Введение 3
I. Теоретические аспекты проблемы формирования личностной
готовности к школе 7
1.1 Проблема готовности детей к обучению в школе 7
1.2 Личностная готовность к школе как компонент общей
готовности 12
1.3 Психолого-педагогические условия формирования личностной
готовности к школе 19
Выводы по I главе 28
II. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий
формирования личностной готовности к школе 29
2.1 Выявление исходных показателей по проблеме исследования 29
2.2 Организация работы по формированию личностной готовности к
школьному обучению 36
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 43
Выводы по II главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложения
В настоящее время актуальность исследования личностной готовности дошкольников к процессу обучения связана, прежде всего, с необходимостью выявления факторов, обусловливающих их готовность к школьному обучению.
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка, не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного воздействия.
Необходимо отметить, что в отношении к школе у будущих первоклассников проецируются ожидаемые опасения и затруднения, оказывающие существенное влияние на формирование учебной мотивации, успешность обучения в школе, в целом личностное развитие будущего школьника.. Выявление особенностей эмоционально-оценочного отношения будущих первоклассников к процессу обучения позволит расширить возможности формирования позитивного образа школы, оптимизировать взаимодействия участников образовательного процесса.
Проблема отношения дошкольника к началу обучения в школе рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами. Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризующие сформированность внутренней позиции школьника, которую Л.И. Божович определяет как возрастную форму самоопределения в старшем дошкольном возрасте.
Социальная ситуация развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, с одной стороны, объективным изменением места ребенка в системе социшшных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка (М. Р. Гинзбург, В. В. Давыдов, М. В. Корепанова, В. Г. Маралов, Т. А. Нежнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Таким образом, личностную готовность ребенка к школе можно рассматривать как готовность, проявляющуюся в способности устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, личностных свойствах и качествах эмпатийности, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Цель исследования - определить психолого-педагогические условия формирования личностной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выявляются его основные задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Отбор диагностических методик, направленных на определение уровня сформированности личностной готовности у детей 6-7 лет.
3. Определение уровня личностной готовности и анализ результатов.
4. Отбор содержания, методов работы с детьми, способствующих формированию личностной готовности к школе.
5. Анализ полученных результатов и формирование методических рекомендаций для воспитателей детских садов по формированию личностной готовности.
Объектом исследования является процесс формирования личностной готовности к обучению в школе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия способствующие формированию личностной готовности к школьному обучению.
Гипотеза: формирование личностной готовности к школе у детей 6-7 лет будет наиболее успешным, если:
- будут применяться активные формы, методы и приемы работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- будет проводиться систематическая работа по формированию личностной готовности к школьному обучению;
- будет осуществляться сотрудничество педагогов с родителями по вопросу эффективной подготовки детей к школе.
Методы исследования:
- анализ научной и методической литературы, систематизация и обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологической основой исследования явились теоретические описания психологической готовности к школе (Л.И. Божович, Л.А. Венгера, A. Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, Т.М. Чирковой и др.), психолого-педагогические особенности формирования личностной готовности к обучению в школе (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина,
B. А. Иванников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Т.Н. Шульга и др.)
Практическая значимость заключается в том, что представленные в Выпускной Квалификационной Работе активные формы, методы и приемы работы: беседа, занятия, игры,упражнения, консультации и рекомендации для педагогов и родителей по формированию личностной готовности старших дошкольников к школе могут быть использованы в практике работы образовательных организаций, а также в семейном воспитании.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4 «Берёзка» посёлка городского типа Актюбинский Азнакаевского муниципального района. Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 40 дошкольников 6-7 лет (соответственно по 20 детей в экспериментальной и контрольной группах).
Структура Выпускной Квалификационной Работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Проведенное нами исследование состояло из двух частей - теоретического анализа проблемы и эмпирического изучения личностной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.
В теоретической части работы мы рассмотрели основные подходы к исследованию личностной готовности детей к школьному обучению. Особое внимание было уделено анализу теоретических представлений о личностной готовности к школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведения системы мероприятий по формированию личностной готовности к школьному обучению с детьми 6-7 лет были получены хорошие результаты.
Полученные нами результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что формирование личностной готовности к школе у детей 6-7 лет будет наиболее успешным, если: будут определены педагогические условия для формирования личностной готовности к школьному обучению; будет проводиться систематическая работа по формированию личностной готовности к школьному обучению; будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Уровень сформированности личностной готовности к школьному обучению повысился.
Проведение системы мероприятий направленных на повышение уровня сформированности личностной готовности показало положительные результаты, поэтому она может быть рекомендована для дальнейшего применения.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Б.Г. Ананьев //Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. - М: Просвещение, 1987. - 134с.
3. Безруких М.М. «Портрет» будущего первоклассника / М.М. Безруких // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 47 - 51; 2003. - № 3. - С. 53 - 59; 2003 - №4. - С. 70 - 71; 2003. - № 6. - С. 94 - 99.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
5. Браташникова И.А. Учись играя. Тренировка интеллекта / И.А. Браташникова, А.А. Браташников. - Харьков: Фолио, 2000. - 414 с.
6. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Просвещение, 2001. - 191 с.
7. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. - 197 с.
8. Волкова М.В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / М.В. Волкова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. - 2016. - С. 334-337.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Эксмо, 2003. - 1136 с.
10. Гонина О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержанию общения дошкольников с родителями / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №3. -С. 81-84.
11. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина.
- М.: Комплекс-Центр, 2013. - 176 с.
13. Епифанова С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ / С.Д. Епифанова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. - С. 52-55.
14. Журова Л.Е. Готовность первоклассников к обучению в школе / Л.Е. Журова // Начальное образование. - 2003. - № 2. - С. 22-29.
15. Загвоздкин В. Готовность к школе и эмоциональный интеллект: практические советы для педагогов, психологов и родителей/ В. Загвоздкин // Дошкольное образование. - 2008. - Вып.21. - С. 17-18.
16. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1.
- С. 29-32.
17. КоломинскийЯ.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
18. Кондратенко Т.Д. Обучение старших дошкольников / Т.Д. Кондратенко, В.К. Котырло, С.А. Ладывир. - Киев, 2006. -152 с.
19. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Знание, 2007. - 80 с.
20. Кравцова Е.Е. Готовность к школе: Что мы не понимаем? / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование. - 2004. - № 6. - С. 2-3.
21. Кравцова Е.Е. Школа для маленьких или маленькая школа? / Е.Е. Кравцова // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2. - С. 28-32.
22. Кузнецова М.И. Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе / М.И. Кузнецова // Начальное образование. - 2003. - № 2. - С. 15-21.
23. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101
104.
24. Лаврентьева М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. - М., 2015. - С. 24-32.
25. Мухина B.C. Детская психология / B.C. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
26. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
27. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
28. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. - С. 95-100.
29. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн- проектовразвивающей предметной среды в детских садах и учебновоспитательных
комплексах Л.Н. Павлова / С.Л. Новоселова. - М.: Айресс-Пресс, 2007. - 119 с.
30. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Под ред. А.М. Леушиной. - Минск: Выш. шк., 2005. - 206 с.
31. Платонова, А.А. Успешное завтра - будущее первоклассника / А.А. Платонова // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С. 102-104.
32. Полякова М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада / М. Н. Полякова //
Дошкольная педагогика. - 2001. - № 1. - С. 24-31.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
34. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А.Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. -192 с.
35. Селюкова Е. А., Мерзликина М. А. Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 591-594.
36. Соломатина Г.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе / Г.В. Соломатина // Ребенок в детском саду. - 2004. - № 2. - С. 66-67.
37. Стригунова А. Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях / А. Г. Стригунова // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1290-1293.
38. Тимошина Н. В школу с радостью / Н. Тимошина // Воспитательная работа в школе. - 2005. - № 4. - С.146-150.
39. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - т413 с.
40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.