Введение 3
1. Теоретические подходы к формированию цен и тарифов на
услуги предприятия 6
1.1. Экономическая сущность и значение тарифов 6
1.2. Методы и подходы к формированию цен и тарифов 8
1.3. Отраслевые особенности формирования цен на услуги связи 16
2. Анализ АО «Тывасвязьинформ» и направлений развития
тарифной политики с учетом отраслевой специфики 21
2.1. Анализ регионального рынка услуг доступа к сети «Интерне»
и его структуры 21
2.2. Общая характеристика предприятия 26
2.3. Анализ тарифной стратегии и политики
АО «Тывасвязьинформ» 47
3. Формирование тарифной стратегии АО «Тывасвязьинформ 57
3.1. Формирование тарифной стратегии и политики АО
«Тывасвязьинформ» 57
3.2. Формирование тарифных планов АО «Тывасвязьинформ» с
помощью искусственного интеллекта 59
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложения
Актуальность данной работы состоит в том, что в современных условиях, когда провайдерам связи необходимо гибко подстраиваться под рыночные и административные требования, когда научно-технический прогресс развивается настолько стремительно, что наше общество близко к точки технологической сингулярности, важны исследования в области тарифообразования и поиск новых современных инструментов, которые позволят предприятию извлекать прибыль. Цена (тариф) является главным инструментом для извлечения прибыли для предприятия, соглашением между предприятием, потребителем, инструментом для извлечения информации о рыночной ситуации. Выработка грамотной тарифной стратегии должна обеспечить удовлетворение главной цели предприятия, то есть получение прибыли путем производства продукции или предоставления услуги и удовлетворения потребителей.
Тарифная стратегия должна быть интегрирована в современные условия, не только позволяя покрывать издержки, которое несет предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности, но и стимулируя потребителя приобретать услуги, предоставляемые предприятием, формировать тарифные планы, которые будут отражать потребительские предпочтения. Фактор ценообразования всегда играет решающую роль в деятельности предприятия, тариф является важнейшей категорией, содержащей в себе информацию о рыночной конъюнктуре, потребительских предпочтения и выражающей баланс интересов как производителя, так и потребителя, и в некоторых случаях - регулируемая законодательством и государственными органами, поэтому немаловажно проводить исследования в данной сфере и предлагать новые подходы и инструменты.
Цель данной работы - исследование теоретических и методических основ формирования тарифов с учетом специфики отрасли связи и особенностей предоставления услуг «Интернет» в современных условиях функционирования инфокоммуникационного комплекса страны.
Задачи:
1. Исследование экономической сущности тарифов и формирования понятийного аппарата.
2. Описание методов и подходов к формированию цен и тарифов;
3. Анализ отраслевых особенностей формирования цен (тарифов) на услуги оператора связи.
4. Анализ конъюнктуры и структуры рынка связи в Республике Тыва.
5. Анализ хозяйственно-экономической деятельности АО «Тывасвязьинформ».
6. Анализ специфики формирования тарифов на услуги «Интернет» АО «Тывасвязьинформ».
7. Разработка направлений совершенствования программы тарифной стратегии.
Объект исследования - АО «Тывасвязьинформ».
АО «Тывасвязьинформ» (АО «ТСИ») - ведущий оператор проводной электросвязи на территории Республики Тыва, предоставляющий полный спектр услуг сети передачи данных и входящий в пятерку крупнейших предприятий регионального значения.
Предмет исследования: система тарифообразования и тарифные планы АО «Тывасвязьинформ».
В работе использованы методы экономического и финансового анализа, статистического и сравнительного анализа, системного и экспертного анализа.
При написании дипломной работы были использованы нормативно- законодательные акты Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, учебники, научные статьи, внутренняя и финансовая отчётность АО «Тывасвязьинформ» за 2014-2016 гг., исследования рынка ПАО «Яндекс» и электронный образовательный курс Coursera.
В первой главе исследуются экономическая сущность и значение тарифов, методы и подходы к тарифообразованию, затрагивается вопрос целей ценовой политики и ценообразования в телекоммуникационных компаниях и отраслевые особенности сферы связи, приводится алгоритм SPACE анализа для оценки стратегического положения предприятия на рынке и выработки оптимальной стратегии для предприятия, приводится методика анализа рыночной структуры по Князевой, рассматриваются отраслевые особенности сферы связи.
Во второй главе был проведен анализ регионального рынка и его структуры в динамике, приведен краткий обзор предприятия, проанализирована его хозяйственная деятельность и стратегическое положение, а также проанализированы тарифные планы по сравнению с конкурентами и структура потребительской ценности.
В третьей главе было предложено сформировать тарифную стратегию, направленную на создание потребительской ценности, донесение ценности до потребителя и получения потребительской ценности. Предлагается внедрить систему умного динамического ценообразования «Эглитек Смарт Прайсинг» [«Eglitec Smart Pricing»]. Были проведены расчеты экономической эффективности проекта внедрения данной системы.
Отрасль связи является видом естественной монополии в хозяйственной деятельности. Отрасль связи относится к производственной инфраструктуре, а провайдеры связи являются стратегически важными объектами, что налагает свой отпечаток на хозяйственно-экономическую деятельность компании. Отрасль связи жестко регулируется законодательством.
Провайдер - это организация, предоставляющая услуги доступа к Интернету и иные связанные с Интернетом услуги. В число предоставляемых интернет-провайдером услуг могут входить.
Тариф - это цена в особой отрасли, в контексте данной работы - в сфере услуг связи. Ценовая политика - это общие принципы. Под политикой цен понимаются общие цели, которых предприятие собирается достичь с помощью цен на свою продукцию, услугу.
Предприятие обычно ставит несколько целей, исходя из прогнозов рыночной ситуации, номенклатуры оказываемых услуг связи, жизненного цикла компании, уровня конкуренции на рынке. А также исходя из степени воздействия государства, так как услуги связи делятся на регулируемые государством и нерегулируемые.
Выделяют несколько методов формирования цены: затратный, метод рыночного ценообразования и параметрический.
Выбор ценовой (тарифной) стратегии должен определяться прежде всего после грамотного стратегического анализа. Существуют множество методов стратегического анализа BCG, Shell, ADL, SPACE. В данной работе рассмотрен SPACE анализ, так как он позволяет комплексно и системно проанализировать стратегическое положение предприятия.
На выбранную ценовую политику оказывает сильнейшее влияние тип рыночной структуры. Существует множество методов анализа рыночной структуры, например, сегментирование рынка по Котлеру, портфельный анализ, однако в данной работе будет использована методика Князевой
Отрасль связи жестко регулируется законодательством услуга связи обладает стоимостью и потребительской ценностью. Стоимость определяется необходимыми затратами, связанными с передачей информации, и включает в себя себестоимость и прибыль. Потребительская ценность выражается в полезном эффекте каждого вида услуг, удовлетворяющего конкретные потребности клиентов в передаче различного рода информации. Особенностью услуг связи является то, что процесс производства не отделим от процесса потребления.
АО «Тывасвязьинформ» (АО «ТСИ») - ведущий оператор проводной электросвязи на территории Республики Тыва. Входит в пятерку крупнейших предприятий регионального значения. Предоставляет услуги местной и зоновой телефонной связи, оказывает полный спектр услуг сети передачи данных. Анализ тарифных планов интернет-провайдеров показывает, что тарифные планы АО «ТСИ» предлагает самый широкий спектр вариантов при широком ценовом диапазоне.
В третьей главе предлагается сформировать тарифную стратегию, направленную на создание потребительской ценности, донесение ценности до потребителя и получения потребительской ценности. Рекомендуется определить стратегические цели как максимизацию прибыли за счет стоимости на основе увеличения потребительской ценности и оптимизацию загрузки производственных мощностей, рекомендовано расширять ассортимент услуг и концентрировать ресурсы на наиболее конкурентных услугах. Рекомендовано создать бренд компании и оптимизировать тарифные планы в рамках проактивного процесса ценообразования.
Для того чтобы данные рекомендации было возможно реализовать в данной работе предлагается внедрить систему «умного» ценообразования «Эглитек Смарт Прайсинг», так как автоматизация тарифообразования на основе машинного обучения позволяет собирать и анализировать большие объемы данных, благодаря данным автоматически определять тренды, понимать поведение потребителей, предсказывать тренды, создавать таргетированные предложения, а также сэкономить на персонале.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что обоснованные тарифы и грамотная тарифная стратегия являются ключевыми инструментами для успешной хозяйственно-экономической деятельности. В ходе анализа деятельности предприятия были обнаружены следующие проблемы: низкая лояльность потребителей, снижение объема продаж регулируемых государством услуг, несоответствие между генерируемой предприятием ценностью и уплачиваемой цены за эту ценность.
Автором работы был предложен проект по внедрению искусственного интеллекта для тарифообразования интернет услуг. Проведенные расчеты показали, что данный проект эффективен и окупится за 7 месяцев за счет высвобождения 1,5 штатных единиц персонала. Внедрение программы, собирающей данные в режиме онлайн позволит понимать и прогнозировать потребительское поведение, отслеживать поведение конкурентов, грамотно выстраивать тарифную стратегию и, в конце концов, смягчить шок от неизбежного повышения тарифов из-за требований законодателя.
1. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О
связи» // Система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.coшultantm/document/coш_doc_LAW_43224/(дата обращения: 30.01.2018 г.)
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О
защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Система «КонсультантПлюс». Режим доступа:
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763 //(дата обращения: 30.01.2018 г.)
3. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О
естественных монополиях» // Система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/(дата обращения: 30.10.2017 г.)
4. Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201078&dst= 1000000001 //(дата обращения: 30.01.2018 г.)
5. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»
6. Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 401 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в области оказания услуг связи».
7. Приказ ФСТ России от 9 июня 2006 г. N 122-с/1 (в ред. Приказа ФСТ России от 02.06.2015 N 1872-с) / Методика расчёта размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи.
8. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».
9. Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 13.10.2010 N 481-э г. Москва «Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов».
10. Бухгалтерская отчетность АО «Тывасвязьинформ» за 2014г. Режим
доступа: http://www.tuva.ru/companv/document/index.php7ELEMENT ID=482
//(дата обращения: 30.01.2018 г.)
11. Бухгалтерская отчетность АО «Тывасвязьинформ» за 2015 г. Режим
доступа: http://www.tuva.ru/company/document/index.php?ELEMENT_ID=588
//(дата обращения: 30.01.2018 г.)
12. Бухгалтерская отчетность АО «Тывасвязьинформ» за 2017 г. Режим
доступа: http: //www.tuva.ru/companv/document/index.php7ELEMENT ID=1426
//(дата обращения: 30.01.2018 г.)
13. Годовой отчет АО «Тывасвязьинформ» за 2014 г. Режим доступа: http://www.tuva.ru/companv/document/index.php7ELEMENT ID=483 //(дата обращения: 30.01.2018 г.)
14. Годовой отчет АО «Тывасвязьинформ» за 2015г. Режим доступа: http: //www.tuva.ru/companv/document/index.php7ELEMENT ID=590 //(дата обращения: 30.01.2018 г.)
15. Годовой отчет АО «Тывасвязьинформ» за 2016 г. Режим доступа:
http: //www.tuva.ru/companv/document/index.php7ELEMENT ID=1414 //(дата
обращения: 30.01.2018 г.)
16. Форма 9-б. Раскрытие информации субъектом естественной
монополии. Режим доступа:
http: //www.tuva.ru/company/document/index.php?ELEMENT_[D=577 //(дата
обращения: 30.01.2018 г.)
Стандарты
17. ITIL v3 2011 (IT Infrastructure Library v3 2011 Edition). London: TSO (The Stationery Office). с. 500
Книги, монографии
18. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
19. Герасименко В. В. Ценообразование: уч. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - с. 422
20. Голубицкая Е.А. Экономика связи: учебник для студентов вузов / Е.А. Голубицкая; - М.: ИРИАС, 2006. - 488 с.
21. Григорьева. Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для бакалавриата и магистратуры / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 462 с. - Серия: Магистр.
22. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика». 3-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 493 с.
23. Липсиц. И. В. Ценообразование: учеб.-практич. пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2011.- 399 с.
24. М.А. Асланов [и др.]; под ред. В.В. Кузнецова. Системный анализ и принятие решений в деятельности в учреждений реального сектора экономики, связи и транспорта. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. - 406 с.
25. Нэгл, Томас Т. Стратегия и тактика ценообразования: Рук. для принятия решений, приносящих прибыль. [Пер. с англ.] / [Под общ. ред. Г.А. Маховиковой, С.А. Котлярова]. - СПб. [и др.] : Питер, 2001. - 543 с.
26. Под ред. А. Горелик, Е. А. Голубицкая. Основы экономики телекоммуникаций (связи). Учебник для вузов / М. А. Горелик, Е. А. Голубицкая, Т. А. Кузовкова и др. - 1997. - 224 с.
27. Салимжанов. И.К. Ценообразование. Учебник - М.: КНОРУС, 2007. сс. 304.
28. Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия. Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
29. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. [ Пер. с англ.] - М.: Инфра-М, 1997 - 698 с.
Печатная периодика
30. Абаев А.Л., Феоктистова Д.А. Развитие рынка широкополосного доступа в Интернет в современных высококонкурентных условиях // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2016. - №2 (4). - С 71- 79.
31. Акцораева Н.Г., Архипов А.Б., Сазонов В.С. Пути решения проблем, связанных с качеством услуг и имиджем Интернет-провайдера // Проблемы экономики и менеджмента. - 2017. - №1 (65). - Сс. 42 - 46.
32. Акчурина И.Г., Трусевич Е.В.. Особенности ценообразования на региональном рынке телекоммуникационных услуг. // Проблемы социальноэкономического развития Сибири. - 2016. - № 1 (23). - Сс. 9-19.
33. Антохонова И. В., Полухина О. А., Сайбонова Л. Н. Методические подходы к исследованию локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона // Статистика и экономика. - 2017. - №1. - Сс. 1 - 10.
34. Башмачникова Е. В., Абрамова Л. А. Прогнозирование потенциальной емкости регионального рынка платных услуг населению // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - №1 (33). - Сс. 141 - 147.
35. Башнин, А. В. Альтернативная сервисная модель ИТ естественных монополий // Энергия единой сети. - 2016г. - № 5(28). - С.70-76.
36. Богданова Т. К. Неклюдов Д.Ю. Совершенствование тарифной политики телекоммуникационных компании с учетом предпочтений абонентов. // Бизнес информатика. - 2016. - №. 2 (36). - с. 7-15.
37. Васильева И. А. Анализ методов ценообразования в сфере услуг. Экономика. - 2010. - №2. - С.181-183.
38. Волгина О.А., Шуман Г.И. Особенности, анализ и прогнозирование жизненного цикла Интернет- тарифа // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 12(2). - С. 388-394.
39. Гиглавый А. В., Соколов А. В., Абдрахманова Г. И., Чулок А. А., Буров В. В. Долгосрочные тренды развития сектора информационнокоммуникационных технологий // Форсайт. - 2013. - №3. - Сс. 6 -24.
40. Гимаров В. В. Мультиагентный подход к прогнозированию динамики рынка телекоммуникационных услуг // Вестник МИЭП. - 2011. - №4 (5). - Сс. 61 - 67.
41. Гришанов А.В., Окороков В.Р. Принципы и методы тарифообразования на услуги естественных монополи (статья в сборнике) // Неделя науки СПбГПУ: материалы международной научно-практической конференции. - 2011. №2 (2) - С.192-196.
42. Ивашина А. В. Оценка экономической эффективности разработки программного продукта. Метод. указания / сост. Т. Н. Бебрыш. - Абакан: Сиб. федер. ун-т; ХТИ - филиал СФУ. - 2009. - 34 с.
43. Кухаренко Е. Г. Лояльность клиентов в инфокоммуникациях значение и оценка T-Comm. - 2012. - №12. - С. 62-63.
44. Кухаренко Е.Г., Боровский А.А. Методика формирования тарифных планов с учётом дифференциации качества услуг подвижной связи // Экономика и качество систем связи. - 2017. - №3 (5). - С.28-32.
45. Ларичкина Д.А. Особенности развития отрасли телекоммуникационных услуг в России. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 5 (3). - С 472 -477.
46. Магомедов Р.М. Анализ российского рынка IT-услуг // Территория науки. - 2017. - №1. - Сс. 145 - 151.
47. Рыженков А. Я. Принципы правового регулирования естественных монополий в рамках Евразийского экономического союза // Евразийская адвокатура. - 2016. - №1 (20). - Сс. 107-111.
48. Седых И. А. Обзор отраслей и рынков. Рынок компьютерных услуг. Спб: ВШЭ. - 2017 - С. 70.
49. Тарасов О.А. Анализ концентрации на российском рынке стартерных автомобильных аккумуляторных батарей в 2011-2013 гг. // Науковедение. - 2016. - №4 (8). с. 1-8.
50. Тимофеева, И. H Установление тарифов на услуги Интернет- провайдера на основе принципа синергетического ценообразования / Тимофеева И.Н. // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2011. - № 5. - С. 362-365.
51. Шемякин А. С., Датьев И. О. Связь в северных регионах Российской Федерации // Труды Кольского научного центра РАН. - 2014. - №5 (24). - С. 27-40.
Электронные ресурсы
52. Исследование ПАО «Яндекс» «Развитие интернета в регионах
России», 2016 г. [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_intemet_regions_2016, свободный. (Дата обращения: 30.10.2017 г.).
53. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/metsv.pdf, свободный. (Дата обращения: 30.10.2017 г.).
54. ЕМИСС. Государственная статистика [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicators/, свободный. (Дата обращения: 30.10.2017 г.).
55. Официальный сайт АО «ТСИ» [Электронный ресурс] Режим доступа: tuva.ru, свободный (Дата обращения: 30.10.2017 г.)
56. Eglitec - Умное ценообразование [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.eglitec.ru , свободный (Дата обращения: 30.10.2017 г.)
57. Брайан Бирн и Грег Аймирзян. Определение бизнес-правил при помощи моделей IBM Industry Models. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/dm-0809byme/index.html свободный. (Дата обращения: 01.03.2018 г г.).
58. Гарант.ру Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]
/ - Режим доступа: http://www.garant.ru/, свободный. (Дата обращения:
01.03.2018 г.).
59. Гарант.ру Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]
/ - Режим доступа: http://www.garant.ru/, свободный. (Дата обращения:
01.03.2018 г.).
60. Machine Learning. Andrew Ng. Курс на Coursera от Stanford
University [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
https://www.coursera.org/learn/machine-learning/, свободный. (Дата обращения:
01.03.2018 г.).
61. Официальный сайт ПАО «Ростелеком» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tuva.rt.ru/, свободный (Дата обращения: 30.10.2017 г.)
62. Официальный сайт ООО «ИТ Системы» [Электронный ресурс] Режим доступа: rvnet.ru/, свободный (Дата обращения: 30.10.2017 г.).