданий с элементами ролевых игр как способа реализации личностно-ориентированного подхода в обучении французскому языку;
5. обработка полученных данных и подведение итогов исследования;
6. техническое оформление выпускной квалификационной работы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в виде секционного доклада на Международном научном семинаре «Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания» (25-27 марта 2019 г.), в сборнике материалов семинара опубликована статья на тему «Личностно-ориентированное обучение иностранным языкам в средней общеобразовательной школе».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяются цели и задачи исследования. В главе 1 рассматриваются теоретические основы личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. В главе 2 выявлена эффективность реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения иностранному языку в СОШ по разработанной нами методике, представлены итоги опытного обучения. В заключительной части подводятся общие итоги по проблеме исследования в соответствии с поставленными задачами. В приложениях представлены примеры монологических высказываний учащихся до и после опытного обучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Применение личностно-ориентированных технологий в процессе обучения должно обеспечить учащемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, активной нравственной позиции, трудолюбия, волевых качеств. В основе личностно-ориентированного обучения должна лежать ориентированность на самобытность учащегося и субъективность процесса учения. Личностный подход предполагает выявление и раскрытие возможностей учеников, становление их самосознания, развитие личностно значимых и социально приемлемых путей самоопределения и самоутверждения.
Цель обучения монологической речи на иностранном языке сводится к формированию у учащихся умения высказываться в виде логически построенного текста, с соблюдением всех особенностей данного языка. Содержание обучения соответствует цели и включает лингвистический компонент, который включает в себя языковой и речевой материал, позволяющий реализовывать монологическое высказывание. Также к содержанию обучения относится психологический компонент, способствующий овладению навыками и умениями рассматриваемого вида речевой деятельности. Кроме этого содержание обучения включает методологический компонент, включающий различные умения и навыки работы с языком.
Обучение монологической речи подразумевает формирование определенной психологической и языковой базы, что позволит учащимся проще и охотнее строить свои высказывания. Также весьма важно соблюдать последовательность обучения. Так, вначале необходимо выполнять имитационные, подстановочные, трансформационные, конструктивные, вопросно-ответные и т.д. упражнения, а затем только переходить к упражнениям, непосредственно направленным на формирование и
совершенствование монологической речи, к которым относятся пересказ, описание картинок, развернутый ответ на вопрос и т.д.
Основными способами реализации личностно-ориентированного обучения монологической речи на уроках французского языка являются: метод парной работы, предполагающий помощь более сильного ученика более слабому; метод групповой работы, способствующий сплочению всего класса, взаимодействия между учащимися; метод проектов, позволяющий учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, что непременно повышает интерес к этому предмету; и наконец ролевая игра, благодаря которой учитель может обучать учащихся монологической речи, используя любые социальные ситуации.
В процессе исследования мы организовали опытное обучение, в ходе которого нами были разработаны и проведены занятия в 3 классе с целью проверки эффективности личностно-ориентированного обучения на уроке иностранного (французского) языка и диагностика качества монологической речи обучающихся. Занятия были построены с элементами разработанных нами ролевых игр.
Мы убедились на практике, что разработанные нами уроки являются эффективными, т.к. количество школьников с высоким уровнем мотивации и активизации познавательной деятельности увеличилось, качество монологического высказывания обучающихся показательно улучшилось. Это говорит о том, что ролевая игра как способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении монологической речи иностранному языку эффективно повышает успеваемость и мотивацию учащихся, и личностно-ориентированное обучение позволяет решить основную задачу образования - создание условий для саморазвивающейся личности, социально активной, профессионально компетентной.



1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 332 с.
3. Артемов, В. А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам // Преподавание иностранных языков. Теория и практика. - М.: Наука, 2014. - 366 с.
4. Ахмедова, М.Х. Психологические особенности обучения иноязычному говорению / М. Х. Ахмедова // Молодой ученый. - М., 2014. - №3. - С. 819 - 821.
5. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М., 2008. - 352 с.
6. Боева, Н.Я. Личностно-ориентированное образование/ Н.Я. Боева, И.В. Волкова // Педагогика. - М., 2014. - №6. - С. 23 - 26.
7. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - М., 2007. - №8. - С. 44 - 53.
8. Братченко, С.Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию / С.Л. Братченко // Образование и культура Северо-Запада России. - М., 1996. - №1. - С. 91 - 99.
9. Вайсбурд, М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / М.Л. Вайсбурд. - М.: Просвещение, 2001. - 278 с.
10. Вяткин, Б.А. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника / Б.А Вяткин, О.С. Самбикина // Вестник Пермского
государственного гуманитарно-педагогического университета. - М., 2014. - №1. - С. 81 - 100.
11. Галямова, С.В. Новые учебники как средство реализации требований ФГОС / С.В Галямова // Иностранные языки в школе. - М., 2012. - №1. - С. 54 - 57.
12. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. - М.: Прометей, 1993. - 306 с.
13. Демьяненко, М.Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам: Теоретический курс / М.Я. Демьяненок, К.А. Лазаренко. - Киев,2014. - 280 с.
14. Елухина, Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. - М., 2005. - 401 с.
15. Жук, Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директор школы. - М., 2016. - № 2. - С. 53-57.
16. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 248 с.
17. Зинченко, В.П. Духовное возрождение / В.П. Зинченко // Человек. - М., 2001. - №2. - С. 5 - 15.
18. Калинина, С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию/ С.В. Калинина // Иностранные языки в школе. - М., 2011. - № 1. - С. 22 - 26.
19. Карманова, Н.А. Основы теории планирования учебного процесса по иностранным языкам в средней школе / Н.А. Карманова. - М.: Просвещение, 1985. - 372 с.
20. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранному языку. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 1996. - 184 с.
21. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001. - 224 с.
22. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. - М.: Владос, 2013. - 317 с.
23. Котова, И.Б. Философские основания современной педагогики / И.Б. Котова. - Ростов н/Д.: Цветная печать, 1994. С. 78 - 136.
24. Кузнецов, М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников.
Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического
университета, 2011. - 94с.
25. Кулаев, К.В. Проблемы саморазвития личности / К.В. Кулаев // Педагогика. - М., 1998. - № 8. - С. 21 - 23.
26. Кулигина, А.С. Le francais 3: C'est super! Methode de francais: учебник по французскому языку для 3 класса / А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова // Просвещение. - М., 2017. - 80 с.
27. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. - М.: РАО/МПСИ, 2001. - 127 с.
28. Ломакина, Г.Р. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе / Г.Р. Ломакина, А.С. Скоробогатова // Молодой ученый. - М., 2013. - №12. - С. 491 - 493.
29. Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в средней школе / Е.И. Матвеев, И.Е. Патрикеева // Новые образовательные стандарты.
- М.: ВИТА-Пресс, 2011. - 156 с.
30. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. // А.А. Миролюбов, И.В. Рахманов. - М.: Просвещение, 1987. - 254 с.
31. Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. - М., 2013. - 280 с.
32. Негневицкая, Е.И. О принципах и приемах обеспечения мотивации при обучении второму языку / Е.И. Негневицкая // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 2012. - №8. - С. 75 - 86.
33. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
34. Петренко, В.Ф. Личность человека основа его картины мира / В.Ф. Петренко // Модели мира. - М., 1997. - № 5. - С. 9 - 27.
35. Разина, Н.А. Технологические характеристики личностно - ориентированного урока // Завуч. - М., 2015. - № 3. - С. 125 - 127.
36. Рогова, Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287с.
37. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 512 с.
38. Серёгина, В.В. Использование информационных технологий на уроках французского языка / В.В. Серёгина // Французский язык. - М., 2010. - №5. - С. 13 - 14.
39. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск
новой парадигмы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-
bad.ru/docs/serikov_education_of_personality.pdf (дата обращения: 16.03.19)
40. Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / Е.Н. Степанов // Воспитание школьников. - М., 2003. - №2. - С. 2 - 5.
41. Тарасова, В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников// Начальная школа. - М., 2015. - № 11. - С. 39 - 42.
42. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - М., 2012. - №3. - С. 12 - 15.
43. Фишман, Б.Е. Личность основополагающее понятие предобразования // Педагогика. - М., 2004. - №5. - С. 57 - 61.
44. Фридман, Л. М. Концепция личностно-ориентированного образования: Средняя школа. // Завуч. - М., 2015. - № 8. - С. 77 - 87.
45. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 215 с.
46. Шендрик, И.Г. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости / И.Г. Шендрик. - М.: Просвещение, 1989. - 178 с.
47. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки её деятельности. / И.С. Якиманская // Директор школы. - М., 2003. - №6. - С. 27 - 37.
48. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 176с.
49. Carette, E. Diversites culturelles et enseignement du fran5ais dans le monde / E. Carette, F. Carton, M. Vlad. - Paris : PUG, 2012. - 263 p.
50. Palmer, H. The Oral Method of Teaching Languages. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - 267 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ