Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Использование технологии майндмэппинга при обучении иностранному языку учащихся 5-7 классов в условиях ФГОС третьего поколения»

Работа №159565

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы70
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования технологии майндмэппинга при обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС третьего поколения 6
1.1. Сущностные характеристики технологии майндмэппинга в научном
знании 6
1.2. Особенности организации процесса обучения иностранного языка в
условиях реализации обновленных ФГОС 14
1.3 Выводы по первой главе 28
Глава 2. Практические основы использования технологии майндмэппинга при обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС третьего поколения 29
2.1. Использование средств иллюстративно-образной наглядности в
учебниках по английскому языку «Spotlight» для 5 -7 классов 29
2.2. Разработка фрагментов урока с использованием технологии
майндмэппинга для 5-7 классов 47
2.3 Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список литературы 66

Актуальность исследования. Образование с каждым годом все чаще требует нововведений, а именно различных технологий, новых методик, позволяющих улучшить процесс обучения и упростить потребление новой информации, которой становится все больше. Более того, согласно ФГОС третьего поколения, обучение основано не только на взаимодействии учителя и учащихся, но и на самостоятельном изучении тех или иных аспектов различных дисциплин. И в этом значительно помогает использование современных информационных технологий, эффективность и ценность которых достаточно значимы.
В современном мире все больше прогрессирует тенденция внедрения информационных технологий в процесс обучения с целью ее улучшения и упрощения подачи и усвоения информации. Одной из самых актуальных информационных технологий является mindmapping или технология ментальных карт. Майндмэппинг - это визуальная технология, способствующая четкой организации информации для быстрого и упрощенного усвоения, обработки и применения в дальнейшем обучении. Термин «майндмэппинг» был введен Тони Бьюзеном, и рассмотрен многими учеными, например, Д.Г. Дейкуном, Х. Мюллером, Д.А. Ряковой, В.М. Шевцовой, Е.И. Майером и др., как в общем, так и в рамках образовательного процесса. На данный момент эта технология достаточно популярна и часто используется преподавателями в различных целях.
Так как интеллект-карта является достаточно эффективным инструментом, способствующим развитию современного образования, она может стать необходимым ресурсом в средней образовательной школе (в 5-7 классах) для достижения определенных целей и задач, а также для развития личностных качеств и повышения мотивации к образовательному процессу, в том числе в процессе обучения иностранному языку.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку учащихся 5-7 классов в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - возможности технологии майндмэппинга при обучении иностранному языку учащихся 5-7 классов в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования - изучить возможности технологии майндмэппинга при обучении иностранному языку учащихся 5-7 классов в средней общеобразовательной школе.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) на основе анализа педагогической литературы, научных статей и электронных ресурсов раскрыть понятие «Майндмэппинг», а также его сущностные характеристики и назначение;
2) выявить и рассмотреть особенности организации учебного процесса с учетом реализации ФГОС третьего поколения;
3) проанализировать УМК «Spotlight» для 5-7 классов с целью определить наличие средств иллюстративно-образной наглядности при обучении английскому языку;
4) разработать фрагменты уроков английского языка в 5-7 классах с использованием ментальных карт;
5) сформулировать практические рекомендации по использованию технологии майндмэппинга при обучении иностранному языку.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: анализ, сравнение, изучение педагогической, методической литературы и Интернет-ресурсов по выбранной теме.
Теоретическая основа исследования. В основу работы легли труды Т. Бьюзена, Х. Мюллера, Я.А. Коменского, В.М. Воробьевой, В.П. Беспалько и др.
Практическая значимость исследования заключается в разработке фрагментов уроков английского языка в 5-7 классах с использованием ментальных карт.
Апробация исследования: результаты исследования были
представлены на XII Международной научно-практической конференции иностранных студентов «Межкультурная коммуникация в современном мире» 6 декабря 2023 года.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При выполнении выпускной квалификационной работы были рассмотрены и проанализированы различные аспекты организации учебного процесса с применением инновационной технологии обучения - майндмэппинг. В ходе исследования были обозначены и решены конкретные задачи:
1) на начальном этапе была изучена литература по данной теме. За основу были взяты работы таких ученых, как Т. Бьюзен, Я.А. Коменский, В.П. Беспалько и др. Также были изучены многие статьи по теме «Ментальные карты», использованы различные Интернет-ресурсы. Так, был проанализирован термин «визуализация» и его роль в образовательном процессе. Этим самым удалось утвердить, что данный принцип является самым распространенным и эффективным в обучении, так как затрагивает один из самых важных органов чувств, помогая прочнее уложить актуальную для человека информацию. Самым популярным примером считается такое нововведение, как ментальные карты или майндмэппинг. Было выявлено, что майндмэппинг - это визуальная технология, основанная на принципе наглядности. Данный термин имеет множество эквивалентов, однако В. Берлин доказал, что они тождественны и могут использоваться в качестве синонимов. Более того создатель технологии майндмэппинга Тони Бьюзен определил существенные признаки и точный алгоритм, упрощающий разработку карт памяти. В любой интеллект-карте изначально выделяется основное понятие, от которого расходятся второстепенные ветви, раскрывающие это понятие. Они подразумевают четкую структуру, наличие и развитие творческого начала, индивидуального подхода, а также направлена на эффективное усвоение, обработку и применение информации на различных этапах урока. Обладая такими признаками, как наглядность, возможность пересмотра, запоминаемость и креативность, они значительно выделяются среди других средств наглядности. Можно сделать вывод, что mindmapping - это современный инструмент, который прогрессирует с каждым годом и дает эффективный результат. Существует множество вариантов создания ментальных карт. Ученики могут применять свои творческие способности как на листе бумаги, так и используя электронные ресурсы, например сайты Xmind, MindMeister и др.;
2) далее были рассмотрены особенности организации учебного процесса с учетом реализации ФГОС третьего поколения. В первую очередь дано определение. ФГОС - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Существует 4 вида ФГОС: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО и ФГОС НОО (ОВЗ). Для более детального анализа особенностей организации для данного исследования был выбран ФГОС ООО. С каждым годом происходят определенные изменения в структуре стандарта, способствующие улучшению качества образования. Они распространяются и на иностранный язык в том числе, например детализация предметных результатов, каждого речевого вида деятельности отдельно, конкретизация содержания речи, а также указание перечня предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках дисциплины. Соответственно, от преподавателей требуются нововведения для улучшения качества образования. Было выявлено, что одной из главнейших проблем обучения является проблема усваивания огромного потока информации, ее структурирования и применения. Одним из решений подобной проблемы может стать внедрение технологии майндмэппинга, так как основной упор, в соответствии с ФГОС ООО, идет на работу с текстом: преобразование, систематизация, интерпретация и т.д., а также на развитие личностных навыков. К тому же были рассмотрены универсальные учебные действия,
которые неразрывно связаны с реализацией ФГОС: регулятивные,
коммуникативные и познавательные. Удалось определить, что ментальные карты способны положительно влиять на развитие каждого УУД. С помощью ментальных карт ученик способен корректировать свои знания и самостоятельно актуализировать информацию (регулятивные УУД); при составлении интеллект-карт дается возможность дискутировать и опираться на мнения других учащихся (коммуникативные УУД), а также проводить разнообразную работу с информацией (познавательные УУД). Далее рассматривалась реализация результатов (предметных и личностных) через введение интеллект-карт. Для подтверждения были проанализированы конкретные этапы урока с учетом использования ментальных карт - актуализации, систематизации и закрепления (предметные результаты). Личностные результаты также способны реализоваться с учетом использования майндмэпов, помогая найти свой личный путь к познанию, выявляя личные гипотезы и идей к достижению цели, а также самостоятельно восполнять дефицит знаний;
...


1. Алдабергенова А.О., Узакова М.К. Роль и основы разработки ментальных карт // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сб. статей XIII Международной научно-практической конференции, 20 марта 2018. - Пенза, 2018. - С. 89-91.
2. Бершадский М.Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий // Народное образование. - 2012. - № 6. - С. 203-212.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 190 с.
4. Бьюзен Т. Супермышление. - Минск: Попурри, 2003. - 304 с.
5. Гайфутдинов А.М., Гайфутдинова Т.В. Наглядность как принцип обучения в истории отечественной педагогики // Современные исследования социальных проблем. - 2018. - Т. 9. - № 1. - С. 108-117.
6. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учебное пособие для ВУЗов. [Электронный ресурс]. - URL: https://studfiles.net/preview/1101543/page:5 (дата обращения: 05.04.2024).
7. Дейкун Д.Г., Дейкун Г.И., Турчин В.А. Использование ментальных карт в образовательной деятельности для совершенствования методики обучения // Наука и военная безопасность. - 2023. - № 3(34). - С. 111-118.
8. Дмитриева И.Ю. Роль средств визуализации в современном процессе обучения // Создание искусственного иноязычного окружения как один из факторов активизации учебной деятельности : Материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - 2020. - С. 39-45.
9. Дронова Е.Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки // Проблемы современного образования. - 2017. - №2. - С. 118­124.
10. Евченко Ю.А. Использование наглядных средств в условиях системно-деятельностного подхода в обучении. [Электронный ресурс] - URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/evchenko-yu-a-ispolzovanie-naglyadnykh- s/ (дата обращения: 5.03.2024).
11. Зонова С.А. Методические аспекты использования ментальных карт в учебном процессе // E-Scio. - 2020. - № 11(50). - С. 767-776.
12. Изотова Н.В., Буглаева Е.Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - №2. - C. 70-73.
13. Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989. - 42 c.
14. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
15. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. - 333 с.
16. Майер Е.И. Методические рекомендации по использованию ментальных карт в образовательном процессе. - [Электронный ресурс]. - URL: https: //moluch.ru/archive/178/46135/?ysclid=lwc427dj 5c640121214 (дата обращения: 15.03.2024).
... всего 45 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ