Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДАХ ПО БИОЛОГИИ

Работа №31118

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
820
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты проведения математических олимпиад по биологии 6
1.1. Анализ современного состояния олимпиадного движения 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития познавательного
интереса и способностей учащихся при подготовке к олимпиадам 15
1.3. Основные направления и методические требования совершенствования
подготовки учащихся к олимпиадам по биологии 26
Глава 2. Методические подходы в подготовке учащихся к олимпиадам по биологии 33
2.1. Использование средств ИКТ в процессе подготовки школьников к
олимпиадам по биологии 33
2.2. Организационные формы и методы проведения олимпиад по биологии
для школьников 39
Заключение 54
Список использованной литературы

В развитии современного общества в настоящее время происходит движение в сфере образования, способствующее развитию способностей личности, основанных на потребностях человека в саморазвитии и самообучении.
Перед педагогикой стоит новая задача воспитания человека с глубокими интеллектуальными знаниями, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и независимому управлению собственной деятельностью и поведением.
В сегодняшних условиях культурной глобализации происходит переоценка содержания языкового образования, обучения иностранным языкам. Наиболее значимыми становятся проблемы взаимосвязи языка, коммуникации и культуры. Язык отражает как мир, окружающий человека, так и его национальный характер, его менталитет, образ жизни, систему ценностей. Учащиеся познают опыт другого народа, изучая иностранный язык [3, с.4].
Целью обучения биологии в школе является формирование у учащихся естественно-научных знаний. Но, как показывает практика, для успешного интеллектуального развития учащихся недостаточно хорошо организованной напряженной работы в школе. Необходимым условием является использование подходов и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может входить в число одаренных детей. [4, с.2] Но они зачастую лишены необходимой для развития их талантов поддержки. По данной причине из этого числа реализуется небольшое количество одаренных детей.
Таким образом, перед преподавателем стоит задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому так важно установить уровень способностей учащихся и уметь правильно их развивать. Учитель иностранного языка находится в более выгодном положении по отношению к другим преподавателям, так как может выявить признаки одаренности еще в начальной школе [4, с.8].
В связи с этим возникает проблема: какие же методы и формы подготовки учащихся старших классов к участию в олимпиадах по биологии?
Объектом исследования подготовка учащихся старших классов к участию в олимпиадах по биологии.
Предметом исследования является предметная олимпиада как форма обучения.
Цель работы -изучить методы подготовки учащихся старших классов к участию в олимпиадах по биологии.
Исходя из этой цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по проблеме данного исследования.
2. Провести анализ современного состояния олимпиадного движения .
3. Изучить психолого-педагогические особенности развития
познавательного интереса и способностей учащихся при подготовке к олимпиадам.
4. Выделить основные направления и методические требования совершенствования подготовки учащихся к олимпиадам по биологии.
5. Рассмотреть использование средств ИКТ в процессе подготовки школьников к олимпиадам по биологии.
6. Разработать олимпиаду по биологии.
Методологической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов, как Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, Е.А. Домченко, Н.В. Котлярова, А.А. Люблинская, Е.И. Пассов и др.
В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования :Теоретический: анализ литературы по педагогике, психологии иметодике преподавания биологии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование может способствовать более подробному описанию форм и методов подготовки учащихся старших классов к участию в олимпиадах по биологии.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее исследования могут быть использованы при проведении уроков биологии, а также внеурочной деятельности учащихся при обучении биологии.
Разработанная нами предметная олимпиада является новизной данного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования.
Современное содержание требований к качеству общего образования в соответствии с Федеральным законодательством определяется, в первую очередь, непосредственными потребителями и заинтересованными сторонами образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг являются сами воспитанники и обучающиеся, их родители и законные представители, а также государство, учреждения профессионального образования, рынок труда и, при определенных условиях, бизнес- сообщество. Общество всегда нуждалось в творческих гармонично развитых личностях. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования в течение всей жизни. Условием достижения современного качества образования является государственная поддержка школ для одаренных детей. Одним из критериев качества образования являются достижения школьников и его личные творческие успехи.
На современном этапе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование современных технологий обучения, применение оптимального сочетания разных его форм и методов работы, деятельностного подхода к учению, повышение мотивации школьников направленной на изучение биологии, повышение качества знаний обучающихся в том числе и в работе олимпиадного характера.
В планировании контроля и отслеживания качества знаний по биологии есть свои особенности. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться этим материалом. Учащиеся должны иметь адекватное представление о тех материальных процессах, которые совершаются в молекулах, клетках, биоструктурах, глубже понимать и объяснять объективные закономерности микромира, живых объектов.
В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования особое внимание уделено развитию творческих способностей школьников не только на уроке, но и во внеучебной деятельности. В связи с этим актуальность приобретает работа учителя, направленная на привитие и повышение интереса учащихся к участию во всевозможных творческих конкурсах, интернет-конкурсах, фестивалях и олимпиадах различного уровня: от классных и общешкольных до Всероссийских.
Для решения ряда олимпиадных задач требуются знания и умения, не выходящие за рамки программы средней школы. В то же время для решения олимпиадной задачи недостаточно умения применять широко известного алгоритма. Олимпиадные задачи требуют от учащихся ясного понимания основных законов, подлинно творческого умения применить эти законы для объяснения биологических явлений, развитого ассоциативного мышления, сообразительности.
Участие в олимпиаде характеризует наличие у учащихся активной позиции, что способствует формированию более прочных знаний и умений, вырабатыванию навыков критического мышления. А поистине соревновательный дух МОШ по биологии и, что наиболее важно, непредвзятое, честное и открытое состязание для ребенка - самое главное.
Именно такое соревнование развивает познавательную активность ребенка, стимулирует его интерес к знаниям, науке.



1. Акимова Е.И., Мурашев В.В. Роль Московской олимпиады школьников по биологии в основном общем образовании в свете новых стандартов (ФГОС) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №12-3. - С. 62-66.
2. База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии. http: //obi. img.ras.ru
3. Биология. Всероссийские олимпиады [Серия «5 колец»]: учеб. пособ. / под ред. В.В. Пасечника. - Вып. 1. - М.: Просвещение, 2018.
4. Биология. Всероссийские олимпиады. Серия «5 колец». - Вып. 1 / под ред. В.В. Пасечника: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2018.
5. Биология. Всероссийские олимпиады. Серия «5 колец». - Вып. 2 / под ред. В.В. Пасечника: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2015.
6. Биология. Всероссийские олимпиады. Серия 5 колец. Вып. 1 под. Ред. В.В. Пасечника. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 191 с.
7. Биология. Всероссийские олимпиады. Серия 5 колец. Вып. 1 под. Ред. В.В. Пасечника. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2018. - 191с.
8. Биология. Всероссийские олимпиады. Серия 5 колец. Вып. 2 под. Ред. В.В. Пасечника. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2010. 192 с.
9. Биология: международные олимпиады. Серия «5 колец» / под ред. В.В. Пасечника: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2019.
10. Боголюбский К.А., Швецов Г.Г. Развитие познавательного интереса у школьников в процессе обучения биологии // Проблемы экологии московской области: сборник научных материалов. - М.: МГОУ, 2015. - С. 8-12.
11. Волошина М.А. Опыт проведения регионального этапа олимпиады школьников по биологии в Новосибирском государственном университете // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - Т. 11, №2. - С. 63-72.
12. Всероссийская олимпиада школьников по биологии в 2006 г.: методич. пособие / под ред. В.В. Пасечника. - М.: АПКиППРО, 2016.
13. Всероссийская олимпиада школьников по биологии в 2016 г. Методическое пособие. Под ред. В.В. Пасечника. -М.: АПКиППРО, 2016.
14. Всероссийская олимпиада школьников по биологии в 2016 г.: методич. пособ. / под ред. В.В. Пасечника. - М.: АПКиППРО, 2016.
15. Галеева Н.Л. Учет и развитие индивидуального стиля учебной деятельности ученика на уроках биологии // Биология, ПС. - 2013. - № 27-28.
16. Галкина Е.А. Методические условия организации и проведения внеучебной деятельности учащихся по биологии в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2014. № 3 (16). С. 20-29.
17. ЕГЭ-2006: Биология: Репетитор / Г.И. Лернер. - М.: Просвещение, Эксмо, 2016. - 320 с.
18. Есеева О.В., Рыбак Е.В., Цихончик Н.В. Потенциалы олимпиады в современном социальном образовании: Учебно-методическое пособие по организации и проведению школьных и студенческих олимпиад в современном вузе /под ред. Е.В. Рыбак.Архангельск: Издательство САФУ, 2012. 61 с.
19. Ефимова Т.М. Формирование исследовательских умений у учащихся на уроках биологии с включением биологического эксперимента // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 1. - С. 20-24.
20. Ефимова Т.М., Чуб В.В. Практический тур Всероссийской олимпиады школьников по биологии: физиология растений. // Справочник заместителя директора школы. № 3. 2016. С.29-37.
21. Жадько Е.Г. и др. Школьные олимпиады. Биология, химия, географии. 8-11 классы. Издательство "Феникс". 2014 год.
22. Зеркова Р.В. Учим работать с терминами // Биология в школе. - 2015. - № 5. - С. 36-39.
23. Иашвили М.В., Макарова О.Б. Анатомия и физиология в опытах // Биология, химия, география: элективные курсы: программно-методические рекомендации. Новосибирск: НГГТУ, 2017. С. 55-61.
24. Иванова Г.М. Домашние задания как стимул повышения интереса учащихся к предмету // Биология в школе. - 2015. - № 6. - С. 41-44.
25. Козловцева О.С., Широкова К.В. Ведение образовательного сайта ISHIM-EKO как форма внеклассной работы по экологическому образованию // Экологический мониторинг и биоразнообразие. - 2013. - №1. - С. 135-136.
26. Коркутова Л.К. и др. Сборник олимпиадных заданий для учащихся 8-11 классов. Издательство "Аркти". 2014 год.
27. Кудинова Л.М. Олимпиады задания по биологии. 6-11 класс. Издательство "Учитель" 2015 год.
28. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ. 1971.
29. Лисов Н.Д. Тесты по биологии: 7 класс. - Мн., 2012.
30. Лисов Н.Д., Вербицкий О.В. Сборник задач и упражнений по биологии: 7 класс. - Мн., 2014.
31. Лисов Н.Д., Камлюк Л.В., Лемеза Н.А. Общая биология: Учеб. пособие для 10-го кл. общеобразовательной шк. - Мн., 2016.
32. Малиновская Н.В. Функции предметных олимпиад школьников по биологии // Актуальные проблемы и результаты исследований в области биологического и экологического образования: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. - 2015. - С. 129-133.
33. Марина А.В., Железнова Т.А., Баранова Е.В. Инновации и традиции в профориентационной деятельности арзамасского филиала ИНГУ // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы международной заочной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Арзамасский филиал ИНГУ, 2015. С. 329-332.
34. Минченков Е.Е. Методология методики преподавания естествознания: курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ 2011.
35. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. - 2016. - № 2. - С. 19-31.
36. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" http://минобрнауки.рф/документы/1450
37. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // httpV/миноб- рнауки .рф/документы/1450
38. Олимпиада школьников по биологии. Методическое пособие. Под ред. В.В. Пасечника. -М.: АПКиППРО, 2015.
39. Олимпиада школьников по биологии: методич. пособ. / под ред. В.В. Пасечника. - М.: АПКиППРО, 2015.
40. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. Книга для учителя. [Текст]: книга для учителя / В. М. Пакулова. - М: Просвещение, 1990. - 93 с.
41. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6-9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) Издательство "Паритет". 2016 год.
42. Пасечник В.В. Биология: методика индивидуально-групповой деятельности: учебное пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2016.
43. Песецкая Л.Н., Гончаренко Г.Г. Сборник задач с решениями по генетике.- Мн., 2014.
44. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. N 1252 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" http://www.rg.ru/2014/01/29/olimpiadi-dok.html
45. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. N 1252 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" http: //www.rg.ru/2014/01/29/olimpiadi-dok.html
46. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» // http://www.rg.ru/2014/01/29/
olimpiadi-dok.html
47. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.11.2016 № 1435 «О внесении изменений в порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки
48. Примерная образовательная программа основного общего образования [электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/wp-
content/uploads/2015/06/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia- programma- osnovogo-obshche go-obrazovanij a.pdf
49. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования[электронный ресурс]. URL:
http://fgosreestr.ru/registrv/primernava-osnovnava-obrazovatelnava- programma- srednego-obshhego-obrazovaniya/
50. Региональные мероприятия: предметные олимпиады школьников
(обобщение опыта работы ГОУ ДО ЯО ЯРИОЦ «Новая школа») [Текст]: Учебно-методическое пособие. Ч. I / Авт.-сост. Е.А. Власова, Ж.К. Гапонова, А.Н. Дымни- кова, Т.Г. Каменская, Е.М. Мельникова, М.В. Нургаязова, И.Г. Переломова, С.С. Семенова, А.П. Старшова, А.А. Федотова. -2-ое изд. - Ярославль, 2017. - С. 234-271.
51. Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2017/2018 уч. году по биологии. М., 2017. 28 с.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 4-е изд. - СПб: Питер, 2016.
53. Смирнова Н.З. Познавательные задачи по биологии и экологии: учебное пособие [Текст] / Н.З. Смирнова, О.В. Бережная. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. - 168 с.
54. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Прохорчук Е.Н., Ачекулова Л.И., Чмиль И.Б. Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2017. 352 с.
55. Требования к проведению регионального этапа по биологии в 2017/2018 учебном году (для организаторов и членов жюри) М.: Центральная предметно-методическая комиссия по биологии, 2017. 13 с.
56. Тренировочная работа по биологии. 11 класс. СтатГрад. 09.03.2016. Вар. БИ10403.
57. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" http: //www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
58. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
59. Чернышев И.А., Цуканов М.В. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе [Электронный ресурс] // http://scientific-notes.ru/pdf/020-024.pdf.
60. Швецов Г.Г. Использование дистанционных образовательных технологий в процессе подготовки школьников к участию в предметной олимпиаде по биологии // Актуальные проблемы биологической и химической экологии: сборник мат-лов IV Международной научно- практ. конф. - М., 2014. - С. 354-358.
61. Швецов Г.Г. Организация подготовки школьников к участию в предметной олимпиаде как элемент совершенствования методической работы учителя биологии //Педагогическое образование и наука. Научнометодический журнал. №5, 2017. С. 16-19.
62. Швецов Г.Г. Создание методической системы подготовки школьников
к участию в предметной олимпиаде по биологии //Педагогическое
образование и наука. Научнометодический журнал. №3, 2015. С.17-20.
63. Швецов Г.Г. Создание методической системы подготовки школьников
к участию в предметной олимпиаде по биологии //Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. №3, 2015. С.17-20М.Е. Буковский Экологические олимпиады учащихся 9-11 классов: подготовка, проведение, оценка. Издательство "Аркти". 2014 год.
64. Швецов Г.Г. Создание методической системы подготовки школьников к участию в предметной олимпиаде по биологии // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 1. - С. 17-20.
65. Шумакова Н.Б., Андреева Н.И., Журавлева Л.Е. и др. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2016.
66. Morelis H. Make your science lectures nice, useful and pleasant // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник мат-лов Междунар. научно-практ. конф. 3-5 февраля 2015 г. / редкол.: В.В. Пасечник (отв. ред.) и др. - М.: ИИУ МГОУ, 2015.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ