Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕДИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Работа №30140

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
632
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы медицинской географии 8
1.1. История развития и становление медицинской геогографии и медикогеографических знаний в России и зарубежом 8
1.2. Природные и социально-экономические факторы в медицинской географии 23
1.3. Методы медико-географических исследований 36
2. Медико-географическая характеристика Республики Татарстан 41
2.1. Физико-географическая и экономико-географическая характеристика
Республики Татарстан 41
2.2. Геоэкологическая характеристика Республики Татарстан 51
2.3. Медико-географический анализ Республики Татарстан 57
3. Методические рекомендации по изучению медицинской географии и
проведению медико-географических исследований в школе 69
Заключение 79
Список использованных источников 83
Приложение

Человечество на протяжении своей долгой истории прошла достаточно тяжелый путь, что бы к началу 2011 года достигнуть показателя 7 млрд. человек. А ведь каких-то 160 лет назад численности населения мира с трудом дотягивала до значения 1 млрд. человек. В чем же причина такого резкого скачка?
Все дело в революционном скачке, который произошел в середине 19 в. Этот прорыв во всех областях науки, который позволил уменьшить показатель смертности, увеличить среднюю продолжительность жизни человека, улучшить качество жизни населения. Достижения этой эпохи сыграли значимую роль для всего мира, ведь так остро стоящие вопросы стали решаться благодаря научно-техническому прогрессу в области техники и технологий. К примеру, поэтапно на протяжении современной истории человечества улучшается качество воды, путем внедрения методов по ее очистки, появляются новые лекарственные препараты, вакцины, наркоз, внедряются современные действенные методы лечения. Наряду с этим стоит уделить внимание такой науке как медицинской географии, а именно проводимых в ее рамках медико-географических исследований, которые способствуют изучению взаимоотношений людей с природой.
Любое медико-географическое исследования стремиться к достижению определенных результатов на основе полученных данных. Благодаря полученным результатам стало ясно, как происходит контакт человека с природой, благоприятно или негативно воздействует некоторые природные и социально-экономические явления. Появились сведения о распространение природно-очаговых заболеваний, таких как чума. Дана оценка влияния рекреационных ресурсов, изучены влияния природных питьевых лечебностоловых минеральных вод.
С каждым годом увеличивается заболеваемость населения, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой, трудностями в социальной сфере и быту. Исследовательская работа направлена в первую очередь на то, что бы выявить неблагоприятные факторы воздействия на здоровья человека и выработать ряд мер по предотвращению такого пагубного влияния. Ведь природа неразрывна с человеком, как и его социальная среда в которой он стремиться адаптироваться.
Актуальность выбранной темы заключается в порыве людей познать особенности природы, функционирование хозяйства, выявить связи и закономерности отношений человека с окружающем его миром и определить, как это все влияет на здоровье человека. Ведь здоровье людей - это главный показатель качества жизни населения и соответственно гарант стабильности существования любого государства.
Тема достаточно хорошо научно разработана, имеется хорошая теоретическая база, подкрепленная практическими исследованиями. Разработками в области медицинской географии России занимаются в специализированной лаборатории, созданной на базе кафедры биогеографии Географического факультета МГУ под руководством Малхазовой Светланы Николаевны - доктора географических наук, профессора. Региональные исследования проводятся в местных институтах или университетах на географических факультетах.
Медико-географические исследования Республики Татарстан активно ведутся в институте экономики, управления и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета, в частности Кубышкиной Еленой Николаевной - кандидатом географических наук, доцентом кафедры теории и методики географического и экологического образования.
Объектом исследования выступает население Республики Татарстан, их среда обитания, рекреационные ресурсы, медицинские и лечебно - профилактические учреждения.
Предметом исследования является изучение воздействия окружающей среды на жителей Татарстана, развитие болезней вызванных природными и социально-экономическими факторами, работа медицинских и лечебно - профилактических учреждений.
Цель исследования заключается в детальном анализе природных и социально-экономических условий Республики Татарстан, для определения аспектов влияющих на благосостояние и здоровье людей проживающих на данной территории.
Задачи исследования:
• изучить медико-географические особенности Республики Татарстан;
• выявить закономерности распространения среди населения республики заболеваемости связанной с воздействием окружающей среды и хозяйственной деятельностью человека;
• дать рекомендации по улучшению медико-экологической обстановки;
• внедрить в рамках школьного образования, факультативный курс по медицинской географии с целью углубления знаний в области школьного курса географии и расширения кругозора.
При анализе медико-географической обстановки Республики Татарстан мной были использованы следующие методы научного исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, медико-географическое описание, медикостатистическое исследование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Любое медико-географическое исследование требует сведения о природных и социально-экономических факторов, оказывающих воздействие на здоровье людей. Наличие такой информации позволяет смоделировать медико-географический процесс и явления, выявить закономерности в распространение болезней, предложить меры по совершенствованию территориальной организации здравоохранения.
Медико-географическое исследование базируется на теоретикометодологических основах географической науки, при этом применяются знания в области медико-биологических наук. Они играют значимую роль для территориальной организации здравоохранения. Обогащения их новыми знаниями и методологией заинтересует лиц, принимающих решения на разных уровнях управления, как от государственного до муниципального, так от бизнес-структур до частно-корпоративного.
На основе проведенного медико-географического и медикоэкологического анализа РТ мной были сделаны следующие выводы:
• воздействие природных и социально-экономических факторов сказывается на заболеваемости населения региона;
• преобладающими заболеваниями на территории РТ являются болезни органов дыхания, болезни мочеполовой системы, болезни кожи и подкожной клетчатки. Это тенденция в целом сохраняется и для России;
• крупные города и населенные пункты являются очагами распространения основных классов заболеваний;
• низкий уровень экологической культуры способен в будущем отразиться на заболеваемости населения республики;
• отсутствие качественной образовательной подготовки жителей в направление контакта человека с окружающей его средой;
• различные мероприятия направленные на улучшение окружающей среды и качества жизни населения, способны повлиять на количество заболевающих.
Природные особенности Татарстана являются комфортными для проживания и введения хозяйства населениям этого региона. Республика обеспечена всеми возможными природными ресурсами, что позволяет ей не в чем не нуждаться. Климатические условия являются наиболее благоприятными для жителей республики, сильные морозы или знойная жаркая погода редко встречаются и наносят вред людям проживающих здесь. Водные ресурсы позволяет обеспечить населения водой, хотя проблема централизованного водоснабжения в отдельных случаях стоит очень остро.
Республика Татарстан в основном является государством с развитым промышленным потенциалом. Концентрация промышленных производств приходиться на крупные города или агломерации, что не может не сказаться на статистике заболеваемости населения. Основными источниками выбросов являются ТЭЦ, предприятия, добывающие и перерабатывающие топливноэнергетические ресурсы, заводы по производству резины и других синтетических продуктов и др. Все их выбросы влияют на состояние окружающей среды и здоровья населения.
Еще одной из наиболее остро стоящих проблем в республике - это качество питьевой воды. Не во всех муниципальных районах соблюдается требования по очистки и обеззараживанию воды, близ водоемов появляются не законные свалки ТБО, в реки и озера, откуда производиться забор воды сливаются отработанные воды с промышленных предприятий, где они не прошли очистку должным образом, талые воды несут в себе различные химические вещества, к примеру, после обработки дороги противогололедными реагентами и др. Такая тенденция сохраняется не только для нашей республики, но и для России в целом.
Утилизация твердо-бытовых отходов в Республики Татарстан вскоре должен перейти на новый уровень в виду государственной поддержки федерального центра, заключающийся в строительстве на территории Зеленодольского муниципального района мусоросжигательного завода. Эта новость не обрадовало население. Они считают, что выбросы с этого завода, отрицательно отразиться на экологии близлежащих к заводу поселений и повлечет за собой увеличение числа заболеваемости населения онкологическими болезнями. Но проблему решать все равно придется, ведь по оценкам экспертов в скором времени складировать отходы на территория города Казани будет не куда. А пока проходят все возможные обсуждения по этому вопросу.
Отдельно хочется отметить о развитии социальной сферы в нашей республике. Ведь от его уровня зачастую и зависит качество жизни населения. Среди всех субъектов России Татарстан входит в пятерку регионов по уровню жизни населения. Средняя продолжительность жизни увеличивается с каждым годом. Все это говорит о том, что государство проводит правильную социальную политику, модернизирую систему образования и здравоохранения.
Важной составляющей влияющий на уровень заболеваемости населения является образовательный фактор. К сожалению в современном мире значение такой науки как география часто принижается, а уровень знаний у подрастающего поколения оставляет желать лучшего. На современного учителя возлагается большие надежды в воспитании и прививанию ребенку способности к познанию миру, развитию географического мышления. Человек не является полноценным членом социума, пока не познает все закономерности существования его с окружающей средой, природой и т.д. Факультативный курс, который был предложен в данной работе является одним из наиболее эффективных в этом деле. Ребенок, получающий образование в школе должен понимать какое место он занимает в природе и как с ней уживаться вместе. Он должен знать, как хозяйственная деятельность и социальная среда воздействует на него. Должен уметь отличать флору и фауну, которая может принести ему вред. С умом должен подходить к использованию лечебных и рекреационных природных ресурсов.
Обобщая полученные результаты и ориентируюсь на статистические данные можно сделать вывод, что лидирующие позиции по заболеваемости среди населения занимают болезни органов дыхания, травмы и отравления, вызванные воздействием внешних факторов, болезни кожи и подкожной клетчатки, а так же заболевания злокачественными новообразованиями.
Государством вырабатываются меры по снижению пагубного воздействия предприятий на окружающую среду, ужесточается экологическое законодательство требующие установки современных очистительных приборов, повышается налог на загрязнения окружающей среды средства, от которого идут на улучшение качества питьевой воды и очистки воздуха от примесей вредных газов. Многие автолюбители стали переоборудовать свои транспортные средства на работу с альтернативными источниками топлива (газ, солнечные батареи). Проводиться на различных уровнях всевозможные конференции, форумы, где обсуждаются вопросы борьбы с загрязнением окружающей среды и т.д. Модернизируются очистительные сооружения, улучшается качество питьевой воды при помощи использования современных реагентов.



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
Статистические материалы
3. Статистический ежегодник «Республика Татарстан 2016» - ТО ФСГС по РТ, 2017 г. -333 с.
Справочные и архивные материалы
4. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды республики татарстан в 2016 году - Министерство экологии и природных ресурсов, 2017 г. -508 с.
Монографии и статьи
5. Батурин А.А., Антонов В.А., Смелянский В.П., Жуков К.В. и др. Роль птиц как потенциальных резурвуаров вируса Западного Нила на территории Российской Федерации // Проблемы особо опасных инфекций. 2012. Вып. 114
6. Злобин В.И. Эпидемиологическая обстановка и проблемы борьбы с клещевым энцефалитом в РФ. Бюлл. сиб. медицины., 2006.
7. Игнатьев Е.И., Мещенко В.М., Прохоров Б.Б., и др. О предмете и задачах и медицинской географии / / Второе науч. совещ. по пробл. медиц. географии. Л.: ВТО, 1965, чЛ. — С. 3-17.
8. Подолян В.Я., Бяков В.И, Келлер А.А., и др. Современные проблемы медицинской географии / / Изв. ВГО, 1980, т. 112, выл. 6. — С. 477— 484.
9. Сафиуллин М.Р. Состояние здоровье населения и проблемы здравоохранения: национальный и региональный уровни / / Социально-
экономическая география: Сб. ст. Смоленск: Универсум, 2011. — С. 553—556.
10. Семенова З.А. Медицинская география и экология человека: единство цели, специфика задач / / Сборник трудов молодых ученых, преподавателей и аспирантов по результатам проведения Первого молодежного экологического конгресса «Северная Пальмира». — СПб.: СП НЦ РАН, 2010а. - С. 161-166 .
11. Семенова З.А. Медицинская география — наука о человеке, природе и обществе / / Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития: сб. тр. междунар. науч. конф. Ростов-на-Дону, 20106. — С. 401-404.
12. Семенова З.А., Чистобаев А. И. Воздействие условий жизни на здоровье населения // География в школе, 2013. — №6. — С. 33—38.
13. Семенова З.А., Чистобаев А.И. Медицинская география и здоровье населения: эволюция знаний. Монография - СПб.: СПб НЦ РАН, СП.ГУ. - Издательство «Европейский Дом», 2015. - 252 с.
14.Чистобаев А.И., Семенова З.А. Медицинская география в системе наук / / Вести. СПбГУ. Сер. 7: геология и география. 2009. Вып. 4. — С. 72—80.
15.Чистобаев А.И., Семенова З.А. Геоинформационные системы и технологии в медицинской географии / / Вести. СПбГУ. Сер. 7: геология и география. 2010а. Вып. 1. — С. 53—61.
16.Чистобаев А.И., Семенова З.А. Сопряженные с медицинской географией научные дисциплины: соподчиненность и взаимодействие / / География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. 2011, № 6. - С. 14-20.
17.Юсупов Р.Г., Кубышкина Е.Н. Медико-географические исследования в рамках внеурочной деятельности школьников // Организация исследовательской деятельности учащихся в эколого-географической предметной области / Материалы региональной научно-методической конференции (с всероссийским и международным участием). - Казань, 2018. - 86 с.
18. Юсупов Р.Г. Медико-географические исследования во внеурочной деятельности старших школьников // Территориальная организация общества и управления в регионах/ Материалы Х всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж, 2018. -191-193 с.
Учебники, учебные пособия и материалы
19. Авцын А.П. Введение в географическую потологию. М.: Медицина, 1972. - 328 с.
20. Бернштейн А.Д., Апекина Н.С., Коротков Ю.С., Демина В.Т. и др. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: экологические предпосылки активизации европейских лесных очагов. В кн.: Изменение климата и здоровье России в 21 веке. М.: Адамантъ, 2004.
21. Бургасов П.Н. Сибирская язва. М.: Медицина, 1970. - 128 с.
22. Воронов А.Г. Медицинская география. Вып. 1. Общие вопросы. М.: Изд-во МГУ, 1981. -161 с.
23. Воронов А.Г. Медицинская география Зоонозы и сапронозы. М.: Изд- во МГУ, 1989. -107 с.
24. Воронов Г.А. Экология человека с основами медицинской географии: Учебное пособие. Пермь: ПГНИУ, 2014. - 329 с.
25. Инфекционные и паразитарные болезни развивающихся стран: Учебник / под ред. Н.В. Чебышева. М.: ГЭОТАР-медиа, 2007. - 350 с.
26. Коренберг Э.И. Клещевой энцефалит. В кн.: Природная очаговость болезней: исследования института Гамалеи РАМН. М.: Русаки, 2003 - 35-63 с.
27. Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф Медицинская география: Учеб. для 1011 кл. профил. шк. - М.: Просвящение, 1996.
28. Марковин А.П. Развитие медицинской географии в России. Л.: Наука,1993. - 176 с.
29. Математические методы в географии. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1976. - 79 с.
30. Медик В.А., Токмачев М.С. Руководство по статистике здоровья и здравоох- Ч/ ранения. М.: Медицина, 2006. — 528 с.
31. Медико-географический анализ территорий: картографирование,
оценка, прогноз/ под ред. С.М. Малхазовой. М.: Научный мир, 2001. 239 с.
32. Медико-географический атлас России «Природноочаговые болезни»/ под ред. С.М. Малхазовой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Географический факультет МГУ, 2017 - 216 с.
33. Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф Медицинская география: Учеб. для 1011 кл. профил. шк. - М.: Просвящение, 1996.
34. Песков П.А. Медицинская статистика и география как отдельные
отрасли I; общественных наук и методы статистического исследования в области медицины: Лекции. Казань: Казан, ун-т, 1874. — 92 с.
35. Тайсин А.С. География Республики Татарстан: Учеб. пособие для 8-9 кл. сред. общеобразоват. шк. / А.С. Тайсин. -3-е изд., перераб. и доп. - Казань : Магариф, 2009. -247 с.
36. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / авт. -сост. Н.В. Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 143 с.
Электронные ресурсы
37. http: //го spotrebnadzor.ru
38. http: //minzdrav.tatarstan.ru
39. http://geogr.msu.ru/cafedra/bio
40. http: //tatstat.gks .ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ