Содержание
ГЛАВА 1. Проблема мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии 7
1.1. Подходы к определению понятий: мотивация и мотив 7
1.2. Мотивация как характеристика направленности личности 13
1.3. Возрастные особенности и факторы, детерминирующие наличие
мотивации достижения 15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование мотивации достижения 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Исследование мотивации достижения и личностных особенностей
детей младшего и старшего подросткового возраста 27
2.3. Интерпретация результатов исследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Актуальность данной проблемы исследования состоит в том, что на нынешний день особую актуальность приобретают работы, которые посвящены изучению психологической характеристики человека, обусловливающих высокое качество, успешность и продуктивность качество жизни. Множество авторов в качестве такого внутреннего фактора называют мотивацию достижения (Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Т.О. Гордеева и др.). При изучении мотивации достижения исследователи чаще всего обращают внимание на качества личности, способствующие либо препятствующие эффективной деятельности.
Проблема исследования обусловлена рядом противоречий, имеющих место в изучении мотивации достижения:
- на сегодняшний день не существует ни одной обоснованной модели, которая помогла бы провести параллель между наличием мотивации достижения и выраженностью определённых черт личности.
Одним из важных аспектов актуальности нынешнего исследования является необходимость исследования возрастных особенностей мотивации достижения с тем, чтобы проследить, как изменяется её зависимость от устойчивых черт личности учащихся. Это так же должно способствовать выявлению тех детерминант, на которые необходимо обращать внимание в том либо ином возрасте для более продуктивной и осознанной деятельности.
Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно острой в педагогическом ВУЗе, поскольку одной из важнейших задач будущего педагога является работа по развитию личности учащихся в процессе их обучения и воспитания. Педагог-психолог должен способствовать становлению учащегося как активного субъекта своей деятельности, способного преодолевать трудности, стремящегося к успеху, к высококачественному выполнению деятельности. Поскольку мотив достижения влияет на успешность обучения, выполнения учебной деятельности, определяет личностную активность учеников в учебном процессе и успешность в будущей профессиональной деятельности, постольку необходимо знать, с какими чертами личности соотносится данный мотив и на основе каких личностных качеств возможно его целенаправленное формирование.
С учетом данной актуальности была выбрана тема исследования "Сравнительное исследование мотивации достижения успеха младших и старших подростков".
Практическая значимость данного исследования определяется тем, то что материалы данной работы могут быть также использованы руководителями различных учреждений общеобразовательного образования по приведению в соответствие образовательного процесса с идеями личностно-развивающего подхода; педагогами-психологами в работе по оптимизации формирования мотивации достижения у учащихся в системе общего образования и для оказания практической помощи ученикам и преподавателям в эффективной организации учебной деятельности и межличностного взаимодействия.
Выпускная квалификационная разработана 51 стр., в том числе включены табл. 2, библ. 51; приложений 5 на 25 стр.
Объект исследования: мотивация достижения успеха.
Гипотеза: мотивация достижения успеха имеет позитивную связь с чертами личности, а также конкретно, с настойчивостью, самоуверенностью, добросовестностью, самодостаточностью, организованностью и интеллектом.
Предмет исследования: возрастные особенности мотивации достижения. Цель работы: выявить возрастные особенности мотивации достижения у младших и старших подростков.
Задачи:
1. выявить основные подходы к изучению мотивации достижения на основе изучения литературы по теме исследования;
2. выделить личностные особенности людей с мотивом достижения;
3. изучить взаимосвязь мотивации достижения и личностных
особенностей младших подростков;
4. изучить взаимосвязь мотивации достижения и личностных
особенностей старших подростков;
5. сравнить возрастные особенности мотивации достижения у младших и старших подростков.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
• групповая оценка личности (ГОЛ);
• методика диагностики учебной мотивации школьников М.В. Матюхиной;
• 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла 16-РF;
• параметрическая(коэффициент корреляции Пирсона) статистика.
Контингент испытуемых:42 ученика; 21 - учащиеся 5 класса, 7 девушек и
14 юношей среднего возраста 11-12 лет и 21 - учащиеся 9 класса, 9 девушек и 12 юношей среднего возраста 15 лет.
Результаты исследования:
1. Выявлена достоверная значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и личностными качествами младших подростков: добросовестностью, самоуверенностью и организованностью.
2. Выявлена достоверная значимая взаимосвязь между мотивацией достижения и личностными качествами старших подростков: интеллектом, беспечностью, добросовестностью, мягкосердечностью, подозрительностью, практичностью и наивностью.
3. Установлено, что добросовестность является личностным качеством, сопровождающим наличие мотивации достижения на всём протяжении подросткового возраста, что связано с тем, что дети с высокой мотивацией достижения тщательно относятся к исполнению формальных и неформальных социальных обязанностей.
4. Определено, что другие личностные качества, связанные с мотивацией достижения у младших и старших подростков отличаются, то что связано с возрастными особенностями: в младшем подростковом возрасте важное значение имеет фактор одобрения успехов ребёнка взрослыми, учителями и родителями, и ребёнок, чтобы занять достойное место в глазах взрослых, старается довести до конца каждое дело и не обмануть доверия, возложенного на него взрослыми.
Область применения: оптимизация формирования мотивации достижения у учащихся в системе общего образования, психологическое сопровождение учеников и преподавателей по вопросам эффективной организации учебной деятельности и межличностного взаимодействия.
В данной дипломной работе мы рассмотрели взаимосвязь мотивации достижения и особенностей черт личности младших и старших подростков.
Одним из аспектов актуальности данного исследования явилась необходимость исследования возрастных особенностей мотивации достижения с тем, чтобы проследить, как изменяется её зависимость от устойчивых черт личности учащихся. Это так же должно способствовать выявлению тех детерминант, на которые необходимо обращать внимание в том либо ином возрасте для более продуктивной и осознанной деятельности.
Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно острой в педагогическом ВУЗе, поскольку одной из важнейших задач будущего педагога является работа по развитию личности учащихся в процессе их обучения и воспитания.
С учетом актуальности была избрана тема исследования "Возрастные особенности мотивации достижения успеха на примере младших и старших подростков".
Основными составляющими дипломной работы явлибось теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по задаче обследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.
Теоретической основой работы являлось фундаментальные труды по изучению мотивации достижения таких ученых, как: Дж. Аткинсон, Д. Мак- Клелланд,Х. Хекхаузен и др.
Для диагностики мотивации достижения и факторов личности нами были использованы следующие методики: «Диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса, «Групповая оценка личности», «Диагностики учебной мотивации школьников» М.В.Матюхиной и «Личностный опросник» Р. Кеттелла.
Нами было продиагностированы 42 учащихся: 21 из 26 учащихся 9 «Б» класса и 21 из 27 учащихся 5 «Б» класса гимназии № 96 города Казани. Средний возраст испытуемых 9 класса составил 15 лет, 5 класса - 11-12 лет. Из общего количества диагностируемых 9 класса 35% состав либо девушки и 65% - юноши (40 и 60 в 5 классе соответственно). Эксперимент проводился в период с января по март месяц.
В ходе обследования было выявлено, что мотивы достижения успеха выражены у 33 % учащихся 5 класса и 28% учащихся 9 класса. Ученики с высоким уровнем мотивации достижения проявляют добросовестность и настойчивость в учёбе, следуют общепринятым нормам и обладают большей эмоциональностью, артистичностью и общительностью по сравнению с учениками со средним и низким уровнями мотивации успеха.
В результате исследования выдвинутая нами в начале работы гипотеза о позитивной связи мотивации достижения успеха с настойчивостью, самоуверенностью, добросовестностью, самодостаточностью, организованностью и интеллектом частично не подтвердилась. В 5 классе была выявлена взаимосвязь с тремя из предполагаемых шести признаков, а именно: с добросовестностью, организованностью и самоуверенностью. В 9 классе из перечисленных шести факторов была обнаружена связь мотивации достижения лишь с добросовестностью и интеллектом. Так же у старших подростков были выявлены связи мотивации успеха с экспрессивностью, мягкосердечностью и прямолинейностью, а также с более высоким по сравнению с остальными учащимися значением уровня подозрительности и практичности, возможные причины чему были даны нами в интерпретации результатов исследования в третий части второй главы данной работы.
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
1. На основе изучения литературы по исследуемой теме выявлены основные подходы к изучению мотивации достижения.
2. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности.
3. Экспериментально установлено, что существует статистически достоверная положительная корреляция между мотивацией достижения и факторами добросовестности, организованности и самоуверенностью у младших подростков с вероятностью допустимой ошибки равной 0.1% (по Пирсону).
4. Выявлена статистически достоверная положительная корреляция между мотивацией достижения и факторами добросовестности, интеллекта, экспрессивности, мягкосердечности и подозрительности с вероятностью допустимой ошибки равной 0. 1% и допустимо ошибки в 1% (по Пирсону) у старших подростков.
5. Сравнение результатов эксперимента и расчетных исследований позволяет сказать, что наиболее коррелирует у подростков с мотивацией достижения такая личностная черта как добросовестность.
6. Различие результатов взаимосвязи мотивации достижения и определённых личностных черт младших и старших подростков объясняется различиями в отношениях к себе и окружающим, уровне сформированности рефлексии и самооценки, динамике мотивационных структур деятельности и мотивах общественно полезной деятельности, преобладанием у младших подростков коллективистических, а у старших подростков индивидуально - общественных мотивов.
Данная тема требует дальнейшего исследования на более широкой возрастной выборке детей для установления определённых закономерностей эволюции и развития мотивов достижения успеха, их взаимосвязи с личностными чертами детей всех возрастных категорий, что поможет в дальнейшем определить чёткие факторы, детерминирующие наличие мотивации достижения учащихся и будет способствовать поиску наиболее эффективных способов их развития.
1. Асеев В.Л Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
2. Балл Г.А. «Мотив»: уточнение понятия // Психологический журнал. -
2004. - Том25, №4. - С. 56-64
3. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии, 1986. - № 5. - С161-168
4. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 114 с.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М.,1990. - 288 с.
6. Гордеева Т.О. “Современная психология мотивации” под ред. Д.А. Леонтьева, М. 2002.- С 47-102
7. Горчакова Е.Б. Исследование мотивации достижения в отечественной психологии// Сб. Труды Дальневосточного Государственного Технического университета. Владивосток. 2002. - С. 56-60
8. Гуманисическая
психология .http://www.ido.rudn.rU/psychology/psychology_of_person/4.ht ml
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006. - 512 с.
10. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал,2005. - №2. - С. 15-22
11. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 1997. - 212с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (глава Мотивы, эмоции и личность). - М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004. - 346 с.
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 512 с.
14. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. унта,
1971. - С. 1, 13-20, 23-28, 35-
39http: //thepsy.narod.ru/index.files/ucheb_mat/10 .html#
15. Литтл Т., Гордеева Т.О. Моделирование с помощью линейных структурных уравнений: вопросы теории и анализа кросс-культурных данных // Психол. журн., 1997. Т. 18, № 4. - С. 3-15
16. МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. - 374 с.
17. Мак-Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001. - 560 с
18. Манухина С. Эмпирический анализ мотивации достижения как структурного образования: Дипломная работа. МГУ, ф-т психологии,2002.
19. Общая психодиагностика под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. Изд. МГУ, 1987. -304 с.
20. Педагогическая психология http://fimomaner.ru/521 .html
21. Пиаже, Ж. Происхождение детского интеллекта, 1936. - 407 с.
22. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.
23. Современная психология / Под редакцией В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. - 687 с.
24. Терентьева В.А. Мотивация к достижению успеха как ведущий фактор успешности учебной деятельности в студенческом возрасте (Университетские чтения 2006, доклад)
25. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
26. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. - 392 с.
27. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. - 240 с.
28. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности: Сб. М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264
29. Хрестоматия Психология эмоций составитель Вилюнас В. (глава А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы и эмоции). - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
30. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопр. психол., 1996. № 3. - С. 116-132
31. Шпаковская Е. Влияние мотивации достижения успеха и избежания
неудач на поведение человека, статья
http: //www.komanda.ru/shpakovskaj a/007. html
32. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Review, 1977. Vol. 84. - P. 191-215
33. Bandura A. Self-efficacy. The exercise of control. New York: Freeman and Co., 1997. http://www.des.emory.edu/mfp/effbook1.html
34. Deci E.L., Vallerand R.J., Pelletier L.G., Ryan R.M. Motivation and Education: The Self-Determination Perspective // Educational Psychologist,
1991. Vol. 26 (3, 4). - P. 325-246
35. Dweck C.S., Leggett E.L. A Social-Cognitive Approach to Motivation and Personality// Psychological Review, 1988. Vol. 95 (2). - P. 256-273
36. Elliot A. J., Dweck C.S. Goals: An approach to motivation and achievement // Journal of Personality and Social Psychology, 1988. Vol. 54. - P. 5-12
37. Heckhausen & Roelofsen, Motivation und Handeln, 1962.- 510 p.
38. Heyman G.D., Dweck C.S. Achievement Goals and Intrinsic Motivation: Their Relation and Their role in Adaptive motivation // Motivation and emotion, 1992. Vol. 16, № 3. - P. 231-247
39. Little B.R. Personal projects analyses: Trivial pursuits, magnificent obsessions, and the search for coherence // Personality Psychology: Recent trends and emerging directions / D. Buss, N. Cantor (Eds.). New York: Springer-Verlag, 1989. - P. 15-31
40. McClelland D.C. Methods of measuring human motivation // Motives in Fantasy, Action, and Society / J.W. Atkinson (Ed.). Princeton (NJ): Van Nostrand, 1958. - P. 7-42
41. Murray H.A. Explorations in Personality. New York: Oxford Univer. Press, 1938. - 816 p.
42. Ryan R.M., Connell J.P., Deci E.L. A Motivational Analysis of Selfdetermination and Self-regulation in Education // Research on Motivation in Education. Vol. 2: The Classroom Milieu / R. Ames, CAmes (Eds.). San Diego (CA): Academic Press, 1985. - P. 13-51
43. Seligman M.E.P. Helplessnes: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman, 1975. - 231 p.
44. Skinner E.A. Perceived control, motivation, & coping. NewburyPark (CA): Sage Publications, 1995. - 214 p.
45. Taylor S.E. Health Psychology. New York: Random House, 1986. - 576 p.
46. Weiner B. Theories of motivation. From mechanism to cognition. Chicago: Markham, 1972. http://tip.psychology.org/weiner.html
47. White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. 1959. Vol. 66. - P.297-333
48. Woodworth, R.S. Dynamics of Behavior.New York: Holt, Rinehart & Winston. 1958. - 403 p.
49. Хекхаузен. М. Педагогика, 1986. Т.1 - 480 с.
50. Божович Л .И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л И .Божович. - М., 1972.
51. Г ордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006. 336 с.