Введение 3
1. Теоретико-правовые основы административной ответственности за нарушение налогового законодательства 6
1.1 История становления и развития административной ответственности за
нарушение налогового законодательства 6
1.2 Понятие, признаки, особенности административной ответственности за
нарушение налогового законодательства 11
2. Общая характеристика административных правонарушений в сфере налогового законодательства 33
2.1. Виды административных правонарушений в сфере налогового законодательства 33
2.2. Особенности составов административных правонарушений в сфере
налогового законодательства 41
2.3 Роль Конституционного суда в развитии административной ответственности в сфере налогового законодательства 60
Заключение 67
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной
литературы
В разных правовых системах имеются различные виды налоговых систем отличающихся друг от друга, но бесспорным остается тот факт, что ни одно современное государство не может существовать без системы налогов и сборов.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность по уплате налогов и сборов, которая распространяется на физические и юридические лица, находящиеся на территории Российской Федерации, независимо от их гражданства. Но как показывает статистика на сегодняшний день нарушение законодательства о налогах и сборах остается одним из самых распространённых в экономической сфере.
Административная ответственность является одним из правовых средств регулирования налоговых правоотношений. В 2002 году вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях, что повлекло за собой появлению системы дуализма в регулировании ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Одной из основных задач при принятии Кодекса об административных правонарушениях была централизация всех составов административных правонарушений. При этом в настоящее время правовые нормы, устанавливающие административную ответственность в сфере налогового законодательства по сохраняет свою силу в разделе VI Налогового кодекса Российской Федерации. Как следствие, дуализм в регулировании ответственности за нарушение налогового законодательства повлек за собой как теоретические, так и практические проблемы. Так например, встал вопрос о соотношении административной ответственности и ответственности за правонарушения предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Соответственно, центральной проблемой стало соотношение административных правонарушений, предусмотренных главой 15 Кодекса об административных правонарушениях и налоговых правонарушений, закрепленных в главе 16 Налогового кодекса РФ, которые характеризуются общностью признаков и объектом правонарушений. Также дискуссионными являются вопросы о соотношении производства по делам об административных правонарушениях и производства по делам о налоговых правонарушениях, а также мер административной и налоговой ответственности. В настоящее время появилась необходимость совершенствования ряда норм, устанавливающих административную ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Все вышесказанное определяет актуальность дипломной работы.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с регулированием административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Предметом данной работы являются правовые нормы административного и налогового законодательства, предусматривающие ответственность за совершение правонарушений в области налогов и сборов и регулирующих производство по данной категории дел, правоприменительная практика.
Целью данной работы является проведение комплексного анализа административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, выявление актуальных проблем, существующих в данной сфере правоотношений, а также анализ судебной, правоприменительной практики Кодекса об административных правонарушениях и Налогового кодекса РФ.
Задачами данной работы, на основании вышепоставленной цели, являются:
• Провести анализ основных этапов становления и развития института административной ответственности за нарушение налогового законодательства;
• Сформулировать определение, выделить основные признаки и особенности административной ответственности за нарушение налогового законодательства;
• Выявить сходства и различия административной ответственности за нарушение налогового законодательства от других видов юридической ответственности;
• Проанализировать правовую позицию Конституционного суда в сфере административной ответственности налогового законодательства.
При написании дипломной автор применил логический, историко-юридический, системно-правовой, сравнительно-правовой методы научного исследования.
Структура работы включает: введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы.
В данной дипломной работе было установлено, что основания для выделения ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом РФ, в качестве самостоятельного вида публично-правовой ответственности отсутствуют ввиду практически полного совпадения ее признаков с административной. В настоящее время, административная ответственность за нарушение норм налогового законодательства, обладая всеми признаками юридической ответственности, имеет свои специфические особенности, а именно:
1. Устанавливается двумя кодифицированными актами: Кодексом РФ об административных правонарушениях и Налоговым кодексом РФ.
2. Фактическим основанием является совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административном правонарушении, либо налогового правонарушения, предусмотренного Налоговым кодексом РФ.
3. Субъектами административной ответственности за нарушение налогового законодательства являются физические и юридические лица.
4.Ответственность состоит в применении к правонарушителю санкций в виде штрафов, размер которых закреплен в санкциях соответствующих статей Кодекса РФ об административных правонарушениях и Налогового кодекса РФ
5.Процедура применения данного вида ответственности закреплена в Кодексе РФ об административных правонарушениях и в Налоговом кодексе РФ.
6.Возможность применения, наряду с административной ответственностью за нарушение налогового законодательства, уголовной и дисциплинарной ответственности.
Вывод о том, что ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, имеет административно-правовую природу, имеет ряд важных следствий. Во-первых, налоговые правоотношения входят в число административных. Во- вторых, элементы составов административного и налогового правонарушений, являющихся основанием ответственности в области налогов и сборов, тождественны: противоправность деяния, общественная вредность, виновность и наказуемость. Данный факт, а также то, что ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, является разновидностью административной, позволяет нам сделать вывод о том, что и налоговое правонарушение является разновидностью административного. В-третьих, налоговое принуждение является видом административного. Мерой ответственности, предусмотренной за нарушение норм законодательства о налогах и сборах, является штраф.
Производство по делам об административных правонарушениях и производство по делам о налоговых правонарушениях также имеют ряд различий, которые, однако, нельзя признать концептуальными. Оба указанных производства имеют единую административно-процессуальную природу, и их разграничение не обусловлено какими-либо значимыми материально¬правовыми особенностями.
Учитывая, что Кодексом РФ об административных правонарушениях установлен механизм привлечения к административной ответственности, который также будет способствовать соблюдению прав и законных интересов налогоплательщиков, полагаем, что процессуальный порядок привлечения к ответственности за совершение всех административных правонарушений в сфере налогового законодательства целесообразнее регулировать нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.
«Параллельное» действие норм об административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения в рамках двух кодексов нарушает целостность института административной ответственности и не отвечает потребностям эффективного правоприменения. Не вызывает сомнения тот факт, что имеется как теоретическая, так и практическая целесообразность отказаться от разграничения составов правонарушений, основанного лишь на формальном отличии в субъектах. Именно поэтому в настоящее время одной из важнейших задач совершенствования системы административно-деликтного регулирования является консолидация всех составов административных правонарушений в сфере налогового законодательства в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Актуальной проблемой на практике является также вопрос о роли решений высших судебных инстанций в реформирование действующего законодательства. В результате проведенного исследования было выявлено, что правовые позиции, выработанные Конституционным Судом РФ, в обязательном порядке учитываются при внесении изменений в действующее законодательство.
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25 декабря 1993.
2. "Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях" от 19.12.2006 N 80-ЗРТ (принят ГС РТ 16.11.2006) // "Республика Татарстан", N 256, 26.12.2006.
3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 07.03.1997 № 47 «Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. -1997. -№ 47.
7. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 "О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р." (вместе с "Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.") // "СУ РСФСР", 1922, N 15.
8. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
9. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
10.Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 11.11.2003) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004). Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ // "Ведомости СНД и ВС РФ", 12.03.1992, N 11, ст. 527.
Специальная литература:
11. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник / А. П.Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. - М.: БЕК. - 1996. - 608 с.
12. Алиева Л. И. Ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: административно-правовой аспект: дис. канд.юрид. наук: 12.00.14 / Алиева Людмила Игоревна. -Саратов, 2010. - 230 с.
13. Анисимова В. Ф. Классификация административных проступков. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. - 115 с.
14. Анохин, А. Е. Актуальные проблемы ответственности за совершение налоговых правонарушений: автореф. дис. ... канд. юрид.наук: 12.00.1 / Анохин Алексей Евгеньевич. - М., 2004. - 27 с.
15. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю. Н. Старилов. Под ред. Д. Н. Бахраха. - М.: Норма. - 2007. - 816 с.
16. Будылева, М. В. Административно-правовая организация ответственности за совершение налоговых правонарушений: дис. . канд. юрид.наук: 12.00.14 / Будылева Марина Владимировна. - Хабаровск, 2004. - 206 с.
17. Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. № 3. С. 83
18. Ефремова Е. С. Ответственность за совершение налоговых правонарушений (актуальные проблемы в свете нового КоАП РФ): Дис. ... канд. юрид.наук. С.-П., 2003. - 198 с.
19. Зимин, А.В. Налоговая ответственность организаций: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Зимин Александр Владимирович. -С.Петербург, 2002. - 24 с.
20. Кирин, А. В. Административно-деликтное право: (теория и законодательные основы): монография / А. В. Кирин. - М.: Норма: ИНФРА - М., 2012. - 464 с.
21. Конин, Н. М. Административное право России: учебник / Н. М. Конин. - М.: Проспект, 2012. - 448 с.
22. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М.: МГУ, 1981. 167 с.
23. Никифоров, Б. С. Объект преступления по советскому уголовному праву. - М.: Юрид. лит., 1960. - 228 с.
24. Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушения налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ (НК РФ) и по Кодексу РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ) // Государство и право. 2007. № 8. 156 с.
25. Орлов, М. Ю. К вопросу о налоговой реформе в Российской Федерации / М. Ю. Орлов // Налоговая политика и практика. - 2003. - № 1. - 12 с.
26. Пионтковский, А. А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву / А. А. Пионтковский. - М.: Госюриздат, 1961. - 666 с.
27. Попов Л. Л. Административное право. Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ. 2002. - 339 с.
28. Пепеляев С.Г. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. - М.: Инвест Фонд. - 2000. - 496с.
29. Петрова Г. В. Налоговое права. Учебник для вузов / Г. В. Петрова. М.: Норма-инфа. -2000. - 271с.
30. Сальников А.В. Уголовно-правовые проблемы ответственности за неуплату налогов и обязательных платежей: автореф.дис. . канд. юр. наук. - СПб, 1995. - 21с.
31. Сасов К.А. Конституционный Суд РФ о налоговой ответственности // Налоговед. № 8. 2007г.- 23 с.
32. Хохлова Т. Н. Производство об административных правонарушениях в федеральных органах налоговой полиции: автореф.дис. . канд. юрид.наук. М., 2002. - 180 с.
33. Четвериков В. С. Административное право. Серия «Высшее образование» / В. С. Четвериков. - Ростов-на-Дону: Феникс. -2004. - 512 с.
34. Шекшин В. В. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: дис. . канд. юрид.наук. М., 2006 - 210 с.
35. Юрмашев Р. С. Налогове правонарушение: теоретико-прикладные проблемы правовой идентификации: дис. . канд. юрид.наук: 12.00.14 / Юрмашев Роман Сергеевич. - М., 2005. - 183 с.
Акты органов судебная власти:
36.Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 130-О «По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2001, № 34, ст. 3512; Российская газета, 2001, № 162; Вестник Конституционного Суда РФ, 2002, № 1.
37. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2003 г. № 34-О «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Государственного унитарного Новгородского авиационного предприятия об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2001 года по жалобе этого предприятия на нарушение конституционных прав и свобод статьями 4 и 7 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» // Вестник ВАС РФ, 2003, № 9
38. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля2003 г. № 316-О «По жалобе гражданки Ивановой Ирины Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ, 2004, № 2.
39. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Российская газета, 1996, № 247; Собрание законодательства РФ, 1997, № 1, ст. 197; Вестник Конституционного Суда РФ, 1996, № 5.
40. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 октября 1999 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в связи с жалобой ОАО Энергомашбанк» // Российская газета, 1999, № 219; Собрание законодательства РФ, 1999, № 45, ст. 5478; Вестник Конституционного Суда РФ, 1999, № 6.
41. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт» //Собрание законодательства РФ, 2013, № 4, ст. 304; Российская газета, 2013, № 18; Вестник Конституционного Суда РФ, 2013, № 4.
42. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П «По делу
о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКАП» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» // Российская газета. № 51. 2014; Собрание
законодательства РФ. 2014. № 10. Ст. 1087.
43. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ, 2001, № 7; Хозяйство и право. 2001, № 6; Российская юстиция, 2001, № 6; Экономика и жизнь. 2001, № 13; Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ, 2005, №12.
44. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Российская газета, 2006, № 297; Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007, № 3.