Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особые экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций (на примере ОЭЗ «Алабуга»)

Работа №31387

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
535
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические и методологические основы ОЭЗ 6
1.1. ОЭЗ как форма осуществления инвестиционного процесса 6
1.2. Разновидности ОЭЗ 12
1.3. ОЭЗ как «точки роста» в экономике региона 17
2. Анализ эффективности функционирования ОЭЗ 26
2.1. Зарубежный опыт функционирования ОЭЗ 26
2.2. Анализ результативности развития ОЭЗ в российских регионах 37
2.3. ОЭЗ как механизм перевода российской экономики на инновационный
путь развития 52
3. Опыт и развитие ОЭЗ в России: ОЭЗ «Алабуга» 62
3.1. Характеристика ОЭЗ «Алабуга» 62
3.2. ОЭЗ «Алабуга» как способ привлечения иностранных инвестиций 70
3.3. Рекомендации по привлечению иностранных инвестиций в ОЭЗ
«Алабуга» 76
Заключение 79
Список использованных источников 82


Актуальность темы исследования. На сегодняшний день особые экономические зоны представляют собой один из способов привлечения иностранных инвестиций, диверсификации хозяйства, перехода промышленности государства на инновационный путь развития, содействия приоритетным отраслям и модернизации российской экономики в целом. Деятельность подобных зон концентрируется в первую очередь на реализации программ и проектов стратегического развития и на решении основополагающих задач экономического развития государства.
В мировой практике существует большое многообразие видов ОЭЗ, различных по хозяйственной специализации, площади территории, отведенной на деятельность ОЭЗ, степени внешнеэкономической открытости, рассматривающиеся в качестве двигателей развития экономики.
Российскую Федерацию, обладающую большими возможностями для инновационной деятельности, характеризуют, тем не менее,
неудовлетворительным уровнем развития инфраструктуры, позволяющей быстро и прибыльно для производителей и инвесторов преобразовывать эти возможности в высокотехнологичное производство. Следовательно, при предоставлении специальных льготных условий на отдельной территории становится реальным обеспечение более интенсивного притока иностранного инвестирования и создание требуемых условий для технологической модернизации производства.
Благодаря особым экономическим зонам, как точкам интенсивного развития, можно добиться наиболее эффективного привлечения иностранных инвестиций и инновационного развития региона, где создана особая
экономическая зона, а это, в свою очередь, позволит войти в систему мирохозяйственных связей.
Опыт развитых государств мира, таких как Китай, демонстрирует, что при продуманной государственной политике, предоставлении различных льгот и преференций можно достигнуть значительных успехов в привлечении иностранных инвестиций, технологий, и достичь конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
Степень разработанности проблемы. Данная тема широко освещается в научной литературе, в различных изданиях. В свое время ее рассматривали в своих работах такие авторы как: Бутов В.И., Зименков Р.И., Неучева М.Ю., Камдин А.Н., Приходько С.В., Воловик Н.П., Фурщик М.А., Рубцова Л.Н., Краснолуцкая Н.Т., Заварзин А.К.
Цель данной работы: на основе научного анализа эффективности функционирования российских и зарубежных ОЭЗ разработать рекомендации по привлечению иностранных инвестиций в ОЭЗ.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- определить экономическую сущность и дать определение ОЭЗ;
- рассмотреть виды ОЭЗ;
- изучить ОЭЗ как «точки роста» в экономике региона;
- изучить зарубежный опыт создания и функционирования ОЭЗ;
-провести анализ результативности развития ОЭЗ в России;
-выявить проблемы и перспективы развития ОЭЗ в России;
-изучить опыт и развитие ОЭЗ «Алабуга» в сфере привлечения иностранных инвестиций;
-определить пути решения проблем повышения эффективности функционирования ОЭЗ «Алабуга».
Объект исследования: особые экономические зоны в российской и зарубежной практике.
Предмет исследования: проблемы эффективности привлечения
иностранных инвестиций в ОЭЗ «Алабуга».
Методология исследования: анализ и синтез, системный подход при работе с разнообразными научными и практическими материалами, методы логического и сравнительного анализа, функциональный и ситуационный подход, метод экспертных оценок, статистический, исторический анализ.
Информационной базой исследования послужили монографии, статьи в периодических изданиях по проблеме развития и функционирования ОЭЗ, данные официальной статистики, интернет-ресурсы, доклады исследований различных организаций анализирующих деятельность ОЭЗ в различных странах и т.д.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленным цели и задачам, включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, диверсификации хозяйства и перехода промышленности страны на инновационный путь развития являются особые экономические зоны. Работа особых экономических зон сосредоточена, прежде всего, на реализации проектов и программ стратегического развития и на решении первостепенных задач развития экономики.
Существует множество разнообразных трактовок и видов ОЭЗ в мировой практике, однако в большинстве случаев цели образования особых экономических зон носят схожий характер.
В ходе выполнения работы была определена классификация особых экономических зон в соответствии с хозяйственной специализацией. В общераспространенной систематизации ОЭЗ выделяют пять основных видов ОЭЗ: торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие,
сервисные и комплексные.
В работе проведен анализ зарубежного опыта эффективности функционирования ОЭЗ и анализ результативности развития ОЭЗ в российских регионах. Можно утверждать, что в каждой стране не обошлось без проблем в начале деятельности ОЭЗ, но при грамотной государственной политике механизм ОЭЗ может создать прочную опору для инновационного развития страны.
Опыт деятельности ОЭЗ в США наглядно демонстрирует, что зоны способствуют увеличению уровня производства, уменьшая при этом уровень безработицы и повышая деловую активность на территории государства, где действуют различные виды льгот, привлекающие иностранных инвесторов.
Кроме США примечательного успеха достигла Ирландия, где экспортнопроизводственная зона около аэропорта Шеннон, которая создавалась для решения экономических проблем в стране, вскоре привела к переходу к высокотехнологичному производству.
Ярким примером успешного результата создания ОЭЗ является Китай, где зоны в значительной степени характеризуют экономические успехи государства.
Во всех изученных мною странах опыт функционирования ОЭЗ является положительным, хоть и претерпевал небольшие трудности на начальных этапах развития. Успешная деятельность ОЭЗ наблюдается в тех странах, в которых правительство занимается стимулированием привлечения компаний-резидентов на территорию ОЭЗ, предоставляя им различного рода льготы, субсидии, дотации, гарантии и ссуды под низкий процент.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует 25 ОЭЗ, которые были мною обобщены в таблицу. Так же в работе был проведен анализ экономических данных трех субъектов, где функционируют ОЭЗ и выставлена рейтинговая оценка региона по экономическим данным. Проанализировав полученные результаты, можно прийти к выводу, что при факте заинтересованности руководства регионов в развитии особых зон можно добиться внушительных экономических результатов.
Несмотря на тот факт, что особые экономические зоны в нашей стране характеризуются сравнительно небольшим периодом функционирования и рядом проблем для эффективности деятельности, уже в настоящее время можно проследить положительную динамику. Ярким примером служит ОЭЗ "Алабуга" - крупнейшая промышленно-производственная ОЭЗ, которая является центральным местом инновационного регионального развития. В ходе исследования был сделан вывод, что наличие ОЭЗ на территории какого-либо региона оказывает благоприятное действие на повышение уровня инвестиционного климата в регионе.
Однако существуют причины, которые ограничивают интенсивное развитие таких площадок на территории России. Это низкий уровень инвестирования, отсутствие всеобщей отчетливо сформулированной правительственной концепции и законодательной основы организации и деятельности особых экономических зон, не всегда выгодное месторасположение предполагаемых для размещения ОЭЗ территорий по отношению к внутреннему рынку и экспорту.
Из этого следует, что существует необходимость в совершенствовании государственного содействия инвестиционной привлекательности государства в целях организации и дальнейшего развития на ее территории особой экономической зоны.
Для результативности деятельности ОЭЗ - эффективного инструмента экономического развития в нашей стране необходимо проделать большую работу, при этом учитывая прошлые ошибки, будущие перспективные направления развития и опыт зарубежных стран. При этом важно помнить, что Российская Федерация отличается от других государств своим экономикополитическим и географическим климатом, имеющим свои специфичные особенности. Также важно помнить, что проект ОЭЗ весьма масштабный и его окупаемость происходит не сразу, а спустя определенное количество времени, принося стране свои выгоды.



1. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», утвержденная распоряжением Правительства РФ №328-р от 10 марта 2006 г.
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
4. Указ Президента РФ от 30.03.2002 N Пр-576 "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу"
5. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Статьи в периодических изданиях
6. Белозерова С. В., Белозеров И. И. Особые экономические зоны в России // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия Экономика. 2013. № 5. С.8-10.
7. Зименков Р. И. «Опыт создания и функционирования свободных экономических зон в Западной Европе» // Инвестиции в России. - 2006. -
№ 4. - с.3-10.
8. Камдин А. Н. Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне / А. Н. Камдин, И. Г. Ельмеева // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 312-317.
9. Колчеданцева Е. А. Понятие особой экономической зоны / Е. А. Колчеданцева // Вестн. Южно- Урал. гос. ун-та. Сер.: Право. 2014. № 18, вып.
22. С. 77-79.
10. Кукол Е. Инвестор в режиме онлайн. Особые экономические зоны — эффективный инструмент антикризисной политики // Российская газета: специальный выпуск «Регионы — инвестиционные проекты», 2014. 5 июня.
11. Лоцманова Е.А. «Особые экономические зоны России: проблемы развития» // Молодой ученый - 2013. - № 2. - с.14-17.
12. Левченкова Д. А. Особые экономические зоны как инструмент формирования территорий инновационного развития // Инновации. 2013. № 5. С.26-28.
13. Нилов К. Правовой режим свободных (особых) экономических зон в России и Европе // Вся Европа. — 2013. — № 10(15).
14. Чао В. Особенности экономического роста СЭЗ Китая / Ван Чао // Экономика и управление. — 2013. — № 2 (34). — С. 65—68.
15. Чернявская Ю.А., Рубцова Л.Н. Механизм создания особых экономических зон в современных условиях // Проблемы современной экономики. — 2014. № 3. - с.292-293.
Учебники и учебные пособия
16. Зименков Р. И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 223 с.
17. Краснолуцкая Н. Т. Особые экономические зоны. — М.: Благовест-В, 2007.
- с. 94.
18. Приходько С. В., Воловик Н. П. «Особые экономические зоны. Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований». - М.: ИЭПП, 2013. - 268 с.
19. Рыбаков С. А., Орлова Н.А. «Особые экономические зоны в России: Налоговые льготы и преимущества». — М.: Вершина, 2010. С. 28.
20. Фурщик М.А., Шутова А.В., Прозоров М.С., Савельев А.В., Горячева М.А. «Особые экономические зоны: опыт и перспективы» — М.: Медиа Инфо Групп, 2014. - 212 с.
21. Цяньшэн Пи, Кай Ван. «Опыт китайских зон технико-экономического развития». — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 488с.
22. Шмонов Н. Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон. — Казань: КГУКИ, 2010. - 158с.
Электронные ресурсы
23. Аюпов И. ОЭЗ «Алабуга» окупит госвложения в инфраструктуру в 2019
году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://rt.rbc.ru/tatarstan/11/07/2016/57839c1f9a7947f a47e7cfc4 (дата обращения-
18.04.2018) .
24. Бизнес в Польше - AML Consulting: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://polandconsulting.ru/%D0%BE-nas/ (дата обращения-15.03.2018).
25. Буракова С. Сумма новых инвестиций для ОЭЗ «Алабуга» составила 6,5 млрд рублей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rt.rbc.ru/tatarstan/18/08/2016/57b576349a7947 450c3d0b90 (дата обращения-
18.04.2018) .
26. Вранович Е. В. Инвестиции в особые экономические зоны как механизм
привлечения венчурного капитала // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2015. №3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-v-osobye-ekonomicheskie-zony-kak- mehanizm-privlecheniya-venchurnogo-kapitala (дата обращения-19.03.2018).
27. Журнал «Мировая экономика». Анализ особых экономических зон в России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.webeconomy.ru (дата обращения-20.04.2018).
28. Китайские экономически чистые специальные экономические зоны: исторический статус и смысл: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://news.china.com.cn/rollnews/2014-09/10/content 4239349 (дата обращения-
22.04.2018) .
29. Неучева М. Ю. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон // ПСЭ. №3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:, https://cvberleninka.ru/article/n/zarubezhnvv-opyt-funktsionirovaniva-osobvh- ekonomicheskih-zon (дата обращения-18.04.2018).
30. Особые экономические зоны в России // Российская газета. 2014. №11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// cyclowiki.org/wiki/ (дата обращения: 29.04.2018).
31. Официальный портал Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tida.tatarstan.ru (дата обращения-15.03.2018).
32. Официальный сайт министерства экономики республики Беларусь: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/cez- lgoty-preferencii-ru/ (дата обращения-12.04.2018).
33. Официальный сайт особой экономической зоны «Алабуга». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //alabuga.ru/ (дата обращения-15.05.2018).
34. Официальный сайт российских особых экономических зон. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/industrial/tatarstan/alabuga (дата обращения-12.05.2018).
35. Официальный сайт федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rosoez.ru (дата обращения-10.05.2018).
36. Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами
иностранных инвесторов: Совместное исследование КПМГ и РСПП.
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //home.kpmg.com (дата
обращения-12.04.2018).
37. Сахаров Н.А. Механизмы привлечения инвестиций в рамках Киотского протокола [Электронный ресурс]. — М., 2001-2008. — Режим доступа: http://www.sakharov.ru (дата обращения-18.04.2018).
38. Свободные экономические зоны в Республике Литва: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rosez.ru/zone_litva.html (дата обращения-
15.03.2018) .
39. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/tatstat/ru/statistics/ (дата
обращения: 24.04.2018).
40. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ (дата
обращения-18.04.2018).
41. Шиганов А.В. Особые экономические зоны как «Точки роста» в экономике регионов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №6. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye- ekonomicheskie-zony-kak-tochki-rosta-v-ekonomike-regionov (дата обращения:
29.04.2018) .
42. Bellinger G. Systems Thinking: An Operational Perspective of the Universe / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.systems-thinking. org. (дата обращения-15.03.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ