Введение 4
1. Теоретические и методические основы изучения конкурентоспособности
региона 7
1.1. Сущность индустрии гостеприимства 7
1.2 Оценка конкурентоспособности индустрии гостеприимства 11
1.3 Стратегии конкурентоспособности индустрии гостеприимства 18
2. Анализ стратегии конкурентноспособности индустрии гостеприимства в
Республике Татарстан 26
2.1. Анализ системы управления индустрии гостеприимства на примере Центра
Развития Туризма в РТ 26
2.2. Анализ стратегий конкурентоспособностей индустрии гостеприимства
Республики Татарстан 39
2.3. Оценка конкурентоспособности регионов ПФО в туристской сфере 45
3. Повышение конкурентоспособности региона на рынке услуг путем развития
туристской сферы 57
3.1. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности региона на рынке услуг путем развития сферы гостеприимства 57
3.2 Повышение конкурентоспособности индустрии гостеприимства в Республике Татарстан путем персонализации туристического продукта 64
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложения
Менее известно, однако справедливо, что индустрия гостеприимства на сегодняшний день является одной из перспективных и высокодоходных отраслей экономики, этим определяется актуальность исследуемой темы. Для того чтобы вырабатывать те или иные стратегии развития индустрии гостеприимства в отдельно взятом субъекте РФ, в частности Республике Татарстан, необходимо проанализировать существующую ситуацию и оценить конкурентоспособность в данной сфере.
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по развитию индустрии гостеприимства в Республике Татарстан на основе анализа конкурентоспособности субъекта Российской Федерации в туристской сфере. Поставим ряд задач, которые необходимо решить для достижения цели:
1. раскрыть понятие «конкурентоспособность индустрии гостеприимства», описать его содержание;
2. определить роль индустрии гостеприимства как фактора конкурентоспособности региона;
3. проанализировать методические аспекты оценки конкурентоспособности и разработать авторскую методику;
4. определить туристический потенциал регионов ПФО;
5. проанализировать процесс управления туристской сферой в регионах;
6. провести оценку конкурентоспособности регионов ПФО в туристской сфере;
7. обобщить зарубежный опыт повышения конкурентоспособности туристкой сферы;
8. составить прогноз развития сферы гостеприимства в Республике Татарстан;
9. разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности региона на рынке услуг путем развития сферы гостеприимства.
Объектом исследования является индустрия гостеприимства, а предметом
- организационно-управленческие отношения, связанные с повышением конкурентоспособности в регионе.
Структура работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена теоретической и методической части вопроса. Во второй главе рассмотрены стратегии конкурентоспособности индустрии гостеприимства: имеющийся потенциал, система управления, проведена оценка конкурентоспособности. Третья глава посвящена туристской сфере РТ и направлениям ее совершенствования.
Методы исследования также зависят от специфики территории. Татарстан
- яркий пример региона, который имеет все возможности для развития самостоятельной туристической отрасли, чему способствует реализация программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». Число туристов растет с каждым годом, и по этому показателю Татарстан опережает большинство регионов России. Чтобы не останавливаться на достигнутом, перенимать удачный опыт близлежащих субъектов РФ, нужно провести анализ сложившейся ситуации в туристической сфере и сравнить эти данные с показателями регионов ПФО. Это сравнение может оказаться полезным в исследовании перспектив развития туризма в РТ на ближайшие годы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют статьи и монографии в области конкурентоспособности региона и туристической деятельности российских и зарубежных исследователей, данные статистических сборников, а также информация, полученная в ходе мониторинга и обработки данных ресурсов сети Интернет, отражающая результаты исследований и экспертных оценок в рамках выбранной сферы. В работе использованы общие и частные методы исследования, методы анализа и синтеза информации, группировки и сравнения изучаемых явлений и результатов.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, гражданского права, сферы туризма, а также, нормативно-правовые акты. Информационной базой работы послужили материалы федеральных и региональных нормативно-правовых актов, Федерального агентства по туризму, Государственного комитета РТ по туризму, профильных органов исполнительной власти других регионов ПФО.
Конкурентоспособность региона, можно охарактеризовать, как возможность региона использовать имеющиеся конкурентные преимущества, развивать и приумножать их в стремлении улучшить свою позицию на рынке товаров и услуг, а также поддерживать высокий и стабильный уровень жизни населения. Также следует отметить многогранность понятия и наличие множества подходов к определению факторов формирования конкурентоспособности.
Существует ряд методик оценки конкурентоспособности. М.Портер определял конкурентоспособность через модель пяти сил, так же определить конкурентные преимущества позволяет SWOT-анализ. При изучении существующих методик оценки конкурентоспособности стало очевидным, что большинство методик не учитывают интересы отдельных отраслей, в основном объектом исследования является социально-экономическое развитие региона в целом. Поэтому был предложен авторский вариант методики оценки конкурентоспособности региона в сфере туризма, представляющий собой индексный анализ 11 статистических показателей в динамике за 7 лет.
Было выделено 3 основных стратегии конкурентоспособности: стратегия лидерства в издержках, стратегия дифференциации, стратегия интеграции.
Законодательство в сфере индустрии гостеприимства и туризма также находится в постоянном развитии: с появлением новых потребностей граждан, маршрутов и правил, меняются и законы. Россия все больше участвует в международных выставках и конференциях, посвященных вопросам гостеприимства, перенимает удачный опыт зарубежных коллег и реализует все большее количество перспективных проектов.
Ситуация рассмотренных регионов ПФО на данный момент схожая - в каждом из них реализуется соответствующая целевая программа. Однако их финансирование различно, что говорит о том, что данное направление не везде является приоритетным.
В каждом регионе управление туристской сферой отдано в юрисдикцию того или иного органа исполнительной власти: в одних регионах это довольно разветвленная система, в других - это лишь отдел в профильном министерстве. В Татарстане это Государственный комитет по туризму, возглавляемый С.Е.Ивановым. В целом работа ведется, и руководство всех субъектов определяет туризм как перспективную отрасль, однако по итогам авторского анализа процесса управления туристской сферой, на сегодняшний день Республику Татарстан и Республику Башкортостан можно назвать регионами- лидерами в управлении туризмом.
Стоит отметить, что современные тенденции развития сферы гостеприимства свидетельствуют о необходимости создания единой системы оценки конкурентоспособности. По анализируемым показателям конкурентоспособности региона при оценке интегрального индекса первым стал Татарстан, он лидирует по 8 индикаторам из 11. Среднее значение по интегральному индексу за 7 лет РТ - 0,860. Следующий по рейтингу регион, Республика Башкортостан, в среднем получил 0,691, и замыкает тройку лидеров Самарская область со значением индекса 0,656.
Конкурентным преимуществом Татарстана по сравнению с соседними регионами является не только процветание традиционного культурно - исторического вида туризма, но и возможность развития перспективных, сравнительно новых, направлений.
Одним из вариантов конкурентной стратегии Республики Татарстан было предложено создание приложения «KazanGO», которое позволит туристу в кротчайшие сроки найти место для проживания, забронирует нужный отель, создаст собственную экскурсионную программу, а также предложит несколько вариантов, где можно пообедать и поужинать исходя из собственных предпочтений.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012) [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: локальный.
3. Указ Президента Республики Татарстан от 20.03.2014 №УП-286 «О преобразовании Управления государственных закупок Республики Татарстан и Агентства по туризму Республики Татарстан»
4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.04.2014 № 234 «Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму»
5. Постановление кабинета министров Республики Татарстан от 23 сентября 1997 г. № 721 «О государственном реестре особо охраняемых природных территорий РТ» [Электронный ресурс] / Инвестиционный портал РТ. - Режим доступа: http://aidrtra/HtmlView.aspx?ItemId=66, свободный (дата обращения 20.03.2018).
6. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 522 от
21.07.2014 "Об утверждении государственной программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 -2020 годы»" / [Электронный ресурс] / Правительство Республики Татарстан. - Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/rus/docs/post/post1.htm?pub_id=255669,
свободный (дата обращения 20.03.2018).
Книги, монографии
7. Захаренко Г.Н. Туристский потенциал региональной дестинации и эффективность его использования в индустрии туризма (на примере Пермского края): автореф. дис. ... канд. эконом.наук. СПб.. - 2011. - С. 23.
8. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учеб.пособие. - Мн.: БГЭУ. - 1999.
- С. 12-15.
9. Казаков Э.Р. Оценка минерально-сырьевых ресурсов Республики Татарстан с использованием ГИС-технологий (потенциал, методы, алгоритмы). - Ростов н/Д. - 2006. - С. 152.
10. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. - М.: ТЕИС (МГУ). - 2004. - С. 526.
11. Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. - М.: Финансы и статистика. - 2002.
- С. 32.
12. Кусков А.С., Иванов А.В., Яшков И.А., Ширинкин П.С. Туристскоересурсоведение: учебник. М.: Университетская книга - 2011. - С. 348.
13. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: МГУ. - 1981. - С. 208.
14. Орлов В.П. Геологические памятники природы России. - М.: Лориен. - 1998. - С 125.
15. Печаткин В. В., Салихов С. У., Саблина В. А. Рейтинговая оценка конкурентоспособности регионов России. - Уфа.: Ин-т социальноэкономических исследований Уфимского научного центра РАН. - 2004.
16. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: Вильямс. - 2002. - С.162.
17. Савенко В.Г. Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы развития в России. - М.,: ООО «Столичная типография». - 2008.- С.18.
18. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ. - 1999. - С. 30.
19. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях. - М.: КНОРУС. - 2007. - С. 23.
Печатная периодика
20. Budd L. Territorial Competition and Globalization: Scylla and Charybdis of European Cities // Urban Studies. - 1998. - Vol. 35. - P. 663-685.
21. Farmer R. N., Richman В. M. A Model for Research in Comparative Management // California Management Review. - 1964. - Vol. II. - № 2. - P. 55-68.
22. International Journal of Hospitality Management. - 1999. - Vol. 18. -№. 3. - P. 273-283
23. Белова Е.И. Конкурентоспособность региона и методы ее оценки // Вестник Чувашского университета. - 2008. - № 3. - С. 276-280.
24. Биржаков М.Б. Введение в туризм. Издание 9-е, переработанное и дополненное. - СПб.: «Издательский дом Герда». - 2007. - С 76.
25. Бочарников Н.В. Информационные технологии в туризме: учеб.пособие. - 2-е изд. стер. - М.: Флинта. - 2013. - С. 114.
26. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2. - С. 83-89.
27. Воротников А.М. Стратегия повышения конкурентоспособности региона // Экономические стратегии. - 2001. - № 5-6. - С.144-146.
28. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н. Конкурентоспособность в микро, мезо и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. - 1998. - №3. - С. 67-77.
29. Глобова С. А. Зарубежный опыт применения событийного маркетинга как инструмента повышения туристической привлекательности территории [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). - СПб.: Реноме - 2013. - С. 137-140.
30. Каганов В.Ш. Корпоративное обучение как фактор обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Современная конкуренция. - 2011. - №6 (30). С. 101.
31. Карпушкина, А.В. Оценка туристского потенциала региона (на примере Челябинской области) / А.В. Карпушкина, А.Ю. Тимошевская // Экономические науки. - 2009. - №6(55). - С. 204-207
32. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. - 2013. - № 6 (42). - С. 65-79.
33. Ларина Н. И., Макаев А. И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов // Эко. - 2006.
- № 10. - С. 2-26.
34. Летярина Н.Ю. Сведения о деятельности гостиниц, санаторно-курортных организаций и организаций отдыха Ульяновской области в 2006 году. - Ульяновск. - 2007. - №323. - С. 1-8.
35. Морозова Г.А. Конкурентоспособность региона в современных условиях (11 августа 2014) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ssm.com/abstract=2478546, свободный (дата обращения: 05.04.2018).
36. Новокшенова Л.В. Регион в детерминантах конкурентного преимущества // Вестник экономических реформ. - 2000. - № 7. - С. 27-28.
37. Парахина В.Н., Ушвицкий Л.И. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. Экономика. - 2005. - № 1. Режим доступа: http: //www.nestu.ru, свободный (дата обращения:
06.04.2018) .
38. Реанович Е.А. Смысловые значения понятия «потенциал» // Международный науч.-исслед. журн. - 2012. - № 7-2. - С. 14-15.
39. Саламатова В.В. Оценка факторов, влияющих на развитие въездного туризма в России // ЭГО. - №3(10). - 2012. - С. 12-15.
40. Ушвицкий Л. И., Парахина В. Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2005. - № 1.
- С. 1-20.
41. Фатхутдинов Р.А. Уровни и объекты конкурентоспособности [Электронный ресурс] // Современная конкуренция. - 2009. - №4. Режим
доступа: http://cyberlemnka.ru/artide/n/urovm-i-obekty-
konkurentosposobnosti, свободный (дата обращения: 05.04.2018).
42. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. № 4. - С. 11-15.
43. Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №1. - С.91-101.
44. Янюшкин В.А. Анализ использования российского туристского потенциала // Экономика. Право. Менеджмент: современные проблемы и тенденции развития: Материалы Международной научно-практической конференции. 21 февраля 2012 г.: Сборник научных трудов. - Краснодар. - 2012. - С 184-192.
Электронные ресурсы
45. Бердникова О. А., Иванов С.Е. Развитие туристкой отрасли в Республике
Татарстан [Электронный ресурс]// Международный научноисследовательский журнал. - 2015. - №6 (37) Часть 3. — С. 14—17. Режим доступа: http: //research-j oumal. org/economical/razvitie-turistkoj -otrasli-v-
respublike-tatarstan/ (дата обращения: 25.05.2018).
46. Госкомитет по туризму [Электронный ресурс] // prokazan.ru. Режим
доступа: http://prokazan.ru/business/view/71793, свободный (дата
обращения 25.03.2018).
47. Доклад Иванова С.Е. к коллегии Государственного комитета по туризму Республики Татарстан [Электронный ресурс] / Официальный сайт Государственного комитета РТ по туризму. Режим доступаhttp://tourism.tatarstan.ru/, свободный (дата обращения: 23.05.2018).
48. Левина Е. И. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах [Электронный ресурс]// Социально-экономические явления и процессы. 2009. №2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-gosudarstvennoy-podderzhki- malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-zarubezhnyh-stranah, свободный (дата обращения: 23.05.2018).
49. Мировой атлас данных. Туризм [Электронный ресурс] // Мировой атлас данных. Режим доступа: http://knoema.m/atlas/topics/Туризм, свободный (дата обращения 03.03.2018).
50. О сохранении и использовании объектов культурного наследия в РТ [Электронный ресурс] // Правительство РТ. - Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/rus/pressa/1video.htm/press-release/278161.html, свободный (дата обращения 20.03.2018).
51. Основные виды туризма в России. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-n24140243, свободный (дата обращения 03.03.2018).
52. Официальный сайт «Государственного комитета по туризму РТ»
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://tourism.tatarstan.ru/rus/about.htm /, свободный,(дата обращения
17.03.2018) .
53. Официальный сайт «Департамента туризма Самарской области»
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://dt.samregion.ru/infrastructure/top10/, свободный, (дата обращения
17.03.2018) .
54. Официальный сайт Государственного комитета РБ по предпринимательству и туризму [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tourism.bashkortostan.ru/about/, свободный (дата обращения
10.04.2018) .
55. Официальный сайт Департамента культуры Кировской области
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.депкульт43.рф,
свободный, (дата обращения 25.03.2018).
56. Официальный сайт Комитета Республики Марий Эл по туризму
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/komtur,
свободный (дата обращения 10.04.2018).
57. Официальный сайт Минкультуры Чувашии [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://gov.cap.ru/Stmcture.aspx?gov_id=12, свободный (дата
обращения 10.04.2018).
58. Регионы России. Социально-экономические показатели[Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicatio ns/catalog/doc_1138623506156, свободный (дата обращения 10.04.2018)
59. Саранча М.А. Туристский потенциал территории: проблематика
определения сущности и структуры [Электронный ресурс]// Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о Земле». - 2015. - №1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/turistskiy-potentsial-
territorii-problematika-opredeleniya-suschnosti-i-struktury, свободный (дата обращения: 10.04.2018).