Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №31720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
ГЛАВА 1. Проблема мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии 7
1.1. Подходы к определению понятий: мотивация и мотив 7
1.2. Мотивация как характеристика направленности личности 13
1.3. Возрастные особенности и факторы, детерминирующие наличие
мотивации достижения 15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование мотивации достижения 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Исследование мотивации достижения и личностных особенностей
детей младшего и старшего подросткового возраста 27
2.3. Интерпретация результатов исследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51



Актуальность данной проблемы исследования состоит в том, что на нынешний день особую актуальность приобретают работы, которые посвящены изучению психологической характеристики человека, обусловливающих высокое качество, успешность и продуктивность качество жизни. Множество авторов в качестве такого внутреннего фактора называют мотивацию достижения (Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Т.О. Гордеева и др.). При изучении мотивации достижения исследователи чаще всего обращают внимание на качества личности, способствующие либо препятствующие эффективной деятельности.
Проблема исследования обусловлена рядом противоречий, имеющих место в изучении мотивации достижения:
- на сегодняшний день не существует ни одной обоснованной модели, которая помогла бы провести параллель между наличием мотивации достижения и выраженностью определённых черт личности.
Одним из важных аспектов актуальности нынешнего исследования является необходимость исследования возрастных особенностей мотивации достижения с тем, чтобы проследить, как изменяется её зависимость от устойчивых черт личности учащихся. Это так же должно способствовать выявлению тех детерминант, на которые необходимо обращать внимание в том либо ином возрасте для более продуктивной и осознанной деятельности.
Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно острой в педагогическом ВУЗе, поскольку одной из важнейших задач будущего педагога является работа по развитию личности учащихся в процессе их обучения и воспитания. Педагог-психолог должен способствовать становлению учащегося как активного субъекта своей деятельности, способного преодолевать трудности, стремящегося к успеху, к высококачественному выполнению деятельности. Поскольку мотив достижения влияет на успешность обучения, выполнения учебной деятельности, определяет личностную активность учеников в учебном процессе и успешность в будущей профессиональной деятельности, постольку необходимо знать, с какими чертами личности соотносится данный мотив и на основе каких личностных качеств возможно его целенаправленное формирование.
С учетом данной актуальности была выбрана тема исследования "Сравнительное исследование мотивации достижения успеха младших и старших подростков".
Практическая значимость данного исследования определяется тем, то что материалы данной работы могут быть также использованы руководителями различных учреждений общеобразовательного образования по приведению в соответствие образовательного процесса с идеями личностно-развивающего подхода; педагогами-психологами в работе по оптимизации формирования мотивации достижения у учащихся в системе общего образования и для оказания практической помощи ученикам и преподавателям в эффективной организации учебной деятельности и межличностного взаимодействия.
Выпускная квалификационная разработана 51 стр., в том числе включены табл. 2, библ. 51; приложений 5 на 25 стр.
Объект исследования: мотивация достижения успеха.
Гипотеза: мотивация достижения успеха имеет позитивную связь с чертами личности, а также конкретно, с настойчивостью, самоуверенностью, добросовестностью, самодостаточностью, организованностью и интеллектом.
Предмет исследования: возрастные особенности мотивации достижения. Цель работы: выявить возрастные особенности мотивации достижения у младших и старших подростков.
Задачи:
1. выявить основные подходы к изучению мотивации достижения на основе изучения литературы по теме исследования;
2. выделить личностные особенности людей с мотивом достижения;
3. изучить взаимосвязь мотивации достижения и личностных
особенностей младших подростков;
4. изучить взаимосвязь мотивации достижения и личностных
особенностей старших подростков;
5. сравнить возрастные особенности мотивации достижения у младших и старших подростков.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
• групповая оценка личности (ГОЛ);
• методика диагностики учебной мотивации школьников М.В. Матюхиной;
• 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла 16-РF;
• параметрическая(коэффициент корреляции Пирсона) статистика.
Контингент испытуемых:42 ученика; 21 - учащиеся 5 класса, 7 девушек и
14 юношей среднего возраста 11-12 лет и 21 - учащиеся 9 класса, 9 девушек и 12 юношей среднего возраста 15 лет.
Результаты исследования:
1. Выявлена достоверная значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и личностными качествами младших подростков: добросовестностью, самоуверенностью и организованностью.
2. Выявлена достоверная значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и личностными качествами старших подростков: интеллектом, беспечностью, добросовестностью, мягкосердечностью, подозрительностью, практичностью и наивностью.
3. Установлено, что добросовестность является личностным качеством, сопровождающим наличие мотивации достижения на всём протяжении подросткового возраста, что связано с тем, что дети с высокой мотивацией достижения тщательно относятся к исполнению формальных и неформальных социальных обязанностей.
4. Определено, что другие личностные качества, связанные с мотивацией достижения у младших и старших подростков отличаются, то что связано с возрастными особенностями: в младшем подростковом возрасте важное значение имеет фактор одобрения успехов ребёнка взрослыми, учителями и родителями, и ребёнок, чтобы занять достойное место в глазах взрослых, старается довести до конца каждое дело и не обмануть доверия, возложенного на него взрослыми.
Область применения: оптимизация формирования мотивации достижения у учащихся в системе общего образования, психологическое сопровождение учеников и преподавателей по вопросам эффективной организации учебной деятельности и межличностного взаимодействия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной дипломной работе мы рассмотрели взаимосвязь мотивации достижения и особенностей черт личности младших и старших подростков.
Одним из аспектов актуальности данного исследования явилась необходимость исследования возрастных особенностей мотивации достижения с тем, чтобы проследить, как изменяется её зависимость от устойчивых черт личности учащихся. Это так же должно способствовать выявлению тех детерминант, на которые необходимо обращать внимание в том либо ином возрасте для более продуктивной и осознанной деятельности.
Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно острой в педагогическом ВУЗе, поскольку одной из важнейших задач будущего педагога является работа по развитию личности учащихся в процессе их обучения и воспитания.
С учетом актуальности была избрана тема исследования "Возрастные особенности мотивации достижения успеха на примере младших и старших подростков".
Основными составляющими дипломной работы явлибось теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по задаче обследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.
Теоретической основой работы являлось фундаментальные труды по изучению мотивации достижения таких ученых, как: Дж. Аткинсон, Д. Мак- Клелланд,Х. Хекхаузен и др.
Для диагностики мотивации достижения и факторов личности нами были использованы следующие методики: «Диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса, «Групповая оценка личности», «Диагностики учебной мотивации школьников» М.В.Матюхиной и «Личностный опросник» Р. Кеттелла.
Нами было продиагностированы 42 учащихся: 21 из 26 учащихся 9 «Б» класса и 21 из 27 учащихся 5 «Б» класса гимназии № 96 города Казани. Средний возраст испытуемых 9 класса составил 15 лет, 5 класса - 11-12 лет. Из общего количества диагностируемых 9 класса 35% состав либо девушки и 65% - юноши (40 и 60 в 5 классе соответственно). Эксперимент проводился в период с января по март месяц.
В ходе обследования было выявлено, что мотивы достижения успеха выражены у 33 % учащихся 5 класса и 28% учащихся 9 класса. Ученики с высоким уровнем мотивации достижения проявляют добросовестность и настойчивость в учёбе, следуют общепринятым нормам и обладают большей эмоциональностью, артистичностью и общительностью по сравнению с учениками со средним и низким уровнями мотивации успеха.
В результате исследования выдвинутая нами в начале работы гипотеза о позитивной связи мотивации достижения успеха с настойчивостью, самоуверенностью, добросовестностью, самодостаточностью, организованностью и интеллектом частично не подтвердилась. В 5 классе была выявлена взаимосвязь с тремя из предполагаемых шести признаков, а именно: с добросовестностью, организованностью и самоуверенностью. В 9 классе из перечисленных шести факторов была обнаружена связь мотивации достижения лишь с добросовестностью и интеллектом. Так же у старших подростков были выявлены связи мотивации успеха с экспрессивностью, мягкосердечностью и прямолинейностью, а также с более высоким по сравнению с остальными учащимися значением уровня подозрительности и практичности, возможные причины чему были даны нами в интерпретации результатов исследования в третий части второй главы данной работы.
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
1. На основе изучения литературы по исследуемой теме выявлены основные подходы к изучению мотивации достижения.
2. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности.
3. Экспериментально установлено, что существует статистически достоверная положительная корреляция между мотивацией достижения и факторами добросовестности, организованности и самоуверенностью у младших подростков с вероятностью допустимой ошибки равной 0.1% (по Пирсону).
4. Выявлена статистически достоверная положительная корреляция между мотивацией достижения и факторами добросовестности, интеллекта, экспрессивности, мягкосердечности и подозрительности с вероятностью допустимой ошибки равной 0. 1% и допустимо ошибки в 1% (по Пирсону) у старших подростков.
5. Сравнение результатов эксперимента и расчетных исследований позволяет сказать, что наиболее коррелирует у подростков с мотивацией достижения такая личностная черта как добросовестность.
6. Различие результатов взаимосвязи мотивации достижения и определённых личностных черт младших и старших подростков объясняется различиями в отношениях к себе и окружающим, уровне сформированности рефлексии и самооценки, динамике мотивационных структур деятельности и мотивах общественно полезной деятельности, преобладанием у младших подростков коллективистических, а у старших подростков индивидуально - общественных мотивов.
Данная тема требует дальнейшего исследования на более широкой возрастной выборке детей для установления определённых закономерностей эволюции и развития мотивов достижения успеха, их взаимосвязи с личностными чертами детей всех возрастных категорий, что поможет в дальнейшем определить чёткие факторы, детерминирующие наличие мотивации достижения учащихся и будет способствовать поиску наиболее эффективных способов их развития.



1. Асеев В.Л Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
2. Балл Г.А. «Мотив»: уточнение понятия // Психологический журнал. -
2004. - Том25, №4. - С. 56-64
3. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии, 1986. - № 5. - С161-168
4. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 114 с.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М.,1990. - 288 с.
6. Гордеева Т.О. “Современная психология мотивации” под ред. Д.А. Леонтьева, М. 2002.- С 47-102
7. Горчакова Е.Б. Исследование мотивации достижения в отечественной психологии// Сб. Труды Дальневосточного Государственного Технического университета. Владивосток. 2002. - С. 56-60
8. Гуманисическая
психология .http://www.ido.rudn.rU/psychology/psychology_of_person/4.ht ml
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006. - 512 с.
10. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал,2005. - №2. - С. 15-22
11. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 1997. - 212с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (глава Мотивы, эмоции и личность). - М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004. - 346 с.
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 512 с.
14. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. унта,
1971. - С. 1, 13-20, 23-28, 35-
39http: //thepsy.narod.ru/index.files/ucheb_mat/10 .html#
15. Литтл Т., Гордеева Т.О. Моделирование с помощью линейных структурных уравнений: вопросы теории и анализа кросс-культурных данных // Психол. журн., 1997. Т. 18, № 4. - С. 3-15
16. МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. - 374 с.
17. Мак-Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001. - 560 с
18. Манухина С. Эмпирический анализ мотивации достижения как структурного образования: Дипломная работа. МГУ, ф-т психологии,2002.
19. Общая психодиагностика под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. Изд. МГУ, 1987. -304 с.
20. Педагогическая психология http://fimomaner.ru/521 .html
21. Пиаже, Ж. Происхождение детского интеллекта, 1936. - 407 с.
22. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.
23. Современная психология / Под редакцией В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. - 687 с.
24. Терентьева В.А. Мотивация к достижению успеха как ведущий фактор успешности учебной деятельности в студенческом возрасте (Университетские чтения 2006, доклад)
25. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
26. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. - 392 с.
27. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. - 240 с.
28. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности: Сб. М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264
29. Хрестоматия Психология эмоций составитель Вилюнас В. (глава А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы и эмоции). - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
30. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопр. психол., 1996. № 3. - С. 116-132
31. Шпаковская Е. Влияние мотивации достижения успеха и избежания
неудач на поведение человека, статья
http: //www.komanda.ru/shpakovskaj a/007. html
32. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Review, 1977. Vol. 84. - P. 191-215
33. Bandura A. Self-efficacy. The exercise of control. New York: Freeman and Co., 1997. http://www.des.emory.edu/mfp/effbook1.html
34. Deci E.L., Vallerand R.J., Pelletier L.G., Ryan R.M. Motivation and Education: The Self-Determination Perspective // Educational Psychologist,
1991. Vol. 26 (3, 4). - P. 325-246
35. Dweck C.S., Leggett E.L. A Social-Cognitive Approach to Motivation and Personality// Psychological Review, 1988. Vol. 95 (2). - P. 256-273
36. Elliot A. J., Dweck C.S. Goals: An approach to motivation and achievement // Journal of Personality and Social Psychology, 1988. Vol. 54. - P. 5-12
37. Heckhausen & Roelofsen, Motivation und Handeln, 1962.- 510 p.
38. Heyman G.D., Dweck C.S. Achievement Goals and Intrinsic Motivation: Their Relation and Their role in Adaptive motivation // Motivation and emotion, 1992. Vol. 16, № 3. - P. 231-247
39. Little B.R. Personal projects analyses: Trivial pursuits, magnificent obsessions, and the search for coherence // Personality Psychology: Recent trends and emerging directions / D. Buss, N. Cantor (Eds.). New York: Springer-Verlag, 1989. - P. 15-31
40. McClelland D.C. Methods of measuring human motivation // Motives in Fantasy, Action, and Society / J.W. Atkinson (Ed.). Princeton (NJ): Van Nostrand, 1958. - P. 7-42
41. Murray H.A. Explorations in Personality. New York: Oxford Univer. Press, 1938. - 816 p.
42. Ryan R.M., Connell J.P., Deci E.L. A Motivational Analysis of Selfdetermination and Self-regulation in Education // Research on Motivation in Education. Vol. 2: The Classroom Milieu / R. Ames, CAmes (Eds.). San Diego (CA): Academic Press, 1985. - P. 13-51
43. Seligman M.E.P. Helplessnes: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman, 1975. - 231 p.
44. Skinner E.A. Perceived control, motivation, & coping. NewburyPark (CA): Sage Publications, 1995. - 214 p.
45. Taylor S.E. Health Psychology. New York: Random House, 1986. - 576 p.
46. Weiner B. Theories of motivation. From mechanism to cognition. Chicago: Markham, 1972. http://tip.psychology.org/weiner.html
47. White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. 1959. Vol. 66. - P.297-333
48. Woodworth, R.S. Dynamics of Behavior.New York: Holt, Rinehart & Winston. 1958. - 403 p.
49. Хекхаузен. М. Педагогика, 1986. Т.1 - 480 с.
50. Божович Л .И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л И .Божович. - М., 1972.
51. Г ордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006. 336 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ