Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кредитные операции банка

Работа №31687

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
497
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты организации и управления кредитными операциями в банке 7
1.1 Экономическая сущность кредитных операций в банке 7
1.2 Принципы и виды кредитных операций банка 18
1.3 Механизм управления кредитными операциями банка 29
2 Оценка организации и управления кредитными операциями в АО «АЛЬФАБАНК» 39
2.1 Краткая характеристика деятельности АО «АЛЬФАБАНК» 39
2.2 Организация кредитных операций в банке 47
2.3 Анализ динамики, структуры и эффективности кредитных операций в банке 60
3 Совершенствование организации и управления кредитными операциями вАО «АЛЬФА-БАНК» 71
3.1 Зарубежный опыт организации и управления кредитными операциями в банках 71
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации и управления
кредитными операциями в АО «АЛЬФА-БАНК» 83
Заключение 101
Список использованных источников 105
Приложения 108
Приложение 1

В современной экономике кредит остается существенным источником экономического развития. Кредит развивается вместе с ростом масштабов производства и товарооборота. Кредит является порождением материальных процессов: увеличение материальных потоков и услуг неизбежно вызывает необходимость использования дополнительных источников финансирования затрат. Таким источником объективно становятся заемные средства.
Благодаря кредиту накопления ценности, произведенные в прошлом, используются в современном производстве. Обладая способностью временного преодоления, кредит позволяет использовать достижения прошлых поколений в интересах настоящего производства.
Индустриализация производства, приближение получения будущих доходов, бесспорно, является сильной стороной кредита. Кредит обладает покупательной силой. В современной практике стало принятым кредитование не только предприятий (юридических лиц), но и населения (физических лиц). Кредитные ресурсы, поступившие в распоряжение субъектов экономики, позволяют произвести платежи за товары и услуги, увеличивают оборотные средства этих субъектов. Заемщики увеличивают спрос. Покупательная способность кредита помогает поддерживать обращение, в конечном счете также ускоряет его и воспроизводственный процесс в целом.
Кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах. В последние годы в кредитовании предпринимательских фирм принимают участие как отечественные, так и зарубежные банки.
Кредитный процесс начинается со дня первой выдачи ссуды. Однако до этого момента и вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как банком кредитором, так и клиентом заемщиком.
Вслед за деньгами кредит является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие -заемщик за счет дополнительной стоимости может увеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс: либо применить способности и выданные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем.
Кредит играет важную роль в развитии технического прогресса, расширенном воспроизводстве основных фондов предприятий, осуществляющих реконструкцию и техническое перевооружение, проведение активной социальной политики на основе увеличения товарооборота, улучшения его структуры, развитие услуг, предоставляемых населению. Кредит выступает стимулирующим фактором решения продовольственной проблемы.
В связи с этим необходимо применение системного подхода к рассмотрению вопроса организации и управления кредитным процессом коммерческих банков. Проблема грамотного управления кредитным процессами российских коммерческих банков является одной из центральных в теории финансового менеджмента.
Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обуславливает высокую актуальность исследования содержания и динамикиразвитияуправлениякредитными процессами в современных условиях, поиск и разработка новых форм, методов и пути их решений.
Тема данной выпускной квалификационной работы чрезвычайно актуальна в свете качественного развития банков как части денежно - кредитной системы в условиях нестабильной финансово-экономической ситуации в мире, и в России в частности. Оценка кредитоспособности потенциальных заёмщиков является одной из наиболее сложных и ответственных задач в деятельности коммерческого банка. Эффективная организация процесса оценки кредитоспособности позволяет, во-первых, снизить уровень кредитных рисков банка, а во-вторых, создать необходимые условия для качественного обслуживания клиентов банка, предъявляющих спрос на кредитные продукты.
Своевременное реагирование на предмет возникновения проблемных кредитов позволяет банку эффективно регулировать вопрос проблемных кредитов. Поэтому систему эффективного управления проблемными кредитами необходимо строить на основании следующих условий:
- достоверная оценка заемщика банком и ответственность организации - кредитора за принимаемые им кредитные решения;
- создание собственного специализированного подразделения для мониторинга и контроля кредитного риска;
- повышение компетентности сотрудников в вопросах предоставления займов и последствий их непогашения;
- сотрудничество с БКИ и коллекторскими агентствами;
- привлечение специализированных организаций для работы с проблемной задолженностью, анализа кредитных историй и оценки кредитных рисков.
Цель выпускной квалификационной работы - определить направления совершенствования кредитных операций в АО «АЛЬФА-БАНК».
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации и управления кредитными операциями банка.
2. Провести анализ организации и управления кредитными операциями в АО «АЛЬФА-БАНК».
3. Предложить пути совершенствования организации и управления кредитными операциями в АО «АЛЬФА-БАНК».
Объектом исследования является АО «АЛЬФА-БАНК».
Предмет исследования - организация кредитных операций в АО «АЛЬФА-БАНК».
При написании дипломной работы были использованы источники: законодательно-нормативная база, а также учебная, научная литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая принципы и методики исследования кредитоспособности заемщиков кредитных учреждений США, Франции и России, финансовая отчетность АО «АЛЬФАБАНК» за 2016-2018 гг., периодическая литература, в частности, журналы «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Финансовый директор» и т.д., а также информация из интернет-сайтов Центрального Банка России, АО «АЛЬФА-БАНК», сайтов для специалистов банковского дела, ввиду закрытости банковской информации, некоторые данные в работе были смоделированы.
В работе были использованы общенаучные и специальные методы исследования: статистический, сравнение, анализ, синтез, дедукция и индукция.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный подход к оценке кредитоспособности заемщика - юридического лица можно применить в АО «АЛЬФА-БАНК».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс кредитования связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в обусловленный срок. Предоставляя ссуды, коммерческий банк должен изучать факторы, которые могут повлечь за собой их непогашение. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности, процесс проведения которого был рассмотрен как в зарубежной, так и в отечественной практике
При рассмотрении кредитной заявки учитывается множество факторов, изучается информация, характеризующая финансовое состояние фирмы, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положение со страхованием. Источниками информации о кредитоспособности заемщика могут служить переговоры с заявителями, инспекция на месте, анализ финансовых отчетов, внешние источники.
Существует множество методик оценки качества заемщиков - методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения кредита. Применяемые в настоящее время способы оценки кредитоспособности заемщика опираются на анализ его деятельности в предшествующем периоде.
Во второй главе проведен анализ деятельности АО «АЛЬФА-БАНК». Был проведен анализ структуры активов и обязательств. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности оказались невысокими. Поэтому основной целью Банка является укрепление позиций на рынке банковских услуг.
Кредитование заемщиков юридических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК» имеет важное значение, поэтому кредитному процессу уделяется большое внимание.
Кредитный процесс состоит из следующих этапов:
- рассмотрение заявки заемщика-юридического лица;
- оценка кредитоспособности заемщика-юридического лица;
- заключение кредитного договора;
- мониторинг исполнения заемщиком своих обязанностей по кредитному договору.
По мере развития АО «АЛЬФА-БАНК», роста объемов кредитных операций и количества банковских продуктов, изменения внешней среды меняются требования к организации и ведению кредитной работы, которая пронизывает всю деятельность АО «АЛЬФА-БАНК», затрагивает многие его структурные подразделения.
АО «АЛЬФА-БАНК» в своей работе сталкивается с множеством проблем в организации кредитования заемщиков-юридического лица. В число основных проблем кредитного процесса часто входят следующие:
- завышенный объем документов, требуемых для получения кредитов;
- неоправданно длительные сроки принятия решений, при этом не учитывающие всех возникающих рисков, размывающие ответственность за принятые решения;
- высокая себестоимость осуществления кредитных операций;
- низкий уровень предварительного, текущего, последующего внутреннего контроля кредитного процесса;
- отсутствие достаточного количества специалистов, понимающих бизнеспроцессы заемщиков, специфику их деятельности;
- низкий уровень сопровождения кредитов, приводящий к появлению просроченной задолженности;
- неэффективная работа с проблемными кредитами;
- наличие высокого риска мошенничества в филиалах и др.
Причины основных проблем кредитного процесса связаны с его сложностью и изначально присутствующими в нем противоречиями:
- с одной стороны, необходимо обеспечивать быстрое наращивание кредитного портфеля для повышения доходности и конкурентоспособности деятельности, а с другой - снижать возросшие кредитные риски;
- с одной стороны, необходимо идти навстречу клиенту, уменьшая количество необходимых для получения кредитов документов и сроки рассмотрения заявок на выдачу кредитов, а с другой - повышать качество и защищенность кредитного портфеля;
- с одной стороны, необходимо оценивать финансовое состояние потенциального заемщика не по формальным критериям, а по сути, а с другой - снижать влияние человеческого фактора;
- с одной стороны, необходимо повышать оперативность принимаемых решений, а с другой - обеспечивать их независимость и т.д.
Действующая модель кредитного процесса АО «АЛЬФА-БАНК» постепенно по мере изменения системы управления банка, его организационной структуры, бизнес-процессов вынуждена подстраиваться под них, а подстраиваясь - терять первоначальную простоту и логичность. В результате, в частности, нормативные документы, описывающие методологию кредитного процесса, становятся все более объемными, перегруженными второстепенной информацией, плохо структурированными, все более трудными для понимания и применения в работе.
В процессе совершенствования кредитного процесса важное место должно отводиться обратной связи. Обратная связь позволяет оперативно выявлять зоны повышенного риска, определять неотложные меры воздействия, оценивать их результативность.
Проблемой АО «АЛЬФА-БАНК» является отсутствие стабильной, обоснованной и комплексной методики оценки кредитоспособности клиента.АО «АЛЬФА-БАНК» применяет и комбинирует различные методики и модели анализа.
Использование финансовых ковенантов в кредитных договорах дает возможность АО «АЛЬФА-БАНК» отслеживать ведение хозяйственной деятельности компанией-заемщиком, основные показатели и связанный с ними риск. Одним из основных препятствий к введению подобного Ковенанты должны устанавливаться в индивидуальном порядке для каждого заемщика и непосредственно отражать уровень и степень риска по тому показателю, по которому были оговорены. Но при отсутствии достаточных знаний и опыта такие ограничения могут существенно затруднить деятельность компании, а этого допускать нельзя.
Обязательно наличие штрафных санкций за неисполнение ковенанта. Их целью является стимулирование клиента к скорейшему исполнению принятых обязательств, а не получение дополнительных доходов.
Немаловажным условием также является соблюдение регламентированных сроков рассмотрения кредитных заявок путем внедрения правил, в которых четко обозначены действия всех сотрудников банков. Соответственно, в них должны быть сформулированы требования к кредитным специалистам, которых они должны придерживаться в процессе проведения кредитной экспертизы.
Таким образом, для совершенствования кредитного процесса предлагается использовать устанавливать четко регламентированные сроки рассмотрения кредитных заявок, использовать финансовые ковенанты, внедрить регулярный мониторинг. Таким способом можно повысить эффективность кредитного процесса. Совершенствование кредитного процесса в АО «АЛЬФА-БАНК» должно являться постоянным, взаимоувязанным и многоэтапным процессом. Этот процесс должен основываться на четком понимании стоящих перед руководством АО «АЛЬФА-БАНК» задач, модели развития системы управления, глубоком понимании персоналом существующих бизнес-процессов.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. -Ст. 410.
2. Бабичева Ю.А. Банковское дело. - М., Экономика, 2015. - 434 с.
3. Банки и банковское дело / под ред. И.Т. Балабанова. - СПб: Питер, 2014. - 488 с.
4. Банковская система в современной экономике: учебное пособие / О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева, И.В. Ларионова и др.; под ред. О.И. Лаврушина. 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 360 с.
5. Банковские операции: учеб. пособие / под ред. Ю. И. Коробова. - М.: Юрайт, 2014. 328 с.
6. Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика,2014. - 542 с.
7. Банковское дело: учебник / Е.Б. Стародубцева. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 464 с.
8. Банковское дело: учебник / под ред. Белоглазовой Г. Н., Кроливецкой Л. П. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 592 с.
9. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Г. Коробовой. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2014. - 590 с.
10. Воронова Н. С. Секьюритизация в контексте Базельских соглашений по капиталу / Н. С. Воронова, О. С. Мирошниченко // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 3. - С. 243-248.
11. Даниленко С.А., Комиссарова М.В. Банковское потребительское кредитование. - М.: Юстицинформ, 2014. - 384 с.
12. Деньги, кредит, банки:учебник / под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Кнорус,2015. - 656 с.
13. Деньги, кредит, банки: учебник / Е.А. Звонова, М.Ю. Богачева, А.И. Болвачев; под ред. Е.А. Звоновой. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 592 с.
14. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Н.П. Белотелова, Ж.С. Белотелова. - 4-e изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 400 с.
15. Деньги. Кредит. Банки: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Высшее образование, 2014. - 392 с.
16. Жарковская Е.П., Аренде И.О. Банковское дело: Курс лекций. - М.: Омега-Л, 2014. - 328 с.
17. Жиркина Н. И. Кредит, предоставляемый физическим лицам, и его формы / Н. И. Жиркина // Финансы, денежное обращение и кредит. Экономические науки. - 2014. - №3. - С. 305-308.
18. Каурова Н. Н. Тенденции и перспективы розничного бизнеса коммерческих банков в России / Н. Н. Каурова //Банковский ритейл. -2016. - № 2. - С. 34 - 37.
19. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П., Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 259 с.
20. Конягина М. Н. Коммуникационное моделирование в системе повышения эффективности банковского менеджмента / М. Н. Конягина // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3. - С. 156-160.
21. Коробов С.Ю. Анализ и перспективы российского рынка кредитования малого и среднего бизнеса // Банковское кредитование. - 2017. - №4. - С. 88 - 99.
22. Кудряшов С. В. Потребительский банковский кредит: ресурсное
обеспечение и эффективность / С. В. Кудряшов. - М.: Юрайт, 2017. - 219 с.
23. Литвинов Е. О. Кредитное бремя населения России: вопросы теории и методологии: монография / Е. О. Литвинов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 318 с.
24. Международно-правовые стандарты регулирования банковской деятельности / А.С. Линников, Л.К. Карпов. - М.: Статут, 2017. - 173 с.
25. Павлова, И.В. Анализ тенденций рынка розничного кредитования / И.В. Павлова // Банковский ритейл. - 2018. - №1. - С. 17 - 30.
26. Поляков В. В. Розничные банковские услуги: продуктивный подход / В. В. Поляков. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 398 с.
27. Тавасиев А. М. Банковское дело. Управление и технологии: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А. М. Тавасиев; под ред. А. М. Тавасиева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 671 с.
28. Филина Ф.Н. и др. Все виды кредитования / Ф.Н. Филина, И.А. Толмачев, А.В. Сутягин. - М.: ГроссМедиа, 2017. - 416 с.
29. Финансы и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт, 2013. - 609 с.
30. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 492 с.
31. Щеголева Н.Г., Хабаров В.И. Финансы и кредит: учеб. пособие / Н.Г. Щеголева, В.И. Хабаров. - М.: Синергия, 2015. - 512 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ