Введение 3
1. Теоретические и правовые аспекты формирования и реализации
жилищной политики 7
1.1. Жилищная политика, структура и процесс управления 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование жилищной политики в Российской
Федерации 12
1.3. Основные направления и инструменты реализации жилищной политики
в Российской Федерации 21
2. Практические аспекты анализа формирования и реализации
жилищной политики в столичных городах Российской Федерации 27
2.1. Сравнительный анализ реализации жилищной политики в столичных
городах Российской Федерации 27
2.2. Анализ системы управления жилищной политикой в столичных городах
Российской Федерации 44
3. Проблемы и перспективы развития жилищной политики 84
3.1. Основные проблемы формирования и реализации жилищной политики в
столичных городах Российской Федерации 84
3.2. Основные направления совершенствования жилищной политики в
столичных городах Российской Федерации 94
Заключение 106
Список использованных источников 1
Проблема повышения обеспеченности населения жильем является острой для большинства стран, однако ее решение является сложным многоэтапным процессом и требует постоянного совершенствования реализации жилищной политики. Актуальность исследования реализации жилищной политики в столичных городах Российской Федерации определяется современным этапом развития общества нашей страны, проведением социально-политических и экономических преобразований, изменениями в экономической и политической сферах российского общества. В современных российских научных исследованиях уделяется большое внимание проблемам разработки моделей распределения жилищного фонда среди населения, оценке доступности жилья, прогнозированию развития рынка недвижимости и методам финансирования строительства, что еще раз подтверждает актуальность выбранной темы.
Жилищный вопрос - один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, как решаются проблемы реализации жилищной политики, в большой степени зависит и социально-политическая и социальноэкономическая обстановка в городе, ее состояние может служить показателем общего благополучия города.
Привлекательность проживания в том или ином городе обусловлена вышеназванными факторами, ведь жить в доступном, комфортном, качественном жилье куда приятнее, чем в ветхих или аварийных жилых помещениях.
Цели жилищной политики во многом обусловлены особенностями государственного строя, установленного на той или иной территории, идеологии государства, именно на основе общего политического курса формируются средства и методы достижения жилищной обеспеченности населения в каждом из городов.Обеспеченность населения жильем является одним из конституционно установленных прав человека, проживающего на территории страны, гарантом реализации которого выступает государство. Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на собственное жилье и не может быть лишен его, а также статья определяет обязанность государства способствовать жилищному строительству и оказывать помощь в приобретении жилья льготным категориям граждан. Все это и является основой взаимосвязи жилищной и социально-экономической политики государства, так как для Российской Федерации характерно устранение проблем жилищной обеспеченности при помощи привлечения собственных средств населения.
В целом под жилищной политикой понимается систематическая деятельность органов государственной и муниципальной власти, направленная на достижение оптимального уровня обеспечения населения комфортным и доступным жильем. Жилищная политика базируется на нормативно-правовых актах государства и реализуется через комплекс мероприятий, установленных в государственных программах социально-экономического развития. Реализация таких мероприятий происходит через государственные структуры-специализированные учреждения или общественные объединения, цель функционирования которых и состоит в фактическом выполнении государственных обязанностей.
Целью данной работы является анализ системы формирования и реализации жилищной политики в столичных городах Российской Федерации для выявления основных проблем и путей совершенствования данной сферы.
Объектом нашей работы является жилищная политика выбранных столичных городов РФ.
Предметом -социальные и экономические отношения, возникающие в процессе формирование и реализация жилищной политики в выбранных столичных городах РФ.
Для выполнения данной работы и проведения анализов нами были выбраны следующие столичные города: Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Саранск, Ижевск, Ульяновск, Чебоксары, Уфа, Ростов-на-Дону и Самара.
Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, структуру и процесс управления жилищной политикой;
2) рассмотреть нормативно-правовое регулирование жилищной политики в Российской Федерации
3) выявить основные направления и инструменты реализации жилищной политики в РФ;
4) провести сравнительный анализ реализации жилищной политики в столичных городах Российской Федерации;
5) провести анализ системы управления жилищной политикой в столичных городах Российской Федерации
6) выявить основные проблемы формирования и реализации жилищной политики в столичных городах Российской Федерации;
7) предложить основные направления совершенствования жилищной политики в столичных городах Российской Федерации.
В работе использованы общенаучные методы исследования. Применялись методы статистического анализа, методы сравнения и группировки данных, количественный анализ, метод анализа документов, а также метод ранжирования.
Структура данной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, трех глав и заключения.Первая глава посвящена теоретическим и правовым аспектам формирования и реализации жилищной политики в РФ.Вторая глава содержит анализа формирования и реализации жилищной политики в столичных городах РФ. В третьей главе
сформулированы основные проблемы и развития жилищной политики в городах.
Проблема улучшения жилищных условий в настоящее время одна из наиболее острых в России. Состояние жилищного фонда и наличие доступного и комфортного жилья для различных категорий граждан наглядно отражают степень социально-экономического развития страны, уровень жизни населения и социальный климат в обществе.
Улучшение жилищных условий является одним из основных показателей повышения благосостояния граждан, предпосылкой политической и экономической стабильности государства.
Сегодня наступил тот момент, когда активное формирование комфортного и рационального пространства для проживания населения России становится одной из важнейших задач государственной политики.
Жилище не только является продуктом труда и потребительским товаром, но и выполняет комплекс специфических, присущих только ему функций, отличных от других потребительских товаров длительного пользования. Оно обеспечивает сохранение физического существования и нормальную жизнедеятельность человека, формирует его как личность, реализует хозяйственные и духовные потребности, являясь той материальной основой, на которой развивается и строится семья. Только человек, который имеет достойные условия проживания, способен производительно трудиться, создавая базу как своего благосостояния, так и всех своих сограждан.
Экономические и политические факторы, обусловливающие прямое вмешательство государства в жилищную систему, часто перевешивают социальные. Жилищная политика является важным средством государственного участия в решении жилищной проблемы.
Оптимальная стратегия государства на рынке жилья состоит в создании и стимулировании максимально благоприятных условий жизни для социально и экономически активных слоев населения, содействии в формировании среднего класса, с одновременной поддержкой социально незащищенных слоев населения, то есть уменьшением бедности.
Таким образом, приходится констатировать, что для большинства граждан жилье не является доступным, поскольку доходы населения и уровень цен на жилищном рынке не позволяют приобрести его в собственность.
Сегодня в России, с одной стороны, сформировались объективные условия для качественных, кардинальных изменений в жилищной политике, обеспечивающих достижение стратегических целей в этой области, с другой, накопившиеся проблемы приобретают все более и более острый характер, приближаясь к критической отметке, угрожающей социально-политической стабильности в обществе.
При этом концентрация только на текущих, актуальных проблемах, попытки решить их в режиме пожаротушения, будут непродуктивны. Они лишь создадут иллюзию позитивных перемен, отодвинут принятие назревших и крайне необходимых мер, способных трансформировать жилищное строительство из проблемной сферы в прорывное направление развития экономики страны. Образцом решительности и политической дальновидности в аналогичной ситуации мог бы служить Франклин Делано Рузвельт, который в тяжелейшие, кризисные для своей страны годы возглавил реализацию двух крупнейших проектов - обеспечение граждан доступным жильем через ипотеку и строительство автомобильных дорог. Именно они во многом предопределили современный облик Америки.
Анализ ситуации, сложившейся в области жилищной политики, реальный ход экономических реформ в жилищной сфере и необходимость принятия неотложных мер, направленных на кардинальное изменение положения с обеспеченностью населения жильем и определили необходимость постановки данного вопроса перед Президентом Российской Федерации, как гарантом конституционных прав граждан, в присутствии региональных лидеров.
Из вышеизложенного становится ясным, какое место занимает жилищная индустрия и рынок жилья в экономике общества. Опыт развитых стран убедительно свидетельствует о том, что в наиболее кризисные для этих стран периоды развития именно решительная и адекватная политика в жилищной сфере становилась локомотивом, вытягивающим из кризиса экономику в целом, позволяя одновременно решать сложные и тесно взаимосвязанные социальные и экономические проблемы.
Это, во-первых, жилищная индустрия является отраслью экономики, в результатах функционирования которой заинтересованы практически все без исключения граждане. Через реализацию эффективной жилищной политики на практике осуществляется известный принцип: богатство страны определяется богатством его граждан.
Во-вторых, жилищное строительство интегрирует в себе комплекс сопряженных отраслей промышленности - производство строительных материалов, оборудования и техники, создание транспортной инфраструктуры, сферу оказания жилищно-коммунальных услуг, развитие которых обеспечивает создание новых рабочих мест, в свою очередь формирующих платежеспособных спрос населения и увеличивающих налоговые поступления.
В-третьих, конечный продукт индустрии жилищного строительства - жилье - является, по общепризнанной в мире оценке, одним из наиболее ликвидных и надежных активов, обеспечивающим устойчивый приток инвестиций не только в эту сферу, но и в другие связанные с ней отрасли экономики. Формирование и эффективное управление этим активом на государственном уровне создает мощный стабилизирующий инструмент, позволяющий преодолевать кризисные явления в других отраслях, обеспечивает предсказуемость развивающихся в стране экономических процессов, и, в конечном счете, выступает действенным катализатором процесса интеграции страны в мировое экономическое сообщество.
Обеспечение доступности жилья открывает также возможность проведения эффективной миграционной политики, тогда как длительные очереди на жилье оказывают серьезное негативное влияние на мобильность рабочей силы и уровень безработицы, привязывая граждан к месту постановки на жилищный учет и препятствуя свободному переливу трудовых ресурсов в рамках экономического пространства страны.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходимы реальные механизмы функционирования жилищной политики, в частности использование программно-целевого подхода.
В ходе проведенной работы нами была достигнута поставленная цель: был проведен анализ системы формирования и реализации жилищной политики в столичных городах Российской Федерации на примере Казани, Самары, Ульяновска, Ижевска, Саранска, Уфы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Чебоксар и Ростова-на-Дону и выявлены основные проблемы и пути совершенствования данной сферы.
Кроме того, были достигнуты поставленные задачи, необходимые для достижения цели:
1) рассмотрены понятие, структура и процесс управления жилищной политикой;
2) рассмотрено нормативно-правовое регулирование жилищной политики в Российской Федерации
3) выявлены основные направления и инструменты реализации жилищной политики в РФ;
4) проведен сравнительный анализ реализации жилищной политики в столичных городах Российской Федерации;
5) проведен анализ системы управления жилищной политикой в столичных городах Российской Федерации
6) выявлены основные проблемы формирования и реализации жилищной политики в столичных городах Российской Федерации;
7) предложены основные направления совершенствования жилищной политики в столичных городах Российской Федерации.
Таким образом, подводя общий итог проделанной работы, можно утверждать, что действительно жилищная политика является одной из первостепенных по важности составляющей управленческого аспекта органов власти, поскольку решает первичные потребности каждого человека в жилье, а уже этот показатель является фундаментальным для последующего развития каждого индивидуума во всех сферах деятельности. Развитие человека, в свою очередь, является структурной составляющей развития семьи, как социально-экономической ячейки общества, каждая семья выступает, как индикатор развития экономики города, далее региона и, наконец, целой страны. И это лишь один из огромного числа примеров тому, почему формирование и реализация жилищной политики в столичных городах не просто не должны оставаться без внимания, но и следует приписать данному направлению главенствующую роль в социальноэкономическом и политическом развитии всего нашего государства. Очевидно, что на сегодняшний день наступил тот момент, когда активное формирование и реализация достойной жилищной политики, развитие комфортного и рационального пространства и жилья для проживания населения столичных городов Российской Федерации, а также всей нашей страны стало одной из важнейших задач государственной и муниципальной политики.
1) Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература,2014.
2) Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 04.06.2018)
3) Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ
4) Федеральный закон от 30 декабря 2004 № 215-ФЗ «О жилищных утверждении накопительных городах кооперативах»
5) Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента Российской Федерации № 607 от 28.04.2008 г. // Справочноправовая система Консультант Плюс.
Монографии и научные статьи
5) Аверченко, В. Рынок доступного жилья - пути активизации//Вопросы МСУ. - №2. - С. 65-70.
6) Березин, И. Способы формирования социального жилищного фонда и управление им в зарубежных странах. /И. Березин//Г ородское управление. -2007.-№8.-С. 74-84.
4) Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. М.: Наука, 1984. С. 187.
5) Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие/Л.А. Бурганова. - М.: ИНФРА-М, 2007 - 139 с.
6) Бушев А.Ю., Городов О.А., Губаева А.К. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008.
7) Гуторова А.Л. Система государственного управления.В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика.- М.: ГУУ, 2002.
8) Говоренкова, Т. История рождения муниципальной жилищной политики: опыт развитых стран/Т. Говоренкова//Муниципальная власть- 2007.-2.-С.94-104
9) Говоренкова, Т. История рождения муниципальной жилищной политики: опыт развитых стран/Т. Говоренкова//Муниципальная власть.- 2007.-2.-С.118.
10) Гришина Е.Ю. Административно-правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы и пути их решения. - М.: Проспект, 2009, с. 17-20.
11) Г рудцына Л.Ю., кандидат юридических наук, адвокат. Жилищная политики в России
12) Долаева З. Н., Биджиева Ф. К. Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 298-300. — URL https: //moluch.ru/archive/80/14421/
13) Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, 2001, № 6, с. 7.
14) Емельянова, Н. Социальное жилье требует особого внимания. Научные изыскания / Н. Емельянова //Строительная газета. - 2007.- №33. -С. 22-28.
15) Зотов В.Б.Система муниципального управления. СПб.: Лидер,2005.
16) Зотов В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. М.:ИНФОРМ, 2005.
17) Казачок, В. Национальный проект по доступному жилью нуждается в научном обосновании. Научные изыскания./В. Казачок // Строительная газета, 2006.-№3. - С. 23-26
18) Косарева, Н., Туманов, А. Об оценке доступности жилья в России/Н. Косарева, А. Туманов//Вопросы экономики. - 2007. -№7. - С. 4751
19) Крашенинников П.В. Жилищное право. - 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Статут, 2008
20) Лазарова Л. Особенности подхода к жилищной политике // Экономист. - № 10. - 2006.
21) Литвиненко В.В. Формирование современной жилищной сферы. - М.: Издательство СИП РИА, 2011.
22) Логинов М.П. , Муринович А.А. Муниципальный опыт
реализации социальных проектов // Муниципалитет: экономика и управление. Научно-информационный журнал, № 2, 2012. с.34-36.
23) Мацнев, О.В. Экономический механизм ипотечного кредитования в системе развития жилищного строительства // Сборник материалов «Опыт и проблемы развития ипотечного жилищного кредитования в регионах России» / Под ред. Н.Н. Рогожиной - М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. - С.76 - 98.
24) Михеев, В.Н. Живой менеджмент проектов/ В.Н. Михеев. М.: Эксмо, 2007.- 480 с.
25) Пахомова, Е. Опыт ипотеки в развивающихся странах - исторический аспект [Электронный ресурс]/Е.Пахомова. - Режим доступа: свободный.
26) Прокофьев К.Ю. Государственная жилищная политика: цели, задачи, принципы и проблемы формирования и реализации. Журнал «Региональная экономика: теория и практика» 2008.
27) Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы России. //Вестник РАН. Том 74. №3. С.209-218.
28) Рыжов, А.Б. О совершенствовании социальных гарантий в сфере жилищных прав малоимущих граждан/А.Б. Рыжов//Жилищное право. - 2007.-№5.-С.56-59.
29) Ряховская А.Н. Проблемы антикризисного управления ЖКХ в муниципальных образованиях. - Астрахань: Волга, 2010, с. 38-43.
30) Сеструхина А.О. Существующие подходы к оценке
эффективности управления местным развитием, Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 27. Июнь 2011 г.
31) Смирнов Е.Б. Воспроизводство жилищного фонда крупного города в условиях формирования экономических отношений рыночного типа.
32) Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт-Изда т, 2008.
33) Толкачев О.М. Для решения задач в сфере жилищной политики нужны серьезные усилия законодателей // Вопросы местного самоуправления. - №5 (21). - 2008.
34) Ушанова, Т. Программа «Социальная ипотека» [Электронный
ресурс]/Т. Ушанова. Режим доступа:
http://www.moskv.ru/artides/funtext/show/ id/7519, свободный.
35) Шамузафаров, А. Оценка состояния и перспектив развития социального жилья в России //Городское управление, №6.- 2007.-С.71-80
36) Шапкин, И.Н. Жилищная политика - в интересах каждого/ И.Н. Шапкин //Санкт-Петербургский строительный еженедельник.-2006. -№5. - С. 9-13
Учебники и учебные пособия
37) Жильё: комплексный взгляд / Под общ.ред. В.М. Агапкина. Научн. Ред. А.В. Черняк, В.З. Черняк. - М.: А.В.Ч. 2009.
38) Курс экономической теории : учебное пособие / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович ; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : Изд-во «ДИС», 1997. - 333 с
39) Лекции по экономике города и муниципальному управлению. - М.: Фонд «Институт экономики города».- 2004. -340 с.
40) Экономика градостроительства: Учебное пособие для ВУЗов/ Под ред. докт. экон. наук проф. Ю.Ф. Симионова.- М.: ИКЦ «МарТ», 2003, 384 с
41) Экономическое и социальное развитие регионов России // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА.-2006г. - С. 140-143