ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика муниципальных нормативных
правовых актов...........................................................................................................7
1.1. Понятие и признаки муниципальных нормативных правовых актов...7
1.2. Система муниципальных нормативных правовых актов ....................16
1.3 Виды муниципальных нормативных правовых актов ..........................23
1.4 Проблемы противоречия муниципальных нормативных правовых
актов нормам более высокой юридической силы.................................................31
1.5 Надзор за законностью муниципальных правовых актов ....................39
1.6 Ответственность за неисполнение муниципальных нормативных
правовых актов.........................................................................................................47
ГЛАВА 2. Муниципальный нормативный правовой акт............................52
2.1 Подготовка, принятие, вступление в силу, приостановление и отмена
муниципального нормативного правового акта.................................................. 52
2.2 Устав Муниципального образования документ высшей юридической
силы .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................65
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность темы исследования. К третьему уровню источников
муниципального права относятся локальные (местные) нормативные правовые акты,
содержащие нормы муниципального права. Речь идет о нормативных
установлениях, прямо регулирующих общественные отношения на локальном
уровне в сфере местного самоуправления и исходящие, прежде всего, от самих
муниципальных образований (путем местного референдума). Современную систему
нормативно-правовых актов уже невозможно представить без актов местного
самоуправления. Их удельный вес возрастает в связи с повышением роли местного
самоуправления в общественной жизни.
Правовые акты субъектов РФ устанавливают государственные гарантии
местного самоуправления на региональном уровне. Нормативные правовые акты
муниципальных органов позволяют решать вопросы местного значения с
соблюдением условий, установленных федеральными и региональными
нормативными правовыми актами.
Статья 45 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» определяет систему муниципальных
правовых актов, в которую входят:
1) устав муниципального образования;
2)правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан),
нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального
образования;
З)правовые акты главы муниципального образования, постановления и
распоряжения главы местной администрации, иных органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных
уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов
решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами4
высшей управленческой силы в системе муниципальных правовых актов, имеют
прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу
муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме
(сходе граждан).
Представительный орган муниципального образования по вопросам,
отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами с:убъекта РФ,
уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие
правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования,
а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа
муниципального образования.
Однако необходимо выделить и основные отличия между Уставом
муниципального образования и Конституцией РФ. Во-первых, устав является
правовым актом подзаконного характера, т.е. издан на основании и во исполнение
Конституции РФ, важнейшим требованием к уставу является наличие в нем
механизмов реализации его положений и норм, а также положений и норм
федерального законодательства и законов субъекта Федерации. Во-вторых, в
отличие от Конституции РФ зона действия устава очерчена территорией
конкретного муниципального образования.
Объектом исследования выступает система общественных· отношений,
складывающихся в сфере муниципально-правового регулирования.
Предмет исследование образуют современное состояние нормативного
1
регулирования муниципальных нормативных правовых актов.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение
теоретических и практических положений подготовки, принятия, действия
муниципальных нормативно-правовых актов.
Цель настоящего исследования предопределила постановку и решение
следующих задач:
- дать общую характеристику муниципальных нормативных правовых актов;5
- сформулировать определение, раскрыть и исследовать цели, задачи и
специфику муниципальных нормативных правовь1х актов;
- провести систематизацию муниципальных нормативных правовых актов;
- раскрыть проблемы противоречия муниципальных нормативных правовых
актов нормам более высокой юридической силы;
- исследовать проблему надзора за законностью муниципальных правовых
актов;
осветить вопрос ответственности за неисполнение муниципальных
нормативных правовых актов;
- изучить принятие, подготовку, вступление в силу, отмену и приостановление
муниципального нормативного правового акта ;
- изучить Устав муниципальногообразования.
Методологическую основу составляют нормы в области муниципального
права, общенаучные методы познания, а также специальные: логический,
системно-структурный, сравнительно-правовой и др.
Теоретическую основу исследования составили научные достижения в общей
теории муниципального права РФ.
Нормативной базой исследования являются основополагающие принципы
Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 No 131-ФЗ (ред. от: 06.12.2011,
с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (далее Ф1щеральный Закон №131-ФЗ),
'
Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О
государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее
Федеральный Закон №97-ФЗ) и иные нормативные правовые акты.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы опирались
на труды: С.А.Авакьяна, А.Н.Борисова, В.:И.Васьльева, И.В.Выдрина,
Н.А.Игнатюка, А.В.Павлушкина и многих других. :Использовали судебную
практику.6
Актуальность исследования заключается в том, что оно представляет собой
анализ муниципальных нормативных правовых актов в рамках современного
законодательства.
Структура работы обусловлена целями и логикой исследования. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и
специальной литературы.
В процессе реформирования местного самоуправления сформированы и
приступили к выполнению своих полномочий выборные органы местного
самоуправления. Именно на них возложено Федеральным законодательством
важная, сложная чрезвычайно ответственная задача - сформировать собственную
систему муниципальных нормативных правовых актов.
Муниципальные образования, принимая правовые акты, осуществляют
собственное правовое регулирование.
Муниципальные правовые акты являются подзаконными актами. Понятие
«подзаконные акты» означает, что они, в - первых, основываются на законе, во -
вторых, не противоречат закону. Муниципальные нормативные правовые акты не
должен противоречить Конституции РФ, Федеральным конституционным
законам, Федеральным законам, в частности Федеральному закону № 131-ФЗ,
Конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъекта
РФ. Муниципальный нормативный правовой акт - муниципальный правовой акт,
направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил
поведения), имеет общеобязательное предписание постоянного или временного
характера, рассчитанное на многократное применение и направлены на
регулирование определенного видаотношений.
Данный акт обладает определенными требованиями к написанию. Так,
например, акт должен обладать требованиями законности, антикоррупционности,
соблюдения правил юридической техникой, наличия процедур реализации
предписаний , обеспеченности реализации муниципальных нормативных
правовых актов средствами местного бюджета, достаточностью ресурсного
обеспечения.
К факторам, определяющих необходимость принятие данного акта
относиться: прямое указание закона, потребность реализации полномочий
органов местного самоуправления, изменение федерального или областного
законодател ьства, необходимость исполнения решения суда.66
Муниципальный нормативный правовой акт действует с момента вступления
нормативного правового акта в юридическую силу и до момента ее утраты.
Нормативный правовой акт действует бессрочно, если актом не предусмотрено
иное. Он утрачивает свою юридическую силу: по истечении срока действия; в
связи с принятием другого акта, регулирующие те же общественные отношения;
при признания его утратившим силу; в связи с приостановлением действия; в
связи с отменой в соответствии с действующим законодательством; в случае
признании его недействующим по решению суда. А также в иных случаях.
Действие муниципального правового акта не распространяются на
отношения, возникших до его вступления в силу. Обратная сила придается
документу, если это не противоречит Конституции РФ и действующему
законодательству. Придание обратной силы не допускается, если он вводит
новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет, ухудшает положение
налогоплательщиков, устанавливает обязанности или ухудшает положение
юридических и физических лиц.
Что касается действия муниципального нормативного правового акта в
пространстве, то он действуют на всей территории, подведомственной
принявшему их органу.
Действие по кругу лиц. Вступивший в силу акт обязателен для всех,
находящихся на территории муниципального образования (органов местного
самоуправления , предприятий, учреждений, должностных лиц, граждан). Могут
распространяться и на определенный круг лиц (регламент представительного
органа Муниципального образования, план подготовки и проведения аттестации
муниципальных служащих).
Муниципальные нормативные правовые акты действуют на основе принципа
верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой.
В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми
актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта,
обладающего более высокой юридической силой. А в случае коллизии между67
муниципальными нормативными правовыми актами, обладающими равной
юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.
Система муниципальных правовых актов целостная, взаимно
обусловленная, находящаяся в единстве совокупность ее самостоятельных
актов, характеризующаяся наличием системообразующих оснований и
механизмами взаимосвязей между ними. Системность является неотъемлемым
свойством муниципальных правовых актов. Наличие ее указывает на то, что
муниципальные правовые акты являются неслучайным набором разрозненных
правовых актов, а целостным устойчивым образованием. Вместе стем наличие
системообразующих оснований и факторов не означает, что правовые акты,
входящие в систему муниципальных правовых актов, не имеют специфических
особенностей, черт имеханизмов взаимосвязи.
В рамках систематизации муниципальных правовых актов с учетом
вопросов правового регулирования, которые относятся к компетенции органов
местного самоуправления, предложена модель «Древо муниципальных
правовых актов», ствол которого олицетворяет устав муниципального
образования, ветви - сферу тех или иных общественных отношений, листья -
муниципальные правовые акты.
Данную систематизацию предлагается осуществлять на основе разделов
нормативно-правовой базы муницип ального образования, то есть в разделы
нормативно-правовой базы необходимо вносить не только принятые акты
органов местного самоуправления, но и акты (модельные положения) которые
необходимо принять для реализации вопросов местного самоуправления. Это
позволит своевременно вносить дополнения и изменения в существующие
муниципальные правовые акты с учетом изменений федерального и
регионального законодательства. На основе предложенной системы «Древо
муниципальных правовых актов» возможно проведение предметной
инкорпорации муниципальных правовых актов. Такого рода сборники могут
дать комплексное представление о регулировании конкретного вида
общественных отношений на всей территории муниципального образования.68
Учитывая, что нельзя выработать единую технологию управления
созданием системы муниципальных правовых актов, так как каждая
территория, каждое муниципальное образование обладают индивидуальными
особенностями, поэтому и каждая система муниципальных правовых актов,
совпадая по основным параметрам и принятым основополагающим
документам, все же будет индивидуальна для отдельно взятого
муниципального образования. Поэтому при внедрении системы «Древо
муниципальных правовых актов» необходимо учитывать специфику
осуществления правового регулирования общественных отношений органами
местного самоуправления в муниципальных образования различного вида, с
учетом исторических и иных местных особенностей.
Предоставление права правотворческой инициативы различным
субъектам права является очень важным. Как с точки зрения осуществления
принципов демократии в муниципальной правотворческой деятельности, так и
с точки зрения эффективности этой деятельности. Расширение числа и
категорий субъектов права правотворческой инициативы в муниципальных
образованиях является реальной тенденцией в современной России. В связи с
данной ориентированностью полагаем возможным подготовку
первоначального проекта муниципального правового акта поручать
подведомственным органам местного самоуправления подразделениям,
учреждениям, организациям, заказывать его подготовку на договорной основе
научным учреждениям, отдельным ученым; поручать подготовку
альтернативных проектов нескольким органам, учреждениям, организациям,
лицам или заключать с ними договоры, а также объявлять конкурс на лучший
проект.
Основными стадиями правотворческого процесса муниципального
нормативного правового акта являются: подготовка и внесение проекта правового
акта в представительный орган; рассмотрение проекта правового акта в комитетах
или комиссиях; принятие, утверждение и опубликование правового акта.69
Утрата юридической силы осуществляется путем принятия
соответствующего акта или происходит по истечению срока его действия без
принятия нормативного правового акта о признание его утратившим силу. В
случае ликвидации (упразднения), реорганизации (преобразовании)
правотворческого органа все вопросы об изменении, приостановлении и
прекращении действия муниципального правового акта решается, как правило,
его правопреемником.
Среди муниципальных правовых актов особое значение принадлежит уставу
муниципального образования. В уставе, являющемся своеобразной
"муниципальной конституцией", указываются основные положения по
организации и деятельности местного сообщества. Как правило, в уставе
муниципального образования содержатся не только нормы об организации
местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и
перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию
представительным органом и главой муниципального образования, а также
порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены.
Таким образом, муниципальные нормативные правовые акты - одно из
средств осуществления власти народа: они издается в процессе практического
осуществления задач и функций местного самоуправления. Они принимаются по
вопросам местного значения, т. е. для непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения муниципального образования или решения задач
между поселениями, либо по вопросам осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным
голосованием 12 декабря 1993г. (с изм. от 30 декабря 2008г.) // Собрание
законодательства РФ. 2009г. С. 957-998.
2. Федеральный закон от 06.10.2003г. N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от
07.12.201 lг.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012г.) //
Собрание законодательства РФ. 2003г. N 40. С. 3822-3854.
3. Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ 2002г. № 41. С.
4876-4900.
4. Федеральный закон от 06.10.1999г. N 184-ФЗ (ред. от 30.11.2011г.) "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2012г.) // Собрание
законодательства РФ. 1999г. N 42. С. 5005-5041.
5. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 260·-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией
и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов" // Собрание
законодательства РФ. 2007г. N 46. С. 5556-5574.
6. Федеральный закон от 30 декабря 2004г. N 210-ФЗ "Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // Собрание
законодательства Российской Федерации. 2005г. № 1. Ч. 1. С. 36-54; измен. 2005г.
No 52. Ч. 1. С. 5597; 2007г. №1. Ч. 1. С. 21-38.
7. Федерального Закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении71
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» //Собрание
законодательства РФ.2009г. № 23. С. 654-686.
8. Федерального Закона от 23 ноября 2009 г. "Об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.
2010г. №12. С. 543-556.
9. Закон Республики Татарстан от 9 февраля 2009 г. N 14-ЗРТ "О регистре
муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан" //
Республика Татарстан. 2009г. 14 февраля. № 29; Ватаным Татарстан. 2009. 14
февраля. № 28.
1О. Закон Московской области от 5 декабря 2008г. N 193/2008-03 "О
регистре муниципальных нормативных правовых актов Московской области".//
Собрание законодательства. № 45. С .456- 489.
11. Закон Липецкой области от 18 апреля 2006г. № 288-03 "О роспуске
представительного органа города Ельца Липецкой области - Елецкого городского
Совета депутатов"// Липецкая газета. 2006г. № 75. 19 апреля.
12. Закон Свердловской области от 26 декабря 2008г. № 145-03 "Об
организации и ведении Свердловского областного регистра муниципальных
нормативных" // Собрание законодательства. 2009г. С. 345-358.
13. Областной закон от 29 октября 2008г. No 592·-30-03 "Об организации и
ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов муниципальных
образований Архангельской области" // Волна. 2008г. 14 ноября.
14. Указ Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002г. № УП-352 "О
едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан"// Республика
Татарстан. 2002. 14 мая. № 95; Ведомости Государственного Совета Татарстана.
2002. N 5 - 6. С. 564-578.
15. . Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств -
участников Содружества Независимых Государств от 29 октября 1994 г. //
Ясюнас В.А. Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения . М.72
16. Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996г. № 781-П ГД "Об обращении в
Конституционный Суд Российской Федерации"// СЗ РФ. 1996г. № 49. Ст. 5506.
17. Приказ Министерства юстиции РФ от 26 августа 2005г. № 147 "Об
организации работы по проведению государственной регистрации уставов
муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы муниципальных образований" // Бюллетень Минюста РФ.
2005г. № 10.
18. Приказ Минюста РФ от 19.12.2008г. № 298 (ред. от 22.01.2009г., с изм. от
26.08.2009г.) "Об организации работы по ведению федерального регистра
муниципальных нормативных правовых актов" (вместе с "Методикой ведения
федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов")
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.12.2008г. No 13032) // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009г. - N 5.
19. Приказ Минюста РФ от 22.12.2008г. № 300 (ред. от 26.08.2009г.) "Об
утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном
регистре муниципальных нормативных правовых актов" (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 16.01.2009 № 13090) // Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти. - 2009г. - № 6.
2. Специальная литература
1. Авакьян С.А. Муниципальное право России: учебник - Проспект, 2009 г.
С. 886-912.
2. Берг О.В. Некоторые вопросы концепции проекта Федерального закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" // Государственная власть и местное самоуправление. 2003г. N 2. С.
317-329.
3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный). М.: Деловой двор, 201Ог. С.784-789.73
4. Васильев В.И. Уставы муниципальных образований // Журнал
российского права. 1999г. N 2. С. 367-387.
5. Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учебник. М.: Норма, 2005г.
Постовой М.В. Муниципальное право России: Учебник. М.: Новый юрист, 1998г.
6. Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учебник. М.: Норма, 2005г.
С. 298-311.
7. Давыдова Н.Ю. К вопросу о правовых конструкциях ответственности
органов и должностных лиц, осуществляющих муниципальную власть// Адвокат.
201 lг. N 3. С.350-367.
8. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. 2-
е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2009г. С. 328-345.
9. Коваленка А.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Новый юрист, 1997.
10. Кокотов А.Н. ,Соломаткин С.А. Муниципальное право: Учебник. М.
2005г. С. 384-394.
11. Кудилинский М.Н., Шевелева Н.А. Муниципальное право России:
Учебник. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство
юридического факультета С.-Петерб . гос. ун-та, 2005г. С. 424-433.
12. Кузьмин М.А. Ответственность за неисполнение правовых актов
местного самоуправления (журнал российского права, NolO, 2004г.).
13. Кузьменко А.В. "Системный взгляд" на систему права// Правоведение.
2003г. N 3. С. 357-361.
14, Кутафин О.Е. и др. Муниципальное право Российской Федерации:
Учебник . М.: Юристъ, 2003г. С. 293-301.
15. Лазебная Н.В. Комментарий Конгресса муниципальных образований к
Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации"// Местное право. 2000г. N 7. С. 335-350.
16. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Изд-во Сарат. гос.
акад. права, 2002г. С. 429-436.74
17. Пахарукова А.В. Регистр муниципальных нормативных правовых актов //
Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010г. N 1. С. 432-445.
18. Попов Д.В. Нормативные правовые акты муниципального образования
как система// Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2008г. - N 1.
19. Потапов М.Г. Система права и система нормативных правовых актов
субъекта Федерации // )Курнал российского права. 2001г. N 12. С. 361-369-.
20. Протасов В.Н. Правоотношение как система: Учебник. М., 1991. С. 27;
Кальный И.И. Философия: Учебник. СПб., 1996г. С. 225-236.
21. Прудников А.С. и др. Муниципальное право России: Учебник для вузов. 3-
е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004г. С. 420.
22. Руденко А.В. Надзор за законностью муниципальных правовых актов //
Законность. 2010г. N 12. С. 378-384.
23. Сикайло А.В. Устав муниципального образования как нормативноправовой акт: правовая природа и особенности реализации. Авторефер.на
соиск.уч.ст.канд.юр.наук. - Москва, 2007г.
24. Уваров А.А. Система местного самоуправления // Конституционное и
муниципальное право. 2002г. N 2. С. 328-333.
25. Цалиев А.М. Обеспечение законности муниципальных нормативных
правовых актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2007г. N 3.
с.223-234.
26. Шебанов А.Ф. Некоторые вопросы теории нормативных актов в связи с
систематизацией советского законодательства // Сов. государство и право. 1960г.
N 7. С. 451-457.
27. Шкатулла В.И. Комментарий к Федеральному закону "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". М.:
ЗАО "Юстицинформ" , 2006г. С. 536-547.
28. Щепачев В.А. Особенности правотворческой деятельности органов
местного самоуправления// Право и политика. 2010г. N 8. С. 1555.
29. Шугрина Е.С. Учебник Муниципальное право РФ. «Издательство
Проспект». М. 2007г. С. 664-675.75
3. Материалы судебной практики
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых
актов полностью или в части"// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008г. N 1.
2. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской
Федерации за первый квартал 2006 года" // БВС РФ. 2006г. N 9