ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития универсальных учебных действий учащихся посредством применения проблемного обучения при изучении химии 9
1.1. Теоретический анализ основных характеристик и особенностей проблемного
обучения 8
1.2. Психолого-педагогические аспекты и характеристика уровней развитияпознавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х
классов 20
1.3. Возможности и особенности курса химии в развитии познавательных интересов учащихся с использованием методов проблемного
обучения 28
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по определению возможности проблемного обучения при изучении химии с целью развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов 36
2.1. Организация констатирующего этапа эксперимента по развитию
познавательных учебных действий у учащихся 9-х классов при изучении химии и его анализ 36
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных учебных действий у учащихся 9-х классов через использование элементов
проблемного обучения на уроках химии 56
2.3. Результаты опытно-экспериментальной деятельности 66
Выводы по второй главе 77
Заключение 80
Список литературы 84
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития универсальных учебных действий учащихся посредством применения проблемного обучения при изучении химии 9
1.1. Теоретический анализ основных характеристик и особенностей проблемного
обучения 8
1.2. Психолого-педагогические аспекты и характеристика уровней развитияпознавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х
классов 20
1.3. Возможности и особенности курса химии в развитии познавательных интересов учащихся с использованием методов проблемного
обучения 28
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по определению возможности проблемного обучения при изучении химии с целью развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов 36
2.1. Организация констатирующего этапа эксперимента по развитию
познавательных учебных действий у учащихся 9-х классов при изучении химии и его анализ 36
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных учебных действий у учащихся 9-х классов через использование элементов
проблемного обучения на уроках химии 56
2.3. Результаты опытно-экспериментальной деятельности 66
Выводы по второй главе 77
Заключение 80
Список литературы 84
Приложение
В ходе последних десятилетий происходит обширное развитие общества и перефункционирование системы образования. В настоящее время обществу нужен не только человек, который имеет достаточный уровень теоретических знаний, но и человек, который сможет применить данные знания в практической деятельности, в возникших жизненных ситуациях.Тем самым, тенденция общества заключается в направлении образовательных учреждений на формирование творческой и самостоятельной личности, готовой к саморазвитию и самообразованию.
Осуществляется массовое внедрение в систему образования новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС). Данные стандарты направлены на развитие творческой личности, которая готова к самостоятельному поиску информации и получению новых знаний. Тем самым, педагоги должны обеспечить развитие такой личности. В связи с этим главной задачей образовательных учреждений выступает развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий.
Значительный педагогический интерес в развитии познавательных универсальных учебных действий учащихся для меня представляет проблемное обучение. Ведь создание проблемных ситуаций на уроке предполагает разрешение проблемы в ходе включения учащимися всех процессов мышления, в результате чего учащиеся готовы осуществлять анализ и самоанализ своей деятельности. Данный подход в обучении довольно широко представлена в психолого-педагогической и методологической литературе, что послужило выбору данной темы: «Проблемное обучение как фактор развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов при изучении химии».
Степень разработанности проблемы исследования: широкое
распространение концепция проблемного обучения получила в 1960-80-х годах. Идея и принципы проблемного обучения, как способа развития познавательных учебных действий, в русле исследования психологии
мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.
Противоречия исследования между необходимостью качественной подготовки обучающихся и необходимостью формирования полезных практических навыков и умения самостоятельно применять их на практике и низкой мотивацией обучающихся к изучению предмета химии. В связи с этим данная проблема считается актуальной для многих педагогов, так как в настоящее время в педагогической практикеимеются определённые затруднения: образование является предметным, однофункциональным; у учащихся не сформировано рефлексивное мышление, они не умеют осуществлять самоанализ и самооценку своей деятельности; они не умеют применять полученные знания в жизненных ситуациях.Возникает необходимость в применении в образовательном процессе новых подходов, приемов и методов, которые будут направлены на развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся.
Проблема исследования - каковы возможности применения проблемного обучения для развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов при изучении химии?
Цель - определить возможности проблемного обучения с целью развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов при изучении химии и доказать эффективность его применения.
Объект исследования - процесс развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов.
Предмет исследования-возможности проблемного обучения для развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов при изучении химии.
Гипотеза исследования: Использование проблемного обучения на уроках химии 9-х классов повышает уровень развития познавательных универсальных учебных действий учащихся за счёт:
1. Применения кейс-заданий;
2. Создания проблемного поля в учебно-воспитательном процессе и постановка развивающих вопросов;
3. Группового решения практических проблемных задач.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ аспектов, основных этапов проблемного обучения;
2. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов при изучении химии и выявить критерии их развития.
3. Определить возможности применения проблемного обучения на уроках химии 9-х классов и экспериментально проверить эффективность влияния проблемного обучения на развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся.
Теоретико-методологическая основа исследования: Теория,
выдвинутая советским психологом и философом С. Л. Рубинштейном, является психологическим ядром идеи проблемного обучения. Большой вклад в раскрытие сущности проблемы и проблемы развивающего образования внесли такие психологи и педагоги, как Н.. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская. Эта проблема широко представлена в психолого-педагогической и методической литературы.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; диагностическое тестирование, педагогическое наблюдение, изучение и анализ документации (ФГОС ООО, ФГОС ОСО), изучение и анализ учебной деятельности обучающихся 9-х
классов, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
6
контрольный); анкетирование, методы математической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ «Средняя
общеобразовательная русско-татарская школа №150»
Научная новизна исследования: Разработка кейс-заданий,
включающих ситуацию проблемного обучения и способствующих развитию познавательных УУД обучающихся 9 классов
Теоретическая значимость исследования: На основе работ ученых- исследователей, изучающих вопрос о возможности применения проблемного обучения на уроках химии с целью развития познавательных УУД, выявить новые характеристики и положения методов проблемного обучения, которые оказывают эффективное воздействие на учебнопознавательную деятельность учащихся.
Практическая значимость исследования:полученные результаты исследования и разработки могут быть применены в дальнейшем, как в любом общеобразовательном учреждении, так и в данном учебном заведении, но уже с другой группой учащихся.
Достоверность исследования: достоверность исследования обеспечивается за счет обращения к широкому кругу официальных источников, содержащих достаточный объем информации. А также в работе освещен каждый этап исследования, на результатах которых основывался анализ
Апробация результатов исследования: ход и результаты
исследования были представлены:
• На итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в секции «Химическое образование», г.Казань, 2018.
• В публикации научно-методического журнала «Актуальные проблемы инновационного педагогического образования» (2018 г., г. Казань, публикация, РИНЦ);
• В сборнике научных материалов «Чтения памяти профессора Анатолия Андреевича Попова, г.Казань, 2019.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:
выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 51 источников. Объем составляет 117 страниц, содержание исследования иллюстрировано таблицами и рисунками. В работе представлено 5 приложений.
Осуществляется массовое внедрение в систему образования новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС). Данные стандарты направлены на развитие творческой личности, которая готова к самостоятельному поиску информации и получению новых знаний. Тем самым, педагоги должны обеспечить развитие такой личности. В связи с этим главной задачей образовательных учреждений выступает развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий.
Значительный педагогический интерес в развитии познавательных универсальных учебных действий учащихся для меня представляет проблемное обучение. Ведь создание проблемных ситуаций на уроке предполагает разрешение проблемы в ходе включения учащимися всех процессов мышления, в результате чего учащиеся готовы осуществлять анализ и самоанализ своей деятельности. Данный подход в обучении довольно широко представлена в психолого-педагогической и методологической литературе, что послужило выбору данной темы: «Проблемное обучение как фактор развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов при изучении химии».
Степень разработанности проблемы исследования: широкое
распространение концепция проблемного обучения получила в 1960-80-х годах. Идея и принципы проблемного обучения, как способа развития познавательных учебных действий, в русле исследования психологии
мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.
Противоречия исследования между необходимостью качественной подготовки обучающихся и необходимостью формирования полезных практических навыков и умения самостоятельно применять их на практике и низкой мотивацией обучающихся к изучению предмета химии. В связи с этим данная проблема считается актуальной для многих педагогов, так как в настоящее время в педагогической практикеимеются определённые затруднения: образование является предметным, однофункциональным; у учащихся не сформировано рефлексивное мышление, они не умеют осуществлять самоанализ и самооценку своей деятельности; они не умеют применять полученные знания в жизненных ситуациях.Возникает необходимость в применении в образовательном процессе новых подходов, приемов и методов, которые будут направлены на развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся.
Проблема исследования - каковы возможности применения проблемного обучения для развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов при изучении химии?
Цель - определить возможности проблемного обучения с целью развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов при изучении химии и доказать эффективность его применения.
Объект исследования - процесс развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов.
Предмет исследования-возможности проблемного обучения для развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов при изучении химии.
Гипотеза исследования: Использование проблемного обучения на уроках химии 9-х классов повышает уровень развития познавательных универсальных учебных действий учащихся за счёт:
1. Применения кейс-заданий;
2. Создания проблемного поля в учебно-воспитательном процессе и постановка развивающих вопросов;
3. Группового решения практических проблемных задач.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ аспектов, основных этапов проблемного обучения;
2. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-х классов при изучении химии и выявить критерии их развития.
3. Определить возможности применения проблемного обучения на уроках химии 9-х классов и экспериментально проверить эффективность влияния проблемного обучения на развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся.
Теоретико-методологическая основа исследования: Теория,
выдвинутая советским психологом и философом С. Л. Рубинштейном, является психологическим ядром идеи проблемного обучения. Большой вклад в раскрытие сущности проблемы и проблемы развивающего образования внесли такие психологи и педагоги, как Н.. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская. Эта проблема широко представлена в психолого-педагогической и методической литературы.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; диагностическое тестирование, педагогическое наблюдение, изучение и анализ документации (ФГОС ООО, ФГОС ОСО), изучение и анализ учебной деятельности обучающихся 9-х
классов, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
6
контрольный); анкетирование, методы математической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ «Средняя
общеобразовательная русско-татарская школа №150»
Научная новизна исследования: Разработка кейс-заданий,
включающих ситуацию проблемного обучения и способствующих развитию познавательных УУД обучающихся 9 классов
Теоретическая значимость исследования: На основе работ ученых- исследователей, изучающих вопрос о возможности применения проблемного обучения на уроках химии с целью развития познавательных УУД, выявить новые характеристики и положения методов проблемного обучения, которые оказывают эффективное воздействие на учебнопознавательную деятельность учащихся.
Практическая значимость исследования:полученные результаты исследования и разработки могут быть применены в дальнейшем, как в любом общеобразовательном учреждении, так и в данном учебном заведении, но уже с другой группой учащихся.
Достоверность исследования: достоверность исследования обеспечивается за счет обращения к широкому кругу официальных источников, содержащих достаточный объем информации. А также в работе освещен каждый этап исследования, на результатах которых основывался анализ
Апробация результатов исследования: ход и результаты
исследования были представлены:
• На итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в секции «Химическое образование», г.Казань, 2018.
• В публикации научно-методического журнала «Актуальные проблемы инновационного педагогического образования» (2018 г., г. Казань, публикация, РИНЦ);
• В сборнике научных материалов «Чтения памяти профессора Анатолия Андреевича Попова, г.Казань, 2019.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:
выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 51 источников. Объем составляет 117 страниц, содержание исследования иллюстрировано таблицами и рисунками. В работе представлено 5 приложений.
В настоящее время, перед образовательными учреждениями стоит важная задача - выпустить творческую и самостоятельную личность, готовую к саморазвитию и самосовершенствованию. Тем самым, учителям необходимо большое внимание уделить развитию познавательных универсальных учебных действий, что требует использования в образовательном процессе эффективных методов, приёмов и подходов в обучении, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся. Теоретический анализ аспектов и основных этапов проблемного обучения показал, что проблемное обучение сегодня является одним из главных аспектов для эффективного развития творческой и самостоятельной личности. Оно позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением новых знаний.
Важным психолого-педагогическим аспектом считается, что развитие познавательных УУД учащихся осуществляется на основе формирования умений учиться, что предполагает овладение познавательными учебными действиями, направленными на самостоятельное выполнение учащимися учебной деятельности.С целью оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся были выделены критерия оценки сформированности познавательных учебных действий:
• соответствие заданных познавательных умений учебным темам, изучаемым в 9 классе;
• соответствие формируемых умений отдельным видам познавательных универсальных учебных действий;
• овладение учащимися учебной деятельностью на основании уровней развития познавательных учебных действий.
Также определены уровни развития познавательных универсальных учебных действий: повышенный уровень, средний уровень, низкий уровень и нулевой уровень.
Анализ возможностей и особенностей курса химии в развитии познавательных интересов учащихся с использованием элементов проблемного обучения показал, что главным фактором обучения выступает познавательный интерес обучающихся. Метод проблемного обучения при организации урока можно применять в виде развивающих проблемных вопросов не только при проведении урока химии по определенной теме, а также при проведении лабораторных работ, практических занятий, при решении экспериментальных задач, которые включают задания исследовательского характера.
В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. Для осуществления опытно-экспериментального исследования с целью
развития познавательных универсальных учебных действий учащихся
были выделены три этапа по организации эксперимента:
констатирующий, формирующий и контрольный этап.
Констатирующий этап эксперимента был направлен на определение
возможности применения проблемного обучения на уроках химии в 9-х
классах, и включала в себя три задачи. Первая задача была направлена
на определение уровня познавательных интересов учащихся 8-х классов
при изучении химии. Данное анкетирование выявило, что меньше
половине опрашиваемых нравится предмет «Химия», считают его
интересным и познавательным. Нравится познавать новые факты и
получать знания 28,3% учащимся, 45,2% обучающимся нравится
учитель, он очень добрый и всегда готов помочь по любому вопросу.
Уделяют время предмету «Химия» только на уроках 68% учащихся,
изучают дополнительные материалы по данному предмету дома 21%
обучающихся, 11% учащихся посещают химический кружок; По
решению второй задачи констатирующего этапа эксперимента мы
определили начальный уровень сформированности познавательных
универсальных учебных действий учащихся.Данная диагностика
показала, что в 8 «Б» классе учащиеся не в полной мере справились с
представленными заданиями, что определило данный класс, как
81
экспериментальную группу. Результаты диагностики определили необходимость организации работы с экспериментальной группой учащихся с целью развития познавательных универсальных учебных действий посредством применения в учебном процессе различных форм и методов обучения. В ходе решения третей задачи мы провели анкетирование среди учителей, которое позволило определить возможности проблемного обучения в учебном процессе с целью развития познавательных УУД учащихся. Большинство опрашиваемых (75% учителей) считают, что данная форма организации урока считается эффективным с целью развития познавательных УУД учащихся, что определяет возможности применения проблемного обучения в учебно-воспитательном процессе;
2. Формирующая часть экспериментальной деятельности включала в себя организацию и осуществление внеклассной работы, направленной на развитие познавательных УУД учащихся, составление кейс-заданий, содержащие развивающие вопросы проблемного характера и создание проблемного поля. Применение в учебно-воспитательном процессе разработанных кейс заданий осуществлялось через создание проблемного поля на уроках химии и группового решения практических задач. Также была разработана программа внеклассной работы для учащихся 9-х классов по теме «Есть проблема - есть решение», которая носит проблемный характер, и направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся Включение учащихся в проблемное поле происходит через создание на уроках проблемных ситуаций, постановки развивающих вопросов и т.д. Для решения заданий проблемного характера были использованы следующие приёмы:
• момент возникновения проблемной ситуации;
• использование подводящего и побуждающего диалога;
• эвристическая беседа;
• метод проблемного изложения;
• исследовательская деятельность.
3. С целью доказательства эффективности опытно экспериментальной работы был проведен контрольный этап эксперимента. На основании результатов контрольного этапа эксперимента был сделан вывод, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий повысился на 11%, средний уровень повысился на 15%, а низкий уровень сформированности познавательных действий понизился с 57 до 31 %, то есть на 26%. Для того, чтобы проверить достоверность результатов опытно-экспериментальной деятельности мы применили математические статистические методы, а именно метод t-критерия Стьюдента. Показатель t-критерия в сравнении экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента равен 0,027908. Данное значение меньше критического значения t-критерия Стьюдента, значит, различия в сравниваемых величинах статистически значимы, то есть проведенная опытно-экспериментальная деятельность была действительно результативной.
Важным психолого-педагогическим аспектом считается, что развитие познавательных УУД учащихся осуществляется на основе формирования умений учиться, что предполагает овладение познавательными учебными действиями, направленными на самостоятельное выполнение учащимися учебной деятельности.С целью оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся были выделены критерия оценки сформированности познавательных учебных действий:
• соответствие заданных познавательных умений учебным темам, изучаемым в 9 классе;
• соответствие формируемых умений отдельным видам познавательных универсальных учебных действий;
• овладение учащимися учебной деятельностью на основании уровней развития познавательных учебных действий.
Также определены уровни развития познавательных универсальных учебных действий: повышенный уровень, средний уровень, низкий уровень и нулевой уровень.
Анализ возможностей и особенностей курса химии в развитии познавательных интересов учащихся с использованием элементов проблемного обучения показал, что главным фактором обучения выступает познавательный интерес обучающихся. Метод проблемного обучения при организации урока можно применять в виде развивающих проблемных вопросов не только при проведении урока химии по определенной теме, а также при проведении лабораторных работ, практических занятий, при решении экспериментальных задач, которые включают задания исследовательского характера.
В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. Для осуществления опытно-экспериментального исследования с целью
развития познавательных универсальных учебных действий учащихся
были выделены три этапа по организации эксперимента:
констатирующий, формирующий и контрольный этап.
Констатирующий этап эксперимента был направлен на определение
возможности применения проблемного обучения на уроках химии в 9-х
классах, и включала в себя три задачи. Первая задача была направлена
на определение уровня познавательных интересов учащихся 8-х классов
при изучении химии. Данное анкетирование выявило, что меньше
половине опрашиваемых нравится предмет «Химия», считают его
интересным и познавательным. Нравится познавать новые факты и
получать знания 28,3% учащимся, 45,2% обучающимся нравится
учитель, он очень добрый и всегда готов помочь по любому вопросу.
Уделяют время предмету «Химия» только на уроках 68% учащихся,
изучают дополнительные материалы по данному предмету дома 21%
обучающихся, 11% учащихся посещают химический кружок; По
решению второй задачи констатирующего этапа эксперимента мы
определили начальный уровень сформированности познавательных
универсальных учебных действий учащихся.Данная диагностика
показала, что в 8 «Б» классе учащиеся не в полной мере справились с
представленными заданиями, что определило данный класс, как
81
экспериментальную группу. Результаты диагностики определили необходимость организации работы с экспериментальной группой учащихся с целью развития познавательных универсальных учебных действий посредством применения в учебном процессе различных форм и методов обучения. В ходе решения третей задачи мы провели анкетирование среди учителей, которое позволило определить возможности проблемного обучения в учебном процессе с целью развития познавательных УУД учащихся. Большинство опрашиваемых (75% учителей) считают, что данная форма организации урока считается эффективным с целью развития познавательных УУД учащихся, что определяет возможности применения проблемного обучения в учебно-воспитательном процессе;
2. Формирующая часть экспериментальной деятельности включала в себя организацию и осуществление внеклассной работы, направленной на развитие познавательных УУД учащихся, составление кейс-заданий, содержащие развивающие вопросы проблемного характера и создание проблемного поля. Применение в учебно-воспитательном процессе разработанных кейс заданий осуществлялось через создание проблемного поля на уроках химии и группового решения практических задач. Также была разработана программа внеклассной работы для учащихся 9-х классов по теме «Есть проблема - есть решение», которая носит проблемный характер, и направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся Включение учащихся в проблемное поле происходит через создание на уроках проблемных ситуаций, постановки развивающих вопросов и т.д. Для решения заданий проблемного характера были использованы следующие приёмы:
• момент возникновения проблемной ситуации;
• использование подводящего и побуждающего диалога;
• эвристическая беседа;
• метод проблемного изложения;
• исследовательская деятельность.
3. С целью доказательства эффективности опытно экспериментальной работы был проведен контрольный этап эксперимента. На основании результатов контрольного этапа эксперимента был сделан вывод, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий повысился на 11%, средний уровень повысился на 15%, а низкий уровень сформированности познавательных действий понизился с 57 до 31 %, то есть на 26%. Для того, чтобы проверить достоверность результатов опытно-экспериментальной деятельности мы применили математические статистические методы, а именно метод t-критерия Стьюдента. Показатель t-критерия в сравнении экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента равен 0,027908. Данное значение меньше критического значения t-критерия Стьюдента, значит, различия в сравниваемых величинах статистически значимы, то есть проведенная опытно-экспериментальная деятельность была действительно результативной.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческого потенциала учащихся 9-х классов средствами межпредметных связей на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



