Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические особенности организации технологии «Дебаты» на уроках английского языка в средней школе

Работа №114084

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» И ЕЕ МЕСТО В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Возрастные особенности обучения школьников
иностранным языкам 6
1.2 Понятие технологии «Дебаты» 10
1.3 Использование дебатов в обучении иностранным языкам 16
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 23
2.1 Разработка серии уроков с использованием технологии «Дебаты» 23
2.2 Апробация разработанной серии 31
2.3 Оценка результатов контрольного эксперимента и 38
методические рекомендации по организации технологии «Дебаты»
Заключение 48
Список используемой литературы 5 1
Приложения 57


В современном, быстроразвивающемся обществе, где нас окружает большое количество различной информации, подрастающее поколение вынуждено быть мобильным, уметь быстро адаптироваться к новым, меняющимся условиям в социуме. Перед институтами образования встает проблема формирования у учащихся качеств, которые помогли бы им научиться подстраиваться под динамичный ритм жизни, стать активными созидателями общества и реализовать себя в нем. Чтобы ученик мог достичь самореализации во внешнем мире, ему необходимо научиться взаимодействовать с этим миром, активно проявляя себя. Только так происходит самоопределение, саморазвитие и самоактуализация его личности. Поэтому в системе образования осуществляется переход к личностно-ориентированным технологиям, которые позволяют учащимся быть не пассивными слушателями на уроке, а активными участниками различного вида заданий. Одной из таких технологий является технология «Дебаты». Проблемой использования этой технологии занимались такие учёные-методисты как: С.А. Пуйман, В.В. Чечет, Е.О. Галицких, Г.А. Мейчик, Е.Н. Соловова, И.А. Зимняя. Однако на современном этапе в школе учителя редко используют данную технологию в ходе уроков, так как подготовка к ним занимает довольно много времени, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Объектом данного исследования является технология «Дебаты» как средство обучения говорению в средней школе.
Предмет исследования: методические особенности организации технологии «Дебаты» на уроках английского языка.
Цель исследования: повышение эффективности обучения говорению с использованием технологии «Дебаты» на уроках английского языка в средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить возрастные особенности обучения школьников иностранным языкам;
2) рассмотреть понятие технологии «Дебаты» и особенности ее использования на уроках английского языка;
3) разработать и апробировать серию заданий, готовящих учеников к участию в дебатах;
4) разработать методические рекомендации для проведения технологии «Дебаты» с учениками средней школы.
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно¬
методической литературы) и диагностические (проведение констатирующего эксперимента для выявления уровня владения иностранным языком, проведение формирующего эксперимента, в котором была разработана и апробирована серия уроков на подготовку к проведению технологии «Дебаты», а также контрольный эксперимент, целью которого являлось выявление влияния проведенной серии уроков к способности учащихся вступать в полилогическое общение).
Методологическую основу исследования составляют труды С.А. Пуйман, В.В. Чечет, Е.О. Галицких, Г.А. Мейчик, Е.Н. Солововой, И.А. Зимней.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данной работы в государственной школе, в среднем звене.
Структура работы соответствует логике и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, были изучены возрастные особенности девятиклассников и как они влияют на изучение иностранного языка. У учащихся девятых классов в этот период меняется ведущий тип деятельности с межличностного общения на самоопределение в жизни. Это способствует более вдумчивому изучению иностранного языка. Также в этом возрасте одни подростки начинают проявлять взрослость, агрессивно себя вести со старшими, они не терпят критики в свой адрес и совершают поступки назло. Другие же стараются подражать взрослым в принятии важных решений, выборе будущей профессии и попытке заработать деньги.
Во-вторых, было рассмотрено понятие технологии «Дебаты» и особенности ее использования на уроках английского языка. Под дебатами понимают «систему формализованных дискуссий на актуальные темы, в которых команды «за» и «против» выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте и риторическом опыте». Использование данной технологии позволяет решать обучающие, развивающие, воспитательные и коммуникативные задачи, позволяет учащимся тренироваться выступать публично, а также развивает их мировоззрение через изучение чужой культуры и ее принятие.
В-третьих, была разработана и апробирована серия заданий, готовящих учеников к участию в дебатах. Практическая часть исследования проводилась на базе МБУ «Школа №3», в нём принимали участие учащиеся 9 А и Б класса.
На первом этапе исследования был проведён констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявить уровень владения навыками аудирования, говорения, общую готовность вступать в диалог. В результате проведения данного эксперимента было выявлено, что в 9 А классе пять человек из десяти присутствующих с заданием не справилось, трое справились частично, а полностью - только два человека. В 9 Б классе с заданием из десяти присутствующих не справились два человека, частично - трое, а остальные пятеро - полностью справились. Таким образом, было выявлено то, что учащиеся не могут вступать в полилогическое общение, свободно высказывать свои мысли и суждения без тщательной подготовки.
На втором этапе исследования был проведён формирующий эксперимент, целью которого было - разработать и апробировать серию уроков, направленных на подготовку учащихся к участию в дебатах. С учащимися была проведена серия заданий, которые целенаправленно применялись для подготовки учащихся к проведению данной технологии. Эти задания были нацелены на формирование навыков чтения, письма, перевод, аудирования и, в первую очередь, говорения.
На заключительном этапе был проведён контрольный эксперимент, целью которого было выявить готовность учеников к участию в дебатах на английском языке. Были организованы дебаты на тему «Деньги - самое важное в жизни». В результате проведения данной технологии можно увидеть, что критерий «понимание задания (перевод)» повысился на 70% у 9 А и на 50% у 9 Б. Пункт «Составление вопросов» повысился у 9 А на 70%, а у 9 Б на 30%. Критерий «Понимание речи партнера» повысился у 9 А на 40%, а у 9 Б на 50%. А пункты «Составление высказывания» и «Активность» остались на том же уровне у обоих классов. Результаты контрольного эксперимента показали, что подготовительные упражнения частично помогли учащимся повысить свои навыки чтения, перевода, письма и аудирования, а навык говорения - нет.
В-четвертых, были разработаны методические рекомендации для проведения технологии «Дебаты» с учениками средней школы. Рекомендации заключаются в том, что тема для учащихся должна быть интересна, лучше всего, чтобы они ее выбрали сами. Далее учителю самому необходимо продумать варианты поиска аргументов и после этого дать учащимся упражнения на изучение всех лексических единиц, грамматических конструкций, языковых клише, которые могут быть использованы в ходе дебатов.
Таким образом, мы можем сказать, что все задачи нашего исследования были решены, а значит цель исследования «повышение эффективности обучения говорению с использованием технологии «Дебаты» на уроках английского языка в средней школе» была достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения возможностей использования данной технологии на различных этапах изучения иностранного языка в средней школе.



1. Аблякимова, Ф.Г. Изучение иностранного языка с использованием образовательной технологии «Дебаты» [Текст] / Ф.Г. Аблякимова // В сборнике: Научные тенденции: Педагогика и психология сборник научных трудов по материалам XI международной научной конференции. Международная Научно-Исследовательская Федерация «Общественная наука». - СПб. : ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017. - С. 5-9.
2. Алексеева, А.Н., Общая характеристика технологии «Дебаты» в обучении иностранному языку [Текст] / А.Н. Алексеева, Е.С. Семенова // Вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2016. - С. 50-53.
3. Аминникова, М.С. Психологические особенности учащихся 9 класса
[Электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/psihologicheskie-
osobennosti-uchaschihsya-klassa-824683.html (дата обращения:
15.12.2017).
4. Апанасенко, А.Г. Преодоление языковых и коммуникативных барьеров старшеклассников на уроках иностранного языка [Текст] / А.Г. Апанасенко // Иностранные языки в вузе и школе. Сборник статей. Под общей редакцией С.В. Николаенко, Л.М. Вардомацкого. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. - С. 86-88.
5. Биболетова, М.З. Enjoy English 9. Английский язык: книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием для 9 класса общеобраз. учрежд. [Текст] / М.З. Биболетова. - Обнинск: Титул, 2010. - 120с.
6. Биболетова, М.З. Enjoy English 9. Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений 2-е издание. Учебник [Текст] / M.Z. Biboletova, E.E. Babushis, O.I. Klark, A.N. Morozova, I.Y. Solovieva. - Обнинск: Титул Titul publishing, 2010. - 240с.
7. Буров, И.М. Особенности подготовки к полилогическому общению в старших классах средней школы: методы и приемы [Текст] / И.М. Буров // Вестник Университета Российской академии образования. - № 5. - 2015. - С. 16-23.
8. Дьяченко, Е.М. Методы обучения [Электронный ресурс] // URL:
http: //metodichka.web-box.ru/metodika/metody-obuchenij a/ (дата
обращения: 17.03.2018).
9. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст]: учебное пособие/ И.И. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 180с.
10. Казакова, В.К. Обучение аудированию и говорению посредством текстов-дебатов в старших классах с учетом требований ФГОС [Текст] / В.К. Казакова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 6¬2. - С. 340-343.
11. Коляникова, Е.В. Межкультурная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранному языку старшеклассников [Текст] / Е.В. Коляникова // Вестник Череповецкого государственного университета.
- Т. 2. - № 4 (52). - 2013 - С. 110-113.
12. Коновалова, Л.В. Коммуникативная компетенция подростков [Текст] / Л.В. Коновалова // Педагогическое образование и наука. - № 4. - 2009.
- С. 77-79.
13. Львова, О.В. Использование технологии «Дебаты» при обучении иностранному языку [Текст] / О.В. Львова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - № 1 (130). - 2014. - С. 76-79.
14. Морозова, С.А. Возрастные психологические особенности обучающихся 9-11 классов [Электронный ресурс] // URL:
https://multiurok.ru/files/vozrastnyie-psikhologhichieskiie-osobiennosti-uc-
2. html(дата обращения: 15.12.2017).
15. Мотайло, Л.А. Образовательная технология «Дебаты» как фактор повышения качества обучения иностранному языку и средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций [Текст] / Л.А. Мотайло // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 1 (7). - С. 317-319.
16.Орешина, Е.Е. Дебаты и форматы дебатов в теории и практике преподавания иностранного языка [Текст] / Е.Е. Орешина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - № 5 (61). - 2008. - С. 328-332.
17. Поддубнова, К.В. Обучение межкультурной коммуникации английского языка во внеурочное и урочное время в средней школе [Текст] / К.В. Поддубнова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. - С. 2600-2604.
18. Покидова, В.А. Формирование навыков иноязычного публичного выступления через методы активного обучения [Текст] / В.А. Покидова // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации. Сборник научных трудов. Под общ. ред. Л.К.Раицкой, С.Н. Курбаковой, Н.М. Мекеко. - Москва: РУДН, 2015. - С. 675-685.
19. Потёпкина, В.В. Применение активных методов при обучении иностранному языку [Текст] / В.В. Потёпкина // Обучение ивоспитание: методики и практика. - № 11. - 2014. - С. 104-108.
20. Пузина, Ю.А. Способы преодоления языкового барьера [Электронный
ресурс] // URL:
https://kopilkaurokov.ru/nemeckiy/prochee/stat ia na tiemu sposoby prieodolieniia iazykovogho bar iera na urokakh inostran(дата обращения: 05.02.2018).
21. Рольгайзер, А.А. Использование дискуссионных методик в преподавании иностранного языка в вузе [Текст] / А.А. Рольгайзер, К.А. Демиденко // Общество: социология, психология, педагогика. - №5. - 2016. - С. 123-126.
22. Савинская, А.В. Использование технологии «Дебаты» в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действий старших школьников [Текст] / А.В. Савинская // Инновационное развитие:потенциал науки и современного образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции : в 3 ч. - Пенза : "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. - С. 96-98.
23. Садохин, А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в
процессе коммуникации [Электронный ресурс] // URL: http: //www.ifapcom.ru/files/Monitoring/sadohin mej cult barrier.pdf (дата
обращения: 15.11.2017).
24. Светенко, Т.В. Путеводитель по дебатам [Электронный ресурс] // URL: http://gigabaza.ru/doc/67570-pall.html(дата обращения: 15.11.2017).
25. Семко, И. Технология «Дебаты» в контексте гражданского образования [Электронный ресурс] // URL:http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/4 Page 30-33.pdf(дата обращения: 15.11.2017).
26. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций [Текст]: пособие для студ. пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 239с.
27. Суханова, А.Ю. Дебаты на уроках английского языка [Электронный
ресурс] // URL: https://infourok.ru/master-
klass po teme ispolzovanie tehnologii debatov na urokah angliyskogo yazyka-310550.htm(дата обращения: 15.04.2018).
28. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и
инновации: Сборник статей международной научно-практической конфе-ренции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. [Текст] / под. ред. А.В. Щепиловой, Л.Г. Викуловой. - М.: ТЕЗАУРУС, 2013 - 331 с.
29. Трубина, Г.Ф. Психологические особенности старшеклассников и роль мотивации в обучении иностранному языку [Текст] / Г.Ф. Трубина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - № 1 (19). - 2013.
- С. 180-182.
30. Фалилеев, А.Е. Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка [Текст] / А.Е. Фалилеев, Т.А. Исаева // Иностранные языки в школе и вузе. Международный семинар-практикум: сборник научных трудов по материалам Международного семинара-практикума. - 2017.
- С. 96-103.
31. Хопияйнен, О.А. Технология дебатов в обучении иностранным языкам [Текст] / О.А. Хопияйнен // Вестник Югорского государственного университета. - Т. 1. - № 1 (36). - 2015. - С. 158-160.
32. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных
компетенций [Электронный ресурс] // URL:
eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 15.04.2018).
33. Evans, V. Spotlight 9. Teacher's Book. Английский в фокусе.9 класс: Книга для учителя [Текст] / V. Evans, J. Dooley, О. Podolyako, J. Vaulina, - М. : Издательство: Express Publishing, Просвещение, 2010. - 216с.
34. Evans, V. Spotlight 9. Work Book. Английский в фокусе.9 класс: Рабочая тетрадь [Текст] / V. Evans, J. Dooley, О. Podolyako, J. Vaulina, - М. : Издательство: Express Publishing, Просвещение, 2010. - 216с.
35. Evans, V. Spotlight 9: Work Book / Английский язык. 9 класс: учебник [Текст] / V. Evans, J. Dooley, О. Podolyako, J. Vaulina, - М.: Издательство: Express Publishing, Просвещение, 2010. - 90с.
36. Learning English through Debating Classroom [Электронный ресурс] // URL:
http://cd1.edb.hkedcity.net/cd/eng/debating/PDF/Learning%20English%20t hrough%20Debating%20booklet.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
37. Nezhurina, N.Yu. The debate as the technology of communicative speech competence forming of pupils [Текст] / N.Yu. Nezhurina, E.P. Komarova // Вестник Воронежского государственного технического университета. - Т. 10. -№ 5-2. - 2014. - С. 134-136.
38. Teacher’s Guide to Introducing Debate in the Classroom [Электронный
ресурс] // URL: http://csdf-
fcde.ca/UserFiles/File/resources/teacher_debate_guide.pdf (дата
обращения: 15.04.2018).
39. Using Debate in EFL Classes [Электронный ресурс] // URL:
https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1076807.pd (дата обращения:
15.04.2018).
Справочная литература
40. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп - М.: Азбуковник, 1997. - 944с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ