ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности подростков 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий
«компетентность», «социальная компетентность» 10
1.2 Возрастные особенности формирования социальной компетентности
подростков 21
1.3 Формы и методы формирования социальной компетентности
подростков 30
Выводы по I главе 45
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной компетентности подростков 47
2.1 Организация эксперимента и анализ исходного уровня социальной
компетентности подростков 47
2.2 Реализация программы формирования социальной компетентности
подростков 53
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента 62
Выводы по II главе 67
Заключение 68
Список литературы 72
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности подростков 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий
«компетентность», «социальная компетентность» 10
1.2 Возрастные особенности формирования социальной компетентности
подростков 21
1.3 Формы и методы формирования социальной компетентности
подростков 30
Выводы по I главе 45
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной компетентности подростков 47
2.1 Организация эксперимента и анализ исходного уровня социальной
компетентности подростков 47
2.2 Реализация программы формирования социальной компетентности
подростков 53
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента 62
Выводы по II главе 67
Заключение 68
Список литературы 72
Приложение
Актуальность исследования темы нашей выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью изучения и анализа данной информации в современных условиях. Именно поэтому для подробного рассмотрения нами было выбрано изучение социальной компетентности подростков. Традиционно целью школьного образования являлись знания, умения и навыки, которыми должен овладеть выпускник школы. В настоящее время такой подход в образовании оказывается недостаточным.
В свете современной экономической и политической ситуации в стране к молодому поколению предъявляются иные требования. Сегодня обществу нужны не только умные и целеустремленные выпускники, но и личности, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними профессиональные задачи и умеющие быстро ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Следовательно, одной из главных задач современной школы является подготовка успешной личности, умеющей выстраивать стратегию взаимодействия с другими людьми, выбирать правильные социальные ориентиры и организовывать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность неотрывно связана с профессиональной компетентностью и интеграция этих составляющих характеризует современный тип личности, составляет основу человеческого ресурса [5].
Это находит отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных стандартах образования. В этих и других нормативных документах подчеркивается, что проблема развития социальной компетенции у детей - важная
социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы [9].
В научной литературе представлены различные толкования понятия «социальная компетенция». Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит констатирующий характер.
Преимущественно формулируются общие требования к социальной компетенции личности, подчеркивается её важность и значимость в условиях современного общества, рассматривается проявление социальной компетенции в определенных сферах социального взаимодействия (В.М. Басова, А.А. Бодалева, Н. В. Калинина). Рассматриваются различные аспекты социальной компетенции, вопросы структуры, пути и средства ее формирования. Разрабатываются различные методы диагностики социальной компетенции, однако сохраняется традиция определения социальной компетенции как совокупности усвоенных знаний, умений, навыков, шаблонов, стереотипов, моделей поведения. [4, 6, 15].
Ряд исследователей (О.Г. Тринитатская) отмечают, что одним из определяющих факторов формирования социальных компетенций является развивающая среда. [35].
Под развивающей средой ими понимается система условий, обеспечивающая социально-адаптивное поведение учащихся, взаимодействие с окружающими людьми, сохранение и укрепление здоровья, развитие личности школьника.
Если рассматривать социальную компетентность как реализованную возможность личности в совершенствовании социопространства в целом и себя в этом пространстве, в частности, можно прийти к выводу, что воспитывающая среда образовательного учреждения способна моделировать социальное поведение человека, давая ему возможность приобретать опыт субъектной самореализации, развивать социальные компетенции. Именно это положение становится значимым в процессе формирования социальных компетентность через воспитывающую среду. Результатом процесса социализации учащихся, то есть результатом реального взаимодействия школы и среды становится новый уровень социальной компетенции школьника. Тогда формирование социальной компетентности становится сегодня для современной школы одной из важных педагогических задач [3].
К микрофакторам, которые влияют на школьника, относятся семья, сверстники, микросоциум, различные образовательные и воспитательные организации. Школе необходимо активно включаться в процесс социализации подростков, взаимодействуя с перечисленными микрофакторами, учитывая их непосредственное влияние на формирование личности учащегося. Школа как воспитательный институт «проводит в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» [9].
Обобщая имеющиеся подходы к характеристике социальной компетентности, можно сказать, что данный феномен предполагает наличие по крайне мере двух факторов:
- наличие в образовательном учреждении развивающей среды, обеспечивающей процесс формирования социальной компетентности учащихся;
- разработка и использование в учебно-воспитательном процессе методов, направленных на формирование социальной компетентности.
Как и всякое научное понятие, социальная компетенция имеет свою структуру, содержательные смыслы в различных аспектах.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Содержанием развития социальной
компетентности в этом возрасте является: развитие у подростка уважения к преподавателю, другим ученикам, их интересам и деятельности, преодоление эгоцентризма; сохранение позитивного отношения
подростков к взрослым, создание ситуации партнерства и взаимного уважения в учебном процессе; содействие усвоению подростками норм дружбы, как важнейшего приобретения ребенка в подростковом возрасте; содействие подростку в завоевании авторитета у детей; формирование у детей рефлексии как механизма развития самосознания; воспитание умения аргументировать, проявлять уважение к позиции другого человека, толерантность [11].
Однако анализ состояния данной проблемы в психологопедагогической литературе позволил выявить следующее противоречие между активизации внимания школ к проблемам формирования компетентности подростков, и недостаточной разработанности форм и методов, обеспечивающих формирование социальной компетентности.
Исходя из противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования социальной компетентности подростков?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование социальной компетентности подростков».
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование социальной компетентности подростков.
Объект исследования: процесс формирования социальной
компетентности подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования социальной компетентности подростков.
Г ипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования социальной компетентности подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «компетентность» и «социальная компетентность подростков»;
- учитывать возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков;
- разработать и внедрить программу, направленную на формирование социальной компетентности подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Изучить сущностно-содержательную характеристику понятий «компетентность» и «социальная компетентность подростков».
2) Выявить возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков.
3) Раскрыть формы и методы формирования социальной компетентности подростков
4) Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность программы формирования социальной компетентности подростков.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа; педагогический эксперимент, методы математической обработки.
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ. Теоретическую базу исследования составили труды таких
известных ученых: методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. И. Матис и др.); компетентностей (А. А. Вербицкий, Д. А. Иванов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г.
К. Се-левко, А. В. Хуторской и др.), личностно-ориентированный (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская, В. В. Сериков) подходы; принципы и методы системного подхода (А. А. Бодалев, В. П. Беспалько, В. С. Ильин,
B. А. Караковский, JI. И. Новикова, и др.); в области изучения социальной компетенции у подростков, как Г.М. Беспалова, Г.Г. Богачева, Д.Б. Воронцов, И.В. Габелая, Н. В. Калинина, В.А. Левин, Н.Н. Нагайченко,
C. B. Новоселова, В.И. Панов, О.Г. Тринитатская, П.А. Шептенко и др.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Бирюлинская СОШ Высокогорского муниципального района». В эксперименте приняли участие 24 ребенка подросткового возраста, 14 девочек и 10 мальчиков.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа по формированию социальной компетенции у подростков, в основу, которой легли выявленные нами методы и формы педагогического воздействия;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, методы и формы формирования социальной компетенции у подростков, которые нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с подростками, в процессе педпрактики в школе. Материалы данной работы могут использоваться в методических пособиях для учителей, психологов, социальных педагогов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
В свете современной экономической и политической ситуации в стране к молодому поколению предъявляются иные требования. Сегодня обществу нужны не только умные и целеустремленные выпускники, но и личности, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними профессиональные задачи и умеющие быстро ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Следовательно, одной из главных задач современной школы является подготовка успешной личности, умеющей выстраивать стратегию взаимодействия с другими людьми, выбирать правильные социальные ориентиры и организовывать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность неотрывно связана с профессиональной компетентностью и интеграция этих составляющих характеризует современный тип личности, составляет основу человеческого ресурса [5].
Это находит отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных стандартах образования. В этих и других нормативных документах подчеркивается, что проблема развития социальной компетенции у детей - важная
социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы [9].
В научной литературе представлены различные толкования понятия «социальная компетенция». Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит констатирующий характер.
Преимущественно формулируются общие требования к социальной компетенции личности, подчеркивается её важность и значимость в условиях современного общества, рассматривается проявление социальной компетенции в определенных сферах социального взаимодействия (В.М. Басова, А.А. Бодалева, Н. В. Калинина). Рассматриваются различные аспекты социальной компетенции, вопросы структуры, пути и средства ее формирования. Разрабатываются различные методы диагностики социальной компетенции, однако сохраняется традиция определения социальной компетенции как совокупности усвоенных знаний, умений, навыков, шаблонов, стереотипов, моделей поведения. [4, 6, 15].
Ряд исследователей (О.Г. Тринитатская) отмечают, что одним из определяющих факторов формирования социальных компетенций является развивающая среда. [35].
Под развивающей средой ими понимается система условий, обеспечивающая социально-адаптивное поведение учащихся, взаимодействие с окружающими людьми, сохранение и укрепление здоровья, развитие личности школьника.
Если рассматривать социальную компетентность как реализованную возможность личности в совершенствовании социопространства в целом и себя в этом пространстве, в частности, можно прийти к выводу, что воспитывающая среда образовательного учреждения способна моделировать социальное поведение человека, давая ему возможность приобретать опыт субъектной самореализации, развивать социальные компетенции. Именно это положение становится значимым в процессе формирования социальных компетентность через воспитывающую среду. Результатом процесса социализации учащихся, то есть результатом реального взаимодействия школы и среды становится новый уровень социальной компетенции школьника. Тогда формирование социальной компетентности становится сегодня для современной школы одной из важных педагогических задач [3].
К микрофакторам, которые влияют на школьника, относятся семья, сверстники, микросоциум, различные образовательные и воспитательные организации. Школе необходимо активно включаться в процесс социализации подростков, взаимодействуя с перечисленными микрофакторами, учитывая их непосредственное влияние на формирование личности учащегося. Школа как воспитательный институт «проводит в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» [9].
Обобщая имеющиеся подходы к характеристике социальной компетентности, можно сказать, что данный феномен предполагает наличие по крайне мере двух факторов:
- наличие в образовательном учреждении развивающей среды, обеспечивающей процесс формирования социальной компетентности учащихся;
- разработка и использование в учебно-воспитательном процессе методов, направленных на формирование социальной компетентности.
Как и всякое научное понятие, социальная компетенция имеет свою структуру, содержательные смыслы в различных аспектах.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Содержанием развития социальной
компетентности в этом возрасте является: развитие у подростка уважения к преподавателю, другим ученикам, их интересам и деятельности, преодоление эгоцентризма; сохранение позитивного отношения
подростков к взрослым, создание ситуации партнерства и взаимного уважения в учебном процессе; содействие усвоению подростками норм дружбы, как важнейшего приобретения ребенка в подростковом возрасте; содействие подростку в завоевании авторитета у детей; формирование у детей рефлексии как механизма развития самосознания; воспитание умения аргументировать, проявлять уважение к позиции другого человека, толерантность [11].
Однако анализ состояния данной проблемы в психологопедагогической литературе позволил выявить следующее противоречие между активизации внимания школ к проблемам формирования компетентности подростков, и недостаточной разработанности форм и методов, обеспечивающих формирование социальной компетентности.
Исходя из противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования социальной компетентности подростков?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование социальной компетентности подростков».
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование социальной компетентности подростков.
Объект исследования: процесс формирования социальной
компетентности подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования социальной компетентности подростков.
Г ипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования социальной компетентности подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «компетентность» и «социальная компетентность подростков»;
- учитывать возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков;
- разработать и внедрить программу, направленную на формирование социальной компетентности подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Изучить сущностно-содержательную характеристику понятий «компетентность» и «социальная компетентность подростков».
2) Выявить возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков.
3) Раскрыть формы и методы формирования социальной компетентности подростков
4) Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность программы формирования социальной компетентности подростков.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа; педагогический эксперимент, методы математической обработки.
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ. Теоретическую базу исследования составили труды таких
известных ученых: методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. И. Матис и др.); компетентностей (А. А. Вербицкий, Д. А. Иванов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г.
К. Се-левко, А. В. Хуторской и др.), личностно-ориентированный (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская, В. В. Сериков) подходы; принципы и методы системного подхода (А. А. Бодалев, В. П. Беспалько, В. С. Ильин,
B. А. Караковский, JI. И. Новикова, и др.); в области изучения социальной компетенции у подростков, как Г.М. Беспалова, Г.Г. Богачева, Д.Б. Воронцов, И.В. Габелая, Н. В. Калинина, В.А. Левин, Н.Н. Нагайченко,
C. B. Новоселова, В.И. Панов, О.Г. Тринитатская, П.А. Шептенко и др.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Бирюлинская СОШ Высокогорского муниципального района». В эксперименте приняли участие 24 ребенка подросткового возраста, 14 девочек и 10 мальчиков.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа по формированию социальной компетенции у подростков, в основу, которой легли выявленные нами методы и формы педагогического воздействия;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, методы и формы формирования социальной компетенции у подростков, которые нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с подростками, в процессе педпрактики в школе. Материалы данной работы могут использоваться в методических пособиях для учителей, психологов, социальных педагогов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Показателями высокого уровня социальной компетентности у подростков, появляющихся преимущественно в группе сверстников, является адекватный уровень системы притязаний; готовность к самоопределению; отсутствие барьеров в общении со сверстниками; социальная активность, включающую в себя готовность к усвоению социальных норм; реализацию уже сложившегося социального опыта в осуществлении личностного выбора и включенность в разнородную практическую деятельность.
Поэтому процессу формирования социальной компетентности необходимо отвести особое место в образовательных учреждениях.
Решение данной проблемы обусловило постановку следующих
задач:
1. Изучить сущностно-содержательную характеристику понятий «компетентность» и «социальная компетентность подростков».
Решение данной задачи осуществлялось в процессе изучения теоретической литературы. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам прийти к следующим выводам.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Социальная компетентность - сложное образование, под которым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности
социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей.
2. Выявить возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков.
При решении данной задачи в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было определено, что наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка, является переходный подростковый возраст.
К показателям социальной компетенции у подростков, появляющихся преимущественно в группе сверстников, следует отнести адекватный уровень системы притязаний; готовность к самоопределению; отсутствие барьеров в общении со сверстниками; социальную активность, включающую в себя готовность к усвоению социальных норм; реализацию уже сложившегося социального опыта в осуществлении личностного выбора и включенность в разнородную практическую деятельность.
В структуре социальной компетентности подростка педагоги и психологи выделяют такие показатели, как интеллектуально-гностический, эмоционально-рефлексивный, поведенческий. Интеллектуальногностический показатель социальной компетентности подразумевает наличие определенных знаний в сфере социального взаимодействия, которые включает не только знания о самом себе, но и это способность познавать другого человека, понимать намерения, чувства и состояние человека по вербальным и невербальным проявлениям; осознание важности владения разнообразными приемами общения, необходимого для обогащения социального и субъектного опыта в жизненном и профессиональном самоопределении. Эмоционально-рефлексивный показатель заключается в умении контролировать и анализировать своё эмоциональное состояние; владение умениями самоанализа, самоорганизации и самостимулирования; умении не только слушать, но и слышать, в способности понимать и сочувствовать другому человеку (эмпатия). Поведенческий показатель подразумевает наличие деятельности личности, ориентированной на творческое саморазвитие; способности адаптироваться в новых ситуациях социально-педагогического взаимодействия; умение контролировать свое поведение в конфликтной ситуации и выбирать верную стратегию поведения.
3. Раскрыть формы и методы формирования социальной компетентности подростков.
В ходе решения данной задачи мы определили, что применение разнообразных форм и методов несомненно способствует формированию социальной компетентности подростков.
Нами были рассмотрены различные формы, методы формирования социальной компетентности подростков благодаря которым создается эмоциональный настрой, выстраиваются социальные отношения. В рамках нашего исследования по формированию социальной компетентности были применены: групповое интервью, лекция-беседа, диспут, тренинг и имитационные методы.
4. Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность программы формирования социальной компетентности подростков.
Экспериментальная проверка позволила нам сделать вывод о достаточной эффективности разработанной программы «Быть компетентным здорово!», способствующая формированию социальной компетентности подростков.
После проведения опытно-экспериментальной работы нами было организовано контрольное исследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации
программы по формированию социальной компетентности.
Количество подростков, имеющих отставание в уровне социальной компетености на контрольном этапе эксперимента снизилось. Выявлена положительная динамика сформированности социальной компетентности в сферах самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, интерес к социальной жизни.
По полученным в нашем исследовании результатам, можно сделать вывод, что наша первоначальная гипотеза, получила своё экспериментальное подтверждение.
Поэтому процессу формирования социальной компетентности необходимо отвести особое место в образовательных учреждениях.
Решение данной проблемы обусловило постановку следующих
задач:
1. Изучить сущностно-содержательную характеристику понятий «компетентность» и «социальная компетентность подростков».
Решение данной задачи осуществлялось в процессе изучения теоретической литературы. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам прийти к следующим выводам.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Социальная компетентность - сложное образование, под которым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности
социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей.
2. Выявить возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков.
При решении данной задачи в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было определено, что наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка, является переходный подростковый возраст.
К показателям социальной компетенции у подростков, появляющихся преимущественно в группе сверстников, следует отнести адекватный уровень системы притязаний; готовность к самоопределению; отсутствие барьеров в общении со сверстниками; социальную активность, включающую в себя готовность к усвоению социальных норм; реализацию уже сложившегося социального опыта в осуществлении личностного выбора и включенность в разнородную практическую деятельность.
В структуре социальной компетентности подростка педагоги и психологи выделяют такие показатели, как интеллектуально-гностический, эмоционально-рефлексивный, поведенческий. Интеллектуальногностический показатель социальной компетентности подразумевает наличие определенных знаний в сфере социального взаимодействия, которые включает не только знания о самом себе, но и это способность познавать другого человека, понимать намерения, чувства и состояние человека по вербальным и невербальным проявлениям; осознание важности владения разнообразными приемами общения, необходимого для обогащения социального и субъектного опыта в жизненном и профессиональном самоопределении. Эмоционально-рефлексивный показатель заключается в умении контролировать и анализировать своё эмоциональное состояние; владение умениями самоанализа, самоорганизации и самостимулирования; умении не только слушать, но и слышать, в способности понимать и сочувствовать другому человеку (эмпатия). Поведенческий показатель подразумевает наличие деятельности личности, ориентированной на творческое саморазвитие; способности адаптироваться в новых ситуациях социально-педагогического взаимодействия; умение контролировать свое поведение в конфликтной ситуации и выбирать верную стратегию поведения.
3. Раскрыть формы и методы формирования социальной компетентности подростков.
В ходе решения данной задачи мы определили, что применение разнообразных форм и методов несомненно способствует формированию социальной компетентности подростков.
Нами были рассмотрены различные формы, методы формирования социальной компетентности подростков благодаря которым создается эмоциональный настрой, выстраиваются социальные отношения. В рамках нашего исследования по формированию социальной компетентности были применены: групповое интервью, лекция-беседа, диспут, тренинг и имитационные методы.
4. Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность программы формирования социальной компетентности подростков.
Экспериментальная проверка позволила нам сделать вывод о достаточной эффективности разработанной программы «Быть компетентным здорово!», способствующая формированию социальной компетентности подростков.
После проведения опытно-экспериментальной работы нами было организовано контрольное исследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации
программы по формированию социальной компетентности.
Количество подростков, имеющих отставание в уровне социальной компетености на контрольном этапе эксперимента снизилось. Выявлена положительная динамика сформированности социальной компетентности в сферах самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, интерес к социальной жизни.
По полученным в нашем исследовании результатам, можно сделать вывод, что наша первоначальная гипотеза, получила своё экспериментальное подтверждение.
Подобные работы
- Формирование социальной компетентности подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Формирование социальной компетентности у подростков в образовательном учреждении
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социальной компетентности подростков
Кафедра теории и практики социальной работы
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - Ситуация успеха как средство формирования социальной компетентности
подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование социальной компетентности подростков "группы" риска
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016 - Физическое воспитание как средство формирование социальной компетенции подростков в условиях школы-интерната
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ К СОЦИАЛЬНЫМ РИСКАМ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



