Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Работа №31639

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
803
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности подростков 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий
«компетентность», «социальная компетентность» 10
1.2 Возрастные особенности формирования социальной компетентности
подростков 21
1.3 Формы и методы формирования социальной компетентности
подростков 30
Выводы по I главе 45
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной компетентности подростков 47
2.1 Организация эксперимента и анализ исходного уровня социальной
компетентности подростков 47
2.2 Реализация программы формирования социальной компетентности
подростков 53
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента 62
Выводы по II главе 67
Заключение 68
Список литературы 72
Приложение


Актуальность исследования темы нашей выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью изучения и анализа данной информации в современных условиях. Именно поэтому для подробного рассмотрения нами было выбрано изучение социальной компетентности подростков. Традиционно целью школьного образования являлись знания, умения и навыки, которыми должен овладеть выпускник школы. В настоящее время такой подход в образовании оказывается недостаточным.
В свете современной экономической и политической ситуации в стране к молодому поколению предъявляются иные требования. Сегодня обществу нужны не только умные и целеустремленные выпускники, но и личности, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними профессиональные задачи и умеющие быстро ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Следовательно, одной из главных задач современной школы является подготовка успешной личности, умеющей выстраивать стратегию взаимодействия с другими людьми, выбирать правильные социальные ориентиры и организовывать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность неотрывно связана с профессиональной компетентностью и интеграция этих составляющих характеризует современный тип личности, составляет основу человеческого ресурса [5].
Это находит отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных стандартах образования. В этих и других нормативных документах подчеркивается, что проблема развития социальной компетенции у детей - важная
социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы [9].
В научной литературе представлены различные толкования понятия «социальная компетенция». Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит констатирующий характер.
Преимущественно формулируются общие требования к социальной компетенции личности, подчеркивается её важность и значимость в условиях современного общества, рассматривается проявление социальной компетенции в определенных сферах социального взаимодействия (В.М. Басова, А.А. Бодалева, Н. В. Калинина). Рассматриваются различные аспекты социальной компетенции, вопросы структуры, пути и средства ее формирования. Разрабатываются различные методы диагностики социальной компетенции, однако сохраняется традиция определения социальной компетенции как совокупности усвоенных знаний, умений, навыков, шаблонов, стереотипов, моделей поведения. [4, 6, 15].
Ряд исследователей (О.Г. Тринитатская) отмечают, что одним из определяющих факторов формирования социальных компетенций является развивающая среда. [35].
Под развивающей средой ими понимается система условий, обеспечивающая социально-адаптивное поведение учащихся, взаимодействие с окружающими людьми, сохранение и укрепление здоровья, развитие личности школьника.
Если рассматривать социальную компетентность как реализованную возможность личности в совершенствовании социопространства в целом и себя в этом пространстве, в частности, можно прийти к выводу, что воспитывающая среда образовательного учреждения способна моделировать социальное поведение человека, давая ему возможность приобретать опыт субъектной самореализации, развивать социальные компетенции. Именно это положение становится значимым в процессе формирования социальных компетентность через воспитывающую среду. Результатом процесса социализации учащихся, то есть результатом реального взаимодействия школы и среды становится новый уровень социальной компетенции школьника. Тогда формирование социальной компетентности становится сегодня для современной школы одной из важных педагогических задач [3].
К микрофакторам, которые влияют на школьника, относятся семья, сверстники, микросоциум, различные образовательные и воспитательные организации. Школе необходимо активно включаться в процесс социализации подростков, взаимодействуя с перечисленными микрофакторами, учитывая их непосредственное влияние на формирование личности учащегося. Школа как воспитательный институт «проводит в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» [9].
Обобщая имеющиеся подходы к характеристике социальной компетентности, можно сказать, что данный феномен предполагает наличие по крайне мере двух факторов:
- наличие в образовательном учреждении развивающей среды, обеспечивающей процесс формирования социальной компетентности учащихся;
- разработка и использование в учебно-воспитательном процессе методов, направленных на формирование социальной компетентности.
Как и всякое научное понятие, социальная компетенция имеет свою структуру, содержательные смыслы в различных аспектах.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Содержанием развития социальной
компетентности в этом возрасте является: развитие у подростка уважения к преподавателю, другим ученикам, их интересам и деятельности, преодоление эгоцентризма; сохранение позитивного отношения
подростков к взрослым, создание ситуации партнерства и взаимного уважения в учебном процессе; содействие усвоению подростками норм дружбы, как важнейшего приобретения ребенка в подростковом возрасте; содействие подростку в завоевании авторитета у детей; формирование у детей рефлексии как механизма развития самосознания; воспитание умения аргументировать, проявлять уважение к позиции другого человека, толерантность [11].
Однако анализ состояния данной проблемы в психологопедагогической литературе позволил выявить следующее противоречие между активизации внимания школ к проблемам формирования компетентности подростков, и недостаточной разработанности форм и методов, обеспечивающих формирование социальной компетентности.
Исходя из противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования социальной компетентности подростков?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование социальной компетентности подростков».
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование социальной компетентности подростков.
Объект исследования: процесс формирования социальной
компетентности подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования социальной компетентности подростков.
Г ипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования социальной компетентности подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «компетентность» и «социальная компетентность подростков»;
- учитывать возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков;
- разработать и внедрить программу, направленную на формирование социальной компетентности подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Изучить сущностно-содержательную характеристику понятий «компетентность» и «социальная компетентность подростков».
2) Выявить возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков.
3) Раскрыть формы и методы формирования социальной компетентности подростков
4) Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность программы формирования социальной компетентности подростков.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа; педагогический эксперимент, методы математической обработки.
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ. Теоретическую базу исследования составили труды таких
известных ученых: методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. И. Матис и др.); компетентностей (А. А. Вербицкий, Д. А. Иванов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г.
К. Се-левко, А. В. Хуторской и др.), личностно-ориентированный (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская, В. В. Сериков) подходы; принципы и методы системного подхода (А. А. Бодалев, В. П. Беспалько, В. С. Ильин,
B. А. Караковский, JI. И. Новикова, и др.); в области изучения социальной компетенции у подростков, как Г.М. Беспалова, Г.Г. Богачева, Д.Б. Воронцов, И.В. Габелая, Н. В. Калинина, В.А. Левин, Н.Н. Нагайченко,
C. B. Новоселова, В.И. Панов, О.Г. Тринитатская, П.А. Шептенко и др.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Бирюлинская СОШ Высокогорского муниципального района». В эксперименте приняли участие 24 ребенка подросткового возраста, 14 девочек и 10 мальчиков.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа по формированию социальной компетенции у подростков, в основу, которой легли выявленные нами методы и формы педагогического воздействия;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, методы и формы формирования социальной компетенции у подростков, которые нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с подростками, в процессе педпрактики в школе. Материалы данной работы могут использоваться в методических пособиях для учителей, психологов, социальных педагогов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Показателями высокого уровня социальной компетентности у подростков, появляющихся преимущественно в группе сверстников, является адекватный уровень системы притязаний; готовность к самоопределению; отсутствие барьеров в общении со сверстниками; социальная активность, включающую в себя готовность к усвоению социальных норм; реализацию уже сложившегося социального опыта в осуществлении личностного выбора и включенность в разнородную практическую деятельность.
Поэтому процессу формирования социальной компетентности необходимо отвести особое место в образовательных учреждениях.
Решение данной проблемы обусловило постановку следующих
задач:
1. Изучить сущностно-содержательную характеристику понятий «компетентность» и «социальная компетентность подростков».
Решение данной задачи осуществлялось в процессе изучения теоретической литературы. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам прийти к следующим выводам.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Социальная компетентность - сложное образование, под которым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности
социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей.
2. Выявить возрастные особенности формирования социальной компетентности подростков.
При решении данной задачи в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было определено, что наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка, является переходный подростковый возраст.
К показателям социальной компетенции у подростков, появляющихся преимущественно в группе сверстников, следует отнести адекватный уровень системы притязаний; готовность к самоопределению; отсутствие барьеров в общении со сверстниками; социальную активность, включающую в себя готовность к усвоению социальных норм; реализацию уже сложившегося социального опыта в осуществлении личностного выбора и включенность в разнородную практическую деятельность.
В структуре социальной компетентности подростка педагоги и психологи выделяют такие показатели, как интеллектуально-гностический, эмоционально-рефлексивный, поведенческий. Интеллектуальногностический показатель социальной компетентности подразумевает наличие определенных знаний в сфере социального взаимодействия, которые включает не только знания о самом себе, но и это способность познавать другого человека, понимать намерения, чувства и состояние человека по вербальным и невербальным проявлениям; осознание важности владения разнообразными приемами общения, необходимого для обогащения социального и субъектного опыта в жизненном и профессиональном самоопределении. Эмоционально-рефлексивный показатель заключается в умении контролировать и анализировать своё эмоциональное состояние; владение умениями самоанализа, самоорганизации и самостимулирования; умении не только слушать, но и слышать, в способности понимать и сочувствовать другому человеку (эмпатия). Поведенческий показатель подразумевает наличие деятельности личности, ориентированной на творческое саморазвитие; способности адаптироваться в новых ситуациях социально-педагогического взаимодействия; умение контролировать свое поведение в конфликтной ситуации и выбирать верную стратегию поведения.
3. Раскрыть формы и методы формирования социальной компетентности подростков.
В ходе решения данной задачи мы определили, что применение разнообразных форм и методов несомненно способствует формированию социальной компетентности подростков.
Нами были рассмотрены различные формы, методы формирования социальной компетентности подростков благодаря которым создается эмоциональный настрой, выстраиваются социальные отношения. В рамках нашего исследования по формированию социальной компетентности были применены: групповое интервью, лекция-беседа, диспут, тренинг и имитационные методы.
4. Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность программы формирования социальной компетентности подростков.
Экспериментальная проверка позволила нам сделать вывод о достаточной эффективности разработанной программы «Быть компетентным здорово!», способствующая формированию социальной компетентности подростков.
После проведения опытно-экспериментальной работы нами было организовано контрольное исследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации
программы по формированию социальной компетентности.
Количество подростков, имеющих отставание в уровне социальной компетености на контрольном этапе эксперимента снизилось. Выявлена положительная динамика сформированности социальной компетентности в сферах самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, интерес к социальной жизни.
По полученным в нашем исследовании результатам, можно сделать вывод, что наша первоначальная гипотеза, получила своё экспериментальное подтверждение.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - Екатеринбург: Смитт, 2009. - 256 с.
2. Авдеев В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей / В.М. Авдеев // Социальногуманитарные знания. - 2006. - № 6. - С. 6-14
3. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Сфера, 2008. - 358 с.
4. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: Учебное пособие к спецкурск. /В.М. Басова. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 188с.
5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. -Режим доступа:
http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm
6. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 2009. - 366 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
(Психологическое исследование) / Л.И. Божович. - М.:
Просвещение, 2008. - 464 с.
8. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2012. - 342 с.
9. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 2008. - 256 с.
10. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2007. - 368 с.
11. Зарипова Е.И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: Дис. . канд. пед. наук. -Омск, 2005. - 256 с.
12.Зеер Э.Ф. Практика формирования компетенций: методологический аспект / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. - C. 6
13. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С.7-13
14. Иванов Л.М. Применение нидерландской модели повышения социальной компетенции подростков / Л.М. Иванов, Е. В. Конева // Вестник психологической и социально-реабилитационной работы. - 2001. - № 2. - С. 35-54
15. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В. Калинина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 228 с.
16. Калинина Н.В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения / Н.В. Калинина // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М.: Сфера, 2001. - С. 146-148
17. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: автореф. дисс. канд. психол. наук 19.00.05 / Е.В. Коблянская. - СПб., 1995. - 22 с.
18. Кон И.С. Какими они себя видят? / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 2008. - 256 с.
19. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю.С. Кострова // Молодой ученый. - 2011. - № 12. - Т.2. - С. 102104
20. Куницина В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность / В.Н. Куницина. - СПб.: СпбГУ, 1995. - С. 34-36
21. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. - М.: 1969. - 145 с.
22. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е.
Лебедев // Педагогический колледж №1 им. Н. А. Некрасова: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.nekrasovspb .ru/publ ica-tion/cgi-bin/publ. cgi7event=3 &id=22.
23. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков / И.И. Лукъянова // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 41-47
24. Марасанов Г.И., Ротатаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте / Г.И. Марасанов, Н.А. Ротатаева. - М.: Сфера, 2003. - 172 с.
25. Масленникова В.Ш. Личностная композиция социального отношения // Современные концепции воспитания / В.Ш. Масленникова. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. - С. 84-89
26. Михайлина М.Ю. Социальная компетентность подростка как способ преодоления кризисной ситуации / М.Ю. Михайлина // Психология системного функционирования личности. - Саратов: СРМ, 2004. - С. 12-19
27. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2010. - 432 с.
28.Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 367 с.
29.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании / Р.В. Овчарова. - М.: Творческий центр «Сфера», 2010. - 348 с.
30. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
31. Реан А.А., Коломинский Я.А. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 389 с.
32. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Сфера, 1994. - 278 с.
33. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 1994 . - № 1. - С. 16-18
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2009. - 478 с.
35. Тринитатская О.Г. Организационно-педагогические условия и критерии эффективности формирования развивающей среды общеобразовательного учреждения / О.Г. Тринитатская // Российский психологический журнал. - 2008. - Т. 5. - № 2. - С. 2638
36. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С.А. Учурова // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - № 50. - С. 47-51
37. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И.Фельдштейн. - М.: Просвещение, 2009. - 389 с.
38. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 2009. - 467 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ