ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
|
Введение 3
I. Теоретические аспекты проблемы формирования личностной
готовности к школе 7
1.1 Проблема готовности детей к обучению в школе 7
1.2 Личностная готовность к школе как компонент общей
готовности 12
1.3 Психолого-педагогические условия формирования личностной
готовности к школе 19
Выводы по I главе 28
II. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий
формирования личностной готовности к школе 29
2.1 Выявление исходных показателей по проблеме исследования 29
2.2 Организация работы по формированию личностной готовности к
школьному обучению 36
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 43
Выводы по II главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложения
I. Теоретические аспекты проблемы формирования личностной
готовности к школе 7
1.1 Проблема готовности детей к обучению в школе 7
1.2 Личностная готовность к школе как компонент общей
готовности 12
1.3 Психолого-педагогические условия формирования личностной
готовности к школе 19
Выводы по I главе 28
II. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий
формирования личностной готовности к школе 29
2.1 Выявление исходных показателей по проблеме исследования 29
2.2 Организация работы по формированию личностной готовности к
школьному обучению 36
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 43
Выводы по II главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложения
В настоящее время актуальность исследования личностной готовности дошкольников к процессу обучения связана, прежде всего, с необходимостью выявления факторов, обусловливающих их готовность к школьному обучению.
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка, не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного воздействия.
Необходимо отметить, что в отношении к школе у будущих первоклассников проецируются ожидаемые опасения и затруднения, оказывающие существенное влияние на формирование учебной мотивации, успешность обучения в школе, в целом личностное развитие будущего школьника.. Выявление особенностей эмоционально-оценочного отношения будущих первоклассников к процессу обучения позволит расширить возможности формирования позитивного образа школы, оптимизировать взаимодействия участников образовательного процесса.
Проблема отношения дошкольника к началу обучения в школе рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами. Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризующие сформированность внутренней позиции школьника, которую Л.И. Божович определяет как возрастную форму самоопределения в старшем дошкольном возрасте.
Социальная ситуация развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, с одной стороны, объективным изменением места ребенка в системе социшшных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка (М. Р. Гинзбург, В. В. Давыдов, М. В. Корепанова, В. Г. Маралов, Т. А. Нежнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Таким образом, личностную готовность ребенка к школе можно рассматривать как готовность, проявляющуюся в способности устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, личностных свойствах и качествах эмпатийности, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Цель исследования - определить психолого-педагогические условия формирования личностной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выявляются его основные задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Отбор диагностических методик, направленных на определение уровня сформированности личностной готовности у детей 6-7 лет.
3. Определение уровня личностной готовности и анализ результатов.
4. Отбор содержания, методов работы с детьми, способствующих формированию личностной готовности к школе.
5. Анализ полученных результатов и формирование методических рекомендаций для воспитателей детских садов по формированию личностной готовности.
Объектом исследования является процесс формирования личностной готовности к обучению в школе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия способствующие формированию личностной готовности к школьному обучению.
Гипотеза: формирование личностной готовности к школе у детей 6-7 лет будет наиболее успешным, если:
- будут применяться активные формы, методы и приемы работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- будет проводиться систематическая работа по формированию личностной готовности к школьному обучению;
- будет осуществляться сотрудничество педагогов с родителями по вопросу эффективной подготовки детей к школе.
Методы исследования:
- анализ научной и методической литературы, систематизация и обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологической основой исследования явились теоретические описания психологической готовности к школе (Л.И. Божович, Л.А. Венгера, A. Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, Т.М. Чирковой и др.), психолого-педагогические особенности формирования личностной готовности к обучению в школе (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина,
B. А. Иванников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Т.Н. Шульга и др.)
Практическая значимость заключается в том, что представленные в Выпускной Квалификационной Работе активные формы, методы и приемы работы: беседа, занятия, игры,упражнения, консультации и рекомендации для педагогов и родителей по формированию личностной готовности старших дошкольников к школе могут быть использованы в практике работы образовательных организаций, а также в семейном воспитании.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4 «Берёзка» посёлка городского типа Актюбинский Азнакаевского муниципального района. Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 40 дошкольников 6-7 лет (соответственно по 20 детей в экспериментальной и контрольной группах).
Структура Выпускной Квалификационной Работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка, не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного воздействия.
Необходимо отметить, что в отношении к школе у будущих первоклассников проецируются ожидаемые опасения и затруднения, оказывающие существенное влияние на формирование учебной мотивации, успешность обучения в школе, в целом личностное развитие будущего школьника.. Выявление особенностей эмоционально-оценочного отношения будущих первоклассников к процессу обучения позволит расширить возможности формирования позитивного образа школы, оптимизировать взаимодействия участников образовательного процесса.
Проблема отношения дошкольника к началу обучения в школе рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами. Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризующие сформированность внутренней позиции школьника, которую Л.И. Божович определяет как возрастную форму самоопределения в старшем дошкольном возрасте.
Социальная ситуация развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, с одной стороны, объективным изменением места ребенка в системе социшшных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка (М. Р. Гинзбург, В. В. Давыдов, М. В. Корепанова, В. Г. Маралов, Т. А. Нежнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Таким образом, личностную готовность ребенка к школе можно рассматривать как готовность, проявляющуюся в способности устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, личностных свойствах и качествах эмпатийности, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Цель исследования - определить психолого-педагогические условия формирования личностной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выявляются его основные задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Отбор диагностических методик, направленных на определение уровня сформированности личностной готовности у детей 6-7 лет.
3. Определение уровня личностной готовности и анализ результатов.
4. Отбор содержания, методов работы с детьми, способствующих формированию личностной готовности к школе.
5. Анализ полученных результатов и формирование методических рекомендаций для воспитателей детских садов по формированию личностной готовности.
Объектом исследования является процесс формирования личностной готовности к обучению в школе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия способствующие формированию личностной готовности к школьному обучению.
Гипотеза: формирование личностной готовности к школе у детей 6-7 лет будет наиболее успешным, если:
- будут применяться активные формы, методы и приемы работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- будет проводиться систематическая работа по формированию личностной готовности к школьному обучению;
- будет осуществляться сотрудничество педагогов с родителями по вопросу эффективной подготовки детей к школе.
Методы исследования:
- анализ научной и методической литературы, систематизация и обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологической основой исследования явились теоретические описания психологической готовности к школе (Л.И. Божович, Л.А. Венгера, A. Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, Т.М. Чирковой и др.), психолого-педагогические особенности формирования личностной готовности к обучению в школе (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина,
B. А. Иванников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Т.Н. Шульга и др.)
Практическая значимость заключается в том, что представленные в Выпускной Квалификационной Работе активные формы, методы и приемы работы: беседа, занятия, игры,упражнения, консультации и рекомендации для педагогов и родителей по формированию личностной готовности старших дошкольников к школе могут быть использованы в практике работы образовательных организаций, а также в семейном воспитании.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4 «Берёзка» посёлка городского типа Актюбинский Азнакаевского муниципального района. Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 40 дошкольников 6-7 лет (соответственно по 20 детей в экспериментальной и контрольной группах).
Структура Выпускной Квалификационной Работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Проведенное нами исследование состояло из двух частей - теоретического анализа проблемы и эмпирического изучения личностной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.
В теоретической части работы мы рассмотрели основные подходы к исследованию личностной готовности детей к школьному обучению. Особое внимание было уделено анализу теоретических представлений о личностной готовности к школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведения системы мероприятий по формированию личностной готовности к школьному обучению с детьми 6-7 лет были получены хорошие результаты.
Полученные нами результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что формирование личностной готовности к школе у детей 6-7 лет будет наиболее успешным, если: будут определены педагогические условия для формирования личностной готовности к школьному обучению; будет проводиться систематическая работа по формированию личностной готовности к школьному обучению; будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Уровень сформированности личностной готовности к школьному обучению повысился.
Проведение системы мероприятий направленных на повышение уровня сформированности личностной готовности показало положительные результаты, поэтому она может быть рекомендована для дальнейшего применения.
В теоретической части работы мы рассмотрели основные подходы к исследованию личностной готовности детей к школьному обучению. Особое внимание было уделено анализу теоретических представлений о личностной готовности к школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведения системы мероприятий по формированию личностной готовности к школьному обучению с детьми 6-7 лет были получены хорошие результаты.
Полученные нами результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что формирование личностной готовности к школе у детей 6-7 лет будет наиболее успешным, если: будут определены педагогические условия для формирования личностной готовности к школьному обучению; будет проводиться систематическая работа по формированию личностной готовности к школьному обучению; будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Уровень сформированности личностной готовности к школьному обучению повысился.
Проведение системы мероприятий направленных на повышение уровня сформированности личностной готовности показало положительные результаты, поэтому она может быть рекомендована для дальнейшего применения.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ дошкольников к
ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019



