Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ ЗАЛОГА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Работа №30886

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39961
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Исследование категории залога в русском языке в XVII-XIX вв 7
1.2. Категория залога в современном русском языке 11
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЗАЛОГА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 24
2.1. Общая характеристика двузалоговой теории 24
2.1.1. Морфологические средства выражения залоговых отношений 24
2.1. 2. Синтаксические средства выражения залоговых значений 26
2.2. Общая характеристика трехзалоговой теории 31
Выводы по главе 2 36
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ЗАЛОГА НА ЗАНЯТИЯХ РКИ 37
3.1. Основные приемы введения категории залога русского языка в иностранной
аудитории 37
3.1.1. Изучение категории залога в иноязычной аудитории в рамках
морфологии 38
3.1.2. Обучение иностранных учащихся категории залога в рамках
синтаксиса 49
3.2. Методические рекомендации по обучению категории залога русского языка в
иностранной аудитории 63
Выводы по главе 3 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Интерес к русскому языку, как к одному из самых распространенных языков мира, напрямую связан с экономическими, политическими и социальными факторами. Общеизвестно, что русский язык для иностранных студентов - это не только важное средство общения, но и средство, обеспечивающее участие иностранцев в образовательном процессе. Утверждение, что русский язык труден для освоения, является достаточно устоявшимся стереотипом, а поэтому ученым, методистам и преподавателям русского как иностранного (далее - РКИ) необходимо попытаться разрушить его, поскольку при наличии качественных учебных материалов и хорошо отлаженной системы преподавания, русский язык, на наш взгляд, будет не более трудным, чем любой другой язык. Следует констатировать наличие в методике РКИ целого ряда малоизученных проблем. К подобным проблемам относится и представление категории залога русского глагола в иноязычной аудитории.
В истории языкознания категория залога изучена достаточно широко, определению сущности категории залога посвящены не только разделы общих грамматик, но и специальные работы. Однако, несмотря на богатый научный материал, данная проблема остается одной из самых дискуссионных в современной лингвистике. До настоящего времени не выработана единая точка зрения на определение сущности категории залога, выделение залоговых форм, отношение залога на словоизменение и словообразование.
Несмотря на теоретические трудности в определении залога, иностранным студентам в процессе изучения русского языка необходимо усвоить данную тему, чтобы иметь представление о формах выражения залоговых значений для правильного их употребления в речи. В связи с этим преподаватель РКИ должен выбрать, на какую из точек зрения на теорию залога целесообразно опираться при рассмотрении данной грамматической категории, и основываясь на ней, выработать подход к изучению залога в иностранной аудитории.
Актуальность исследования определяется отсутствием единой методической основы преподавания категории залога иностранным студентам, недостаточной разработанностью методических рекомендаций по изучению системы залоговых значений на занятиях грамматики в иноязычной аудитории.
Степень разработанности вопроса о категории залога достаточно высока. Современное представление о залоге опирается на длительную научную традицию, берущую начало с работ М.В. Ломоносова. Проблеме категории залога посвятили свои работы такие ученые, как Л.Л. Буланин, Ф.И. Буслаев, А.Х. Востоков, В.В. Виноградов, И.П. Мучник, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Холодович, В.С. Храковский и другие. Также вопросу о категории залога посвящены разделы учебников под редакцией Н.Ю. Шведовой, В.А. Белошапковой, Н.М. Шанского и др., имеется ряд статей и диссертационных исследований. Следует отметить, что исследователи предлагают свое видение залога, в понятие которого вкладывается весьма разнообразное и даже противоречивое лексико-грамматическое содержание.
Объектом диссертационного исследования является грамматическая категория залога русского языка.
Предметом настоящей диссертации являются методические основы представления категории залога в иностранной аудитории.
Цель исследовательской работы состоит в определении лингводидактических основ обучения категории залога при изучении русского языка как иностранного.
Для осуществления поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Сформировать методологическую основу исследования, рассмотрев историю изучения категории залога в русском языкознании.
2. Охарактеризовать и сопоставить основные положения традиционной и современной теорий залога.
3. Проанализировать представление грамматического материала и порядок работы над ним в ряде существующих учебников и учебных пособий.
4. Определить оптимальный порядок введения учебного материала на основе предложенных лингвометодических рекомендаций.
Эмпирическая база исследования. Источниками исследования послужили учебники и учебные пособия по русскому языку для иностранных учащихся. Материалом является комплекс подготовительных и речевых упражнений, приведенный в данных учебниках для закрепления и повторения языковых и речевых навыков по употреблению активных и пассивных конструкций.
Методы исследования. При решении поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, эмпирическое наблюдение, сравнение; а также лингвистические методы - описательный с использованием приемов наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения. Описательный метод исследования служит для характеристики категории залога как с позиции теоретической грамматики, так и с позиции грамматики РКИ; метод сравнения используется для различения морфологического и синтаксического способов выражения залога в зависимости от вида глагола.
Научная новизна данной исследовательской работы определяется тем, что в ней лингводидактическое описание категории залога стало объектом специального рассмотрения в плане их презентации в учебниках русского языка для иностранных учащихся; даны методические рекомендации по работе над этим базовым явлением грамматики в иноязычной аудитории.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что представленные материалы и результаты исследования могут стать теоретической основой для дальнейшей разработки и усовершенствования методических рекомендаций и дидактических материалов для обучения категории залога в иноязычной аудитории.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах по лингвистическим дисциплинам, в разработке упражнений, развивающих умение употреблять тот или иной залог в речевой деятельности в процессе изучения русского языка, а также для дальнейшего исследования проблем категории залога глагола в аспекте РКИ
Основные положения, выносимые на защиту.
- Грамматическая категория залога является словоизменительной и охватывает все глаголы русского языка, не существует глаголов вне залога.
- Возвратные формы глагола, являющиеся страдательной формой двузалоговых переходных глаголов, необходимо отличать от однозалоговых возвратных глаголов.
- Изучение категории залога в аспекте РКИ требует описания данной категории с точки зрения лингводидактики и выработки комплекса упражнений.
Структура исследовательской работы определяется поставленной в ней целью и решаемыми задачами, включает введение, три главы, заключение, список литературы в количестве 75 наименований и приложение в виде таблицы.
Апробация результатов.
Положения диссертации обсуждались при участии с докладами в Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2018г.), в Международной конференции «Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии» (Казань, 2018г.), в VI Международной научной студенческой конференции «Русский язык в ХХ1в.: исследования молодых» (Астана, 2019г.).
По теме диссертации опубликованы работы:
1) Зигангирова Л.Б. Категория залога в функционально-семантическом аспекте / Л.Б. Зигангирова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т. 3: Институт психологии и образования. Институт управления, экономики и финансов. Институт филологии и межкультурной коммуникации. Юридический факультет. - С. 262-263.
2) Зигангирова Л.Б. Л.Л. Буланин о категории залога / Л.Б. Зигангирова // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии: материалы Междунар. конф. (Казань, 29 ноября-1 декабря 2018 г.). В 2 т./ под ред. Р.Р. Замалетдинова, Т.Г. Бочиной, Ю.В. Агеевой. - Казань: Изд-во Казан. унта, 2018. - Т. 1. - С. 189-192.
3) Зигангирова Л.Б. Трудности в преподавании категории залога в аспекте РКИ / Л.Б. Зигангирова // Русский язык в XXI веке: исследования молодых: материалы VI международной научной студенческой конференции / под ред. Е.А. Журавлёвой. - Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. - С. 324-326.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей работе предпринято исследование категории залога с точки зрения как теоретической грамматики, так и грамматики РКИ: представлены краткий обзор истории изучения данной темы и ее современное состояние, уделено отдельное внимание проблемным моментам определения сущности категории залога, описаны две основные точки зрения на теорию категории залога в русском языкознании с применением сравнительно-сопоставительного метода исследования.
Так, по наиболее распространенной в настоящее время концепции категория залога связана с делением глаголов на переходные и непереходные. В современной лингвистике находят отражение две теории залога: двузалоговая (Н.Ю. Шведова, В.А. Белошапкова, Л.Л. Буланин и др.) и трехзалоговая (А.А. Шахматов, Н.М. Шанский, Н.А. Тихонов и др.).
В работе проведено сравнение и сопоставление этих теорий, и, на наш взгляд, более обоснованной является двузалоговая теория, согласно которой залог выражает отношение действия к подлежащему. Важным отличием двузалоговой теории от трехзалоговой является то, что согласно ей, данная грамматическая категория охватывает все без исключения глаголы, тогда как трехзалоговая теория предполагает наличие глаголов вне грамматической системы залогов.
Залог выражается средствами морфологии и синтаксиса: морфологическими средствами является форма глагола, синтаксическими - конструкции актива и пассива. Именно активные и пассивные конструкции являются объектом изучения на занятиях по РКИ при рассмотрении категории залога, в частности, страдательного залога.
Теоретические трудности вопроса обусловливают трудности лингводидактического характера при обучении категории залога на уроках РКИ.
Изучение категории залога в аспекте РКИ включает в себя рассмотрение категории переходности / непереходности глагола, разрядов возвратных глаголов, различных видов пассивных и соотносительных с ними активных конструкций,
при этом учащийся уже должен обладать знаниями о категории вида глагола, о способах образования кратких пассивных причастий прошедшего времени.
Тем не менее, подходы к изучению данной категории неоднозначны, в учебных пособиях по РКИ предлагается различный материал по этой теме: одни методисты включают рассмотрение пассивных конструкций в рамки возвратных глаголов как группу глаголов на -ся с пассивным значением, другие отдельно выделяют тему «Активные и пассивные конструкции» (либо «Действительные и страдательные обороты речи»).
Изучение пассивных форм от глаголов НСВ, выраженных с помощью постфикса -ся представляет особую трудность, поскольку постфикс -ся в своем составе имеют также возвратные глаголы русского языка, образующие разные лексико-грамматические разряды и не являющиеся соотносительными по залогу, т.к. относятся к глаголам только действительного залога.
При обучении возвратным глаголам в курсе РКИ применяется классификация разрядов, отличная от традиционного в русском языке деления, учитывающая как семантические, так и синтаксические признаки предложений, в которых они употребляются. В исследовательской работе приведена классификация и подробное описание каждого разряда глаголов.
Одной из актуальных тем при рассмотрении залогов является тема «Активные и пассивные конструкции». К данной теме студенты обращаются неоднократно, постоянно углубляя свои знания об этих синтаксических структурах в зависимости от их уровня владения языком. При этом требуется обучить учащихся не только преобразованию активных оборотов речи в пассивные и наоборот, но и умению определять синонимичные между собой структуры для их правильного употребления в речи. В диссертации даны характеристики трех типов пассивных структур в соответствии со степенью выраженности в них субъекта и объекта и соотносительных с ними активных структур, а также синонимичных им конструкций, модели конверсии актива в пассив с учетом теморематической связи предложений; названы типы активных структур, не преобразующихся в пассив.
В ходе исследования также проанализированы учебные пособия для иностранных студентов, и результаты представлены в виде таблицы, где указана формулировка темы, в рамках которой изучается тот или иной аспект категории залога, уровень владения языком, на который направлен материал, и типы упражнений, используемые для формирования и закрепления грамматических навыков.
Система упражнений, представленная в одном из учебников (Нивина Е.А. «Изучаем возвратные глаголы»), дополнена нами группой подготовительных и условно-речевых и речевых упражнений для продвинутого этапа обучения.
Дальнейшее исследование по данной теме предполагает работу над составлением комплексного блока упражнений для каждого из этапов обучения, а также создание фрагментов уроков для последовательного изучения залоговых значений.



1. Аксенова М.П. Сборник упражнений по русскому языку для иностранных студентов, аспирантов и стажеров гуманитарного профиля / М.П. Аксенова, Е.А. Зелинская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 272 с.
2. Активные и пассивные конструкции. Выражение адъективных и объектных отношений глагольными формами: учебно-методические материалы для студентов-иностранцев: в 2 ч. / Сост.: Е.А. Голованенко, Н.Л. Дунь, О.Н. Скварча, Н.А. Хомула. - Сумы: Сумский государственный университет, 2013. - Ч. 1. - 46 с.
3. Антонова В.Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень): в 2 т. Т. 1 / В.Е. Антонова, М.М. Нахабина, А.А. Толстых. - 3-е изд. - СПб.: Златоуст, 2009. - 200 с.
4. Бабалова Л.Л. Практикум по русской грамматике: в 2 ч. / Л.Л. Бабалова, С.И. Кокорина. - Ч.2. Синтаксис простого и сложного предложения. - М.: Русский язык. Курсы, 2011. - 352 с.
5. Баско Н.В. Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся / Н.В. Баско. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 272 с.
6. Бондарко А.В. Русский глагол: Пособие для студентов и учителей / А.В. Бондарко, Л.Л. Буланин. - Л.: Ленингр. отделение изд-ва «Просвещение», 1967. - 185 с.
7. Бондарко А.В. Введение. Основания функциональной грамматики // Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. / Отв. ред. А.В. Бондарко. - Л. : Наука, 1987. - С. 5-39.
8. Бондарко А.В. Теоретические проблемы русской грамматики. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. - 208 с.
9. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа. - М.: ВЛА-ДОС, 2001 - 384 с.
10. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Отв. ред. Г.А. Золотова. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с.
11. Вишняков С.А. Русский язык как иностранный: Учебник /
С.А. Вишняков. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 240 с.
12. В мире русской грамматики: учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов / И.В. Богатырева, И.Ф. Евстигнеева, О.М. Жигунова и др. - М.: Русский язык. Курсы, 2015. - 400 с.
13. Волкова Н. Улучшим наш русский! (Электронное издание) /
Н. Волкова, Д. Филлипс. - 4-е изд. - СПб.: Златоуст, 2015. - 216 с.
14. Вязовская В.В. Возвратные глаголы в практике преподавания русского языка как иностранного / В.В. Вязовская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - В 3-х ч. Ч.1. - №7(73). - С. 183-185.
15. Галиулина И.Р. Практическая грамматика: учебное пособие для иностранных учащихся (1-й сертификационный уровень) / И.Р. Галиулина, В.Н. Яппарова, О.В. Старостина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 150 с.
16. Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и
комментариях. Морфология. - 7-е изд., испр. - СПб. : Златоуст, 2015. - 424 с.
17. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. Учебник по русскому языку / О.И. Глазунова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Русский язык., 2001. - 336 с.
18. Досиева М.М. О категории залога глагола в русском языке /
М.М. Досиева // LINGUA-UNIVERSUM. - 2006. - № 4. - С. 41-42.
19. Игнатова И.Б. Практическая грамматика. Учебное пособие для
иностранных студентов / И.Б. Игнатова, С.М. Андреева, С.Б. Мордас. - СПб.; Белгород, 2006. - 184 с.
20. Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Морфология, ч. 2. - Братислава: Изд-во Словацкой академии наук, 1960. - 570 с.
21. Калинина И.К. Современный русский язык. Морфология. Учебное пособие / И.К. Калинина, А.Б. Аникина. - М.: Русский язык, 1975. - 214 с.
22. Книга о грамматике. Русский язык как иностранный / Под ред. А.В. Величко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 648 с.
23. Кожевникова Л.П. Грамматикон. Морфологические и синтаксические конструкции русского языка / Л.П. Кожевникова, Н.Е. Некора. - М.: Русский язык. Курсы, 2017. - 304 с.
24. Копров В.Ю. Сопоставительный синтаксис русского и английского языков: учебное пособие / В.Ю. Копров. - М.: Русский язык. Курсы, 2011. - 168 с.
25. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. - М.: Русский язык, 1989. - 639 с.
26. Ласкарева Е.Р. Чистая грамматика / Е.Р. Ласкарева. - 2-е изд., испр. - СПб. : Златоуст, 2008. - 336 с.
27. Латышева А.Н. Русская практическая грамматика. Уровень А2 / А.Н. Латышева, Р.П. Юшкина. - СПб.: Златоуст, 2019. - 340 с.
28. Лебедева М.Н. Вопросы русской грамматики: от смысла к форме / М.Н. Лебедева. - М.: Русский язык. Курсы, 2015. - 176 с.
29. Лебединский С.И. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие (электронная версия) / С.И. Лебединский, Л.Ф. Гербик - Мн., 2011. - 309 с.
30. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов / Т.В. Матвеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 562 с.
31. Маркова В.А. Грамматическая тема «Пассивные конструкции» на уроках русского языка как иностранного / В.А. Маркова // Электронный научный журнал. - 2016. - №10-2 (13). - С. 122-130.
32. Марченко Л.В. Категория залога и способы работы с ней на занятиях по русскому языку со студентами вуза / Л.В. Марченко, Е.В. Шейко // Экология языка и коммуникативная практика. - 2017. - №3. - С. 95-105.
33. Межкатегориальные связи в грамматике / Под ред. А.В. Бондарко. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996. - 185 с.
34. Морозова М.А. Категория залога на практических занятиях по русскому языку: трудные случаи при изучении / М.А. Морозова // Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции - СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2013. - С. 329-335.
35. Морфология современного русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / С.И. Богданов, В.Б. Евтюхин, Ю.П. Князев и др. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. - 634 с.
36. Мучник И.П. Г рамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке / И.П. Мучник. - М.: Наука, 1971. - 298 с.
37. Нивина Е.А. Изучаем возвратные глаголы: учебное пособие для студентов-иностранцев / Е.А. Нивина. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 92 с.
38. Никитина Е.Н. Категория залога в русистике (история грамматических интерпретаций возвратных глаголов) / Е.Н. Никитина // Русский язык в научном освещении. - 2009. - №2. - С. 260-283.
39. Никитина Е.Н. Акциональность/неакциональность возвратных глаголов и категория субъекта: к грамматической сущности категории залога: дис. ... канд. филологич. наук / Е.Н. Никитина. - М., 2008. - 365 с.
40. Одинцова И.В. Русская грамматика в упражнениях. Рабочая тетрадь с комментариями (для иностранных учащихся) / И.В. Одинцова, Н.М. Малашенко, Е.Л. Бархударова / Под ред. И.В. Одинцовой. - 2-е изд., испр. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 240 с.
41. Откупщикова М.И. О залогах русского глагола / М.И. Откупщикова // Структурная и прикладная лингвистика. - 2007. - №7. - С. 14-27.
42. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике, т. 4 / А.А. Потебня / Отв. ред. И.И. Мещанинов. - Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - 320 с.
43. Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры / Под ред. А.В. Бондарко. - СПб.: Наука, 2005. - 478 с.
44. Продолжаем изучать русский / Под ред. Н.Ю. Царевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2000. - 234 с.
45. Пулькина И.М. Русский язык. Практическая грамматика с упражнениями: Учебник (для говорящих на английском языке) / И.М. Пулькина, Е.Б. Захава-Некрасова. - 11-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2004. - 584 с.
46. Пупынин Ю.А. Функционирование видов русского глагола в пассивных конструкциях (к проблеме взаимосвязей категории вида и залога): дис. ... канд. филол. наук. / Пупынин Юрий Алексеевич; - СПб., 1980. - 196 с.
47. Розенталь Д.Э. Русский язык: учебное пособие. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. - 448 с.
48. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. - 624 с.
49. Русская грамматика. Т. 1: Фонетика, фонология, ударение, интонация, словообразование, морфология / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1980. - 789 с.
50. Русский язык для вас. Первый сертификационный уровень: Учебник русского языка для иностранных учащихся / Под ред. Т.В. Шустиковой и В.А. Кулаковой. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 320 с.
51. Русский язык как иностранный. Русские глаголы. Формы и
контекстное употребление [Электронный ресурс] / Т.В. Шустикова, А.А. Атабекова, Н.М. Курмаева и др.; под ред. проф. Т.В. Шустиковой. - 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 400 с.
52. Русский язык как иностранный: Сертификационный уровень /
Н.Ю. Царева, М.Б. Будильцева, М.А. Кацевич и др. - М.: Астрель: Олимп, 2010. - 253 с.
53. Русский язык: Теоретическое описание: учебное пособие для
студентов / Под ред. А.А. Куруленка, Е.Д. Черневой. - Куйбышев: Барабинская типография, 2012. - 191 с.
54. Сборник упражнений по грамматике русского языка (для
иностранцев). Выпуск 1 / А.И. Задорина, А.В. Голубева, Л.П. Кожевникова и др. - СПб: Златоуст, 1997. - 176 с.
55. Семенов П.А. К проблеме изучения залога в аспекте РКИ /
П.А. Семенов // Языки. Культуры. Перевод. - 2016. - №1. - С.173-179.
56. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1989. -800 с.
57. Теория функциональной грамматики: Персональность. Залоговость / Отв. ред. А.В. Бондарко. - СПб. : Наука, 1991. - 371 с.
58. Типология пассивных конструкций. Диатезы и залоги / Отв. ред. А.А. Холодович. - Л.: Изд-во «Наука», 1974. - 382 с.
59. Усачева Л.Я. Залог в системе глагольных форм русского языка / Л.Я. Усачева // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Лингвистика. - 2004. - № 6. - С. 172-176.
60. Учебник русского языка для иностранцев, обучающихся на нефилологических факультетах вузов СССР гуманитарного профиля. Синтаксис научной речи / Отв. ред. Е.П. Стемковская, Г.И. Дергачева. - М.: Русский язык, 1978. - 320 с.
61. Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу (электронное издание) / Н.Л. Федотова. - СПб.: Златоуст, 2015. - 200 с.
62. Фоменко Ю.В. Грамматические значения, формы и категории в русском языке: Учебное пособие / Ю.В. Фоменко. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. - 60 с.
63. Хавронина С.А. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный»: Учебное пособие / С.А. Хавронина, Т.М. Балыхина. - М.: РУДН, 2008. - 198 с.
64. Хавронина С.А. Русский язык в упражнениях. Учебное пособие (для говорящих на английском языке) / С.А. Хавронина, А.И. Широченская. - 18-е изд., стереотип. - М. : Русский язык. Курсы, 2008. - 384 с.
65. Холодович А.А. Проблемы грамматической теории / А.А. Холодович. - СПб.: Наука, 1979. - 304 с.
66. Чагина О.В. Возвратные глаголы в русском языке. Описание и употребление: учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся / О.В. Чагина. - М.: Русский язык. Курсы, 2009. - 264 с.
67. Чепасова А.М. Глаголы в современном русском языке [Электронный ресурс]: учебное пособие / A.M. Чепасова, И.Г. Казачук. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 408 с.
68. Чернышов С.И. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс: учебник. Часть 1.2 / С.И. Чернышов, А.В. Чернышова. - СПб.: Златоуст, 2019. - 176 с.
69. Шанский Н.М. Из трудов А.А. Шахматова по современному русскому языку. - М. : Гос. уч.-пед. изд-во мин-ва просвещ. РСФСР, 1952. - 271 с.
70. Шанский Н.М. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
71. Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка / А.А. Шахматов. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1936. - 221 с.
72. Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей (электронное издание) / Н.Л. Шибко. - СПб.: Златоуст, 2015. - 336 с.
73. Шибко Н.Л. Синонимия синтаксических средств. Простое и сложное предложение / Н.Л. Шибко. - СПб.: Златоуст, 2015. - 288 с.
74. Эндрюс Э. Русский глагол: Формы и их употребление / Э. Эндрюс, Г.Н. Аверьянова, Г.И. Пядусова. - 3-е изд. - М.: Русский язык. Курсы, 2004. - 378 с.
75. Янко-Триницкая Н.А. Возвратные глаголы в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая. - М.: АН СССР, 1962. - 248 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ