Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реформирование системы образования в период «оттепели» (по страницам журнала «Народное образование»)

Работа №31934

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
751
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Проблема источников и историографическое осмысление темы «Народное образование» 9
1.1 Модернизация системы образования: историографический аспект 9
1.2 Журнал «Народное образование» как исторический источник 17
Глава 2. Реализация реформы системы образования в период «оттепели» .... 23
2.1 Реформирование системы среднего и полного среднего образования .. 24
2.2. Структурные изменения в системе среднего специального и высшего
образования 37
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 53
Приложение 1


Образование является одной из главных составляющих общественного прогресса. Большинство стран мира вкладывают значительные средства в эту сферу общественной жизни, так как она становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность. Уровень образованности граждан страны так же является показателем ее конкурентоспособности на мировой арене. Поэтому правильный выбор модели развития образования - важное государственное решение. Таким образом, следует сформулировать проблему, поднятую в работе - анализ позитивного и негативного опыта реформирования школьной системы образования в период «оттепели».
Актуальность темы исследования. Изучение реформирования системы образования в период 50-60-х годов XX века особенно актуально в последние годы. Это связанно с большим количеством параллелей, которые можно провести между современными реформами образования и изменениями, проводимыми в период «оттепели». Демократизация, упор на гуманизацию образования и многие другие положительные моменты существуют параллельно с непродуманностью, скоропалительностью решений. В связи с этим проблема выявления и обоснования основных направлений и тенденций развития системы образования в 1958 - 1964 гг.
является важнейшим компонентом, как в сфере исторических исследований, так и для использования практического опыта по реформированию школы.
Объектом настоящего исследования является реформирование системы образования в 50-60-х годах XX века, которое проводилась путем приспособления командно-административной системы и авторитарного режима СССР к изменяющимся политическим, социально-психологическим и экономическим реалиям страны и мира.
Предметом исследования избрано изучение содержания реформы, принципов и условий ее реализации, форм и методов проведения по страницам журнала «Народное образование».
Целью данной работы является проведение анализа существовавшие проблем и методов их решения в области реформирования системы народного образования в период «оттепели».
Задачи:
1. Выявить источники по изучаемому вопросу;
2. Рассмотреть основные проблемы и задачи, которые стояли перед руководством в сфере народного образования в период «оттепели»;
3. Выявить и охарактеризовать структурные изменения в системе среднего, среднего специального и высшего уровня образовательных учреждений, после принятия закона об образовании, по статьям журнала «Народное образование»;
4. Проанализировать эффективность проводимых Н.С. Хрущевым реформ в сфере образования.
Хронологические рамки исследования охватывают 1953 - 1964 гг. Данный период является временем нахождения у власти Н.С. Хрущева.
В нашей работе мы будем рассматривать как нормативно-правовые акты, изданные всероссийскими органами власти, так и обратим внимание на реализацию, адаптацию и их практическую реализацию исходя из опубликованных статей в журнале «Народное образование».
Методологическую базу исследования составили принципы историзма, объективности и системности. В работе были использованы две группы методов: общенаучные и специально-исторические.
— историко-генетический - первоначально рассмотрев теоретическую составляющую вопроса, характеризующегося объектом исследования, в последующем перейдя к анализу дифференцированных областей данного вопроса;
— метод анализа - в рамках теоретического исследования мы рассматривали основные процессы, происходящие в системе народного образования и выделяли, каким образом происходило реформирование на местах, исходя из статей опубликованных в журнале «Народное образование»;
— сравнительно-исторический - мы произвели сравнительную характеристику принятых нормативно-правовых актов касающихся реформирования системы образования на уровне СССР и их реализации на местах.
Историография данного вопроса весьма обширна. Ей в работе будет посвящен отдельный параграф. Научную литературу, представляющую исследование реформирования системы народного образования в
обозначенный период, можно разделить на следующие основные этапы:
1. Советский этап (с 1960-х годов до конца 1980-х годов);
2. Современный (постсоветский) этап (с конца 1980-х годов - до настоящего времени).
Оперативный анализ реформы образования, изложенный в работах первого этапа, представляет интерес и на настоящий день, так как позволяют сравнить процессы, происходившие в образовании тогда и сейчас, в наши дни. Авторы, многие из которых являлись современниками описываемых
событий, поднимают в своих работах актуальные и требующие внимания вопросы. К таким работам мы отнесли монографии И.А. Каирова ,С.М.Шабалова и С.Г.Шаповаленко . В данных работах был дан анализ первых результатов перестройки системы образования, обобщалась теория и практика работы советской школы в изучаемый период.
Проанализировав работы, которые относятся к первому этапу (советскому), можно сделать вывод, что авторы, первостепенно отражали сформированный в советской исторической науке позиции, но не ставили перед собой цель исследовать принципы работы высшего руководства в рамках реформации сферы образования. Также в работах данного периода не прослеживается критика работы высшего руководства. Отсюда следует, что проблемы в сфере образования освещались с позиции соглашения и положительных отзывов, либо не рассматривались вообще.
В период перестройки в исторической деятельности возникла альтернатива - критически оценивать события. В работах историков обозначилось стремление к конструктивному пониманию диссонанса социальной реальности и к поискам путей их разрешения. Этому способствовало ослабление идеологического контроля, что в свою очередь привело к более объективному анализу и характеристике реформы народного образования.
Например, в монографии М.Н. Руткевич и Л.Я. Рубина общеобразовательная школа рассматривалась как объект и субъект социального управления. По их мнению, реформа 1958 г. дала печальный опыт, показавший, что невозможно объединить две противоположные задачи - пополнить высшие учебные заведения новыми кадрами, и параллельно дать рабочую профессию в старших классах.
В работе А.В. Коопа высказаны философские воззрения на проблемы реформирования народного образования в период «оттепели»5. Автор считает, что для развития системы образования важное значение имеет прослеживание динамики принимаемых законов, а также их функционирование и развитие.
Одной из наиболее интересных работ, освещающих реформирование школьного образования уже не только с положительной, но и отрицательной стороны, стала монография З.Г. Дайча6. Он осветил в целом школьную политику в СССР. Автор использовал весьма широкую источниковую базу и охарактеризовал успехи советской школы и негативное влияние партийно-государственного диктата на ее развитие.
Источниковая база исследования включает в себя опубликованные источники и может быть представлена следующим образом.
Первая группа источников представлена нормативно-правовыми и законодательными актами: указы, постановления, инструкции, положения, Конституция СССР. Данная группа источников опубликована в специальных сборниках.
Вторая группа представлена источниками периодической печати. Сюда мы отнесли опубликованные статьи в журнале «Народное образование» , за 1956-1964 гг. по изучаемой тематике. Нами было просмотрено и проанализировано около 144 выпусков (номеров) ежемесячного журнала «Народное образование».
Материалы периодической печати стали ценным источником, благодаря которым можно выявить тенденции реформы образования. Проследите за настроениями общества к проводимым государственным реформам в сфере образования и за их практической реализацией.
Третья группа представлена источниками личного происхождения, и включает в себя письма руководителей школ и учителей предметников, опубликованные в журнале «Народное образование» . Изучение и анализ данного вида источников позволяет более углубленно и точечно изучите проблему реализации реформы образования на местах.
Теоретическая и практическая значимость работы - собранный материал и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке к занятиям по историческим дисциплинам. Говоря о современном научном интересе, мы можем утверждать о существовании множества неразрешенных вопросов, связанных с системой образования в настоящее время, в данном случае изучение истории реформирования образования может поспособствовать разрешению некоторых вопросов актуальных сегодня.
Работа имеет следующую структуру: введение (содержащее в себе актуальность исследования, цели, задачи, предмет, объект рассмотрения), глава 1 (здесь раскрывается историографический аспект темы), глава 2 (рассказывает процессы реализации реформы) и заключение (подводит итога и делает выводы по данной работе).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В представленной работе было проведено исследование реформы народного образования в период «оттепели», кульминацией которого было принятие Закона СССР об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР от 24.12.1958 года. Так же на основании анализа основных источников - статей в журнале «Народное образование», было установлено насколько успешно проводилась реализация нормативно-правовых документов.
Следует признать, что реформы образования, как и многие другие реформы, проводимые в период «оттепели», носили весьма противоречивый характер. Это была черта не только реформаторской деятельности, но и самого Хрущева, как идейного лидера. В этом проявилась глубокая драма реформ. Общая направленность на политехнизацию обучения способствовала повышению производственной, трудовой, политехнической составляющей школьного обучения, но при этом другая его составляют^ - интеллектуальная - сильно отставала. Найти «золотую середину» не получилось.
Объективно курс на сближение школ и вузов с жизнью, с потребностями народного хозяйства в специалистах, рабочих ресурсах был оправдан. К 1963 году Советский союз окончательно решил задачу всеобщего неполного среднего (восьмилетнего) образования. В целом политика десталинизации, начатая Хрущевым, дала толчок отечественному образованию. Уменьшился догматизм в изложении учебного материала, появилась определенна! раскрепощенность учителей и учащихся, профессуры и студентов, что способствовало повышению качества преподавания. Отечественная система образования к концу «оттепели» смогла обеспечить обязательное полное среднее образование в крупных городах. Состоявшийся в октябре 1961 г. XXII съезд КПСС поставил в качестве главной задачи в сфере просвещения — осуществление по всей стране всеобщего обязательного среднего образования.
Проведенное исследование школьной реформы школы 1958 года показало, что у нее было три источника: потребности экономики,развивающейся экстенсивным способом; возрастающее отставание школьного образования от потребностей жизни коммунистического общества; постепенное саморазвитие школы.
Структурные изменения в экономике требовали с одной стороны все больше образованных и квалифицированный специалистов, а с другой стороны огромного количества рабочих рук для реализации масштабные программ по освоению новых территорий. Поэтому вопросы народного образования, подъёма культурно-технического, и общеобразовательного уровня, особенно индустриальных рабочих, стали центральными в общепартийных и государственных документах, а также в центральной печати. Повышение уровня образование было провозглашено общенациональной задачей.
Вторым источником реформы образования стало нарастающее отставание школы от жизни, которое проявлялось в недооценке политехнического обучения, неудовлетворительной психологической, моральной подготовке выпускников к практической деятельности в сфере производства.
Выход из положения создателям реформы сводился к политехнизации средней школы. Однако, попытка осуществить производственное обучение во всех школах сразу явно не удалась. Хорошие результаты были получены только в тех из них, где имелись опытные педагоги и соответствующая материальная база.
Третьим источником обновления школы во второй половине 50-х годов XX века стало обращение к началам альтернативной официальному курсу гуманистической педагогики. Подъем научно-педагогического поиска в 1950-1960 -х гг. опирался на новый социальный заказ общества, в котором , несмотря на сохранение основных компонентов командно-административной системы, росло стремление к переменам в сторону демократизации общественной жизни.
В ходе работы былы достигнута основная цель - был осуществлен анализ существовавших проблем и методы их решения в области реформирования системы народного образования в период «оттепели».
Реформы образования 50-60-х годов проходили в условиях командно-административной системы, что не могло не отразиться на их методах. Вместо глубокого, продуманного исследования путей преодоления отрыва школы от жизни, последовательного экспериментирования, непредвзятого сопоставления мнений возобладали поверхностные методы. Такими были, например, положения о вечерней школе как основной форме получения образования, об обязательности производительного труда для всех школьников после 8 класса, о повышении профессиональной квалификации в вечерней школе. Нельзя не отметить положительные итоги данных методов, однако в целом они не принесли длительный, крепких положительных результатов.
Реформа проводилась так же в условиях коммунистической идеологии, что отразилось на том ряде ценностей, который провозгласили ее создатели:
- труд как источник материальных и духовных богатств;
- ликвидация противоположности между умственным и физическим трудом;
- слияние школы и жизни.
Однако молодежь проявила явную привязанность к высшему образованию. Производственный труд среди юношей и девушек продолжал считаться непрестижным, каждый из них стремился любыми путями получить высшее или среднее профессиональное образования. Таким образом, в обществе проявился разница между настроениями молодежи и общей политикой государства.
Реформы 50-60х годов XX века должны научить нас тому, что любые преобразования должны быть продуманы, научно обоснованы, проработаны, учитывая все возможные негативные последствия.



1. Закон СССР от 24.12.1958 «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=9934#0 3758898108082107 (Дата обращения: 25.05.2018.)
2. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 02.06.1959 "О расширении
самообслуживания в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, суворовских училищах, в средних специальных и высших учебных заведениях» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=584#07 467721793308477 (Дата обращения: 25.05.2018.)
3. Постановление Совета Министров СССР от 02.07.1959 «О льготах для
студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/16503/96117925/ (Дата
обращения: 25.05.2018.)
образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. М.. 1974. - С.121
7. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986): в 15 т./ред. Б.В.Нарышкин. - М.,1983-1986. - Т. 9. 1956-1960. - М., 1986. - 574 с.
8. О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального
образования, улучшению подготовки и использования специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 мая 1963 г. // Справочник партийного работника. М.: Изд-во политической
литературы, 1964.- С. 291
9. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. Из тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР 12 ноября 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 53-57 сентября 1959 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. - С.206
13. Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний: стенограммы, постановления: в 3 т. / гл. ред. А.А. Фурсенко. - М., 2004 - 2008. Т. 2. ПОСТАНОВЛЕНИЯ, 1954 -1958. - М., 2006. - 1120 с.
1.3. Периодическая печать
14. Народное образование. - 1956.- №1,2,4,5,6,7,9,10,11,12
15. Народное образование. - 1957. - №2,4,5,12
16. Народное образование. - 1958. - №1,6,11,12
17. Народное образование. - 1959. - №1,2,3,10
18. Народное образование. - 1960. - №4,5,7,12
19. Народное образование. - 1961. - №2,11
20. Народное образование. - 1963. - №1,2,5,8
21. Народное образование. - 1964. - №2,10
22. Богомолов А.И. Новые сроки обучения // Вестн. высш. шк. - 1964. - №12. - С.3-8
23. Делу перестройки - неослабимое внимание // Вестн. высш. шк. - 1959. - №11. - С.3-7
25. Укреплять связь высшей школы с жизнью: совещание работников высшейшколы // Вестн. высш. шк. - 1958. - №10. - С.3-8
II. Литература
26. Анайкина Л.И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922-91 гг.). М., 2001. - 304с.
27. Арсентьев А.М. Строительство коммунизма и школа. - М.: Знание, 1962.
- 32с.
28. Валеев И.И. Зигзаги советской школы. Уфа, 1992. - 152с.
29. Васильев А.Г. Реформа образования при Хрущеве. М., 2005. - 50с.
30. Гуркина Н.К. История образования в России (X - XX века): Учебное пособие. - СПб.: СПбГУАП, 2001. - 64с.
31. Дайч З.Г. Реформа школы важный фактор формирования социальной активности молодежи // Вопросы народного образования в курсе истории КПСС. М., - 1985. - С.112-118
32. Дайч З.Г. Школьная политика в СССР: уроки партийно
государственного руководства, перспективы развития. М., 1991. - 123 с.
33. Джуринский А.Н. Педагогика России: история и современность: монография. - М.: Канон+, 2011. - 319с.
34. Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: Маркетинг: Союз, 2001. - 884с.
35. Каиров И. А. Очерки деятельности Академии педагогических наук РСФСР, 1943 - 1966 / Академия пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1973.417с.
36. Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. М.: Изд-во Педагогика, 1990. - 366с.
37. Касинцев С.А. Деятельность КПСС по развитию народного образования в 50-е годы. // Вопросы народного образования в курсе истории КПСС. М., 1985. - С.108-112
38. Конохова А.С. Студенческий политичекий протест в Ленинградском государственном университете в 1950-1960-х гг. // КЛИО. - 2013. - №10. - С.117-120
39. Кооп А.В. Образование при социализме как социальная система. М.,
1985. - 346с.
40. Народное образование в России. Исторический альманах. М., 2000.- 393
с.
41. Организация народного образования в районе в связи с перестройкой школьной системы : [сборник статей] / Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики ; под ред. В. М. Дмитриева. - Москва: Изд- во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 116с.
42. Орлова Н.Е. Российский «Журнал Министерства народного просвещения» в 30-60-х гг. XIX в.: интерес к проблемам становления государственной системы начального образования в Англии // Российские и славянские исследования: сб. науч. ст. Вып. 1 / редкол.:
О.А. Яновский (отв. ред.) и др. Минск: Белорус. гос. ун-т, 2004. - С.100-104
43. Пичугина Е.П. Развитие системы народного образования в условиях строительства коммунизма. // От социализма к коммунизму. - М.,
1962. - С.23-27
44. Пономарёв А.Н. Н.С. Хрущев: путь к лидерству. М.: Знание, 1990. - 64с.
45. Пыжиков А.В. Политические преобразования в СССР (50-60-е гг.). - М.: РАН Институт социально-политических исследований, 1999. - 305с.
46. Пыжиков, А. В. Реформирование системы образования в СССР в период "оттепели" (1953-1964 гг) // Вопросы истории. - 2004 . - N9 . - С.95-104
47. Сальникова А.А. Российское детство в ХХ веке: история, теория и практика исследования. - Казань: Изд-во КГУ, 2007. - 255с.
48. Шабалов С.М. Политехническое обучение. - М.: Просвещение, 1956. - 728с.
49. Шакиров Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ общеобразовательного среднего образования в России в XX веке. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - Казань, 1997. - 621с.
50. Шаповаленко С.Г. Политехническое образование в советской школе на современном этапе. - М.: Просвещение, 1958. - 174с.
51. Мухамедов Р.А., Прокофьева Н.П. Имущественное положение и национальный состав сельской кооперации // Поволжский педагогический поиск. 2016. №2(16). С.11-15
III. Интернет - ресурсы
52. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. - М.: Учпедгиз,
1960. - 205с. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://elib.gnpbu.ru/text/danilov_protsess-obucheniya--shkole_1960/go,4;fs,0/ (Дата обращения: 21.05.2018.)
53. Замостьянов А. Старейший журнал России. К приближающемуся 210- летию со дня основания журнала. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://narodnoe.org/old/hist/hist.html (Дата обращения: 06.06.2018)
54. Богуславский М. В. Проблемы реформирования российского образования
(историко-педагогический контекст) // Проблемы современного образования. 2010. №1. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-reformirovaniya-rossiyskogo- obrazovaniya-istoriko-pedagogicheskiy-kontekst (Дата обращения:
31.05.2018) .
55. Григорьева Н. А. Государственная политика в области гражданского образования в СССР: вехи реформирования средней и высшей школы в 1958-84 гг. // Научные ведомости Белгородского государственного
университета. Серия: История. Политология. 2008. №10 (50). [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-oblasti- grazhdanskogo-obrazovaniya-v-cccr-vehi-reformirovaniya-sredney-i-vysshey- shkoly-v-1958-84-gg (Дата обращения: 31.05.2018).
56. Конохова А.С. «Об укреплении связи высшей школы с жизнью» (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г. ) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/ob-ukreplenii-svyazi-vysshey-shkoly-s- zhiznyu-reforma-sistemy-vysshego-obrazovaniya-sssr-v-1958-g (Дата обращения: 31.05.2018).
57. Полотебнов А.С. Образовательная реформа 1958-1964 годов: Ленинградский опыт реализации // ЧиО. 2017. №1 (50). [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya- reforma-1958-1964-godov-leningradskiy-opyt-realizatsii (Дата обращения:
31.05.2018) .
58. Прищепа А.И. О причинах школьной реформы 1958 г // Вестник НВГУ.
2012. №4. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-prichinah-shkolnoy-reformy-1958-g (Дата
обращения: 31.05.2018).
60. Нарядкина Л.А. Школьная реформа 1958 г. и национальное образование // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 4. - С. 35-36; [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fundamental-
research.ru/ru/article/view?id=5938 (Дата обращения: 18.06.2018).
61. Юрьев Б. И. «Журнал Министерства народного просвещения» //Отечественная история: энциклопедия: В 5 т. Т. 2 М., 1996 [Электронный ресурс] / Режим
доступа: https://www.runivers.ru/lib/book7643/458752/ (Дата обращения:
1.06.2018. )


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ