ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛАЖИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛАЖИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО 7
1.1. Методы и приемы обучения русскому языку как иностранному 7
1.2. Особенности преподавания русского языка как иностранного 15
1.3. Приемы визуализации в преподавании русского языка как иностранного 20
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛАЖИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ИНОФОНОВ 25
2.1. Использование технологии коллажирования в обучении русскому языку
как иностранному 25
2.2. Применение технологии коллажирования на основе заданий,
используемых в обучении русскому языку как иностранному 30
2.3. Анализ результатов исследования эффективности использования технологии коллажирования в обучении русскому языку как иностранному 43
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ГЛАВА 1. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛАЖИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО 7
1.1. Методы и приемы обучения русскому языку как иностранному 7
1.2. Особенности преподавания русского языка как иностранного 15
1.3. Приемы визуализации в преподавании русского языка как иностранного 20
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛАЖИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ИНОФОНОВ 25
2.1. Использование технологии коллажирования в обучении русскому языку
как иностранному 25
2.2. Применение технологии коллажирования на основе заданий,
используемых в обучении русскому языку как иностранному 30
2.3. Анализ результатов исследования эффективности использования технологии коллажирования в обучении русскому языку как иностранному 43
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Стратегия модернизации содержания российского образования предполагает выработку и реализацию нового гуманистического подхода к общему образованию на основе использования современных технологий обучения.
За последние годы в преподавании иностранных языков произошло значительное обновление методических подходов и средств обучения, которые позволяют учащемуся проявить свою индивидуальность и активность, способствуют его самовыражению. В рамках коммуникативного обучения русскому языку как иностранному основное значение уделяется развитию у учащихся речемыслительной деятельности, способности рассуждения, высказывания своего отношения к какой-либо проблеме. Все большее распространение получают методические приемы и средства обучения, направленные на организацию общения учащихся друг с другом и с преподавателем в учебном процессе.
Одной из важнейших проблем остается поиск таких креативных инструментов развития иноязычной речи, которые могут служить опорой для собирания и упорядочивания мыслей и идей, развития ассоциативного мышления, а также могут помочь учащимся в решении коммуникативных задач. Одним их таких инструментов визуализации идей и мыслей, порождающих иноязычную речь учащихся, является коллаж.
Проблемой использования коллажа в обучении иноязычному говорению занимались такие отечественные и зарубежные педагоги как Б.Д.Мюллер, М.А.Нефедова, В.С.Красильников, Т.Н.Чайникова и др. Однако использование возможностей коллажа в обучении иностранному языку остается малоизученным.
Актуальность исследования определяется необходимостью детального исследования особенностей использования технологии коллажирования, выявления эффективности применения данной технологии при изучении русского языка как иностранного, решение проблемы поиска методических приемов применения коллажа в обучении учащихся.
Цель работы - определение и анализ особенностей использования технологии коллажирования в процессе обучения русскому языку как иностранному.
В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:
1) анализ особенностей преподавания русского языка как иностранного;
2) использование технологии коллажирования в обучении иностранному языку;
3) анализ методов и приемов обучения русскому языку как иностранному;
4) использование технологии коллажирования в обучении русскому языку как иностранному;
5) применение технологии коллажирования на основе заданий, используемых в обучении русскому языку как иностранному;
6) анализ эффективности использования технологии коллажирования в обучении русскому языку как иностранному.
Объектом данной работы является лингвоколлаж и вербальновизуальный коллаж как средство обучения русскому языку как иностранному.
Предметом данного исследования являются особенности использования коллажей, отражающих языковые и этнокультурные понятия, в иноязычной аудитории.
Новизна данного исследования заключается в сборе и систематизации имеющихся актуальных сведений об особенностях использования технологии коллажирования в обучении русскому языку как иностранному, в разработке аутентичных заданий с использованием коллажей для работы со студентами-инофонами. Новизна исследования прослеживается также во введении новой терминологии в сфере коллажирования.
Теоретическое значение данного исследования заключается в том, что его результаты расширяют методологическую базу преподавания РКИ, а также могут быть использованы для дальнейшего теоретического исследования использования технологии коллажирования в обучении РКИ.
Практическое значение данного исследования связано с тем, что его материалы и полученные результаты могут быть использованы при проведении семинарских и практических занятий в процессе изучения русского языка как иностранного, а также результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания методики обучения русскому языку как иностранному.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования Е. И. Пассова, представление о коллаже как средстве формирования субъекта диалога культур И. Б. Рыжкиной, особенности использования арт-технологий в обучении иностранному языку А. Е. Афанасьевой, ключевые моменты организации процесса обучения РКИ: актуальные проблемы преподавания РКИ, роль преподавателя и учащегося в процессе обучения Д. Н. Вольновой, Е. А. Меланченко.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез научной и лингвистической литературы по анализируемому вопросу; эмпирические методы измерения и сравнения; статистические методы обработки результатов.
Апробация: основные результаты исследования были представлены в виде доклада на итоговой научно-образовательной конференции студентов ЕИ КФУ 2019г.
По теме исследования также опубликована статья «Использование технологии коллажирования в обучении РКИ» в журнале «Novaum» (№18, 2019).
Структура данной работы отражает поставленные перед исследованием цели и задачи. Она состоит из введения, в котором определяется цель, предмет и объект исследования, а также актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость данной работы. Основная часть состоит из двух глав. Каждая глава завершается краткими выводами. Кроме этого в структуре дипломной работы есть заключение, в котором также сделаны необходимые выводы по теме исследования. Список источников и литературы, используемой при проведении данного исследования, состоит из 50 наименований.
За последние годы в преподавании иностранных языков произошло значительное обновление методических подходов и средств обучения, которые позволяют учащемуся проявить свою индивидуальность и активность, способствуют его самовыражению. В рамках коммуникативного обучения русскому языку как иностранному основное значение уделяется развитию у учащихся речемыслительной деятельности, способности рассуждения, высказывания своего отношения к какой-либо проблеме. Все большее распространение получают методические приемы и средства обучения, направленные на организацию общения учащихся друг с другом и с преподавателем в учебном процессе.
Одной из важнейших проблем остается поиск таких креативных инструментов развития иноязычной речи, которые могут служить опорой для собирания и упорядочивания мыслей и идей, развития ассоциативного мышления, а также могут помочь учащимся в решении коммуникативных задач. Одним их таких инструментов визуализации идей и мыслей, порождающих иноязычную речь учащихся, является коллаж.
Проблемой использования коллажа в обучении иноязычному говорению занимались такие отечественные и зарубежные педагоги как Б.Д.Мюллер, М.А.Нефедова, В.С.Красильников, Т.Н.Чайникова и др. Однако использование возможностей коллажа в обучении иностранному языку остается малоизученным.
Актуальность исследования определяется необходимостью детального исследования особенностей использования технологии коллажирования, выявления эффективности применения данной технологии при изучении русского языка как иностранного, решение проблемы поиска методических приемов применения коллажа в обучении учащихся.
Цель работы - определение и анализ особенностей использования технологии коллажирования в процессе обучения русскому языку как иностранному.
В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:
1) анализ особенностей преподавания русского языка как иностранного;
2) использование технологии коллажирования в обучении иностранному языку;
3) анализ методов и приемов обучения русскому языку как иностранному;
4) использование технологии коллажирования в обучении русскому языку как иностранному;
5) применение технологии коллажирования на основе заданий, используемых в обучении русскому языку как иностранному;
6) анализ эффективности использования технологии коллажирования в обучении русскому языку как иностранному.
Объектом данной работы является лингвоколлаж и вербальновизуальный коллаж как средство обучения русскому языку как иностранному.
Предметом данного исследования являются особенности использования коллажей, отражающих языковые и этнокультурные понятия, в иноязычной аудитории.
Новизна данного исследования заключается в сборе и систематизации имеющихся актуальных сведений об особенностях использования технологии коллажирования в обучении русскому языку как иностранному, в разработке аутентичных заданий с использованием коллажей для работы со студентами-инофонами. Новизна исследования прослеживается также во введении новой терминологии в сфере коллажирования.
Теоретическое значение данного исследования заключается в том, что его результаты расширяют методологическую базу преподавания РКИ, а также могут быть использованы для дальнейшего теоретического исследования использования технологии коллажирования в обучении РКИ.
Практическое значение данного исследования связано с тем, что его материалы и полученные результаты могут быть использованы при проведении семинарских и практических занятий в процессе изучения русского языка как иностранного, а также результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания методики обучения русскому языку как иностранному.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования Е. И. Пассова, представление о коллаже как средстве формирования субъекта диалога культур И. Б. Рыжкиной, особенности использования арт-технологий в обучении иностранному языку А. Е. Афанасьевой, ключевые моменты организации процесса обучения РКИ: актуальные проблемы преподавания РКИ, роль преподавателя и учащегося в процессе обучения Д. Н. Вольновой, Е. А. Меланченко.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез научной и лингвистической литературы по анализируемому вопросу; эмпирические методы измерения и сравнения; статистические методы обработки результатов.
Апробация: основные результаты исследования были представлены в виде доклада на итоговой научно-образовательной конференции студентов ЕИ КФУ 2019г.
По теме исследования также опубликована статья «Использование технологии коллажирования в обучении РКИ» в журнале «Novaum» (№18, 2019).
Структура данной работы отражает поставленные перед исследованием цели и задачи. Она состоит из введения, в котором определяется цель, предмет и объект исследования, а также актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость данной работы. Основная часть состоит из двух глав. Каждая глава завершается краткими выводами. Кроме этого в структуре дипломной работы есть заключение, в котором также сделаны необходимые выводы по теме исследования. Список источников и литературы, используемой при проведении данного исследования, состоит из 50 наименований.
Конечной целью обучения любому иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, и только в коммуникации можно овладеть «живым» языком [40, с. 192]. Одним из эффективных способов, используемых на уроках русского языка как иностранного, является технология коллажирования.
Изучение научно-методической литературы по проблеме использования приема коллажирования в процессе изучения русского языка как иностранного позволило определить роль и возможности использования коллажа для стимулирования иноязычного говорения.
В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что использование технологии коллажирования в иностранной аудитории позволяет улучшить и значительно облегчить усвоение нового материала, повышает уровень владения русским языком и позволяет обучающимся проявить творческую активность и самостоятельность в языке.
Анализ данных проведенного экспериментального исследования подтвердил данную гипотезу и позволил сделать следующее обобщающее заключение.
Коллаж является ярким средством мотивации к изучению иностранного языка. Сущность коллажа заключается в том, что он является средством стимулирования иноязычной речевой деятельности. Коллажирование способствует расширению объема усваиваемого материала, позволяет облегчить восприятие и усвоение нового материала, в результате чего повышается качество обучения иностранному языку, в том числе русскому как иностранному.
Применение коллажированного обучения обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, реализует принципы наглядности, адаптивности и удобства работы, гарантирует объективность оценки знаний.
Проведенное исследование показало, что применение технологии коллажирования в обучении русскому языку как иностранному способствует лучшему усвоению нового материала, позволяет разнообразить формы обучения, развивает творческое мышление обучаемых, внимание, стимулирует речевое общение, создает эффект присутствия в ситуации межкультурного общения.
В ходе данной исследовательской работы были определены особенности преподавания русского языка как иностранного, а также рассмотрены особенности использования технологии коллажирования в процессе обучения русскому языку как иностранному.
Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования также позволило разработать серию практических занятий для студентов- иностранцев с использование коллажа с целью активизации обучения иноязычному говорению, а именно русскому языку как иностранному. Перспективой исследования является дальнейшая разработка методических рекомендаций по эффективному использованию коллажа в обучении русскому языку как иностранному.
Изучение научно-методической литературы по проблеме использования приема коллажирования в процессе изучения русского языка как иностранного позволило определить роль и возможности использования коллажа для стимулирования иноязычного говорения.
В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что использование технологии коллажирования в иностранной аудитории позволяет улучшить и значительно облегчить усвоение нового материала, повышает уровень владения русским языком и позволяет обучающимся проявить творческую активность и самостоятельность в языке.
Анализ данных проведенного экспериментального исследования подтвердил данную гипотезу и позволил сделать следующее обобщающее заключение.
Коллаж является ярким средством мотивации к изучению иностранного языка. Сущность коллажа заключается в том, что он является средством стимулирования иноязычной речевой деятельности. Коллажирование способствует расширению объема усваиваемого материала, позволяет облегчить восприятие и усвоение нового материала, в результате чего повышается качество обучения иностранному языку, в том числе русскому как иностранному.
Применение коллажированного обучения обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, реализует принципы наглядности, адаптивности и удобства работы, гарантирует объективность оценки знаний.
Проведенное исследование показало, что применение технологии коллажирования в обучении русскому языку как иностранному способствует лучшему усвоению нового материала, позволяет разнообразить формы обучения, развивает творческое мышление обучаемых, внимание, стимулирует речевое общение, создает эффект присутствия в ситуации межкультурного общения.
В ходе данной исследовательской работы были определены особенности преподавания русского языка как иностранного, а также рассмотрены особенности использования технологии коллажирования в процессе обучения русскому языку как иностранному.
Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования также позволило разработать серию практических занятий для студентов- иностранцев с использование коллажа с целью активизации обучения иноязычному говорению, а именно русскому языку как иностранному. Перспективой исследования является дальнейшая разработка методических рекомендаций по эффективному использованию коллажа в обучении русскому языку как иностранному.
Подобные работы
- Использование аутентичных фильмов в процессе формирования лингвокультурологической компетенции
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ У СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМА КОЛЛАЖИРОАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Культоро-логический аспект обучения английскому языку на
среднем этапе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Интерактивные методы обучения иностранному языку в начальной школе на уроках и во внеурочное время
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023



