Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса развития у старших дошкольников исследовательских умений в процессе изучения природы 9
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования 9
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 18
1.3. Проблемы развития исследовательских умений у дошкольников в
педагогической науке и практике 27
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование комплекса мероприятий, направленного на развитие у старших дошкольников исследовательских
умений в процессе изучения природы 37
2.1. Методическое обеспечение развития исследовательских умений старших дошкольников в процессе изучения природы 37
2.2. Изучение уровня развития исследовательских умений старших дошкольников в экспериментальной группе и контрольной группе на констатирующем этапе 44
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложения
Современная социально-экономическая, культурная ситуация требует социально-развитой личности, обладающей значительным интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом.
От современного образования требуется целенаправленное и систематические формирование у дошкольников исследовательской культуры и опыта, умений исследовательской деятельности, что предполагает широкое использование в образовательном процессе разнообразных активных средств и методов обучения, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей личности, формированию позиции субъекта познания мира и культуротворчества.
Наращивание и реализация интеллектуального потенциала личности происходит на протяжении всей его жизни. Особое значение в этом процессе имеет период дошкольного детства. Этот период является наиболее благоприятным для овладения человеком основ социальной и познавательной деятельности, выступающих в дальнейшем в качестве условия успешности образования и самореализации личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), основанный на личностно-развивающем, культурологическом, деятельностно-субъектном подходах и ориентированный на стратегию личностно-ориентированного образования, требует создания таких условий в образовательном процессе ДОУ, при которых ребенок рассматривается как субъект познания, переживания и преобразования мира, как субъект деятельности и общения [1]. Ориентация образовательного процесса на содействие развитию детской индивидуальности, способностей и активности, познавательной мотивации существенно расширяет возможности использования в образовательной работе с детьми исследовательско-познавательной деятельности.
Проблема использования разных форм исследовательской деятельности для решения задач развития и образования детей дошкольного возраста привлекала внимание представителей различных направлений когнитивной психологии и умственного воспитания на протяжении многих веков (Б.С. Волков, Н.В. Волкова [5,6,7], О.Б. Дарвиш [9], П.И. Пидкасистый [32], К.Д. Ушинский [45], О.А. Шаграева [52] и др.) В работах педагогов отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность привлекательна для ребенка и соответствует природе его развития, в ней ребенок проявляет самостоятельность познания и открывает способы познания и преобразования действительности.
Вопросами изучения сущности, генезиса, педагогических условий развития исследовательской деятельности и ее, близких к ней феноменов (исследовательское поведение, исследовательские способности, познавательный интерес, проблемное обучение) занимались отечественные исследователи. Внимание ученых обращено на изучение различных аспектов формирования исследовательских навыков обучающихся: развитие познавательной активности (Н. Ф. Талызина, Т.А. Короткова [21], М.Н. Полякова [35], Л.Н. Ахматова [3] и др.); формирование творческой активности обучающихся (Н.Е. Ве- ракса [4], М.В. Корепанова [20], В.С. Мухина [24] и др.). Разрабатываются идеи проблемного, исследовательского обучения (А.И. Савенков [37,38,39], Т.В. Хабарова [47] и др.); рассматриваются вопросы развития исследовательской инициативы в детском возрасте (Е.В. Хмелькова [49]). В отечественной психологии существует опыт изучения познавательной, исследовательской деятельности детей (П. Я. Гальперин, Н. Е. Веракса [4], Б.С. Волков, Н.В. Волкова [5,6,7], А.И. Савенков [40,41] и др.), который показывает возможность и необходимость формирования исследовательских умений у детей, начиная уже с дошкольного возраста.
В ряде исследований показано, каким образом опытническая и экспериментальная деятельность детей влияет на развитие познавательной активности, способностей к выявлению связей между объектами и явлениями, развитие познавательного интереса (И.С. Морозова, И.С. Штепина [23]). В то же время состав исследований, в которых бы изучался процесс методики формирования всего состава исследовательских умений в процессе изучения природы, ограничен.
Недостаточность научных знаний и методических разработок в данном направлении является одной из причин того, что в образовательной практике дети крайне редко осуществляют опыты и эксперименты для изучения природы самостоятельно, по своей инициативе, творчески. Таким образом, очевидно противоречие между:
- возможностью и необходимостью формирования у детей опыта исследовательской деятельности как средства познания природы и недостаточностью внимания педагогов к обучению основной единице такой деятельности - исследовательским умениям;
- возможностями детского экспериментирования и опытничества как средств формирования у детей исследовательских умений и ограниченностью практической реализации этих возможностей в образовательной практике.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каков образовательный потенциал опытно-экспериментальной деятельности в решении задач формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения природы? Каким образом должна быть спроектирована и реализована работа по организации детских опытов и экспериментов, для того чтобы дети могли усвоить основные исследовательские умения?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса мероприятий в развитии у старших дошкольников исследовательских умений в процессе изучения природы.
Объект исследования - процесс формирования исследовательских умений у старших дошкольников.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленных на развитие у старших дошкольников исследовательских умений в процессе изучения природы.
В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие у старших дошкольников исследовательских умений в процессе изучения природы будет проходить эффективно при следующих условиях:
- наполнение содержания опытов и экспериментов задачами, условиями и требованиями, актуализирующими применение воспитанниками разнообразных исследовательских умений для решения задач исследовательской деятельности;
- включение опытов и экспериментов в образовательный процесс сообразно логике и этапам освоения детьми исследовательских умений;
- руководство со стороны педагога процессом решения воспитанниками задач исследовательской деятельности при максимальном сохранении возможности активности и инициативности воспитанников.
Задачи исследования:
- раскрыть сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования;
- охарактеризовать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- проанализировать проблемы развития исследовательских умений у дошкольников в педагогической науке и практике;
- изучить методическое обеспечение развития исследовательских умений старших дошкольников в процессе изучения природы;
- провести исследование по выявлению уровня развития исследовательских умений старших дошкольников в экспериментальной группе и контрольной группе ;
- провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологические основы исследования:
- положение отечественной психологии о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Н.Е. Веракса, О.Б. Дарвиш);
- концепции развития исследовательской деятельности детей (А.С. Обухов);
- психологическое обоснование развития исследовательской активности в детском возрасте (А.И. Савенков);
- положения о роли обучения в формировании исследовательского поведения и исследовательских умений (Н.Е. Веракса, А.И. Савенков).
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Ды- биной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
Методы исследования:
- теоретические (анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (педагогический эксперимент, диагностические наблюдения, беседы с детьми, педагогическое проектирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных).
Этапы исследования:
Исследование проводилось в 3 этапа.
Сентябрь - октябрь 2017 г. - определение научных характеристик исследования, его терминологического аппарата, теоретических оснований; определение параметральных характеристик объекта исследования.
Ноябрь - декабрь 2017 г. - проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение эмпирических данных, оформление материалов диагностической части исследования.
Январь - май 2018 г. - разработка содержания и проведение формирующего и контрольного экспериментов. Обобщение результатов исследования.
База проведения - детский сад г. Казани. Выборка составила 50 старших дошкольников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень разработанности, выдвигается противоречие и проблема исследования, определяются цель, задачи, гипотеза исследования, определяются теоретикометодологические основы исследования, методы исследования, этапы исследования и структура работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам процесса развития у старших дошкольников исследовательских умений в процессе изучения природы, где раскрывается сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования; возрастные особенности детей дошкольного возраста; проблемы развития исследовательских умений у дошкольников в педагогической науке и практике.
Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию комплекса экспериментов, направленного на развитие у старших дошкольников исследовательских умений в процессе изучения природы. Характеризуется методическое обеспечение развития исследовательских умений старших дошкольников в процессе изучения природы, изучается уровень развития исследовательских умений старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах, проводится анализ результатов опытноэкспериментальной работы.
В заключении выводятся основные выводы по исследованию.
Список литературы включает все использованные при написании работы труды отечественных и зарубежных ученых.
В приложениях приводятся данные, полученные в результате исследования.
Итак, по теоретической части исследования нами сделаны следующие выводы. Своевременное формирование исследовательских умений как основной единицы исследовательской деятельности составляет важнейшую задачу современного образования на всех его ступенях.
В современной психологии и педагогике изучены различные аспекты проблемы исследовательской деятельности и умений: определена ее сущность, генезис, структура, состав, условия формирования.
Исследовательские умения определяются исследователями как интеграция специальных, осознанных, взаимообусловленных, в совершенстве освоенных действий, обеспечивающих обучающимися самостоятельное создание исследовательского продукта.
В состав исследовательских входят умения: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать и сравнивать, экспериментировать, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить собственные мини-доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В отечественной психологии и дошкольной педагогике существует опыт изучения познавательной, исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, свидетельствующий о том, что основы такой деятельности дети осваивают уже в дошкольном детстве в условиях специально организованного обучения и в разных видах деятельности.
Одним из средств активизации поисковой активности является экспериментирование. В процессе экспериментирования дети учатся ставить перед собой задачу, находить средства для ее решения, контролировать процесс, то есть осваивают и применяют исследовательские умения.
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Старший дошкольник с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно ФГОС ДО предусматривает системный подход к воспитанию экологической культуры воспитанников дошкольных учреждений. Ежегодно темы занятий повторяются, но добавляются новые виды упражнений. В целом предусмотрены темы занятий, связанные с сезонными явлениями природы, например перемена образа жизни животных и растений зимой, как воздействует человек на окружающую природу в разные времена года.
Анализ программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой показывает, что программа построена на гуманных отношениях к ребенку, направлена на его всестороннее развитие, а также на развитие общечеловеческих ценностей и способностей. Все содержание программы разложено по тематическим блокам. Тематические блоки «Ознакомление с миром природы», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» входят в состав образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие любознательности, познавательной активности, развитие исследовательских действий, умений, развитие воображения, творческой активности, формирование представлений об окружающем мире и людях, о себе, об объектах окружающего мира, о планете Земля, об особенностях природы и прочее. Согласно данной программе целью исследовательской деятельности является развитие
познавательных интересов и способностей дошкольников.
В практической части исследования нами проведено экспериментальное исследование комплекса мероприятий, направленного на развитие у старших дошкольников исследовательских умений в процессе изучения природы. Экспериментальное исследование проводилось на базе детского сада г. Казани. В исследовании приняли участие старшие дошкольники в количестве 50 человек. Дошкольники были поделены на экспериментальную и контрольную группу в равном количестве по 25 человек.
Для выявления исследовательских умений у старших дошкольников нами была выбрана диагностика развития способностей к исследовательской деятельности, разработанная А.И. Савенковым.
После проведения всех диагностик, предложенных А.И. Савенковым, мы выявили, что 36% дошкольников экспериментальной группы находятся на среднем уровне сформированности исследовательских умений , 64% - на низком уровне.32% дошкольников контрольной группы находятся на среднем уровне сформированности исследовательских умений , 68% - на среднем уровне.
Высокий уровень не выявлен ни в экспериментальной группе, ни в контрольной группе.
Для формирующего этапа нашего исследования мы разработали комплекс мероприятий для развития исследовательских умений у старших дошкольников в процессе изучения природы. Мы разработали конспекты мероприятий по развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста, подобрали опыты с водой, воздухом, песком и магнитом. Подобрали сюжетно-ролевые игры, дидактические игры на развитие исследовательских умений.
Повторное исследование изучения уровня сформированности исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста было проведено с теми же дошкольниками и по тем же методикам, что и на констатирующем
этапе эксперимента.
После проведения всех диагностик, предложенных А.И. Савенковым, мы выявили, что у дошкольников экспериментальной группы появился высокий уровень развития - 36%. Средний уровень развития повысился с 36% до 52% (на 16%). Низкий уровень развития снизился с 64% до 12% (на 52%). Результаты контрольной группы тоже изменились, но не так значительно, как в экспериментальной группе. Высокий уровень не выявлен. Средний уровень повысился на 24% - с 32% до 56%. Низкий уровень развития понизился на 24% - с 68% до 44%.
Дошкольники экспериментальной группы стали больше проявлять познавательный интерес, умение видеть проблему. Стали правильно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, стали способны выдвигать способы решения, доказывая их, самостоятельно и осознанно планировать свою работу. Стали давать оценку результату, умеют делать выводы, умеют соотнести полученный результат с гипотезой.
Разработанный комплекс мероприятий позволил обогатить развивающую предметно-пространственную среду в старшей группе в аспекте исследовательской деятельности; способствовал развитию исследовательских умений детей через экспериментирование; осуществил взаимодействие с родителями по формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения
22.05.2018)
2. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательноисследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. №12. С. 1-6.
3. Атмахова Л.Н. Проблема формирования исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 5. С. 21.
4. Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 123-127.
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2010.
6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Дошкольная психология. М.: Академический Проект, 2007.
7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Практические вопросы детской психологии. Спб.: Питер, 2009.
8. Воробьева Н.А, Зебзеева В.А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности // Научно- исследовательские публикации. 2014. № 8(12). С. 34-36.
9. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М.: Владос-Пресс, 2005.
10. Егорова Т. Развитие у старших дошкольников исследовательских умений и навыков в процессе изучения природы // Детский сад от А до Я. 2004. №2. С.90.
11. Елжова Н.В. Практикум для воспитателей ДОУ. Изд. 3-е, пе- рераб. Ростов н/д: Феникс, 2014.
12. Елжова Н.В. Скорая помощь для воспитателей: конспекты занятий и других мероприятий в ДОУ по образовательным областям. Ростов н/д: Фе-никс, 2015.
13. Захарова А.С. Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром природы (из опыта работы) // Молодой ученый. 2015. №23. С. 954-958.
14. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей // Управление ДОУ. 2014. № 4. С.84-92.
15. Зебзеева В.А., Солодовникова М.П. Формирование у детей дошкольного возраста исследовательских умений в процессе ознакомления с окружающим миром // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 87-89.
16. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения // журнал Управление ДОУ. 2015. №4. С.84-92.
17. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2014. С. 9-10.
18. Исследовательская деятельность. Словарь / авт.- сост. Е.А. Шашенкова. М.: УЦ «Перспектива», 2010.
19. Коваленко О.А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников // Начальная школа плюс До и После.2011. № 2. С. 83-87.
20. Корепанова М.В. Концепция содержания непрерывного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. № 4. С. 123-124.
21. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду // Дошкольное воспитание.2013. №3. С. 12.
22. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Учебное пособие. М.: Пед.общество России, 2003.
23. Морозова И.С., Штепина И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.С.163.
24. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: 15е издание. М.: Издательский центр Академия, 2015.
25. Немов Р.С. Психология в 3-х томах. Том 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2017.
26. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Издательство «Прометей» МИГУ, 2016.
27. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, Юрайт, 2013..
28. Общие представления об исследовательском поведении и его зна
чение / Информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества. [Электронный ресурс] URL:
http://www.researcher.ru/methodics/teor/f ythqo/part 1/section-1 1.html (дата обращения 24.04.2018)
29. Ожегов С.И. Толковый словарь. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012.
30. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Волгоград: Учитель, 2017.
31. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
32. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М: Просвещение, 2013.
33. Писарев В.Е. Теория педагогики. Воронеж: «Кварта», 2012.612 с.
34. Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от а до Я. 2004. №2. С.10.
35. Полякова М.Н. Развитие познавательно-исследовательского поведе-ния у детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №.1. С. 45-47.
36. Ревина Н.А., Линник Н.В. Экспериментирование как средство формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2015. №.5. С. 101-105.
37. Савенков А.И. Исследовательское обучение в теории и образовательной практике XIX века. [Электронный ресурс] URL: http://www.researcher.ru/issledovamya/arhiv/a 3qr14s.html (дата обращения 27.04.2018)
38. Савенков А.И. Маленький исследователь: как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.
39. Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от А до Я. 2004. №2. С.22.
40. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: метод. пособие. М.: Просвещение, 2014. С.512.
41. Савенков А.И. Путь к одаренности: Исследовательское поведение дошкольников: учеб. пособие / А.И. Савенков. СПб.: Питер, 2014.
42. Соломенников О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Методическое пособие. М.: Мозаика-синтез, 2015.
43. Тараканова Ю.У. Исследовательские умения дошкольников как педагогическая проблема // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 2(30). С. 40-42.
44. Терентьева О.В. Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность [Электронный ресурс] URL: https://dohcolonoc.ru/cons/2088-razvitie-poznavatelnykh-interesov-detej- che-rez- poznavatelno-issledovatelskuyu-deyatelnost.html (дата обращения: 28.04.2018)
45. Ушинский Константин Дмитриевич - основоположник педагогики в России [Электронный ресурс] URL: http://www.orthedu.ru/obraz/14861- konstantin-dmitrievich-ushinskiy.html (дата обращения: 28.04.2018)
46. Филиппова А.Р. Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности // Концепт. 2015. № 17. С. 56-57.
47. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
48. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. М.: Юрайт,2012. С. 208.
49. Хмелькова Е.В. К проблеме познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10. № 2(22). С. 39-42.
50. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2017.
51. Царева Я. В. Особенности формирования исследовательских навыков дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №3. С.24-30.
52. Шаграева О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. М.: Владос, 2014. 368 c.
53. Щукина И.Н. Пути формирования исследовательских умений у детей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012.
[Электронный ресурс] URL: КиберЛенинка:
https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-issledovatelskih-umeniy- u-detey (дата обращения: 28.04.2018)
54. Щукина И.Н. Современные подходы к проблеме формирова
ния исследовательских умений дошкольников // Наука и современность. 2015. №2. С. 127-131 [Электронный ресурс] URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21041039 (дата обращения: 29.04.2018)
55. Яшина В. В., Ведерникова М. Л., Тебенькова А. В. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе эксперимен-тальной деятельности (из опыта работы) // Молодой ученый. 2017. №18. С.354-357