Технологии связей с органами государственной власти в разрешении конфликтов бизнес-сферы.
|
Оглавление.
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения GR- технологий 10
1.1. Понятие и технологии GR в мировой социально-политической мысли . 10
1.2. Методология использования GR-технологий в практике конфликторазрешения 23
Глава II. Эффективность использования GR-технологий в практике решения конфликтов бизнес-сферы 37
2.1. Комплексная конфликтологическая методика исследования применимости GR-технологий в разрешении конфликтов бизнес-сферы 37
2.2. Исследование применимости GR-технологий в разрешении конфликтов
бизнес-сферы в регионах РФ (на примере РТ и Ульяновской области) 51
Заключение 69
Список использованной литературы 74
Приложения 81
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения GR- технологий 10
1.1. Понятие и технологии GR в мировой социально-политической мысли . 10
1.2. Методология использования GR-технологий в практике конфликторазрешения 23
Глава II. Эффективность использования GR-технологий в практике решения конфликтов бизнес-сферы 37
2.1. Комплексная конфликтологическая методика исследования применимости GR-технологий в разрешении конфликтов бизнес-сферы 37
2.2. Исследование применимости GR-технологий в разрешении конфликтов
бизнес-сферы в регионах РФ (на примере РТ и Ульяновской области) 51
Заключение 69
Список использованной литературы 74
Приложения 81
Наличие конфликтов в современном российском бизнес-сегменте не вызывает сомнений. Конкурентный характер рыночных отношений неизменно влечёт за собой противостояние бизнес-интересов. Практик изучения и преодоления конфликтов достаточно и в экономической, и в социологической, и в политической науках. Однако, очевидно, что инструментом «лечения» конфликтов такого рода должен выступать коммуникационный компонент, так как в современном социуме успешная коммуникация лежит в основе его бесконфликтного существования. С этой точки зрения актуальность приобретают новые направления развития коммуникативных практик во взаимодействии государства и общественных структур с позиций видения их конфликтологической наукой.
Актуальность темы представляемого исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, появлением в постсоветский период бизнес- структур, которые по мере своего развития все больше нуждаются в сотрудничестве с органами государственной власти, с целью гармонизации и институциализации их взаимодействия. Во-вторых, мировым финансово-экономическим кризисом (2008г.) и антироссийскими санкциями, которые внесли существенные коррективы в перспективы развития страны, затронув все сферы российской экономики. В этих условиях потребовалось усиление роли государства в оказании им необходимой финансовой и иных видов помощи. В-третьих, возникновением новых форм коммуникаций бизнеса и власти в России, известных в мировой практике под названием «Government Relations». В-четвертых, возрастанием запроса на GR в России именно у бизнес-сообщества, наиболее подверженного по своей природе всем видам риска. В-пятых, потребностью более глубокого исследования сути и содержания GR-деятельности, представляющей собой совокупность технологий и сравнение их с уже известными в России технологиями, как лоббирование, связи с общественностью и др. Таким образом, совокупность предложенных аргументов заставляет нас обратиться к исследованию заявленной темы.
Понятие «GR» многоаспектно. Как правило, его изучение по отдельным научным (дисциплинарным) направлениям (векторам).
Первый вектор основан на исследованиях в области коммуникативистики. Поскольку GR-технологии в своей основе являются видом политической коммуникации, GR - деятельность базируется на концепциях изучения информационного общества. В отечественной науке различным ее аспектам посвящены публикации И.А. Мальковской, JI.M. Земляновой, Г.Л. Смоляна, В.Н. Гасилина, Л.А. Тягуновой, И.С. Мелюхина, В.В. Егорова, В.Л. Иноземцева и др.
С проблемой политической коммуникации тесно связан сетевой подход к анализу политических процессов, который можно выделить в отдельное направление. В отечественной науке сетевой подход рассматривали Е.В. Морозова, Ю.В. Брызгунова, В.М. Сергеев, В.Д. Нечаев, I.B. Сморгунова и др .
Зарубежные исследования сетевой GR - коммуникации представлены в работах Д. Кноке, Т. Бёрцеля, П. Кениса, В. Шнайдера, Г. Питерса, X. Милворда, Р. Родеса и др .
Третье направление опирается на сравнительное изучение опыта развития GR в России и мире. В связи с этим автор в рамках собственного исследования обращается к работам В.А. Ачкасова, Г.В. Голосова, Л.В.Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой и др .
Четвертое направление связано с изучением GR - деятельности на основе теорий политического менеджмента и государственного управления. Среди работ в этой области можно отметить труды Г.В. Атаманчука, В.Л. Иноземцева, А.И. Ракитова, В.И. Стрюковского, О.Ф. Шаброва, Г.П. Щедровицкого . Они разработали методологическую основу для изучения GR как функции управленческой деятельности.
Пятый вектор способствует рассмотрению GR в контексте политико-экономических трансформаций связей между бизнесом и государством. Здесь можно опираться на работы С.П.Перегудова, М.Н.Афанасьева, Ю.А. Красина, А.Ю. Зудина, Ф. Шмиттера и др.
Шестой вектор - изучение GR как деятельности. Зарубежные исследователи Government relations видят лоббистскую деятельность бизнес - структур по отношению к органам власти и управления (Т. Грант, М. Грей, Дж. Адаме, и др.) . В научной литературе просматривается широкий пласт публикаций посвященных GR как деятельности вообще, как совокупности коммуникационных технологий, как разновидности менеджмента (М. Порат, М. Рубин, Р. Гросс и др.) . Некоторые авторы отдают предпочтение прочтению GR сквозь призму PR-технологий (В.А. Ачкасова, А.Н.Чумиков и др.) .
Ещё одно направление изучения GR-практик связано с особенностями функционирования политических институтов в условиях формирования постиндустриального, информационного общества и представлено в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, М. Кастельса, М. Маклюэна, М. Пората, и др.
Это далеко не полный перечень научных публикаций по данной тематике, но невысокая степень разработанности её российскими учёными оставляет автору широкое поле для исследования. В частности, степень изученности GR как технологий в разрешении конфликтов бизнес-сферы невелика. Проблема взаимодействия власти и бизнеса на основе использования технологий и принципов такого института как GR крайне слабо отражены в монографиях и научных статьях российских и зарубежных исследователей. В этом направлении преобладают в основном публицистические и сетевые (интернет) публикации. Существует потребность научного конфликтологического осмысления обозначенной исследованием проблематики. Как следствие, вполне обоснованно выделение проблемной области представляемой автором работы.
Объектом исследования определено разрешение конфликтов в современной российской бизнес-сфере.
Предмет исследования - GR как технология разрешения конфликтов в бизнес-сфере РФ.
Цель исследования состоит в определении эффективности GR- технологий в разрешении конфликтов современной российской бизнес- сферы.
Для достижения сформулированной цели требуется решение следующих задач:
• проанализировать понятия и технологии GR в мировой социально-политической мысли;
• изучить методологию использования GR-технологий в практике конфликторазрешения;
• осветить комплексную конфликтологическую методику исследования применимости GR - технологий в бизнес-сфере;
• исследовать применимость GR-технологий в разрешении конфликтов бизнес-сферы в регионах РФ (на примере РТ и Ульяновской области).
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных экономистов, социологов, политологов и конфликтологов, посвященные проблемам взаимодействия государства и бизнес-сферы, GR-технологиям и их реализации в различных странах.
Методологическая основа исследования представлена междисциплинарным комплексным подходом, позволяющим рассмотреть власть и бизнес в процессе их взаимодействия. При исследовании GR, как технологий разрешения конфликтов бизнес-сферы, автор основывается на структурно-функциональном и коммуникационном подходах к изучению связей бизнеса с органами государственной власти.
Работа носит как теоретический, так и прикладной характер. Исследование проводилось с использованием методов контент-анализа, вторичного анализа данных, метода фокус-группового опроса и глубинного интервью.
Впервые на основании проведенного исследования выдвинуто и обосновано положение о роли и эффективности GR как технологий разрешения конфликтов бизнес-сферы в целом. Впервые изучается взаимодействие бизнеса и власти в рамках регионального исследования (РТ, Ульяновская область).
Практическая значимость исследования состоит в применимости выработанных механизмов анализа на практике в любом регионе Российской Федерации и в трансформации данной работы в составную часть источниковой базы магистерского курса «Корпоративный конфликт- менеджмент».
Структура работы определяется целью и задачами исследования, отражает последовательность решения поставленных задач и включает в себя введение, две главы, каждая из которых поделена на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Актуальность темы представляемого исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, появлением в постсоветский период бизнес- структур, которые по мере своего развития все больше нуждаются в сотрудничестве с органами государственной власти, с целью гармонизации и институциализации их взаимодействия. Во-вторых, мировым финансово-экономическим кризисом (2008г.) и антироссийскими санкциями, которые внесли существенные коррективы в перспективы развития страны, затронув все сферы российской экономики. В этих условиях потребовалось усиление роли государства в оказании им необходимой финансовой и иных видов помощи. В-третьих, возникновением новых форм коммуникаций бизнеса и власти в России, известных в мировой практике под названием «Government Relations». В-четвертых, возрастанием запроса на GR в России именно у бизнес-сообщества, наиболее подверженного по своей природе всем видам риска. В-пятых, потребностью более глубокого исследования сути и содержания GR-деятельности, представляющей собой совокупность технологий и сравнение их с уже известными в России технологиями, как лоббирование, связи с общественностью и др. Таким образом, совокупность предложенных аргументов заставляет нас обратиться к исследованию заявленной темы.
Понятие «GR» многоаспектно. Как правило, его изучение по отдельным научным (дисциплинарным) направлениям (векторам).
Первый вектор основан на исследованиях в области коммуникативистики. Поскольку GR-технологии в своей основе являются видом политической коммуникации, GR - деятельность базируется на концепциях изучения информационного общества. В отечественной науке различным ее аспектам посвящены публикации И.А. Мальковской, JI.M. Земляновой, Г.Л. Смоляна, В.Н. Гасилина, Л.А. Тягуновой, И.С. Мелюхина, В.В. Егорова, В.Л. Иноземцева и др.
С проблемой политической коммуникации тесно связан сетевой подход к анализу политических процессов, который можно выделить в отдельное направление. В отечественной науке сетевой подход рассматривали Е.В. Морозова, Ю.В. Брызгунова, В.М. Сергеев, В.Д. Нечаев, I.B. Сморгунова и др .
Зарубежные исследования сетевой GR - коммуникации представлены в работах Д. Кноке, Т. Бёрцеля, П. Кениса, В. Шнайдера, Г. Питерса, X. Милворда, Р. Родеса и др .
Третье направление опирается на сравнительное изучение опыта развития GR в России и мире. В связи с этим автор в рамках собственного исследования обращается к работам В.А. Ачкасова, Г.В. Голосова, Л.В.Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой и др .
Четвертое направление связано с изучением GR - деятельности на основе теорий политического менеджмента и государственного управления. Среди работ в этой области можно отметить труды Г.В. Атаманчука, В.Л. Иноземцева, А.И. Ракитова, В.И. Стрюковского, О.Ф. Шаброва, Г.П. Щедровицкого . Они разработали методологическую основу для изучения GR как функции управленческой деятельности.
Пятый вектор способствует рассмотрению GR в контексте политико-экономических трансформаций связей между бизнесом и государством. Здесь можно опираться на работы С.П.Перегудова, М.Н.Афанасьева, Ю.А. Красина, А.Ю. Зудина, Ф. Шмиттера и др.
Шестой вектор - изучение GR как деятельности. Зарубежные исследователи Government relations видят лоббистскую деятельность бизнес - структур по отношению к органам власти и управления (Т. Грант, М. Грей, Дж. Адаме, и др.) . В научной литературе просматривается широкий пласт публикаций посвященных GR как деятельности вообще, как совокупности коммуникационных технологий, как разновидности менеджмента (М. Порат, М. Рубин, Р. Гросс и др.) . Некоторые авторы отдают предпочтение прочтению GR сквозь призму PR-технологий (В.А. Ачкасова, А.Н.Чумиков и др.) .
Ещё одно направление изучения GR-практик связано с особенностями функционирования политических институтов в условиях формирования постиндустриального, информационного общества и представлено в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, М. Кастельса, М. Маклюэна, М. Пората, и др.
Это далеко не полный перечень научных публикаций по данной тематике, но невысокая степень разработанности её российскими учёными оставляет автору широкое поле для исследования. В частности, степень изученности GR как технологий в разрешении конфликтов бизнес-сферы невелика. Проблема взаимодействия власти и бизнеса на основе использования технологий и принципов такого института как GR крайне слабо отражены в монографиях и научных статьях российских и зарубежных исследователей. В этом направлении преобладают в основном публицистические и сетевые (интернет) публикации. Существует потребность научного конфликтологического осмысления обозначенной исследованием проблематики. Как следствие, вполне обоснованно выделение проблемной области представляемой автором работы.
Объектом исследования определено разрешение конфликтов в современной российской бизнес-сфере.
Предмет исследования - GR как технология разрешения конфликтов в бизнес-сфере РФ.
Цель исследования состоит в определении эффективности GR- технологий в разрешении конфликтов современной российской бизнес- сферы.
Для достижения сформулированной цели требуется решение следующих задач:
• проанализировать понятия и технологии GR в мировой социально-политической мысли;
• изучить методологию использования GR-технологий в практике конфликторазрешения;
• осветить комплексную конфликтологическую методику исследования применимости GR - технологий в бизнес-сфере;
• исследовать применимость GR-технологий в разрешении конфликтов бизнес-сферы в регионах РФ (на примере РТ и Ульяновской области).
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных экономистов, социологов, политологов и конфликтологов, посвященные проблемам взаимодействия государства и бизнес-сферы, GR-технологиям и их реализации в различных странах.
Методологическая основа исследования представлена междисциплинарным комплексным подходом, позволяющим рассмотреть власть и бизнес в процессе их взаимодействия. При исследовании GR, как технологий разрешения конфликтов бизнес-сферы, автор основывается на структурно-функциональном и коммуникационном подходах к изучению связей бизнеса с органами государственной власти.
Работа носит как теоретический, так и прикладной характер. Исследование проводилось с использованием методов контент-анализа, вторичного анализа данных, метода фокус-группового опроса и глубинного интервью.
Впервые на основании проведенного исследования выдвинуто и обосновано положение о роли и эффективности GR как технологий разрешения конфликтов бизнес-сферы в целом. Впервые изучается взаимодействие бизнеса и власти в рамках регионального исследования (РТ, Ульяновская область).
Практическая значимость исследования состоит в применимости выработанных механизмов анализа на практике в любом регионе Российской Федерации и в трансформации данной работы в составную часть источниковой базы магистерского курса «Корпоративный конфликт- менеджмент».
Структура работы определяется целью и задачами исследования, отражает последовательность решения поставленных задач и включает в себя введение, две главы, каждая из которых поделена на параграфы, заключение и список использованной литературы.
В современном российском обществе в последнее время актуализировались проблемы, связанные с взаимодействием государства и бизнеса, интеграцией как совпадающих, так и противоречивых интересов бизнеса с интересами государства, в контексте национальной социально-экономической политики. Бизнес-структуры и органы государственной власти пытаются вести диалог друг с другом в стремлении определить стратегию и тактику дальнейшего взаимодействия, а также принципы этого взаимодействия. С этой точки зрения актуальность приобретают новые коммуникативные направления во взаимодействии государства и бизнеса, такие как GR-технологии.
Анализ понятий и практик GR как технологий в мировой социально-политической мысли позволил определить содержание этого понятия - формирование взаимного доверия между бизнесом и органами государственной власти для получения, как взаимовыгодного, так и общественно полезного результата. Также удалось выявить субъект- объектный состав, основные этапы и технологии GR-деятельности. В качестве субъектов были выделены: корпорации, НКО, профессиональные агентства в сфере GR и т.д. В качестве этапов авторы выделяют: мониторинг, стратегия и тактика, контроль реализации. В рамках этапа стратегия и тактика реализуются следующие GR-технологии: прямое взаимодействие с органами государственной власти; воздействие на лиц, принимающих решение через экспертное сообщество; медиа-рилейшнз; поддержка политической деятельности и т.д.
Имеющиеся в современной практике GR-технологии в большей степени не просто пригодны, но и эффективны в качестве технологий конфликторазрешения. Здесь можно отметить прямое взаимодействия прямое взаимодействие с органами государственной власти, воздействие посредством экспертного мнения, корпоративную социальную ответственность (CSR и ГЧП). Из конфликторазрещающих технологий GR следует исключать неэтичные. Однако, знание их с целью предотвращения манипулятивного использования необходимо.
Можно уверенно сказать, что последовательное выстраивание эффективной коммуникации с органами государственной власти отличается от кулуарного лоббизма в первую очередь своей открытостью. Создание истории, ее развитие и постепенное разворачивание вкупе с освещением в СМИ один из необходимых аспектов GR, благодаря которому, можно добиться большего эффекта, чем при достаточно скомпрометировавших себя в настоящее время «встречах в коридоре».
Изучение методологии использования GR-технологий в практике конфликторазрешения позволило сделать вывод о том, что GR - технологии являются универсальными методами, так как могут использоваться и в предупреждении, и в регулировании, и в разрешении конфликта. На каждом этапе применяются определенные GR - технологии, и все они, за исключением неэтичных, способствуют нормализации отношений и настраиванию эффективных коммуникаций.
Изучение технологий и практик отдельных наук по исследованию проблем GR позволило выявить, что в отличие от развитых стран, в которых сформировалась полноценная система взаимодействия органов власти и бизнеса, в России отношения бизнеса и власти находятся на начальной стадии формирования. Эффективному становлению препятствуют многие факторы и прежде всего то, что в России юридически данная сфера деятельности не закреплена. Негативное отношение российское общества к лоббизму (оно отождествляет его с такими методами, как шантаж, давление и коррупция), отрицательно влияет и на отношение к GR-деятельности. Поэтому не только органам государственной власти необходимо признать неизбежность наличия лоббизма и GR-технологий в стране, но и обществу.
Комплексная конфликтологическая методика исследования применимости GR - технологий в бизнес-сфере наглядно показала, что все оценки качества работы акторов, эффективности публичной политики, межсекторного сотрудничества и т.д. бизнеса «вложены» в оценки НКО, а оценки НКО «вложены» в оценки власти. Автор считает, что так происходит, потому что бизнес более критичен, реалистичен и отстранен. На сегодняшний день стоит задача повысить уровень доверия бизнеса к власти. Соответственно, сделать это можно с помощью таких технологий как GR, именно они способствуют настраиванию эффективных коммуникаций между властью и бизнесом и повышают уровень доверия. Оценки НКО ближе к оценкам органов власти, чем оценки бизнеса, возможно, потому что больше зависят от власти. Как в РФ в целом, так в частности и в регионе, НКО до сих пор не укоренились. Инициативу в плане их бюджетирования проявляет в большей мере государство, так как в бюджете есть статья расходов, выделенная для НКО. Можно делать вывод, что такая GR-технология как фокус-группа отлично сработала, она позволила вступить в открытый диалог представителям бизнеса, власти и НКО и найти решение определенных проблем.
Исследование применимости GR-технологий в разрешении конфликтов бизнес-сферы в Республике Татарстан и Ульяновской области способствовало формированию вывода о том, что условия для выстраивания взаимоотношений между бизнесом и властью в этих регионах благоприятные, механизмы реализуются. Информация находится в открытом доступе, но доходит не до всех участников, либо участники сами закрываются от неё. Внесудебные технологии по выстраиванию отношений считаются самыми функциональными и эффективными, кроме случаев, находящихся вне рамок закона. Мнения по законодательному определению понятий «лоббизм» и «GR-деятельность» двояко, с одной стороны его необходимо законодательно закрепить, чтобы отделить от коррупции, но с другой стороны, его законодательное определение не принесёт значительных изменений. Главы обоих регионов активно развивают бизнес в своем субъекте, поэтому можно внести незначительные коррективы - сделать больший акцент на малый и средний бизнес, организовать более плотное взаимодействия с крупными государственными заказчиками, ввести льготные налоги и т.д. В настоящее время все правительственные структуры как в Ульяновской области, так и в Республике Татарстан, являются открытыми для взаимодействия, но федеральные органы более открыты, чем муниципальные. Основными лоббистами интересов бизнеса называют Б.Ю. Титова и его Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, главу и депутатов региона, А.Л. Кудрин, А.В. Дворкович, И.И. Шувалов и т.д. Сращивание бизнеса и бюрократии имеет как положительные (возможность безвозмездно помочь округу, за который отвечает), так и отрицательные стороны (чиновник будет действовать в своих интересах). Основная причина того, что с лоббизмом возникают негативные ассоциации, это неопределенность понятия лоббизм в правовом поле и «сращивание» этого понятия в умах людей с коррупцией. Можно выделить несколько основных критериев эффективности GR: степень открытости государственных органов, количество решенных вопрос, мероприятий и проектов для бизнеса, решение конкретных проблем субъектов малого и среднего бизнеса и т.д. К ассоциациям лоббистов и GR-специалистов причисляют торгово-промышленную палату, Опору России, Деловую Россию и т.д. Наиболее популярными GR-технологиями в современной России являются - создание диалогового пространства между бизнесом и властью и интернет-технологии GR.
Развитие отношений бизнес-структур и государства на основе GR- технологий видится в преодолении коммуникационных барьеров между ними, в становлении новых политических институтов, открытости органов государственной власти, а также в легитимации бизнеса в глазах общественности. Потенциал GR-технологий заключен в их комплексном использовании бизнесом интегрированных технологий, как уже известных в России: связи с общественностью, лоббирование, маркетинг, анализ и прогноз, принятие решений и др., так и новых: организация переговорных
площадок бизнеса и власти во время экономических форумов, политического и бизнес-консалтинга и др., которые в своей совокупности придают новое качество диалогу бизнеса и власти.
Таким образом, результаты исследования показали, что основная цель работы была достигнута. GR-технологии еще не стали прозрачными, понятными и доступными для всех участников, но они являются прогрессивными и эффективными технологиями в решении проблематики взаимоотношений бизнес-структур и органов государственной власти.
Анализ понятий и практик GR как технологий в мировой социально-политической мысли позволил определить содержание этого понятия - формирование взаимного доверия между бизнесом и органами государственной власти для получения, как взаимовыгодного, так и общественно полезного результата. Также удалось выявить субъект- объектный состав, основные этапы и технологии GR-деятельности. В качестве субъектов были выделены: корпорации, НКО, профессиональные агентства в сфере GR и т.д. В качестве этапов авторы выделяют: мониторинг, стратегия и тактика, контроль реализации. В рамках этапа стратегия и тактика реализуются следующие GR-технологии: прямое взаимодействие с органами государственной власти; воздействие на лиц, принимающих решение через экспертное сообщество; медиа-рилейшнз; поддержка политической деятельности и т.д.
Имеющиеся в современной практике GR-технологии в большей степени не просто пригодны, но и эффективны в качестве технологий конфликторазрешения. Здесь можно отметить прямое взаимодействия прямое взаимодействие с органами государственной власти, воздействие посредством экспертного мнения, корпоративную социальную ответственность (CSR и ГЧП). Из конфликторазрещающих технологий GR следует исключать неэтичные. Однако, знание их с целью предотвращения манипулятивного использования необходимо.
Можно уверенно сказать, что последовательное выстраивание эффективной коммуникации с органами государственной власти отличается от кулуарного лоббизма в первую очередь своей открытостью. Создание истории, ее развитие и постепенное разворачивание вкупе с освещением в СМИ один из необходимых аспектов GR, благодаря которому, можно добиться большего эффекта, чем при достаточно скомпрометировавших себя в настоящее время «встречах в коридоре».
Изучение методологии использования GR-технологий в практике конфликторазрешения позволило сделать вывод о том, что GR - технологии являются универсальными методами, так как могут использоваться и в предупреждении, и в регулировании, и в разрешении конфликта. На каждом этапе применяются определенные GR - технологии, и все они, за исключением неэтичных, способствуют нормализации отношений и настраиванию эффективных коммуникаций.
Изучение технологий и практик отдельных наук по исследованию проблем GR позволило выявить, что в отличие от развитых стран, в которых сформировалась полноценная система взаимодействия органов власти и бизнеса, в России отношения бизнеса и власти находятся на начальной стадии формирования. Эффективному становлению препятствуют многие факторы и прежде всего то, что в России юридически данная сфера деятельности не закреплена. Негативное отношение российское общества к лоббизму (оно отождествляет его с такими методами, как шантаж, давление и коррупция), отрицательно влияет и на отношение к GR-деятельности. Поэтому не только органам государственной власти необходимо признать неизбежность наличия лоббизма и GR-технологий в стране, но и обществу.
Комплексная конфликтологическая методика исследования применимости GR - технологий в бизнес-сфере наглядно показала, что все оценки качества работы акторов, эффективности публичной политики, межсекторного сотрудничества и т.д. бизнеса «вложены» в оценки НКО, а оценки НКО «вложены» в оценки власти. Автор считает, что так происходит, потому что бизнес более критичен, реалистичен и отстранен. На сегодняшний день стоит задача повысить уровень доверия бизнеса к власти. Соответственно, сделать это можно с помощью таких технологий как GR, именно они способствуют настраиванию эффективных коммуникаций между властью и бизнесом и повышают уровень доверия. Оценки НКО ближе к оценкам органов власти, чем оценки бизнеса, возможно, потому что больше зависят от власти. Как в РФ в целом, так в частности и в регионе, НКО до сих пор не укоренились. Инициативу в плане их бюджетирования проявляет в большей мере государство, так как в бюджете есть статья расходов, выделенная для НКО. Можно делать вывод, что такая GR-технология как фокус-группа отлично сработала, она позволила вступить в открытый диалог представителям бизнеса, власти и НКО и найти решение определенных проблем.
Исследование применимости GR-технологий в разрешении конфликтов бизнес-сферы в Республике Татарстан и Ульяновской области способствовало формированию вывода о том, что условия для выстраивания взаимоотношений между бизнесом и властью в этих регионах благоприятные, механизмы реализуются. Информация находится в открытом доступе, но доходит не до всех участников, либо участники сами закрываются от неё. Внесудебные технологии по выстраиванию отношений считаются самыми функциональными и эффективными, кроме случаев, находящихся вне рамок закона. Мнения по законодательному определению понятий «лоббизм» и «GR-деятельность» двояко, с одной стороны его необходимо законодательно закрепить, чтобы отделить от коррупции, но с другой стороны, его законодательное определение не принесёт значительных изменений. Главы обоих регионов активно развивают бизнес в своем субъекте, поэтому можно внести незначительные коррективы - сделать больший акцент на малый и средний бизнес, организовать более плотное взаимодействия с крупными государственными заказчиками, ввести льготные налоги и т.д. В настоящее время все правительственные структуры как в Ульяновской области, так и в Республике Татарстан, являются открытыми для взаимодействия, но федеральные органы более открыты, чем муниципальные. Основными лоббистами интересов бизнеса называют Б.Ю. Титова и его Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, главу и депутатов региона, А.Л. Кудрин, А.В. Дворкович, И.И. Шувалов и т.д. Сращивание бизнеса и бюрократии имеет как положительные (возможность безвозмездно помочь округу, за который отвечает), так и отрицательные стороны (чиновник будет действовать в своих интересах). Основная причина того, что с лоббизмом возникают негативные ассоциации, это неопределенность понятия лоббизм в правовом поле и «сращивание» этого понятия в умах людей с коррупцией. Можно выделить несколько основных критериев эффективности GR: степень открытости государственных органов, количество решенных вопрос, мероприятий и проектов для бизнеса, решение конкретных проблем субъектов малого и среднего бизнеса и т.д. К ассоциациям лоббистов и GR-специалистов причисляют торгово-промышленную палату, Опору России, Деловую Россию и т.д. Наиболее популярными GR-технологиями в современной России являются - создание диалогового пространства между бизнесом и властью и интернет-технологии GR.
Развитие отношений бизнес-структур и государства на основе GR- технологий видится в преодолении коммуникационных барьеров между ними, в становлении новых политических институтов, открытости органов государственной власти, а также в легитимации бизнеса в глазах общественности. Потенциал GR-технологий заключен в их комплексном использовании бизнесом интегрированных технологий, как уже известных в России: связи с общественностью, лоббирование, маркетинг, анализ и прогноз, принятие решений и др., так и новых: организация переговорных
площадок бизнеса и власти во время экономических форумов, политического и бизнес-консалтинга и др., которые в своей совокупности придают новое качество диалогу бизнеса и власти.
Таким образом, результаты исследования показали, что основная цель работы была достигнута. GR-технологии еще не стали прозрачными, понятными и доступными для всех участников, но они являются прогрессивными и эффективными технологиями в решении проблематики взаимоотношений бизнес-структур и органов государственной власти.
Подобные работы
- Взаимоотношения органов государственной власти с органами местного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ
ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В
РЕГИОНАХ РОССИИ
(НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - GR-деятельность НКО (на примере благотворительных фондов в сфере здравоохранения)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Конфликт во взаимодействии органов государственного управления РФ и ресурсодобывающих корпораций
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как мера противодействия коррупции на государственной гражданской службе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021 - ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
(правовые проблемы) (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - Управление конфликтами в организации (на примере Управляющей компании ООО «УЮТ-Сервис»
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Взаимодействие сотрудников отдела информации и общественных связей УМВД России с представителями СМИ на примере УМВД России по Томской обрасти
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ЦИВИЛИСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019



