Введение
Глава 1. «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода как объяснение страданий «железного» поколения 7
1.1. Историческая концепция Гесиода 7
1.2. О смысле обращения Гесиода к истории 16
Глава 2. «Основания Новой науки» как источник «примирения» Дж. Вико с собой и действительностью 26
2.1. Историческая модель Джамбаттиста Вико 26
2.2. О целях и эффектах от обращения к истории Дж. Вико 35
Глава 3. «Рабочий. Господство и гештальт» Э. Юнгера как указание на присутствие в мире «метафизического положительного смысла» 40
3.1. Историческая концепция Эрнста Юнгера 40
3.2. О целях и эффектах от обращения Э. Юнгера к истории 50
Заключение 58
Список литературы:
В основе нашей исследовательской работы лежит идея о том, что некоторые философские концепции содержат в себе элементы исторической теории. Умышленно или нет, но мыслитель обращается к проблеме времени, так как действительность влияет на него, сформировывает к себе положительное или отрицательное отношение. У каждого философа есть жизненные установки, и в зависимости от них он определенным образом осознает для себя общественный идеал, в соответствии с которым размышляет о прошлом, настоящем, будущем. У него обязательно есть осознаваемые или неосознаваемые цели, которые формируют его жизненный проект. В философском учении автора также может содержаться оправдание его идеалов, гипотезы относительно того, каким должно быть общественное устройство, чтобы их достичь. Если мыслитель критикует настоящее, значит, в его концепции обязательно должно быть объяснение существующего положения дел, теория о том, как оно исторически сложилось и почему сохраняется.
Актуальность работы можно рассматривать в экзистенциально-философском аспекте. Под ним мы понимаем то, что во все времена, и XXI век не исключение, одной из главных проблем человека были события, нарушающие привычный ход вещей: осознание своей смертности, смерть близкого человека, трудности во взаимодействии с окружающими, кризисы в различных сферах жизни общества. И не только философ, но и повседневный человек стремился к тому, чтобы с этими проблемами справиться. Многое о нас, об устройстве нашего мышления, мы сможем узнать, когда обратимся к тому, как решали для себя столь вечные противоречия люди эпохи античности, Нового времени, XX века. Например, казанский мыслитель К. И. Сотонин в работе «Идея философской клиники. (Введение в систему философии)» предпринимает такую попытку, изучая вопрос о том, как эпикурейцы и стоики решали проблему «недовольств», то есть страданий, бед, горестей. Переживание их может вводить человека в состояние уныния, потерянности, бессилия, страха, что, конечно же, делает его жизнь менее счастливой. И поэтому встает необходимость отыскания механизмов выхода из данных ситуаций. Приведем пример одного из таких механизмов. Столь часто высказываемое авторами всех времен рассуждение о том, что именно их эпоха является «переходной», самой несчастливой, можно обнаружить уже в работах Гесиода, живущего в VIII веке до нашей эры. Для объяснения своим современникам причин всех людских страданий он использовал космологические мифы и, по мысли М. Элиаде, делал беды более переносимыми в моральном плане.
Наша гипотеза состоит в том, что одним из путей преодоления страдания может выступать объяснение его с помощью истории (или мифологии).
В качестве основы нашего исследования были выбраны три группы источников: 1) первоисточники как объект исследования, 2) источники методологии и 3) научные статьи, анализирующие философско-исторические идеи выбранных нами авторов, справочники, словари по философии истории, истории философии, истории античной литературы, мифологии, философии религии, культурологии.
Первую группу составляют следующие произведения: «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода, «Основания Новой науки» Джамбаттиста Вико, «Рабочий. Г осподство и гештальт», «У стены времени» Эрнста Юнгера.
В качестве методологического инструмента для работы с первой главой о Гесиоде мы использовали работу «Гомер и Гесиод» И. Тренчени-Вальдапфель и отдельные части работы М. Элиаде «Миф о вечном возвращении», где он показывает, что в основе обращения людей к истории лежит страдание, которое человек стремится преодолеть. Там он выясняет причину страдания и, соответственно, механизмы «перенесения жизни». В качестве методологического инструмента для второй главы о Дж. Вико мы выбрали фрагмент из работы «История и память» Ж. Ле Г оффа, в котором он выделяет у итальянского философа две истории - «мирскую» и «сакральную». Также работу Ф. Ницше «О пользе и вреде истории для жизни», в которой он выделяет несколько типов личностей (монументальный, антикварный, критический), обращающихся к истории, и говорит об их возможных целях. В качестве методологического инструмента для третьей главы мы взяли статью А. В. Михайловского «Миф, история, техника: размышления Эрнста Юнгера у «Стены времени», где он вводит термин «метаисторическая концепция». Они составляют вторую группу источников.
Третья группа источников представлена научными статьями, посвященными анализу философско-исторических взглядов Г есиода, Дж. Вико, Э. Юнгера. Это «Миф о модерне: Поэтическая философия Эрнста Юнгера» П. Козловски, «Миф, история техника: размышления Эрнста Юнгера у «Стены времени»» А.В. Михайловского, «Железный век» империи» Чернышова Ю.Г., ««Рабочий» в творчестве Эрнста Юнгера» Ю. Эволы. Туда входят исследования по философии истории (Ю. И. Семенов «Философия истории», Е. М. Сергейчик «Философия истории»), по истории античной философии («Рождение античной философии и начало антропологической проблематики» Г. В. Драча), по истории античной литературы («История античной литературы» И. М. Тронского, «Гомер и Гесиод» И. Тренчени-Вальдапфель), по культурологии («Концепт мифологического времени» Е. А. Пилипенко, «Сравнительная культурология» Е. П. Борзовой), философии религии («Священное и мирское» М. Элиаде, «Архаическое сознание и религиозность человека: очерки по археологии религии» Ю. Ю. Першина и В. И. Ахмадишиной).
В качестве объекта нашего исследования выступают философскоисторические концепции Гесиода, Дж. Вико и Э. Юнгера. Предметом исследования являются их идеи о том, как они понимали исторический процесс, его противоречия, смысл, направленность, периодизацию.
Далее, цель нашего исследования - выяснение причин и мотивов, по которым выбранные нами авторы конструируют свои исторические концепции, что они хотят с помощью них показать, и какие эффекты от этого возникают. Для того, чтобы наиболее достойно проработать поставленную проблему, мы решили сузить область исследования и включить в нее только тех авторов, которые придерживались идеи циклического понимания исторического процесса. При этом мы сознательно выбрали представителей совершенно разных эпох - Геси- ода, Джамбаттиста Вико и Эрнста Юнгера.
Задачи нашего исследования, решаемые в первом параграфе каждой из трех глав:
1) Краткое ознакомление с историческим контекстом складывания учения мыслителя;
2) Вычленение из философского учения автора философско-исторической концепции, составление модели исторического процесса;
3) Поиск специфического в понимании автором исторического процесса;
4) Анализ того, как мыслитель оценивает историю человечества, как относится к прошлому, настоящему и будущему;
Задачи, решаемые во втором параграфе каждой из трех глав:
1) Рассмотрение методологических инструментов для поиска целей и мотивов мыслителя;
2) Применение данных инструментов к исторической концепции автора;
3) Рассмотрение некоторых полученных эффектов от обращения автора к истории.
Наконец, объясним структуру нашего исследования. Так как мы изучали сразу три персоналии, то в работе есть три главы. Все они построены по одному принципу: в первом параграфе мы ведем повествование о философскоисторической концепции автора, во втором параграфе исследуем цели и эффекты от обращения автора к истории.
Закончив нашу исследовательскую работу, мы можем обозначить основные выводы относительно того, правильно ли мы подобрали вспомогательные задачи и достигли ли задуманной цели. Итак, мы действительно смогли обнаружить в философских учениях выбранных нами авторов рассуждения об историческом процессе. Более того, они были настолько подробно разработаны, что выделить отдельные элементы схемы исторического процесса, определить направление его движения не составило труда. Мы обнаружили, что у всех трех авторов современность считалась эпохой «распада», завершающим циклом мировой истории. Причем все мыслители как один утверждают, что это самое тяжелое время для человечества: повсюду страдания, деградация морального облика человека, общественного устройства, культуры. Также мы обнаружили, что выбранные нами авторы написали свои работы под влиянием страданий и недовольств. Избавление от этих «недовольств», как нам кажется, входит в число целей обращения авторов к истории.
Можно ли сказать, что они смогли прийти если не к избавлению от «страдании», то к более спокойному отношению к ним? Выбранный нами инструментарий показал нам, что да, в какой-то определенной мере смогли. Например, Г есиод нашел способ «перенесения» жизни в том, что смог объяснить причину человеческих бед и показал путь, по которому следует действовать его современникам. Он также осознал цикличность исторического процесса и, тем самым, обнаружил сотериологическую функцию своей последней эпохи. «Чем сильнее страдает человечество, тем скорее последует улучшение и облегчение» - таков, по его мнению, закон универсума. Дж. Вико тоже увидел в цикличности времени путь к утешению, так как на смену увядающей цивилизации, в которой власть находится в руках «плебеев», по установлению божественного провидения, обязательно придет новое возвышение. С помощью истории, он смог примириться с собой и с кажущейся несправедливой действительностью. Э. Юнгер с помощью своей метаисторической концепции находит в мире наличие «метафизического положительного смысла» и этим пытается подбодрить уставшего человека модерна, вызвать в нем героический настрой.
Итак, мы видим, что обращение к истории действительно может дать человеку надежду, успокоение и избавление от страданий, как с помощью рациональных методов, так и с помощью эмоционального воздействия. Еще один важный вывод нашей работы заключается в том, что вычленение исторической теории из общего философского учения автора может быть полезен нам для прояснения истинных мотивов написания им своей работы. Узнавая о том, как он понимает идеалы общественного устройства, узнавая о причинах его критики какой-то отдельной эпохи, мы можем попытаться уловить скрытые идеологические способы воздействия на читателя.
Изучение проблемы целей обращения философа к истории и возникающих в процессе этого эффектов кажется нам перспективной, так как исследование данной научной области может обогатить не только философию и историю, но и психологию, культурологию, фольклористику и ряд других дисциплин.
1. Junger E. An der Zeitmauer // Junger E. Samtliche Werke. Bd. 8. Stuttgart: Klett- Cotta, 1981. - 670 S.
2. Junger E. Die Schere // Junger E. Samtliche Werke. Bd. 19. 1. Supplement- Band. Stuttgart, 2002. - 602 S.
3. Агапкина Т. А. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Т. А. Агапкина. - М.: «Международные отношения», 2009. - Т. 4: П (Переправа через воду) - С (Сито). - 656 с.
4. Борзова Е. П. Сравнительная культурология. Том 1 / Е. П. Борзова. - СПб.: Издательство «СПбКО», 2013. - 177 с.
5. Борхес Х. Л. Письмена Бога / Х. Л. Борхес / Составление, вступительная статья и прим. И. М. Петровского. - М.: Республика, 1992. - 510 с.
6. Вико Джамбаттиста. Основания Новой науки / Дж. Вико; пер. с итал. - М.: К.: «REFL-book» - «ИСА», 1994. - 656 с.
7. Виппер Р. Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. (теория прогресса) / Р. Ю. Виппер. - Иваново-Вознесенск: «Основа», 1925. - 196 с.
8. Властов Г. К. Теогошя Гезюда и Прометей / Г.К. Властов. - С.- Петербургъ.: Типографiя Глазунова, Казанская ул., №8, 1879. - 579 с.
9. Гесиод. Полное собрание текстов / Гесиод / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. Лабиринт, 2001. - 256 с.
10. Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики / Г. В. Драч. - М.: Гардарики, 2003. - 318 с.
11. Козловски П. Миф о модерне: Поэтическая философия Эрнста Юнгера / П. Козловски; пер. с нем. - М.: Республика, 2002. - 239 с.
12. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957. - 463 с.
13. Ле Гофф Ж. История и память / Жак Ле Гофф; [пер. с франц. К.З. Акопяна]. - М. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. - 303 с.
14. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 672 с.
15. Михайловский А. В. Миф, история техника: размышления Эрнста Юнге- ра у «Стены времени» / А. В. Михайловский // История философии. - 2010. - № 15. - С. 57-82.
16. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни / Ф. Ницше. - Минск: Харвест, 2003. - 384 с.
17. Першин Ю. Ю., Ахмадишина В. И.. Архаическое сознание и религиозность человека: очерки по археологии религии / Ю. Ю. Першин, В. И. Ахмадишина; науч. ред. В. И. Разумов. - Омск: Социокосмос, 2012. - 468 с.
18. Пилипенко Е. А. Концепт мифологического времени / Е. А. Пилипенко // Вестник Поволжского института управления. - М.: Издательство «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». - 2015. - Вып. 6(51). - С. 162-168.
19. Радциг С. И. История древнегреческой литературы. Учеб. для филолог. фак. ун-тов / И. С. Радциг. - М.: «Высш. школа», 1977. - 551 с.
20. Семенов Ю. И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) / Ю. И. Семенов. - М.: «Современные тетради». 2003. - 776 с.
21. Сергейчик Е. М. Философия истории / Е. М. Сергейчик. - СПб.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002. - 608 с.
22. Скандинавская мифология: Энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2004. - 599 с.
23. Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод / И. Тренчени-Вальдапфель. - М.: Издательство иностранной литературы, 1956. - 120 с.
24. Тронский И. М. История античной литературы: Учеб. для ун-тов и пед. ин-тов / И. Тренчени-Вальдапфель. - М.: Высш. шк., 1988. - 464 с.
25. Чернышов Ю.Г. «Железный век» империи // Чернышов Ю.Г. Социальноутопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме: В 2 ч. Ч. 2: Ранний принципат. Изд. 2-е, испр. и доп. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1994. - С. 47-98.
26. Эвола Ю. «Рабочий в творчестве Эрнста Юнгера / Ю. Эвола; пер. с итал.
В.В. Ванюшкиной. - СПб.: Наука, 2005. - 192 с.
27. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде; пер. с. фр. В.П. Большакова. - М.: Академический проект, 2010. - 251 с.
28. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость / М. Элиаде. - СПб: Алетейя, 1998. - 414 с.
29. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде; пер. с фр., предисл. и ком- мент. Н.К. Гарбовского. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.
30. Эллинские поэты VII-III вв до н.э. Эпос. Элегия. Ямбы. Малика / Отв. Ред. М. Л. Гаспаров. - М.: Ладомир, 1999. - 515 с.
31. Юнгер Э. В стальных грозах / Э. Юнгер. - СПб.: «Владимир Даль», 2000. - 330 с.
32. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гешатльт; Тотальная мобилизация; О боли / Э. Юнгер. - СПб.: Наука, 2000. - 539 с.