Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной деятельности

Работа №31762

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы147
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика основного понятия
«творческие способности» в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Особенности развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста 18
1.3. Педагогический потенциал средств театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста..26
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1 Исходный уровень развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста 40
2.2 Программа театрализованной деятельности «Театр рядом», направленная на развитие творческих способностей детей младшего
школьного возраста 48
2.3 Анализ и результаты исследования 56
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 86


Актуальность исследования. Научно-технический прогресс наряду с очевидными достижениями привел к таким негативным последствиям в развитии личности, как снижение уровня фантазии и воображения, абстрактного и образного мышления.
Современный ребенок оказался в ситуации, когда окружающая его реальность всё меньше требует от него творческого освоения, а ведь творческая направленность всей деятельности человека является необходимым условием гармоничного развития его сущностных сил.
Кроме того, современная массовая культура продуцирует «человека потребителя» неспособного к саморазвитию и самосовершенствованию. Под влиянием ценностей и идеалов массовой культуры современные дети не испытывают необходимость в самопознании и саморефлексии.
Массовая культура тормозит развитие индивидуальности, духовной неповторимости, внутренней свободы и творческого потенциала личности.
Современная социальная действительность в России характеризуется изменением состояния всех сфер общественной жизни.
На фоне этого происходят значительные изменения в области образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности и выдвигает деятельностную парадигму образования, которая означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Выдающийся культуровед Д.С. Лихачев расширяет круг субъектов творчества, определяя «жизнь как вечное созидание», в котором участвует каждый человек, создающий радостную, светлую атмосферу вокруг себя[55].
В процессе решения творческой задачи ребенок открывает новое для себя, новое о себе и новое для окружающих. Результат творческой
деятельности детей имеет общественную и педагогическую значимость: в творческом процессе дети проявляют и развивают свои знания, умения, познавательные и творческие способности. В развитии личности ребенка, его творческих потенциалов заключается общественная значимость детского творчества.
В связи с тем, что человеку приходится творить не только в природной, но и в социокультурной среде, творчество является социокультурным феноменом, а творческий процесс приобретает социокультурную оболочку (Л.П. Буева, Г.А. Праздников и др.) [82].
В контексте сказанного особая роль принадлежит театрализованной деятельности, освоение которой оптимизирует творческие способности, развивает эмоционально-образное и рационально-логическое мышление, обогащает художественный опыт личности, то есть формирует универсальные способности, социально значимые для любых сфер деятельности [83,84].
В решении данных задач театрализованная деятельность с младшими школьниками может играть решающую роль. Она предоставляет детям широкий спектр развития личных способностей в разнообразных видах деятельности.
Выполняя задачи по воспитанию творческой, свободной, образованной, культурной и активной личности, можно рассматривать внеклассную работу как часть единой образовательной программы, которая помогает учащимся совершенствовать уровень их практических навыков, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности.
Театр как интегрированное педагогическое средство формирует личность школьника целостно, в разных аспектах. Творческий процесс ориентирован на формирование потребности и интереса к искусству, овладение его семантикой, развитие творческих способностей, становление мировоззрения.
Степень разработанности проблемы. Изучению проблемы развития творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных ученых: Дж. Гилфорд [26], Э. Торренс [111], Д.Б.
Богоявленская [19], А.А. Мелик-Пашаев [60], Б.М. Теплов [101], С.Л. Рубинштейн [88], Ю.Н. Кулюткин [49], Г.С. Сухобская [54], А.А. Бодалев [17], Б.В. Асафьев [9], К.А. Абульханова-Славская [3], Л. Дмитриева [33], В.Д. Шадриков [106,107], М.И. Дьяченко [32], В.И. Петрушин [72,73], А.Г. Гогоберидзе [27], А.Н. Лук [57], Г. Альтшуллер [8] и др., где раскрываются различные аспекты изучаемого феномена.
Во многих научных исследованиях прослеживается мысль об использовании искусства в воспитании творческой личности (Б.Т. Лихачев [55], А.А. Мелик-Пашаев [60] и др.).
В развитии концепции использования театральной педагогики и средств театрализованной деятельности в учебно-воспитательном процессе неоценимый вклад внесли исследования ученых, педагогов, исследователей: Я.А. Коменский [45], Л. Шлет [43], Е.Б. Вахтангов [22], К.С. Станиславский [96], О.А. Антонова [11], Л.В Макаренко [64], С. А. Барановская [15], И.В. Лесняк [53], Д.М. Генкин [28], О.Н. Соколова-Набойченко [90], В.М. Букатов [20], Т.Ю. Ронами [85], Т.Н Бойко [21], И.В. Юстус [110].
Несмотря на исследованность данного вопроса, существует противоречие между объективной потребностью современного общества в творческих личностях и недостаточной разработанностью и недооценки использования в практике программ театрализованной деятельности, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы содержание, формы и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной деятельности?
Необходимость решения обозначенной проблемы определяет актуальность темы исследования: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной деятельности».
Цель исследования - теоретическая разработка и экспериментальная проверка содержания, форм и методов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
- опираться на ключевое понятие «творческие способности»;
- учитывать особенности развития творческих способностей у младших школьников;
- разработать и апробировать программу театрализованной деятельности, направленную на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику основного понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть педагогический потенциал театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста;
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы театрализованной деятельности «Театр рядом», направленную на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Методологической базой исследования выступили исследования следующих ученых в области педагогики, психологии, театрального творчества:
• исследования и концептуальные подходы к изучению проблемы развития творческих способностей личности Дж. Гилфорд [26], Э. Торренс [111], Д.Б. Богоявленская [19], Л.С. Выготский [24], Р.С. Немов [67], С.Л. Рубинштейн [88] и др.
• психолого-педагогические исследования младшего школьного возраста и его особенностей - К.А. Абульханова-Славская [3], Б.В. Асафьев [9], А.А. Бодалев [17], И.С. Кон [47], А.Н. Лук [57], Б.М. Теплов [101], Д. Б. Эльконин [109] и др.
• исследования о роли театрализованной деятельности в развитии личности Л. Шлет [43], К.С. Станиславский [96], О.А. Антонова [11], Л.В. Макаренко [64], С.А. Барановская [15], И.В. Лесняк [53], В.М. Букатов [20], И.В. Юстус [110] и др.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы:
• теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: наблюдение; тестирование: исследование Р.С. Немова «Придумай рассказ» (на творческое воображение); тест Торренса (на диагностику творческого потенциала); методика на выявление дивергентного мышления Гилфорда; педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала;
• качественные и количественные методы обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ
состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по проблеме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа развития творческих способностей у младших школьников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе театрального кружка детской школы искусств Приволжского района г. Казани.
Для участия в исследовании были выбраны дети, посещающие кружок на первом году обучения в возрасте от 8 до 10 лет.
Новизна исследования: в исследовании разработана и апробирована программа театрализованных занятий у младших школьников «Театр рядом».
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке систематизации и соотнесения фактического материала по проблеме развития творческих способностей личности, в расширении представления о педагогическом потенциале театрализованной деятельности в творческом воспитании младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована педагогами в практике средних образовательных школ, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала педагогов начальной школы.
Результаты исследования апробировались:
1) Итоговая научно-образовательная конференция студентов К(П)ФУ 2018 года «Актуальные проблемы воспитания и обучения».
2) Статья «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной деятельности» - сб. статей «Актуальные проблемы педагогики и психологии», Казань: Изд-во Казан. унта, 2019. - в печати.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного нами исследования были решены следующие задачи:
Нами была рассмотрена сущностно-содержательная характеристика таких понятий как «творчество», «способности» и «творческие способности» в психолого-педагогической литературе, и мы пришли к выводу, что:
Под творчеством понимается процесс достижения результата как деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей, имеющих социальное значение, а также сам результат труда в виде нового, оригинального и общественно значимого продукта.
Способности являются различными проявлениями, сторонами общей способности человека к освоению достижений человеческой культуры определяют и успешность выполнения той или иной деятельности В педагогической науке их подразделяют на общие и специальные способности. Общие способности определяют быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике знаний, умений и навыков. Специальные способности - это способности человека к каким-то специфическим видам деятельности.
Творческими способностями являются сложные и многогранные сочетания личных качеств, специальных знаний и умений, особенностей мышления и способности к созданию субъективно нового продукта материальной и духовной культуры.
Компонентами творческих способностей исходя из их концепции являются: о Дивергентное мышление; о Творческий потенциал; о Воображение.
Нами были выявлены особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а именно, что творческие способности младшего школьника проявляются в нестандартном мышлении и воображении, а также в качествах его личности и направлены на создание и обретение субъективно нового, их развитие обеспечивается превращением потенциальных возможностей в актуальные, тем самым генерируя творческий продукт.
Педагогический потенциал театрализованной деятельности раскрывается в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста, который заключается в возможности интерпретации его как разновидность ведущего игрового вида деятельности младших школьников, что обеспечивает высокую эффективность его использования в процессе развития их творческих способностей. Театрализованная деятельность по своей природе наиболее точно соответствует задачам развития творческих способностей младших школьников.
Нами были проведено исследование творческих способностей младшего школьного возраста на базе детской школы искусств Приволжского района города Казани, и на основе полученных данных была разработана и экспериментально проверена программа театрализованной деятельности «Театр рядом», направленная на развитие дивергентного мышления, творческого потенциала и воображения.
На констатирующем этапе был определен общий уровень развития творческих способностей детей, посещающих театральный кружок на 1 году обучения: по тесту Торренса на уровень творческого потенциала,
большинство детей показало низкий уровень практически по всем показателям; по исследованию Гилфорда на выявление дивергентного мышления более 55% испытуемых показали уровень ниже среднего по всем трем субтестам, что говорит о неспособности быстро генерировать идеи и о скудном восприятии действительности; по исследованию на воображение «Придумай рассказ» Р.С. Немова 70% испытуемых оказались на среднем уровне, что не является хорошим результатом для детей, связанных с творчеством.
В связи с полученными данными нами была разработана и апробирована программа театрализованных занятий «Театр рядом», направленная на развитие выявленных нами ранее западающих компонентов. По итогу выполненной работы показатели по всем исследованиям существенно возросли, что решило поставленные перед нами в начале исследования задачи и подтвердило гипотезу.
Таким образом, полученные нами данные, позволяют сделать вывод о том, что программа «Театр рядом» действительно является эффективным средством развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, так как результаты показали положительную динамику и результативность данной программы, что свидетельствует о продуктивности нами проведенной работы.
Творческое начало присутствует в каждом ребенке, и задача театрального кружка аккумулировать все силы на развитие неординарной, дивергентно мыслящей личности, с чем наиболее плодотворно справилась наша программа в столь короткий срок.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова - 4-е изд. - М.: Академический Проект,
2013. - 704 с.
2. Абрамян, Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты проблемы) / Д.Н. Абрамян. - М.: Махаон, 2014. - 450 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исслед. реал.личности): Избр. психол. тр../ К.А. Абульханова-Славская. - Воронеж: МОДЭК, 1999. - 216 с.
4. Аверьянов, П.Г. Влияние театрализованной деятельности на
динамику ценностной сферы старших подростков // Социальное воспитание в школе и классе: материалы Всероссийской научно-практической
конференции, посвященной памяти В.Р. Ясницкой (г. Ульяновск, 12-13 октября 2011 г.) / П.Г. Аверьянов, под ред. H.H. Никитиной. - Ульяновск: УлГПУ, 2011. - С. 38-50
5. Аверьянов, П.Г. Театрализованная деятельность подростков // Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе/ П.Г. Аверьянов. - 2010. - №2. - С. 35-44
6. Адзинова, Ф.С. Эстетическое воспитание младших школьников
средствами декоративно-прикладного искусства адыгов: автореф. дис.
...канд. пед. наук / Ф.С. Адзинова. - Майкоп: Минлит, 2015. - 19с.
7. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос, 2014. - 208 с.
8. Альтов, Г. Найти идею: введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г. Альтов. - 4-е изд. - Москва: Альпина Паблишерз, 2011. - 399 с.
9. Альтов, Г. Найти идею: введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г. Альтов. - 4-е изд. - Москва: Альпина Паблишерз, 2011. -399 с.
10. Антонова, О.А. Театр в учебно-воспитательном процессе средней школы / О.А. Антонова // Материалы семинара «Кулътуротворческая школа». - СПб.: Санкт-Петербург, 1992. -199 с.
11. Антонова, О.А. Методика уроков театра в школе / О.А. Антонова //Школьная театральная педагогика: Комплекс учебных программ, - СПб.: РГПУ им. Г ерцена, 2002. - 65 с.
12. Антонова, О.А. Школьный театр в истории образования России (XVII-XXI вв.) / О.А. Антонова - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2005. - 21 с.
13. Асафьев, Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе / Б.В. Асафьев. // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л.: Ленинград, 1973. - 112 с.
14. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев.
- СПб: РХГИ, 2016. - 464 с.
15. Барановская, С.А. Театр в культуре детства / С.А. Барановская. // Материалы XV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети». - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2008. - С. 115-118.
16. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 192 с.
17. Бодалев, А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей/ А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
- 33 с.
18. Брянцев, А.А. Художник в театре для детей: (В. И. Бейер) / А.А. Брянцев. - Ленинград: ОСТИ, 1927. - 37 с.
19. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 15 с.
20. Букатов, В. М. Открытый урок: режиссура школьной
повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / В.М. Букатов, М.В. Ганькина. - М.: Чистые пруды, 2006. - 30 с.
21. Бойко, Т.Н. Особенности развития музыкальных способностей у
детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальнотеатрализованной деятельности. / Т.Н. Бойко // Новые исследования в педагогическо-психологических науках: Приложение к журналу
«Прикладная психология и психоанализ». - М.: ИДМПА - Пресс, 2006. - С. 10-12.
22. Вахтангова, Е.Б. Записки, письма, статьи. / Е. Б. Вахтангова, Л. Д. Вендровская, Б. Е. Захава. - М.: Искусство, 1939. - 403 с.
23. Волков, Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, 2015. - 142 с.
24. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо- Пресс, 2016. - 390 с.
25. Гончарова, С.Л. Театрализованная деятельность в
воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения / С.Л. Гончарова // Социальное содействие: опыт без границ: Сборник статей. - Вып. 3. - Калининград: Изд-во ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям», 2011. - С. 59-62.
26. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд. - М.: Прогресс, 2001. - С. 28-89.
27. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Москлиф, 2005. - 66 с.
28. Генкин, Д.М. Массовые праздники: [Учеб.пособие для ин-тов культуры] / Д.М. Генкин. - М.: Просвещение, 1975. - 140 с.
29. Генералова, И.А. Интегрированный предмет «Театр» или воспитание искусством. 1 -3 класс: Методическое пособие для учителей начальной школы. / И.А. Генералова. - М.: Авангард, 1997. - С. 101-111.
30. Дуженко, М.В. Креативность как объект психологических исследований личности / М.В. Дуженко, Е.А. Журавлева // Личность и бытие: Личность и профессия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: Альманах, 2003. - С. 66-69.
31. Дьяченко, О.М. Особенности развития творческих способностей / О. М. Дьяченко //Дошкольное воспитание. - 1993. - №8. - С. 46-51.
32. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн., 1998. - 13 с.
33. Дмитриева, Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания / Л.Г. Дмитриева // Музыкальное воспитание в школе. - 1976. - Вып. 11. - С. 51-58.
34. Евреинов, Н.Н. Введение в монодраму: Реф., прочит. в Москве в Лит.-худож. кружке 16 дек. 1908 г / Н.Н. Евреинов. - СПб.: Бутковка, 2009. - 30 с.
35. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон - ТРИЗ, 2014. - 210 с.
36. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учеб. для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2016. - 624 с.
37. Евтушенко, С.В. Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / С.В. Евтушенко. - М.: Академия, 2001. - 301 с.
38. Загвязинский, В.И. Общая педагогика. Учебное пособие для ВУЗов /В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Высшая школа, 2017. - 391 с.
39. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. - Москва: Логос, 2008. - 382 с.
40. Ильин, Е.П. Психология творчества, творческих способностей, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 448 с.
41. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с.
42. Карпова, Л.Г. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников / Л.Г. Карпова // Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых. - Тара: Изд-во ОмГПУ, 2005. - С. 36-40.
43. Кружок театра кукол: Метод. пособие / Под общ. ред. Л. Г. Шлет. - Москва: Просвещение, 1967. - 104 с.
44. Киселева, И.Е. Театр - среда воспитания гражданственности ребенка. / И.Е. Киселева // Проблемы поликультурного образования: государство и школа: Материалы XI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети». - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 33-60.
45. Коменский, Я.А. Школа-театр / Я.А. Коменский. - СПБ.: Изд-во СПбГПУ, 1995. - 239 с.
46. Константинова, Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.Б. Константинова // Начальная школа. - 2000. - № 7. - С. 66
71.
47. Кон И.С. «Ребенок и общество». Уч.пособие для студентов высших учебных заведений / И.С. Кон. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. - 336 с.
48. Костина, И.Б. Внеурочная деятельность школьников по литературе: пособие для учителя / И. Б. Костина. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2013. - 175 с.
49. Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития
творческого потенциала личности: Ценностн.-смысловой анализ
/ Ю.Н. Кулюткин; С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 2002. - 83 с.
50. Крупская, Н.К. Избранные педагогические сочинения: [В 2-х т. Пер. с рус.] / Н. К. Крупская. - Баку: Маариф, 1983. - 426 с.
51. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2014. - 304 с.
52. Леонтьева, Т.П. Опыт и перспективы применения видео в обучении иностранным языкам / Т.П. Леонтьева // Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам в вузе: материалы респ. конференции. - Минск, 2015. - 78 с.
53. Лесняк, И.В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / И.В. Лесняк // Вестник Тамб. ун-та: Сер. Гуманитар, науки. - 2011. - Вып. 7 (99). - С. 29-33.
54. Личность. Внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Ю. Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб.: Тускарора, 1996. - 174 с.
55. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / Д. С. Лихачев. - Москва: РФК, 2006. - 334 с.
56. Ломов, С. П. Изобразительное искусство. 3 класс. / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина. - М.: Дрофа, 2015. - 148 с.
57. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Академия, 2015. - 36 с.
58. Луначарский, А.В. Об искусстве: В 2-х т. / А. В. Луначарский; Сост., подгот. текста и примеч. И. А. Саца, А. Ф. Ермакова. - М.: Искусство,
1999. - С. 122-132.
59. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для студентов вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 582 с.
60. Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 269 с.
61. Михалева, О.Л. Театрализация образования: Образование в современной школе/ О.Л. Михалева. - 2003. - №3. - С. 15-19.
62. Михалева, О.А. Театрализация педагогического процесса: теория, практика, опыт 20-х годов XX века / О.А. Михаева, Л.П. Дуганова // Искусство педагогики - педагогика искусства: Сб. научн. трудов. Вып. 3. - М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 88-98.
63. Михалева, О.А. Театрализация школьного образовательного процесса в отечественных и зарубежных гуманистических воспитательных системах первой половины XX века и ее дидактический потенциал / О.А. Михалева // Искусство педагогики - педагогика искусства: Сб. научн. трудов. Вып. 5 . - М.: АПК и ППРО, 2005. - С. 40-46.
64. Макаренко, Л.В. Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей младшего школьного возраста / Л.В. Макаренко. - М.: Автореф.дисс.к.пед.н., 1994. - 17 с.
65. Макарова, Л.П. Театрализованные праздники для детей: Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Л.П. Макарова, В.Г. Рябчикова, Н.Н. Мосягина. - Воронеж : Учитель, 2003. - 172 с.
66. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа. - 2001. - № 10. - С. 34-37.
67. Немов, Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - 526 с.
68. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 2016. - 757 с.
69. Осипенко, С.П. Диагностика развития креативности с помощью теста Е. П. Торренса / С.П. Осипенко // Журнал прикладной психологии. - 2006. - № 2. - С. 15-19.
70. Осипенко, С.П. Динамика развития креативности детей младшего школьного возраста / С.П. Осипенко // Современные проблемы прикладной психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Том III. Ярославль, 2006. -№4. - С 290-292.
71. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учеб.пособие для слушателей курсов и фак. повышения квалификации преподавателей вузов / Аванесов В. С., Вербицкий А. А., Ительсон Л. Б. и др.; Под ред. А. В. Петровского. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 302 с.
72. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного
творчества: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - М.:
Академический Проект, Гаудеамус, 2014. - 490 с.
73. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М.: Москва, 2006. - 33 с.
74. Полякова, Т.Н. Школьный театр как компонент содержания
образования: исторический аспект / Т.Н. Полякова // Содержание
образования: исторический и современный опыт: Материалы научнопрактической конференции 23 апреля 2002 г. - СПб.: СПбГУПМ; 2003. - С. 130-132.
75. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. - 528 с.
76. Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 352 с.
77. Потапов, Д.А. Изобразительное искусство в школе / Д.А. Потапов // Использование рисуночных заданий для диагностики креативности. - 2014. - №3. - С.78.
78. Подласый, И.П. Педагогика: Книга 1: Общие основы. Учебник для Вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 750 с.
79. Подласый, И.П. Педагогика: Книга 2: Теории и технологии обучения. Учебник для Вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 710 с.
80. Подласый, И.П. Педагогика: Книга 3: Теории и технологии воспитания. Учебник для Вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 610 с.
81. Пономарёв, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв. - М.: Наука, 2016. - 255 с.
82. Праздников, Г.А. Нравственный смысл художественного творчества / Г. А. Праздников. - Л.: Ленингр. орг. о-ва "Знание", 1985. - 31 с.
83. Плохова, М.Г. Теория и практика эстетического воспитания в советской школе / М.Г. Плохова. - М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. - 48 с.
84. Руденко, А.В. К вопросу о тенденциях современной школьной
театральной педагогики / А.В. Руденко // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы: Материалы региональной научно
практической конференции. Мурманск, 24-25 марта 2003 г. - Мурманск: МГПУ, 2003. - С. 25-28.
85. Ронами, Т.Ю. Воспитание нравственных качеств у детей средствами театрального искусства // Искусство и образование / Т.Ю. Ронами. - М., Москва, 2011. - С. 24-35.
86. Румянцева, Н.В. Влияние театра как социальной среды на развитие личности ребенка/ Н.В. Румянцева //Внешкольник-Я . - 2004. - №1.
- С. 58-42.
87. Ромахова, И.Е. Театральная деятельность как сотворение ребенком своего образа. Педагогика творчества/ И.Е. Ромахова // Тезисы докладов и сообщений VII международной конференции "Ребенок в современном мире. Детство и творчество". - СПб.: Ленинград, 2000. - 78 с.
88. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Ленинград, 2000. - 182 с.
89. Сазонов Е.Ю. Город мастеров / Е.Ю. Сазонов. - М.: Педагогика,
1984. - 122с.
90. Соколова-Набойченко, О.Н. Музыкально-театральная
деятельность в дополнительном педагогическом образовании учителя : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / О.Н.
Соколова-Набойченко. - М: Махаон, 2003. - 21 с.
91. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин - М.: Академия, 2015. - 576 с.
92. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.А Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2014. - 477 с.
93. Сысоева, Г.Н. Ориентация школьников на развитие творческих способностей в школьном театре / Г.Н. Сысоева // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности Сбнаучст-Вып 7-М МГУКИ, 2007. - С. 138-149.
94. Сац, Н.И. Детский музыкальный театр / Н.И. Сац //Доклады Междунар. о-во по муз. воспитанию детей и юношества. Конференция, 9-я. Москва. -М.: Сборник статей МГУ, 1970. - 53 с.
95. Стрелков, Д.Л. Психолого-педагогические аспекты детского театрального творчества / Д.Л. Стрелков, А.А. Иванова // XXVII Неделя науки СПбГТУ. Ч. VII: Материалы межвузовской научной конференции. СПб., Издательство СПбТТУ, 1999. - С. 122- 147.
96. Станиславский К.С. О различных направлениях в театральном искусстве / К.С. Станиславский. - Изд. 2-е. - Москва : URSS, 2010. - 133 с.
97. Смирнова, Е.Н. Воспитываем будущих дизайнеров / Е.Н. Смирнова // Воспитатель ДОУ. 2014. - №3. - С. 21-33.
98. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2013. - 368 с.
99. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1980. - 383 с.
100. Торшилова, Е.М. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика / Е.М. Торшилова, В.Ю. Большаков - М.: МАГИСТР- ПРЕСС, 2014. - 164 с.
101. Теплов, Б.М. Избранные труды / Б.М.Теплов - М: Магистраль,1985. - С. 38-49.
102. Турчак, С.К. Креативное развитие младших школьников / И. Б. Левицкая, С.К. Турчак / / Педагогика. 2007. - № 4. - С. 91-99.
103. Трацевская, Е.Ю. Творческая самореализация учащихся в
системе непрерывного художественного воспитания: школа-колледж:
автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Е.Ю.
Трацевская. - Москва, 2009. - С. 12-27.
104. Формирование познавательных интересов школьников: [Сборник статей] / Отв. редактор Г. И. Щукина. - Ленинград: [б. и.], 1968. - 256 с.
105. Хуторский, А.В. Развитие творческих способностей/А.В. Хуторский. - М.: Владос, 2015. - 22 с.
106. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность»/ В.Д. Шадриков // Психологический журнал. - 2014. - № 5. - С.3-10.
107. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Академия, 1997. - 27 с.
108. Шульга, Е.П. Критерии, показатели и уровни развития креативных способностей младших школьников в учебной деятельности. Учебное пособие / Е.П. Шульга под общ.ред. проф. B.C. Агапова. - М: РУДЫ, 2009. - 30 с.
109. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1960. - 384 с.
110. Юстус, И.В. Акмеодрама: (Курс лекций): [Учеб.пособие] / И. В. Юстус. - Ульяновск: УлГУ, 1999. - 53 с.
111. Torrance, E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. - Scholastic Testing Service, Inc., 1974.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ