Теоретико-методологические основы изучения психологической готовности детей к школьному обучению
|
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психологической готовности детей к школьному обучению 5
1.1. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста. Кризис 7 лет 5
1.2. Феномен готовности детей к обучению в школе. Параметры изучения психологической готовности детей к школьному обучению 9
Глава 2. основные криетрии готовности ребенка к обучению в школе 12
2.1. Особенность психологического развития дошкольника 12
2.2. Факторы психического развития детей 15
2.2.1 Волевая готовность 15
2.2.2. Внутренняя позиция школьника и мотивы учения. 17
2.2.3. Доминирование социальных мотивов учения 18
2.2.4. Доминирование познавательной мотивации 18
2.2.5. Фактор произвольности как компонент психологической готовности к школе. Мотивация 19
2.2.5. Социально-психологическая адаптация ребенка к школе. 19
2.2.6. Подвижные игры 20
Заключение 23
Список используемой литературы 26
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психологической готовности детей к школьному обучению 5
1.1. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста. Кризис 7 лет 5
1.2. Феномен готовности детей к обучению в школе. Параметры изучения психологической готовности детей к школьному обучению 9
Глава 2. основные криетрии готовности ребенка к обучению в школе 12
2.1. Особенность психологического развития дошкольника 12
2.2. Факторы психического развития детей 15
2.2.1 Волевая готовность 15
2.2.2. Внутренняя позиция школьника и мотивы учения. 17
2.2.3. Доминирование социальных мотивов учения 18
2.2.4. Доминирование познавательной мотивации 18
2.2.5. Фактор произвольности как компонент психологической готовности к школе. Мотивация 19
2.2.5. Социально-психологическая адаптация ребенка к школе. 19
2.2.6. Подвижные игры 20
Заключение 23
Список используемой литературы 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. В условиях современного активно развивающегося образования особую актуальность приобретает изучение развития готовности детей к обучению в школе в дошкольном образовании.
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе - итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном возрасте. Она формируется постепенно и зависит от целого ряда условий, прежде всего от организации и содержания дошкольного образования.
Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.
Необходимость изучения школьной готовности как целостного, системного, образования неоднократно отмечалась различными авторами:
А. В. Запорожцем, А. А. Люблинской, Л. А. Венгером, Ю. З. Гильбухом и другими, но осуществление такого исследования неизбежно сталкивается с трудностями методологического характера, так как предполагает использование нетрадиционного для детской психологии системного подхода в исследовании психики.
Цель курсовой работы: выявить факторы, обуславливающие психологическую готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольного образования.
Задачи курсовой работы:
изучить психологическую характеристику старшего дошкольного возраста, рассмотрев кризис семи лет и его роль в дошкольном обучении;
рассмотреть феномен готовности детей к обучению в школе;
раскрыть параметры изучения психологической готовности детей к школьному обучению;
раскрыть основные факторы, обуславливающие психологическую готовность детей к обучению в школе.
Объект исследования – психологические факторы, влияющие на условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе.
Предмет исследования – готовность дошкольников к обучению в школе.
Гипотеза исследования. Исходя из очевидной значимости психологической готовности ребенка к школьному обучению, мы можем предположить, что существует ряд факторов, по которым возможно выявить уровень готовности детей к обучению в школе и чем выше данная готовность, тем выше уровень школьной адаптации и мотивации учащихся первого класса.
Методы исследования:
1). Анализ психолого-педагогической литературы. 2). Наблюдение. 3). Беседа.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы отечественной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, и др.); исследования отечественных и зарубежных психологов в области психологии развития и педагогической психологии (А. Нейфельд, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Ж. Пиаже, Ст. Холл, В. Штерн и др.); системогенетическая концепция готовности к обучению (Н. В. Нижегородцева); частные теории готовности к обучению в школе и школьной зрелости (Ст. Холл, Я. Йирасек, Н. Сейферт, Ф. Керн, и др.).
Структура курсовой работы обусловлена логикой проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, и приложений.
Актуальность темы курсовой работы. В условиях современного активно развивающегося образования особую актуальность приобретает изучение развития готовности детей к обучению в школе в дошкольном образовании.
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе - итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном возрасте. Она формируется постепенно и зависит от целого ряда условий, прежде всего от организации и содержания дошкольного образования.
Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.
Необходимость изучения школьной готовности как целостного, системного, образования неоднократно отмечалась различными авторами:
А. В. Запорожцем, А. А. Люблинской, Л. А. Венгером, Ю. З. Гильбухом и другими, но осуществление такого исследования неизбежно сталкивается с трудностями методологического характера, так как предполагает использование нетрадиционного для детской психологии системного подхода в исследовании психики.
Цель курсовой работы: выявить факторы, обуславливающие психологическую готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольного образования.
Задачи курсовой работы:
изучить психологическую характеристику старшего дошкольного возраста, рассмотрев кризис семи лет и его роль в дошкольном обучении;
рассмотреть феномен готовности детей к обучению в школе;
раскрыть параметры изучения психологической готовности детей к школьному обучению;
раскрыть основные факторы, обуславливающие психологическую готовность детей к обучению в школе.
Объект исследования – психологические факторы, влияющие на условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе.
Предмет исследования – готовность дошкольников к обучению в школе.
Гипотеза исследования. Исходя из очевидной значимости психологической готовности ребенка к школьному обучению, мы можем предположить, что существует ряд факторов, по которым возможно выявить уровень готовности детей к обучению в школе и чем выше данная готовность, тем выше уровень школьной адаптации и мотивации учащихся первого класса.
Методы исследования:
1). Анализ психолого-педагогической литературы. 2). Наблюдение. 3). Беседа.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы отечественной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, и др.); исследования отечественных и зарубежных психологов в области психологии развития и педагогической психологии (А. Нейфельд, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Ж. Пиаже, Ст. Холл, В. Штерн и др.); системогенетическая концепция готовности к обучению (Н. В. Нижегородцева); частные теории готовности к обучению в школе и школьной зрелости (Ст. Холл, Я. Йирасек, Н. Сейферт, Ф. Керн, и др.).
Структура курсовой работы обусловлена логикой проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темпы развития современного образования во многом обусловлены качеством формирования у его субъектов готовности к развитию. В становлении такой готовности большое значение имеет этап дошкольного образования.
В настоящее время проблема готовности детей к обучению в школе обуславливается многими факторами. Исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс неготовыми к обучению. У них недостаточно сформированы социальные, психологические, эмоционально-волевые качества.
Психологическая готовность к обучению в школе является характеристикой индивидуального развития ребенка как активного субъекта современного общества и отражает функциональную целостность и неповторимость индивидуальности ребенка.
Проведенное исследование по изучению факторов, обуславливающих готовность детей к обучению в школе в условиях разных программ дошкольного образования показало, что основным содержанием понятия «готовность детей к обучению в школе» является готовность к учебной деятельности, которая представляет сложное системное образование, включающее качества и свойства всех уровней психики. Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют психологическую структуру готовности детей к обучению в школе. Психологическая структура готовности к обучению в школе соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание определяется спецификой учебной деятельности и учебного материала на начальном этапе обучения. Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности, образуют взаимосвязи различной значимости.
В настоящей курсовой работе мы исследовали проблему факторов, которыми обуславливается психологическая готовность детей к обучению в школе. Мы выяснили, что в данном конкретном случае тесной взаимозависимости между высоким уровнем готовности к школе и школьной адаптацией нет – множество внешних, объективных и субъективных факторов оказывает большое влияние на процесс адаптации ребенка в школе и его развитие в современной школьной среде. Тем не менее, мы не можем отрицать того факта, что чем лучше готовность к школе, тем быстрее и успешнее ребенок адаптируется в школе.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
Темпы развития современного образования во многом обусловлены качеством формирования у его субъектов готовности к развитию. В становлении такой готовности большое значение имеет этап дошкольного образования.
В настоящее время проблема готовности детей к обучению в школе обуславливается многими факторами. Исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс неготовыми к обучению. У них недостаточно сформированы социальные, психологические, эмоционально-волевые качества.
Психологическая готовность к обучению в школе является характеристикой индивидуального развития ребенка как активного субъекта современного общества и отражает функциональную целостность и неповторимость индивидуальности ребенка.
Проведенное исследование по изучению факторов, обуславливающих готовность детей к обучению в школе в условиях разных программ дошкольного образования показало, что основным содержанием понятия «готовность детей к обучению в школе» является готовность к учебной деятельности, которая представляет сложное системное образование, включающее качества и свойства всех уровней психики. Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют психологическую структуру готовности детей к обучению в школе. Психологическая структура готовности к обучению в школе соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание определяется спецификой учебной деятельности и учебного материала на начальном этапе обучения. Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности, образуют взаимосвязи различной значимости.
В настоящей курсовой работе мы исследовали проблему факторов, которыми обуславливается психологическая готовность детей к обучению в школе. Мы выяснили, что в данном конкретном случае тесной взаимозависимости между высоким уровнем готовности к школе и школьной адаптацией нет – множество внешних, объективных и субъективных факторов оказывает большое влияние на процесс адаптации ребенка в школе и его развитие в современной школьной среде. Тем не менее, мы не можем отрицать того факта, что чем лучше готовность к школе, тем быстрее и успешнее ребенок адаптируется в школе.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
Подобные работы
- Диагностика психологической готовности детей к
школьному обучению
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая готовность ребенка к школе
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7
ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Проблема готовности детей к обучению в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Модель психолого - педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к обучению в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



