Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Чжан Чжидун и модернизация системы образования в империи Цин в конце XIX – начале XX вв

Работа №124602

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Чжан Чжидун и система образования на раннем этапе модернизации(1860-1898 гг.)
Глава 2 План Чжан Чжидуна модернизации системы образования 17
Глава 3 Практическая деятельность Чжан Чжидуна в области образования в 1901-1909 гг. 22
3.1 Начало «новой политики» и подготовка к реформам 22
3.2 Первые достижения в области образования в провинциях Хубэй и Хунань и другие реформы образования 30
3.3 Деятельность Чжан Чжидуна на новом посту (1905-1909 гг.) 39
Заключение 42
Список использованной литературы 45


Тема данной дипломной работы – ЧжанЧжидуни модернизация системы образования в империи Цин в конце XIX– начале XX вв. Период конца XIX – начала XX вв. является переломным и сложным периодом в истории Китая. Ко второй половине XIX века Цинская империя находилась в состоянии глубокого экономического и социально-политического кризиса. Экспансия Западных стран и нестабильность внутри страны накаляли атмосферу в обществе. Необходимость преобразований была продиктована как внутренними, так и внешними причинами. Магистральным путем преодоления кризиса стала модернизация системы образования. Идеи перемен идеологов политики «самоусиления» (1860-1895 гг.) и последующих реформаторских движений в сфере образования являлись важной частью политических преобразований того времени.
Одним из самых ярких государственных, общественных деятелей и мыслителей Китая, во многом определявший направление и глубину преобразований, проводившихся в Китае в конце XIX–начале XX вв., является ЧжанЧжидун.Он видел спасение страны именно в опоре на историко-культурное наследие и опыт, накопленный китайским государством за многие века. Им была выдвинута концепция «китайское – основное, западное – прикладное» («чжунти си юн» - «中体西用»), которая стала одним из магистральных путей выхода из кризиса. ЧжанЧжидун основывал свою концепцию на конфуцианских положениях и высказывал ряд условий, которые могли бы гарантировать успешное проведение реформ. Данная концепция подчеркивала, что западным наукам и учению отводится лишь прикладное значение. Будучи образованным конфуцианцем, ЧжанЧжидунвнес огромный практический и теоретический вклад в систему образования этого периода. Его главными идеями были перемены в области образования, и эти перемены оценивались им как главный инструмент преодоления кризиса. План модернизации образования ЧжанЧжидуна систематически описан в его главном труде «Наставление к учению» («Цюаньсюэпянь» - «劝学篇») (1898 г.).
В историю Китая ЧжанЧжидун вошел как консерватор, тем не менее, он внес свой вклад в преодоление кризиса. Таким образом, изучение теоритического и практического наследия ЧжанЧжидунав области образования выступает насущно необходимым условием для понимания реформаторского движения и общей историко-политической ситуации, сложившейся в Китае в концеXIX–начале XX вв. Кроме того, ЧжанЧжидун жил в непростой для Китая период, который до сих пор не имеет однозначной оценки у историков. В последнее время в Китае наблюдается усиленный интерес к многогранной деятельности ЧжанЧжидуна, особенно в области образования, а также существует большое количество оценок этой политической фигуры. Все это обуславливает актуальность выбранной автором темы.
Целью данной дипломной работы: охарактеризовать деятельность ЧжанЧжидуна в области образования.
Поставленная цель достигается при решении следующих задач:
1. Рассмотреть предлагаемые идеи ЧжанЧжидуном по реформированию образовательной системы.
2. Дать анализ практической деятельности ЧжанЧжидуна в области образования.
Объект дипломной работы: становление новой системы образования в империи Цин в концеXIX – началеXX вв.
Предмет дипломной работы: деятельность ЧжанЧжидуна в сфере образования.
Хронологические рамки: конец XIX – началоXX вв.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении сформулирована цель работы, обоснована ее актуальность, поставлены задачи, дан краткий обзор использованных материалов и описана структура работы.
Глава 1 называется «ЧжанЧжидун и система образования на раннем этапе модернизации (1860-1895 гг.)». В данной главе характеризуется система образования в империи Цин во второй половине XIXв.
Глава 2называется «План ЧжанЧжидуна по модернизации системы образования». В данной главе рассматриваются идеи ЧжанЧжидуна по модернизации системы образования.
Глава 3 называется «Практическая деятельность ЧжанЧжидуна в области образования в 1901-1909 гг.». Данная глава посвящена изучению и анализу практической деятельности ЧжанЧжидуна в области образования 1901-1909 гг.
В заключении автор данной работы подводит итог исследования и делает выводы, соответствующие поставленным целям и задачам.
Важным источником при написании данной работы является монография ЧжанЧжидуна «Наставление к учению» («Цюаньсюэпянь» - «劝学篇») (1898 г.), в которой ЧжанЧжидун излагал программу реформ в области образования, основанную на возрождении конфуцианства в сочетании с усвоением технических достижений Запада.
Полную картину о деятельности ЧжанЧжидуна в сфере образования предоставили работы современных авторов КНР. Сейчас в Китае о ЧжанЧжидуне и о его многосторонней деятельности пишут много, и оценки этого яркого представителя элиты в основном позитивные. Среди китайских работ центральное место занимает монография Ван Сивана «ЧжанЧжидун – деятель в области образования» (Шаньдун, 2016). Отдельные статьи, посвященные описанию концепции «китайское – основное, западное – прикладное», также помогли проанализировать его главные идеи по проведению преобразований.
Из литературы на английском языке неоценимую помощь оказала монография AyersWilliam «ChangChih-tungandEducationalReformsinChina» (Кембридж, 1971) – в данной работе автор описывает деятельность ЧжанЧжидуна в сфере образования на протяжении всей его чиновничьей карьеры. Еще одна англоязычная книга, которая оказала несомненную помощь, это «Chinaentersthetwentiethcenture» (Мичиганский Университет, 1978). В этой книге в основном описывается деятельность ЧжанЧжидуна после политики «самоусиления», и предоставлены общие сведения о событиях конца XIX – начала XX вв.
Подробные сведения о деятельности ЧжанЧжидуна были подчерпнуты из такой англоязычной работы, как уникальный словарь, содержащий биографии более восьми сотен деятелей цинского Китая – «EminentChineseoftheChi’ngperiod», составленный американским востоковедом A.W. Hummel в 1943 г. В словаре даны весьма подробные статьи о деятелях династии Цин с указанием источников, из которых взяты сведения. Это и по сей день самый авторитетный и обстоятельный словарь по этому периоду.
К сожалению, степень изученности данной темы в отечественной китаистике невелика. Для отечественной историографии данная тема важна тем, что ни одной монографии, посвященной этому, несомненно, крупному государственному деятелю, пока не написано. Но информацию об этом деятеле можно найти в общих работах по новой истории Китая, таких как «История Китая до XX века» (М., 2006) С.Л. Тихвинского – в данной работе подробно описаны события конца XIX– начала XX вв. «Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900 – 1917 гг.» (М., 1972) Крымова А.Г., «История Китая. Эпоха Цин» (М., 2005) Непомнина О.Е., «Крах монархии в Китае» (М., 2013) Чудодеева Ю.В.. Более подробные сведения о деятельности ЧжанЧжидуна в политике «самоусиления» автор нашел в книгах Дацышэна В.Г. «Новая история Китая» (Благовещенск, 2004) и Фань Вэнь-ланя, «Новая История Китая» (М., 1955).
Помощь в написании данной дипломной работы также оказали труды историков конца XIX – начала XX вв. – это работы Д.М. Позднеева, А.В. Тужилина, А.Н. Петрова. За прошедшие со времени крушения Цин оценки исторических деятелей второй половины XIX – начала XX неоднократно менялись, нередко радикально (особенно в современной китайской историографии), что затрудняет задачу автора данной дипломной работы.
Более полную картину системы образования в Китае дают работы современных авторов. Среди них центральное место занимают такие книги, как «Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае»(М., 2002) Н.Е. Боревской– в данной работе представлен процесс формирования школы как системы учебных заведений, а также развития из классической философской мудрости педагогической мысли в Китае на протяжении всей его многотысячелетней истории; «Система образования в китайском обществе»(СПб, 2010) П.И. Рысаковой – данная монография помогла автору проследить историю меняющейся структуры образования в конце XIX– начале XX вв.
Работы Самойлова Н.А., Васильевой Е.А., Борох О, Смирновой Н.В., Шестаковой Т.Г. помогли автору проследить какие идеи по преодолению кризиса предлагали государственные деятели того периода. В своей диссертации «Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX – начале XX вв. (ЦзэнГофань, ЧжанЧжидун)» (Л., 1984) Шестакова Т.Г. пытается проследить взаимосвязь между общественными взглядами двух мыслителей XIXв. ЦзэнГофаня и ЧжанЧжидуна. Она пытается найти истоки концепции «китайское – основное, западное – прикладное» в работах ЦзэнГофаня, однако, совсем не учитывает взгляды других общественных деятелей XIXв., представляя ЦзэнГофаня основателем данной концепции, что, на взгляд автора, является не бесспорным вопросом.
«Китайская философия: энциклопедический словарь» (М., 1994) под редакцией М.Л. Титаренко помогла автору в написании первой главы, где необходимо было интерпретировать концепцию «китайское – основное, западное – прикладное», которая содержала некоторые философские термины.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЧжанЧжидун, несомненно, был ярким представителем китайской элиты и крупным государственным деятелем, который понимал необходимость преобразований в Китае в конце XIX – начале XX вв., а также имел непосредственное отношение ко многим принципиально важным событиям того времени.
ЧжанЧжидун, безусловно, внес огромный теоретический и практический вклад в дело преобразований на рубеже XIXи XX вв., особенно в области образования. ЧжанЧжидун был образованным конфуцианцем и выделялся среди чиновничества незаурядными административными талантами, широтой и глубиной философской мысли.Он постоянно размышлял над тем, как совместить достижения Запада и традиции китайской цивилизации, накопленные за многие века ее развития. В результате им была разработана концепция реформ образования «китайское – основное, западное – прикладное» («чжунти си юн» - «中体西用»), которая легла в основу деятельности цинских властей в период политики «самоусиления» и последующих реформаторских движений. Данная концепция имела «китайскую специфику», которая подчеркивала, что западным наукам и учению отводится лишь прикладное значение, а опора на национальные традиции – это сила.
В это время им была написана монография «Наставление к учению» («Цюаньсюэпянь» - «劝学篇») (1898 г.), в которой ЧжанЧжидун излагал программу реформ в области образования, основанную на возрождении конфуцианства в сочетании с усвоением технических достижений Запада.Он понимал, что перемены в области образования являются важнейшим инструментом преодоления кризиса.
ЧжанЧжидун внес огромный практический вклад в систему образования именно в первом десятилетии XX в. В начале XXв. он предпринял попытку претворить в жизнь свой обширный план преобразований образовательной системы и осуществил ряд серьезных преобразований в области образования: реформирование китайской экзаменационной системы, реорганизация учебных учреждений, подготовка квалифицированных кадров.
Подводя итог, необходимо отметить, что структура китайского образования изменилась во время деятельности ЧжанЧжидуна, и его собственные усилия были решающими в этом «перевоплощении». Он понимал, что образовательная система нуждалась в преобразовании. В качестве организатора образования, ученого, генерал-губернатора разных провинций ЧжанЧжидунпытался влить в образовательную систему новые силы. Он был настроен на строительство специализированных школ по западному образцу для обучения китайской молодежи. И через свой главный труд «Наставление к учению» он обратился к китайской элите с тем призывом, что «осознавая новые возможности, не стоит забывать о своем наследии». Однако стало очевидно, что старая образовательная система была серьезным препятствием для внедрения новой системы. Поэтому он и ратовал за отмену государственных экзаменов, но при условии, что китайская культура и наука будет распространяться посредством реформирования системы образования. Безусловно, китайское образование конца XIX – начала XX вв. по своей структуре и организации связано с именем известного государственного деятеля ЧжанЧжидуном.
Однако его «китайская мечта» так и не осуществилась – концепция «китайское – основное, западное – прикладное». На протяжении всей своей жизни он стремился к осуществлению взаимосвязи между западной наукой и китайской, однако, сопротивления со стороны и упования на забвение китайского историко-культурного наследия, так и не позволили в полной мере реализовать его проекты, сформированные на основе этой концепции.



1. ЧжанЧжидун. Цюаньсюэпянь. (张之洞. 劝学篇. Наставление к учению). – Тайбэй, 1961.
Литература на русском языке:
2. Алексеев В.М. Рабочая библиография китаиста. Книга руководств для изучающих язык и культуру Китая // Архив российской китаистики. Ин-т востоковедения РАН. - 2013 - . Т. I / сост. А.И.Кобзев; отв. ред. А.Р.Вяткин. - М.: Наука - Вост. лит., 2013.
3. Бокщанин А.А. Непомнин О.Е., Степугина Т.В. История Китая – М., 2010.
4. Бастид-Брюгьер М. Проекты реформ крупных провинциальных сановников империи Цин после восстания ихэтуаней в 1901 году // Проблемы Дальнего Востока. – М., 2008. – №6. стр.101-109.
5. Бруннерт И.С., Гагельстром В.В. Современная политическая организация Китая. Пекин: типография Успенского монастыря при Российской духовной миссии, 1910.
6. Боревская Н.Е. Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия. – М., 2003.
7. Боревская Н.Е. Очерк истории и педагогической мысли в Китае. – М., 2002.
8. Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков – М., 2001.
9. Васильева Е.А. Философские и общественно-политические взгляды ЦзэнГофаня (1811-1872): Автореф. Канд. Филос. Наук. 09.00.13 / Васильева Е.А. – СПб, 2009.
10. Волков С.В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. – М., 1999.
11. Дацышэн В.Г. Новая История Китая. – Благовещенск, 2004.
12. Ермаченко И.С. Современная историография КНР. О проблемах новой истории Китая. – М., 1987.
13. Ефимов Г.В. Значение периода 70-80-х гг. 19в. в новой истории Китая. – М., 1960.
14. Ефимов Г.В. Историко-библиографический обзор источников и литературы по новой и новейшей истории Китая. – Л., 1980.
15. Каткова З.Д., Чудодеев Ю.В. Китай – Япония: любовь или ненависть? – М., 2001.
16. Китайская философия: энциклопедический словарь / гл. ред. М. Л. Титаренко. – М., 1994.Стр.324-325.
17. Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900 – 1917 гг. – М., 1972.
18. Лапин П.А. Ведомство по делам просвещения и организация образования в Китае в поздние годы династии Цин (кон. XIX – нач. XX вв.) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – Владивосток, 2016. –№1. С. 5-13.
19. Непомнин О.Е. История Китая. Эпоха Цин. – М., 2005.
20. Никифоров В.Н. Китай в годы пробуждения Азии. – М., 1982.
21. Новая История Китая / отв. ред. Тихвинский Л.С. – М., 1972.
22. Петров А. Китай за последнее десятилетие. – СПб, 1910
23. Позднеев Д. Основные течения государственной жизни Китая в 19 в. – СПб, 1897
24. Рысакова П.И. Система образования в китайском обществе. – СПб, 2010.
25. Рысакова П.И. Конфуцианские истоки китайской образовательной доктрины: прошлое и современность // Восток – М., 2006. – №6 С.76-89.
26. Самойлов Н.А. ЧжанЧжидун и Россия // Китайская традиционная культура и проблемы модернизации. Тезисы докладов V международной конференции «Китай. Китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 12-14 октября 1994 г.). Т.1. М., 1994. С.172-175.
27. Самойлов Н.А. ЧжанЧжидун и его планы преобразований в оценках русских китаеведов конца ХIХ – нач. ХХ вв. // И не распалась связь времен… . К 100-летию со дня рождения П.Е.Скачкова. М., 1993. С.274-283.
28. Самойлов Н.А. Реформы 1898 г. в свете исторической компаративистики (К 100-летию «100 дней реформ») // V научная сессия по историографии и источниковедению истории Китая: 7-9 апреля 1998 года: Краткое содержание докладов. Под ред. Н.А.Самойлова. СПб, 2003. С.68-73.
29. Седихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая. – М., 1985.
30. Синьхайская революция и республиканский Китай: век революций, эволюции и модернизации: Сборник статей. – М.: Институт Востоковедения РАН, 2013.
31. Смирнова Н.В. Общественная мысль и политическая борьба в Китае на рубеже XIX-XX вв. в отечественной историографии 20 в: Дис. Канд. Ист. Наук. / Смирнова Н.В. – СПб, 2007.
32. Тихвинский С.Л. Избранные произведения: в 5 кн. / С.Л. Тихвинский, кн. 1: История Китая до XX века: Движение за реформы в Китае в конце XX века и Кан Ювэй. – М., 2006.
33. Тужилин А.В. Современный Китай. – СПб, 1910.
34. Фань Вэнь-лань. Новая История Китая – М., 1955.
35. Хохлов А.Н. ЧжанЧжидун // Духовная культура Китая – энциклопедия в 5 т. / гл. ред. Титаренко М.Л.; Ин-т Дальнего Востока – М., 2006 –. [Т.4] Историческая мысль. Политическая и правовая культура / ред. Титаренко М.Л. и др., – 2009. Стр. 759-760.
36. Чудодеев Ю.В. Крах монархии в Китае. – М., 2013
37. Шестакова Т.Г. Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во 2-й половине 19 – начале 20 вв. (ЦзэнГофань, ЧжанЧжидун): Автореф. Канд. Филос. Наук. 09.00.03 / Шестакова Т.Г. – Л, 1984.

Литература на китайском языке:
38. Би Вэйчжуан. Цун «тун цзинчжи юн» дао «чжунти си юн» - лунь ЧжанЧжидун дэ жэньцайцзяоюйсысян. (闭维壮. 从 «通经致用» 到 «中体西用» - 论张之洞的人才教育思想. От концепции «тунцзинчжиюн» к «чжунтисиюн») // Хэчисюэюаньсюэбао河池学院学报(Вестник университета Хэчи)– Хэчи, 2006. – №4. С.32-35.
39. Ван Сиван. ЦзяоюйцзяЧжанЧжидун (王喜旺。教育家张之洞. ЧжанЧжидун – деятель в области образования). – Шаньдун, 2016.
40. ГуаньСяохун. ЧжанЧжидунюйваньцинсюэбу (关晓红. 张之洞与晚清学部. ЧжанЧжидун и Ведомство по делам просвещения в позднецинский период) // Лиши яньцзю历史研究 (журнал «Исторические исследования») – Гуандун, 2000.– № 3. С. 80-91.
41. Ли Юйчжу. ЧжанЧжидун: Чжунгосяньдайгунъецзяньсинчжэ. (李玉著. 张之洞: 中国现代工业践行者. ЧжанЧжидун и его преобразования в промышленной сфере). – Пекин, 2014
42. Ли Юйсюй. Лунь ЧжанЧжидун «чжунтисиюн» дэ цзяоюйсысян. (李玉旭. 论张之洞 «中体西用» 的教育思. О концепции ЧжанЧжидуна «китайское – основное, западное – прикладное»)// Синь сяоюань: лилуньбань新校园:理论版 (Новый кампус: учебно-теоритическое издание) – Хэбэй, 2011. - №7. Стр. 5.
43. ОуянЮэфэн. ЧжанЧжидунян у сысян лунь си. (欧阳跃峰. 张之洞洋务思想论析. Идеи ЧжанЧжидуна по «усвоению заморских дел») // Аньхуэйшисюэ安徽史学(журнал «Исторические исследования провинции Аньхой») – Аньхой, 1994. – №3. С.35-38.
44. ЧжанЧжидун. Чжунгодабайкэцюаньшу. (张之洞. 中国大百科全书– 北京:第二版– ЧжанЧжидун // Большая Китайская энциклопедия.) Пекин: второе издание, 2-й том, 2008. С.551-553.
Литература на английском языке:
45. Ayers William. Chang Chih-tung and educational reform in China. – Cambridge, Massachusetts, 1971.
46. Bays Daniel H. China enters the twentieth century. – The University of Michigan, 1978.
47. Hummel, 1943—1944 — Hummel A.W. (ed.) Eminent Chinese of the Ch'ing Period (1644—1912). – Washington, vol. 2, 1944.P.27-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ