Введение 3
1. Теоретические основы современных технологий краудсорсинга 8
1.1 Сущность и основные понятия современных технологий
краудсорсинга
1.2 Методология организации современных технологий краудсорсинга 22
1.3 Роль и значение современных технологий краудсорсинга в экономике 30
2. Анализ современных технологий краудсорсинга: отечественный и
зарубежный опыт
2.1. Анализ текущего состояния современных технологий краудсорсинга в банковском секторе экономики
2.2. Анализ текущего состояния современных технологий краудсорсинга в реальном секторе экономики
3. Совершенствование системы организации современных технологий
краудсорсинга
3.1. Проблемы и пути совершенствования современных технологий
краудсорсинга
3.2. Повышение эффективности современных технологий краудсорсинга
в банковском и реальном секторах экономики
Заключение 86
Список использованных источников 91
Формирование целей, соответствующих амбициям России, ее месту и роли во всемирной экономической системе, предполагает всеобщую трансформацию участников хозяйственной деятельности страны, отвечающую требованиям инновационной экономики. Сложившаяся неразвитость механизмов организации труда, доходящая в некоторых аспектах до уровня деградации, не допускает обеспечение решения приоритетных задач развития. Эта ситуация определяет необходимость интегрирования новых форм использования потенциала работников в организациях, приведения потенциала использования рабочей силы соответственно мировым тенденциям.
Важным аспектом успеха трансформации отечественной экономики является введение моделей, которые обеспечивают существенное и массовое применение научных знаний в производстве продуктов и услуг в разных сферах деятельности. Для этого следует привлечь максимальное количество научнообразовательных и производственных сил в процессы генерации свежих идей, установления перспективных направлений развития организаций. Поэтому является актуальным изучение возможностей применения и организации новых форм генерации инновационных идей в практике организаций.
В коммерческих банках эта задача является ещё более актуальной, так как механизмы, используемые традиционно в банковской системе, отвечали совсем иным потребностям экоомики. Кредитная организация, с одной стороны, призвана осуществлять основные функции в рамках национальной финансовой системы, с другой - она считается коммерческой организацией, устремляющейся к максимизации прибыли. Изменяется предмет банковской деятельности, банковский продукт все больше обретает форму информации с непродолжительным циклом воспроизводства. Непрерывная трансформация потребностей реального сектора, обусловленная стремительностью развития информационного общества, рост конкуренции со стороны российских и иностранных банков требуют от кредитной организации не менее быстрого изменения применяемых технологий. Их введение может привести к получению инновационного эффекта, снижению издержек, максимальному сокращению риска, развитию продуктового ряда, которые могут существенно повлиять на потребности клиентов. Переход к инновационной парадигме развития не был обеспечен соответствующими изменениями в организации деятельности работников.
Коммерческие банки благодаря обеспеченности финансовыми ресурсами обладают возможностью исполнять роль «локомотива внедрения инноваций» среди других отечественных компаний. Опыт некоторых отечественных кредитных организаций уже может служить примером эффективного внедрения инноваций. В частности, ПАО «Сбербанк России» одним из первых начал активно внедрять инновационные формы деятельности, которые не имеют аналогов не только в отечественной, но и в зарубежной практике. Речь идет об освоении в данной кредитной организации технологий краудсорсинга.
Усиление конкуренции на рынке инновационных продуктов и услуг приводит к их постоянному совершенствованию, использованию новых приемов и методов работы, к разработке и внедрению новейших технологий. Наиболее существенные изменения происходят в системе распределения продуктов и услуг на базе использования современных информационных технологий, с учетом принципов маркетинга и стратегической логистики.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена современным состоянием рынка и все более возрастающими требованиями, предъявляемыми к компаниям. Современные организации должны оставаться стабильными, успешными и конкурентоспособными. Краудсорсинг является одним из способов оптимизации функционирования предприятий.
В ходе написания работы были рассмотрены и изучены публикации Джеффа Хоуи (Jeff Howe), Дарена Бребхема (Daren Brabham), Генри Чесбро (Henry Chesbrough) и др.
Анализ работ, использованных в ходе написания данной работы, показал, что краудсорсинг изобилует новыми веяниями, имеющими прямое отношение к инновационной деятельности.
С другой стороны, ввиду относительной новизны краудсорсинга, существует ограниченное количество исследований и публикаций по данной тематике. В связи с этим возникают различные сложности в развитии и внедрении данных технологий.
Объектом исследования выступают современные технологии краудсорсинга в экономике РФ.
Предметом исследования являются отношения между финансовыми институтами при реализации современных технологий краудсорсинга.
Цель диссертационного исследования - повышение эффективности использования в деятельности краудсорсинга как инновационного инструмента банковского и реального секторов экономики.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие взаимосвязанные задачи:
1) Изучить теоретические основы современных технологи краудсорсинга;
2) Рассмотреть методологию организации современных технологий краудсорсинга;
3) Проанализировать зарубежный и российский опыт применения методики современных технологий краудсорсинга;
4) Выявить основные проблемы и пути совершенствования современных технологий краудсорсинга.
Гипотеза исследования: «краудсорсинг может помогать предприятиям достигать преимущества над основными конкурентами и завоевывать более выгодные позиции на целевом рынке».
Исследований, касающихся теоретических и прикладных аспектов методики краудсорсинга крайне мало. Краудсорсинг является платформой по сбору информации из большого количества источников и ее систематизации для эффективного решения проблем и оказания помощи нуждающимся. Ключевым понятием для данной технологии является взаимопомощь, которую граждане оказывают друг другу в случае чрезвычайной или кризисной ситуации.
Информационная база исследования содержит результаты исследований и материалы, которые получили отражение в научных монографиях и статьях отечественных и зарубежных авторов, материалы, публикуемые в специализированных периодических изданиях и в сети «Интернет», законодательные акты Федерального собрания Российской Федерации, Указы Президента РФ, постановления Правительства, статистические документы Госкомстата РФ, материалы научных конференций, семинаров, другие материалы.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- уточнено понятие «краудсорсинг» с учетом современных цифровых технологий;
- усовершенствована оценка эффективности использования современных технологий краудсорсинга.
Практическая значимость полученных научно-методических результатов заключается в том, что они будут доведены до конкретных рекомендаций и предложений и могут стать основой для развития и совершенствования государственных, коммерческих, некоммерческих, общественных и структур с помощью потребителей, и заинтересованных граждан. Так же, результаты, которые будут получены в ходе исследования, могут применяться в работе органов государственной власти при разработке нормативно-правовых актов, направленных на создание благоприятной внешней среды.
В качестве методологических подходов использованы: системный подход, обеспечивающий всестороннее изучение объекта, и стратегический подход. Среди основных методов, использованных в данном исследовании, можно выделить метод кейс-стади, который применяется для изучения конкретных примеров практического использования методики краудсорсинга. В рамках решения конкретных задач в диссертации используются статистические методы обработки информации, метод экспертных оценок, методы сравнительного анализа, методы маркетинговых исследований, методы логического анализа, включающие анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию, обобщение и классификацию. В ходе исследования активно будет использоваться метод включенного наблюдения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе исследуется сущность и понятие краудсорсинга, а также роль и значение краудсорсинга в экономике.
Вторая глава посвящена исследованию краудсорсинга в деятельности отечественных и иностранных предприятий.
Третья глава рассматривает проблемы краудсорсинга и пути его совершенствования, а также повышения эффективности в банковском и реальном секторах экономики.
В заключении делаются выводы о влиянии краудсорсинга на деятельность компаний и о целесообразности его применения в Российской Федерации.
Цель данной работы заключалась в выявлении специфики и классификации направлений применения краудсорсинга, предложений по совершенствованию этой технологии, а также в определении необходимости использования краудсорсинга на российском рынке.
На первом этапе исследования были выявлены теоретические основы современных технологий краудсорсинга. Основу для осуществления этой работы составил анализ литературы, посвященной практикам краудсорсинга. В результате исследования были классифицированы практики краудсорсинга по четырем основаниям: по направлению деятельности, по разновидности реализуемой научно-исследовательской процедуры, разновидности ИКТ-медиатора, разновидности решаемой задачи. Так, краудсорсинг может использоваться для организации основных и вспомогательных научноисследовательских процедур, т.е. для сбора, обработки и редактирования информации, кодирования данных. Кроме того, известны случаи, когда эта форма организации труда используется для решения более серьезных задач: разработки моделей анализа данных или ключевых элементов исследования. Наконец, он может применяться для организации финансирования исследования в целом.
С точки зрения используемого ИКТ-медиатора практики применения краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях делятся три ключевых разновидности: осуществляемые через Интернет, осуществляемые через интранет и осуществляемые через телекоммуникационные сети.
С точки зрения типа решаемых задач краудсорсинг может использоваться для организации решений профессиональных задач высокой или низкой квалификации, а также непрофессиональных задач.
В результате были сделаны следующие основные выводы:
- Краудсорсинг - это форма целенаправленной организации труда группы мотивированных индивидов с помощью ИКТ, как медиатора между инициатором и исполнителями, которая дает возможность любому члену целевой группы, откликнувшемуся на открытый призыв, принять участие в решении определенной задачи.
- Краудсорсинг представляет собой организационно-техническую операцию, которая обеспечивает реализацию научно-исследовательских процедур.
На втором этапе исследования был проведен анализ применения краудсорсинга в деятельности зарубежных и отечественных предприятий. В ходе исследования выяснилось, что краудсорсинг находит применение в России все чаще, для создания конкурсных платформ, совместного использования данных, ответов на вопросы, поиска нужной информации, формирования рейтинга контента, рынка услуг, а также для совместного финансирования проектов. В основном создаются аналоги зарубежных проектов, однако на примере некоторых проектов («Сбербанк-21»), можно сказать, что развитие собственных идей и представление потребителю выгодных товаров или услуг так же начинает развиваться. Практика показывает, что в ближайшем будущем популярность краудсорсинга будет только расти, так как компании считают объединение людей с целью решения сложных задач с помощью результативной совместной работы эффективным методом взаимодействия с потребителями, получения обратной связи, а также рекламы. Из этого можно сделать вывод, что бизнесменам и стартапам важно уже сейчас подумать о внедрении такого механизма в стратегии своих компаний. Это позволит наладить диалог с потенциальным покупателем и существенно сэкономить.
Третий этап исследования составил основную научную значимость, было проведено исследование состояния применения краудсорсинга путем анкетирования 10 компаний, ведущих различную деятельность. В ходе обработки данных анкет выяснилось, что компании, принадлежащие к категории стартапов, уже использовали краудсорсинг в своей деятельности и ни раз, однако не знали об этом. Почти все компании позитивно оценивают перспективу развития использования краудсорсинга в Российской Федерации, однако только 7 компаний нуждаются в свежих идеях и готовы использовать технологию краудсорсинга в своей деятельности и даже уже использовали ее. Хочется отметить, что в число тех, кто не готов - входят юридическое агентство, проектная и строительная организации. Вероятнее всего, на данный момент они действительно не видят в деятельности своих компаний такую технологию, и можно сделать вывод, что не во всех сферах деятельности в Российской Федерации уместно и необходимо использование краудсорсинга для решения различных задач и приобретения опыта в разных сферах деятельности.
После изучения работы некоторых систем и платформ, после анализа различных краудсорсинговых проектов, была выработана идея создания универсальной платформы, на которой смогут базироваться различные организации, занимающиеся как коммерческими и государственными, так и благотворительными проектами. Это функциональный инновационный ресурс по производству большого количества информации и выбору из нее наилучших идей, схема функционирования представлена в Приложении Б.
В ходе исследования было выявлено, что для решения основных проблем краудсорсинга должны использоваться системы рейтингов участников, динамические профайлы каждого участника, содержащего о нем обширную информацию, филиация идей - процесс, в ходе которого идеи проходят ряд эволюционных этапов видоизменений и отбора. Критерии отбора на каждом из этапов свои. Они основаны: на оценках идеи ее сторонниками, противниками, конкурирующими группами участников и экспертами.
Принцип перераспределения сложных задач на множество индивидуумов был известен человечеству давно. Однако с развитием информационных технологий он приобретает качественно новое понимание и открывает удивительные возможности, как для бизнеса, так и для государственных организаций. Краудсорсинг предваряет новый виток общественных отношений, где фокус интеракций смещается с потребительских на производящие. Все те же механизмы, вызывающие у индивида чувства сопричастности, теперь могут не только заставить «потреблять», но и «производить».
Перспективы краудсорсинга, вне всяких сомнений, гораздо больше, чем мы сегодня можем себе представить. Это огромная сила для реализации глобальных проектов. Для государств — это способ изменить мир к лучшему. Для частных компаний — средство эффективного создания новых продуктов. Для пользователей — средство самовыражения, саморекламы и даже заработка. Для этого и был задуман проект инновационной платформы.
Краудсорсинг позволяет улучшать конечный «продукт», сделать/создать/ сконструировать его, за счет «работы» тысячи людей, каждый из которых привносит «частичку» в единое общее. Для бизнеса, это неисчерпаемый ресурс для поиска решений, собственных задач и проблем, это могут быть как решение текущих задач, так и поиск, генерация инновационных проектов и решений.
Благодаря проделанному исследованию можно сделать вывод, что краудсорсинг положительно влияет на компании и его внедрение на российский рынок будет эффективным и полезным, однако, стоит помнить, что не во всех сферах деятельности в России уместно и необходимо использование краудсорсинга для решения различных задач и приобретения опыта в разных сферах деятельности. Краудсорсинг - перспективный мировой ресурс, который и в России начинает функционировать все с большей силой, ведь он является важнейшим условием для построения взаимовыгодных отношений с реальными и потенциальными потребителями услуг предприятий, помогает компании выйти на качественно новый уровень работы с клиентами и усовершенствовать технологические процессы, не прибегая к сторонней помощи, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и применять методику в качестве инструмента рекламы.
1. Беляева Н. А. Особенности использования методики краудсорсинга для управления социально-политическими процессами/ МГУ. - Москва, 2011
2. Пак Е.М. Жанрообразование в сетевых СМИ: техологические и творческие факторы: специальность: 10.01.10 - журналистика, дис. ... канд. фил. наук / Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2014. C. 154
3. Хау Джефф. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса /Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 288 с.
4. Шуровьески, Джеймс. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство: Пер с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильяме", 2007. - 304 с.
5. Jeff Howe. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Furure of Business. Crowd Publishing Group, 2009.
6. Борисова С.И. Практическая польза краудсорсинга // Интернетмаркетинг, 2013. - Вып. 3. - №75. - С. 184-192.
7. Бэйкер Дэн Инновация модели бизнеса через «краудсорсинг» с использованием социальных сетевых платформ //Проблемы управления в социальных системах. - 2012. - Т. 4. - №. 6.
8. Войткевич Н.И, Косарев Д.Н. Инновационные банковские технологии/ Вестник Самарского государственного экономического университета, 2013. - с. 23-26.
9. Долженко Р. А. 2012. Краудсорсинг — новая форма организации трудовой деятельности в коммерческом банке. // Менеджмент в России и за рубежом (5): 98-104.
10. Долженко Р. А. 2014. Возможности формирования стратегии организации с использованием краудсорсинга. // Проблемы теории и практики управления (4): 125—
11. Измалкова С. А. Роль технологических платформ и технологий краудсорсинга в управлении инновационной деятельностью при формировании региональных инфраструктурных проектов/ Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, Выпуск № 4-1, 2014
12. Константинов А. В., Каминская А. Ю., Игнатов Д. И. 2013. // Анализ данных в краудсорсинговых проектах. Открытые системы (1): 36-39.
13. Москвичев А. А. 2013. Оценка эффективности проектов, предусматривающих применение краудсорсинга (банковский сектор России).// Управление корпоративны- ми финансами (4): 252-259.
14. Мусорина В. Коллективный разум // Прямые инвестиции. - 2011. - №11(115). - С. 50-53
15. Сивакс А.Н. Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015)
16. Смирнов В.П., Ким Р.Е., Шальнов М.Ю. Развитие краудсорсинга как метода управления коммерческой организацией // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции, 2015
17. Хьюз Э. Ч. Изготовление врача // Журнал исследований социальной политики, 2009. - Том 7. - № 3. - С. 313-324. Хьюз Э. Ч. Профессии / Антропология профессии // Под редакцией П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011. - 360 с.
18. Albors J. New learning network paradigms: Communities of objectives, crowdsourcing, wikis and open source /J. Albors, J. Ramos, J. Hervas // International Journal of Information Management, 2008. - №28. - P. 94-202.
19. Bonabeau E. Decisions 2.0: The Power of Collective Intelligence // MIT Sloan Management Review, 2009. - Vol. 50. - №. 2. - P. 44-52., P. 46
20. Brabham D. C. Crowdsourcing // MIT Press, 2013. - 140 p, P. 45
21. Daren C. Brabham. "Moving the Crowd at Threadless: Motivations for Participation in a Crowdsourcing Application", Paper presented at the annual meeting of the Association for Education in Journalism and Mass Communication, Boston, MA. August, 2009
22. Ellis S. 2014. A History of collaboration, a future in crowdsourcing: Positive impacts of cooperation on British librarianship. Libri 64 (1): 1-10.
23. Estelles-Arolas E. Towards an integrated crowdsourcing definition / E. Estelles-Arolas, F. Gonzalez-Ladron-de-Guevara / Journal of Information Scienceю, 2012. - Vol. 20. - №10. - P. 189-201., P. 197
24. HaichaoZh, Dahui L., Wenhua H. Task Design, Motivation, and Participation in Crowdsourcing Contests // International Journal of Electronic Commerce. 2011. Vol. 15. Iss. 4. P. 57—88.
25. Jeff Howe. The Rise of Crowdsourcing. - Wired. June 2006.
26. Shapiro D. Using Mechanical Turk to Study Clinical Populations / D.N. Shapiro, J. Chandler, P.A. Mueller // Clinical Psychological Science, 2013. - Vol. 1. - №2. - P. 213-220., P.213-214
27. Simmons J.P.., Nelson L.D., Galak J., Frederick Sh. Intuitive Biases in Choice versus Estimation: Implications for the Wisdom of Crowds // Journal of Consumer Research. 2011. Vol. 38. Iss. 1. P. 1—15.
28. Simula H. A network perspective on idea and innovation crowdsourcing in industrial firms / H. Simula, T. Ahola // Industrial Marketing Management, 2014. - Vol. 43. - №3. - P. 400-408., P. 402
29. Zook, Matthew; Graham, Mark; Shelton, Taylor; and Gorman, Sean "Volunteered Geographic Information and Crowdsourcing Disaster Relief: A Case
Study of the Haitian Earthquake," World Medical & Health Policy: Vol. 2: Iss. 2, Article 2, 2010
30. Витопедия - энциклопедия краудсорсинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki.witology.com/
31. Гладченко А. Краудсоринг. Во власти толпы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advertology.ru/article71910.htm
32. Голубев Е.В. Краудсорсинговый проект, как система: необходимые элементы, их взаимосвязь, ограничения и способы преодоления// Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №5 (24) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014 - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN514.pdf
33. Гуревич А. Как ФОМ использует Краудсорсинг, 2013b [Электронный ресурс] // Crowdsourcing.ru. - URL: http://crowdsourcing.ru/article/gstatic-i- crowdsourcing
34. Гуревич А. ФОМ начинает работу с новыми технологиями основанных на принципах Краудсорсинга, 2013a [Электронный ресурс] // Crowdsourcing.ru. URL: http: //crowdsourcing.ru/article/kak_fom_ispolzuet_kraudsorsing
35. Зарубежные краудфандинговые платформы [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://dengodel.com/internet-biznes/332-
zarubezhnye-kraudfandingovye-platformy.html
36. Информационный портал на Китайском языке о туризме в России RussiaOn-line[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russia-online. cn/
37. Ковалев Е.Е., Ковалева Н.А. Краудсорсинг, как инструмент антикризисной стратегии компании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //lomonosov-msu. ru/archive/spa.msu.2013/2358/3967_7235 .pdf
38. Коллективный разум заработал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/my-vse-eshhe-malo-znaem-chto- takoe-kraudsorsing-eto-vazhno/
39. Коллективный разум. Что такое краудсорсинг и зачем он нужен?
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ni/articles/
2011/10/31/crowdsourcing/
40. Костров Д. Как краудсорсинг применяется в банковской сфере?
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sk.ni/news/reading/
b/buildabusiness/archive/2013/01/30/k^-kraudsorsing-primenyaetsya-v- bankovskoy-sfere_3f00_.aspx
41. Краудсорсинг в Сбербанке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ocenka. sberbank21.ru/cooperation
42. Краудсорсинг в Сбербанке/ Witology // Slideshare [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.slideshare.net/wikivote/ss-
19546252?qid=08a7d9c4-fdcd-475c-960a-5efc54ec3858&v=default&b=&from_ search=1
43. Краудсорсинг Основа Успешного Поиска Идей [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.keyit.ru/kraudsorsing-osnova-uspeshnogo-poiska-
idej.htm
44. Краудсорсинг: основные площадки в России и их аналоги на Западе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.towave.ru/pub/kraudsorsing- osnovnye-ploshchadki-v-rossii-i-ikh-analogi-na-zapade.html
45. Краудсорсинговые проекты банков. Обзор кейсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://futurebanking.ru/post/645
46. Краудфандинг в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://planeta.ru/
47. Лихачев Е.Ф. Краудсорсинг, как новое явление в экономике. Его социоинновационная природа и классификация // Интернет-журнал
«НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/
76EVN116.pdf (доступ свободный).
48. Платформа WikiVote! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. wikivote. ru/
49. Платформа Witology [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// witology.com/
50. Платформа Профессионалы.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://professionali.ru/
51. Портал крауд-сервисов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://crowdsourcing.ru/
52. Рогова А.В. Краудсорсинг как инструмент социально-экономического развития региона // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №
5. ; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10531
53. Российская краудфандинговая платформа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://boomstarter.ru/
54. С миру по нитке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smipon.ru/
55. Сбербанк Краудсорсинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sberbank21.ru/
56. Что такое краудфандинг? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gokrk.ra/news/kak-sobrat-dengi-m-proekt-chto-takoe-kraudfanding-/
57. Blanka S. Human Participant Research Guidelines, 2013. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.crowdsourcing.org/document/
human-participant-research-guidelines/23543
58. CtrlQS[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ctri-qs.com/
59. Fossel B. The Eagle has landed: mobile crowdsourcing, 2010
[Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://www.crowdsourcing.org/document/ the-eagle-has-landed-mobile-crowdsourcing/1860
60. Fundingplatform [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.
kickstarter.com
61. Miller J. How to Use Twitter for Crowdsourcing and Simple Market Research,
2011 [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://www.
crowdsourcing.org/document/how-to-use-twitter-for-crowdsourcing-and- simple-market-research/3805
62. Schenk E. Crowdsourcing: What can be Outsourced to the Crowd, and Why? / E. Schenk, C. Guittard, 2009 [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http:// halshs.archives-ouvertes.fr/docs/00/43/92/56/PDF/Crowdsourcing_eng.pdf, P. 2
63. SiteforfundraisersIndieGoGo[Электронный ресурс]. - Режим доступа www.indiegogo.com/
64. Wikipedia - freeencyclopedia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http s: //www.wikipedia.org/