Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников

Работа №132977

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы31
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.

ВВЕДЕНИЕ 3-5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АНАЛИЗА СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1.Духовно-нравственные ценности в младшем школьном возрасте 6-8
1.2.Особенности анализа сказок в начальной школе 9-11
1.3.Возможности использования анализа сказок на уроках литературного чтения для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников 12-13
Выводы по первой главе 14
2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАЛИЗА СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Диагностика духовно-нравственных ценностей 15-18
2.2. Разработка конспектов уроков по литературному чтению, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок 19-26
2.3. Практические рекомендации по анализу сказок на уроках литературного чтения для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников 27-28
Выводы по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Согласно Конституции Российской Федерации, а также Закону Российской Федерации «Об образовании» система образования является социальным институтом, и призвана обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения.[1, с.23]
Рассмотрим несколько ключевых положений из Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В Стандарте указаны требования к результатам обучающихся, которые освоили основную образовательную программу начального общего образования, которые же, в свою очередь, являются результатами правильного духовно-нравственного воспитания младших школьников. Личностные результаты, включают в себя способность и готовность учеников к саморазвитию, а также сформированности мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражают индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированности основ гражданской идентичности. [2, с.11].
В пункте десятом, говориться о личностных результатах освоения учениками основной образовательной программы начального общего образования. Личностные результаты должны включать в себя: «…формирование ценностей многонационального российского общества, становление и развитие гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование социально ориентированного взгляда личности на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, религий и культур. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» [2, с.13].
Таким образом, духовно — нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа образования.
Актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников связана, в первую очередь с тем, что наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Это позволяет своевременно заложить духовно-нравственный фундамент развитию личности. Чем раньше будет проводиться духовно-нравственное воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата.[3, с.107]
Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет одна из нравственных опорой, питающая духовную жизнь людей. Художественное произведение, в котором раскрываются благородные человеческие чувства и мысли, позволяет подвести ученика к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм. Ведомый талантливым писателем, обучающийся проникает в суть явления, включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.
Русский поэт В.А.Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, не нравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». [4, с.226] Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Русский литературный критик В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [5, с. 93].
Анализ сказки позволяет выявить ее несомненный воспитательный потенциал. Являясь эффективным педагогическим средством, сказка способствует реализации основных воспитательных целей, а именно «помощь в процессе социального становления личности, обеспечение его приспособления к существующим социальным условиям и одновременно сохранение своего «Я», развитие индивидуальности».
Таким образом тема исследования: “ Анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников”.
Цель: изучить особенности формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения.
Объектом исследования будет являться: формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Предметом исследования будет являться : анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализ сказок на уроках литературного чтения как средство.
2. Подобрать диагностику духовно-нравственных ценностей.
3. Разработать конспекты уроков по литературному чтению, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок.
Термины с соответствующими определениями, которые были использованы и легли в основу исследования:
1. Литературоведческий анализ — научное выявление и изучение частей и элементов произведения, а также связей между ними с целью лучшего и более подробного их понимания. (Словарь литературоведческих терминов/Сост.: Л.И. Тимофеев, С.В.Тураев-Москва, 2012г.-374с.)
2. Духовно-нравственные ценности- основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. (Толковый педагогический словарь. Духовные и нравственные понятия./ Сост.: Маслов Н.В.- Москва, 2015г.- 344с.)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования духовно-нравственных ценностей. Формирование духовно-нравственных ценностей предполагает развитие у обучающихся эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие уважительного отношения к иному мнению.
Темой данной курсовой работы является: «Анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников», а целью данной курсовой работы - изучение особенностей формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения. Цель была полностью реализована.
В первой главе представлены теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения. В первую очередь было дано толкование понятия «духовно-нравственные ценности». Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Нельзя не отметить технологический процесс анализа сказок, который складывается из следующих элементов: тема сказки, с обсуждением оригинальности или заимствованности сюжета, влиянием внешней среды на творчество; анализ героев и образов, с выделением главных и вспомогательных; анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают герои; способы совладания с затруднениями; набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.
Предмет «Литературное чтение», помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование духовно-нравственных ценностей, в том числе обеспечивает усвоение обучающимися основных нравственных ценностей, способствует созданию условий для духовного саморазвития личности каждого ученика, а также дает возможность педагогам формировать у них нравственное поведение.
Организация анализа сказок на уроках литературного чтения позволяет обеспечить учителю эффективность педагогического воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся. Если правильно подобрать алгоритм работы, дидактический и методический материал, учесть особенности сказки, то ученики научатся с помощью анализа сказки открывать новые знания, уважительно относиться друг к другу, дружить, отличать добро и зло, быть терпеливыми и ответственными.
Bo второй главе были рассмотрены прикладные аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников посредством анализа сказок на уроках литературного чтения. Для этого сначала были предложены диагностики уровня сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников с помощью теста и экспертного листа, которые помогли выявить учеников с низким и средним уровнем сформированности духовно-нравственных ценностей, для которых характерно: ученик имеет представления об основных нормах и правилах поведения, но не всегда может объяснить необходимость следования им; не владеет способами бесконфликтного взаимодействия. После проведения диагностик были разработаны конспекты уроков литературного чтения в рамках УМК «Школа России» с использованием анализа сказок.
В работе представлены практические рекомендации по использованию анализа сказок для формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников. Соблюдение предложенных рекомендаций поможет учителю грамотно применять анализ сказок на уроках литературного чтения с целью формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Таким образом, использование анализа сказок на уроках литературного чтения будет способствовать появлению положительной динамики в формировании духовно-нравственных ценностей у младших школьников, при условии их регулярного использования и корректного содержания.



1.Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года . — М. : Просвещение, 2010.
2.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во КГУ, 2005.
3.Павловская О.А. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека [Текст] / Павловская О.А. - Минск, “Белорусская наука”, 2011.
4.Чуковский К. И. От двух до пяти[Текст]/ Чуковский К. И. - 5 изд. - М.: Просвещение, 1963.
5.Белинский В.Г. О детских книгах [Текст]/ Белинский В.Г. М., "Художественная литература", 1976.
6.Рубинштейн С. Л. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.[Текст]/Рубинштейн С.Л. - М.: ПК, 1996.
7.Николина В. В. Духовные ценности и воспитание личности:психолого-педагогический аспект [Текст]/ В.В. Николина. −Н. Новгород: НГПУ. − 2002.
8.Куранова М.В. "Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе" [Текст] :автореф. дис. канд. пед. наук/ Куранова М.В., М.,ФИФ, 1999.
9. Михайлова Е.В. Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук./Михайлова Е.В., М., АСТ, 2007.
10. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] : учеб. пособие / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. — М., Просвещение, 1987.
11. Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. пособие / Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., М.: Академия, 2008.
12. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. [Текст] / Сухомлинский В. А. Ижевск : Удмуртия, 1981.
13. Бабанский Ю. К. Педагогика [Текст] /Бабанский Ю. К. "Просвещение", М., 1983 г.
14. Е.А. Быстрова Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания [Текст]: обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др., Просвещение, М., 2004.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ