Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретико-методологические основы изучения психологической готовности детей к школьному обучению

Работа №3164

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы26 стр.
Год сдачи2015
Стоимость1790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1518
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психологической готовности детей к школьному обучению 5
1.1. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста. Кризис 7 лет 5
1.2. Феномен готовности детей к обучению в школе. Параметры изучения психологической готовности детей к школьному обучению 9
Глава 2. основные криетрии готовности ребенка к обучению в школе 12
2.1. Особенность психологического развития дошкольника 12
2.2. Факторы психического развития детей 15
2.2.1 Волевая готовность 15
2.2.2. Внутренняя позиция школьника и мотивы учения. 17
2.2.3. Доминирование социальных мотивов учения 18
2.2.4. Доминирование познавательной мотивации 18
2.2.5. Фактор произвольности как компонент психологической готовности к школе. Мотивация 19
2.2.5. Социально-психологическая адаптация ребенка к школе. 19
2.2.6. Подвижные игры 20
Заключение 23
Список используемой литературы 26


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. В условиях современного активно развивающегося образования особую актуальность приобретает изучение развития готовности детей к обучению в школе в дошкольном образовании.
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе - итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном возрасте. Она формируется постепенно и зависит от целого ряда условий, прежде всего от организации и содержания дошкольного образования.
Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.
Необходимость изучения школьной готовности как целостного, системного, образования неоднократно отмечалась различными авторами:
А. В. Запорожцем, А. А. Люблинской, Л. А. Венгером, Ю. З. Гильбухом и другими, но осуществление такого исследования неизбежно сталкивается с трудностями методологического характера, так как предполагает использование нетрадиционного для детской психологии системного подхода в исследовании психики.
Цель курсовой работы: выявить факторы, обуславливающие психологическую готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольного образования.
Задачи курсовой работы:
 изучить психологическую характеристику старшего дошкольного возраста, рассмотрев кризис семи лет и его роль в дошкольном обучении;
 рассмотреть феномен готовности детей к обучению в школе;
 раскрыть параметры изучения психологической готовности детей к школьному обучению;
 раскрыть основные факторы, обуславливающие психологическую готовность детей к обучению в школе.
Объект исследования – психологические факторы, влияющие на условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе.
Предмет исследования – готовность дошкольников к обучению в школе.
Гипотеза исследования. Исходя из очевидной значимости психологической готовности ребенка к школьному обучению, мы можем предположить, что существует ряд факторов, по которым возможно выявить уровень готовности детей к обучению в школе и чем выше данная готовность, тем выше уровень школьной адаптации и мотивации учащихся первого класса.
Методы исследования:
1). Анализ психолого-педагогической литературы. 2). Наблюдение. 3). Беседа.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы отечественной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, и др.); исследования отечественных и зарубежных психологов в области психологии развития и педагогической психологии (А. Нейфельд, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Ж. Пиаже, Ст. Холл, В. Штерн и др.); системогенетическая концепция готовности к обучению (Н. В. Нижегородцева); частные теории готовности к обучению в школе и школьной зрелости (Ст. Холл, Я. Йирасек, Н. Сейферт, Ф. Керн, и др.).
Структура курсовой работы обусловлена логикой проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, и приложений. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Темпы развития современного образования во многом обусловлены качеством формирования у его субъектов готовности к развитию. В становлении такой готовности большое значение имеет этап дошкольного образования.
В настоящее время проблема готовности детей к обучению в школе обуславливается многими факторами. Исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс неготовыми к обучению. У них недостаточно сформированы социальные, психологические, эмоционально-волевые качества.
Психологическая готовность к обучению в школе является характеристикой индивидуального развития ребенка как активного субъекта современного общества и отражает функциональную целостность и неповторимость индивидуальности ребенка.
Проведенное исследование по изучению факторов, обуславливающих готовность детей к обучению в школе в условиях разных программ дошкольного образования показало, что основным содержанием понятия «готовность детей к обучению в школе» является готовность к учебной деятельности, которая представляет сложное системное образование, включающее качества и свойства всех уровней психики. Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют психологическую структуру готовности детей к обучению в школе. Психологическая структура готовности к обучению в школе соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание определяется спецификой учебной деятельности и учебного материала на начальном этапе обучения. Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности, образуют взаимосвязи различной значимости.
В настоящей курсовой работе мы исследовали проблему факторов, которыми обуславливается психологическая готовность детей к обучению в школе. Мы выяснили, что в данном конкретном случае тесной взаимозависимости между высоким уровнем готовности к школе и школьной адаптацией нет – множество внешних, объективных и субъективных факторов оказывает большое влияние на процесс адаптации ребенка в школе и его развитие в современной школьной среде. Тем не менее, мы не можем отрицать того факта, что чем лучше готовность к школе, тем быстрее и успешнее ребенок адаптируется в школе.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 208 с.
2. Акимова Е. Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся в разных системах начального обучения. Автореферат дис.канд.психол.наук; Изд-во ЯГПУ, 2002. -27 с.
3. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей. - М.: Изд-во инст-та практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-79 с.
4. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! / Предисловие
А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1983.- 208 с.
5. Ананьев Б. Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. – С. 5-36.
6. Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т.1.-С.19-54.
7. Антропова М. В., Кольцова М. М. Морфологические критерии школьной зрелости // Здоровье и воспитание детей дошкольного возраста в СССР. -М., 1978. -С. 21-24.
8. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе. - М.: Знание, 1983-94 с.
9. Безруких М. М. Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.-176 с.
10. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.
11. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. —М.: изд. ин-та проф. Обр. МО России, 1995. - 236 с.
12. Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии личности. В 2-х т. - СПб.: «Алтейя», 1999. Т.1. - 255 с; Т.2. - 281 с
13. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. / Изд. подг. Вал. А. Луковым, Вл.А. Луковым. - СПб.: Союз, 1998. - 432 с.
14. Бине А., Анри В. Индивидуальная психология. Пер. с фр. А.В.Савицкой // Бине, В.Анри, Куртье, Филипп. Введение в экспериментальную психологию / Под ред. А.И.Введенского. - СПб., 1903.-С. 133-215
15. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. вбт.Т.З.-М., 1983.
16. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 5 т. – Т.1 – С. 376–385.
17. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. Т.2. - М.,1982.
18. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.—479 с.
19. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти Т. - М.: Педагогика.Т.2. /1982. - 504с; Т.3.1983. - 368с; Т.4.1984. - 432с.
20. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства.- М: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 255 с.
21. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.
22. Квинтилиан М. Ф. Наставление оратору // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост Н.Б. Мчедлидзе и др. — 2-е изд., дополн.- М: Просвещение, 1986.- С.25-26.
23. Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации / Пер. с нем.-СПб, 1911.-259 с.
24. Кравцов. Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.- М.: Знание, 1987.-80 с.
25. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников. // Советская педагогика. - 1968. №7.
26. Лесгафг П. Ф. Школьные типы.- СПб., 1885. - 149 с.
27. Лисина М. И. Подготовка к школьному обучению и общение детей со взрослыми // Формирование школьной зрелости ребенка. - Талин, 1982. -G97- 100.
28. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред.
М. В. Залужской. Изд.2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1975.-378 с.
29. Поддъяков Н. Н. Мышление школьника. - М.: Педагогика, 1977. - 272 с.
30. Психология труда и личности учителя // Сборник научн. трудов. Вып.2 / Под ред. А. И. Щербакова.- Л., 1977. - 157 с.
31. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н.Поддьякова и А. Ф.Говорковой. -М.: Педагогика, 1985. -200с.
32. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. П Ананьева и Е. И. Степановой.- М.: Педагогика, 1972. - 246 с.
33. Раппопорт А. Различные подходы к общей теории систем. - М.: Наука, 1969.-С. 55-79.
34. Реан А. А. Психология педагогической деятельности.- Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994.-81 с.
35. Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского ун-та. -1978. - №.171. - С. 40-49.
36. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. Актуальные проблемы и пути развития.-М., 1998.-128с.
37. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция - М.: МГУ, 1988. - 198 с.
38. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2003, - 160 с.
39. Элъконин Д. Р. Избранные психологические труды / Под ред.В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. -560 с.
40. Юнг К. Т. Психологические типы: Пер. с нем. / Под общ. ред. В.Зеленского. - М : Университетская книга: ACT, 1996. - 715 с.
41. Якобсон С. Т., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. - 1988.- №3.-C. 30-36.
42. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.
43. Ярошевский М. Г. История психологии. 2-е перераб. Изд.- М.: «Мысль», 1976.-463 с.
44. Ясюкова Л. А. Особенности интеллектуального развития детей в зависимости от программ обучения / Психологическая газета.-1997.-№ П.-С.5.
45. Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании //Вопросы философии. - 1973. -№6. - С. 98-111.
46. Берцфаи Л. В. Захаров А.В. Особенности оценки школьниками процесса и результатов решения задач // Вопросы психологии.-1975.-№6. - С. 59-68.
47. Леушина А. М. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 4. - С. 42 - 47.
48. Поливанова Н. И, Ривина И. В. и др. Типы и динамика развития системности мышления детей, пришедших в школу из разных образовательных сред // Психологическая наука и образование. —1999. - №1.-С. 11-24.
49. Поливанова Н. И., Ривина И. В. и др. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2.- С. 11-24.
50. Якобсон С. Т., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. - 1988.- №3.-C. 30-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ