ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
1.1. Понятие, признаки, классификация и виды терроризма 6
1.2. Основные причины возникновения терроризма 13
1.3. Основные руководящие принципы для антитеррористической борьбы
государств 17
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
2.1 Международно-правовые акты в борьбе с терроризмом 28
2.2 Международные организации в борьбе с терроризмом 41
2.3 Борьба с терроризмом в ЕС, странах СНГ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список использованной литературы
Терроризм является глобальной проблемой человечества , представляющей из себя огромную опасность для современности , приобретая все более изощренные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приводят к массовым человеческим жертвам, оказывают внушительное психологическое воздействие на людей, разрушают материальные и духовные человеческие ценности, порождая войны между странами, религиями и социальными слоями.
Причинами распространения террористической угрозы могут быть затянувшиеся национальные конфликты, религиозная дискриминация, обнищание народа и его недовольство недостатком возможностей для достижения нормального уровня жизни, распространение радикальной идеологии в такой среде , вовлечение в транснациональную организованную преступность .Данные условия способствуют пропаганде идее терроризма, вовлекая в его ряды отчаявшихся, морально неустойчивых, потерявших веру в лучшую жизнь, обиженных на власть , политически и идеологически дезинформированных ,малообразованных слоев населения земного шара.
Терроризм во всех его формах наносит удар по ценностям, заложенным в Уставе Организации Объединенных Наций - принципам уважения прав и свобод человека, верховенства права и мирного урегулирования конфликтов, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств. И если происходит ответный силовой удар по международному терроризму со стороны некоторых держав, то этот шаг сводит на нет репутацию демократического государства, озлобляет ,сеет недоверие к государственному аппарату, радикализирует отдельные группы населения.
Международные. организации выражают обеспокоенность по поводу того, что борьба с терроризмом в некоторых случаях подрывает те самые ценности, по которым наносят удар сами террористы: права человека и верховенство права. То есть надо не силовыми методами бороться с данной проблемой , а бороться с причинами и условиями процветания терроризма, дипломатически воздействуя. на политическую, социально-экономическую и культурную жизнь народа, пресекать попытки финансирования международного и внутригосударственного терроризма, разрабатывать программы противодействия этому всемирному злу.
Целью и задачами дипломного исследования являются изучение сущности, причин и разновидностей терроризма ; определения международного терроризма как глобальной проблемы человечества; основные международно-правовые документы в сфере противодействия терроризму; антитеррористические нормы стран Евросоюза и стран Содружества ; определении антитеррористической стратегии.
Объектом и предметом исследования являются общественные отношения в области международного взаимодействия по поводу террористического противодействия и международно-правовые нормы в этой сфере.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных представителей науки международного права. Это работы: А.Х. Абашидзе, К.А. Бекяшева, Р.М. Валеева, Г.В. Игнатенко, Ю.М. Колосова, Г.И. Курдюкова, Л.А. Лазутина, В.Н. Лихачева, И.И. Лукашука, С.Ю. Марочкина, Л.Х. Мингазова, О.И. Тиунова, Д.И. Фельдмана, Н.А. Чернядьевой и др.
Методологическая основа дипломного исследования состоит из общенаучных (метод материалистической диалектики, раскрывающий закономерности взаимосвязи и развития явлений и метод комплексного анализа) и частно-научных методов, как: историко-правовой метод, показывающий объективные закономерности развития категорий «терроризм» и «террористический акт» на различных этапах процесса международно-правового регулирования, формально-юридический метод, системно-структурный, метод контент-анализа источников.
В эмпирическую основу дипломного исследования входят:
нормы международного права — международные конвенции, резолюции, декларации.
В используемую литературу для квалификационной работы входят:
учредительные документы Организации Объединенных Наций , материалы деятельности Совета Безопасности , Комитетов Совета Безопасности по санкциям, Генеральной Ассамблеи ООН, , Контртеррористического комитета , Комиссии международного права.
Содержание данной работы — введение , две главы по три параграфа каждая , заключение, список использованной литературы.
Проведя исследования в дипломной работе по данной теме, изучив основные черты международного терроризма и причины его возникновения , международно-правовые акты в борьбе с данным явлением, ознакомившись с деятельностью мировых контртеррористических организаций и основных методах урегулирования глобальной проблемы, можно сделать выводы , что для предотвращения терроризма важны как и правовые механизмы борьбы, так и все остальные меры противодействия мировой угрозе.
В решении этой задачи должны быть задействованы не только специально создаваемые для этой цели антитеррористические органы или правоохранительные органы и спецслужбы, необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации.
Пока происходит падение жизненного уровня населения, снижение социальной защиты, обострение политической борьбы, межконфессиональных противоречий, рост национализма и сепаратизма, несовершенно законодательство, падение авторитета власти и принятие ею непродуманных решений , будет и питательная почва для терроризма, политического экстремизма, произрастающего именно из социальной напряженности .
Даже в обстановке относительной экономической и политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей .
Необходимо создать равные условия для нормального развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в определенной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.
Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти, исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия. Надо убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения - это путь ведущий к катастрофе.
Террористы давно охотятся за ядерным, химическим, либо биологическим оружием. Мировое сообщество осознало, что если не принимать меры, то глобальная проблема международного терроризма превратится в третью мировую войну, в которой не будет победителей.
Это надо понимать особенно американцам, которые "прикармливают" некоторые экстремистские группировки для своего влияния на определенные режимы.
Государствам, особо это касается стран ЕС, необходимо ужесточать миграционную политику в отношении приема мигрантов, при предоставлении убежища основательно изучать их прошлое, причастность к терактам, распространению религиозной литературы , запрещать въезд имеющим малейшие подозрения или основания, при предоставлении проживания закреплять на длительный срок за сомнительными лицами специально подготовленных сотрудников правоохранительных органов.
На постсоветском пространстве, необходимо ужесточать пограничный , миграционный контроль, так как остатки игиловцев после разгрома Халифата в Сирии перебрались в Афганистан и члены международных преступных группировок будут стремиться просачиваться в страны Центральной Азии , где террористы будут пытаться сделать себе новый опорный центр —халифат, опираясь на свои уже созданные спящие ячейки , которые будут активизировать.
И сейчас в связи с этим возникла напряженная террористическая угроза в Центрально-азиатском регионе, а значит и во всех странах Содружества. Странам-участницам ОДКБ помимо повышения уровня жизни , устранения межнациональных, межрелигиозных конфликтов, необходимо вести постоянный контроль за границами своих территорий и боевиками с помощью технических спецсредств, новейших технологий, быть в боевой готовности на случай террористической атаки .
Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.
Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.
Сегодня победить терроризм возможно только совместными усилиями мировых держав. Мир действительно нуждается в широкой антитеррористической коалиции, которая в своей деятельности опиралась бы на устав , конвенции ООН, нормы международного права и решения Совета Безопасности ООН, не то глобальная проблема международного терроризма превратится в третью мировую войну, в которой не будет победителей.
1. Устав Организации Объединенных Наций, 26 июня 1945 г. // Департамент общественной информации [Б.м.: ООН, 1994]. - 96 с.
2. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, 12 августа 1949 г. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] URL: http: //www. un.org/ru/law/ictr/charter.shtml.
3. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на
борту воздушных судов, подписана в Токио 14 сентября 1963 г. [Электронный ресурс]
URL:http: //untreaty.un.org/English/Terrorism/Conv1. pdf
4. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, от 16
декабря 1970 г. [Электронный ресурс] URL:
http: //untreaty.un. org/English/Terrorism/Conv2 .pdf
5. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г [Электронный ресурс] - URL: http://untreaty.un.org/English/Terrorism/Conv3.pdf
6. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц,
пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Принята резолюцией 3166 (XXVIQ) Г енеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1973 г. [Электронный ресурс] URL:
http: //www. un.org/ru/law/ictr/charter.shtml
7. Европейская конвенция по пресечению терроризма. Принята в Страсбурге
27 января 1977 г. [Электронный ресурс] URL:
http: //www. un.org/ru/law/ictr/charter.shtml.
8. Конвенция по борьбе с захватом заложников. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/146 от 7 декабря 1979 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/law/ictr/charter.shtml.
10. Региональная конвенция СААРК о пресечении терроризма, от 4 ноября 1987 г. [Электронный ресурс]. - URL: http: http://context.reverso.net/
11. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г. //МЖМП, № 2, 2001, С. 392-406.
12. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 24 февраля 1988 г. [Электронный ресурс]. - URL: http: http://www.un.org/ru/sc/ctc/laws.html
13. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, 1991 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimes_aboard.shtml
14. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Резолюциия ГА ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г.// Действующее международное право: сб. документов. Т. 3. М., 1999. - С. 90-94.
15. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом: принята в
г. Нью-Йорке 15.12.1997 Резолюцией 52/164 на 72-ом пленарном заседании ГА ООН [Электронный ресурс] - URL:
http://untreaty.un.org/English/Terrorism/Conv11 .pdf
16. Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, от 4 июня 1999 г.
17. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. Принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/documents/
20. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма. Заключена в Варшаве 16 мая 2005 года. [Электронный ресурс] - URL:rchive.mid.ru//ns- dos.nsf/
21. Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленны против безопасности морского судоходства. Принят в Лондоне 14 октября 2005 года. [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/sc/ctc/laws.html
22. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН от 13 июня 2014 г.
A/RES/68/276. [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www. un.org/ru/terrorism/resolutions.shtml.
23. Резолюция ГА ООН 40/61, от 9 декабря 1985 г. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] - URL:http://www.un.org/ru/sc/ctc/resources/res-sc.html
24. Резолюция ГА ООН. A/RES/60/1, от 24 октября 2005 г.
25. Резолюция СБ ООН №1373 - S/RES/1373 (2001), от 28 сентября 2001 г.
26. Резолюция СБ ООН 2170(2014), от 15 августа 2014 г.
27. Резолюция СБ ООН 2249 «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами». S/RES/2249 (2015) от 20 ноября 2015 г.
28. . Федеральный закон от 20.04.2006 N 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» / Собрание Законодательства РФ, 24.04.2006, N 17 (1 ч.), ст. 1785
29. Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 21-ФЗ «О ратификации Соглашения между правительствами государств членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс]. - URL http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html
Книги, монографии
30. Абашидзе А.Х. Мирное разрешение международных споров: современные проблемы: монография / А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев - М.: РУДН, 2012. - 307 с.
Учебная литература
32. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России:
учебно-практическое пособие. М., 1997. С. 12.
Научные статьи, тезисы, выступления, сообщения и другие материалы
33. Авдеев Ю.И. Современный терроризм - угроза международной инациональной безопасности (Эволюция терроризма во второй половине ХХ века /Ю.И. Авдеев //Проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью: материалы научно-практической конференции. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1999. С.7.
34. Байльдинов Е.Т. Новое международное право: к вопросу о сущности. /
Е.Т. Байльдинов // Московский журнал международного права. 2013. № 2(90). С. 91.
35. Варфоломеев А.А. Пределы квалификации террористических
преступлений на международном и национальном уровне / А.А. Варфоломеева // Государство и право. 2012. № 9. - С. 79-85.
36. Веселовский С.С. Многостороннее сотрудничество в борьбе с транснациональным терроризмом / С.С. Веселовский. М.: Навона. 2009. С.33-34.
37. Водянов А.В. Международно-правовая значимость включенности
Интерпола в противодействие преступлениям, связанным с легализацией доходов, полученных преступным путем / А.В. Водянов // Государство и право. 2012. № 11. - С. 114-119.
38. Выступление В.В. Путина 28 сентября 2015 н. на пленарном заседании юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50385.
39. Каламкарян Р.А. Концепция господства права в современном международном праве / Р.А. Каламкарян // Государство и право. 2003. № 6.С.50-57
41. Капустин А.Я. Международное право в интерпретациях современных западных юридических теорий / А.Я. Капустин // Современное международное право: теория и практика. М.: Оригинал-макет, - 2015. С. 226-240.
42. Колосов Ю.М., Левитт Дж. М. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом / Ю.М. Колосов, Д.М. Левитт //Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны: сб.ст./отв.ред.: Л.Дэмрош, Г.Даниленко Амер.ассоц. международного права. М.: Спарк, 1996. С. 157.
43. Контртеррористический комитет (КТК) | Методы работы//[Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/sc/ctc
44. Курдюков Г.И. Взаимодействие международного и
внутригосударственного права как правовых систем
/Г.И.Курдюков//Современное международное право: теория и практика. М.: Оригинал-макет, - 2015. С.274- 275.
45. Лазутин Л.А. Некоторые вопросы немеждународного вооруженного
конфликта на примере гражданской войны на Украине /Л.А. Лазутин // Российский юридический журнал, 2015. № 4. С. 12-23.
46. Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом / Е.Г. Ляхов // М.: Международные отношения.1979. С. 168.
47. Марочкин С.Ю. Верховенство права на внутригосударственном и
международном уровнях: динамика развития и взаимодействия /С.Ю. Марочкин //Государство и право. 2013. № 10. С.93-94.
48. Марочкин С.Ю. Взаимодействие правовых систем как общий вектор
развития (отношение международного сообщества к принципу верховенства права: намерения и реальности) / С.Ю. Марочкин //Российский юридический журнал. 2014. № 5. С. 56-64.
49. Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел / Л.А. Моджорян // - М.:
Юридическая литература, 1983. С.196.
51. Одесский М.П., Фельдман Д.М. Поэтика власти. Тираноборчество. Революция. Террор М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - 263 с
52. Паненков А.А. Борьба с финансированием терроризма (российский и
зарубежный опыт) / А.А. Паненков // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2013. № 6. С. 10-14.
53. Петрищев В.Е. Заметки о терроризме / В.Е. Петрищев // М., 2001.
С.11-12. Петрищев В.Е. Что такое терроризм, или введение в террорологию: Монография. - М.: Изд. КРАСАНД, - 2013.-С.10-12
54. Примаков Е.М. Мысли вслух / Е.М. Мысли вслух// М.: 2011. С. 154.
55. Синякин И.И. Терроризм как международное преступление / И.И.
Синякин //Московский журнал международного права. 2009. № 3(75).
С.137-139.
56. Стратегическая концепция Североатлантического союза // [Электронный ресурс]. URL: http://www.nato.int/docu/other/ru/1999/p99-065r.htm
57. Тиунов О.И. О некоторых доктринах имплементации норм международного права в современных условиях / О.И. Тиунов /Актуальные теоретические вопросы современного международного права: материалы международной научно-практической конференции /под ред. академика РАН А.В. Торкунова, профессора А.Н. Вылегжанина - М.: МГИМО-Университет. - 2015. - с. 240.
58. Чернядьева Н.А. Конвенционная модель терроризма в универсальном соглашении ООН / Н.А. Чернядьева // Российский ежегодник международного права. СПб. - 2015. - С. 217-236.
59. "Исламистов слишком много": что спасет Европу // [Электронный ресурс]. URL: https://m.gazeta.ru/armi/2018/04/05/11707339.shtml
60. Росфинмониторинг-Пресс-релиз.
/[Электронныйресурс].URL:ttp://www.fedsfm.ru/releases /3826 (Дата обращения 18.04.19)
Судебная практика
59. В Татарстане осуждены члены международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» на основании материалов следствия Управления ФСБ России по РТ Татпресса.ру № — | 05.04.2017