Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №30533

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность познавательного интереса 6
1.2. Характеристика основных понятий 15
1.3. Экспериментирование как средство развития познавательного
интереса у детей дошкольного возраста 17
Вывод по первой главе 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление исходного уровня развития познавательного интереса у
детей среднего дошкольного возраста 32
2.2. Разработка и апробация комплекса занятий с использованием экспериментов с объектами природы для детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования на
контрольном этапе 41
Вывод по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55


Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и - что самое главное - отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Тема нашего исследования: «Развитие познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности».
Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования экспериментирования как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие познавательного интереса посредством экспериментальной деятельности .
Предмет исследования: возможности использования экспериментальной деятельности детей как средство развития познавательного интереса.
Гипотеза: если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить и охарактеризовать исходный уровень сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить комплекс занятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с объектами природы.
4. Провести итоговую диагностику на выявление уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения данных задач мы использовали следующие методы:
* Теоретические (изучение и теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме).
* Эмпирические (наблюдение, эксперимент).
* Статистические (математические методы обработки экспериментальных данных).
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные данные исследования и разработанная система детского экспериментирования может быть использована в практике работы дошкольных учреждений с целью развития познавательного интереса.
Методологическая основа исследования: исследования таких ученых, как Л.С. Выготский, Н.Д. Купарадзе, К. Д. Подъяков, А.И Иванова и многих других.
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обозначена актуальность выбранной темы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования. В первой главе рассматривается проблема развития познавательного интереса в работах отечественных и зарубежных исследователей, содержание по развитию познавательного интереса у детей, а так же использование экспериментальной деятельности в процессе развития интереса к природе у детей дошкольного возраста. Экспериментальная часть состоит из трех этапов. Первый этап - констатирующий, посвящен выявлению уровня развития познавательного интереса к природе у детей. Второй этап - формирующий, направлен на повышение уровня развития познавательного интереса, посредством экспериментальной деятельности. Третий этап - контрольный, определяющий эффективность работы проведенной на формирующем этапе. Библиография включает список литературы из 41 наименования В работе имеется 6 таблиц и 2 графических рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, глубже разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Провели опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе степенью овладения экспериментальной деятельностью и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив, он не всегда понимает проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природе. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Таким образом, поставленная перед нами цель исследования, теоретически обоснована и практически проверена эффективностью использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе. Мы успешно справились с поставленными задачами в изучении психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, провели диагностику на выявление уровней сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, составили комплекс занятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с объектами окружающей природы и провести итоговую диагностику.
Наша гипотеза исследования, что если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе подтвердилась и полностью доказана.



1. Баранова Э.А Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М.: «Речь», 2013, 128 с.
2. Баталина Т. С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 13-18
3. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через
экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 24-26.
4. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
5. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. - М.: Просвещение, 2011. - 362 с.
6. Выготский, Л.С. Психология / Л. С. Выготский - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 108с.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович - СПб.: «Детство-Пресс», 2014 - 244 с.
8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.
9. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание, 2013 - № 3 - с. 15 - 17.
10. Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребёнка при подготовке его к обучению в школе. // Начальная школа, 2012 - № 6 - с. 50 - 55.
11. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.:Сфера, 2004. - 184 c.
12. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. // Под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Академия. 2012. - 208 с.
13. Калинина Р. Детское «почему» и интеллектуальное развитие. // Школьный психолог. - 2014. - № 1. - С. 22 - 24.
14. Карабанова, О.А. Возрастная психология / О. А. Карабанова - М.: Айрис пресс, 2013. - 240с.
15. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2014 - № 8 - с. 29 - 33.
16. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 64с.
17. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. - 208с.
18. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2013.№3. С.4
19. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. Дис. К. п. н. - Барнаул, 2000. - 18 c.
20. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 79 с.
21. Купарадзе, Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.Ц. Купарадзе. - М., 2011. - 121 с
22. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково - познавательная работа в детском саду // Методист. 2016. №8. С.60-64.
23. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.
24. Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы. // Дошкольное воспитание. 2014 - № 8 - с. 17 - 19.
25. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. - СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
26. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 2009. — 246 с.
27. Никонова Н. Лаборатория природы. // Дошкольное воспитание. 2012- № 7 - с. 28 - 31.
28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.:Юрайт ;МГППУ, 2011. — 460 с.
29. Общая психология: Учебник / под ред. Карпова А.В. - М.: Гардарики, 2012, стр. 183.
30. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 240с.
31. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. / Под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: АРКТИ, 2011.
32. Паршукова И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду. / И.Л. Паршукова. // Дошкольная педагогика. - 2014 - № 1 - с. 19 - 23.
33. Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С.6.
34. Педагогический энциклопедический словарь. /Гл. ред. Б.М Бим - Бад; Ред кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
35. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 240 с.
36. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 208 с.
37. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание.- 2015 - № 12 - с. 3 - 11.
38. Семёнов И.Н. Тенденция психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2012. - 121c.
39. Сидорук Г.Н. О формировании познавательной активности у детей дошкольного возраста. / Г.Н. Сидорук. // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 3 - с. 31 - 33.
40. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2014 - № 7 - с. 21 - 27.
41. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.
42. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2010. - 230 с.
43. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2007. — 384 с
44. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В. С. Юркевич. // Вопросы психологии. 2008 №2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ