СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
|
Содержание
ГЛАВА 1. Проблема мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии 7
1.1. Подходы к определению понятий: мотивация и мотив 7
1.2. Мотивация как характеристика направленности личности 13
1.3. Возрастные особенности и факторы, детерминирующие наличие
мотивации достижения 15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование мотивации достижения 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Исследование мотивации достижения и личностных особенностей
детей младшего и старшего подросткового возраста 27
2.3. Интерпретация результатов исследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
ГЛАВА 1. Проблема мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии 7
1.1. Подходы к определению понятий: мотивация и мотив 7
1.2. Мотивация как характеристика направленности личности 13
1.3. Возрастные особенности и факторы, детерминирующие наличие
мотивации достижения 15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование мотивации достижения 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Исследование мотивации достижения и личностных особенностей
детей младшего и старшего подросткового возраста 27
2.3. Интерпретация результатов исследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Актуальность данной проблемы исследования состоит в том, что на нынешний день особую актуальность приобретают работы, которые посвящены изучению психологической характеристики человека, обусловливающих высокое качество, успешность и продуктивность качество жизни. Множество авторов в качестве такого внутреннего фактора называют мотивацию достижения (Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Т.О. Гордеева и др.). При изучении мотивации достижения исследователи чаще всего обращают внимание на качества личности, способствующие либо препятствующие эффективной деятельности.
Проблема исследования обусловлена рядом противоречий, имеющих место в изучении мотивации достижения:
- на сегодняшний день не существует ни одной обоснованной модели, которая помогла бы провести параллель между наличием мотивации достижения и выраженностью определённых черт личности.
Одним из важных аспектов актуальности нынешнего исследования является необходимость исследования возрастных особенностей мотивации достижения с тем, чтобы проследить, как изменяется её зависимость от устойчивых черт личности учащихся. Это так же должно способствовать выявлению тех детерминант, на которые необходимо обращать внимание в том либо ином возрасте для более продуктивной и осознанной деятельности.
Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно острой в педагогическом ВУЗе, поскольку одной из важнейших задач будущего педагога является работа по развитию личности учащихся в процессе их обучения и воспитания. Педагог-психолог должен способствовать становлению учащегося как активного субъекта своей деятельности, способного преодолевать трудности, стремящегося к успеху, к высококачественному выполнению деятельности. Поскольку мотив достижения влияет на успешность обучения, выполнения учебной деятельности, определяет личностную активность учеников в учебном процессе и успешность в будущей профессиональной деятельности, постольку необходимо знать, с какими чертами личности соотносится данный мотив и на основе каких личностных качеств возможно его целенаправленное формирование.
С учетом данной актуальности была выбрана тема исследования "Сравнительное исследование мотивации достижения успеха младших и старших подростков".
Практическая значимость данного исследования определяется тем, то что материалы данной работы могут быть также использованы руководителями различных учреждений общеобразовательного образования по приведению в соответствие образовательного процесса с идеями личностно-развивающего подхода; педагогами-психологами в работе по оптимизации формирования мотивации достижения у учащихся в системе общего образования и для оказания практической помощи ученикам и преподавателям в эффективной организации учебной деятельности и межличностного взаимодействия.
Выпускная квалификационная разработана 51 стр., в том числе включены табл. 2, библ. 51; приложений 5 на 25 стр.
Объект исследования: мотивация достижения успеха.
Гипотеза: мотивация достижения успеха имеет позитивную связь с чертами личности, а также конкретно, с настойчивостью, самоуверенностью, добросовестностью, самодостаточностью, организованностью и интеллектом.
Предмет исследования: возрастные особенности мотивации достижения. Цель работы: выявить возрастные особенности мотивации достижения у младших и старших подростков.
Задачи:
1. выявить основные подходы к изучению мотивации достижения на основе изучения литературы по теме исследования;
2. выделить личностные особенности людей с мотивом достижения;
3. изучить взаимосвязь мотивации достижения и личностных
особенностей младших подростков;
4. изучить взаимосвязь мотивации достижения и личностных
особенностей старших подростков;
5. сравнить возрастные особенности мотивации достижения у младших и старших подростков.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
• групповая оценка личности (ГОЛ);
• методика диагностики учебной мотивации школьников М.В. Матюхиной;
• 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла 16-РF;
• параметрическая(коэффициент корреляции Пирсона) статистика.
Контингент испытуемых:42 ученика; 21 - учащиеся 5 класса, 7 девушек и
14 юношей среднего возраста 11-12 лет и 21 - учащиеся 9 класса, 9 девушек и 12 юношей среднего возраста 15 лет.
Результаты исследования:
1. Выявлена достоверная значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и личностными качествами младших подростков: добросовестностью, самоуверенностью и организованностью.
2. Выявлена достоверная значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и личностными качествами старших подростков: интеллектом, беспечностью, добросовестностью, мягкосердечностью, подозрительностью, практичностью и наивностью.
3. Установлено, что добросовестность является личностным качеством, сопровождающим наличие мотивации достижения на всём протяжении подросткового возраста, что связано с тем, что дети с высокой мотивацией достижения тщательно относятся к исполнению формальных и неформальных социальных обязанностей.
4. Определено, что другие личностные качества, связанные с мотивацией достижения у младших и старших подростков отличаются, то что связано с возрастными особенностями: в младшем подростковом возрасте важное значение имеет фактор одобрения успехов ребёнка взрослыми, учителями и родителями, и ребёнок, чтобы занять достойное место в глазах взрослых, старается довести до конца каждое дело и не обмануть доверия, возложенного на него взрослыми.
Область применения: оптимизация формирования мотивации достижения у учащихся в системе общего образования, психологическое сопровождение учеников и преподавателей по вопросам эффективной организации учебной деятельности и межличностного взаимодействия.
Проблема исследования обусловлена рядом противоречий, имеющих место в изучении мотивации достижения:
- на сегодняшний день не существует ни одной обоснованной модели, которая помогла бы провести параллель между наличием мотивации достижения и выраженностью определённых черт личности.
Одним из важных аспектов актуальности нынешнего исследования является необходимость исследования возрастных особенностей мотивации достижения с тем, чтобы проследить, как изменяется её зависимость от устойчивых черт личности учащихся. Это так же должно способствовать выявлению тех детерминант, на которые необходимо обращать внимание в том либо ином возрасте для более продуктивной и осознанной деятельности.
Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно острой в педагогическом ВУЗе, поскольку одной из важнейших задач будущего педагога является работа по развитию личности учащихся в процессе их обучения и воспитания. Педагог-психолог должен способствовать становлению учащегося как активного субъекта своей деятельности, способного преодолевать трудности, стремящегося к успеху, к высококачественному выполнению деятельности. Поскольку мотив достижения влияет на успешность обучения, выполнения учебной деятельности, определяет личностную активность учеников в учебном процессе и успешность в будущей профессиональной деятельности, постольку необходимо знать, с какими чертами личности соотносится данный мотив и на основе каких личностных качеств возможно его целенаправленное формирование.
С учетом данной актуальности была выбрана тема исследования "Сравнительное исследование мотивации достижения успеха младших и старших подростков".
Практическая значимость данного исследования определяется тем, то что материалы данной работы могут быть также использованы руководителями различных учреждений общеобразовательного образования по приведению в соответствие образовательного процесса с идеями личностно-развивающего подхода; педагогами-психологами в работе по оптимизации формирования мотивации достижения у учащихся в системе общего образования и для оказания практической помощи ученикам и преподавателям в эффективной организации учебной деятельности и межличностного взаимодействия.
Выпускная квалификационная разработана 51 стр., в том числе включены табл. 2, библ. 51; приложений 5 на 25 стр.
Объект исследования: мотивация достижения успеха.
Гипотеза: мотивация достижения успеха имеет позитивную связь с чертами личности, а также конкретно, с настойчивостью, самоуверенностью, добросовестностью, самодостаточностью, организованностью и интеллектом.
Предмет исследования: возрастные особенности мотивации достижения. Цель работы: выявить возрастные особенности мотивации достижения у младших и старших подростков.
Задачи:
1. выявить основные подходы к изучению мотивации достижения на основе изучения литературы по теме исследования;
2. выделить личностные особенности людей с мотивом достижения;
3. изучить взаимосвязь мотивации достижения и личностных
особенностей младших подростков;
4. изучить взаимосвязь мотивации достижения и личностных
особенностей старших подростков;
5. сравнить возрастные особенности мотивации достижения у младших и старших подростков.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
• групповая оценка личности (ГОЛ);
• методика диагностики учебной мотивации школьников М.В. Матюхиной;
• 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла 16-РF;
• параметрическая(коэффициент корреляции Пирсона) статистика.
Контингент испытуемых:42 ученика; 21 - учащиеся 5 класса, 7 девушек и
14 юношей среднего возраста 11-12 лет и 21 - учащиеся 9 класса, 9 девушек и 12 юношей среднего возраста 15 лет.
Результаты исследования:
1. Выявлена достоверная значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и личностными качествами младших подростков: добросовестностью, самоуверенностью и организованностью.
2. Выявлена достоверная значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и личностными качествами старших подростков: интеллектом, беспечностью, добросовестностью, мягкосердечностью, подозрительностью, практичностью и наивностью.
3. Установлено, что добросовестность является личностным качеством, сопровождающим наличие мотивации достижения на всём протяжении подросткового возраста, что связано с тем, что дети с высокой мотивацией достижения тщательно относятся к исполнению формальных и неформальных социальных обязанностей.
4. Определено, что другие личностные качества, связанные с мотивацией достижения у младших и старших подростков отличаются, то что связано с возрастными особенностями: в младшем подростковом возрасте важное значение имеет фактор одобрения успехов ребёнка взрослыми, учителями и родителями, и ребёнок, чтобы занять достойное место в глазах взрослых, старается довести до конца каждое дело и не обмануть доверия, возложенного на него взрослыми.
Область применения: оптимизация формирования мотивации достижения у учащихся в системе общего образования, психологическое сопровождение учеников и преподавателей по вопросам эффективной организации учебной деятельности и межличностного взаимодействия.
В данной дипломной работе мы рассмотрели взаимосвязь мотивации достижения и особенностей черт личности младших и старших подростков.
Одним из аспектов актуальности данного исследования явилась необходимость исследования возрастных особенностей мотивации достижения с тем, чтобы проследить, как изменяется её зависимость от устойчивых черт личности учащихся. Это так же должно способствовать выявлению тех детерминант, на которые необходимо обращать внимание в том либо ином возрасте для более продуктивной и осознанной деятельности.
Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно острой в педагогическом ВУЗе, поскольку одной из важнейших задач будущего педагога является работа по развитию личности учащихся в процессе их обучения и воспитания.
С учетом актуальности была избрана тема исследования "Возрастные особенности мотивации достижения успеха на примере младших и старших подростков".
Основными составляющими дипломной работы явлибось теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по задаче обследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.
Теоретической основой работы являлось фундаментальные труды по изучению мотивации достижения таких ученых, как: Дж. Аткинсон, Д. Мак- Клелланд,Х. Хекхаузен и др.
Для диагностики мотивации достижения и факторов личности нами были использованы следующие методики: «Диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса, «Групповая оценка личности», «Диагностики учебной мотивации школьников» М.В.Матюхиной и «Личностный опросник» Р. Кеттелла.
Нами было продиагностированы 42 учащихся: 21 из 26 учащихся 9 «Б» класса и 21 из 27 учащихся 5 «Б» класса гимназии № 96 города Казани. Средний возраст испытуемых 9 класса составил 15 лет, 5 класса - 11-12 лет. Из общего количества диагностируемых 9 класса 35% состав либо девушки и 65% - юноши (40 и 60 в 5 классе соответственно). Эксперимент проводился в период с января по март месяц.
В ходе обследования было выявлено, что мотивы достижения успеха выражены у 33 % учащихся 5 класса и 28% учащихся 9 класса. Ученики с высоким уровнем мотивации достижения проявляют добросовестность и настойчивость в учёбе, следуют общепринятым нормам и обладают большей эмоциональностью, артистичностью и общительностью по сравнению с учениками со средним и низким уровнями мотивации успеха.
В результате исследования выдвинутая нами в начале работы гипотеза о позитивной связи мотивации достижения успеха с настойчивостью, самоуверенностью, добросовестностью, самодостаточностью, организованностью и интеллектом частично не подтвердилась. В 5 классе была выявлена взаимосвязь с тремя из предполагаемых шести признаков, а именно: с добросовестностью, организованностью и самоуверенностью. В 9 классе из перечисленных шести факторов была обнаружена связь мотивации достижения лишь с добросовестностью и интеллектом. Так же у старших подростков были выявлены связи мотивации успеха с экспрессивностью, мягкосердечностью и прямолинейностью, а также с более высоким по сравнению с остальными учащимися значением уровня подозрительности и практичности, возможные причины чему были даны нами в интерпретации результатов исследования в третий части второй главы данной работы.
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
1. На основе изучения литературы по исследуемой теме выявлены основные подходы к изучению мотивации достижения.
2. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности.
3. Экспериментально установлено, что существует статистически достоверная положительная корреляция между мотивацией достижения и факторами добросовестности, организованности и самоуверенностью у младших подростков с вероятностью допустимой ошибки равной 0.1% (по Пирсону).
4. Выявлена статистически достоверная положительная корреляция между мотивацией достижения и факторами добросовестности, интеллекта, экспрессивности, мягкосердечности и подозрительности с вероятностью допустимой ошибки равной 0. 1% и допустимо ошибки в 1% (по Пирсону) у старших подростков.
5. Сравнение результатов эксперимента и расчетных исследований позволяет сказать, что наиболее коррелирует у подростков с мотивацией достижения такая личностная черта как добросовестность.
6. Различие результатов взаимосвязи мотивации достижения и определённых личностных черт младших и старших подростков объясняется различиями в отношениях к себе и окружающим, уровне сформированности рефлексии и самооценки, динамике мотивационных структур деятельности и мотивах общественно полезной деятельности, преобладанием у младших подростков коллективистических, а у старших подростков индивидуально - общественных мотивов.
Данная тема требует дальнейшего исследования на более широкой возрастной выборке детей для установления определённых закономерностей эволюции и развития мотивов достижения успеха, их взаимосвязи с личностными чертами детей всех возрастных категорий, что поможет в дальнейшем определить чёткие факторы, детерминирующие наличие мотивации достижения учащихся и будет способствовать поиску наиболее эффективных способов их развития.
Одним из аспектов актуальности данного исследования явилась необходимость исследования возрастных особенностей мотивации достижения с тем, чтобы проследить, как изменяется её зависимость от устойчивых черт личности учащихся. Это так же должно способствовать выявлению тех детерминант, на которые необходимо обращать внимание в том либо ином возрасте для более продуктивной и осознанной деятельности.
Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно острой в педагогическом ВУЗе, поскольку одной из важнейших задач будущего педагога является работа по развитию личности учащихся в процессе их обучения и воспитания.
С учетом актуальности была избрана тема исследования "Возрастные особенности мотивации достижения успеха на примере младших и старших подростков".
Основными составляющими дипломной работы явлибось теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по задаче обследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.
Теоретической основой работы являлось фундаментальные труды по изучению мотивации достижения таких ученых, как: Дж. Аткинсон, Д. Мак- Клелланд,Х. Хекхаузен и др.
Для диагностики мотивации достижения и факторов личности нами были использованы следующие методики: «Диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса, «Групповая оценка личности», «Диагностики учебной мотивации школьников» М.В.Матюхиной и «Личностный опросник» Р. Кеттелла.
Нами было продиагностированы 42 учащихся: 21 из 26 учащихся 9 «Б» класса и 21 из 27 учащихся 5 «Б» класса гимназии № 96 города Казани. Средний возраст испытуемых 9 класса составил 15 лет, 5 класса - 11-12 лет. Из общего количества диагностируемых 9 класса 35% состав либо девушки и 65% - юноши (40 и 60 в 5 классе соответственно). Эксперимент проводился в период с января по март месяц.
В ходе обследования было выявлено, что мотивы достижения успеха выражены у 33 % учащихся 5 класса и 28% учащихся 9 класса. Ученики с высоким уровнем мотивации достижения проявляют добросовестность и настойчивость в учёбе, следуют общепринятым нормам и обладают большей эмоциональностью, артистичностью и общительностью по сравнению с учениками со средним и низким уровнями мотивации успеха.
В результате исследования выдвинутая нами в начале работы гипотеза о позитивной связи мотивации достижения успеха с настойчивостью, самоуверенностью, добросовестностью, самодостаточностью, организованностью и интеллектом частично не подтвердилась. В 5 классе была выявлена взаимосвязь с тремя из предполагаемых шести признаков, а именно: с добросовестностью, организованностью и самоуверенностью. В 9 классе из перечисленных шести факторов была обнаружена связь мотивации достижения лишь с добросовестностью и интеллектом. Так же у старших подростков были выявлены связи мотивации успеха с экспрессивностью, мягкосердечностью и прямолинейностью, а также с более высоким по сравнению с остальными учащимися значением уровня подозрительности и практичности, возможные причины чему были даны нами в интерпретации результатов исследования в третий части второй главы данной работы.
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
1. На основе изучения литературы по исследуемой теме выявлены основные подходы к изучению мотивации достижения.
2. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности.
3. Экспериментально установлено, что существует статистически достоверная положительная корреляция между мотивацией достижения и факторами добросовестности, организованности и самоуверенностью у младших подростков с вероятностью допустимой ошибки равной 0.1% (по Пирсону).
4. Выявлена статистически достоверная положительная корреляция между мотивацией достижения и факторами добросовестности, интеллекта, экспрессивности, мягкосердечности и подозрительности с вероятностью допустимой ошибки равной 0. 1% и допустимо ошибки в 1% (по Пирсону) у старших подростков.
5. Сравнение результатов эксперимента и расчетных исследований позволяет сказать, что наиболее коррелирует у подростков с мотивацией достижения такая личностная черта как добросовестность.
6. Различие результатов взаимосвязи мотивации достижения и определённых личностных черт младших и старших подростков объясняется различиями в отношениях к себе и окружающим, уровне сформированности рефлексии и самооценки, динамике мотивационных структур деятельности и мотивах общественно полезной деятельности, преобладанием у младших подростков коллективистических, а у старших подростков индивидуально - общественных мотивов.
Данная тема требует дальнейшего исследования на более широкой возрастной выборке детей для установления определённых закономерностей эволюции и развития мотивов достижения успеха, их взаимосвязи с личностными чертами детей всех возрастных категорий, что поможет в дальнейшем определить чёткие факторы, детерминирующие наличие мотивации достижения учащихся и будет способствовать поиску наиболее эффективных способов их развития.
Подобные работы
- ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
ДОСТИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение развития самооценки старших подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ
БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социально-бытовых навыков у детей старшего
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2020



