Введение 4
Глава I. Готовность к самостоятельной учебной деятельности обучающихся старших классов и проблемы ее формирования 11
1.1. Актуальные проблемы формирования готовности обучающихся
старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности 11
1.2. Психолого-педагогические основы формирования готовности
старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности 18
1.3. Психолого-педагогические условия формирования готовности
обучающихся старших классов к самостоятельной учебной деятельности 23
Глава II. Готовность старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности как результат реализации психолого-педагогических условий в образовательной практике 31
2.1. Анализ опыта работы учителей по формированию готовности
старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности 31
2.2. Технология формирования готовности обучающихся старших классов к
самостоятельной учебной деятельности 36
2.3. Проект как продукт самостоятельной работы обучающихся: цели и
результаты 40
Заключение 51
Список литературы
Приложение
Формирование готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности подразумевает обучение обучающихся старших классов самостоятельному овладению универсальными учебными действиями, личностными и предметными компетенциями, а также самостоятельному применению их в процессе обучения и практической деятельности.
Самостоятельная учебная деятельность является средством формирования самостоятельности и активности как черт личности старшеклассников. Она может послужить средством изменения позиции старшеклассника с объектной на субъектную.
Актуальность исследования определяет социальная потребность в высоком уровне готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности и в поиске отвечающих этому требованию приемов, методов и технологий обучения.
На сегодняшний день учебная деятельность старшеклассников предъявляет высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. В этот возрастной период углубляется содержание обучения. Однако значительны не только характер и содержание самостоятельной учебной деятельности старшеклассников, разнообразен и выбор форм контроля такой деятельности.
Как правило, для диагностирования готовности к самостоятельной учебной деятельности обучающихся старших классов используют стандартизированные работы (например, рефераты), метод анкетирования, метод наблюдения, творческие и практические работы и другое. Наиболее прогрессивным ФГОС ООО второго поколения называет индивидуальный проект обучающихся как вариант демонстрации освоения основной учебной деятельности школьников. В нашем исследовании выбор представлен проектом как способом определения сформированности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности. С учетом возрастных индивидуальных особенностей учеников и предметной направленностью (История) проектная деятельность была ориентирована на работу с одним из сравнительно новых методов создания ретроспективной информации - «устной истории».
Обзор литературы был осуществлен на основе проблемно-хронологического анализа двух периодов: анализ советской историографии и литературы и анализ современной литературы.
В первую группу литературы можно отнести исследования Ю.К. Бабанского1, П.И. Пидкасистого , В.К. Буряк , Л.С. Выготского , А.Г. Молиборг . В советской период исследователи акцентировали свое внимание на трудовом воспитании старшеклассников, на психологические особенности их развития.
Во вторую группу входят исследования М.Л. Афонина , Н.А. Бараноева , Л.В. Жаровой , И.А. Зимней , Н.С. Козловой , И.В. Захаровой11, А.В. Мудрик . Современными исследователями в большей степени уделяется внимание анализу теоретических и практических основ формирования готовности старшеклассников к самостоятельной деятельности, условиям формирования готовности к самостоятельной деятельности при профильном обучении.
С введением федеральных государственных стандартов и широким распространением проектной технологии в учебной деятельности обучающихся в последнее десятилетние увеличилось количество исследований, касающихся проблем организации и содержания проектной деятельности для реализации возможностей познавательной самостоятельности и активности школьников. Данная проблема поднимается в трудах Т.В. Гудковой1, А.Е. Крючковой , А.А. Каменского , Ю.Г. Кублицкой , О.А. Гребенниковой и Л.В. Барановой .
Выбор метода «устной истории» для создания проектов был связан с ее актуальностью в современной гуманитаристике, и тем самым сделал необходимым рассмотреть ряд научных работ по данной теме. О прикладном значении устных источников, об особенностях источниковедческого анализа и методике ее преподавания были рассмотрены нами в исследованиях И.Е. Крапоткиной , Н.О. Фурсиной и Ю.В. Анисина .
Объект исследования - формирование готовности старшеклассников к самостоятельной деятельности как объективный процесс.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия эффективности формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности.
Цель исследования - выявить и обосновать комплекс психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса подготовки обучающихся старших классов к самостоятельной учебной деятельности на примере предметной области «история»
Рабочей гипотезой исследования является предположение о том, что соблюдение психолого-педагогических условий в учебной деятельности способствует повышению эффективности самостоятельной учебной деятельности учеников старших классов:
а) психологические условия:
— психологическая готовность старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности;
— ответственность обучающихся старших классов за результат самостоятельной учебной деятельности;
— учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся старших классов;
— диагностика личностных новообразований, способствующих формированию готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности.
б) педагогические условия:
— активизация самостоятельной учебной деятельности обучающихся старших классов в образовательном процессе школы;
— формирование важных личностных качеств старшеклассников в системе учебной деятельности школы;
— знание правил выполнения действий самостоятельной учебной деятельности;
— самоконтроль обучающихся старших классов.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать актуальные проблемы формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности.
2. Изучить психолого-педагогические основы и условия процесса формирования готовности школьников старшего подросткового возраста к самостоятельной учебной деятельности.
3. Разработать урок в соответствии с технологией формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности.
4. Проанализировать опыт работы учителей по формированию готовности учеников в старших классах к самостоятельной учебной работе.
5. Выявить степень готовности старшеклассников (10 класс) к самостоятельной учебной деятельности путем сравнительного анализа результатов анкетирования и проектной деятельности.
Методологической основой исследования служат труды П.И.Пидкасистого, И.А.Зимней, Р.С.Немова, Г.И. Щукиной о самостоятельности и активности личности.
В ходе исследования были использованы такие методы научно-педагогического исследования, как:
— методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез;
— методы эмпирического исследования: изучение педагогического опыта, анкетирование.
Опытно-экспериментальная базой исследования послужила МБОУ «СОШ №3»(пгт. Уруссу), МБОУ «СОШ №9» (г. Елабуга). В качестве респондентов выступили 15 учителей и 60 старшеклассников.
Научная новизна исследования, во-первых, заключается в выявлении социально-педагогических факторов, обуславливающих актуальность проблемы формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности, а также психолого-педагогических условий повышения эффективности процесса формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности.
Во-вторых, рассматривается не сама проектная деятельность, а ее возможности для определения степени готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности как результат освоения программы основного общего образования (на примере темы «История Великой Отечественной войны в биографиях и воспоминаниях родственников обучающихся» в 10 классе).
В-третьих, в выпускной квалификационной работе в качестве самостоятельной учебной деятельности старшеклассников было предложено создать свой проект (на примере стенгазеты) с использованием перспективного на сегодняшний день направления гуманитаристики - «устной истории».
В-четвертых, учитель выступает как модератор образовательного процесса, как диагност готовности обучающихся к самостоятельной учебной деятельности, т.к. в исследовании учитывается диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуального, группового, уровня класса).
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы учителями средних общеобразовательных учебных заведений в процессе работы с обучающимися старших классов.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (сентябрь 2017 г.) - изучение и анализ методической, психолого-педагогической научной литературы по теме исследования, теоретическое обоснование проблемы, с целью выяснения степени ее разработанности, формулирование цели и гипотезы и задач исследования.
II этап (октябрь-ноябрь 2017-2018г.) - реализация проектной деятельности, выявление условий формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности, разработка и теоретическое обоснование модели процесса формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности.
III этап (декабрь 2017 - май 2018 г.) - осуществление работы по обобщению и оформлению результатов исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.
В ходе исследования были рассмотрены определения понятий «самостоятельная учебная деятельность», актуальность психолого-педагогической проблемы формирования готовности обучающихся старших классов к самостоятельной учебной деятельности, психолого-педагогические основы процесса формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности, психолого-педагогические условия формирования готовности обучающихся старших классов к самостоятельной учебной деятельности.
Переход России от индустриального к постиндустриальному уровню развития предъявляет высокие требования к выпускнику школы. Общество ставит перед школой задачу - добиться высокого уровня образования и профессиональной подготовки. В связи с этим существует необходимость включения школьников выпускных классов в самостоятельную учебную деятельность. Необходимо научить учеников самостоятельно добывать знания в течение всей последующей жизни.
Сформированная готовность старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности является одним из важных факторов успешности личности. Влияние самостоятельной учебной деятельности на развитие и становление личности ученика является общепризнанным фактом в современной педагогической науке. Такие социальные факторы, как предъявление высоких требований современного общества к личности, интеллектуализация всех видов производства, быстрое старение информации, конкурентная среда деятельности человека, а также такие педагогические факторы, как подготовка и сдача Единого государственного экзамена, предстоящее поступление выпускников школы в вуз, формирование субъектной позиции ученика, формирование конкурентоспособности ученика способствуют повышению эффективности процесса формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности.
В ходе исследования были выделены психолого-педагогические условия формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности. К психологическим условиям относятся: психологическая готовность старшеклассников к деятельности, ответственность обучающихся старших классов за результат самостоятельной учебной деятельности, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся старших классов, диагностика личностных новообразований, способствующих формированию готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности. К педагогическим условиям относятся: активизация самостоятельной учебной деятельности обучающихся старших классов в образовательном процессе школы, формирование важных качеств старшеклассников в системе учебной деятельности школы, знание правил действий самостоятельной учебной деятельности, самоконтроль обучающихся старших классов.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было изучение опыта работы учителей по формированию готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности и выявление уровней сформированности готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности. Проведенное исследование опыта работы учителей МБОУ «СОШ № 3» пгт. Уруссу и МБОУ «СОШ №9» (г.Елабуга) по подготовке старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности дало нам следующие результаты: учителя данных школ ведут активную деятельность по формированию готовности обучающихся старших классов к самостоятельной учебной деятельности.
Учитывая результаты данного исследования, мы выявили, что 48% старшеклассников МБОУ «СОШ № 3» пгт. Уруссу имеют высокий, 40% - средний и 12% - низкий уровень сформированности готовности к самостоятельной учебной деятельности.
Проведенное исследование в «СОШ №9» г. Елабуга показало, что64% старшеклассников имеют высокий, 27% - средний и 9% - низкий уровень сформированности готовности к самостоятельной учебной деятельности.
Технология формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности является целенаправленной, тщательно продуманной системой взаимодействия субъектов образовательного процесса, совокупностью способов (форм, методов, приемов взаимодействия). Цель технологии формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности предполагает определение последовательности деятельности учителя и обучающихся по формированию готовности к самостоятельной учебной деятельности и содержания рассматриваемого процесса. Задачами формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности является формирование мотивационного, деятельностного, творческого компонентов на уровне, обеспечивающем успешное решение поставленных задач.
Нами была предпринята попытка проследить процесс формирования готовности старшеклассников к самостоятельной учебной деятельности. Результатом нашего исследования является определение уровней сформированности самостоятельной учебной деятельности - учебная деятельность с дозированной помощью учителя, т.е. учитель выступает в качестве модератора учебного процесса на уроке.
Целевым компонентом выступили системно-деятельностный и социально-ориентированный методы организации проектной деятельности. Практико-ориентированная направленность, внутренняя дифференциация, готовность субъектов к применению информационно-технологических средств позволили проанализировать сформированность активной позиции, ценностного отношения, интереса в отношении результатов самостоятельной учебной деятельности, сформированность умений целеполагания, планирования и самооценки, умений выделять главное, сравнивать, обобщать, определять проблему и искать пути ее решения.
В результате проведенной исследовательской работы с опорой на данные, полученным опытно-экспериментальным путем (анкетирование и урок по Истории России), можно прийти к выводу, что уровень формирования готовности старшеклассников (учеников 10 класса МБОУ «СОШ № 9» г. Елабуга) к самостоятельной учебной деятельности находится на среднем уровне: старшеклассники владеют основами теоретических и практических умений, но испытывают затруднения с переводом теоретических положений в конкретные практические разработки, испытывают проблемы критики устных источников. Последнее, скорее всего, связано с недостаточной развитостью источниковедческих приемов работы школьников с нетипичными для них историческими источниками.
Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в ходе исследования, подтвердилась. Главное - путем организации проектной деятельности на актуальную тему автор смог привлечь заинтересовать всех старшеклассников приобщиться к совместной учебной деятельности. Поскольку тема урока учитывала региональную направленность и общение с представителями семей школьников, были обеспечены условия для самостоятельной работы обучающихся. Роль учителя была сведена до роли модератора.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, были достигнуты.
1.1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. - [Электронный ресурс]. -https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf(дата обращения: 17.12.2017).
1.2. Технологическая карта урока по теме «История Великой Отечественной войны в биографиях и воспоминаниях родственников обучающихся» // Личный архив Загретдиновой А.Р.
1.3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июня 2012 r.N 24480) // «Российская газета» от 21 июня 2012 г. N 139.
1.4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета». - N 303. - 31.12.2012.
II. Литература
2.1. Анисина Ю.В. Устные источники по отечественной истории / Ю.В. Анисина // Вестник Брянского государственного университета. - № 2. - 2008. - С. 6-12.
2.2. Афонина М.Л. Формирование готовности старшеклассников к самостоятельной деятельности при профильном обучении.//Психолого- педагогические основы непрерывного образования: Межвузовский сб. научных трудов.- Кемерово, 1992. - С.87-89.
2.3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). - М., 1977. - 236 c.
2.4. Баракова Е.А. Управление процессом формирования регулятивных умений обучающихся в исследовательском обучении / Е.А.
Баракова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1 (17). - С. 75-78.
2.5. Баранова Л.В. Проектная деятельность на уроках истории / Л.В. Баранова // Альманах мировой науки. - 2015. - № 2-2 (2). - С. 81-82.
2.6. Бороноева Н.А. Человек в мире глобальных изменений. - Красноярск, 2009. -167с.
2.7. Буряк В.К. Самостоятельная работа обучающихся. - М.: Просвещение, 1984. - С. 85-87.
2.8. Воловоденко А.С. Проектирование содержания мультимедийных дидактических средств самостоятельной учебной деятельности старшеклассников в профильной школе // Известия Российского государственного университета им.А.И. Герцена: психолого-педагогические науки. - № 94. - 2009. - С. 73-75.
2.9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурье, Б.М. Теплова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
2.10. Гордон Д. Революция в обучении. Научить мир учиться по- новому. - М., 2003 - С. 458.
2.11. Гребенникова О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов обучающихся / О.А. Гребенникова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - № 88. - 2015. - С. 30-33.
2.12. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. - М., 2004. - 456 с.
2.13. Гудкова Т.В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории / Т.В. Гудкова // Наука и школа. - № 1. - 2014. - С. 116-119.
2.14. Ежова Р.А. Социально-экономические последствия интеллектуализации общества и производства // Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2015. - № 6-7 (51-52). - С. 45-50.
2.15. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с.
2.16. Захарова И.В. Саморегуляция учебной деятельности старшеклассников. Структурно-функциональный и информационный аспект.
- LAP LambertAcademicPublishing. - 2011. -364 с.
2.17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
2.18. Использование устных источников в современных исследованиях / И.Е. Крапоткина // Символ науки. - № 10-3. - 2016. - С. 51-53.
2.19. Каменский А.А. Организация преобразующего эксперимента по развитию познавательной самостоятельности старших подростков / А.А. Каменский // Современные исследования социальных проблем. - № 7 (51). - 2015. - С. 487-495.
2.20. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. Психолого-педагогические аспекты организации самостоятельной работы обучающихся в контексте учебно-познавательной деятельности / В.В. Кисова, Ю.А. Кузнецов, А.В. Семенов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. - 2014. - № 3 (35). - С. 213-219.
2.21. Козлова Н.С. Организация самостоятельной учебной деятельности и гигиена умственного труда студентов / Н.С. Козлова, А.В. Некрасова, И.Л. Горбунова // Молодой ученый. - 2014.-№10. - С. 389-392.
2.22. Крючкова А.Е. Особенности исследовательской деятельности обучающихся при изучении истории / А.Е. Крючкова// Наука и школа. - № 1.
- 2017. - С. 136-140.
2.23. Кублицкая Ю.Г Критерии и показатели сформированности познавательной компетенции обучающихся / Ю.Г. Кублицкая // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - № 2. - 2017. - С. 78-80.
2.24. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974. - С. 53.
2.25. Материалы семинара МБОУ СОШ № 68. - [Электронный ресурс]. -
2.26. Матюшкин A.M. Психологические проблемы готовности к самообразованию // Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования: Материалы симпозиума. - М.: НИИ СИМО, 1980. - С. 28-31.
2.27. Мирошниченко A.A. Теория и технология конструирования профессионально-интегрированных структур учебных элементов: дис. ... док. пед. наук. - Ижевск, 1999. - С. 212-304.
2.28. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М., 1991. - 198 с.
2.29. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1971. - 396 с.
2.30. Мудрик А.В. Современный старшеклассник проблемы самоопределения. - М.: Знание, 1991. - 243 с.
2.31. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 657 с.
2.32. Никишина Е.В. Компоненты готовности обучающихся к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2003. - С. 3-7.
2.33. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 2009. - 243 с.
2.34. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
2.35. Подымова JI.C. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: дис. . док. пед. наук: Л.С. Подымова. - М., 1996. - С. 186-254.
2.36. Ручка О.Н. Особенности проектной деятельности старших подростков при формировании универсальных учебных действий // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. -- № 9. - С. 235¬240.
2.37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. - 238 с.
2.38. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании. - М.: Высшее образование, 2006. - 368 с.
2.39. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX - начала ХХ в. - М.: Прометей, 2016. - 350 с.
2.40. Фурсина Н.О. Практика устной истории: детские воспоминания о Великой Отечественной войне / Н. О. Фурсина // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2016. - № 1. - С. 280-285.
2.41. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 110 с.
III. Электронные ресурсы
3.1. Бабенко А.С. Программа «Современное образование» 2014-2015 учебного года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bilim.expert/#!-/crdy(дата обращения 13.09.17).
3.2. Государственная программа развития образования 20 1 3 -2020 - проект. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/Fonegone/20132020(дата обращения 23.11.17).
3.3. Костылева Э.С. Развитие познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе обучения гуманитарным дисциплинам. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referun.com/n/razvitie- poznavatelnoy-samostoyatelnosti-starsheklassnikov-v-protsesse-obucheniya- gumanitarnym-distsiplinam(дата обращения 12.11.17).
3.4. Материалы семинара МБОУ СОШ № 68. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://izhmmc.ru/files/shkola_68.docx (дата обращения 21.10.17).
3.5. Материалы семинара МБОУ СОШ №68. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа:
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:KnAv8sqw1rsJ:izhmmc.r u/files/shkola_68.docx+&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru(gата обращения 23.11.17) .
3.6. Недорезова Н.В.Педагогические условия формирования
субъектной позиции обучающихся в процессе обучения в школе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya- subektnoi-pozitsii-uchashchikhsya-v-protsesse-obuchen(дата обращения 26.11.17)
3.7. Писарев Д.И. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://icite.ru/107266/citaty/pisarev_dmitrij/nado_uchitsya_v_shkole_no_eshe(дат а обращения 15.11.2017).
3.8. Сотникова Е.Б. Формирование конкурентоспособной личности
учащегося в образовательном процессе школы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-
konkurentosposobnoi-lichnosti-uchashchegosya-v-obrazovatelnom-protsesse- shkoly (дата обращения 12.11.17).