ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ ПРАВ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ 9
1.1. Понятие и виды жилых помещений 9
1.2. Виды прав и их содержание на жилые помещения 16
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ И ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ 26
2.1. Понятие государственной регистрации прав на жилые помещения 26
2.2. Субъекты, осуществляющие регистрацию прав на жилые помещения ... 37
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ 48
3.1. Процедура государственной регистрации прав на жилые помещения .... 48
3.2. Государственная регистрация отдельных видов жилых помещений 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
Актуальность исследования. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации .
Жилые помещения как объекты права собственности имеют специфический правовой режим. Особая социальная значимость жилья обусловила строго целевое назначение данного объекта недвижимости. Специфика правового режима жилья как объекта недвижимости обусловлена и нормами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По общему правилу (ч. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации) вещные права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их государственной регистрации, если иное не установлено законом. В соответствии с ч. 1 ст. 131 и ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации Законом о государственной регистрации прав на недвижимость государственной регистрации подлежат вещные права на жилые помещения: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также ограничения (обременения) вещных прав.
Несмотря на то, что были приняты, а затем и обновлены законы, регулирующие государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в настоящее время функционирование указанной системы сопряжено с огромным количеством трудностей. Связаны они с недоработками законодательного плана, с противоречивостью судебной практики, с отсутствием достаточного количества теоретических исследований по проблемам оборота недвижимости и в частности жилых помещений. Следует особенно указать, что все еще в правовых актах и в доктрине отсутствует единое понятие государственной регистрации. Провозглашение в законе значение и роль государственной регистрации прав на жилые помещения не находят подтверждение в иных актах и отрицательно сказываются на практике.
Проводимые в последнее время в России социально-экономические и правовые реформы, повышение значимости сделок с недвижимостью в итоге заложили основу для существенного изменения системы государственной регистрации сделок, в том числе и с жилыми помещениями. Однако в силу своей новизны, некоторые изменения в нормативно-правовые акты еще не получили должного теоретического и практического изучения. Все вышеизложенное указывает на актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы. Исследованию правовой природы недвижимого имущества, вопросам его правового режима были посвящены научные работы В.А. Алексеева, Б.М. Гонгало, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, И.Д. Кузьминой, С.А. Степанова, Е.А. Суханова и других.
По данной проблематике известны также работы М.М. Агаркова, К.Н. Анненкова, Е.В. Васьковского, Ю.С. Гамбарова, А.М. Гуляева, Д.И. Мейера, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, В.М. Хвостова,, В.К. Андреева, Б.Газарьяна, С.А. Зинченко, В.А. Кудрявцевой, В.А. Лапача, А.И. Масляева, О.Н. Садикова, Е.А. Суханова, Г.Б. Леоновой, Ю.К. Толстого, Л.В. Щенниковой и других.
В трудах указанных авторов отражены исторические, теоретические и цивилистические аспекты института права собственности в целом и права собственности на недвижимое имущество в частности и его роли в жизни государства и общества, исследованы вопросы соотношения института права собственности с другими гражданско-правовыми институтами, а также проанализированы основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота недвижимого имущества. Также выявлены противоречия гражданского законодательства о сделках с недвижимым имуществом, рассмотрены основные тенденции правоприменительной практики в сфере гражданско-правового оборота недвижимости и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, в том числе и на жилые помещения.
Положения о сущности жилищных прав, разработанные, в частности, И.Б. Мартковичем, П.И. Седугиным и П.В. Крашенинниковым, а также некоторыми другими отечественными учеными, занимающимися проблематикой жилищных отношений, базируются на признании различий между гражданско-правовыми и жилищными отношениями.
Отдельные теоретические и практические вопросы правового режима жилых помещений исследованы также В.П. Грибановым, С.П. Гришаевым, О.А. Красавчиковым, В.Н. Литовкиным и другими. Указанные вопросы рассмотрены также в диссертационных исследованиях таких авторов, как А.В. Борисенко, М.И. Давлетова, И.В. Качалова, О.В. Шведкова, А.В. Щеголева и других.
Однако вопросы гражданско-правового обеспечения сделок с жилыми помещениями, дискуссионность проблем, связанных с нормативным обособлением и правовым регулированием государственной регистрации при сделках с жилыми помещениями остаются актуальными и являются важной теоретической и практической задачей.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области правового регулирования сделок с жилыми помещениями, а также правоприменительная практика по соответствующим проблемам.
Предмет исследования составляет законодательство и иные нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру государственной регистрации при совершении сделок с жилыми помещениями.
Цель работы: формирование научного представления о государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ним.
В соответствии с названной целью, задачами работы являются:
- исследовать понятие и виды жилых помещений;
- проанализировать виды прав и их содержание на жилые помещения;
- изучить понятие государственной регистрации прав на жилые помещения;
- выявить участников отношений, возникающих при государственной регистрации;
- проанализировать особенности процедуры государственной регистрации на различные виды жилых помещений;
- выявить проблемные вопросы, возникающие при государственной регистрации сделок с жилыми помещениями и предложить пути их решения.
Информационная база исследования: выводы исследования основаны на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов, подзаконных нормативно-правовых актов. Эмпирическую основу диссертации составила практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации и судов субъектов Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и цивилистов, обращавшихся к рассмотрению вопросов, связанных как с институтом вещных прав в целом, так и непосредственно в связи с жилыми помещениями, к которым можно отнести, в частности, С.М. Корнеева, О.А. Красавчикова, И.Б. Новицкого, П.И. Седугина, Ю.К. Толстого, В.А. Белова, И.М. Исрафилова, П.В. Крашенинникова, Е.А. Суханова, Л.В. Щенниковой и других.
Непосредственно исследованию правового режима жилых помещений посвящены труды А.В. Епифанцева, И.О. Клименко, И.А. Малюткиной- Алексеевой.
Многогранность предмета исследования потребовали использования комплекса сочетающихся и дополняющих друг друга методов. Автором использовались общенаучные (диалектический, исторический, системноструктурный, логический) и специально-юридические методы исследования (формально-юридический, сравнительный анализ).
Структуры выпускной квалификационной (дипломной) работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В соответствии с поставленной целью и задачами в данном исследовании, можно сделать следующие выводы:
1) Жилищное законодательство не раскрывает термин «жилище» несмотря на то, что по тексту Жилищного кодекса Российской Федерации он используется. Вместо этого в кодексе наличествует понятие жилого помещения, под которым понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).
Жилое помещение является видом жилища, обладающим своими отличительными признаками: изолированность; пригодность для
проживания; соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам; государственная регистрация в качестве объекта недвижимости. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
2) Основное право на жилые помещения - это право собственности. Однако существуют и иные вещные права и обязательственные права.
Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
3) Федеральный законодатель определяет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» как юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество, а также ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Проанализировав различные точки зрения правоведов на понятие и сущность государственной регистрации на недвижимое имущество, нами предложено авторское определение: государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе и на жилые помещения и сделок с ним можно определить как деятельность государства в лице его специальных органов, представляющую собой процесс рассмотрения заявлений (требований) заинтересованных лиц о внесении сведений об их правах на объекты недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости, и результат такой деятельности, представляющий собой ненормативный акт государственного органа, влекущий возникновение, изменение или прекращение прав на объект недвижимости.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним обладает правоустанавливающим, правоподтверждающим и охранительным значением для заинтересованных лиц и контролирующим, фискальным и статистическим значением для государства в лице его специальных органов.
4) Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые помещения, являются собственники жилых помещений и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, а также органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы- исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
5) В результате анализа особенности процедуры государственной регистрации на различные виды жилых помещений, были выявлены проблемные вопросы, возникающие при государственной регистрации сделок с жилыми помещениями, такие, например, как:
- неудачный выбор формулировки названия федерального закона, так как государственной регистрации подлежит не недвижимость, а право на недвижимое имущество;
- пункт 11 статьи 7 федерального закона говорит о том, что защита сведений единого государственного реестра недвижимости осуществляется оператором федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом ссылка на законодательство отсутствует;
- существует угроза хакерских атак и изменения сведений о правах на недвижимость, в результате чего сведения, содержащиеся в выписке могут быть недостоверны;
- отсутствует определение выписки;
- перестала существовать альтернатива в выборе свидетельства или выписки, при каждом действии в отношении жилого помещения как объекта недвижимости потребуется выписка, которая облагается государственной пошлиной;
- недостаточно эффективен механизм защиты прав и законных интересов приобретателей жилых помещений, придания открытости информации о праве пользования жилыми помещениями;
- разовая компенсация за утрату права собственности охватывает не все его издержки, в частности, она не компенсирует судебные расходы заявителя, поскольку она имеет целью не максимально полное возмещение причиненных ему убытков, а только лишь частичную компенсацию возникших негативных последствий, стимулирование участия в обороте жилых помещений, а в некоторых случаях - также дополнительную гарантию права на жилище. Кроме того, статья 68 Закона о государственной регистрации вступает в силу только с 1 января 2020 года;
- в соответствии с законом с 1 января 2017 г. нельзя зарегистрировать объекты капитального строительства, которые в соответствии с выданными разрешениями на их строительство сдаются поэтапно, в результате граждане, купившие жилье в построенном на одном из первых этапов строительства многоквартирного жилого дома, не смогут зарегистрировать свое право собственности на квартиру до полного завершения и принятия всех этапов строительства и государственного кадастрового учета всего многоквартирного дома;
- невозможность государственной регистрации права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте ИЖС) или в жилом строении;
5) В результате чего в работе внесены некоторые предложения по совершенствованию законодательного регулирования государственной регистрации прав на жилые помещения, а именно:
- изменить название закона и изложить его следующим образом: Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»;
- необходимо законодательно регулировать процедуру защиты сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости путём принятия соответствующей инструкции;
- определить выписку как документ, удостоверяющий государственную регистрацию и содержащий сведения из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выдаваемый в бумажном или электронном виде;
- в пункт 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации следует добавить подпункт 3.1, устанавливающий, что в реестр прав на недвижимость вносятся такие дополнительные сведения, как сведения о всех членах семьи собственника и/или бывших членах семьи собственника данного жилого помещения, имеющих право пользования данным жилым помещением, которое не прекращается в связи с переходом права собственности на жилое помещение к другому лицу и изложить его в следующей редакции: «3.1) сведения о проживающих в жилом помещении всех членах семьи собственника данного жилого помещения и/или бывших членах семьи собственника данного жилого помещения, имеющих право пользования данным жилым помещением»;
- изложить часть 4 статьи 40 Закона № 218-ФЗ следующим образом: «Государственный кадастровый учет расположенных в многоквартирном доме жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест допускается до осуществления государственного кадастрового учета всего многоквартирного дома при условии поэтапного строительства и получения разрешения на ввод в эксплуатацию соответствующей секции многоквартирного жилого дома»
Или следующим образом: «Если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы. Правила настоящей части не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирном доме, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест»;
- статью 18 указанного закона дополнить вторым абзацем следующего содержания: «Раздел индивидуального жилого дома, блокированного жилого дома на комнаты и выдел одной или нескольких комнат из индивидуального жилого дома, блокированного жилого дома, выдел из индивидуального жилого дома или жилого дома блокированной застройки одного или нескольких блокированных жилых домов, выдел из квартиры одной или нескольких комнат не допускаются»;
- уточнить механизм взаимодействия регистрирующего органа и заявителя, в частности при приостановлении регистрационных действий: если представленные документы не устраняют основание приостановки, необходимо оперативно информировать об этом заявителя. Ведь неустранение причин приостановки влечет за собой отказ в совершении регистрационных действий;
- статью 68 следуют исключить и воплотить ее в отдельной главе Закона 10.1. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином Государственном Реестре недвижимости;
- в будущем увеличить размер компенсации за утрату права, зарегистрированного в Едином Государственном Реестре недвижимости до полного возмещения убытков либо предусмотреть какой-то другой механизм, например государственное страхование ответственности органов регистрации.
В целом предлагаемые юридические мероприятия состоят в возможности гармонизировать нормы, регулирующие гражданский оборот недвижимости, в том числе государственный кадастровый учет объектов недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе и на жилые помещения, восполнить существующие пробелы и устранить недостатки в правовом регулировании указанных отношений.