ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Сущность развития творческого мышления младших школьников 10
1.2 Конструирование как вид продуктивной деятельности в младшем
школьном возрасте 17
1.3 Изучение особенностей организации работы по развитию творческого
мышления в художественно-конструкторской деятельности 21
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Этапы развития творческого мышления младших школьников в
художественно - конструкторской деятельности 27
2.2 Организация формирующего этапа эксперимента 31
2.3 Анализ опытно - экспериментальной работы 51
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Изучением проблемы, связанной с необходимостью определения условий для формирования и развития творческих способностей личности, занимаются представители таких отраслей науки как педагогика, педагогическая психология, а также психология творчества. В работах отечественных авторов производится анализ механизмов осуществления творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Т.В. Андреева, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.С Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, A. M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, A.B. Петровский, Б.М. Теплов, Е.А. Яковлева и других ученых).
Проблематике, связанной с развитием творческих способностей в период детства, особенностей креативности и творческой активности, посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых как П.Р. Атутов, В.И. Андреева, Г.С. Альтшулер, В.Н.Дружинин; Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, П. Торренс, Дж. Рензулли и других.
В научной литературе представлены также результаты изучения особенностей и условий реализации творческих способностей личности, а также различные методы и средства их формирования (С.Г. Абрамова, Ю.П. Азаров, ЕА. Бабошина, И.П. Волков, А.П. Ершов, Е.А. Климов, А.Ю. Козырева, В.А. Левин, C.B. Максимова, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и другие авторы).
В связи с этим, можно говорить о том, что в современной психолого - педагогической науке отчетливо прослеживается тенденция поиска путей решения проблемы, связанной с формированием творческого мышления учащихся. Одним из основных средств решения данной проблемы называется в научных исследованиях традиционная русская культура (Т.С. Томина); а сами исследования в данном случае направлены на выявление педагогических условий развития творческой деятельности учащихся в процессе освоения предметной области «Технология» (С.И. Валькевич), на изучение особенностей формирования гуманитарных способностей учащихся начальной школы в ходе освоения содержания предметов художественно-эстетического цикла (Е.И. Фуртаева); на особенности процесса формирования у учащихся младших классов ценностных ориентаций в процессе деятельности по дизайну (Е.С. Асланова).
Особая роль отводится в процессе развития творческого мышления младших школьников художественному конструированию, основанием которого являются положения развивающего, продуктивного подходов к обучению. Художественное конструирование в работе с учащимися предполагает использование приемов, принципов и операций осуществления творческого процесса, целью которых становится активизация эмоционального отношения школьников к средствам художественноконструктивной выразительности, позволяющим осуществлять деятельность по формированию у обучающихся творческого мышления в процессе освоения образовательной области «трудовое обучение». На развивающий характер художественно-конструктивной деятельности учащихся в процессе развития у них творческой сферы указывают такие психологи и педагоги как A. B. Бакушинский, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, ЛА. Парамонова, Е.Ю. Протасова, В.В. Юсова и другие. Психолого-педагогические исследования посвящены так же выявлению основных условий эстетического воспитания учащихся средствами дизайна (Н.В. Недумова); научно-методическому обоснованию системы обучения современных учащихся школы дизайну на базе черчения (Г.М. Салтыкова); системе формирования профессиональноконструктивных умений у выпускников школы (Н.Д. Калинина). В современной психолого-педагогической науке дается полифункциональная характеристика декоративно-прикладного искусства, рассматриваемого в качестве основного средства формирования у учащегося первого класса готовности к обучению в школе (Е.В. Чеджемова).
Работа над развитием творческого мышления учащихся предполагает реализацию потенциала каждого учебного предмета. В том числе, это касается и уроков технологии в начальной школе. Современные психологи и педагоги указывают на то, что в настоящее время трудовое обучение в школе отличается низким уровнем использования продуктивной деятельности учащихся, что обусловливает его негативное влияние на творческую сферу ребенка. В процессе трудового обучения и воспитания современных учащихся доминирует исполнительская деятельность, что становится причиной недостаточной креативности школьников.
В то же время, необходимо отметить, что специфика художественного конструирования и основные методы осуществления проектнохудожественной деятельности в начальной школе остаются все еще мало изученными в современной психолого-педагогической литературе.
Существующие на сегодняшний день исследования затрагивают только отдельные вопросы, связанные с этой проблематикой и не всегда могут быть использованы в учебных целях.
Анализ современного состояния проблемы исследования позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в психолого-педагогической науке все еще недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с определением содержания, методов, форм и средств, а также педагогических условий развития творческого мышления учащихся средствами художественного конструирования. В то же время, в педагогической теории и практике уже накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, составляющие базу для проведения такого исследования.
В связи с тем, что художественно-конструктивная деятельность способствует освоению учащимися духовного и материального мира в сочетании с одновременным созданием нового продукта, можно говорить о том, что она способна позитивно воздействовать на креативное мышление учащихся, в особенности, если ее организации осуществляется на базе положений продуктивного обучения. Именно поэтому формирование творческого мышления младших школьников на основе художественно - конструктивной деятельности выступает сегодня как объективная потребность системы начального образования в нашей стране.
Актуальность темы исследования определяется тем, что художественное конструирование, представляя собой один из видов художественного творчества младших школьников, создает необходимые условия для формирования у них творческого мышления. Кроме того, данный вид деятельности способствует реализации целей эстетического воспитания, а также создает условия для эффективного закрепления и углубления знаний и умений младших школьников, сформированных в процессе трудового обучения. В процессе художественного конструирования происходит развитие художественного же вкуса учащихся, развивается способность находить средства выразительности, реализуется творческий потенциал личности, а также формируются новые знания, умения, навыки в области художественно-трудовой деятельности. В то же время, необходимо сказать и о том, что художественное творчество, как и другие виды продуктивной деятельности, может стать основанием для осуществления деятельности по развитию различных типов межличностного взаимодействия учащихся в процессе совместной деятельности, что оказывает положительное влияние на развитие у них морально-волевых качеств. В ходе деятельности по конструированию у обучающихся происходит интенсивное развитие психических качеств: пространственного воображения, способности перехода от мышления к действию, планирование деятельности, а также повышается уровень моторных качеств, в частности, развиваются точность и ловкость движений. Именно поэтому актуальность данного исследования является такой высокой. Таким образом, формирование художественно-конструкторских знаний должно начинаться уже в младшем школьном возрасте.
Целью исследования является определение психолого-педагогических условий развития творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. определение сущности и содержания понятия «творческое мышление», в аспекте возможностей его развития у младших школьников, а также термина «художественно-конструкторская деятельность».
3. выделить в области художественного конструирования комплекс практических умений и навыков, наиболее значимых для формирования творческого мышления обучающихся начальной школы.
4. дать обоснование эстетико-педагогических условий формирования творческого мышления младших школьников.
5. сформулировать методические рекомендации по формированию творческого мышления средствами художественного конструирования на основе современных программ предметной области «Технология».
Методологическое основание исследования составили принципы концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Г альперин, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская), основные положения психолого-педагогических исследований, посвященных методам формирования творческого мышления учащихся младших классов (А.Н. Давидчук, Н.С. Лыкова, А.Э. Симановский, Н.Ф. Тарловская и другие ученые).
В ходе исследования использованы следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого мышления младших школьников средствами художественного конструирования;
- анализ педагогической практики;
- наблюдение;
- психолого-педагогический эксперимент.
Объектом исследования является развитие творческого мышления у младших школьников.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что художественное конструирование является эффективным средством повышения уровня творческих способностей младшего школьника, если соблюдаются следующие педагогические условия:
1) организация художественного конструирования младших школьников выстраивается в соответствии с положениями продуктивного подхода к обучению (единство учения, обучения и практической деятельности учащихся; включение в содержание образования практической деятельности школьников; объединение практического и образовательного опыта ребенка, реализованного в конкретном продукте);
2) содержание и технология художественного конструирования определяется в соответствии с возрастными и индивидуально-личностными особенностями учащихся, а художественно-конструктивная деятельность младших школьников основывается на проектных и композиционнообразных принципах, методах и средствах творческого процесса;
3) организация деятельности младших школьников по художественному конструированию выстраивается на основании положений о вариативности и многообразии форм деятельности, направленности ее на развитие мотивационно-потребностной сферы личности учащихся, включающей формирование у детей эстетического восприятия действительности, реализацию творческой активности личности ребенка, удовлетворение эстетических и познавательных потребностей младших школьников в процессе становления субъектной позиции, предполагающую поиск личных смыслов, принятие решений, рефлексивную и оценочную деятельность.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подход к использованию художественного конструирования как средства развития творческого мышления младших школьников, разработанный в содержании данной работы, может быть стать основанием для совершенствования трудового обучения в начальной школе. Разработанная в ходе исследования программа «Художественное конструирование», направленная на совершенствование процесса трудового обучения младших школьников, а также предлагаемые методические рекомендации и конспекты уроков могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов системы начального образования.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Художественное конструирование, представляя собой один из видов художественного творчества младших школьников, создает необходимые условия для формирования у них творческого мышления. Кроме того, данный вид деятельности способствует реализации целей эстетического воспитания, а также создает условия для эффективного закрепления и углубления знаний и умений младших школьников, сформированных в процессе трудового обучения. В процессе художественного конструирования происходит развитие художественного же вкуса учащихся, развивается способность находить средства выразительности, реализуется творческий потенциал личности, а также формируются новые знания, умения, навыки в области художественно-трудовой деятельности. В то же время, необходимо сказать и о том, что художественное творчество, как и другие виды продуктивной деятельности, может стать основанием для осуществления деятельности по развитию различных типов межличностного взаимодействия учащихся в процессе совместной деятельности, что оказывает положительное влияние на развитие у них морально-волевых качеств. В ходе деятельности по конструированию у обучающихся происходит интенсивное развитие психических качеств: пространственного воображения, способности перехода от мышления к действию, планирование деятельности, а также повышается уровень моторных качеств, в частности, развиваются точность и ловкость движений.
Проведение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы было направлено на создание эстетико-педагогических условий развития у младших школьников творческого мышления (в частности, учебнодизайнерских, социально-эмоциональных, дидактико-эвристических, индивидуально-творческих условий), которые поспособствовали развитию изучаемого психического процесса посредством расширения диапазона возможностей деятельности различных видов творческого мышления у детей.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы, обнаружилось, что, если на констатирующем этапе исследования дети демонстрировали, преимущественно низкие показатели: допускали большое количество ошибок при определении цветовых оттенков, насыщенности цвета; не могли выделить свойства форм и цветов, составляя их в композиции, не обосновывали свои решения, не понимали значимость сочетания красоты, пользы и удобства предметов; не могли соотнести предметы на основе единства их художественных особенностей, то в процессе выполнения ими творческих работ на формирующем этапе работы, степень самостоятельности учащихся в творчестве значительно повысилась.
Подавляющее большинство из проведенных занятий имело игровой характер, при этом сама игра использовалась только как механизм, позволяющий глубже проникнуть в творческую сущность предлагаемых школьникам заданий. Кроме того, использование в работе с младшими школьниками игровой деятельности позволяло сделать работу более интересной и понятной для детей.
На основе результатов, полученных по итогам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что развитие у учащихся начальной школы творческого мышления может формироваться посредством целенаправленной художественно-конструкторской деятельности. Кроме того, в процессе работы удалось доказать, что развитие у детей младшего школьного возраста творческого мышления осуществляется при соблюдении определенных эстетико-педагогических условий, перечисленных выше. В данном отношении можно говорить о том, что активизации творческого потенциала младших школьников, перехода их от репродуктивных к продуктивным формам мышления и достижение уровня творческого мышления осуществляются на основе формирования у учащихся специальных знаний, а также на основе раскрытия в работе с младшими
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила необходимость ознакомления учащихся младшего школьного возраста в доступной для них форме с принципами построения композиции, элементами цветоведения, изучения правил изображения различных форм предметов в пространстве и на плоскости. На основе проделанной работы может быть сделан вывод о том, что художественно-конструкторская деятельность младших школьников, предполагающая ее постепенное усложнение, стимулирует переход учащихся от пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в новых, пока еще неизвестных условиях, условиях, что позволяет детям подходить к решению других задач более глубоко и осознанно, творчески.
Таким образом, цели исследования достигнуты, задачи решены. Полностью подтвердилась гипотеза исследования о том, что художественное конструирование является эффективным средством повышения уровня творческих способностей младшего школьника, если соблюдаются следующие педагогические условия: организация художественного конструирования младших школьников выстраивается в соответствии с положениями продуктивного подхода к обучению; содержание и технология художественного конструирования определяется в соответствии с возрастными и индивидуально-личностными особенностями учащихся, а художественно-конструктивная деятельность младших школьников основывается на проектных и композиционно-образных принципах, методах и средствах творческого процесса; организация деятельности младших школьников по художественному конструированию выстраивается на основании положений о вариативности и многообразии форм деятельности, направленности ее на развитие мотивационно-потребностной сферы личности учащихся.
1. Адлер, Г. CQ или мускулы творческого интеллекта / Г. Адлер. - М.: Фаир-Пресс, 2004. - 40 с.
2. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста / Под ред. Н.И. Аничкина. - Свердловск: Свердловский ГПИ, 1984. - 34 с.
3. Антуганова, Н.П. Необыкновенные композиции / Н.П. Антуганова // Школа и производство. - 1998. - № 4. - С. 62.
4. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. / Р. Арнхейм. - М.: Прометей, 1994. - 352 с.
5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
6. Бахтин, В. В. Развитие творческого мышления младших школьников в условиях взаимодействия различных видов искусства / В. В. Бахтин // Вестник МГОУ. - 2011. - №2. - С. 67-71.
7. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т.В. Башаева - Ярославль: Академия развития, 1997. - 96 с.
8. Березовская, Н. Г. Рабочая программа педагога ДО как инструмент управления качеством образования / Н. Г. Березовская, И. В. Богданова, Л. А. Морамзина // Дополнительное образование и воспитание: научно-методический журнал. - 2015. - № 12. - С. 16 - 21.
9. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. - М.: Прогресс, 2001. - 12 с.
10. Богатеева, В.А. Чудесные поделки из бумаги / В.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1992. - 203 с.
11. Большой психологический словарь / По ред. Б. Г. Мещерякова. - М.: Прайм Еврознак, 2003. - 402 с.
12. Васильева, Г. А. Инновации в системе ДОД: опыт, проблемы, поиски / Г. А. Васильева //Дополнителное образование и воспитание. - 2013. - №8. - С. 67.
13. Веккер, Л.М. Психические процессы / Л.М. Веккер. - СПб.: Питер, 2004. - 83 с.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2006. - 82 с.
15. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: Справочник / Б. Г. Гагарин. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1988. - 29 с.
16. Геронимус, Г. М. Урок труда (комплект для начальной школы) / Г. М. Геронимус - М.: Просвещение, 1997. - 94 с.
17. Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. - Чита: Молодой ученый, 2013. - С. 27 - 29.
18. Григорович, Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности / Л. Григорович // Школа. - 1997. - №2. - С. 72.
19. Григорович, Л. А. Развитие творческого потенциала как визуальная педагогическая проблема / Л. А. Григорович. - Челябинск: Академия, 2006. - 89 с.
20. Гризоглазова, А. В. Воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства / А. В. Гризоглазова // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 445-447.
21. Дружинин, В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин, Р. Г. Аверкин, Н. А. Алмаев, В. А. Бодров и др. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
22. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1996. - 128 с.
23. Евдокимова, Л.Н. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления младших школьников / Л.Н. Евдокимова: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1998. - 64 с.
24.Зеленина, Е.Л. Играем, познаем, рисуем / Е.Л Зеленина - М.: Просвещение, 1996. - 53 с.
25. Изобразительное искусство и художественный труд / По ред. Б.М. Неманкого - М.: Просвещение, 1991. - 34 с.
26. Казакевич, В.М. Учебные комплекты «Хозян дома» / В.М Казакевич.// Школа и производство, 1997. - 91 с.
27. Калинина, Г.П. Использование элементов дизайна на уроках труда / Г.П. Калинина // Начальная школа. - ГОД - №9. - 56 с.
28. Конышева, Н. М. Художественный труд (программа дизайн образования)/ Н. М. Конышева // Начальная школа. - 2012. - № 7. - 76 с.
29. Куприянов, Б. В. Бытие развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей / Б. В. Куприянов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: гуманитарные науки. - 2008. - № 5. - 67 с.
30. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова. - М.: Юрайт, 2015. - 528 с.
31. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева // Педагогическое образование. - 2013. - №6. - С. 292.
32. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. — М.: Академия, 2003. - 41 с.
33. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: ИТИ Технологии, 2003. - 944 с.
34. Парамонова, Л. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учебное пособие / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. - М.: Просвещение, 2001. - 64 с.
35. Погодина, С. В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Неживая природа» / С. В. Погодина. - Севастополь: ВАКР, 2016. - 192 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 719 с.
37. Большой психологический словарь / По ред. Б. Г. Мещерякова. - М.: Прайм Еврознак, 2003. - 402 с.
38. Техническое творчество (программа) / По ред. А. В. Проворова. - М.: Просвещение, 1995. - 89 с.
39. Техническая графика и основы дизайна (программа) / По ред. В. Рунге. - М.: Просвещение, 1990. - 56 с.
40. Чайкина, Ж. В. Организация детского творчества в системе
дополнительного образования: учебно-методическое пособие для
студентов вузов / Ж. В. Чайкина. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
41.Чернецкая, Н. И. Творческое мышление как высшая форма мышления / Н. И. Чернецкая // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 2. - С. 32-42.