ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Организационно-экономическое содержание и роль внутрифирменного финансового планирования на предприятии 6
1.2. Методические основы формирования системы финансового планирования на предприятии 17
1.3. Порядок разработки финансового планирования предприятия на основе формирования системы бюджетов 23
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ООО «ОСТОВ» 40
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Остов» 40
2.3.Анализ финансового состояния ООО «Остов» 48
2.3. Анализ эффективности системы финансового планирования на предприятии 60
2.4 Выводы по аналитической главе 70
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ООО «ОСТОВ» 71
3.1 Проект мероприятий совершенствования финансового планирования ООО «Остов» 71
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию финансового планирования ООО «Остов» 73
3.3 Расчет влияния показателей эффективности на результаты деятельности 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ВВЕДЕНИЕ
Секрет успеха малого бизнеса во многом зависит от умения менеджеров прогнозировать будущее и на этой основе формировать планы развития предприятия. Умение прогнозировать финансовые результаты является показателем профессионализма и владения менеджерами эффективными методами расчета. Прогнозирование позволяет оценить экономические и финансовые перспективы развития предприятия, выработать стратегию и тактику действий при осуществлении производственно-сбытовой и финансовой деятельности.
Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности подводит менеджмент к необходимости осуществления системных действий в части бизнес-планирования и составления прогнозной финансовой отчетности. При составлении такой отчетности эффективным является метод бюджетирования, который является основным инструментом прогнозирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Цель бюджетирования можно определить как подготовку информации, обеспечивающей полный контроль над операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью организации, информации о запланированных финансовых результатах деятельности организации в целом, а также о ее отдельных структурных подразделениях (центрах ответственности). Бюджетирование должно обеспечить возможность выявлять «узкие» места в работе компании и принимать правильные и своевременные управленческие решения.
Необходимо отметить, что бюджетное планирование, представляющее собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным или функциональным подразделениям организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ, трактуется специалистами более широко, чем процесс составления сметы. Бюджетирование рассматривается как целостная система выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии, разработки планов (смет затрат и доходов) будущих операций и контроля исполнения этих планов, т. е. по сути как система внутреннего финансового управления.
Основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы предприятия на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств и их источников, выявлении рисков и снижении их уровня, а также повышении гибкости в функционировании экономического субъекта.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что на современном этапе развития экономики, у предприятий практически отсутствуют возможности внешней экономической поддержки со стороны финансовых органов и государства. Резкое ограничение финансовых ресурсов, валютные перепады приводят к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, и снижению его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить такую систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях (сбыт, производство, совершенствование продукции, повышение ее качества, развитие техники и технологий и т.д.).
Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, а так же повысить конкурентоспособность предприятия в целом.
Целью исследования дипломной работы является нахождение путей совершенствования деятельности предприятия посредством бюджетирования. В соответствии с поставленными целями в ходе дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
1. определение теоретических и методологических назначений бюджетирования;
2. классификация бюджетов и их назначение в управленческом учете;
3. определение бюджетирования как наиболее эффективного способа управления деятельностью предприятия
4. определение методики составления сводного бюджета и взаимосвязи его элементов;
5. составление бюджетов на практике на примере предприятия
6. определение эффективности управления предприятием на основе принятых бюджетов.
Объектом исследования в данной дипломной работе является ООО «Остров», осуществляющее свою деятельность на рынке продажи приводной техники, для механического и электронного оборудования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания дипломной работы по данной теме была выявлена реальная необходимость внедрения системы бюджетирования не только для крупных предприятий, но и для предприятий среднего и малого бизнеса. Внедрение данной системы позволяет не только выявить слабые стороны в деятельности предприятия, но и осуществляет постоянный анализ и контроль исполнения принятых бюджетов.
Процесс бюджетирования на промышленном предприятии разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д. при этом должен быть разработан и утвержден регламент для контроля выполнения всех указанных процедур.
Технология бюджетирования включает формирование и консолидацию бюджетов организации. Для этого разрабатывается финансовая структура организации, представляющая совокупность центров ответственности. Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты. При этом основной бюджет включает взаимосвязанную систему финансовых бюджетов и операционных бюджетов.
Проведенный во второй главе дипломной работы анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Остов», выявил положительную динамику развития предприятия, причем в 2012 году было проведено крупное финансирование деятельности данного предприятия, что позволило увеличить объем реализации более чем на 58%.
Дальнейший анализ выявил возможность увеличения объемов производства в прогнозируемом периоде 9%, без значительных вложений в наращивание производственных мощностей. Соответственно был запланирован бюджет продаж с увеличением на 9% и на 8% инфляции в год.
Соответственно, исходя из запланированного объема продаж были рассчитаны бюджет коммерческих расходов, бюджет производства, бюджет производственных затрат и другие.
Исходя из проведенных расчетов была выявлена необходимость снижения сумм дебиторской задолженности и предложена система стимулировать дебиторов быстрее расплачиваться по своим долгам по средствам накопительных скидок, по которой размер скидки зависит от объемов купленных товаров и времени погашения задолженности дебиторами. Предполагается, что потенциальные дебиторы предпочтут быстрее расплатиться с ООО «Остов» в надежде получить скидку, возможно задержав оплату другим своим поставщикам.
Внедрение данного мероприятия позволит значительно ускорить процесс движения денежных средств и улучшить финансово-экономическое состояние предприятия.
Все исследования, проведенные в дипломной работе, обосновывают необходимость внедрения механизма бюджетного планирования в практику анализируемого предприятия ООО «Остов» как универсального инструмента управления. Так как бюджетирование способно обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность фирмы за счет поддержания функции лидера в снижении затрат, в принятии оптимальных управленческих решений, повышении качества бизнес-процессов, и достижении стратегических целей исходя из ограниченного набора средств и ресурсов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2013. 584с.
2. Балабанов Н.Т. Анализ и планирование финансов хозяйственного субъекта. М.: Финансы и статистика, 2013. 110с.
3. Блохин К.М. Составление бюджета движения денежных средств прямым методом // Аудиторские ведомости № 2, февраль 2012 г.
4. Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 339с.
5. Бурцев В.В., Через бюджетирование к эффективному менеджменту// Финансовый менеджмент № 01 - 2011. c 33
6. Бурцев В.В. Управленческий аудит системы бюджетирования // Аудиторские ведомости, № 12, декабрь 2011 г.
7. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
8. Вархушина А.С. Управление затратами и прибылью предприятия на основе организации центров финансовой ответственности // Финансовый менеджмент №4 / 2012 г.
9. Войко Д. Система бюджетирования при формировании учетной политики организации // Финансовая газета, № 30, 31, июль, август, 2011 г.
10. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система. М.: Издательский дом Дашков и К, 2012. - 276с.
11. Емельянова Н. З. Основы построения автоматизированных ин-формационных систем: учебное пособие» / Н. З. Емельянова, Т. Л. Партыка, И. И. Попов М.: Форум: Инфра-М, 2011.
12. Емельянцева М.В. Бюджетирование на предприятии. «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2011, № 3
13. Ильина Е.В. Автоматизация бюджетного процесс // Финансовая газета. Региональный выпуск, № 21, май 2012.
14. Карпов А. Серия книг 100% практического бюджетирования. Книга 1. Бюджетирование как инструмент управления 4-е изд. М.: «Результат и Качество», 2013 400 с.
15. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкин Н.Г. и др. / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2011.
16. Кот. А.Д. Филлипов В.Е. Организация процесса бюджетирования в крупных компаниях. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №4.
17. Миславский А. Центры финансовой ответственности.Первый шаг на пути к бюджетированию // Двойная запись, № 10, октябрь 2011 г.
18. Новикова И.Г. Основы управленческого учета. Определение управленческого учета // Консультант бухгалтера № 11, ноябрь 2012 г.
19. Основы коммерческого бюджетирования: Полное пошаговое рук. для нефин. менеджеров: Пер. с англ. / Джай К.Шим, Джойл Г.Сигел. - СПб. : Азбука: Бизнес-Микро, 2001. - 474 с. С. 124]
20. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2011. 512с.
21. Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. Киев: Издательский дом «Максимум», 2011.- 495 с.
22. Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б., Логачева Е.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. М.: Дело, 2012. 549с.
23. Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2012. 304с.
24. Сидоров И.В., «1С:Предприятие». Методическая поддержка прикладных решений «Финансовая газета»«, № 20, май 2011 г.
25. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в коммерческих организациях : Учеб. пособие / Под ред. Н.В.Ткачук. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 76 с.
26. Федорова Г.А. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. М.: Омега-Л, 2012
27. Шим Дж. К., Сигел Дж. Г. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. СПб.: Пергамент, 2012. с. 473
28. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России . - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дело и Сервис, 2012. 589 с.
29. Материалы мастер-класса «Практика внедрения управленческого учета и бюджетирования» Компании «1С: Бухучет и Торговля» (БИТ) от 17.02.2011.
30. Черных И.Н., Хамидуллина 3.Ч. Организация учета затрат по центрам ответственности: М.: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2013..