ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ 8
1.1. Понятие и сущность политической рекламы 8
1.2. Виды и функции политической рекламы 16
Глава 2. СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В 2003, 2007, 2011 И 2016 ГОДАХ)24
2.1. Стратегия и тактика рекламных кампаний политической партии «Единая Россия» (на примере избирательных кампаний в 2003, 2007, 2011 и 2016 годах)24
2.2. Особенности использования политической рекламы в России (на примере избирательных кампаний политической партии «Единая Россия» в 2003, 2007, 2011 и 2016 годах)38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
В российском обществе за последние двадцать пять лет произошли глобальные изменения: трансформация организации государственной
власти, реформа избирательной системы, введение многопартийности, возникновение новых информационных технологий и широкого спектра СМИ, что вызвало определенные изменения в общественном сознании. Тем самым, модифицировались и сферы деятельности, прочно связанные с общественным сознанием, а именно, те, где деятельность осуществляется на фоне внешнего равноправия борьбы оппонентов. Политическая реклама, несомненно, относится к такой сфере деятельности. На всех уровнях власти, включая федеральный, региональный и местный, где проходят выборы в исполнительные и представительные органы государства и местного самоуправления, осознается значение политической рекламы.
Однако, на современном этапе при всей очевидной полезности политической рекламы, ее использование пока не обрело большой распространенности и масштабности. Политическая реклама на сегодняшний день не является объектом пристального внимания со стороны соответствующих государственных структур. Тем не менее, наблюдается всевозрастающий интерес к данной проблеме со стороны вне государственных субъектов политического процесса. Данные факты являются безусловными аргументами в пользу актуальности данного исследования.
Период избирательной кампании 1989 года считается временем возникновения современной политической рекламы в России.
Политическая реклама заняла определенное место в структуре массовой коммуникации, реализуясь в процессе избирательных кампаний различных уровней. Рост показателя рекламных обращений к гражданам, использование различных типов рекламных призывов, увеличение каналов коммуникации, появление новых жанров политической рекламы являются тому свидетельством. Кроме того, изменился и стал более профессиональным подход к реализации рекламных кампаний. В частности, крупномасштабные избирательные кампании последних лет доказали эффективность использования современных избирательных технологий. Вместе с тем, эти кампании подтвердили насущность законного урегулирования политической рекламы и в период избирательных кампаний, и между ними. Отсутствие определения политической рекламы в соответствующих правовых документах привело к использованию «грязных» технологий. Таким образом, актуализация темы данного исследования связана и с необходимостью правового регулирования политической рекламы.
Степень разработанности темы
Следует отметить, что формирование научного знания о политической рекламе несколько отстает от практического ее применения. Необходимо более детальное исследование, четкое обозначение содержания политической рекламы, обобщения и привязки к современным политическим реалиям. Несмотря на появление в последнее время многочисленных работ, посвященных различным аспектам политической коммуникации, исследований политической рекламы как структурного целого практически нет.
Политическую рекламу в качестве самостоятельного объекта для изучения выделяют, например, В.Л. Музыкант, С.Ф. Лисовский, С.В. Мошкин.1 Большинство авторов, как зарубежных, так и отечественных, рассматривают политическую рекламу как особый вид коммерческой рекламы. Незначительное количество работ посвящено анализу политической рекламы как структурной части политического маркетинга. Наиболее системное исследование данного вопроса представлено в монографии Е.Г. Морозовой «Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии». В разработку интересующей нас темы вносят лепту и работы, исследующие значение рекламных технологий в формировании имиджа общественно-политического субъекта. Здесь необходимо отметить исследования О.А. Будариной, Г.Е. Гринберг, Е.А. Орловой, А.М. Цуладзе по данному вопросу.
Отследить процедуру реализации рекламных идей в общественнополитическом пространстве нынешней России позволили исследования следующих авторов: Г.П. Артемова, О.В. Поповой, С.М. Тучкова.
Объект исследования - политическая реклама как инструмент избирательной кампании в России.
Предмет исследования - политическая реклама партии «Единая Россия» в избирательных кампаниях 2003, 2007, 2011 и 2016 годов.
Цель исследования - выявить особенности использования политической рекламы в избирательных кампаниях 2003, 2007, 2011 и 2016 годов в России на примере партии «Единая Россия».
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия политической рекламы.
2. Выделить основные виды и функции политической рекламы.
3. Изучить стратегию и тактику рекламных кампаний политической партии «Единая Россия» на примере избирательных кампаний 2003, 2007, 2011 и 2016 годов.
4. Определить специфику использования политической рекламы в России на примере политической партии «Единая Россия» в ходе избирательных кампаний 2003, 2007, 2011 и 2016 годов. Теоретико-методологическая основа исследования Методологической основой исследования являются принцип системности, позволяющий рассмотреть предмет исследования во всем многообразии его сущностных проявлений, ценностно-нормативный подход, позволяющий исследовать политическую рекламу с точки зрения правового регулирования и аналитико-описательный метод, включающий анализ данных с последующим описанием полученных выводов.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных исследователей по рекламе, избирательным технологиям и политическим коммуникациям.
Эмпирической основой исследования стали предвыборные материалы и рекламно-агитационная продукция партии «Единая Россия».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении обозначается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования, определяются теоретикометодологическая и эмпирическая основа исследования.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты изучения политической рекламы, определяются ее понятие и сущность, выделяются основные виды и функции.
Во второй главе рассматривается специфика и результативность использования политической рекламы в избирательных кампаниях в России (на примере избирательных кампаний партии «Единая Россия» 2003, 2007, 2011 и 2016 годов).
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные теоретические выводы.
В приложениях представлены рекламно-агитационная продукция и предвыборные материалы политической партии «Единая Россия».
Возникновение политической рекламы в современной России обусловлено объективными причинами развития демократического общества. Реализуясь, с 1989 года в ходе многочисленных избирательных кампаний, политическая реклама обрела свои формы и содержание, заняв определенное место в структуре российского избирательного маркетинга.
1. Политическая реклама определяется как особый вид коммуникации, оказывающий в доступной форме определенное воздействие на электорат с целью донесения необходимой информации. Существует два основных подхода в определении понятия политической рекламы. Первый подход определяет политическую рекламу как обычный вид рекламы, где в качестве товара предлагается «политический товар». Другой подход характеризует данную категорию как принципиально иной феномен с присущими ему целями, задачами и функциями. В отличие от коммерческой, политическая реклама нацелена на конкретный результат, ограниченный во времени. Характерной особенностью политической рекламы является использование агитационных приемов и пропаганды, призванных повлиять на общественное мнение, изменить сознание и поведение людей в соответствии с политическими целями рекламодателя. Общим в определении политической и коммерческой рекламы служит наличие стратегии продвижения товара, идеи или программы.
2. К основным функциям политической рекламы относятся коммуникационная, информационная и идеологическая. Одной из ведущих, следовательно, сущностной функцией, выступает коммуникативная функция, которая заключается в соотношении запросов объекта и предложений субъекта.
Исходя из различных классификаций политической рекламы выделяют аудиальную, визуальную и смешанного характера; прямую и косвенную; позитивную и негативную; рекламу отдельно взятого кандидата или политической партии, движения, а также по каналам воздействия я: СМИ, Internet, создание общественных движений, публичные выступления и лекции, «слухи».
3. Политическая партия «Единая Россия» позиционируется как партия власти, и в ходе избирательных кампаний 2003, 2007, 2011 и 2016 годов в качестве основного инструмента политической борьбы использовала административный ресурс. Важнейшим элементом рекламной кампании партии большинства является использование имени Президента В.В. Путина и его поддержка. То есть, все перечисленные кампании "Единой России" были построены на объединении в сознании электората фигуры Президента и партии. Административный ресурс политической власти также максимально применялся посредством информационного манипулирования и давления на избирателей путем распространения имени В.В. Путина через печатные и аудиовизуальные СМИ, средства наружной рекламы. Агитационная кампания, осуществляемая «Единой Россией», проявлялась в основном в наружной рекламе, а также в демонстрации аудио и видео роликов.
4. Подача общественному мнению страны партией «Единая Россия» в качестве единственной опоры президента Путина и «ключевого звена всей власти» стала характерной чертой избирательной кампании 2003 года. Партия, используя административный ресурс и подняв накал телевизионной саморекламы на невиданный уровень вывела выгодный для себя образ в массовом сознании.
«Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы в 2007 году провела самую яркую и запоминающуюся избирательную кампанию среди всех политических партий, участвовавших в «избирательной гонке». Партией были использованы все виды наружной рекламы, традиционные незаконные предвыборные технологии, проводились многочисленные конференции, а также выступления президента.
По сравнению с кампанией 2007 года в политической рекламе 2011 года заметен рост уровня критики и агрессии, почти вся реклама обращена к прошлому. Причем агрессивный характер носит не только реклама, дебатам также присущи подобные настроения.
Таким образом, к финишу избирательной кампании 2011 года партия «Единая Россия» подошла с достаточно низким рейтингом. Данный факт объясняется неэффективной организацией предвыборной кампании, отсутствием как таковой выборной платформы, а также ростом протестного электората и усталостью населения.
Анализируя специфику использования политической рекламы в избирательной кампании 2016 года партией «Единая Россия», необходимо отметить, что данная кампания отличалась применением новейших интернет-технологий и отказом от баннеров с изображением кандидатов. Партия «Единая Россия» за период 2011- 2016 гг. нарастила свой рейтинг на 5% по РФ, это свидетельствует о результатах работы партии по привлечению электората. Проведенное партией «Единая Россия» в 2016 г. предварительное голосование по кандидатам партии на предстоящих выборах позволило партии привлечь избирателей еще до начала избирательной кампании.
Говоря об особенностях политической рекламы в России в целом, можно сделать следующие выводы:
1) Действующий закон о рекламе устанавливает, что из-под его действия выведена политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума. Исключая политический контекст рекламных сообщений, он тем самым в большей степени ориентирует политическую информацию на действие избирательного законодательства. Соответственно размещение политической рекламы, равно как и агитация, регулируется общими требованиями избирательного законодательства РФ, установленными для предвыборной агитации, а не Законом о рекламе.
2) Нет равенства партий в возможности доступа к медианосителям. Именно такой доступ мог бы обеспечить конкуренцию идей, а не денежных возможностей. Необходимо ввести политическую рекламу вне периодов избирательных кампаний в разумные правовые рамки.
3) Наблюдается активное использование интернет-технологий в сфере политической рекламы. Internet с его доступностью и огромной аудиторией, становится высокоэффективным средством политической борьбы.
4) Партия «Единая Россия» в течение вышеназванных избирательных кампаний использовала административный ресурс. В ходе выборов 2016 г. «ЕР» заявила об отказе от использования преимуществ служебного положения, однако, и эта избирательная кампания не стала исключением.
«Единая Россия» продолжает использовать имидж президента В. В. Путина, присваивая себе заслуги государства и ассоциируя себя с ним. Партия «Единая Россия» в своей избирательной кампании делает ставку не столько на проблемы, беспокоящие общество, сколько на «лидерский фактор» Путина и Медведева.
Таким образом, эффективное использование политической рекламы в России в ходе избирательных кампаний возможно с учетом создания нормативно-правовой базы в виде Закона «О политической рекламе», в котором бы определялось понятие политической рекламы как самостоятельного вида рекламы, и внесение в связи с этим изменений в Закон «О рекламе» и Закон «О средствах массовой информации», Закон «О выборах».
1) Артемов Г.П. Политическая социология: Учебное пособие. - М: Логос, 2002. - 280 с.
2) Башкирова Е.И. Социологическое сопровождение избирательной кампании // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 11. - 93 с.
3) Бударина О.А. Имидж власти: сущность, структура восприятия. В сб. Современные проблемы политики и политологии в России. РАГС,1999. - 300 с.
4) Васильцов С.И., Обухов С.П., Пешков В.П. Политическая социология. Массовые настроения на переломе веков (1998-2003). - М.: ЦИПКР, 2003. - 191 с.
5) Гринберг Т.Э. Реклама: палитра жанров / Гринберг Т.Э. - М.: Гелла-принт, 2004. - 238 с.
6) Грызлов Б.В. «Единая Россия» - партия профессионализма и ответственности //Наша власть 2003г. №11. - 11 с.
7) Деркач А.А, Жуков В.И, Лаптев Л.Г. Политическая психология. Учебное пособие для высшей школы. // Екатеринбург, Изд. «Деловая книга», 2001. - 858 с.
8) Дубов.И.Г. Реклама в избирательных кампаниях // Реклама, 2002. - №5. - 6 с.
9) Егорова-Гантман Е.В, Плешаков К.В. Политическая реклама. -
М.: «Никколо М», 2002. - 655 с.
10) Коргунов Ю.Г. Информационно-аналитический еженедельник о деятельности политических объединений России «Партинформ». - М.: ИНДЕМ, октябрь-ноябрь, 2007. - №39. - 70 с.
11) Леснин И.В. Технология политического успеха или как победить на местных выборах. Вологда, 2005. - 230 с.
12) Лисовский С.Ф. Политическая реклама // Лисовский С.Ф. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. - 256 с.
13) Морозова Е.Г. «Политический рынок и политический маркетинг:
концепции, модели, технологии» - М.: «Российская политическая
энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. - 247 с.
14) Мошкин С.В. Политическая реклама: Пособие для начинающих политиков // РАН. Урал. отд-ние. Ин-т философии и права; Урал. фонд социал. Исслед. - Екатеринбург, 1994. - 114 с.
15) Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы // Музыкант В.Л. // Часть 1. - М.: Евразийский регион, 1998. - 562 с.
16) Нежданов Д.В. Политический маркетинг. - М.: Юридическая литература, 2016. - 160 с.
17) Нежданов Д.В. Политический маркетинг в России: вчера, сегодня, завтра. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2002. - 162 с.
18) Овчинников В.А., Демидов Д.Г. Политические партии и государственное строительство в Российской Федерации: современный период правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11. - 38 с.
19) Отчеты о поступлении и расходовании средств избирательных фондов партий // Российская Газета. - 2008. - 112 с.
20) Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие для ВУЗов Изд-во: Проспект 2010. - 160 с.
21) Супрун А.П. Новый взгляд на исследование политического рейтинга// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2003. - №4. - 353 с.
22) Тихомиров Д., Боярский А. Технологии последнего созыва // Коммерсант-Деньги. 2007. - № 47. - 50 с.
23) Тимофеева, Л.Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления / Л.Н. Тимофеева // Полис. - 2009. - №5. -260 с.
24) Тургаев А.С., Хренов А.Е. Политология: Учебное пособие — СПб.: Питер, 2005. — 560 с.
25) Федеральный конституционный закон 28.06.2004. - №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 22 декабря 2014 г.).
26) Федеральный конституционный закон 27.07.2006. - №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 31 декабря 2014 г.). избирательный партия общественный мнение.
27) Федеральный закон. - 11.07.2001. - №95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 3 февраля 2015 г.).
28) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 3 февраля 2015 г.).
29) Федеральный закон от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 1 декабря 2014 г.).
30) Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России // Феофанов
О.А. - СПб.:Питер, 2000. - 384 с.
31) Финансовые отчеты политических партий, принимавших участие в компании по выборам депутатов Г осдумы» // Российская Г азета. - 2008. - 115 с.
32) Хамраев В. Запрограммированные // Коммерсант-Власть. 2007. - № 41. - 50 с.
33) Цуладце А.М. Формирование имиджа политика в России. - М.: Университет, 1999. - 143 с.
34) Чумиков. А.Н. Политическая коммуникативистика: актуальные задачи и проблемы прикладного применения / А.Н. Чумиков // Полис. -
2009. - №5. - 156с.
35) Юрченко В.М., Щербаль С.С. Технологический аспект пропаганды российских партий в период парламентских выборов (1999, 2007 гг.) // Теория и практика общественного развития. 2012. - №2. - 68 с.
36) Информационно-аналитический еженедельник о деятельности политических объединений России «Партинформ» // под. ред. Коргунюка Ю.Г. - М.: ИНДЕМ, 2007. октябрь-декабрь. № 39. - 52 с.
37) Янбухтин Э.Х. «Единая Россия»: Технологии успешной
избирательной кампании. М.;СПб., 2008. - 70 с.
Интернет-ресурсы:
38) Анализ политической ситуации: предвыборная работа
политических партий. 2015. URL:
http://knowledge.allbest.ru/political/3c0b65625b3bd69a4d53b88521306d26_2.ht ml
39) Вестник общественного мнения. - №2. - 115 с. Данные. Анализ. Дискуссии. 2012. URL: http://www.levada.ru/sites/default/files/vom2_2.pdf
40) Единая Россия: стратегия и тактика избирательной борьбы».
2003. «URL:http://referatnik.com/files/2d27a7d65d502f9e1bd763150278e099.do
41) Исимбекова З.А. Технологии электоральной конкуренции партий власти в парламентских кампаниях современной России (на примере партии «Единая Россия»). [Электронный ресурс] // Вестник ПАГС
2013. - 45 с. URL: http://vestnik.pags.ru/
42) История партии. Становление современной партии парламентского большинства. URL: http://er.ru/history/
43) Коллектив авторов, для издания «Теория и практика рекламной
деятельности» под редакцией журнала «Индустрия
рекламы». Политическая реклама. Теория и практика рекламной
деятельности. [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы. URL: http://adindustry.ru/doc/1133
44) Коммерсантъ: электрон. версия газ. 2017. № 25 (спец. вып.). URL: https://www.kommersant.ru/doc/3311683
45) Орлов В.О. Уникальное торговое предложение. [Электронный ресурс] // URL: http://www.btlregion.ru/stat/raznoe/
46) Политическая реклама. Теория и практика рекламной деятельности. [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы. URL: http://adindustry.ru/doc/1133
47) Российская газета. электрон. науч. журн. 2007. [Т. 3]. - 63 c. URL: http://www.rg.ru/tema/gos/
48) Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России.
[Электронный ресурс] // URL:
http: //alexskaj. ru/rntr/chto_zhe_takoe_politicheskaya_reklama. html
49) Опорный край Единой России 10-2007. [Электронный ресурс] «План Путина» в стратегии избирательной кампании партии «Единая Россия» // URL: www.edinoros-ural.ru/partiya/oporniy-kray/october-2007/plan- putina.aspx
50) Фонд общественного мнения (ФОМ).
URL: http://fom.ru/Politika/10946