Налоговый контроль и защита прав налогоплательщиков
|
Введение
1. Теоретические основы налогового контроля и защиты прав
налогоплательщиков 6
1.1. Экономические основы защиты прав налогоплательщиков 6
1.2. Способы защиты прав налогоплательщиков и их эволюция 13
1.3. Особенности защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий
налогового контроля 20
2. Практические аспекты налогового контроля и защиты прав
налогоплательщиков 29
2.1. Административный порядок защиты прав налогоплательщиков в ходе
мероприятий налогового контроля 29
2.2. Налоговый контроль и защита прав налогоплательщиков
в судебном порядке 44
2.3. Реализация защиты прав налогоплательщиков
в Конституционном суде Российской Федерации 57
3. Совершенствование порядка защиты прав налогоплательщиков в ходе
мероприятий налогового контроля 65
3.1. Тенденции и перспективы развития порядка защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля
в Российской Федерации 65
3.2. Зарубежный опыт порядка защиты прав налогоплательщиков и
возможности его применения в Российской Федерации 79
Заключение 86
Список использованных источников 93
Приложения 99
1. Теоретические основы налогового контроля и защиты прав
налогоплательщиков 6
1.1. Экономические основы защиты прав налогоплательщиков 6
1.2. Способы защиты прав налогоплательщиков и их эволюция 13
1.3. Особенности защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий
налогового контроля 20
2. Практические аспекты налогового контроля и защиты прав
налогоплательщиков 29
2.1. Административный порядок защиты прав налогоплательщиков в ходе
мероприятий налогового контроля 29
2.2. Налоговый контроль и защита прав налогоплательщиков
в судебном порядке 44
2.3. Реализация защиты прав налогоплательщиков
в Конституционном суде Российской Федерации 57
3. Совершенствование порядка защиты прав налогоплательщиков в ходе
мероприятий налогового контроля 65
3.1. Тенденции и перспективы развития порядка защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля
в Российской Федерации 65
3.2. Зарубежный опыт порядка защиты прав налогоплательщиков и
возможности его применения в Российской Федерации 79
Заключение 86
Список использованных источников 93
Приложения 99
В странах с развитой рыночной экономикой защита прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе выступающих в качестве налогоплательщиков, обеспечивается правовыми формами, в частности путем закрепления в нормах материального и процессуального права их статуса. Потребность в защите прав граждан и юридических лиц, как правило, обусловлена разногласиями и спорами по применению законодательства, в том числе и налогового, между субъектами соответствующих правоотношении.
В широком смысле система защиты прав налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений предполагает наличие четких правил налогового законотворчества, строгого надзора за деятельностью налоговых органов, простых и эффективных способов разрешения конфликтов. В узком понимании речь идет о возможности обратиться к соответствующему должностному лицу (органу) для рассмотрения законности и обоснованности требований, предъявленных к налогоплательщику налоговыми органами.
Если налогоплательщик лишен реальной возможности защитить свои права и законные интересы, налоговую систему нельзя назвать демократичной, поскольку принцип неприкосновенности и равной защищенности всех видов собственности, лежащий в основе правопорядка, в данном случае не гарантирован.
В Российской Федерации права и законные интересы граждан защищены и гарантируются Конституцией РФ, конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ и другими нормативными правовыми актами. Защита прав налогоплательщиков осуществляется всеми способами защиты гражданских прав, основные из которых предусмотрены законодательством Российской Федерации. Так, нормы защиты гражданских прав, в частности, включают признание недействительным акта государственного (в том числе налогового) органа или органа местного самоуправления, возмещение убытков, причиненных налогоплательщику государством, или убытков, причиненных государству налогоплательщиком, неприменение судом актов налоговых органов, противоречащих закону, и ряд других.
Российским законодательством предусмотрены два основных способа защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений - административный и судебный. Они применяются при защите прав не только налогоплательщиков - юридических и физических лиц, но и государства. От имени последнего выступают государственные налоговые органы, являющиеся второй обязательной стороной всех налоговых правоотношений. Таким образом, исходя из разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля возникает необходимость защиты прав налогоплательщика.
Именно данные обстоятельства и определяют актуальность данной темы. Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день российское налоговое законодательство практически ежедневно подвергается изменениям, необходимость внесения которых вызвана, прежде всего, непрекращающимся развитием и усложнением отношений, в современных условиях
складывающихся между субъектами финансово-хозяйственной деятельности, что требует постоянного обеспечения актуальности и работоспособности правовых норм, регулирующих такие отношения, в первую очередь, в сфере налогообложения.
Проблема защиты прав налогоплательщика в ходе мероприятий налогового контроля особенно актуальна, т.к. институт защиты прав налогоплательщиков еще недостаточно развит. Из-за этого возникают разногласия и законодательных документах и в решениях судов. Данные обстоятельства обусловили выбор темы исследования, формулировку ее цели и задач.
Целью данной работы является исследование теоретических основ и практических аспектов налогового контроля и защиты прав налогоплательщиков, выявление существующих проблем в данной сфере
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые определили логику исследования:
- рассмотрение экономических основ защиты прав налогоплательщиков;
- исследование способов защиты прав налогоплательщиков и их эволюции;
- выявление особенностей защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля;
- изучение административного и судебного порядка защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля;
- рассмотрение порядка защиты прав налогоплательщиков в Конституционном Суде Российской Федерации;
- выявление проблем, а также тенденций и перспектив развития института защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля;
- обобщение зарубежного опыта защиты прав налогоплательщиков и рассмотрение возможности его применения в Российской Федерации.
Объектом исследования являются правоотношения между налоговым органом и налогоплательщиками по вопросам защиты их прав в ходе мероприятий налогового контроля.
Предметом исследования является действующие нормы российского права, регламентирующие порядок защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных (А. Бекаревича, Д.А. Бекерской, А.В. Белоусова, М.И. Горлачевой, В.Н. Гудыма, Н.В. Дудиной, Н.А. Лебединского, А.В. Минашкина, В.А. Матиенко, А.Г. Румянцева, А.А. Тедеева, А.К. Саркисова, С.С. Тропской, И.В. Цветкова, А.Р. Юлдашева, С.А. Ядрихинского) и зарубежных авторов, а также аналитические и статистические данные органов налогового контроля.
В широком смысле система защиты прав налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений предполагает наличие четких правил налогового законотворчества, строгого надзора за деятельностью налоговых органов, простых и эффективных способов разрешения конфликтов. В узком понимании речь идет о возможности обратиться к соответствующему должностному лицу (органу) для рассмотрения законности и обоснованности требований, предъявленных к налогоплательщику налоговыми органами.
Если налогоплательщик лишен реальной возможности защитить свои права и законные интересы, налоговую систему нельзя назвать демократичной, поскольку принцип неприкосновенности и равной защищенности всех видов собственности, лежащий в основе правопорядка, в данном случае не гарантирован.
В Российской Федерации права и законные интересы граждан защищены и гарантируются Конституцией РФ, конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ и другими нормативными правовыми актами. Защита прав налогоплательщиков осуществляется всеми способами защиты гражданских прав, основные из которых предусмотрены законодательством Российской Федерации. Так, нормы защиты гражданских прав, в частности, включают признание недействительным акта государственного (в том числе налогового) органа или органа местного самоуправления, возмещение убытков, причиненных налогоплательщику государством, или убытков, причиненных государству налогоплательщиком, неприменение судом актов налоговых органов, противоречащих закону, и ряд других.
Российским законодательством предусмотрены два основных способа защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений - административный и судебный. Они применяются при защите прав не только налогоплательщиков - юридических и физических лиц, но и государства. От имени последнего выступают государственные налоговые органы, являющиеся второй обязательной стороной всех налоговых правоотношений. Таким образом, исходя из разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля возникает необходимость защиты прав налогоплательщика.
Именно данные обстоятельства и определяют актуальность данной темы. Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день российское налоговое законодательство практически ежедневно подвергается изменениям, необходимость внесения которых вызвана, прежде всего, непрекращающимся развитием и усложнением отношений, в современных условиях
складывающихся между субъектами финансово-хозяйственной деятельности, что требует постоянного обеспечения актуальности и работоспособности правовых норм, регулирующих такие отношения, в первую очередь, в сфере налогообложения.
Проблема защиты прав налогоплательщика в ходе мероприятий налогового контроля особенно актуальна, т.к. институт защиты прав налогоплательщиков еще недостаточно развит. Из-за этого возникают разногласия и законодательных документах и в решениях судов. Данные обстоятельства обусловили выбор темы исследования, формулировку ее цели и задач.
Целью данной работы является исследование теоретических основ и практических аспектов налогового контроля и защиты прав налогоплательщиков, выявление существующих проблем в данной сфере
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые определили логику исследования:
- рассмотрение экономических основ защиты прав налогоплательщиков;
- исследование способов защиты прав налогоплательщиков и их эволюции;
- выявление особенностей защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля;
- изучение административного и судебного порядка защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля;
- рассмотрение порядка защиты прав налогоплательщиков в Конституционном Суде Российской Федерации;
- выявление проблем, а также тенденций и перспектив развития института защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля;
- обобщение зарубежного опыта защиты прав налогоплательщиков и рассмотрение возможности его применения в Российской Федерации.
Объектом исследования являются правоотношения между налоговым органом и налогоплательщиками по вопросам защиты их прав в ходе мероприятий налогового контроля.
Предметом исследования является действующие нормы российского права, регламентирующие порядок защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных (А. Бекаревича, Д.А. Бекерской, А.В. Белоусова, М.И. Горлачевой, В.Н. Гудыма, Н.В. Дудиной, Н.А. Лебединского, А.В. Минашкина, В.А. Матиенко, А.Г. Румянцева, А.А. Тедеева, А.К. Саркисова, С.С. Тропской, И.В. Цветкова, А.Р. Юлдашева, С.А. Ядрихинского) и зарубежных авторов, а также аналитические и статистические данные органов налогового контроля.
В настоящее время тематика защиты прав налогоплательщиков в ходе реализации мероприятий налогового контроля носит весьма актуальный характер. Существующие разногласия между налогоплательщиком и налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля порождают необходимость защиты прав налогоплательщика. Именно данные обстоятельства и указывают на актуальность данной темы.
Актуальность данной темы состоит также в том, что на сегодняшний день российское налоговое законодательство практически ежедневно подвергается изменениям, необходимость внесения которых связана с развитием и усложнением отношений, в современных условиях, складывающихся между субъектами финансово-хозяйственной деятельности, что требует постоянного обеспечения актуальности правовых норм, регулирующих такие отношения, в первую очередь, в сфере налогообложения.
На основе проведенного исследования теоретических основ и практических аспектов налогового контроля и защиты прав налогоплательщиков, представляется возможным сделать следующие выводы.
Одной из задач нашего исследования было изучение экономической сущности налогового контроля и защиты прав налогоплательщиков. В ходе проделывания данной работы мы выяснили, что под правами налогоплательщиков понимают конкретные правила взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами, имеющие целью гарантировать соблюдение гражданских, экономических, социальных прав и интересов граждан в налоговых отношениях. Права можно условно разделить на три категории групп права: права, которые обеспечивают правильное, надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов; права, которые обеспечивают учет экономических интересов налогоплательщика при уплате контроля и права налогоплательщика, которые возникают при осуществлении налогового контроля. Права налогоплательщика и
обязанности налогового органа идут нераздельно
Исследование исторических аспектов развития института защиты прав налогоплательщиков и способов защиты прав налогоплательщиков, можно отметить, что способы защиты прав налогоплательщиков развивались одновременно с развитием налогов и налогообложения. Но способы защиты прав налогоплательщиков усилено начинали развиваться со времен Петра I. До этого времени формировалась сама система налогов и налогообложения. Ближе к концу 19 и началу 20 века начала появляться более-менее цивилизованная форма одного из способа защиты права. А вот уже к концу 20 и началу 21 века началось формирования и появление устойчивого механизма судебной защиты прав налогоплательщиков.
Изучение особенностей защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля показало, что для защиты прав налогоплательщиков используются: признание недействительным ненормативного акта налогового органа и признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа. Средства и способы защиты прав налогоплательщика неразрывно связаны с таким понятием, как меры защиты. Способ защиты и меры защиты соотносятся как две стороны одного явления. Первая - это то, к чему стремится налогоплательщик, а вторая - то, что применяется государством к нарушителю либо неопределенному кругу лиц в целях удовлетворения соответствующих стремлений налогоплательщика.
Следующей задачей нашего исследования заключалось в выявлении практических аспектов налогового контроля и защиты прав налогоплательщиков в административном порядке. Под административным порядком подразумевается разрешение возникших разногласий в ходе мероприятий налогового контроля без передачи спора в суд. Данный способ предполагает подачу письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа на акт налогового органа, действие или бездействие его должностного лица. Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения в последствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений. Различают два порядка подачи жалоб: апелляционный и простой порядок. Под апелляционным подразумевается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
На основе нашего исследования мы выяснили, что за период 2015 -2017гг. всего поступило жалоб и обращений - 3570000, 3620000 и 3870000 соответственно; рассмотрено - 2160000, 2590000 и 3180000 соответственно; оставлено без рассмотрения - 1410000, 1030000 и 690000 соответственно; удовлетворено - 660000, 980000 и 1440000 соответственно; без удовлетворения - 1500000, 1610000 и 1740000 соответственно.
Также, задачей нашей работы было определение практических аспектов защиты прав налогоплательщиков в судебном порядке. Под судебным порядком защиты прав налогоплательщика понимается обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд. Судебный способ защиты предусматривает подачу жалобы (искового заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц и судебное разрешение разногласий в порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, иными федеральными законами. Право налогоплательщиков на судебное разбирательство возникших разногласий закреплено в ст. 137- 138 Кодекса. В самых общих чертах порядок судебной
защиты прав налогоплательщика следующий: определение подведомственности ведения дел; разграничение компетенции по рассмотрению споров (виды исков); исполнение решения суда; обжалование решения в вышестоящих судебных инстанциях.
Споры юридических лиц и граждан-предпринимателей подведомственны арбитражным судам, а споры физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции. Налогоплательщик может обратиться в суд и предъявить следующие виды исков: о признании недействительным ненормативного акта налогового органа; о признании недействительным нормативного акта налогового органа; о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа; о признании поручения не подлежащим исполнению; о возврате из бюджета уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.
В пользу налоговых органов в 2001 г. решалось 93% от предъявленных ими исков, а в пользу налогоплательщиков только 53% дел. Примерно такое же соотношение продолжалось и в 2002-2003 гг. Тогда как, в 2016-2017 гг. соотношение дел, решенных в пользу налогоплательщиков и налоговых органов, предъявивших иски стало примерно равным: 73,3%, 72% и соответственно 71,3% и 70,9%. Однако, при этом, следует отметить, что если заявлений налогоплательщиков в 2001-2003 гг. было рассмотрено соответственно 2756, 2928 и 4275, то исков налоговых органов за эти же годы арбитражные суды рассмотрели в количествах: 23 250, 58200 и 102 300, что в общей сложности больше в 12 раз.
Следующей задачей нашего исследования было определение реализации защиты прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ представляет один из эффективных способов такой защиты, поскольку проводит проверку законодательства на соответствие Конституции РФ, защищает права и свободы налогоплательщиков, формирует в своих решениях правовые позиции, обязательные
Следующей задачей было определение тенденций и перспектив развития порядка защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля в РФ. Здесь мы определили некоторые проблемы, которые возникают при защите прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля.
В административном порядке защите прав налогоплательщиков присутствуют такие проблемы как: неэффективность административного порядка обжалования; отсутствие быстрого рассмотрения жалобы; широкие возможности налогового органа, которые позволяют взыскивать денежные средства в бесспорном порядке; отсутствие ответственности у должностных лиц за некачественное выполнение своих обязанностей; отсутствие гарантированной возможности присутствия при рассмотрении жалобы.
В судебном порядке защиты прав налогоплательщиков также возникают определенные проблемы. К этим проблемам относятся сложность принятия обеспечительных мер по ходатайству налогоплательщиков; негативное изменение судебной практики по налоговым спорам. На сегодняшний день тенденция развития порядка защиты прав налогоплательщиков заключается в том, чтобы максимально снизить нагрузку на судебную систему.
Мы сделали сравнительный анализ защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля в России и в зарубежных странах можно сделать вывод, что институт защиты прав налогоплательщиков в РФ не до конца еще сформирован. До полного формирования полноценного института пройдет не один год.
Таким образом, на основе проведенного исследования теоретических и практических аспектов защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля представляется возможным предложить следующие рекомендации:
1. В целях совершенствования досудебного порядка защиты прав налогоплательщиков, необходимо предусмотреть включение в данный порядок института обязательного налогового консультирования, что позволит снизить число ошибок, нарушений и недоработок налогоплательщиков, позволит налоговому органу уменьшить работу по вопросам уточнения данных.
2. В связи с отсутствием ответственности для должностных лиц за нарушение правомерного выполнения обязанностей в ходе административного порядка защиты прав налогоплательщиков, представляется целесообразным применить, опираясь на зарубежный опыт, ответственность для должностных лиц налогового органа за некачественное выполнение своей работы (например, в частности, за нарушение сроков).
3. Для решения проблемы, связанной с широкой возможностью налогового органа взыскивать денежные средства в бесспорном порядке, считаем целесообразным ограничить возможность бесспорного списания денежных средств. Предварительное уведомление налогоплательщиков о возможных списаниях и/или приостановлениях по его счетам, даст возможность налогоплательщикам своевременно принять меры по урегулированию спорных ситуаций с налоговым органом.
Применение на практике предложенных направлений по защите прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля должно помочь не только повысить доходы от налоговых платежей, но и повысить дисциплинированность и правовую культуру налогоплательщиков и налоговых органов.
Актуальность данной темы состоит также в том, что на сегодняшний день российское налоговое законодательство практически ежедневно подвергается изменениям, необходимость внесения которых связана с развитием и усложнением отношений, в современных условиях, складывающихся между субъектами финансово-хозяйственной деятельности, что требует постоянного обеспечения актуальности правовых норм, регулирующих такие отношения, в первую очередь, в сфере налогообложения.
На основе проведенного исследования теоретических основ и практических аспектов налогового контроля и защиты прав налогоплательщиков, представляется возможным сделать следующие выводы.
Одной из задач нашего исследования было изучение экономической сущности налогового контроля и защиты прав налогоплательщиков. В ходе проделывания данной работы мы выяснили, что под правами налогоплательщиков понимают конкретные правила взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами, имеющие целью гарантировать соблюдение гражданских, экономических, социальных прав и интересов граждан в налоговых отношениях. Права можно условно разделить на три категории групп права: права, которые обеспечивают правильное, надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов; права, которые обеспечивают учет экономических интересов налогоплательщика при уплате контроля и права налогоплательщика, которые возникают при осуществлении налогового контроля. Права налогоплательщика и
обязанности налогового органа идут нераздельно
Исследование исторических аспектов развития института защиты прав налогоплательщиков и способов защиты прав налогоплательщиков, можно отметить, что способы защиты прав налогоплательщиков развивались одновременно с развитием налогов и налогообложения. Но способы защиты прав налогоплательщиков усилено начинали развиваться со времен Петра I. До этого времени формировалась сама система налогов и налогообложения. Ближе к концу 19 и началу 20 века начала появляться более-менее цивилизованная форма одного из способа защиты права. А вот уже к концу 20 и началу 21 века началось формирования и появление устойчивого механизма судебной защиты прав налогоплательщиков.
Изучение особенностей защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля показало, что для защиты прав налогоплательщиков используются: признание недействительным ненормативного акта налогового органа и признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа. Средства и способы защиты прав налогоплательщика неразрывно связаны с таким понятием, как меры защиты. Способ защиты и меры защиты соотносятся как две стороны одного явления. Первая - это то, к чему стремится налогоплательщик, а вторая - то, что применяется государством к нарушителю либо неопределенному кругу лиц в целях удовлетворения соответствующих стремлений налогоплательщика.
Следующей задачей нашего исследования заключалось в выявлении практических аспектов налогового контроля и защиты прав налогоплательщиков в административном порядке. Под административным порядком подразумевается разрешение возникших разногласий в ходе мероприятий налогового контроля без передачи спора в суд. Данный способ предполагает подачу письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа на акт налогового органа, действие или бездействие его должностного лица. Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения в последствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений. Различают два порядка подачи жалоб: апелляционный и простой порядок. Под апелляционным подразумевается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
На основе нашего исследования мы выяснили, что за период 2015 -2017гг. всего поступило жалоб и обращений - 3570000, 3620000 и 3870000 соответственно; рассмотрено - 2160000, 2590000 и 3180000 соответственно; оставлено без рассмотрения - 1410000, 1030000 и 690000 соответственно; удовлетворено - 660000, 980000 и 1440000 соответственно; без удовлетворения - 1500000, 1610000 и 1740000 соответственно.
Также, задачей нашей работы было определение практических аспектов защиты прав налогоплательщиков в судебном порядке. Под судебным порядком защиты прав налогоплательщика понимается обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд. Судебный способ защиты предусматривает подачу жалобы (искового заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц и судебное разрешение разногласий в порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, иными федеральными законами. Право налогоплательщиков на судебное разбирательство возникших разногласий закреплено в ст. 137- 138 Кодекса. В самых общих чертах порядок судебной
защиты прав налогоплательщика следующий: определение подведомственности ведения дел; разграничение компетенции по рассмотрению споров (виды исков); исполнение решения суда; обжалование решения в вышестоящих судебных инстанциях.
Споры юридических лиц и граждан-предпринимателей подведомственны арбитражным судам, а споры физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции. Налогоплательщик может обратиться в суд и предъявить следующие виды исков: о признании недействительным ненормативного акта налогового органа; о признании недействительным нормативного акта налогового органа; о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа; о признании поручения не подлежащим исполнению; о возврате из бюджета уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.
В пользу налоговых органов в 2001 г. решалось 93% от предъявленных ими исков, а в пользу налогоплательщиков только 53% дел. Примерно такое же соотношение продолжалось и в 2002-2003 гг. Тогда как, в 2016-2017 гг. соотношение дел, решенных в пользу налогоплательщиков и налоговых органов, предъявивших иски стало примерно равным: 73,3%, 72% и соответственно 71,3% и 70,9%. Однако, при этом, следует отметить, что если заявлений налогоплательщиков в 2001-2003 гг. было рассмотрено соответственно 2756, 2928 и 4275, то исков налоговых органов за эти же годы арбитражные суды рассмотрели в количествах: 23 250, 58200 и 102 300, что в общей сложности больше в 12 раз.
Следующей задачей нашего исследования было определение реализации защиты прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ представляет один из эффективных способов такой защиты, поскольку проводит проверку законодательства на соответствие Конституции РФ, защищает права и свободы налогоплательщиков, формирует в своих решениях правовые позиции, обязательные
Следующей задачей было определение тенденций и перспектив развития порядка защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля в РФ. Здесь мы определили некоторые проблемы, которые возникают при защите прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля.
В административном порядке защите прав налогоплательщиков присутствуют такие проблемы как: неэффективность административного порядка обжалования; отсутствие быстрого рассмотрения жалобы; широкие возможности налогового органа, которые позволяют взыскивать денежные средства в бесспорном порядке; отсутствие ответственности у должностных лиц за некачественное выполнение своих обязанностей; отсутствие гарантированной возможности присутствия при рассмотрении жалобы.
В судебном порядке защиты прав налогоплательщиков также возникают определенные проблемы. К этим проблемам относятся сложность принятия обеспечительных мер по ходатайству налогоплательщиков; негативное изменение судебной практики по налоговым спорам. На сегодняшний день тенденция развития порядка защиты прав налогоплательщиков заключается в том, чтобы максимально снизить нагрузку на судебную систему.
Мы сделали сравнительный анализ защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля в России и в зарубежных странах можно сделать вывод, что институт защиты прав налогоплательщиков в РФ не до конца еще сформирован. До полного формирования полноценного института пройдет не один год.
Таким образом, на основе проведенного исследования теоретических и практических аспектов защиты прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля представляется возможным предложить следующие рекомендации:
1. В целях совершенствования досудебного порядка защиты прав налогоплательщиков, необходимо предусмотреть включение в данный порядок института обязательного налогового консультирования, что позволит снизить число ошибок, нарушений и недоработок налогоплательщиков, позволит налоговому органу уменьшить работу по вопросам уточнения данных.
2. В связи с отсутствием ответственности для должностных лиц за нарушение правомерного выполнения обязанностей в ходе административного порядка защиты прав налогоплательщиков, представляется целесообразным применить, опираясь на зарубежный опыт, ответственность для должностных лиц налогового органа за некачественное выполнение своей работы (например, в частности, за нарушение сроков).
3. Для решения проблемы, связанной с широкой возможностью налогового органа взыскивать денежные средства в бесспорном порядке, считаем целесообразным ограничить возможность бесспорного списания денежных средств. Предварительное уведомление налогоплательщиков о возможных списаниях и/или приостановлениях по его счетам, даст возможность налогоплательщикам своевременно принять меры по урегулированию спорных ситуаций с налоговым органом.
Применение на практике предложенных направлений по защите прав налогоплательщиков в ходе мероприятий налогового контроля должно помочь не только повысить доходы от налоговых платежей, но и повысить дисциплинированность и правовую культуру налогоплательщиков и налоговых органов.
Подобные работы
- Защита прав субъекта предпринимательской деятельности в сфере налоговых правоотношений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022 - Необоснованная налоговая выгода: понятие, проблемы доказывания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Досудебный порядок урегулирования налоговых споров между предпринимателями и государством
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Цифровизация налогового контроля расчетов с бюджетной системой РФ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022



