ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. РЕФЛЕКСИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ 10
1.1. Анализ научной литературы по проблеме духовно-нравственных
ценностей общества в образовании 10
1.2. Отражение духовно-нравственных ценностей общества в процессах
образования и воспитания 19
1.3. Осмысление духовно-нравственных ценностей общества в
современном образовании 28
Глава 2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 39
2.1. Анализ отражения духовно-нравственных ценностей общества в программе обществознания для средней общеобразовательной
школы 39
2.2. Особенности восприятия духовно-нравственных ценностей
общества учащимися на уроках обществознания 46
2.3. Методы и приемы обращения к духовно-нравственным ценностям
общества на уроках обществознания 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Современное общество характеризуется глубочайшими изменениями, произошедшими во всех сферах его существования. Такого рода кардинальные преобразования оказывают существенное влияние на состояние и развитие образования и воспитания, значимость которых особенно повышается в период реформ, когда выбор стратегии развития общества оказывается непредсказуемым. Одним из следствий этих изменений становится необходимость системного анализа аксиологических основ образования в условиях трансформации современного общества, рефлексии и актуализации его духовнонравственных ценностей. В условиях рыночной экономики, когда происходит смена ценностных ориентиров и социальных приоритетов, новые аксиологические взаимосвязи системы образования и общества требуют к себе повышенного внимания со стороны исследователей.
Актуальность исследования проблем рефлексии и актуализации духовно-нравственных ценностей общества в процессе обучения обществознанию обусловлена, таким образом, тем, что осуществляемый в современных условиях переход к постиндустриальному, информационному обществу, в котором информация и знания выступают основной социальной ценностью, влечет за собой глубочайшие изменения в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Изучение данной проблематики призвано объяснить сущность изменений, происходящих в современном российском образовании, показать последствия происходящих в сфере аксиологии образования процессов.
Духовно-нравственные ценности представляют собой интегративную основу общества в целом и отдельных его институтов - в том числе, и образования, являются мощным интегрирующим фактором. В настоящее время именно духовно-нравственные ценности общества выступают в качестве системообразующих оснований современного образования, а трансформация таких ценностей, осмысляемых и актуализируемых в системе современного образования, в процессе обучения обществознанию как одной из базовых гуманитарных дисциплин российской школы, определяет необходимость анализа и объяснения тех аксиологических основ, которые определяют сущность и содержание образовательного процесса, смысл современного образования, а также вопросов их соответствия духовнонравственным ценностям общества на данном этапе его развития.
Степень разработанности проблемы. Анализ психологопедагогической литературы позволяет говорить о недостаточной изученности проблематики исследования, что также обусловливает его высокую социальную значимость.
Изучение аксиологических аспектов образования требует привлечения значительного массива источников по проблеме исследования, на основе обобщения и анализа которых можно сформировать общее представление об особенностях рефлексии и актуализации духовно-нравственных ценностей общества в процессе обучения обществознанию. Вместе с тем, отмечается, что аксиология образования до сих пор остается довольно слабо разработанной дисциплиной, что сказывается на количестве и уровне психолого-педагогических и общенаучных исследований в сфере данной проблематики.
В связи с этим, особую значимость представляют работы современных отечественных авторов, посвященные изучению различных аспектов аксиологии образования, специфики процессов рефлексии и актуализации ценностей в образовании и воспитании. В частности, процессы трансформации систем ценностей, происходящие в современном обществе и отражающиеся на состоянии образовательной системы, изучаются в работах таких исследователей как С.П. Акутина, О.А. Бакланова, В.Н. Гончаров, В.В.
Кафтан, Т.Ю. Кирилина, В.Н. Кукьян, В.А. Руденко, М.А. Фарапонова и других.
Образование как основа и механизм актуализации и ретрансляции духовно-нравственных ценностей представителям новых поколений изучается в исследованиях Т.И. Арковой, Л.И. Егоровой, П.И. Касаткина, Л.И. Коноваловой, З.Г. Нигматова, П.В. Петрий, Л.П. Разбегаевой, О.В. Шелекета и других авторов.
Различные теоретико-методологические аспекты формирования систем духовно-нравственных ценностей обучающихся в процессах образования и воспитания освещены такими авторами как В.А. Беляева, З.М. Доного, С.В. Кирпич, В.А. Малинин, Э.М. Молчан, С.И. Юлдашев и другими современными отечественными учеными.
Тем не менее, имеющихся на сегодняшний день исследований оказывается недостаточно для четкого понимания специфики рефлексии и актуализации духовно-нравственных ценностей общества в процессе обучения обществознанию. Данное обстоятельство обусловливает противоречие между объективной необходимостью теоретической разработки данной проблематики и реальным состоянием ее изученности. Переходное состояние современного российского общества порождает новые жизненные смыслы и духовно-нравственные ценности, в том числе и в сфере образования, которые нуждаются в дальнейшем изучении, что и определило выбор темы данного исследования и ее проблему - рефлексия и актуализация духовно-нравственных ценностей общества в процессе обучения обществознанию.
Объектом исследования является ценностный аспект функционирования российского образования на современном этапе общественного развития.
Предмет исследования - рефлексия и актуализация духовнонравственных ценностей общества в процессе обучения обществознанию.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и изучить специфику механизмов рефлексии и актуализации духовно-нравственных ценностей общества в процессе обучения обществознанию.
Задачи исследования:
- произвести анализ научной литературы по проблеме духовно - нравственных ценностей общества в образовании;
- выявить особенности отражения духовно-нравственных ценностей общества в процессах образования и воспитания;
- определить специфику осмысления духовно-нравственных ценностей общества в современном образовании;
- произвести анализ отражения духовно-нравственных ценностей общества в программе обществознания для средней общеобразовательной школы;
- выявить особенности восприятия духовно-нравственных ценностей общества учащимися на уроках обществознания;
- определить методы и приемы обращения к духовно-нравственным ценностям общества на уроках обществознания.
Теоретико-методологические основания исследования составили общенаучные принципы и методы, среди которых методология системнодеятельностного и компетентностного подходов, принцип единства и разнообразия мира, концепции ценностей в образовании, принцип взаимосвязи образования и общества. Среди использованных методов необходимо отметить общенаучные методы сравнительного анализа, индукции и дедукции, обобщения, анкетирования, методы математической обработки результатов исследования. Теоретическую базу исследования составили работы современных отечественных авторов - специалистов в области аксиологии образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем выявлена и изучена специфика механизмов рефлексии и актуализации духовнонравственных ценностей общества в процессе обучения обществознанию. В результате проведенного исследования установлено, что новые социальноэкономические условия обусловили трансформацию духовно-нравственных ценностей общества, которая, в свою очередь, влечет за собой изменения аксиологического компонента современного отечественного образования в направлении гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса. Кроме того, исследование обнаружило, что обществознание, являясь наиболее широкой по своему содержанию гуманитарной дисциплиной современного школьного образования, может рассматриваться как ведущее средство рефлексии и актуализации духовно-нравственных ценностей общества.
Проведенное исследование обогащает методологию преподавания обществознания в школе в аспекте установления ценностно-смысловых оснований изучаемой в содержании данного курса проблематики и ее соотношения к актуальной действительностью
Положения, выносимые на защиту:
1. Основной тенденцией модернизации системы общего образования в России является формирование ее способности постоянно и успешно адаптироваться к изменяющимся духовно-нравственным ценностям общества, модифицировать старые ценности на основе их рефлексии и актуализации. В настоящее время происходит гуманизация и гуманитаризация образования, а духовно-нравственными ориентирами данной сферы выступают сохранение отечественных традиций, освобождение от влияния политической идеологии.
2. Современное образование представляют собой пространство осмысления и актуализации духовно-нравственных ценностей общества, обеспечивающее их сохранение, воспроизведение и ретрансляцию. Нравственно-этическую ценность образования определяет то обстоятельство, что в его пространстве формируется ценностная модель, соответствующая требованиям, предъявляемым современным обществом, ориентированным на формирование гармоничного человека с гуманистическими идеалами.
3. Обществознание представляет собой школьную дисциплину, предоставляющую наиболее широкие возможности для рефлексии и актуализации духовно-нравственных ценностей общества. Содержание курса обществознания становится сегодня одним из ведущих механизмов отражения и осмысления ценностных структур общества в целом и образования как одного из важнейших его институтов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты способствуют решению системных задач в сфере образования, демонстрируя перспективы его развития в аспекте трансформации систем духовно-нравственных ценностей современного общества. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при подготовке к семинарским и лекционным занятиям по тем дисциплинам высших и средних профессиональных учебных заведений, в содержании которых затрагиваются проблемы аксиологических оснований образования и воспитания. Материалы работы могут быть использованы в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников системы образования.
Апробация основных положений и выводов исследования происходила посредством участия в научных мероприятий различного уровня: конференций, круглых столов... Всего по теме исследования опубликовано статей общим объемом п.л.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность проблематики исследования, раскрывается степень ее разработанности, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, методологические основания исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы. В первой главе «Рефлексия духовнонравственных ценностей общества и их значение в общем образовании» производится анализ научной литературы по проблеме духовнонравственных ценностей общества в образовании, выявляются особенности отражения духовно-нравственных ценностей общества в процессах образования и воспитания, определяется специфика осмысления духовнонравственных ценностей общества в современном образовании. Во второй главе «Духовно-нравственные ценности общества в процессе обучения обществознанию» производится анализ отражения духовно-нравственных ценностей общества в программе обществознания для средней общеобразовательной школы, выявляются особенности восприятия духовнонравственных ценностей общества учащимися на уроках обществознания, определяются методы и приемы обращения к духовно-нравственным ценностям общества на уроках обществознания. В заключении приводятся основные выводы по проведенному исследованию.
Итак, целью проведенного исследования было выявление и изучение специфики механизмов рефлексии и актуализации духовно-нравственных ценностей общества в процессе обучения обществознанию. Для достижения данной цели нами были сформулированы и последовательно решены ряд задач теоретической и практической направленности.
В частности, проведенный нами анализ научной литературы по проблеме духовно-нравственных ценностей общества в образовании позволил сделать вывод о том, что в настоящее время в психологопедагогической теории и практике возникла острая необходимость решения данной проблематики, привлекающая к себе внимание отечественных авторов.
Работа над задачами по выявлению особенностей отражения духовнонравственных ценностей общества и специфики их осмысления в процессах образования и воспитания позволила заключить, что в данной сфере ориентирами выступают сохранение отечественных традиций, а также воспитание у обучающихся важнейших моральных качеств. Само же современное образование должно рассматриваться как пространство осмысления и актуализации духовно-нравственных ценностей общества, обеспечивающее сохранение, воспроизведение и ретрансляцию систем ценностей. Основанием данных процессов является модернизация системы общего образования на основе адаптации данной сферы к изменяющимся ценностным структурам Нравственно-этическая ценность образования фиксирует сегодня необходимость формирования свободной и ответственной личности, тем самым определяя цели, смысл и сущность данной сферы общественной действительности.
Далее, проведенное исследование предполагало работу над рядом практических задач. В частности, было необходимо произвести анализ отражения духовно-нравственных ценностей общества в программе обществознания для средней общеобразовательной школы. Проделанная работа позволила сделать вывод о том, что достижение соответствующих результатов достигается благодаря тому, что содержание данной дисциплины ориентировано на формирование у учащихся жизненных смыслов и духовных ценностей, на развитие ценностно-мировоззренческой компетенции личности.
Эмпирическое же изучение особенностей осмысления и отражения духовно-нравственных ценностей общества учащимися на уроках обществознания позволило выявить недостаточную степень осознанности данного процесса, недостаточное понимание учащимися взаимосвязи между аксиологическими основаниями современного общества и содержанием курса обществознания.
Выявленные проблемы решались посредством использования на уроках обществознания различных методов и приемов обращения внимания учащихся на духовно-нравственные ценности общества, средств активизации мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока - при постановке темы, проверке усвоенных знаний, поиске решения учебных задач, на этапах рефлексии и получения учащимися домашнего задания.
В результате проделанной работы позитивные изменения произошли в структуре ценностных ориентаций учащихся, в уровнях отношения к духовно-нравственным ценностям общества и осознания учащимися духовно-нравственных ценностей общества. Школьники смогли отрефлексировать собственное отношение и сформировать личностную позицию по отношению к аксиологическим структурам социальной действительности, стали глубже осознавать их значимость и необходимость для регулирования деятельности социальных институтов. Иными словами, в процессе изучения курса обществознания учащимися была осуществлена рефлексия и актуализация духовно-нравственных ценностей современного российского общества.
Эмпирическая часть исследования позволила экспериментально обосновать положение о ценности курса «Обществознание» в процессе духовно-нравственного развития учащихся. Содержание данной дисциплины должно рассматриваться сегодня в качестве одного из ведущих механизмов отражения и осмысления ценностных структур общества в целом и образования как одного из важнейших его институтов.
Таким образом, задачи, поставленные перед данным исследованием, были выполнены, а цель исследования - достигнута.
Проведенное исследование позволило очертить круг проблем, характеризующих сферу образования на современном этапе ее развития в нашей стране. Одной из важнейших целей современного образования становится создание условий преемственности поколений на основе формирования единого социокультурного пространства, функционирующего в координатах духовности и нравственности. Освоение этих категорий производится посредством рефлексии и актуализации духовно-нравственных ценностей общества учащимися на уроках - в частности, на уроках обществознания. Воспитательный потенциал таких уроков был экспериментально подтвержден в ходе проведенного исследования.
1. Акутина С.П. Духовно-нравственная парадигма как ценностная фабула гуманизации и гуманитаризации современного профессионального образования // Профессиональное образование: теория, методика, практика. - 2013. - С. 8 - 19.
2. Алиева Л.В. Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. -
2014. - № 7. - С. 19 - 25.
3. Аркова Т.И. Гуманитарное образование как основа преемственности духовно-нравственных ценностей // Образовательные ресурсы и технологии. - 2013. - №1. - С. 99 - 103.
4. Аркова Т.И. Роль духовно-нравственных ценностей образования в постиндустриальном обществе // Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта. - 2014. - № 10. - С. 158 - 160.
5. Баишева М.И. Духовно-нравственная приоритетность образования в условиях ментального терроризма // Фундаментальные исследования. -
2013. - № 4-1. - С. 149 - 153.
6. Бакланова О.А., Дутттина. Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник СевероКавказского государственного технического университета. - 2011. - № 2. - С. 152 - 154.
7. Беляева В.А. Теоретико-методологические проблемы воспитания студентов в высшей школе // Российский научный журнал. - 2013. - № 4. - С. 79 - 84.
8. Богуславский М.В. Модернизация российского образования в контексте современных стратегий его развития // Вестник Брянского государственного ун-та. - 2014. - № 4. - С. 125 - 129.
9. Богуславский М.В. Проблемы реформирования российского образования (историко-педагогический контекст) // Проблемы современного образования. - 2010. - № 1. - С. 33 - 45.
10. Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. - 2006. - № 3. - С. 5 - 21.
11. Бондарева В.В., Вершинина Л.В. Актуальные проблемы высшего гуманитарного образования в трудах отечественных и зарубежных исследователей // Поволжский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 17 - 24.
12. Буттаева А.М. Адаптация содержания и качества исламского образования к современным реалиям и потребностям гражданского общества // Вестник Социально-педагогического института. - 2017. - № 3. - С. 51 - 59.
13. Бухаленкова Д.А. Представления современных подростков об успехе // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 4. - С. 31 - 35.
14. Вульфсон Б.Л. Модернизация содержания общего образования: компаративистский контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 3. - С. 5 - 22.
15. Гадоев Н.З. Роль общественных дисциплин как приоритетное направление воспитания высококвалифицированных кадров // Вестник ТНУ. - 2018. - № 1. - С. 265 - 271.
16. Гиниятова Е.В., Панькова Н.М. Актуализация концепции непрерывного образования в современном социокультурном пространстве // Известия Томского политехнического университета. -
2013. - №6. - С. 292 - 296.
17. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-7. - С. 1566 - 1569.
18. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 69с.
19. Доного З.М. Взаимодействие школы и традиционных религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании учащихся // Педагогический жрунал. - 2016. - № 5А. - С. 32 - 39.
20. Егорова Л.И., Гетманова И.Е. Педагогика в пространстве социокультурной интеграции // Педагогический журнал. - 2017. - № 3А. - С. 275 - 285.
21. Игнатова В.В., Барановская Л.А. Стратегические ориентиры воспитания обучающейся молодежи // European Social Science Journal. -
2015. - № 9. - С. 58 - 65.
22. Кабанова Е.Е., Ветрова Е.А. Формирование толерантности в обществе в современном мире // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 2. - С, 47 - 50.
23. Касаткин П.И. Ценностный компонент в образовании: нужен ли он сегодня? // Вестник Воронежского государственного университете. -
2017. - № 2. - С. 42 - 50.
24. Кафтан В.В., Кряквина С.Б. Динамика образовательного пространства как духовно-нравственной ценности современной России // Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 8-3. - С. 112 - 115.
25. Кирилина Т.Ю. Динамика духовно-нравственных ценностей россиян в контексте глобализации // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. - 2013. - № 5. - С. 79 - 81.
26. Кирпич С.В. Единство профессионального и личностного аспектов
образования: духовно-нравственное измерение // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых. - 2014. - С. 73 - 76.
27. Колосова О.Ю. Эколого-гуманистические ценности в современной культуре // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 2. - С. 108 - 114.
28. Коновалова Л.И. Основы становления и развития национальной школы и педагогики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2014. - № 1. - С. 142 - 145.
29. Кукьян В.Н., Швецова Н.А. Новые ценности образования в информационном обществе, противоречия их формирования // Вестник ЧГУ. - 2011. - № 18. - С. 31 - 37.
30. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности. - Смоленск: Смоленский областной институт развития образования, 2013. - 265 с.
31. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Елисеева Н.Ю. Миссия современной школы - духовно-нравственное воспитание молодежи // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 4. - С. 6 - 11.
32. Мальцева А.В. Социально-педагогическое проектирование в области педагогического взаимодействия ОО и семьи как средство возрождения традиций семейного воспитания // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 751 - 752.
33. Мамкина И.Н. Развитие системы общего образования Восточной Сибири в условиях модернизации во второй половине XIX - начале ХХ вв.: дис. ... докт. ист. наук. - Иркутск, 2017. - 482 с.
34. Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. - 2015. - № 2. - С. 106 - 111.
35. Молчан Э.М. Формирование духовно-нравственных ценностей в системе профессионального образования как условие духовной безопасности общества // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. - 2016. - № 4-2. - с. 85 - 89.
36. Невлева И.М. Духовная связь поколений через ценности православия // Научные ведомости БелГУ. - 2015. - № 20. - С. 68 - 72.
37. Нигматов З.Г. Принципы гуманизма и аксиологии в образовании // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 2. - С. 138 - 144.
38. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями на 7 июня 2017 года). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901895865 (12.09.2018).
39. Осипцов А.В. Проблема воспитания общечеловеческих ценностей у студентов высших учебных заведений // Психология. Социология. Педагогика. - 2014. - № 6. - С. 40 - 43.
40. Петрий П.В. Ценностные ориентации российского образования // Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика. Череповец: Филиал СПбГЭУ в г. Череповце, 2013. - С. 6 - 9.
41. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D 1 %8B/ 413/%D 1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4587/POOP_OOO_reestr_201 5_01.doc (03.07.2018)
42. Разбегаева Л.П., Крутова И.В., Самоходкина Т.В. Школьное гуманитарное образование сквозь призму ценностного подхода // Известия Саратовского университета. - 2013. - № 2. - С. 196 - 200.
43. Редько Л.Л., Асадуллин Р.М., Галустов А.Р., Перязев Н.А. Педагогические вузы должны измениться // Аккредитация в образовании. - 2013. - № 6. - С. 65 - 68.
44. Руденко В.А. Российская культурная традиция: единство образования и духовности // Известия ЮФУ. Педагогические науки. - 2010. - № 4. - С. 21 - 30.
45. Рудишина Т.В. Особенности смыслового и творческого чтения на уроках русского языка // Творческое чтение в системе литературного образования. Материалы научно-практического семинара. - М.: МПГУ,
2016. - С. 51 - 57.
46. Скляров А.А. Национальная идея России как фактор повышения жизнеспособности страны // Вестник КемГУ. - № 4-2. - С. 162 - 165.
47. Скрябина Н.Ю. К вопросу об образовательной политике и модернизации образования // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2012. - № 1. - С. 31 - 36.
48. Стукалова Н.В. Исторические аспекты развития системы образования и воспитания в России, 1917-1999 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Пятигорск, 2000. - 187 с.
49. Фарапонова М.А. Идеологические тенденции в российском образовании: право выбора // Система ценностей современного общества. - 2016. - № 50. - С. 220 - 224.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80abucj iibhv9a.xn--p 1 ai/documents/938 (03.07.2018).
51. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (15.07.2018).
52. Шелекета О.В., Дмитриева И.С., Копылов С.И. Концепция «Образование через всю жизнь» - интегративная модель образования и проблемы ценностной регуляции развития общества и культуры // Бизнес. Образование. Право. - 2013. - № 2. - С. 82 - 85.
53. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. - 475 с.
54. Юлдашев С.И., Уста-Азизова З.А. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы // Современная педагогика. - 2014. - № 8. - С. 41 - 43.
55. Якимов И.А. Теоретические основы методики творческого чтения. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://podmel.ru/i-a-yakimov- teoreticheskie-osnovi-metodiki-tvorcheskogo-chteni/page- 1.html (24.09.2018).
56. Якимов И.А., Масандилова И.Л. Литературное произведение в творческом чтении // Педагогика искусства. - 2015. - № 1. - С. 170 - 187.