Педагогические условия развития профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, при обучении в педагогической магистратуре
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования профессионализма педагога 9
1.1 Характеристика педагогической деятельности в связи с
формированием профессиональной позиции 9
1.2 Профессиональная позиция будущих педагогов как актуальная
социально-педагогическая проблема 16
1.3 Взаимосвязь формирования профессиональной позиции будущего педагога с особенностями профессионально-педагогического развития и саморазвития 23
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Процесс развития профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, при обучении в педагогической магистратуре 35
2.1 Диагностика готовности студентов, будущих педагогов, к
профессионально-педагогическому саморазвитию 35
2.2 Диагностика педагогической направленности личности будущего педагога 49
2.3 Педагогические условия развития профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, в ходе обучения в педагогической магистратуре 57
Выводы по 2 главе 62
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения
Глава I. Теоретические основы формирования профессионализма педагога 9
1.1 Характеристика педагогической деятельности в связи с
формированием профессиональной позиции 9
1.2 Профессиональная позиция будущих педагогов как актуальная
социально-педагогическая проблема 16
1.3 Взаимосвязь формирования профессиональной позиции будущего педагога с особенностями профессионально-педагогического развития и саморазвития 23
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Процесс развития профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, при обучении в педагогической магистратуре 35
2.1 Диагностика готовности студентов, будущих педагогов, к
профессионально-педагогическому саморазвитию 35
2.2 Диагностика педагогической направленности личности будущего педагога 49
2.3 Педагогические условия развития профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, в ходе обучения в педагогической магистратуре 57
Выводы по 2 главе 62
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения
Актуальность исследования. В условиях модернизации современного образования и реализации ФГОС нового поколения отчетливо осознается важность повышенного внимания к развитию основ профессионально-педагогической позиции будущего педагога в учебном процессе. Это указывает на повышение требований к будущим педагогам, когда в качестве приоритетной цели в обучении определяется подготовка компетентного выпускника, готового к выполнению основных функций педагогической деятельности. Обществу необходимы педагоги, способные к непрерывному развитию и личностному росту, способные к самостоятельному, оригинальному и нестандартному решению возникающих проблем, реализующие в профессии собственный способ жизнедеятельности на основе интеграции общечеловеческих и профессиональных ценностей.
В настоящее время одним из ведущих подходов в высшем образовании является субъектно-ориентированный, изменяющий парадигму современного образования. Характерной чертой рассматриваемой парадигмы является ценностное отношение к студенту как субъекту развития. В рамках субъектно-ориентированной парадигмы студент, будущий педагог, стремящийся к личностной и творческой самореализации, выработавший персональную и профессиональную позицию, способен эффективно и результативно работать. Педагог, способный выстроить собственный стиль деятельности, с развитой персональной и профессиональной позицией отличается высоким уровнем профессионализма. Такой педагог способен создавать ситуации личностного развития обучающихся, организовывать совместную деятельность, которая направлена на развитие жизненно важных качеств субъектов.
Проблема развития профессиональной позиции студентов, получающих педагогическое образование, все больше затрагивает и педагогов, и самих студентов, так как благополучие и личности, и страны зависит от качества
образования человека. Поэтому одной из главных задач высших общеобразовательных учебных заведений в настоящее время является воспитание и у обучающегося качеств, которые позволяют ему стать субъектом своего образования, стратегии собственной жизни, а также субъектом собственного профессионального становления. Студентам, в свою очередь, необходимо заниматься самообразованием, что позволит им в будущем быть более востребованными в среде коллег.
Будущему педагогу необходимо хорошо ориентироваться в обилии педагогических технологий, быть способным и готовым организовать деятельность обучающихся, выстроить собственный стиль профессиональной деятельности, иметь свое мнение и уметь отстаивать его, правильно оценивать свои возможности в процессе педагогической деятельности, быть готовым нести ответственность за свои решения. Это обуславливает необходимость разработки педагогических условий развития профессиональной позиции будущих педагогов при обучении в высшей школе.
В результате изучения литературы (В.И. Сластенин, И.В. Исаев, С.С. Коровин, А.М. Кузьмин, М.А. Горшкова, М.В. Воронина, Т.И. Боровкова, М.А. Дементьева, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, М.Т. Громкова, Т.В. Лучкина, О. Овченкова, Е.О. Галицких и др.) были выявлены противоречия между:
- изменением требований к подготовке современного педагога и процессом его профессионального становления, характеризующим профессиональную позицию;
- необходимостью развития профессиональной позиции будущих педагогов при обучении в высшей школе и недостаточной разработанностью педагогических условий ее развития.
Выявленные противоречия способствовали определению проблемы исследования: каковы педагогические условия развития профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, при обучении в педагогической магистратуре.
Объект исследования - развитие педагогической позиции студентов, будущих педагогов, при обучении в педагогической магистратуре.
Предмет исследования - педагогические условия развития профессиональной позиции будущих педагогов.
Цель исследования - выявить педагогические условия, способствующие развитию профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, в ходе обучения в педагогической магистратуре.
Гипотеза исследования основана на том, что процесс развития профессиональной позиции студентов будет более эффективным, если:
- на основе компонентного состава педагогической позиции будут определены особенности профессионально-педагогического развития и саморазвития будущего педагога;
- в ходе обучения будут учтены особенности профессиональной направленности студентов, будущих педагогов, способствующие профессионально-педагогическому развитию и саморазвитию;
- будут выявлены и в последующем внедрены в процесс обучения педагогические условия, способствующие развитию профессиональной позиции студентов педагогической магистратуры.
Задачи исследования:
1) уточнить сущность понятия «профессиональная позиция будущего педагога» и определить его компоненты;
2) определить значение профессионально-педагогического развития и саморазвития для формирования профессиональной позиции будущего педагога;
3) оценить особенности профессионально-педагогического саморазвития и педагогической направленности студентов педагогической магистратуры;
4) выявить педагогические условия развития профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, при обучении в педагогической магистратуре.
Методологической основой исследования являются различные аспекты проблемы развития профессиональной позиции студентов. Они рассматриваются в работах таких исследователей, как А.М. Кузьмин, М.В. Воронина, Т.И. Боровкова, М.А. Дементьева, М.Т. Громкова, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, С.С. Коровин, Н.Л. Селиванова, Т.В. Лучкина, М.А. Горшкова, В.И. Сластенин, И.В. Исаев, О. Овченкова, Е.О. Галицких и др. В их исследованиях анализируются:
- сущность и особенности процесса развития профессиональной позиции будущих педагогов (С.С. Коровин, А.М. Кузьмин, М.А. Горшкова, М.В. Воронина, Т.И. Боровкова, М.А. Дементьева, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, М.Т. Громкова и др.);
- определяются общие закономерности процесса формирования личности педагога (В.И. Сластенин, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, В.И. Андреев и др.);
- структура педагогической и профессиональной позиции педагога, ее основные компоненты (Н.В. Кузьмина, Т.И. Боровкова, М.А. Дементьева и др.);
- выявляются педагогические условия и факторы, влияющие на повышение эффективности процесса развития профессиональной позиции будущих педагогов (Е.П. Литовка, М.А. Горшкова, О. Овченкова и др.).
В работе используется комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов научно-педагогического исследования:
-теоретические: теоретический анализ и синтез, сравнение;
-эмпирические: изучение педагогического опыта, наблюдение,
тестирование, констатирующий педагогический эксперимент;
-математические: ранжирование, методы математической статистики с анализом достоверности различий по критерию Стьюдента td, Р>0,95, Р>0,99.
Экспериментальной базой исследования является ФГАОУ ВО Казанский федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра педагогики высшей школы, студенты первого курса по направлению подготовки: «Педагогическое образование», профили: Педагогика профессионального образования, Педагогика высшего образования, Образование в области физики, Биологическое образование, Образование в области безопасности жизнедеятельности, Географическое образование, Химическое образование, IT в физико-математическом образовании, Историческое образование, Филологическое образование. Всего исследованием было охвачено 87 студентов.
Новизна исследования заключается в:
- установлении взаимосвязи процессов формирования профессионально-педагогической позиции и профессионального развития и саморазвития студента, которая состоит в соответствии основных компонентов позиции будущего педагога и составляющих его профессионального развития;
- определении педагогических условий, направленных на развитие
когнитивного и деятельностного компонентов профессионально-педагогической позиции будущего педагога, при обучении в педагогической магистратуре. К педагогическим условиям отнесены: педагогически целесообразное стимулирование различными видами деятельности в процессе освоения образовательной программы; повышение уровня психолого-педагогических и методических знаний и умений на основе отбора и структурирования содержания образовательного процесса в магистратуре.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в уточнении понятия «профессиональная позиция будущего педагога», которое определяется как система отношений к педагогической деятельности, основанная на современных требованиях к профессиональному развитию, а также к себе как субъекту образования, обладающему способностью к профессиональному развитию и саморазвитию;
- в выявлении взаимосвязи процессов формирования профессионально-педагогической позиции и профессионального развития и саморазвития будущего педагога, состоящей в соответствии основных компонентов позиции будущего педагога и составляющих его профессионального развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические материалы могут быть использованы преподавателями, занимающимися подготовкой студентов магистратуры по педагогическому направлению.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе выступления с докладами на следующих конференциях:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (апрель 2017 г., г. Казань).
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (апрель 2018 г., г. Казань).
3. IV Международный форум по педагогическому образованию (22-24 мая 2018 г., г. Казань).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. Общий объем работы составляет 72 страницы. В работе представлено 2 таблицы, 9 рисунков, 3 приложения.
В настоящее время одним из ведущих подходов в высшем образовании является субъектно-ориентированный, изменяющий парадигму современного образования. Характерной чертой рассматриваемой парадигмы является ценностное отношение к студенту как субъекту развития. В рамках субъектно-ориентированной парадигмы студент, будущий педагог, стремящийся к личностной и творческой самореализации, выработавший персональную и профессиональную позицию, способен эффективно и результативно работать. Педагог, способный выстроить собственный стиль деятельности, с развитой персональной и профессиональной позицией отличается высоким уровнем профессионализма. Такой педагог способен создавать ситуации личностного развития обучающихся, организовывать совместную деятельность, которая направлена на развитие жизненно важных качеств субъектов.
Проблема развития профессиональной позиции студентов, получающих педагогическое образование, все больше затрагивает и педагогов, и самих студентов, так как благополучие и личности, и страны зависит от качества
образования человека. Поэтому одной из главных задач высших общеобразовательных учебных заведений в настоящее время является воспитание и у обучающегося качеств, которые позволяют ему стать субъектом своего образования, стратегии собственной жизни, а также субъектом собственного профессионального становления. Студентам, в свою очередь, необходимо заниматься самообразованием, что позволит им в будущем быть более востребованными в среде коллег.
Будущему педагогу необходимо хорошо ориентироваться в обилии педагогических технологий, быть способным и готовым организовать деятельность обучающихся, выстроить собственный стиль профессиональной деятельности, иметь свое мнение и уметь отстаивать его, правильно оценивать свои возможности в процессе педагогической деятельности, быть готовым нести ответственность за свои решения. Это обуславливает необходимость разработки педагогических условий развития профессиональной позиции будущих педагогов при обучении в высшей школе.
В результате изучения литературы (В.И. Сластенин, И.В. Исаев, С.С. Коровин, А.М. Кузьмин, М.А. Горшкова, М.В. Воронина, Т.И. Боровкова, М.А. Дементьева, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, М.Т. Громкова, Т.В. Лучкина, О. Овченкова, Е.О. Галицких и др.) были выявлены противоречия между:
- изменением требований к подготовке современного педагога и процессом его профессионального становления, характеризующим профессиональную позицию;
- необходимостью развития профессиональной позиции будущих педагогов при обучении в высшей школе и недостаточной разработанностью педагогических условий ее развития.
Выявленные противоречия способствовали определению проблемы исследования: каковы педагогические условия развития профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, при обучении в педагогической магистратуре.
Объект исследования - развитие педагогической позиции студентов, будущих педагогов, при обучении в педагогической магистратуре.
Предмет исследования - педагогические условия развития профессиональной позиции будущих педагогов.
Цель исследования - выявить педагогические условия, способствующие развитию профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, в ходе обучения в педагогической магистратуре.
Гипотеза исследования основана на том, что процесс развития профессиональной позиции студентов будет более эффективным, если:
- на основе компонентного состава педагогической позиции будут определены особенности профессионально-педагогического развития и саморазвития будущего педагога;
- в ходе обучения будут учтены особенности профессиональной направленности студентов, будущих педагогов, способствующие профессионально-педагогическому развитию и саморазвитию;
- будут выявлены и в последующем внедрены в процесс обучения педагогические условия, способствующие развитию профессиональной позиции студентов педагогической магистратуры.
Задачи исследования:
1) уточнить сущность понятия «профессиональная позиция будущего педагога» и определить его компоненты;
2) определить значение профессионально-педагогического развития и саморазвития для формирования профессиональной позиции будущего педагога;
3) оценить особенности профессионально-педагогического саморазвития и педагогической направленности студентов педагогической магистратуры;
4) выявить педагогические условия развития профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, при обучении в педагогической магистратуре.
Методологической основой исследования являются различные аспекты проблемы развития профессиональной позиции студентов. Они рассматриваются в работах таких исследователей, как А.М. Кузьмин, М.В. Воронина, Т.И. Боровкова, М.А. Дементьева, М.Т. Громкова, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, С.С. Коровин, Н.Л. Селиванова, Т.В. Лучкина, М.А. Горшкова, В.И. Сластенин, И.В. Исаев, О. Овченкова, Е.О. Галицких и др. В их исследованиях анализируются:
- сущность и особенности процесса развития профессиональной позиции будущих педагогов (С.С. Коровин, А.М. Кузьмин, М.А. Горшкова, М.В. Воронина, Т.И. Боровкова, М.А. Дементьева, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, М.Т. Громкова и др.);
- определяются общие закономерности процесса формирования личности педагога (В.И. Сластенин, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, В.И. Андреев и др.);
- структура педагогической и профессиональной позиции педагога, ее основные компоненты (Н.В. Кузьмина, Т.И. Боровкова, М.А. Дементьева и др.);
- выявляются педагогические условия и факторы, влияющие на повышение эффективности процесса развития профессиональной позиции будущих педагогов (Е.П. Литовка, М.А. Горшкова, О. Овченкова и др.).
В работе используется комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов научно-педагогического исследования:
-теоретические: теоретический анализ и синтез, сравнение;
-эмпирические: изучение педагогического опыта, наблюдение,
тестирование, констатирующий педагогический эксперимент;
-математические: ранжирование, методы математической статистики с анализом достоверности различий по критерию Стьюдента td, Р>0,95, Р>0,99.
Экспериментальной базой исследования является ФГАОУ ВО Казанский федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра педагогики высшей школы, студенты первого курса по направлению подготовки: «Педагогическое образование», профили: Педагогика профессионального образования, Педагогика высшего образования, Образование в области физики, Биологическое образование, Образование в области безопасности жизнедеятельности, Географическое образование, Химическое образование, IT в физико-математическом образовании, Историческое образование, Филологическое образование. Всего исследованием было охвачено 87 студентов.
Новизна исследования заключается в:
- установлении взаимосвязи процессов формирования профессионально-педагогической позиции и профессионального развития и саморазвития студента, которая состоит в соответствии основных компонентов позиции будущего педагога и составляющих его профессионального развития;
- определении педагогических условий, направленных на развитие
когнитивного и деятельностного компонентов профессионально-педагогической позиции будущего педагога, при обучении в педагогической магистратуре. К педагогическим условиям отнесены: педагогически целесообразное стимулирование различными видами деятельности в процессе освоения образовательной программы; повышение уровня психолого-педагогических и методических знаний и умений на основе отбора и структурирования содержания образовательного процесса в магистратуре.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в уточнении понятия «профессиональная позиция будущего педагога», которое определяется как система отношений к педагогической деятельности, основанная на современных требованиях к профессиональному развитию, а также к себе как субъекту образования, обладающему способностью к профессиональному развитию и саморазвитию;
- в выявлении взаимосвязи процессов формирования профессионально-педагогической позиции и профессионального развития и саморазвития будущего педагога, состоящей в соответствии основных компонентов позиции будущего педагога и составляющих его профессионального развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические материалы могут быть использованы преподавателями, занимающимися подготовкой студентов магистратуры по педагогическому направлению.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе выступления с докладами на следующих конференциях:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (апрель 2017 г., г. Казань).
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (апрель 2018 г., г. Казань).
3. IV Международный форум по педагогическому образованию (22-24 мая 2018 г., г. Казань).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. Общий объем работы составляет 72 страницы. В работе представлено 2 таблицы, 9 рисунков, 3 приложения.
Значимость проблемы развития профессиональной позиции будущего педагога в настоящее время становится все более актуальной. Перед высшей школой встает важнейшая задача, которая заключается в подготовке компетентного выпускника, готового к выполнению основных функций педагогической деятельности. Процесс развития профессиональной позиции личности студента должен быть направлен на развитие его познавательной и творческой мотивации, коммуникативных способностей и способности к самоуправлению в педагогической деятельности. Будущему педагогу необходимо хорошо ориентироваться в обилии педагогических технологий, он должен быть способным к непрерывному саморазвитию и личностному росту, способным к самостоятельному, оригинальному и нестандартному решению возникающих проблем.
В результате изучения психолого-педагогической литературы (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.И. Сластенин, И.В. Исаев, М.А. Горшкова, С.Д. Поляков, М.А. Дементьева, М.В. Воронина, Е.О. Галицких, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, Н.Л. Селиванова, М.Т. Громкова, С.С. Коровин, А.М. Кузьмин, Т.В. Лучкина) было раскрыто содержание понятий «профессиональная позиция педагога» и «профессиональная позиция личности», а также предложено авторское определение понятия «профессиональная позиция будущего педагога». Профессиональная позиция будущего педагога рассматривается нами как система отношений к педагогической деятельности, основанной на современных требованиях, к профессиональному развитию, а также к себе как субъекту образования, обладающему способностью к профессиональному развитию и саморазвитию.
На основе анализа психолого-педагогической литературы (М.А. Горшкова, М.А. Дементьева, М.В. Воронина, Е.О. Галицких, М.Т. Громкова и др.) была установлена взаимосвязь процессов формирования профессионально-педагогической позиции и профессионального развития и саморазвития студента. Оба процесса реализуются в соответствии с компонентами профессионально-педагогической позиции (когнитивный: овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и профессиональными действиями, способность к решению профессиональных задач, профессиональные качества; эмоционально-ценностный: ценностные ориентации, отношение к профессии, субъектность, самооценка и самосознание; деятельностный (поведенческий): профессиональная активность, организаторские способности, коммуникативные способности, оформление стиля профессиональной деятельности; творческий: способность к саморазвитию, самопреобразование, мобильность в решении профессиональных задач) и составляющих профессионально-педагогического развития и саморазвития (способность к постоянному профессиональному самообразованию, овладению теоретическими знаниями, практическими умениями, профессиональными действиями; направленность на овладение ценностями профессионального образования, овладение личностными качествами на основе самооценки; способность выбирать и применять методы и средства для осуществления задач профессиональной деятельности; направленность на профессиональное самоопределение и саморазвитие).
В ходе исследования было установлено, что среди студентов магистратуры имеются различия в готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, которые зависят от наличия или отсутствия предыдущего опыта профессиональной педагогической деятельности. Различия связаны с более высокими значениями когнитивного компонента саморазвития у студентов, имеющих педагогический опыт.
В процессе исследовательской деятельности было выявлено, что у студентов педагогической магистратуры вне зависимости от наличия или отсутствия опыта работы в сфере образования низкий уровень развитости организационного компонента, который состоит их таких показателей как умение планировать работу и перестраивать систему деятельности. Это свидетельствует о высокой готовности магистрантов к профессионально-педагогическому саморазвитию, что позволяет моделировать, проектировать и конструировать образовательный процесс как подготовку к педагогической деятельности на основе профессиональной позиции.
При анализе педагогической направленности студентов педагогической магистратуры были установлены различия по организационному компоненту. Выяснилось, что респонденты, имеющие опыт работы в сфере образования более 5 лет, оценивают свои организационные способности выше, чем студенты с опытом педагогической деятельности до 1 года.
В результате рассмотрения всех важных компонентов профессионально-педагогической позиции, обеспечивающей эффективность педагогической деятельности, были сформулированы следующие педагогические условия, направленные на формирование и развитие педагогической позиции магистрантов. К ним относятся: педагогически целесообразное
стимулирование различными видами деятельности в процессе освоения образовательной программы; повышение уровня психолого-педагогических и методических знаний и умений на основе отбора и структурирования содержания образовательного процесса в магистратуре.
В результате изучения психолого-педагогической литературы (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.И. Сластенин, И.В. Исаев, М.А. Горшкова, С.Д. Поляков, М.А. Дементьева, М.В. Воронина, Е.О. Галицких, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, Н.Л. Селиванова, М.Т. Громкова, С.С. Коровин, А.М. Кузьмин, Т.В. Лучкина) было раскрыто содержание понятий «профессиональная позиция педагога» и «профессиональная позиция личности», а также предложено авторское определение понятия «профессиональная позиция будущего педагога». Профессиональная позиция будущего педагога рассматривается нами как система отношений к педагогической деятельности, основанной на современных требованиях, к профессиональному развитию, а также к себе как субъекту образования, обладающему способностью к профессиональному развитию и саморазвитию.
На основе анализа психолого-педагогической литературы (М.А. Горшкова, М.А. Дементьева, М.В. Воронина, Е.О. Галицких, М.Т. Громкова и др.) была установлена взаимосвязь процессов формирования профессионально-педагогической позиции и профессионального развития и саморазвития студента. Оба процесса реализуются в соответствии с компонентами профессионально-педагогической позиции (когнитивный: овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и профессиональными действиями, способность к решению профессиональных задач, профессиональные качества; эмоционально-ценностный: ценностные ориентации, отношение к профессии, субъектность, самооценка и самосознание; деятельностный (поведенческий): профессиональная активность, организаторские способности, коммуникативные способности, оформление стиля профессиональной деятельности; творческий: способность к саморазвитию, самопреобразование, мобильность в решении профессиональных задач) и составляющих профессионально-педагогического развития и саморазвития (способность к постоянному профессиональному самообразованию, овладению теоретическими знаниями, практическими умениями, профессиональными действиями; направленность на овладение ценностями профессионального образования, овладение личностными качествами на основе самооценки; способность выбирать и применять методы и средства для осуществления задач профессиональной деятельности; направленность на профессиональное самоопределение и саморазвитие).
В ходе исследования было установлено, что среди студентов магистратуры имеются различия в готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, которые зависят от наличия или отсутствия предыдущего опыта профессиональной педагогической деятельности. Различия связаны с более высокими значениями когнитивного компонента саморазвития у студентов, имеющих педагогический опыт.
В процессе исследовательской деятельности было выявлено, что у студентов педагогической магистратуры вне зависимости от наличия или отсутствия опыта работы в сфере образования низкий уровень развитости организационного компонента, который состоит их таких показателей как умение планировать работу и перестраивать систему деятельности. Это свидетельствует о высокой готовности магистрантов к профессионально-педагогическому саморазвитию, что позволяет моделировать, проектировать и конструировать образовательный процесс как подготовку к педагогической деятельности на основе профессиональной позиции.
При анализе педагогической направленности студентов педагогической магистратуры были установлены различия по организационному компоненту. Выяснилось, что респонденты, имеющие опыт работы в сфере образования более 5 лет, оценивают свои организационные способности выше, чем студенты с опытом педагогической деятельности до 1 года.
В результате рассмотрения всех важных компонентов профессионально-педагогической позиции, обеспечивающей эффективность педагогической деятельности, были сформулированы следующие педагогические условия, направленные на формирование и развитие педагогической позиции магистрантов. К ним относятся: педагогически целесообразное
стимулирование различными видами деятельности в процессе освоения образовательной программы; повышение уровня психолого-педагогических и методических знаний и умений на основе отбора и структурирования содержания образовательного процесса в магистратуре.
Подобные работы
- Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» средствами Интернет-технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТА-БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации
студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»
средствами Интернет-технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-педагогические условия развития профессиональных способностей руководителей дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Мониторинг исследовательской компетенции студентов профиля подготовки «Учитель начальных классов»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Мониторинг исследовательской компетенции студентов профиля
подготовки «Учитель начальных классов»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



