ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ПОДХОДА (CLIL) 4
1.1. Сущность предметно-языкового подхода (CLIL) 5
1.2. Условия интеграции иностранного и математического содержания
изучаемых дисциплин в образовательном процессе средней школы 21
1.3. Формирование математических понятий на основе билингвального обучения 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В 7-8 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 39
2.1. Организация и проведение предметно-интегрированного обучения в 7¬
8 классах средней школы 39
2.2. Результаты эксперимента по реализации предлагаемой методики предметно-языкового интегрированного обучения в 7-8 классах средней школы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современных условиях наряду с разработкой новых концепций развития образования в целом, языковое образование приобретает исключительно важное значение. Иноязычное образование в условиях ФГОС НОО направлено на формирование коммуникативной, информационной и социокультурной компетенций.
Сегодня, когда язык требуется исключительно в функциональном аспекте, как средство реального и полноценного общения с людьми из других стран, школам необходимо адаптироваться под данный социальный заказ общества и постараться удовлетворить специфические языковые потребности.
При таких высоких требованиях к владению иностранным языком, более актуальным становится вопрос о том, что сложившаяся система требует дополнений, создания альтернативных возможностей в овладении иностранным языком. Возникает необходимость разработки современных эффективных методик и технологий обучения иностранному языку. В этой связи стоит обратиться к такому понятию, как CLIL (Content and Language Integrated Learning), что в отечественной методике носит название интегрированное предметно-ориентированное обучение.
До последних лет изучение предметов на английском языке имело очень частное значение в России, и как в практике, так и в теории, интегрированный предметно-языковой подход (CLIL) в обучении математики в 7-8 классах был изучен мало.
Изложенное позволило выявить противоречие между социальным и государственным заказом на уверенное владение выпускником школы иностранным языком в сфере коммуникации и недостаточной степенью теоретической разработанности и использования современных педагогических теорий и образовательных технологий, направленных на улучшение процесса изучения математики с использованием CLIL технологий.
Проблема исследования заключается в следующем: каковы особенности использования CLIL в обучении математики в 7-8 классах?
Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность использования CLIL в обучении математики в 7-8 классах.
Объектом исследования - процесс обучения математике учащихся 7-8 классов
Предмет исследования - методика интегрированного предметно-языкового подхода (CLIL) в процессе обучения математике учащихся 7-8 классов
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную, учебно-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть различные подходы Content and Language Integrated Learning (CLIL).
3. Разработать задания и провести уроки интегрированного обучения в 7-8 классах средней школы.
4. Экспериментально проверить возможности интегрированного предметно-языкового подхода.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез, конкретизация, сопоставление, обобщение, метод аналогий и др.); эмпирические (анкетирование, эксперимент и др.).
База исследования: Исследование проведено на базе МАОУ «Лицей- интернат №2» г. Казани.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты CLIL. Во второй главе описывается проведение эксперимента и его результаты.
По результатам изучения теории методологии CLIL и проведения эксперимента можно выделить следующее:
CLIL преследует две цели, а именно - изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет. Таким образом, обучение учеников на родном и изучаемом языках составляют одно целое.
В ходе подготовки к урокам был совершен анализ психолого-педагогической литературы иностранных и российских исследователей в области Content and Language Integrated Learning:
Условие №1: Богатый (с познавательной точки зрения) учебный материал
Условие №2 Активная помощь преподавателя в процессе обучения
Условие №3 Интенсивное взаимодействие субъектов образовательного процесса и продуктивное владение иностранным языком
Условие №4: Внедрение культурного компонента в предметное содержание
Условие №5: Развитие мыслительных навыков (процессов) высшего порядка в процессе овладения иностранным языком
Условие №6 Обучение должно быть непрерывным и «устойчивым»
Условие №7 Повышение квалификации преподавателей, владеющих иностранным языком
Были предложены наборы заданий для уроков CLIL по математике. Вначале был дан урок, посвященный разговорной речи по математике с несколькими задачами. Затем, урок по правилам делимости для 7 классов. Для 8 классов была подготовлена комбинация арифметики и геометрии по теореме Пифагора с основными задачами, а также задания по критериям сходства треугольников.
По окончании реализации представлены результаты эксперимента по реализации предлагаемой методики предметно-языкового интегрированного обучения в 7-8 классах средней школы.
Задачи исследования были выполнены и проведенный эксперимент показал, что ученики в младших гуманитарных классах лучше подготовлены к урокам математики на базе английского языка, вследствие большого языкового запаса.
Тем не менее, наблюдения за проведением уроков в 8 классах показали, что системность в обучении математического класса позволяет быстро нагнать разницу в уровне языка. И в следствие эксперимента было показано, что математический 8Б класс опережает остальные по уровню английского языка.
Практическая значимость работы проявляется в возможности проведения вышеописанных уроков в школах.
На основе знаний по математике у учащихся закрепляется изученный лексический материал и формируются общепредметные расчётно-измерительные умения. При этом раскрывается практическая значимость получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений о математическом моделировании, как обобщённом методе познания мира.
1. Белл, Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы / Р.Т. Белл. - М.: Международные отношения, 2012 18 с.
2. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. - М.: Педагогика, 2013 172 с.
3. Верещагин, Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е. М. Верещагин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015 - 160 с.
4. Габдулхаков, В.Ф. Современная языковая коммуникация и технология развития речевой деятельности в условиях билингвизма / В.Ф. Габдулхаков. - Казань: [Б.и.], 2015. - 207 с.
5. Гальскова, Н.Д. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования / Н.Д. Гальскова, Н.В. Коряковцева, Е.В. Мусницкая, H.H. Нечаев // Иностранные языки в школе. - 2013 - № 3. - С.3-6.
6. Гудкова С.А., Буренкова Д.Ю. Методология CLIL: преимущества и недостатки практического использования в вузе // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков : IV Междунар. науч. заоч. конф. Тольятти: ТГУ, 2014. С. 167-173.
7. Егорова, Л. А. Английский язык для специальных целей: лингвистические, прагматические и дидактические аспекты [Электронный ресурс] / Л. А. Егорова (РУДН) // Scientific World. - URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/modern-linguistics-and-intercultural- communication-c112/11931-c112-048/
8. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н.И. Жинкин // Вопросы языкознания. - 2014. - №6. - с.26-38.
9. Зарипова, Р.Р. К вопросу о когнитивных преимуществах и издержках билингвального обучения математике / Р.Р. Зарипова, Л.Л. Салехова // Проблемы совершенствования профессионально-методической подготовки будущих учителей математики: сборник научных статей. - Чебоксары: Новое Время, 2013. - №7. - 176 с.
10. Икрамов, Дж.И. Математическая культура школьника Методические аспекты проблемы развития мышления и языка школьников при обучении математике / Дж.И. Икрамов. - Ташкент: Укитувчи, 2014. - 280с.
11. Коченкова О.М. Возможности профилизации преподавания
иностранных языков с помощью применения элементов методики CLIL. URL: kochenkova.ru/publ.
12. Лалетина, Т.А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Т.А. Лалетина // Модернизация подготовки управленческих кадров России в контексте мировой системы образования: сб. материалов межд. науч.-практ. конф. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. - Режим доступа:http://conf.sfu- kras.ru/conf/iubpe1/report?memb id=4487
13. Марина, А. Н. Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки специалиста в современных условиях / А. Н. Марина // Вестник Брянского технического университета. - 2016. - № 4. - С. 99¬106.
14. Салехова, Л.Л. Билингвизм и мышление. О взаимосвязи мышления и речи в контексте билингвального изучения математики / Л.Л. Салехова. - М.: LAMBERT Academic Publishing, 2013. - С. 6-59.
15. Сафонова, В. В. Методика обучения иностранным языкам. Языковая педагогика в схемах и таблицах. Тема: Основные методические категории и понятия: методы исследования в языковой педагогике / В. В. Сафонова, Л. И. Максимова, Н. Ф. Мещанова. - 3-е изд. - М.:
Еврошкола, 2018. - 35 с.
16. Сигуан, М. Образование и двуязычие / М. Сигуан, У.Ф. Макки - М.: Педагогика, 2014. - 181с.
17. Столяр, А.А. Педагогика математики: курс лекций / А.А. Столяр. - Шнек: Вышэйшая школа, 2014. - 2-е изд. перераб. и доп.- 384 с.
18. Франк, Л.Д. Исследование условий формирования мышления на иностранном языке: автореф. дис. ... канд. псих. Наук / Л.Д. Франк. - М., 2014. - с.118.
19. Шармин, Д.В. Формирование культуры математической учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа: дис. ... канд. пед. наук: / Д.В. Шармин. - Омск, 2015. - 207 с.
20. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives, handbook I: cognitive domain. New York: Longman Higher Education, 2016. 288 p.
21. Clarkson, P.C. Language and mathematics. A comparison of bilingual and monolingual students of mathematics / P.C. Clarkson // Educational Studies in Mathematics. - Netherlands: Springer Netherlands, 2012. - №23 (4). - P. 417-429.
22. Clarkson, P.C. NESB migrant students studying Mathematics: Vietnamese students in Melbourne and Sydney. In E. Pehkonen (ed.) / P.C. Clarkson, L. Dawe // Proceedings of the 21st Conference of the International Group for the Psychology of Mathematics Education. - Lahte, Finland: International Group for the Psychology of Mathematics Education, 2017. - Vol. 2. - P. 153-160.
23. Coyle D. Content and language integrated learning motivating learners and teachers .URL :http://blocs.xtec.cat/clilpractiques 1 /files/2018/11 /slrcoyle.pdf.
24. Grieveson M., Superfine W. The CLIL Resource Pack. USA: Delta Publishing, 2014. 148 p.
25. Maljers A., Marsh D., Coyle D., Hartiala A.K., Marsland B., Perez-Vidal C., Wolff D. The CLIL Compendium. URL: clilcompendium.com.